Титаник хроника катастрофы

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 23 января 2017; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 23 января 2017; проверки требуют .

В статье представлена хронология гибели «Титаника» (RMS Titanic) — британскогопарохода компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки.

Катастрофа произошла во время первого рейса лайнера в ночь на 15 апреля1912 года в северной части Атлантического океана в результате столкновения с айсбергом. Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 317 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 225 человек. Из них спаслись 712 человек, 1 513 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени.

В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

23:00 «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» Джек Филлипс обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты опасного района.

23:39 Находящийся в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника» вперёдсмотрящий Фредерик Флит замечает айсберг, находящийся всего в ¼ мили (663 метра) прямо по курсу корабля. Флит немедленно трижды ударяет в колокол и кричит в трубку телефона: «Айсберг прямо по курсу!». Первый помощник Уильям Мёрдок тут же отдает команды «Право на борт!» (в оригинале «Hard a’starboard» — согласно использовавшейся в то время системе команд, она соответствовала перемещению румпеля вправо; перо руля и следовательно нос судна при этом поворачивались влево), «Стоп машина!», а затем «Полный назад!», рассчитывая обойти айсберг слева.

«Титаник» на большой скорости не успевает выполнить манёвр и скользящим ударом по правому борту врезается в подводную часть айсберга. На глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии айсберг повреждает корпус лайнера на протяжении порядка 90 метров. Как показали исследования покоящихся на дне останков судна, «Титаник» получил несколько узких, но длинных пробоин.

От удара непрочные заклепки могли лопнуть, а соединяемые ими стальные листы разойтись

Мердок, не раздумывая, нажал на рычаг, который закрывает водонепроницаемые двери в котельных.

Капитан Смит, поднявшийся на мостик, отдаёт команду закрыть водонепроницаемые двери в котельных.

Но Мёрдок, докладывает капитану, что водонепроницаемые двери закрыты. Двигатели «Титаника» останавливаются.

Капитан Смит, ещё не догадываясь о масштабах повреждений, отдаёт приказ «Малый вперёд».

По собственной инициативе четвёртый помошник Джозеф Боксхолл проводит инспекцию носовых жилых помещений и трюма на случай наличия повреждений, но не находит ничего подозрительного.

Крен на правый борт, возникший сразу же после начала затопления судна, достиг 5-ти градусов, что не осталось незамеченным Капитаном Смитом. Им отдан приказ в машинное отделение «Стоп».

«Титаник» навсегда остановился.

Корабль полностью остановился. Неожиданное затишье и вибрация предметов в каютах разбудили многих пассажиров.

Паника ещё не началась, большинство людей лишь заинтересовались причиной внезапной остановки. Тем временем, каждую секунду около 5 тонн океанской воды проникает в корпус лайнера, снижая его плавучесть. Вернувшись на мостик, Боксхолл официально докладывает капитану, что в ходе осмотра повреждений не обнаружено.

Смит отправляет его срочно отыскать плотника Джона Хатчинсона. Мёртвую тишину Северной Атлантики нарушает оглушительный рёв стравливаемого пара.

Шестиметровые грузовые трюмы «Титаника» полностью затоплены, вода начинает поступать в почтовое отделение высотой 2,5 м.

Главный конструктор «Титаника» Томас Эндрюс в спешке направляется в сторону капитанского мостика.

Четвёртый офицер Боксхолл отправляется на повторную инспекцию нижних палуб.

На ходовой мостик после второго осмотра возвращается четвёртый помошник Боксхолл и докладывает капитану о затопленном почтовом отделении.

Капитан Смит вместе с Томасом Эндрюсом принимают решение спуститься на нижние палубы, чтобы лично оценить нанесённые лайнеру повреждения. Чтобы не привлекать лишнего внимания пассажиров, они используют спецтрап. Забортная вода добралась до кают третьего класса на палубе G в носовой части судна.

Тем временем вода уже затопила подпалубные помещения, и теперь вода на палубе G затопляет кубрики кочегаров. На верхних палубах становится всё многолюднее, растерянных пассажиров стюарды просят надеть спасательные жилеты.

На шлюпочной палубе появились первые пассажиры. В основном это были пассажиры 1 класса, надевшие спасательные жилеты. Пассажиры 2 и 3 классов добрались до шлюпочной палубы гораздо позже. Неблагоприятные погодные условия не позволяют растерянным и обеспокоенным пассажирам покинуть тёплые залы и салоны. Тем временем, на шлюпочной палубе уже идёт подготовка к спуску шлюпок.

Их освобождают от крепежей, снимают брезентовые чехлы, закрепляют на блоках и перебрасывают за борт.

Тем временем вода уже затопила зал для игры в сквош на нижней палубе и сортировочное отделение (на палубе G, теперь вода по лестнице идёт прямо на палубу F, а оттуда — на палубу E)

В штурманской рубке главный конструктор «Титаника» Томас Эндрюс, оглядывая стоящих вокруг офицеров, капитана Смита и растерянного генерального директора компании «White Star Line» Брюса Исмея, выносит смертный приговор своему творению.

Капитан Смит заглядывает в радиорубку, ошеломляя радистов Брайда и Филлипса новостью о столкновении с айсбергом, и просит сохранять готовность на случай, если потребуется запросить помощь. Забортная вода добирается до уровня палубы E в носовой части лайнера.

Под напором воды рушится стена, отделявшая кубрик матросов от помещений третьего класса на палубе E. В кормовой части на нижних палубах женщины и семьи из третьего класса по-прежнему не догадываются о смертельной опасности.

Второй офицер Лайтоллер замечает, что дифферент на нос существенно увеличился.

Пассажирская элита оставляет в своих апартаментах драгоценности, облигации, деньги, твёрдо рассчитывая ближе к утру вернуться в тёплые каюты и салоны.

Капитан Смит разрешает офицерам приступить к посадке пассажиров в спасательные шлюпки.

По коридорам лихорадочно бегают стюарды, заглядывая в каждую каюту, просят пассажиров подчиниться приказу капитана — надеть спасательные жилеты и подняться к шлюпкам.

Капитан Смит распахивает дверь радиорубки и прямо с порога командным голосом просит отправить сигнал о помощи. Ни секунды не мешкая, старший радист Филлипс отстукивает CQD с координатами 41.46 с.ш. 50.24 з.д. Первый призыв о помощи с «Титаника» слышат радисты пароходов «La Provence» и «Mount Temple».

Среди пассажиров, собравшихся на шлюпочной палубе, царит оживление, но никто по-прежнему не осознаёт масштабы трагедии.

Призывы о посадке в спасательные шлюпки пассажиры воспринимают равнодушно.

Хотя расчётного числа мест в шлюпках не хватило бы на всех (1178 мест — на 1316 пассажиров и 891 члена экипажа), всё равно начинается подготовка к спуску их на воду.

Занимались этим всего 16 матросов. В первой спущенной вниз шлюпке № 7 было занято только 28 из 65 посадочных мест. Наклон носовой части становился заметно сильнее.

Иллюминаторы палубы Е с правого борта скрылись под воду . К тому времени, как от правого борта отошла первая шлюпка, основная масса людей скопилась на левом борту.

Радиопередатчик «Титаника» продолжает посылать сигналы бедствия: CQD и (один из первых в истории) SOS. От левого борта на глазах капитана отошла переполненная вторая шлюпка.

Капитан Смит кричит: «Женщин и детей на левый борт!», — предполагая, что так удастся быстрее эвакуировать пассажиров. Мужчины добровольно уступили свои места дамам, а многие из дам не отваживались садиться в шлюпки. Подобная ситуация продолжилось и с остальными шлюпками, вплоть до полного погружения корабля.

Несмотря на продолжающуюся эвакуацию пассажиров, в курительном салоне 1 класса некоторые джентльмены всё ещё спокойно беседуют за стаканом виски и бренди, играют в покер. Все восемь музыкантов судового оркестра под руководством Уоллеса Хартли продолжают играть на верхней палубе корабля (оркестр будет играть до последних минут катастрофы).

На воду спускают третью шлюпку с 41 пассажиром и 24 свободными местами. Запущена сигнальная ракета. Вскоре спускают четвёртую шлюпку, в которой осталось 37 свободных мест. С правого борта спускают пятую шлюпку, с 25 свободными местами. Суматоха в шлюпках плохо поддаётся контролю со стороны стюардов и матросов, сидящих на вёслах.

В восьмой шлюпке два весла вылетают за борт. Капитан Смит приказал командовавшим шлюпками держать курс на огни корабля, замеченного в двух морских милях от «Титаника».

Стенка угольного бункера в котельной № 5 не выдерживает, и его начинает затапливать.

Скорость погружения «Титаника» под воду увеличивается.

Начало затапливать полубак. Также начало затапливать обеденный зал на палубе D из-за открытой входной двери по левому борту. Теперь вода затопляет «СкотлэндРоуд» по левому борту. Это послужило причиной смены крена с правого борта на левый. В носовой части лайнера уже было 30 000 тонн воды. Команда, взволнованная стремительным погружением судна, ускорила работу, и за 30 минут на воду было спущено 11 шлюпок, в некоторые разом набивалось по 70 человек.

В толпе пассажиров начинается паника. Тем временем члены трюмной команды не прекращают работу по откачке воды и поддержке работы электрогенераторов.

Пятый помощник капитана Гарольд Лоу, управлявший спуском шлюпки № 14, сделал предупредительный выстрел из пистолета, когда ему показалось, что в шлюпку пытаются запрыгнуть пассажиры с открытой прогулочной палубы.

Пуля никого не задела, но паника только усилилась.

В это время у противоположного борта шлюпка № 13 при спуске чуть не опрокинулась и съехала под спускавшуюся рядом шлюпку № 15.

И лишь когда верхняя шлюпка уже задевала головы людей в нижней, матросам удалось отодвинуть её от борта.

Первый помощник Уильям Мердок стреляет над головами нескольких мужчин, прыгнувших в полупустую шлюпку № 1. Однако перед самым спуском в эту шлюпку сел президент «Уайт Стар Лайн» Джозеф Брюс Исмей, а 26 мест вновь остались незанятыми.

Нос по левому борту был уже под водой, по правому борту ещё на поверхности воды. На «Карпатии» все уже было готово к приему спасшихся пассажиров с «Титаника».

Тем временем на «Титанике» со шлюпочной палубы взлетела последняя сигнальная ракета. Радисты Гарольд Брайд и Джек Филлипс продолжают передавать сигнал бедствия. Огни таинственного корабля, к которому направлялись шлюпки, внезапно исчезли.

За борт спускают семнадцатую шлюпку заполненную полностью. В это время большинство пассажиров из 3 класса всё ещё оставались на нижних палубах носовой части — некоторые из них не знали о масштабе крушения корабля, другие же очень долгое время не могли найти выход на шлюпочную палубу и всё ещё находились внутри тонущего корабля.

Второй помощник Чарльз Лайтоллер и первый помощник Уильям Мердок сделали ещё несколько выстрелов, чтобы отогнать нескольких кочегаров, механиков и пассажиров, самовольно запрыгивающих в полупустую последнюю шлюпку.

К концу спуска всех шлюпок, выяснилось, что только в 5 шлюпках из 18 были заняты все места. Шлюпка № 11 даже была перегружена, в ней уместились 70 человек — это на 5 человек больше положенного. Во всех складных и главных шлюпках было по 65 мест.

Носовая часть шлюпочной палубы начала быстро уходить под воду. Капитан Смит зашёл в радиорубку к радистам, и приказал им прекратить работу и попытаться спастись самим. Некоторые члены экипажа и пассажиры смирились с гибелью. По свидетельствам некоторых членов команды, капитан Смит заперся на капитанском мостике, не пытаясь спастись.

Капитанский мостик скрылся под водой. Лайнер внезапно вздрогнул, двинулся вперёд и начал быстро уходить под воду. Упала первая дымовая труба. Корма начала подниматься вверх.

Судовой оркестр Уоллеса Хартли заиграл мелодию хорала «Ближе, Господь, к Тебе».

Корпус «Титаника» встал под углом 19 градусов, корабль погрузился в воду до уровня третьей дымовой трубы. Под водой отломилась вторая дымовая труба. Все, кто не успел зацепиться за канаты шлюпбалок или палубные надстройки, скатились в воду, сбитые полетевшими вниз стульями и шезлонгами. Некоторые не пытались снова забраться на корму, а сами прыгали вниз, некоторые пытались вплавь догнать уплывающие шлюпки.

Гибель Титаника — катастрофа, пронизанная мистикой

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду. Конструктор «Титаника» Томас Эндрюс, не предпринимая попыток спастись, остался в курительном салоне 1-го класса, вместе с пассажирами 1 класса Арчибальдом Баттом, Фрэнсисом Миллетом, Кларенсом Муром, Артуром Райерсоном и с журналистом Уильямом Стедом.

С «Титаника» был передан последний сигнал SOS. На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

Под углом в 23 градуса корпус судна начал разламываться между третьей и четвертой трубами. После того как корма окончательно отломилась, упали в воду третья и четвёртая трубы. Носовая часть, отломившись от кормовой, пошла ко дну.

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала вертикально, затем накренилась на левый борт и начала очень быстро уходить под воду. Последние из оставшихся людей на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз.

Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки. Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника». Корабль полностью ушёл под воду.

На скорости около 15 метров в секунду носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3800 метров, зарываясь в осадочные породы.[1]

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно, вращаясь по спирали, на скорости около 20 метров в секунду.[2]

Через 40 минут после того, как «Титаник» скрылся под водой, только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших.

Шлюпка № 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка № 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

В спасательных шлюпках замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».

«Карпатия», взяв на борт 712 человек, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

техногенная/на транспорте

Причина

Столкновение с айсбергом

Место

Атлантический океан

Дата

14 — 15 апреля 1912 года

Время

23:40 — 02:20

Погибших

1513 человек

Место крушения  Крушение парохода «Титаник» на Викискладе

Координаты: 41°43′55″ с. ш. 49°56′45″ з. д. / 41.731944° с. ш.

49.945833° з. д. / 41.731944; -49.945833 (G) (O) (Я)

В статье представлена хронология гибели «Титаника» (RMS Titanic) — британского парохода компании «Уайт Стар Лайн», крупнейшего пассажирского лайнера мира на момент своей постройки. Катастрофа произошла во время первого рейса лайнера в ночь на 15 апреля 1912 года в северной части Атлантического океана в результате столкновения с айсбергом. Корабль затонул за 2 часа 40 минут.

В момент катастрофы на борту находилось 1 317 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 225 человек. Из них спаслись 712 человек, 1 513 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

  • 1 14 апреля 1912 года
  • 2 15 апреля 1912 года
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

14 апреля 1912 года

23:00 «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» Джек Филлипс обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.

23:39 Находящийся в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника» вперёдсмотрящий Фредерик Флит замечает айсберг, находящийся всего в ¼ мили (663 метра) прямо по курсу корабля.

Флит немедленно трижды ударяет в колокол и кричит в трубку телефона: «Айсберг прямо по курсу!».Старший помощник Уильям Мэрдок тут же отдает команды «Право на борт!» (в оригинале «Hard a’starboard» — согласно использовавшейся в то время системе команд, она соответствовала перемещению румпеля вправо; перо руля и следовательно нос судна при этом поворачивались влево), «Стоп машина!», а затем «Полный назад!», рассчитывая обойти айсберг слева.

23:40

«Титаник» не успевает выполнить маневр и скользящим ударом врезается в подводную часть айсберга.

На глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии айсберг повреждает корпус лайнера на протяжении порядка 90 метров. Как показали исследования покоящихся на дне останков судна, «Титаник» получил несколько узких, но длинных пробоин.

От удара непрочные заклепки могли лопнуть, а соединяемые ими стальные листы разойтись

Мердок, не раздумывая, потянул рычаг, который опускает водонепроницаемые двери в котельной.

23:42

Капитан Смит, поднявшийся на мостик, отдаёт команду закрыть двери водонепроницаемых переборок.

Мэрдок, уже задействовавший механизм закрытия этих дверей, докладывает об этом капитану.

23:45

Капитан Смит отдаёт команду «Стоп машина!». Неожиданное затишье и вибрация предметов в каютах разбудили многих пассажиров.

Паника ещё не началась, большинство людей лишь заинтересовано причиной внезапной остановки. Тем временем, каждую секунду около 5 тонн океанской воды проникает в корпус лайнера, снижая его плавучесть.

23:50

Раздаётся грохот, вновь загоняющий пассажиров в каюты. «Титаник» полностью остановился. Трюмы носовой части, расположенные на нижних палубах, уже на 4 метра заполнены водой. Почтовое отделение полностью затоплено, вода подбирается к помещениям котельных.

Однако каюты пассажиров третьего класса затоплены не были, так как находились в кормовой части лайнера.

Капитан Смит вместе с Томасом Эндрюсом, техническим директором Белфастской верфи «Харланд и Вольф», на которой был построен «Титаник», принимают решение спуститься на нижние палубы, чтобы лично оценить нанесённые лайнеру повреждения.

Чтобы не привлекать лишнего внимания, они используют спецтрап.

15 апреля 1912 года

00:03

Смит и Эндрюс возвращаются на мостик. Резюмируя события и наблюдения во время осмотра, Эндрюс заявляет, что «Титаник» неизбежно затонет, поскольку переборки между отсеками не в состоянии сдержать распространение воды. Она заливает уже пять носовых отсеков, а устройство «Титаника» позволяет ему оставаться на плаву при затоплении не более чем четырёх.

00:10

На шлюпочной палубе появились первые пассажиры.

В основном это были пассажиры 1 класса, надевшие спасательные жилеты. Пассажиры 2 и 3 классов начали появляться позднее.

00:14

Капитан Смит входит в радиорубку и утвердительно отвечает на вопрос радиста Джека Филлипса о том, нужно ли подать сигнал бедствия.

00:15

C гибнущего судна был послан сигнал: «CQD MGY/Titanic/ 41.46 норд 50.24 вест».

00:25

Первым принял радиограмму с «Титаника» британский лайнер «Карпатия», находившийся в 58 морских милях от места крушения.

Капитан Артур Рострон сперва усомнился в достоверности сообщения, однако скомандовал: «Курс на „Титаник“!

Полный вперед!».
Пассажиры толпами устремляются на шлюпочную палубу. Многие женщины плачут, но никто не толкается и не бежит сломя голову.

00:40

Хотя расчётного числа мест в шлюпках не хватило бы на всех (1200 — на 1316 пассажиров и 891 члена экипажа), всё равно начинается подготовка к спуску их на воду. Занимались этим всего 16 матросов. В первой спущенной вниз шлюпке было занято только 28 из 65 посадочных мест. Наклон носовой части становился заметно сильнее.

Вода дошла до носовой палубы лайнера. Таким образом к тому времени, когда от правого борта отошла первая шлюпка, основная масса людей скопилась на левом борту.

00:45

Радиопередатчик «Титаника» продолжает посылать сигналы бедствия: CQD и (один из первых в истории) SOS. От левого борта на глазах капитана отошла переполненная вторая шлюпка. Капитан Смит кричит: «Женщин и детей на левый борт!», — предполагая, что так удастся быстрее эвакуировать пассажиров.

Мужчины уступили места дамам, а многие из дам не отваживались спускаться в шлюпки. Так продолжалось и с последующими шлюпками, вплоть до самой гибели корабля.

00:50

Несмотря на продолжающуюся эвакуацию пассажиров, в курительном салоне I класса некоторые джентльмены всё ещё спокойно беседуют за стаканом виски.

Все восемь музыкантов судового оркестра под руководством Уоллеса Хартли продолжают играть на верхней палубе корабля (оркестр будет играть до последних минут катастрофы).

01:00

На воду спускают третью шлюпку с 41 пассажиром и 24 свободными местами.

Запущена сигнальная ракета. Вскоре спускают четвёртую шлюпку, в которой осталось 37 свободных мест. С правого борта спускают пятую шлюпку, с двадцатью пятью местами. Суматоха в шлюпках плохо поддаётся контролю со стороны стюардов и матросов, сидящих на вёслах. В восьмой шлюпке два весла вылетают за борт. Капитан Смит приказал командовавшим шлюпками держать курс на огни корабля, замеченного в двух морских милях от «Титаника».

01:20

Носовая часть «Титаника» уже наполовину залита водой.

Носовая палуба полностью, за исключением носовой мачты, скрылась под водой. Вскоре под водой исчезла и прогулочная палуба 3 класса. В носовой части лайнера уже было 30 000 тонн воды. Взволнованная неумолимо продолжающимся погружением судна, команда ускорила работу, и за полчаса в воду было спущено 11 шлюпок, в некоторые разом набивалось по 70 человек. Постепенно в толпе пассажиров зарождается паника.

01:30

Пятый помощник капитана Гарольд Лоу, управлявший спуском 14-й шлюпки, сделал предупредительный выстрел из пистолета, когда ему показалось, что в шлюпку пытаются запрыгнуть пассажиры с открытой прогулочной палубы.

Пуля никого не задела, но паника только усилилась.

В это время у противоположного борта шлюпка номер 15 при спуске чуть не опрокинулась и отъехала под шлюпку номер 13. И лишь когда верхняя шлюпка уже задевала головы людей в нижней, матросам удалось отодвинуть её от борта.

01:35

Первый помощник Уильям Мердок стреляет над головами нескольких мужчин, самовольно прыгнувших в полупустую пятнадцатую шлюпку, и отгоняет их оттуда.

Однако перед самым спуском в эту шлюпку садится лорд Джозеф Брюс Исмей и 26 мест вновь остаются незанятыми.

01:40

На «Карпатии» все уже было готово к приемке спасшихся пассажиров с «Титаника». Тем временем на «Титанике» со шлюпочной палубы взлетела последняя сигнальная ракета. Радисты Брайд и Филлипс продолжают передавать сигнал бедствия. Огни таинственного корабля, к которому направлялись шлюпки, исчезли.

01:45

За борт спускают семнадцатую шлюпку.

В это время около 500 пассажиров «Титаника» всё ещё оставались на нижних палубах — некоторые до сих пор оставались в неведении о крушении, другие же не могли найти выход наверх.

02:00

Второй помощник Чарльз Лайтоллер и первый помощник Уильям Мердок сделали ещё несколько выстрелов, чтобы прогнать нескольких кочегаров и пассажиров, самовольно запрыгнувших в последнюю шлюпку. К концу спуска шлюпок вышло, что только 4 из 18 были полностью заняты.

02:05

Носовая часть шлюпочной палубы начала уходить под воду.

Капитан Смит зашёл к радистам и приказал им позаботиться о спасении собственной жизни. Некоторые члены экипажа смирились с гибелью.

02:10

Капитанский мостик скрылся под водой. Лайнер внезапно вздрогнул, двинулся вперёд и начал быстро уходить под воду. Упала первая дымовая труба. Корма начала задираться вверх. Судовой оркестр Уоллеса Хартли заиграл мелодию хорала «Ближе, Господь, к Тебе».

02:13

Корпус «Титаника» встал под углом в 19 градусов и погрузился в воду по третью дымовую трубу.

Под водой отломилась вторая дымовая труба. Все, кто не успел зацепиться за канаты шлюпбалок или палубные надстройки, скатились в воду, сбитые полетевшими вниз стульями и шезлонгами.

Некоторые не пытались снова забраться на корму, а сами прыгали вниз.

02:15

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду.

Томас Эндрюс остался в курительном салоне 1-го класса.

02:17

Был зафиксирован последний сигнал SOS с «Титаника». На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

02:18

Под углом в 23 градуса корпус судна начал разламываться между третьей и четвертой трубами.

После того, как корма окончательно отломилась, упали в воду третья и четвёртая трубы.

02:20

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала почти вертикально (под углом в 70 градусов), накренилась на левый борт и начала быстро уходить под воду. Последние из оставшихся на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз. Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки.

Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника».

Потерпевшие крушение в складной шлюпке «D»

02:29

На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна.

02:56

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно, вращаясь по спирали, на скорости около 4 миль в час.

03:00

После гибели «Титаника» только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших.

Факты и подробности о трагедии Титаника

Шлюпка номер 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка номер 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

03:30

В спасательных шлюпках замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».

04:10

«Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).

08:30

«Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».

08:50

«Карпатия», взяв на борт 712 человек, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

Примечания

  1. 12 Vicki Bassett.

    Causes and Effects of the Rapid Sinking of the Titanic.

Литература

  • Capitan L. Marmaduke Collins. THE SINKING OF THE TITANIC. An Ice-Pilot’s Perspective. — Breakwater Books, Limited, 2002. — 198 p. — ISBN 1-55081-173-8. Текст для ознакомления
  • Jay Henry Mowbray.

    The Sinking of the Titanic: Eyewitness Accounts. — Dover Pubns, 1998. — ISBN 0-486-40298-3. Текст для ознакомления

  • Robert Gannon. What Really Sank the Titanic? — Popular Science, vol. 246, no. 2 (February 1995). — P. 49—55, 83-84. (Один из вариантов хронологии)

Ссылки

  • Хронология кораблекрушения
  • Уильям Мэрдок: первый помощник капитана «Титаника»

В Викитеке есть тексты по теме
RMS Titanic

Титаник Офицеры

Фильмы и сериалы

Мемориалы

Музеи

Крушение «Титаника» • Хронология гибели «Титаника» • Альтернативные теории • Изменения в технике безопасности • Большая лестница • Легенды и мифы • Спасательная шлюпка № 6 • Спасательная шлюпка B • Список членов экипажа • Список пассажиров • Популярная культура • Реплика «Титаника»
Эдвард Джон Смит (капитан) • Генри Тингл Уайлд (старший офицер) • Уильям Макмастер Мёрдок (первый офицер) • Чарльз Герберт Лайтоллер (второй офицер) • Герберт Джон Питман (третий офицер) • Джозеф Гровс Боксхолл (четвёртый офицер) • Гарольд Годфри Лоу (пятый офицер) • Джеймс Пол Муди (шестой офицер)
Спасшаяся с «Титаника» (1912) • Ночь и лёд (1912) • Atlantic (1929) • Титаник (1943) • Титаник (1953) • Гибель «Титаника» (1958) • Спасите «Титаник» (1979) • Поднять «Титаник» (1980) • Титаник (мини-сериал)) (1996) • No Greater Love (1996) • Титаник (1997) • Легенда Титаника (1999) • Титаник.

Легенда продолжается (2001) • Призраки бездны: Титаник (2003) • Айсберг (2010) • Титаник (2012) • Титаник: Кровь и сталь (2012)

Австралия

Великобритания

Соединённые Штаты

Bandstand (Балларат)
Engine Room Heroes (Ливерпуль) • Engineers (Саутгемптон) • Мемориал музыкантам «Титаника» (Саутгемптон) • Мемориал «Титаника» (Белфаст) • Orchestra (Ливерпуль)
Штраус-парк (Нью-Йорк) • Мемориал «Титаника» (Нью-Йорк) • Мемориал «Титаника» (Вашингтон, округ Колумбия)  • Мемориальный фонтан Батта-Миллета (Вашингтон, округ Колумбия)
Титаник Белфаст • SeaCity Museum (Саутгемптон)

Хронология гибели «Титаника» Информация о

Хронология гибели «Титаника»
Хронология гибели «Титаника»

Хронология гибели «Титаника» Информация Видео


Хронология гибели «Титаника» Просмотр темы.

Хронология гибели «Титаника» что, Хронология гибели «Титаника» кто, Хронология гибели «Титаника» объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Морские льды

По наблюдениям китобойной флотилии «Слава», наиболее часто встречаются пирамидальные айсберги высотой 50-60 м, длиной около 130 м. В 1904 г.

судно «Зенит» встретило около Фолклендских островов пирамидальный айсберг высотой 450 м.

Иногда вода промывает в теле айсберга сквозные пещеры, Айсберг превращается в ледяную арку. Во время плавания «Славы» в 1948 г. был встречен айсберг с 24-метровой сквозной аркой. Высота этого айсберга равнялась 43 м. Однажды российские суда встретили «поющий айсберг». Промоины в нем образовали систему сквозных труб, которые под действие ветра издавали мелодичные звуки.

Около 7/8 высоты айсберга находится под водой. Поэтому айсберг перемещается под действием подповерхностного течения, которое может иметь совсем иное направление, чем течение поверхностное. Как мощный ледокол, раздвигает айсберг своей огромной массой толстые морские льды и нередко движется им навстречу. Случается, что айсберг уверенно плывет против штормового ветра. Если айсберги попадают в район, где действуют неустойчивые, часто меняющиеся течения, они порой выполняют сложные маневры, словно ими управляют разумные существа.

В 1947 г.

четыре американских корабля встали на якорь в Китовой бухте. Пролив, ведущий в бухту, был не шире 180 м. И вот однажды невдалеке от бухты появился огромный айсберг, с виду очень похожий на обледеневший дредноут. Двигаясь против ветра, он осторожно вошел в узкий пролив. Едва касаясь своими краями его ледяных берегов, айсберг блокировал в бухте американскую флотилию. Простояв таким образом больше суток, он вошел в бухту и встал рядом с кораблями.

Соседство с айсбергом очень опасно. Если подводная часть его подтаяла, он в любую минуту может опрокинуться и раздавить стоящее рядом судно. Поэтому американские корабли поспешили избавиться от неприятного соседа, снялись с якоря и покинули бухту. Через двое суток айсберг снова пришел в движение и, не задев ни одним краем берега узкого прохода, спокойно, словно управляемый рукой опытного лоцмана, вышел из бухты в море.

Встреча корабля с айсбергами во льдах всегда сопряжена с опасностью. Если верхняя часть айсберга сильно стаяла, он едва возвышается над морем. Такой айсберг неуловим для луча радиолокатора. Между тем при столкновении огромная масса льда, скрытая под водой, неизбежно протаранит корабль.

Случается, что корабль, зажатый во льдах, дрейфует вместе с ними по ветру. А навстречу ему или наперерез, раздвигая льды, движется громадный айсберг. Кораблю в такой обстановке не избежать столкновения. Для безопасного плавания в антарктическом и арктическом бассейнах очень важно знать все особенности распределения морских льдов и айсбергов, направление и скорость их дрейфа.

От столкновения с айсбергами потерпело аварию немало океанских пароходов.

Приведем несколько примеров. В 1916 г. погиб океанский лайнер «Титаник», совершавший свой первый рейс из Европы в Америку; из 2224 пассажиров утонуло 1513. В 1943 г., столкнувшись в тумане с айсбергом, взорвался голландский танкер; спаслось всего два человека. В том же году наскочил на айсберг грузовой пароход «Лидия-Мария», но ему удалось дойти до ближайшего порта.

В 1959 г. с айсбергом столкнулся датский пароход «Ханс Хедтофт»; все 95 человек экипажа и пассажиров погибли. В 1956 г.

Хронология гибели «Титаника»

российское экспедиционное судно «Лена» задело в тумане айсберг в море Дэвиса, но повреждения корпуса не произошло. В 1958/59 гг. в Ньюфаундлендских водах получили повреждения от встречи с плавучими льдами и айсбергами в условиях плохой видимости три наших корабля – «Чернышевский», «Радищев» и «Ногинск».

После гибели «Титаника» был организован Международный ледовый патруль, суда которого ведут непрерывные наблюдения за движением айсбергов в северной части Атлантического океана, где широко развит рыбный промысел и проходят наиболее «людные» пути между Европой и Америкой.

Ледовый патруль оповещает суда морского транспорта о местонахождении айсбергов.

Ледовые шапки полярных бассейнов оказывают большое влияние как на гидрологический режим океана, так и на климат и погоду, способствуя образованию холодных воздушных масс, с существованием которых все хорошо знакомы по радиосводкам погоды.

Можно предполагать, что если бы Мэрдок знал, что «Титаник» так поздно изменит курс и пробоина из-за его команды составит по длине почти сто метров, он наверняка принял бы удар айсберга на форштевень, то есть не пытаясь отвернуть влево и среверсировав машины. Вот что по этому поводу сообщает профессор К.

Барнаби в своей книге «Некоторые морские катастрофы и их причины» (Лондон, 1968): «Что было бы, если бы «Титаник» врезался в айсберг носом? Вайлдинг, кораблестроитель из Белфаста, вычислил, что нос судна при этом вмялся бы на 25-30 метров, но судно бы не погибло. Это была бы мгновенная смерть для тех, кто в это время находился в носовой части судна, но погашение инерции хода было бы довольно медленным в сравнении с едущим на такой скорости автомобилем, у которого мгновенно выжали до конца тормоза».

Вернемся к событиям, происходившим на «Титанике» после удара об айсберг.

Не прошло и пяти минут, как на мостик прибежал судовой плотник Хатчинсон и доложил капитану, что в нижних помещениях корабля сильная течь. В это же время появившиеся на мостике почтовые чиновники сообщили, что почтовая кладовая заполняется водой.

Как уже говорилось, среди пассажиров «Титаника» находился Томас Эндрюс — директор-распорядитель верфи «Харланд энд Волф».

Капитан Смит вместе с ним спустился в нижнее помещение лайнера, и они осмотрели поврежденный борт. Оказалось, что прорезанная льдом щель высотой от 20 до 80 сантиметров шла ниже ватерлинии от форпика до котельного отделения № б, ее длина достигала почти ста метров.

Эндрюс на листах своего блокнота быстро произвел расчет.

Он знал, что за первые десять минут после удара об айсберг вода поднялась на 4 метра в форпике, в трюме № 1, в трюме № 2, в почтовой кладовой, в котельном отделении № 6. Она поступала и в котельное отделение № 5, но пущенные на полную мощность насосы успевали ее откачивать.

«Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его шестнадцати водонепроницаемых отсеков.

Он мог также сохранять плавучесть в случае затопления любых трех из первых пяти отсеков. Непотопляемость лайнера была обеспечена даже при затоплении всех первых четырех отсеков. Но судно не было рассчитано на затопление всех пяти первых отсеков. Водонепроницаемая переборка между пятым и шестым отсеками на «Титанике» доходила лишь до палубы «Е».

Если вода затопит первые пять отсеков, то нос лайнера погрузится в море настолько, что палуба «Е» над шестым отсеком войдет в воду, и через ее люки, не имеющие закрытий, отсек будет затоплен.

После этого таким же образом будут последовательно затоплены остальные отсеки. Эндрюс назвал капитану Смиту время, когда «Титаник» пойдет ко дну. Получилось так, что он ошибся фактически на десять минут…

Драма в эфире

Неужели капитан Смит, этот матерый «морской волк», не одну сотню раз пересекший Атлантику, не знал о возможной встрече с айсбергами у берегов Ньюфаундленда в это время года?

Конечно, знал…

Предупреждение о появившихся на трассе «Титаника» ледяных полях и айсбергах Смит получил от капитанов порта до выхода в рейс в Саутгемптоне и в Куинстауне.

На второй день плавания радиостанция «Титаника» приняла сообщение с французского парохода «Ла Турень» о встреченных им ледяных полях в районе 45 градусов северной широты и 50 градусов 40 минут западной долготы. Лайнер «Париж» радировал «Титанику» о другом ледяном поле — на 45 градусах 09 минутах северной широты и 49 градусах 20 минутах западной долготы.

Около 9 часов утра рокового дня, в воскресенье 14 апреля, старший радист «Титаника» Джон Филиппе принял следующее сообщение от лайнера «Карониа»:

«Идущие на запад пароходы сообщают об айсбергах, гроулерах и ледяных полях от 42° северной широты, между 49° и 51° западной долготы».

В 9 часов 44 минуты капитан «Титаника» ответил — «Спасибо за сообщение. Погоду мы встретили разную. Смит».

Чуть позже поступило предупреждение об айсбергах от английского лайнера «Болтик»: «Несколько пароходов на выходе в океан встретили лед и айсберги от 49°09′ до 50°20′ западной долготы».

В это время «Титаник» находился на 50°14′ западной долготы.

Капитан Смит перед ленчем передал эту радиограмму Исмею. Тот положил ее в карман жилета и позже показал ее двум знакомым дамам. Смит попросил вернуть ему это радиосообщение в 19.

00 и передал его в штурманскую.

В 13 часов 45 минут «Титаник» принял радиограмму германского парохода «Америка»: «Прошли два больших айсберга в районе 41°27′ северной широты и 50°08′ западной долготы». Потом снова в эфир вышел «Болтик»: «Греческий пароход «Афенаи» сообщает, что сегодня утром встретил айсберги и большие ледяные поля на широте 41°51 северной и долготе 49°52′ западной».

Ни капитан, ни вахтенный штурман об этих сообщениях не знали: радисты их просто не передали на мостик, который находился от них в 20 метрах.

Здесь необходимо сказать еще об одном «если бы».

Так, если бы радисты «Титаника» передали это и другие сообщения на мостик, то вахтенный помощник, конечно, обратил бы внимание на столь конкретное предупреждение об айсбергах… Но деньги есть деньги. В этот день с раннего утра радист «Титаника» Джон Филиппс и его помощник Гаральд Брайд занимались передачей частных радиограмм на мыс Рейс, откуда их телеграфировали в разные районы США и Канады. Радисты были заинтересованы в этой работе, так как богатые пассажиры за быструю посылку частных депеш давали чаевые.

Хронология гибели «Титаника»

Наступил вечер, а ворох неслужебных радиограмм на столе радистов не убывал. Многим пассажирам первого и второго класса «Титаника > хотелось использовать радио — «эту удивительную новинку века» — и известить своих близких и родных с просторов Атлантики о скором и благополучном прибытии. Радистам некогда было относить на мостик получаемые служебные сообщения об айсбергах и ледяных полях. Ведь чаевые за это не платили…

В 18 часов 40 минут Филиппе принял депешу парохода «Калифорниан», адресованную пароходу «Антилиан»: «Капитану «Антилиана».

В 18 часов 30 минут по судовому времени, широта 42°03′ северная, долгота 49°09′ западная, три большие ледяные горы пять миль южнее нас».

И это предостережение осталось лежать в радиорубке «Титаника», который со скоростью 22,5 узла продолжал мчаться навстречу опасности.

В 21 час 40 минут Филиппе принял еще одно сообщение об айсбергах от другого парохода: «От «Месаба» — «Титанику» и всем идущим на запад судам. Сообщаю о льде от 42° до 41°25′ северной широты и от 49° до 50°30′ западной долготы; видел массу тяжелого набивного льда и большое количество айсбергов, также ледяные поля.

Погода хорошая, ясная».

Наконец, в 22 часа 40 минут, то есть за час до столкновения, когда Филиппсу наконец удалось наладить хорошую связь с мысом Рейс, в эфир на его волне ворвался Эвенс — радист «Калифорниана».

Его станция, заглушавшая морзянку станции мыса Рейс, отчетливо передавала: «Мы остановились, окружены льдами…» Раздраженный тем, что его перебивают, Филиппс отстучал: «Заткнись!

Я занят, я работаю с мысом Рейс». Он даже не удосужился дослушать сообщение до конца и записать координаты, где «Калифорниан» встретил лед.

«Титаник» продолжал мчаться навстречу своей гибели. В эфир с его антенны летели в Америку частные радиограммы о скором прибытии в Нью-Йорк… Ровно через час на мостике «Титаника» первый помощник капитана Мэрдок услышал по телефону голос впередсмотрящего Флита: «Прямо по носу айсберг, сэр!»

Стрелки часов на ходовом мостике «Титаника» показывали 00 часов 5 минут.

С момента удара об айсберг прошло ровно 25 минут. Капитан Смит начал отдавать приказания. Своему старшему помощнику Уайлду он приказал расчехлить все спасательные шлюпки, первому помощнику Мэрдоку — созвать пассажиров к местам аварийного сбора, шестому помощнику Мауди — вывесить на шлюпочной палубе аварийные шлюпочные расписания, четвертому помощнику Боксхоллу — разбудить спавших после вахты второго помощника Лайтоллера и третьего помощника Питмана.

После этого капитан направился в радиорубку, расположенную позади штурманской рубки. Он вошел туда в тот момент, когда второй радист Гаральд Брайд сел за ключ, чтобы помочь Филиппсу с отправкой частных радиограмм на мыс Рейс.

— Мы столкнулись с айсбергом, и сейчас я выясняю, не причинил ли он нам повреждения.

Так что будьте готовы послать просьбу о помощи, но не передавайте ее до тех пор, пока я вам об этом не скажу. Сделав это указание, капитан Смит покинул радиорубку, но через несколько минут вернулся снова.

Он положил на стол перед Филиппсом листок бумаги, на котором были написаны координаты «Титаника»: «41°4б’ северной широты и 50°14′ западной долготы».

— Сейчас вам бы следовало вызвать помощь, — сказал капитан.

— Как? Передать сигнал бедствия? — удивился Филиппе.

— Да, и немедля, — ответил Смит.

Филиппе положил руку на ключ и передал сигнал общего вызова всех станций и позывные «Титаника» несколько раз подряд.

В 00 часов 10 минут с антенны лайнера в ночной эфир полетел сигнал CQD — действовавший в те годы международный радиотелеграфный сигнал бедствия, и координаты «Титаника».

Первым радиограмму принял Даррент — радист английского парохода «Маунт Темпл»: «Титаник» шлет CQD, идите немедля, ударились об айсберг». В 00 часов 15 минут на сигнал бедствия ответил германский пароход «Франкфурт», находившийся в 150 милях от места катастрофы. Однако его радист не понял всей серьезности ситуации и стал запрашивать Филиппса о подробностях столкновения. Через полчаса, когда Филиппс наладил четкую связь с английским лайнером «Карпатия», немецкий радист вклинился в их разговор, опять спрашивая: «Что там с вами случилось?»

«Идете ли вы к нам на помощь?

Мы налетели на айсберг», — повторил «Титаник».

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *