Законодательство екатерины 2

Законодательная деятельность Екатерины Второй

Екатерина Вторая

Екатерина выразила желание привести все правительственные места в должный порядок ,дать им точные «пределы и законы”.Исполнение этой мысли явилось в осторожном преобразовании Сената.

Н.И. Панин подал императрице обстоятельно мотивированный проект учреждений императорского совета(1762г.),доказывая несовершенства прежнего управления допускавшего широкое влияние фаворитизма на дела, Панин настаивал на учреждении законодательного ”верховного места”,состоящего из немногих лиц с законодательным характером деятельности, по словам Панина действие этого совета смогло «оградить самодержавную власть от скрытых иногда похитителей оной”, т.е.

временщиков. Но он предлагал старое средство : в России существовали «верховные места”(Верховный тайный совет и Кабинет),которые, однако не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности .С другой стороны ,”верховное место” ,усвоив законодательную функцию, стесняло бы верховную власть.

Таким образом Екатерине указали ,что крупная административная реформа, на которую она почти согласилась ,может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию ,управляемую олигархическим советом чиновной аристократии.

Понятно, что Екатерина не могла утвердить такого проекта. Отклонив предложения Панина, Екатерина сама составляет план упорядочивания законодательного материала ,в её планы входило создание новых законодательных норм ,которые содействовали установлению порядка и законности в государстве .Её мысль о выработке нового законодательства привела Екатерину к знаменитой «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения”,по поводу ,которой императрица впервые заявила о своих широких реформаторских планах.

О старых русских законах , действовавших при ней ,она отзывалась резко ,считала их вредными и систематизировать их не хотела. Она желала прямо установить отвлеченные общие правила, принципы законодательства и думала ,что это ей удастся.”Можно легко найти общие правила — писала она Вольтеру в 1767 г. — но не подробности. Это почти все равно ,что создать целый мир”.Екатерина отказалась от помощи чиновничества и «легкое «,как она думала, дело установления принципов будущего кодекса Екатерина взяла на себя.

Трудности установления подробностей она нашла всего приличнее возложить на земских представителей ,нуждам которых должны были удовлетворить новые законы.

Уже с 1765года Екатерина усидчиво принялась за изложение законодательных принципов.”Два года я читала и писала ,не говоря о том полгода ни слова”- говорит сама императрица. Статьи ,заготовленные Екатериной ,были её Наказом. Главнейшие литературные источники это: L` Esprit des Lois Монтескье ,Institutions politigues Бифельда и вышедшее в 1764 г.

Сочинения итальянца Беккариа «О преступлениях и наказаниях .Добрая половина статей Наказа есть пересказ «Духа законов”(Монтескье).Таким образом, свои принципы нового русского законодательства Екатерина установила на почве философско — публицистических умствований современной европейской литературы .Эти принципы ,были в высшей степени либеральны, с другой стороны чужды русской жизни .В своём Наказе Екатерина утверждает ,что единственной возможной для России формой власти является самодержавие как по обширности страны ,так и потому ,что одной власти лучше повиноваться ,чем многим господам и «Россия есть европейская держава.”Итак ,по мнению Екатерины, древняя Россия жила с чуждыми нравами ,которые следовало переделать на европейский лад, потому что Россия — страна европейская .После осуждения Наказа , напечатано было менее четверти того, что она составила Возражения избранных её цензоров направлены были на то ,что было либерально, и не соответствовало русским нравам.

Цензура заставила Екатерину отказаться от напечатания весьма важных для неё частностей .Уступчивость Екатерины в деле составления Наказа доказывает её зависимость от окружения в первые годы правления и несоответствия её личных воззрений взглядам , которые она высказывала официально.

Наказ ,сокращенный и выдержавший цензуру сотрудников Екатерины ,после опубликования произвел сильное впечатление и в России и за границей .Во Франции он был даже запрещен .Наказ содержит 20 глав(две главы 21,22 о полиции и о государственном хозяйстве Екатерина приписала к Наказу уже в 1768 году и более 500 параграфов .Наказ ,как того и хотела Екатерина ,есть только изложение принципов ,какими должен руководится государственный человек ,пишущий законы.

Деятельность комиссии

Рассмотрим вопрос разработки подробностей нового законодательства .Для составления нового кодекса манифестом 14декабря 1766г. были созваны в Москву представители сословий и присутственных мест .Их собрание получило название «Комиссии для сочинения проекта нового уложения”. Основания представительства были различны :одни части населения посылали представителей уезда, другие — от провинции ,третьи- от отдельного племени ,четвертые от присутственного места, одни избирали посословно (дворяне и крестьяне),другие -по месту жительства(горожане -домовладельцы ,инородцы.)Частновладельческие крестьяне и совсем были лишены права представительства .Не было и прямых представителей духовенства.

Депутат обеспечивался на время пребывания в комиссии казенным жалованьем и должен был в Москву привезти инструкцию от своих избирателей с изображением их нужд и желаний .Эти инструкции получили названия депутатских наказов ,а Наказ Екатерины стал называться «большим Наказом”.Депутаты навсегда освобождались от казни, телесного наказания и конфискации имения, за обиду депутата виновный нес двойное наказание.30июля 1767 года с торжеством были открыты заседания Комиссии в Грановитой палате в Москве .

Всех представителей ,явившихся в Комиссию ,было 565.Одна треть из них были дворяне ,другая треть -горожане ,из сельского класса до 100 и от присутственных мест было 28.Общее собрание Комиссии выделило из себя комиссии ,которые должны были провести вспомогательные и подготовительные работы .Одна из комиссий ,дирекционная ,руководила занятиями как частных комиссий ,так и общего собрания .

А так как отношения частных комиссий и общего собрания не были точно определены , то неизбежны были беспорядок и путаница в их деятельности . Так несовершенство внешней организации дела , её сложность и неопределённость создавали первое препятствие для успешного ведения дела. В ходе занятий Комиссии найдём и другие препятствия.

Общее собрание прежде всего прочитало Наказ императрицы и узнало из него те отвлечённые принципы деятельности , которые ему ставила Екатерина. Вместе с тем члены собрания привезли с собой более 1000 депутатских наказов , должны были ознакомиться с ними и уяснить те нужды и желания русского общества , какие в них находились.

Эти нужды и желания депутаты должны были примирить с теоретическими желаниями наказа и слить их в гармонически стройный законодательный кодекс . Для такой цели необходимо было разобрать депутатские наказы и привести в систему всё их содержание .

Этот кропотливый труд мог быть совершён только специальной комиссией , потому что был неудобен для собрания в 500 человек . Наряду с систематизацией депутатских наказов существовала другая подготовительная работа , не доступная общему собранию — систематизация или простое собрание старых законов .

Пока обе эти работы не были исполнены , общему собранию нечего было делать, оно должно было ждать их исполнения и затем уже обсуждать приготовленные материалы и согласовать их с теоретическими началами . Но этих работ не думали исполнять предварительно и ожидали их от общего собрания.

Екатерина на общее собрание возлагает обязанность «читать законы , в поправлении которых более состоит нужды” , и «читать наказы , разобрав по материям и сделав выписку”.

В этом скрывается отсутствие ясного представления о том , что подготовительные законодательные работы недоступны для обширного собрания , не имеющего в них достаточного навыка .

Так , рядом с несовершенствами внешней организации и неумелая постановка самих задач , смешение подготовительных работ с прямой обязанностью Комиссии служили вторым препятствием к успеху дела . Прочтя наказ Екатерины , она приступила к чтению наказов депутатских и прослушала несколько крестьянских наказов . Не окончив этого дела , она перешла к чтению законов о дворянстве , затем о купечестве .

Потратив на это около 60 заседаний , Комиссия занялась вопросом о правах остзейских дворян и не окончила этого дела , как не кончила прежних . В конце 1767 г. Комиссию перевели в Петербург , где она также переходила от предмета к предмету и ничего не достигла . В конце 1768 г. члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией .

Частные комиссии работали немногим лучше . Екатерина чувствовала неуспех дела , старалась ему помочь , посылала наставления Комиссии и не добилась ничего . Так рядом с другими препятствиями неумение ближайших руководителей (маршал Бибиков) дела мешало его успеху .

Екатерина оценив обстановку распустила общее собрание и оставила некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года.

Общее собрание было распущено на время.

Подготовительные работы не прекратились ,но их обсуждение в общем собрании было отсрочено.

Шпаргалка: Законодательная деятельность Екатерины II

Это был правильный шаг в ходе законодательных работ, но с 1775 года Екатерина стала забывать о своей Комиссии и решила повести свою законодательную деятельность без её участия.

Комиссия не была созвана вторично. Блестящие и широкие планы не осуществились ,затея нового законодательства не удалась.

Вследствие:

1.Отсутсвия подготовительных работ.
2.Непрактичности и неопределенности внешней организации дела.
3.Практического неумения руководителей.

Комиссия не только не совершила всего своего дела ,не только не обработала какой -ни будь части кодекса, но даже в полтора года, в 200 своих заседаниях, не прочла всех депутатских наказов.

Грандиозный проект нового законодательства был недостижимой утопией ,прежде всего по количеству необходимого для него труда. Кроме того ,нельзя было примирить либеральные принципы французской философии с противоречивыми желаниями русских сословий.

Депутаты стояли в этом отношении среди многих исключающих друг друга противоположностей , и можно ручаться ,что они никогда не вышли бы из них, как не могла выйти из них сама Екатерина.

Несмотря на полную неудачу Комиссии, она все-таки имела важные последствия для последующей деятельности Екатерины. В этом плане большую роль сыграло собрание депутатов 1767-1768 года. Депутаты привезли массу наказов, их выступления были оставлены в архивах Комиссии, таким образом мнения как сословий ,так и отдельных избранных ими лиц о предметах ,интересовавших Екатерину ,были высказаны.

Сохраняя свои принципы ,она овладела теперь мнениями и желаниями русского общества и могла их изучать обстоятельно. По её собственному признанию ,Комиссия подала «свет и сведения о всей империи и с кем дело имеем и о ком пешись должно”.

На почве отвлеченной философии и ясно высказанных земских желаний ей предстояла возможность строить законодательные реформы, которые могли быть ответом на земские желания .С неудачей Комиссии не умирало её дело .Если оно не удалось депутатам ,то могло быть по силам императрице. Созывая Комиссию ,Екатерина имела только принципы ;Комиссия показала ,что именно надо исправить ,к чему нужно приложить эти принципы ,о чем прежде всего «пещись должно”.Она принялась по частям выполнять свой план ,дала ряд отдельных законоположений ,из которых замечательны губернские учреждения 1775 года и грамота сословиям 1785 года.

назад

ВВЕДЕНИЕ

В июне 1762 года очередным в тогдашней России государственным переворотом на престол была возведена императрица Екатерина II От своих предшественников — Елизаветы и Петра III — она наследовала ворох государственных проблем: требования дворянства о расширении своих привилегий, крестьянские волнения, недовольство армии, бюджетный дефицит, апатию высшей и безудержное своеволие местной администрации, паралич судебной системы, в недрах которой было не редкость, по выражению современника, "проволочить дело лет с 20 и правосудия не сыскать", неупорядоченность, а иногда и простое отсутствие законов.

Еще лет за десять до того, в правлении Елизаветы, правительство с видным государственным деятелем Петром Шуваловым во главе стало осознавать, что большие и малые проблемы — во многом порождение общего кризисного состояния, в котором оказалась власть и страна к середине 18 века.

Были предприняты административные, финансовые, военные и правовые реформы. Власть начала искать новые, не диктаторско-полицейские (как то было в России, начиная с ПетраI) формы политического взаимодействия с дворянством и торгово-промышленным классом. В этой новой политике важная роль отводилась реформированию законодательства: оно должно было стать и более упорядоченным, и более современным, заботится не только о совершенстве репрессий в государстве, но и об интересах общества, главным образом дворянства, все более явно заявлявшего о своих "вечных и неотъемлемых правах".

В поисках путей государственной реформы закон и его качество выходили на первый план.

Это отвечало духу времени, новым веяниям, которые принесла с собой в 18 в. Эпоха просвещения.

Установление абсолютизма, ярче всего знаменованное в России правлением Петра 1, утвердило и идею строгой законности: изданные монархом законы суть незыблемые и неукоснительные правила поведения поданных, "фортеция правды", гарантия правильной государственной деятельности. Для самого Петра 1 тот закон бал наилучшим, в котором возможно прямее и непосредственнее была высказана его монаршая воля.

Со временем, однако, в это понимание отношений власти монарха и законности включилось новое требование: монарх — отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства (как о том декларировал и сам Петр), то должен и сам повиноваться законом своей страны.

"Кто хранит законы и владеет народами, — писал Ф.

Фенелон в своей знаменитой тогда философскими и моральными сентенциями книге "Приключения Телемака", — сами должны повиноваться законам; всегда подобает закону царствовать, а не человеку". Еще позднее пером французских просветителей понимание смысла закона углубилась: для блага общества недостаточно, чтобы государь был слугой им же изданного закона, надо, чтобы и сам закон был непроизволен по содержанию (тиран вполне свободен наиздавать тиранских законов и тирански же по ним управлять, как это следовало из древнегреческой истории и правления знаменитого Драконта).

Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении — дело разумного, понимающего свои границы своей власти монарха. Такова была государственная идея нового, правового, или "просвещенного", абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II .

Спустя два года после восшествия на престол, упорядочив некоторые наиболее жгучие государственные проблемы, Екатерина вплотную задумалась над глобальной реформой российских законов.

А через это — и всего общества, согласно с представлениями того времени. Сделать она это решила путем собственной законотворческой работы. "Впервые три года царствования моего, — напишет она на склоне лет, — вывела у себя в уме заключение, что образ мысли вообще, да и самый гражданский закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех вообще вещей правил, мною писанных и утвержденных.

31. Попытки систематизации законодательства при Екатерине II.

И для того я начала читать, потом писать Наказ Комиссии уложения. Два года я и читала, и писала, не говоря о том полтора года ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи, и чтоб довести до высшей степени благополучия всякого рода живущих в ней — как всех вообще, так и каждого особенно"…

1 ЗАКОНЫ, ОСНОВАНИЕ ДЕРЖАВЫ СОСТОВЛЯЮЩИЕ

1,1 "НАКАЗ" ОДОБРЕН

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственную работу над законодательным проектом, в котором она хотела сформулировать и закрепить самые основные принципы организации государства и правовой политики — своего рода философско-правовую конституцию общества.

С самых первых набросков работы была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве — выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по французик.

Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трех раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и ее секретарей, относящихся к "Наказу", сохранились доныне — вплоть до маленьких листочков с поправками букв или цифр.

К маю 1766 года был готов, почти завершенный текст — в нем было свыше полутора десятков глав и более 400 сот статей.

Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М.И.

Воронцову. В.Г. Баскакову, А.П. Сусарокову, высшим церковным иерархам. Все они, безусловно, одобрили "Наказ", хотя и порекомендовали некоторые исправления. (Только поэт и драматург Сумароков относился с иронией к законодательным замыслам автора).

Исправления были учтены Екатериной при окончательной доработки текста летом 1766 года. Так же она сделала некоторые сокращения в разделах о крепостном крестьянстве и церковной политике, а также прибавила две главы о городах и правах так называемого "среднего рода людей" (не дворян и не крестьян). Завершив свой труд, Екатерина, решила созвать из представителей основных сословий тогдашней России особое Собрание по выработке свода новых законов — своего рода Земский собор.

Ее труд должен был стать сводом общих правил работы Собрания и принципами будущего законодательства, которое конкретно разработает это Собрание представителей.

В июле 1767 года в Москве собрались с выше 500 выбранных на местах депутаты, образовавших и "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет.

30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили свежеотпечатанные тексты Свода правовых принципов.

Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, вторичной, заимствованной. Однако в итоге у Екатерины вышло самостоятельное по конструкции и по политическим принципам творение.

Разработанные ею постулаты законов были направлены на упрочение неограниченной власти монарха, законности, основанной на "разумной снисходительности", на гарантию гражданских прав в виде привилегий сословиям, на общее реформирование текущего и правовой системы в духе этих начал.

1,2 "СТРЕМЛЕНИЕ ЗАКОНА К БЛАЖЕНСТВУ КАЖДОГО И ВСЕХ…"

Первые пять глав фиксировали самые важные принципы власти государственного правления в России как непререкаемые, "фундаментальные" начала жизни общества вообще.

(В "Наказе" было и небольшое введение, где Екатерина развивала мысль о том, что стремление закона к блаженству каждого и всех есть и правило христианского вероучения). Одна из самых первых статей "Наказа" провозглашало Россию европейской державой.

У этого положения был важный политический подтекст: следуя критериям Монтескье, все закономерности европейской государственности присущи России, несмотря на ее особую обширность. Главная из таких закономерностей — " Государь в России самодержавный ; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством такого великого государства" (ст.

8). А "всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно" (ст. 11). Однако у новой, правовой, монархии новая цель: все действия людей "направить к получению самого большого ото всех добра" (ст.13), способствовать процветанию общества, гарантировать права граждан-подданных.

Государь не может и не должен везде править сам, хотя именно он полагался юридическим источником всякой власти в государстве (это показывает, что "Наказ" вполне сохранял абсолютизм монархии).

Законодательная деятельность Екатерины II

Домашнее задание выполнила студентка 1 курса, 7 гр. очного отделения социально-экономического факультета Пушкина Анна Владимировна

Академия Труда и Социальных Отношений

Кафедра Философии и политологии

Москва, 2003.

1.1 Введение

В ряду самодержцев Российской империи много сильных, волевых личностей, политическая и законодательная деятельность которых оказала огромное влияние на рост не только России в целом (в плане экономики, внешнеполитических отношений), но и отдельных социальных слоёв, жизнь и культуру общества.

Постепенная модернизация жизни в России, основной толчок которой дала "европейская политика" Петра I, была продолжена и другими монархами, эпоха которых сыграла не менее важную роль в формировании мощной Российской империи.

Российская императрица Екатерина II была властной законодательницей; в своём управлении государством она стремилась к реформам и внесла неоценимый вклад в развитие и укрепление России. Эпоха её правления (вторая половина XVIII века) выделяется историками как отдельный этап в развитии империи, так как именно Екатериной II был проведён курс реформ в социально-политической жизни России, направленный на её модернизацию и укрепивший государственную власть в стране.

Эта законодательная деятельность императрицы отвечала духу времени, новым европейским веяниям и идеям, которые принесла с собой в XVIII веке эпоха Просвещения.

Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II, как основное отражение принципов эпохи Просвещения в России, интересна не только своими нововведениями, но и сочетанием западных веяний с самобытностью России. Поэтому в своём реферате я хочу затронуть не только сами реформы по модернизации жизни в эпоху правления Екатерины II, но и их последствия.

Установление абсолютизма, ярче всего знаменованное в России правлением Петра I, утвердило и идею строгой законности: для самого Петра I тот закон был наилучшим, в котором возможно прямее и непосредственнее была высказана его монаршая воля.

Со временем, однако, в это понимание отношений власти монарха и законности включилось новое требование: монарх отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Такова была государственная идея нового, правового или "просвещённого" абсолютизма, ставшего основой модернизации в России во времена правления Екатерины II.

Естественно, что при рассмотрении темы, в первую очередь, стоит опираться на рассмотрение реформ и законов, изданных императрицей с целью сформулировать и закрепить самые основные принципы организации государства и правовой политики.

Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России.

Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов. А через это — и всего общества, согласно с представлениями того времени.

Осуществить такую модернизацию Екатерина II решила путём собственной законодательной работы, важнейшими принципами которой были постепенность, последовательность, учёт общественных настроений и провозглашение основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.

"В первые три года царствования моего, — писала Екатерина II уже на склоне лет, — вывела у себя в уме заключение, что образ мысли вообще, да и самый гражданский закон не может получить поправления инако, как установлением полезных для всех вообще вещей правил, мною писанных и утверждённых.

33. Сословное законодательство Екатерины II.

И для того я начала читать, потом писать Наказ Комиссии уложения. Два года я и читала, и писала, не говоря о том полтора года ни слова, последуя единственно уму и сердцу своему с ревностнейшим желанием пользы, чести и счастья империи, и чтоб довести до высшей степени благополучия всякого рода живущих в ней — как всех вообще, так и каждого особенно".

2.2 Приход к власти Екатерины 2

Будучи по происхождению немкой, Е.II понимала, что императрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила.

Трудно перечислить все, что сделала Е.II для пользы и славы России.

Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума.

В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.

Е.II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой.

Е.II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Здравохранение тоже привлекало внимание Е.II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь.

А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.

Е.II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

Забота Е.II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах  главные, в уездных  малые.

Это было новое дело.

Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную и художественную литературу).

Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.

Время царствования Е.II называют эпохой просвещенного абсолютизма.

Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.

При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.

Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Е.II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности.

Политика Е.II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Е.II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером и французкими энциклопедистами и щедрые денежные подношения им.

Задачи “просвещенного монарха” Е.II представляла себе так: “1.

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.

В реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.

3.1 "Наказ" и Комиссия 1767 — 1768 гг.

В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве — выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски.

Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *