Сталинская диктатура

План

Биография

Сталинизм

И. В. Сталин как философ

Анархизм или социализм (1906-1907)

Марксизм и национальный вопрос

Ленинский партийный университет

Философские идеи по изложению и изучению истории СССР

Выводы

Список литературы

Биография

«Коба», «дядя Джо», Иосиф Сталин американцы дословно переводили его фамилию как «Человек черной металлургии».

Тех, кто хоть немного знает, кто такой Иосиф Сталин, биография этого человека не удивит. Он повинен в смерти даже по самым приблизительным подсчетам, около 20 млн. человек, в том числе 14,5 млн. умерли от голода. По меньшей мере, 1 миллион казнен по политическим «преступлениям». По крайней мере, 9,5 миллионов депортированы, высланы или отправлены в тюремное заключение в трудовые лагеря; примерно 5 млн. оказалось в Архипелаге Гулаг.

Один из самых мощных и кровавых диктаторов в истории, Иосиф Виссарионович Сталин был верховным правителем Советского Союза на протяжении четверти века. Его режим террора привели к гибели и страданиям десятков миллионов людей, однако он также руководил военной машиной, которая играла ключевую роль в разгроме нацизма.

Иосиф Виссарионович Сталин появился на свет 21 (18) декабря 1879г. в Грузии, которая была тогда частью Российской империи. Его отец был сапожником, и Сталин рос в скромных условиях. Он учился в духовной семинарии, где он начал читать марксистскую литературу. Он не закончил обучение, но посвятил свое время революционным движениям против российской монархии. Он провел следующие 15 лет в качестве активиста и несколько раз был арестован и сослан в Сибирь.

Иосиф Виссарионович Сталин не был одним из главных игроков в большевистском захвате власти в 1917 году, но он вскоре смог продвинуться через ряды партии. В 1922 г. он был генеральным секретарем Коммунистической партии, должность, которая не считалась особенно важной в то время, но он имел контроль над назначениями, что позволило ему создать собственную поддержку. После смерти Ленина в 1924 году, сам Сталин способствовал его политическим наследникам и постепенно выживал соперников. К концу 1920-х гг. Иосиф Виссарионович Сталин был фактически диктатором Советского Союза.

По выводам многих современных историков, политика Сталина создала особо централизованную систему власти. Правление Сталина опиралось на мощные, поддерживаемые самим Сталиным партийные и государственные структуры. Если проанализировать решения Политбюро периода правления Сталина, можно обнаружить поддержание политики перепроизводства главных видов продукции народного хозяйства. Это стало причиной борьбы административных интересов за влияние на исполнение решений центральной власти.

Иосиф Сталин был безусловным лидером действующего режима. От его воли зависело принятие любых значащих, принципиальных для государства решений. Именно Сталин инициировал все глобальные государственные события. Любой правительственный чиновник высокого ранга обязан был соглашаться с решением, которое принимал Иосиф Виссарионович Сталин. Ответственность же за реализацию таких решений перекладывалась на подотчетных исполнителей.

Сталин, биография которого отличалась особой кровавостью, реализовал беспрецедентные по своим масштабам массовые репрессии граждан своего государства. Это и миллионы крестьян, начиная с новой экономической политики, заканчивая ликвидацией крестьянства, как класса; и многие тысячи расстрелянных и замученных в отечественных лагерях партийных работников, которые свято верили, что строят светлое будущее для своей страны; и сотни расстрелянных генералов и маршалов – великих умов военной науки; и представители интеллигенции, артисты; и целая армия ученых и инженеров; и ни в чем не повинные евреи. А о миллионах наших плененных во время немецкой оккупации солдат, по возвращении на Родину, которых ждал расстрел, и говорить не приходится. И эти преследования были, не смотря на то, что жертвы репрессий в большинстве своем не помышляли о свержении советской власти и не работали на вражескую разведку. По данным исследований можно найти приблизительные масштабы сталинских репрессий: порядка 1 300 000 арестованных, 680 000 расстрелянных. Данные различных источников существенно отличаются. Но истинный размах жертв репрессий мы, наверное, не узнаем никогда.

Биография Сталина содержит такое понятие, как культ личности Сталина. Культ личности подразумевал полное подчинение воли вождя. Никто не смел ослушаться Первого. Непокорные жестоко наказывались карающей системой. Все репрессивные действия скрывались от общественности, но советские граждане знали о тотальном контроле государства во всех сферах общественной жизни. В то же время советская Конституция времен Сталина была признана самой демократичной в мировой истории на тот момент.

В марте 1953 года Сталин скончался. Смерть Сталина сделала возможной огласку всех действий правящего сталинского режима. Общественность смогла открыто подвергнуть справедливой критике действия Иосифа Виссарионовича Сталина. И на государственном уровне культ Сталина был развенчан на известном двадцатом съезде КПСС в процессе доклада Никиты Сергеевича Хрущева. С этого момента о миллионных жертвах сталинизма стали говорить не только в зарубежных изданиях, но и в советских средствах массовой информации. Открыто можно было говорить о декрете советского правительства 1918 года «О красном терроре» известным тем, что кроме разрешения расстрела всех, причастных к белогвардейцам, заговорам, с целью внесения «большей планомерности» в действия ВЧК создал на советской территории концентрационные лагеря. Эти «лагеря смерти» были главным элементом карающей тоталитарной системы. Много миллионов людей, в большинстве своем не виноватых перед государством, ощутили на себе все прелести лагерной жизни.

Сталинизм

К определению сталинизма можно подходить с разных сторон. Один из вариантов – это государственная система, система контроля с ужасающей системой подчинения с беспрецедентным размахом насилия. Еще вариант – сталинизм – это закономерность, порождение советского общества, при поддержке которого он и окреп. Пролетарские массы верили сильному вождю. В российской истории сталинизм был своеобразным переходом от монархического правления к некоторому подобию социализма. Благодаря террору рушится прежний общественный строй, достижения культуры. Но благие намерения советской власти по строительству социализма, а впоследствии и коммунизма, потерпели полную неудачу. Советские граждане так и не увидели коммунистического рая на земле, зато вплотную столкнулись с такими явлениями, как лагеря, ссылки и колхозы.

Явление сталинизма было связано с нашими национальными культурно-политическими традициями. По своей сути этот режим был сходным с фашизмом, который возник в государстве с другим национальным менталитетом. Эти две системы порождали общества, полностью базирующиеся на лжи: декларировалось одно, а реализовывалось другое.

Данный термин означает режим, существовавший в период жизни И. В. Сталина, чье имя послужило для создания названия термина. По определенным источникам, понятие впервые употребил Л. Каганович для обозначения разновидности ленинизма, заработавшей обновленное воспитание при И. В. Сталине. В СССР приступил к официальному использованию с появлением политики гласности.

Сталинизм является продолжением ленинизма, однако отличается своеобразными особенностями.

Сталинизм делал упор на построение социализма в конкретно взятой стране, независимо от проведения мировой революции, а также при наличии буржуазных слоев общества.

Также в сталинизме можно увидеть ярко выраженную идею усиления страны, что приводит к ее отмиранию. Отмирает, однако, не вся страна, а только классы, которые противоречат идеям сталинизма. К этому приводит усиление властного аппарата.

Преобладать должна коммунистическая партия. Соответствующая идеология разъяснялась людям уже с самого раннего возраста – для этого использовались октябрята, пионеры, комсомольцы и впоследствии коммунисты.

Можно выделить основные особенности:

1. Абстрактное обоснование при замедлении темпов мировой революции потенциальности возникновения социализма в отдельном государстве.

2. Идея гибели державы, через ее максимальное приумножение.

3. Все средства массовой информации проходили строгую цензуру и были строго упорядоченными. Других СМИ просто не существовало.

4. Экономический строй государства представлял собой систему, в которой собственность – практически вся, находилась во власти государства.

5. От ленинизма сталинизм отличается тем, что представлял собой практически настоящий пример диктатуры. Ленинская политика позволяла существование различных классов и идеологий – сталинизм запрещал все, кроме коммунизма.

И.В. Сталин как философ

Давно настало время достойно охарактеризовать вклад И.В.Сталина в развитие научной философии XX века. В литературе 40-50-х годов его теоретические работы часто объявлялись вершиной философской мысли, а в 60-80-х годах ниспровергались с пресловутым ярлыком сталинизма. Без научно-философского анализа обходились фундаментальные политические произведения сталинского интеллекта. Наслаивались усилиями противников Сталина и врагов социализма, антикоммунистические мифы о его "необразованности", злодейском интеллекте и даже о нейропсихической патологии. В глазах здравомыслящих людей всё это входило в резкое противоречие с плодотворностью и величием творческой и практической деятельности вождя ленинской партии, лидера великой державы трудящихся и гениального полководца.

На рубеже тысячелетий появилось много документальных, теоретических и научно-исторических работ отечественных и зарубежных авторов, пытающихся объективно осветить противоречивое содержание сталинской эпохи, выявить подлинную философскую основу плодотворной деятельности преемника В.И. Ленина в руководстве Советской державой и мировым коммунистическим, рабочим движением.

Накануне 12-й годовщины Октября Сталин выступил в "Правде" со статьей "Год великого перелома", в которой говорил о закладке основ строительства социализма, о решении проблемы внутренних накоплений, о новых формах повышения производительности труда, о повороте крестьянских масс к сплошной коллективизации и т. д. На ноябрьском пленуме ЦК речь шла о громадных успехах, якобы достигнутых страной в 1929 г. Опираясь на них, было решено снова увеличить плановые задания.

Шло даже соревнование за то, кто больше пообещает в деле досрочного выполнения пятилетки. Для внесения единства в "грандиозное развертывание крупных совхозов, колхозов и МТС" было признано необходимым создание единого органа — союзного Наркомзема, которому вскоре предстояло стать своеобразным штабом массовой коллективизации.

Конец 1929 г.

был отмечен празднованием 50-летнего юбилея генсека. Фигура Сталина заметно увеличилась в своих масштабах. Он провозглашался "ближайшим и верным соратником Ленина", "виднейшим руководителем и вождем ВКП(б) и Коминтерна", "несгибаемым бойцом партии с железной настойчивостью и твердостью, с исключительной проницательностью проводящим генеральную линию партии".

Сталин становился символом "социалистического наступления", его бесспорным лидером и вождем.

Видимо, следует подвести некоторые итоги той полосе событий, финалом которых стал 1929 год, год утверждения сталинской диктатуры, за которым маячили контуры уже иной цивилизации. Он назывался по-разному: от "контрреволюционного термидора" до "сталинской революции сверху". В последние годы приходится сталкиваться со множеством различных версий этих событий.

Широкое хождение получила их трактовка исключительно как борьба за власть, реализация личных амбиций и проявление властолюбия Сталина. Одно время распространялась версия о решающем влиянии на судьбу страны ее мелкобуржуазности, ее крестьянского обличья, которые будто бы тесно связаны с культом верховной власти и царистскими иллюзиями, вознесшими на пьедестал личность Сталина.

Очень активно муссировалась идея об отсутствии в стране демократических традиций, в результате чего стало возможным возникновение сталинского культа. Нередко события 1929 г. и последующие рассматривались как неизбежный результат попыток реализовать коммунистическую утопию. Диапазон мнений, таким образом, весьма велик. Каждое из предложенных объяснений имеет очевидные слабости, на которые можно указать, что называется, с ходу. Если все внимание сосредоточить на сталинских интригах, то как объяснять те сложные процессы, которые происходили в стране.

Если придерживаться "крестьянской версии", то встает вопрос, почему в других крестьянских странах в аналогичных условиях не возникло ничего подобного, напоминающего Россию. Если говорить о демократии, то очень мало можно назвать стран, которые к началу ХХ в.

накопили богатый опыт демократических традиций. Тем не менее их исторические пути оказались достаточно разветвленными. К тому же следует добавить, что вряд ли существует какой-то единый рецепт для демократического устройства общества. Каждая страна имеет свой собственный опыт народовластия. Если порыться в российской истории, то в ней тоже можно найти его особые формы, на которые при желании можно опереться, не прибегая к бездумному заимствованию и кабинетному бюрократическому прожектерству.

Не годится, видимо, и апелляция к утопии, ибо какая заранее придуманная схема не окажется таковой при воплощении на практике.

Нельзя упрощать историю, спрямлять прошлое в угоду очередной конъюнктурной версии, как это часто делается в историографии. Из многих тенденций, из стечения многих обстоятельств, причин и следствий складывается определенный порядок событий, которые никто заранее не мог предвидеть и предусмотреть.

Давая общую оценку событий этого времени, тоже приходится вступать на путь известного упрощения, однако в целом эта оценка базируется на той логике фактов, которые содержатся в приводимом выше материале.

Из состояния российского общества, из противоречий, которые сопровождали его вступление в новую эпоху, из ситуации, в которой оказалась страна в результате ее участия в мировой войне неизбежно вытекала трагедия революционного взрыва и гражданской войны.

Руководство революцией было предопределено со стороны тех политических сил, которые основывали свою стратегию и тактику на критике капитализма и пропаганде социалистических идей, находивших отклик среди населения России. Однако сами эти идеи, чтобы иметь успех, должны были трансформироваться сообразно российским условиям. Подобная трансформация прослеживается в программных установках отдельных политических партий, выступавших от имени крестьянства и рабочего класса.

Сложные перипетии событий 1917 г. вынесли на поверхность наиболее радикальные элементы этих партий, которые повели массы на захват власти.

Взятие власти большевиками и поддержка их левыми эсерами привели к утверждению советской системы, а идеологической опорой нового режима становится большевизм, проповедующий диктатуру пролетариата.

Идея диктатуры пролетариата постепенно сводится к однопартийной диктатуре большевиков в Советах и вытеснению всех других элементов из политической жизни общества.

Диктатура пролетариата на деле осуществлялась политической элитой большевистской партии, ее вождями. Вождизм — неизбежное следствие власти хаоса и толпы, ее жажды найти ориентиры в бурном океане событий.

Вожди выступают от имени трудящихся масс, подхватывая их настроения и чаяния и навязывая им свои идеи.

Из смешения грубых уравнительных представлений о социализме и коммунизме в специфической обстановке гражданской войны рождается идеология и практика военного коммунизма, который, несмотря на вызванный им тотальный кризис советской системы и отказ от него в последующие годы, оставляет глубокий след во всех сферах жизни общества, в том числе и в самой правящей партии.

Из большевистских идей и тенденций, свойственных военному коммунизму, вырастает бюрократизм советской системы, который распространяется и на партию, и на госаппарат, и на общественные организации.

Партийная бюрократия подчиняет себе этот процесс, который ведет к образованию особого руководящего слоя советского общества — номенклатуры. Интересы последней вступают в противоречие с интересами старой политической элиты.

Внутри правящей партийной олигархии — вождей начинается борьба за власть, победа в которой обеспечена тому, за кем пойдет номенклатура, большинство партийной и советской бюрократии, кто в наибольшей степени сумеет выразить ее нужды. Проводимая руководством новая экономическая политика не отвечала интересам этого слоя, не сумела привлечь на свою сторону значительных слоев населения страны, породив множество нерешенных проблем и противоречий.

Теперь их решение все более связывалось с ускоренным строительством социализма.

В качестве наиболее подходящей велениям времени обозначалась личность Сталина. Сталин одновременно выступал и создателем нового руководящего слоя и выразителем его интересов.

Диктатура и политика Сталина

Сталин умел приспособиться к духу эпохи, образу человека железной воли и дисциплины, способного претворять в жизнь любые практические решения. Явные грубость и неотесанность, в чем упрекали Сталина старшие соратники, для новой поросли руководителей были скорее не недостатком, а преимуществом, показателем близости к низам. Они сами по свой сути были такими. Многие из них, словно птенцы из одного гнезда, вышли из военного коммунизма, пропитались его атмосферой.

Позднее сам Сталин признавался, что в кругу более заметных политических фигур в партийном руководстве, победу ему и его сторонникам обеспечили "средние кадры", на которые другие вожди не обращали внимания.

Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 472 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Диктатура и политика Сталина

Биография

«Коба», «дядя Джо», Иосиф Сталин американцы дословно переводили его фамилию как «Человек черной металлургии».

Он повинен в смерти даже по самым приблизительным подсчетам, около 20 млн. человек, в том числе 14,5 млн. умерли от голода. По меньшей мере, 1 миллион казнен по политическим «преступлениям». По крайней мере, 9,5 миллионов депортированы, высланы или отправлены в тюремное заключение в трудовые лагеря; примерно 5 млн.

оказалось в Архипелаге Гулаг.

Один из самых мощных и кровавых диктаторов в истории, Иосиф Виссарионович Сталин был верховным правителем Советского Союза на протяжении четверти века. Его режим террора привели к гибели и страданиям десятков миллионов людей, однако он также руководил военной машиной, которая играла ключевую роль в разгроме нацизма.

Иосиф Виссарионович Сталин появился на свет 21 (18) декабря 1879г.

в Грузии, которая была тогда частью Российской империи. Его отец был сапожником, и Сталин рос в скромных условиях. Он учился в духовной семинарии, где он начал читать марксистскую литературу.

Он не закончил обучение, но посвятил свое время революционным движениям против российской монархии. Он провел следующие 15 лет в качестве активиста и несколько раз был арестован и сослан в Сибирь.

Иосиф Виссарионович Сталин не был одним из главных игроков в большевистском захвате власти в 1917 году, но он вскоре смог продвинуться через ряды партии. В 1922 г.

он был генеральным секретарем Коммунистической партии, должность, которая не считалась особенно важной в то время, но он имел контроль над назначениями, что позволило ему создать собственную поддержку. После смерти Ленина в 1924 году, сам Сталин способствовал его политическим наследникам и постепенно выживал соперников.

К концу 1920-х гг. Иосиф Виссарионович Сталин был фактически диктатором Советского Союза.

По выводам многих современных историков, политика Сталина создала особо централизованную систему власти. Правление Сталина опиралось на мощные, поддерживаемые самим Сталиным партийные и государственные структуры.

Если проанализировать решения Политбюро периода правления Сталина, можно обнаружить поддержание политики перепроизводства главных видов продукции народного хозяйства. Это стало причиной борьбы административных интересов за влияние на исполнение решений центральной власти.

Иосиф Сталин был безусловным лидером действующего режима.

От его воли зависело принятие любых значащих, принципиальных для государства решений. Именно Сталин инициировал все глобальные государственные события. Любой правительственный чиновник высокого ранга обязан был соглашаться с решением, которое принимал Иосиф Виссарионович Сталин.

Ответственность же за реализацию таких решений перекладывалась на подотчетных исполнителей.

Сталин, биография которого отличалась особой кровавостью, реализовал беспрецедентные по своим масштабам массовые репрессии граждан своего государства. Это и миллионы крестьян, начиная с новой экономической политики, заканчивая ликвидацией крестьянства, как класса; и многие тысячи расстрелянных и замученных в отечественных лагерях партийных работников, которые свято верили, что строят светлое будущее для своей страны; и сотни расстрелянных генералов и маршалов – великих умов военной науки; и представители интеллигенции, артисты; и целая армия ученых и инженеров; и ни в чем не повинные евреи.

А о миллионах наших плененных во время немецкой оккупации солдат, по возвращении на Родину, которых ждал расстрел, и говорить не приходится.

И эти преследования были, не смотря на то, что жертвы репрессий в большинстве своем не помышляли о свержении советской власти и не работали на вражескую разведку.

По данным исследований можно найти приблизительные масштабы сталинских репрессий: порядка 1 300 000 арестованных, 680 000 расстрелянных.

Данные различных источников существенно отличаются. Но истинный размах жертв репрессий мы, наверное, не узнаем никогда.

Биография Сталина содержит такое понятие, как культ личности Сталина.

Культ личности подразумевал полное подчинение воли вождя. Никто не смел ослушаться Первого. Непокорные жестоко наказывались карающей системой. Все репрессивные действия скрывались от общественности, но советские граждане знали о тотальном контроле государства во всех сферах общественной жизни. В то же время советская Конституция времен Сталина была признана самой демократичной в мировой истории на тот момент.

В марте 1953 года Сталин скончался.

Смерть Сталина сделала возможной огласку всех действий правящего сталинского режима. Общественность смогла открыто подвергнуть справедливой критике действия Иосифа Виссарионовича Сталина. И на государственном уровне культ Сталина был развенчан на известном двадцатом съезде КПСС в процессе доклада Никиты Сергеевича Хрущева. С этого момента о миллионных жертвах сталинизма стали говорить не только в зарубежных изданиях, но и в советских средствах массовой информации.

Открыто можно было говорить о декрете советского правительства 1918 года «О красном терроре» известным тем, что кроме разрешения расстрела всех, причастных к белогвардейцам, заговорам, с целью внесения «большей планомерности» в действия ВЧК создал на советской территории концентрационные лагеря. Эти «лагеря смерти» были главным элементом карающей тоталитарной системы.

Много миллионов людей, в большинстве своем не виноватых перед государством, ощутили на себе все прелести лагерной жизни.

Сталинизм

К определению сталинизма можно подходить с разных сторон. Один из вариантов – это государственная система, система контроля с ужасающей системой подчинения с беспрецедентным размахом насилия.

Еще вариант – сталинизм – это закономерность, порождение советского общества, при поддержке которого он и окреп. Пролетарские массы верили сильному вождю.

В российской истории сталинизм был своеобразным переходом от монархического правления к некоторому подобию социализма. Благодаря террору рушится прежний общественный строй, достижения культуры. Но благие намерения советской власти по строительству социализма, а впоследствии и коммунизма, потерпели полную неудачу.

Советские граждане так и не увидели коммунистического рая на земле, зато вплотную столкнулись с такими явлениями, как лагеря, ссылки и колхозы.

Явление сталинизма было связано с нашими национальными культурно-политическими традициями.

По своей сути этот режим был сходным с фашизмом, который возник в государстве с другим национальным менталитетом. Эти две системы порождали общества, полностью базирующиеся на лжи: декларировалось одно, а реализовывалось другое.

Данный термин означает режим, существовавший в период жизни И.

В. Сталина, чье имя послужило для создания названия термина. По определенным источникам, понятие впервые употребил Л. Каганович для обозначения разновидности ленинизма, заработавшей обновленное воспитание при И. В. Сталине. В СССР приступил к официальному использованию с появлением политики гласности.

Сталинизм является продолжением ленинизма, однако отличается своеобразными особенностями.

Сталинизм делал упор на построение социализма в конкретно взятой стране, независимо от проведения мировой революции, а также при наличии буржуазных слоев общества.

Также в сталинизме можно увидеть ярко выраженную идею усиления страны, что приводит к ее отмиранию.

Отмирает, однако, не вся страна, а только классы, которые противоречат идеям сталинизма. К этому приводит усиление властного аппарата.

Преобладать должна коммунистическая партия. Соответствующая идеология разъяснялась людям уже с самого раннего возраста – для этого использовались октябрята, пионеры, комсомольцы и впоследствии коммунисты.

Можно выделить основные особенности:

1.Абстрактное обоснование при замедлении темпов мировой революции потенциальности возникновения социализма в отдельном государстве.

2. Идея гибели державы, через ее максимальное приумножение.

3. Все средства массовой информации проходили строгую цензуру и были строго упорядоченными.

Других СМИ просто не существовало.

4. Экономический строй государства представлял собой систему, в которой собственность – практически вся, находилась во власти государства.

5. От ленинизма сталинизм отличается тем, что представлял собой практически настоящий пример диктатуры. Ленинская политика позволяла существование различных классов и идеологий – сталинизм запрещал все, кроме коммунизма.

И.

В. Сталин как философ

Давно настало время достойно охарактеризовать вклад И. В. Сталина в развитие научной философии XX века. В литературе 40-50-х годов его теоретические работы часто объявлялись вершиной философской мысли, а в 60-80-х годах ниспровергались с пресловутым ярлыком сталинизма.

Без научно-философского анализа обходились фундаментальные политические произведения сталинского интеллекта. Наслаивались усилиями противников Сталина и врагов социализма, антикоммунистические мифы о его "необразованности", злодейском интеллекте и даже о нейропсихической патологии. В глазах здравомыслящих людей всё это входило в резкое противоречие с плодотворностью и величием творческой и практической деятельности вождя ленинской партии, лидера великой державы трудящихся и гениального полководца.

На рубеже тысячелетий появилось много документальных, теоретических и научно-исторических работ отечественных и зарубежных авторов, пытающихся объективно осветить противоречивое содержание сталинской эпохи, выявить подлинную философскую основу плодотворной деятельности преемника В.

И. Ленина в руководстве Советской державой и мировым коммунистическим, рабочим движением.

Формирование мировоззрения и философия

Своеобразие формирования мировоззрения в детстве и отрочестве Иосифа Джугашвили заключалось в том, что первоначальными основами его были православная религия (старославянский, русский и грузинский языки) и грузинская культура, история (грузинский и русский языки, на последнем он знакомился со светской литературой).

В духовном училище и семинарии прилежный отрок из бедной семьи хорошо усваивал нравственные принципы протокоммунистического учения Иисуса Назорея, а затем юношей-семинаристом с помощью чтения "не рекомендованной" литературы усваивал основы обыденного, реалистического мировоззрения трудового народа.

Хорошо освоив с детства достижения грузинской духовной культуры, Иосиф Джугашвили, начиная с духовной семинарии, усваивал через православие русскую духовную культуру, а с мировой литературой знакомился преимущественно на русском языке.

Сталин писал грамотно, чистым русским языком. Он превосходно знал русскую литературу и подобно Ленину любил её образы использовать в своих выступлениях.

Философом образованный человек становится обычно на довольно высоком уровне развития своего мировоззрения. Последнее формируется как духовное выражение личности, а личность формируется в индивиде по мере его сознательного вхождения в систему общественных отношений своей эпохи. И если сущность человека, по Марксу, есть ансамбль общественных отношений, то, видимо, философские взгляды начинают формироваться у личности на уровне систематизации её воззрений на природу, человеческий род, общество, на культуру и политические события.

В свою очередь, философским мыслителем человек становится в условиях, когда его системное мировоззрение с помощью высшего образования приобретает качество целостности.

Философия в личностном отношении представляется как теоретическая сущность мировоззрения. При столь интенсивном формировании материалистического мировоззрения на основе миросозерцания марксизма И. Джугашвили благополучно избежал ослабляющего влияния русской религиозной философии, но успешно адаптировал на основе революционной практики «русский исследовательский подход» к научному мировоззрению в варианте именно русского марксизма.

Динамизм принципа единства теории и практики обусловил творческий стиль философского мышления Сталина.

«Жесткость и суровость Сталина всегда сочетались с его гибкостью, умением подняться над привычным и шаблонным, быстро отказаться от курса, который заводил страну в тупик, и найти нестандартное решение, отвечающее реалиям сегодняшнего дня. При этом он не поступался принципами, которыми он руководствовался всю свою сознательную жизнь, и сохранял верность многим из духовных ценностей, обретённых им в течение своего сложного жизненного пути».

Диалектико-материалистическая устойчивость его мировоззрения сохранялась до конца жизни и проявлялась, как у Ленина, во всех духовных и практических делах.

Основным принципом философской позиции Сталина, как и В. И. Ленина, было единство теории и практики. Практика слепа без теории, а теория бессмысленна без практики.

Анархизм или социализм

Первой крупной работой Иосифа Виссарионовича (с философской основой марксистского качества) стал сборник статей, направленных против грузинских последователей князя П.

Кропоткина – «Анархизм или социализм?» (1906-1907). В этот период ещё не было цельных философских работ В. И. Ленина, и Кобе пришлось самостоятельно осваивать и применять диалектико-материалистическую основу политической философии Маркса и Энгельса.

Молодой Сталин только начинает понимать методологическое значение марксистского диалектического метода и ещё нечётко, не по-ленински глубоко уясняет соотношение философии, политической экономии и теории научного социализма в марксизме.

Но уже смело выдвигает против идеологии анархизма фундаментальный тезис: «Марксизм – это … цельное мировоззрение, философская система, из которой само собой вытекает пролетарский социализм Маркса.

Установление сталинской диктатуры

Эта философская система называется диалектическим материализмом». И далее автор развернуто излагает основы диалектического метода, суть материалистической теории и доказывает теоретически (но с опорой на практику революционной борьбы российских социал-демократов), что только на такой философской основе может строиться научный, реалистический план социалистических общественных преобразований. «История науки показывает, – пишет Коба, – что диалектический метод является подлинно научным методом: начиная с астрономии и кончая социологией … А это означает, что дух диалектики пронизывает всю современную науку».

При доказательстве вздорности анархистского утверждения "диалектика – это метафизика" молодой Сталин демонстрирует хорошее знание критических работ К. Маркса и Ф. Энгельса, широкого круга научно-философских источников.

При публикации работы "Анархизм или социализм?" в первом томе своих сочинений И. В. Сталин отмечал, что она, как и другие произведения периода, «когда выработка идеологии и политики ленинизма не была ещё закончена», – должна рассматриваться как произведение «молодого марксиста, ещё не оформившегося в законченного марксиста-ленинца …».

Марксизм и национальный вопрос

"Ленинский университет" по факультету философии И.

В. Сталин закончил в дореволюционный период, опубликовав написанную за границей социально-философскую работу «Марксизм и национальный вопрос». К этому времени он был уже опытным революционером, активным деятелем большевистской партии с приличным марксистским образованием.

Известный исследователь творческого пути Сталина в русской революции и в политической жизни СССР Ю. В. Емельянов показал, что обобщая опыт первой русской революции 1905-1907 годов, В.

И. Ленин предложил Сталину написать программную статью по национальному вопросу в России на основе методологии революционного марксизма – в отличие от теоретических разработок австрийских социалистов. После встречи с Лениным в Польше член ЦК РСДРП(б) И. В. Сталин направился в Вену, где с помощью Н. И. Бухарина изучал труды этих социалистов и собирал материалы для будущей статьи. «В течение месяца Сталин написал работу объёмом в 4,5 печатных листа под названием "Марксизм и национальный вопрос».

Эта работа в течение нескольких десятилетий служила теоретической основой для любых высказываний в СССР по национальному вопросу, поскольку никаких обстоятельных работ по национальному вопросу у Маркса, Энгельса и Ленина не было».

Неудобный для ортодоксального марксизма национальный вопрос Сталин стал рассматривать в ракурсе единства социально-философской теории марксизма (исторический материализм) и опыта революционной практики российских социалистов различных национальностей.

Воинствующий марксистский материализм этой "дипломной работы" (Ю. Емельянов) нового члена ЦК высоко оценил В. И. Ленин, который писал в журнал «Просвещение»: «Статья очень хороша. Вопрос боевой, и мы не сдадим ни на йоту принципиальной позиции против бундовской сволочи».

Опираясь на принцип конкретного анализа конкретной ситуации, Сталин подверг сокрушительной критике идею австрийских марксистов о "культурно-национальной автономии" в качестве панацеи для решения национального вопроса во всех империях.

Он указал, что размежевание социал-демократов по национальному вопросу погубит рабочее движение в многонациональных странах. И главное, российский марксист впервые дал системное, диалектико-материалистическое определение нации: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры … Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию».

Это определение, противопоставленное метафизическому суждению О. Бауэра, до сих пор является синонимом научно-философского понимания сути национального бытия людей. Сохраняют свою силу и ныне положения сталинской брошюры о том, что сила национального движения «определяется степенью участия в нём широких слоёв нации, пролетариата и крестьянства», а также о том, что «у сознательного пролетариата есть своё собственное испытанное знамя» классовой солидарности, и ему не нужно знамя буржуазного национализма в борьбе за социалистическое будущее.

Марксистский классовый подход Ленин и Сталин осуществляли позже в решении вопроса о праве наций на самоопределение в союзном, федеративном социалистическом государстве.

Ленинский партийный университет

После кончины великого марксистского вождя мирового пролетариата Сталин приступает к освоению философских оснований многогранного ленинского учения.

С этой целью он приступает в 1925-1928 годах к глубокому изучению философии Гегеля под руководством крупнейшего советского специалиста по диалектике Яна Эрнестовича Стэна (1899-1937). До этого и в ходе занятий, а также после них Сталин изучал труды Канта, Спинозы, Декарта, Фейербаха, по истории материализма, по психологии, социологии. Наряду с «Капиталом», «Диалектикой природы», философскими работами В. И. Ленина Сталин читал книги «Маркс и философия», «Ленин и философия», «История новой философии».

Занятия со Стэном, замдиректора Института К.

Маркса и Ф. Энгельса, профессором Института красной профессуры, часто приобретали, по некоторым свидетельствам, характер диалогов. Генсек всё время донимал своего «учителя» вопросами типа «А какое практическое значение имела данная философская концепция?». Он порой удивлял молодого профессора знанием многих узловых тезисов различных философских школ.

«Однако, – как пишет бывший работник Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС В. В. Суходеев, – со временем эти диалоги перестали удовлетворять И. В. Сталина из-за схоластичности, оторванности от реальной практики, а то и теоретических ошибок Стэна».

Философские идеи по изложению и изучению истории СССР

1) История СССР в научном понимании – это история Руси в тесной связи с «историей народов, которые вошли в состав СССР …».

В целом, в свете классового подхода историческая роль русского царизма была контрреволюционной и реакционной.

2) Существует объективная историческая связь между «условиями и истоками национально-освободительного движения покоренных царизмом народов России» и «Октябрьской революцией …, освободившей эти народы от национального гнёта …».

3) Исторически велико значение «роли и влияния западноевропейских буржуазно-революционных и социалистических движений на формирование буржуазного революционного движения и движения пролетарско-социалистического в России».

4) Первая империалистическая война выявила роль царизма как военного «резерва для западноевропейских империалистических держав»; русский царизм и русский капитализм зависели от капитала западноевропейского, а потому Октябрьская революция стала «освободительницей России от её полуколониального положения».

5) Существенным моментом «общеевропейского политического кризиса перед мировой войной» стал «упадок буржуазной демократии и парламентаризма», и потому возросло «значение Советов с точки зрения мировой истории, как носителей пролетарской демократии и органов освобождения рабочих и крестьян от капитализма …».

6) Важнейший вывод: фундаментальными явлениями истории СССР предстают неотрывность «истории Великороссии … от истории других народов СССР» и неотрывность «истории народов СССР … от истории общеевропейской и, вообще, мировой истории …».



Сталинский режим

Cтраница 1

Сталинский режим сурово расправлялся с теми людьми, которые, по его мнению, не проявили должных качеств в борьбе с врагом. Через органы внутренних дел и сталинские лагеря проходили миллионы людей, попавших в плен, вынужденно оказавшихся на оккупированных немецко-фашистскими войсками территориях либо вывезенных немцами на работу в Германию.

 [1]

Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетин-цев, чеченцев.  [2]

Верт попытался объяснить причины верности советских людей сталинскому режиму. Заслуживает внимание вывод автора, который был очень популярен в советской историографии, о том, что советские люди о намерениях Германии могли судить по так называемому новому порядку, который был осуществлен на занятой ими территории СССР.

Ведь на этой территории к середине 1942 г. жило около 70 млн советских людей. И хотя западные историки пишут о своеобразной типологии оккупированных территорий, которая была разработана еще накануне вторжения Германии в СССР, о дифференцированном подходе оккупантов к различным народам, проживающим на территории СССР, они признают, что основная масса населения Советской страны — славяне — были обречены фашистами на поголовное уничтожение либо в крайнем случае на рабский труд в резервациях.

К этому мнению западных исследователей следовало бы прислушаться тем, кто пытается обелить оккупационный режим, выдавая его зверства за советскую пропаганду.  [3]

Послевоенная атмосфера в обществе несла потенциальную опасность для сталинского режима, которая была связана с тем, что экстремальные условия военного времени пробудили в человеке способность относительно независимо мыслить, критически оценивать ситуацию, сопоставлять и выбирать решения.

 [4]

Все вышесказанное могло означать, что советские люди, страдавшие от сталинского режима до войны и в военный период, воспользуются вторжением иностранных войск на советскую территорию и военными неудачами Красной Армии в начальный период войны и в массе своей выступят против И.В. Сталина и советского руководства.  [5]

Многие честные коммунисты, в 30 — е годы ясно видевшие перерождение сталинского режима в тоталитарный антинародный строй, тем не менее считали, что нужно отстаивать сохранение СССР, который будто бы несет в себе изначальный здоровый потенциал Октябрьской революции.

 [6]

До сих пор ученые и публицисты ломают копья в спорах о количестве жертв сталинского режима.  [7]

Именно на чувстве патриотизма, столь характерном для русских и советских людей, сыграл сталинский режим, внесший существенные коррективы в осуществляемую им политику.  [8]

Наука значительно пострадала из-за репрессий по отношению к ученым в революционный период и особенно при сталинском режиме.

Тысячи ученых были арестованы и заключены в тюрьмы и концлагеря.  [9]

Великая Отечественная война внесла ряд существенных корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30 — е гг. Природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась.

Заключение СТАЛИН И ЕГО ДИКТАТУРА

Во главе иерархической лестницы стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, который он занимал с 1922 г., а также пост главы правительства, который он занял в 1941 г. накануне войны, И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования.  [10]

Не будучи в состоянии сказать что-либо конкретное о достижениях России в последнее десятилетие, ибо таковых как не было, так и нет, наши демократы продолжают без конца говорить о преступлениях сталинского режима.

 [11]

Осуществление новых моментов во внутренней политике было рассчитано и на международный резонанс. Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно трудном для него этапе войны, что он способен к реформированию и движению в сторону западных демократий.  [12]

Никто теперь не узнает, что он думал, но трезвость его суждений во многих вопросах мне хорошо известна. Весьма возможно, что он отдавал себе отчет, что некоторые послабления сталинского режима сразу после войны являются временными, ж вряд ли он доверял Сталину.

 [13]

Сменявшие друг друга пропагандистские кампании охоты на ведьм, которыми столь изобиловало последнее десятилетие сталинского режима, не обошли бы Илью Пригожина ни в коем случае. Философия его научного творчества внешне оказывалась настолько уязвимой для невежественных обвинений партийными идеологами в идеализме и прочих надуманных грехах, что в периоды истеричных поисков буржуазных космополитов, вейсманистов-морганистов и т.п. более подходящей для избиения фигуры трудно было бы подобрать.

 [14]

На самом деле стремление возвратиться на родину, к семье, к родным, к привычной домашней обстановке является естественным для каждого человека. Вряд ли следует считать, что всю огромную массу перемещенных лиц составляли идейные противники сталинского режима и горячие поборники западной демократии.  [15]

Страницы:      1    2

Правители СССР

Ленин 1917–1922

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870–1924) — пролетарский революционер-мыслитель, продолжатель дела Маркса и Энгельса, организатор КПСС, основатель Российской Федерации и СССР, автор многочисленных трудов по вопросам теории и практики социалистической революции и построению социализма.

Подробнее »

Сталин 1922–1953

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1879–1953) — один из руководящих деятелей КПСС, Советского государства. И. В. Сталин был участником революции 1905–1907 г.г. в Закавказье, активный участник подготовки и проведения Октябрьской революции 1917 г. С 1917 по 1922 г. он являлся наркомом по делам национальностей, с 1922 по 1934 г.

— Генеральный секретарь, с 1934 г. — секретарь ЦК партии. В период Великой Отечественной войны И. В. Сталин был председателем Государственного комитета обороны, наркомом обороны, Верховным Главнокомандующим, являлся одним из организаторов антигитлеровской коалиции.

Вместе с тем И. В. Сталин допускал политические ошибки, грубые нарушения законности. Культ личности И. В. Сталина был осуждён на XX съезде КПСС в 1956 г. Подробнее »

Маленков 1953–1955

Маленков Георгий Максимилианович (1902–1988) — политический деятель, Герой Социалистического Труда (1943).

В 1939–46 и 1948–53 секретарь ЦК. В 1946–53 и 1955–57 заместитель председателя, в 1953–55 председатель Совета Министров СССР, одновременно в 1955–57 министр электростанций СССР. С 1957–61 на хозяйственной работе. Член ЦК КПСС в 1939–57, член Политбюро (Президиума) ЦК в 1946–57 (кандидат в 1941–46).

Входил в ближайшее политическое окружение И. В. Сталина. Подробнее »

Хрущев 1955–1964

Хрущёв Никита Сергеевич (1894–1970) — советский государственный и партийный деятель, член КПСС с 1918 г. Политработник гражданской и Великой Отечественной войн. С сентября 1953 г. — Первый секретарь ЦК КПСС, одновременно с 1958 по 1964 г.г. — председатель Совета Министров СССР.

С деятельностью Н. С. Хрущёва связано развенчание культа личности Сталина и период «оттепели» в СССР. В 1964 г. он был освобождён от всех постов и находился на пенсии. Подробнее »

Брежнев 1964–1982

Брежнев Леонид Ильич (1906–1982) — с 1966 по 1982 г.

Сталинская диктатура (1929-1941)

— Генеральный секретарь ЦК КПСС. Участник Великой Отечественной войны, где вёл политическую работу. С 1950 г. Л. И. Брежнев – первый секретарь ЦК КП Молдавии.

С июня 1957 — член Президиума ЦК КПСС. С мая 1960 г. Л. И. Брежнев избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 — секретарь ЦК КПСС.

На октябрьском пленуме ЦК в 1964 он был избран Первым секретарём ЦК КПСС. В 1966 г. 23-й съезд КПСС восстановил должность Генерального секретаря ЦК КПСС, пленумом ЦК КПСС им был избран Леонид Ильич Брежнев. В 1977 г. вновь занял дожность председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Правление Брежнева называют эпохой застоя.

Подробнее »

Андропов 1982–1984

Андропов Юрий Владимирович (1914–1984) — советский государственный и партийный деятель. С 1982 по 1984 г. — Генеральный секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС.

С 1973 по 1982 год — председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР с 1967, генерал армии, Герой Социалистического Труда (1974).

В 1938–40 1-й секретарь Ярославского обкома ВЛКСМ, в 1940–1944 1-й секретарь ЦК ЛКСМ Карелии.

В 1944–47 2-й секретарь Петрозаводского горкома, в 1947–51 2-й секретарь ЦК КП Карелии. В 1951–53 в аппарате ЦК КПСС. В 1953–57 посол СССР в ВНР. В 1957–1967 заведующий отделом ЦК КПСС. Член ЦК КПСС с 1961. В 1962–67 секретарь ЦК КПСС. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС в 1967–73. Депутат Верховного Совета СССР 3-го, 6–10-го созывов. В 1983–1984 — Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Подробнее »

Черненко 1984–1985

Черненко Константин Устинович (1911–1985) — советский партийный и государственный деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС с 1984 по 1985 г., Герой Социалистического Труда (1976).

В 1941–43 секретарь Красноярского крайкома партии.

В 1945–48 секретарь Пензенского обкома партии. В 1948–56 в аппарате ЦК КП Молдавии. В 1956–1960 работает в аппарате ЦК КПСС. В 1960–65 начальник Секретариата Президиума Верховного Совета СССР. С 1965 зав. отделом ЦК КПСС. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1966–71. Член ЦК КПСС с 1971. В 1976–1984 секретарь ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 7–11-го созывов. Подробнее »

Горбачев 1985–1991

Горбачёв Михаил Сергеевич (р.

1931) — с 1985 по 1991 г.г. — Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Один из инициаторов Перестройки.

С 1955 по 1966 занимается комсомольской деятельностью в Ставрополе. В 1966–1970 г.г. — Первый секретарь Ставропольского горкома, в 1970–78 — 1-й секретарь Ставропольского крайкома КПСС. В 1978 избирается секретарем ЦК КПСС. В 1979 году — кандидат в члены Политбюро, с 1980 по 1991 — член Политбюро ЦК КПСС. В марте 1990 г. на Третьем съезде народных депутатов СССР был избран Президентом СССР.

25 декабря 1991 г. после Беловежского Соглашения ушёл в отставку. Подробнее »

См. также:

Понравилась статья? Поделись ссылкой!

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *