Трудовая концепция антропогенеза


Этапы антропогенеза

 

86. Соотношение биологических и социальных факторов антропогенеза. "Трудовая" теория Ф. Энгельса.
Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

Происхождение человека как существа биосоциального явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы – это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными. По основным же признакам, характерным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, способности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас – сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате таких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляция. С развитием цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает снижаться. В результате усиления взаимодействия между народами начинает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя на это и уйдут тысячи и тысячи лет.

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 266; Нарушение авторских прав

Антропогенез — происхождение человека, становление его как вида. Антропогенез неразрывно связан с социогенезом — формированием общества. Поэтому движущими силами антропогенеза являются не только биологические, но и социальные факторы. Биологические факторы (по Дарвину) — это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор; согласно синтетической теории (СНТ) эволюции — мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, естественный отбор.

Социальные факторы — трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Биологические факторы антропогенеза были вскрыты Ч. Дарвиным и его последователями, социальные факторы — Ф.

Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).

Предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах. В результате уменьшения площади лесов они перешли к наземному образу жизни.

На открытых пространствах они вставали на задние конечности, чтобы лучше обозревать местность. Со временем такое положение тела из случайного перешло в необходимое. Прямохождение привело к высвобождению передних конечностей от функции передвижения. Постепенно они совершенствовались и обеспечили возможность осуществления человеком трудовой деятельности.

Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий.

Возникла необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора постепенно преобразовались в органы членораздельной речи человека.

Использование огня для согревания позволило человеку расселиться в области с более холодным климатом. Термическая обработка пищи способствовала ее лучшему усвоению.

Употребление термически обработанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, уменьшению лицевого черепа и одновременно к увеличению головного мозга.

Изготовление орудий труда, совместный труд и охота привели к развитию головного мозга, мышления и сознания, совершенствованию труда и речи.

Роль биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза была неодинаковой.

На начальных этапах становления человека (древнейшие и древние люди) основную роль играли биологические факторы. Под действием естественного отбора формировались морфологические особенности человека: сложное строение головного мозга и кисти, вертикальное положение тела.

В дальнейшем, овладев культурой изготовления орудий труда, производством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных природных факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора.

О снижении роли биологических факторов свидетельствует общность морфологических признаков ископаемых людей современного типа и ныне живущих.

В то же время человек в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование человека стало невозможным, т.е.

человек занимает особое положение в природе, являясь одновременно и биологическим, и социальным существом. Дальнейшая эволюция человека, видимо, будет определяться в основном социальными факторами.

Что касается биологических факторов эволюции, то в современном обществе их действие претерпело значительные изменения.

Естественный отбор, хотя и замедлил свое действие, идет на всех стадиях онтогенеза. Но при этом он теряет свою ведущую роль как фактор видообразования и в известной мере выполняет лишь стабилизирующую функцию. Изоляция также теряет свое значение. Наблюдается смешивание генофондов популяций разных регионов, народов, рас. Популяционные волны фактически не оказывают эволюционного действия, поскольку численность человечества не подвержена значительным колебаниям. Мутационный процесс сохранил свое значение.

В некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами. Ослабление действия отбора может привести к накоплению вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей.

Трудовая теория антропогенеза

Разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не включил в нее влияние социального фактора. Кроме того, в его теории отсутствует рассмотрение качественного отличия разума человека от психики животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

Внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза.

Согласно этой концепции, приобретение гоминидами способности к прямохождению, а также значительное увеличение мозга и совершенствование его структуры привели в конечном итоге к превращению передних конечностей в орган для изготовления орудий труда. Переход к изготовлению орудий труда знаменует решающий скачок в процессе превращения обезьяны в человека и возникновения человеческого общества. Кроме того, орудия труда являются и основным способом передачи социального опыта, т.е.

лежат в основе новой, социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает.

Следовательно, становление человека и общества — процесс взаимосвязанный, это процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

Один из авторов трудовой теории антропогенеза Ф. Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» подчеркнул решающую роль труда не только в изготовлении орудий труда и удовлетворении потребностей человека, но и в изменении самой сущности человека, возникновения его сознания, мышления и речи.

В начале 1960 г. английский ученый Л. Лики нашел останки древнего гоминида, жившего приблизительно 2 — 3 миллиона лет назад, которого он назвал Homo habilis, или «человек умелый».

Хабилисы занимают промежуточное положение между австралопитеками и питекантропами. По анатомическим признакам они отличаются от австралопитеков более развитыми, короткими и сильными передними конечностями, способными использовать более крупные и обработанные камни и другие предметы природы. Объем их мозга превышал объем мозга австралопитеков, но был меньше мозга питекантропа. Они занимались коллективной охотой на крупных животных.

Охота в рамках стада предполагает уже определенную организацию внутри него, в частности распределение функций между охотниками и иерархическую структуру самого стада, в котором выделяется вожак и его ближайшие помощники.

Охота, рыбная ловля привели древнейших людей к необходимости создания предметов, которые могли быть в дальнейшем использованы как орудия не столько как средства обороны и нападения, сколько как орудия труда.

Огромное значение в эволюции гоминид имело использование огня.

Открытие его имело чисто случайный характер. Наблюдая пожары, вызванные ударом молнии, первобытные люди могли убедиться во многих полезных свойствах огня. Пока не могли добывать его сами, люди старались сохранять и поддерживать огонь. Огонь согревал жилища синантропов, а это имело немаловажное значение в связи с наступившим похолоданием климата. С помощью огня они начали готовить мясную пищу, которая лучше усваивалась и давала больше энергии организму.

Горящие головешки можно было использовать и в обороне от врагов и нападении на зверей.

Примерно 120 — 100 тысяч лет назад далекие предки людей научились самостоятельно добывать огонь. В эту эпоху существовал уже новый тип древних предков человека, которых называют неандертальцами (200 — 35 тысяч лет назад). Они являются предками кроманьонцев, ископаемых людей современного типа, которые значительно ближе к Homo Sapiens (человеку разумному) нашего времени как по физическому развитию (рост 180 см), так и объему мозга (1600 см3)

Таким образом, первым решающим условием для отделения человека от мира животных и возникновения человеческого общества стало,

во-первых, производство орудий труда,

во-вторых, возникновение разделения труда,

в-третьих, такое разделение и специализация труда привели к значительному повышению его производительности.

Развитие орудий труда и форм трудовой деятельности служит основой эволюции материальной культуры.

В качестве древнейшей эпохи человеческой истории выделяют каменный век. В рамках каменного века выделяют палеолит, или древний каменный период, когда преобладали галечные орудия труда, ручные рубила и оббитые с одной стороны большие галечные камни, или чопперы. В среднем палеолите при изготовлении составных орудий наряду с камнем используются также кость и дерево.

Коренное изменение в орудиях и характере труда произошло в неолите, или новом каменном веке.

От собирательства и охоты первобытные люди перешли, во-первых, к мотыжному земледелию, выращиванию хлебных злаков и других растений; во-вторых, к скотоводству посредством приручения диких животных. Это заставило их вести оседлый образ жизни и начать строить постоянные жилища.

На основе таких коренных изменений в развитии производства и общественной жизни в целом формировались и новые социальные и нравственные отношения между людьми.

Уже в рамках первобытного стада охотников возникает отношение единства между охотниками, в котором преодолевалось унаследованное от животных предков враждебное отношение друг другу. Вместо инстинктов постепенно выдвигается простейшая мораль, которая выражалась в форме таких запретов, как «не убий» и «не укради».

Одновременно с совершенствованием трудового мастерства, укреплением сплоченности коллективов и формированием простейших правил морали происходило и развитие сознания первобытных людей, их мышления и речи.

Цепочка предшественников современного человека выглядит так: рамапитек жил на территории от Индии до Африки около 14 млн.

лет назад. Ок. 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга — сивапитек, оставшийся в Азии. Общий предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке. В Африке найдены останки человека умелого (поскольку умел изготовлять и применять первобытные каменные орудия труда) – зинджантропа, жившего 2 млн.

лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. Древнейшее человекообразное существо – австралопитек(от 4 до 2 млн.

лет назад). Далее: питекантроп (1,9 – 0,65 млн. лет назад), синантроп (400 тыс. лет назад) и неандерталец – ранняя форма homo sapiens (от 30 до 40 тыс.

лет назад).

Антропогенез не существует в виде линейного процесса. Немецкий исследователь Ф. Кликс приводит дерево эволюции (см.

рис.), показывающее, что в раннее время существовало одновременно множество родственных видов, большинство из которых вымерло[21].

Основная проблема восстановления эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. Наши не очень близкие, в настоящее время живущие родственники — шимпанзе и горилла — были связаны с нами общим предком не менее 7 млн. лет назад.

Очевидно, развитие процесса антропогенеза завершается вместе с прекращением видообразования человека, что произошло 30 – 40 тыс.

лет назад. Отныне в основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в жизнедеятельности человека и заменяется социальной информацией.

Рис. Общая схема развития гоминид (по Ф. Кликсу)

Предыдущая35363738394041424344454647484950Следующая

Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1170;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Трудовая теория антропогенеза.

Биологическая эволюция гоминидов, приобретение ими способности к прямохождению, а также значительное увеличение мозга и совершенствование его структуры привели, в конце концов, к освобождению передних конечностей от передвижения по земле и превращению их в орган для изготовления орудий труда.

Такой процесс совершался, разумеется, медленно и постепенно, пока древнейший предок человека не перешел от использования передних конечностей для обороны и нападения к изготовлению с их помощью простейших орудий труда. Переход к изготовлению орудий труда знаменует решающий скачок, революционное изменение в процессе превращения обезьяны в человека, возникновения человеческого общества в длительном процессе развития органической жизни на нашей планете.

Эти идеи были сформулированы в трудовой теории происхождения человеческого общества, которая явилась необходимым дополнением к эволюционной теории возникновения людей от древних гоминидов.

Одним из авторов трудовой теории антропогенеза является Ф. Энгельс, который в своей статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» подчеркнул решающую роль труда не только в изготовлении орудий труда и удовлетворении потребностей человека, но и в изменении самой сущности человека, возникновении его сознания, мышления и речи.

Начало использования природных вещей в качестве орудий труда и особенно их производство долгое время связывали с обнаружением на острове Ява древнейшего человекообразного существа, названного питекантропом, который жил примерно 800 тыс.

лет назад. Но в начале 1960 г. английский ученый Л. Лики нашел останки более древнего гоминида, жившего приблизительно 2-3 млн.

лет назад, которого он назвал Homo habilis, что означает «человек умелый». Хабилисы занимают промежуточное положение между австралопитеками и питекантропами. По анатомическим признакам они отличаются от австралопитеков более развитыми, короткими и сильными передними конечностями, способными использовать более крупные и обработанные камни и другие предметы природы.

Объем их мозга превышал объем мозга австралопитеков, но был меньше мозга питекантропа. Они занимались коллективной охотой на крупных животных, для чего устраивали облавы, загоны и ямы, применяя при этом различные каменные, а также костяные и деревянные орудия.

Стадная охота предполагает уже определенную организацию внутри стада, в частности распределение функций между охотниками и иерархическую структуру самого стада, в котором выделяется вожак и его ближайшие помощники.

Во всяком случае, на примере стадной охоты можно видеть уже предпосылки будущего разделения труда, а также использования простейших подручных предметов для достижения поставленной цели.

Совершенствование предметов природы в качестве средств для охоты, рыбной ловли, сбора плодов и т. п. медленно и постепенно привело древнейших людей к необходимости создания целого ассортимента предметов, которые могли быть в дальнейшем использованы не столько как средства обороны и нападения, сколько как орудия труда.

Огромное значение в эволюции гоминидов, являющихся ближайшими предшественниками людей, имело использование огня.

Открытие его имело чисто случайный характер. Наблюдая пожары, вызванные ударом молнии, первобытные люди могли убедиться во многих полезных свойствах огня. Поэтому, пока не могли добывать огонь сами, они старались поддерживать и сохранять его. Об этом свидетельствуют данные археологов, которые исследовали пещеры, в которых жили синантропы, гоминиды, появившиеся после питекантропов примерно 400 тыс. лет тому назад. Оказалось, что в этих пещерах зола и пепел составляли слой толщиной около 7 метров.

Это свидетельствовало о том, что синантропы не могли добывать огонь сами и, когда он появлялся в результате удара случайной молнии в дерево, переносили горящие куски в свои пещеры и старались поддерживать его, постоянно подкладывая новые сучья. Огонь согревал жилища синантропов, а это имело немаловажное значение в связи с наступившим похолоданием климата.

С помощью огня они начали готовить мясную пищу, которая лучше усваивалась и давала больше энергии организму. Горящие головешки можно было использовать и в обороне от врагов и нападении на зверей. Вот почему, в конце концов, далекие предки людей научились самостоятельно добывать огонь, чтобы не зависеть от случайного возникновения его в природе. Это произошло примерно 120-100 тыс.

лет назад. В эту эпоху существовал уже новый тип древних предков человека, которых называют неандертальцами (200-35 тыс. лет назад). Неандертальцы были более искусными в изготовлении разнообразных орудий труда и их применении. Они являются предками кроманьонцев, ископаемых людей современного типа, которые значительно ближе к Homo sapiens (человеку разумному) нашего времени как по физическому развитию (рост 180 см), так и по объему мозга (1600 см3).

На протяжении миллионов лет формировались способы использования антропоидами готовых предметов природы для защиты и нападения, пока древний предок человека не научился создавать первые примитивные орудия труда и применять их для производства и удовлетворения самых насущных своих потребностей.

Таким образом, первым решающим условием для отделения человека от мира животных и возникновения человеческого общества стало, во-первых, производство орудий труда.

Их постоянное совершенствование, специализация и увеличение ассортимента определяют прогресс во всей трудовой деятельности человечества. Во-вторых, дальнейший прогресс в развитии производства был достигнут благодаря возникновению разделения труда.

Сначала такое разделение произошло по естественным признакам пола и возраста. Взрослые мужчины занимались преимущественно охотой, женщины – собиранием плодов и ягод, приготовлением пищи и заботились о детях, старики – изготовлением орудий труда. В дальнейшем разделение труда приобретает особый характер, связанный со специализацией отдельных трудовых операций или с занятиями особыми видами труда. В-третьих, такое разделение и специализация труда привели к значительному повышению его производительности.

Все это, в конечном счете, привело к невиданным до этого темпам развития общественного производства.

Совершенствование орудий труда и развитие форм трудовой деятельности служат основой эволюции материальной культуры. В зависимости от материала создаваемых орудий труда и способа их применения ученые выделяют каменный век, когда материалом для орудий служили в основном сначала разные виды камней, а затем частично кость и дерево.

В рамках каменного века различают, во-первых, палеолит, или древний каменный период, когда преобладали галечные орудия труда, ручные рубила и оббитые с одной стороны большие галечные камни, или чопперы. В среднем палеолите при изготовлении составных орудий наряду с камнем используются также кость и дерево.

Эта древнейшая эпоха в истории становления материальной культуры начинается с появления австралопитеков и охватывает длительный период существования таких древнейших предков человека, как питекантропы, синантропы, неандертальцы, и завершается возникновением ближайшего предка человека – кроманьонца.

Главным занятием для них была охота и собирательство, сам труд носил коллективный характер, которому соответствовала общественная собственность на орудия труда и его результаты.

Коренное изменение в орудиях и характере труда произошло в неолите, или новом каменном веке.

От собирательства и охоты первобытные люди перешли, во-первых, к мотыжному земледелию, выращиванию хлебных злаков и других растений; во-вторых, к скотоводству посредством приручения диких животных. Это заставило их вести оседлый образ жизни и начать строить постоянные жилища. Такие качественные преобразования в хозяйственной жизни существенно изменили все дальнейшее развитие человечества, поэтому не случайно этот переход характеризуют как неолитическую революцию.

На основе таких коренных изменений в развитии производства и общественной жизни в целом формировались и новые социальные и нравственные отношения между людьми.

Уже в рамках первобытного стада охотников возникает отношение единства между охотниками, основанное на достижении общей цели. Такое объединение сплачивало их в единый коллектив, в котором преодолевалось унаследованное от животных предков враждебное отношение друг к другу. Вместо инстинктов постепенно выдвигается простейшая мораль, которая выражалась в форме таких запретов, как «не убий» и «не укради».

На своем опыте первобытные люди убеждались в том, что такие простейшие моральные запреты способствовали их выживанию и сохранению порядка в новом формирующемся коллективе.

Одновременно с совершенствованием трудового мастерства, укреплением сплоченности коллективов и формированием простейших правил морали происходило и развитие сознания первобытных людей, их мышления и речи.



Антиномичность человеческого бытия. История происхождения Homo sapiens в ходе эволюции отряда приматов. Роль труда в антропогенезе. Формирование биологического и социального в человеке. Процесс социализации индивида. Личность в поисках смысла жизни.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере.

Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»

  • Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе

    Концепции соотношения социального и биологического в человеке.

    Изменение особенностей человеческого организма в процессе эволюции. Сервисная деятельность в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека.

    реферат [26,3K], добавлен 21.01.2009

  • Личность и процесс ее социализации

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации.

    Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты.

    Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

    реферат [39,9 K], добавлен 27.01.2011

  • Биологическое и социальное в развитии человека

    Личность как продукт социального развития, субъект труда, общения и познания. Проблема формирования личности в свете различных наук.

    Биологическая, биосоциальная и социологическая концепции соотношения биологического и социального развития личности.

    презентация [366,9 K], добавлен 21.10.2015

  • Социологическая характеристика личности

    Содержание, этапы и агенты социализации.

    Личность как активный субъект. Социальное поведение и его факторы. Девиантное поведение. Социологические концепции личности. Формирование личности человека, ее социальный статус.

    Основные виды статуса индивида.

    презентация [680,6 K], добавлен 11.04.2013

  • Человек как личность в системе социогенеза

    Понятие, основная идея, закономерности социогенеза. Личность в истории культуры. Формирование культурного ядра сообщества.

    Социальный и национальный характер. Социальная роль и процесс социализации личности. Этнопсихология детства в трудах Маргарет Мид.

    реферат [20,8 K], добавлен 07.10.2009

  • Социализация личности

    Социологическое понятие личности. Основные этапы возрастного развития индивида. Личность и роль, которую она играет.

    Роли мужчины и женщины в обществе. Социокультурные ожидания людей. Включение индивида в систему общественного разделения труда.

    реферат [37,0 K], добавлен 04.02.2015

  • Социологические подходы к рассмотрению личности

    Соотношение природного и социального в личности, исследование индивида как субъекта общественных отношений.

    Воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и образования. Рассмотрение существующей теории и концепции индивидуальности.

    контрольная работа [37,0 K], добавлен 03.12.2010

  • Личность и общество

    Личность как социальная проекция человека. Формирование личности в условиях различного устройства общества. Варианты поведения человека.

    Важнейшие формы социализации. Исторические типы личности в контексте разных эпох. Способы человеческого существования.

    реферат [30,3 K], добавлен 13.02.2011

  • Личность и общество

    Социология личности, предмет ее изучения и основные понятия.

    Исходные социологические принципы анализа личности. Характеристика социального статуса индивида.

    Этапы процесса социализации. Причины возникновения и разновидности девиантного поведения.

    реферат [16,8 K], добавлен 26.07.2009

  • Социология личности

    Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

    Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. Теории развития личности. Основные факторы формирования личности и ее социализации. Взаимодействие личности и социума.

    контрольная работа [903,6 K], добавлен 15.10.2012

  • Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *