Сословия при петре 1


Содержание

Похожие главы из других работ:

Абсолютизм в России: условия возникновения и характерные черты

2.1 Оформление абсолютизма при Петре I

XVII век в истории России принято считать последним веком Московского царства, веком перехода к Российской империи. Именно во второй половине XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия…

Внешняя политика России при Петре Первом

1.2 Изменение внешней политики России при Петре Первом

России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией…

Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1755 годы

2.2 Сенат при Елизавете Петровне и Петре III

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената (перед тем опять именовавшегося Высоким) в его прежней должности…

Дворянство Києва ХІХ століття

Дворянство Києва

На початку ХІХ століття Київ став одним із найбільших міст Російської імперії. В 1797 року році виникла Київська губернія Київ, було назначено губернським містом. Розпочинається його новий розвиток…

Европа в XVIII веке

Россия при Петре Великом.

В России в XVIII в. наряду с укреплением и оформлением сословного строя происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны…

История отечественного флота и андреевского флага

Российский флот при Петре I. Указ о создании регулярного флота

Безуспешной оказалась и попытка построить флот в период Русско-шведской войны в 1656-1661 гг. На Западной Двине под руководством воеводы А.Л. Ордин-Нащекина было начато строительство гребных и парусных судов, предназначенных для военных действий…

История России от Средневековья до наших дней

1. Найти сходства и различия в модернизациях Росси при Петре I и Сталине

Между Сталиным Иосифом Виссарионовичем и Петром I больше сходств, чем различий. Петр I — выдающийся политический и военный деятель России. Развил промышленность, создал армию нового типа, в т.ч. новый род войск, строил города, рыл каналы…

Петр І и его жизнь

2.7 Российская империя при Петре I

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно от римского сената за знатные дела императоров…

Постфеодальное общество переходной Англии XVI-XVII вв.

2.1 Дворянство

Джентльмены составляли высшее сословие, стоявшее сразу за королем. К их числу относилась титулованная знать (принцы, герцоги, маркизы, виконты и бароны; их называли лордами), рыцари и эсквайры. Рыцарем нельзя было родиться…

Русское дворянство

3. ДВОРЯНСТВО И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ В XIX В.

В конце XVIII в (1795 г.) насчитывалось 362 тыс. дворян (2,2 % населения России). В середине XIX в. (1858 г.) численность дворян составляла 464 тыс. (1,5 % всего населения). Из них потомственные дворяне составляли большинство (в 1816 — 56 %, в 1858 — 55 %)…

Сенат Российской империи

1.3 Сенат при Елизавете Петровне, Петре III, Екатерине II и Павле I

12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи…

Сословия

2.1. Дворянство

Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II во дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.)…

Сословное законодательство второй половины XVIII века

§1. Дворянство

Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство не имело еще сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию. Учреждения 1775 г., давая дворянству самоуправление…

Социально-экономические преобразования Петра I

1.2 Социальная борьба при Петре I

Создание такого феномена — Петербурга, как и другие деяния Петра, всей своей тяжестью ложилась на плечи народных масс. Народ платил всё возраставшие налоги, простой люд тысячами погибал на строительстве Петербурга, при рытье каналов…

Франція у другій половині XVIIст.

1.2. Духовенство і дворянство.

Французьке дворянство вишукувало, крім прямих сеньориальных поборів, і інші джерела експлуатації селян. Молодші сини знатних родів нерідко одержували духовний сан…

Вспомните из курса истории Петра 1 основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?

1.1 Дворянство при Петре I

Ответы:

Основными направлениями внутренней политики Петра 1 были: 1) Развитие промышленности – организация мануфактур, основание заводов, закладка верфей, строительство каналов.

2) Финансовая реформа – введение прямых («окладные») и косвенных налогов («драгунские», «корабельные»), чрезвычайные сборы («запросные», «неокладные»), государственная монополия на ряд товаров (соль, табак).

3) Военная реформа – создание военного флота, введение рекрутской повинности, строительство крепостей, составление новых военных уставов, конная артиллерия, изменение тактики ведения войны. 4) Государственная реформа – основание правительствующего Сената, Указ о единонаследии, создание Коллегий центральных округов отраслевого управления. Табель о рангах.

5) Образование и культура – Реформа календаря, Навигацкая школа, реформа алфавита, Артиллерийская школа, Военно – инженерная школа. Основание Академии наук и университета в рамках Академии. 6) Церковная реформа Политика Петра 1 выражала интересы своей страны. Петр Великий желал видеть свою страну не отсталой, а процветающей.

Он первый из царей «прорубил окно в Европу», т.е. многое черпал у иностранцев, посылал на обучение за границу своих капитанов, инженеров, конструкторов. Сам долгое время работал плотником на верфях в Голландии под вымышленным именем. Надо отдать ему должное, он очень много сделал для своей страны!

Правящий класс – дворянство. Особое положение феод. аристократия ограничивает уже в 1682г – акт об отмене местничества. Позже эти принципы закреп в Табеле о рангах (1722). Эконом коносол дворянства заверш Указ о единослед (1714), ликвидир правов различ межд вотчин и помест – «недвижимость».

Таб о рангах перевер идею меснич – достигн опред чина можно было получ личн или потомств дворянс. Служба двр была обязан и продолж до кон жизни. С 1722г за неявку на службу назнач шельмование.

Стало юр оформл гор сослов. По регламенту главн магистрата 1721г оно стало дел на регулярн гражд и «подлых» людей. Регуляр подразд на I гильд (банкиры, купцы, доктор, живописц); II (ремеслен, портные, мелк торговцы). Гильдии управл гильдейскими сход и старшин.

Созд цехов организац, в кот сост мастер, подмастер иучен и кот управ старшины. Поскольку больш мануфакт были частоновлад, вопрос о рабоч руках был остр. Прав-во установ поряд приписки гос крест к мануф и покупки крест с землей при обязат использ их труда на мануф.

(приписные и посессионные). Приписн крест могли откуп от работ на мануф, выставив вместо себя нанят людей.

Правящим классом оставалось дворянство.

период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назна­чении на руководящие государственные посты.

Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722); функция государ­ственной службы объединяет дворянство (поначалу Петр I хотел назвать это сословие «шляхетство») в политически и юридически консолидиро­ванную группу.

Экономическую консолидацию завершил Указ о единонаследии (1714), ликвидировавший правовые различия между вотчиной и помес­тьем и объединивший их в единое юридическое понятие «недвижи­мость».

Дворянство стало единственным служилым сословием, а служ­ба — главной сферой приложения его сил и энергии. В 1724 г. были приняты законодательные меры для ограничения продвижения по служ­бе недворян.

В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепо­щения крестьян. В 1722—1725 гг. проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевших до этого иной статус. В 1729 г. были прикреплены кабальные (лично зависимые, но не крепостные) и «гулящие» люди.

Неоднократно предпринимались попыт­ки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Земельная собственность оставалась экономической основой суще­ствования дворянского сословия. Наряду с государственной службой землевладение было его важнейшей социальной функцией.

Однако между этими направлениями деятельности довольно часто возникали серьезные противоречия: дворянство, стремившееся использовать служ­бу для приобретения земли и чинов, начинает тяготиться обязательнос­тью государственной службы как таковой.

Обязанность государевой службы уже с середины XVII в.

стала основным критерием при распределении земельного фонда. Перераспре­деление поместных и вотчинных земель при непременном учете этого критерия было осуществлено в 1678 и 1679 гг.

В 1682 г. ликвидирована система местничества и на первый план выдвинут принцип выслуги.

С 1686 г. составлялись новые родословные книги, с новыми фамилиями, поднявшимися из «нижних чинов». В 1680—1700 гг. производилась новая номенклатура чинов: полковники, майоры, поручики, прапорщики, ротмистры. К нижним служилым чинам относились рейтары и драгуны.

В состав дворянства (в 20-х гг. XVIII в. — шляхетства) вошли при­дворные люди; дьяки и подьячие, владевшие вотчинами и поместьями; архиерейские дворяне и дети боярские; члены семей малороссийской старшины (генеральной, полковой и сотенной); татарские князья и мурзы.

Множество дворян и детей боярских, проживавших в отдаленных районах, не попали в шляхетское сословие и были зачислены в сословие однодворцев, по положению близко стоявших к казенным крестьянам.. Переход в дворянство для них связывался с повышением по службе.

Табель о рангах впервые разделила службу на военную и граждан­скую, а последнюю — на статскую и придворную.

Воинские чины (их 14, как и гражданских) были предпочтительнее, чем статские и придворные; высшему воинскому разряду генерал-фельдмаршала не соответствовал никакой гражданский чин. Дослужившийся до восьмого чина причислял­ся к потомственному дворянству («столбовому») с правом передавать чин детям.

Жалованная грамота дворянству 1785 г. распространила это право на личных дворян, у которых отец и дед также обладали личным дворянством.

230 III.

Классы и сословия при Петре I

Государство и право Российской империи в период абсолютизма

крестьянеКрепостное право продолжало ук­репляться: с 1736 г. помещик сам определяет крестьянину меру наказа­ния за побег, в 1758 г.

на помещиков возлагается обязанность наблюдать за поведением своих крепостных, в 1760 г. помещикам предоставляется право ссылать своих крепостных в Сибирь на поселение (а зачетом их в качестве рекрутов), в 1765 г. дворяне могли посылать крестьян даже на каторгу.

Для крестьян были закрыты все выходы из крепостного состояния: им было запрещено добровольно записываться в солдаты, обязываться век­селями, выступать в качестве поручителей, жаловаться на своих господ.

Указами 1729 и 1752 гг.

беглые, бродяги и т.п. отдавались в крепост­ную зависимость помещикам. В 1739 г. было запрещено приобретать крепостных лицам, не имеющим в собственности деревень, а по ревизской инструкции 1743 г. крепостных можно было записывать за солдатами и приказными людьми. Противоречия законодательства о крепостных не меняли общей тенденции — крепостное право превращалось в дворян­скую монополию.

ГОРОДА. Нарождающаяся городская буржуазия была довольно пестрой по своему составу и происхождению.

В целом она являлась податным сосло­вием, но для некоторых ее групп (мануфактуристов, купцов высших гильдий и др.) устанавливались особые привилегии и льготы.

Указами 60—80-х гг. XVII в. все дворы и слободы частных лиц, рас­положенные на территории посадов, отписывались в казну. Близлежащие к посадам слободы приписывались к посадам, а их владельцы взамен по­лучали другие, отдаленные имения.

Беломестцам запрещалось приобре­тать на посаде новые дворы; Указом 1693 г. владельческих и беглых людей запрещалось принимать в тягло. В порядке исключения к ремеслу и торговле с 1698 г. могли допускаться люди из «государевых волостей».

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предо­ставили торговым людям посада право свободной торговли.

На купече­ство стали возлагаться новые управленческие и финансовые обязанности, например взимание «стрелецкой подати» (1681) или участие в работе Корабельной палаты.

В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты.

Стало юридически оформляться городское сословие. По регламенту Главного магистрата 1721 г. оно делилось на регулярных граждан и «подлых» людей.

Регулярные, в свою очередь, подразделялись на первую (банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкиперы купеческих судов, живописцы, ико­нописцы и серебряных дел мастера) и вторую (ремесленники, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы) гильдии.

Гильдии управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По евро­пейскому образцу создавались цеховые организации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики, руководство осуществляли старшины. Появление гильдий и и,ехов говорило о том, что корпоративные профес­сиональные начала противопоставлялись феодальным (сюзерено-вас-сальным) принципам хозяйственной организации, возникали новые сти­мулы к труду, неизвестные крепостнической системе.

Эти системы (гильдейская и цеховая), вышедшие из средневековья, на первом этапе своего развития отнюдь не обеспечивали появления но­вых буржуазных и капиталистических начал.

Они уживались с крепост­ничеством и абсолютизмом.

Мануфактурное производство стимулировало рост торгового оборо­та. Основными формами торговой деятельности были ярмарки и торж-ки. Проникновение в состав купечества разбогатевших крестьян, отход от протекционистской политики вызывали нестабильность положения старого традиционного купечества.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 782 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Сословные реформы Петра I

Для абсолютизма характерно стремление рационально регламентировать правовые положения сословий. Законодатель стремился определить правовой статус каждой социальной группы и регламентировать ее социальные действия.

Дворянство.

Прежде всего, в период формирования абсолютной монархии, происходила консолидация класса феодалов (что укрепляло социальную базу абсолютизма). Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. стало резко ограничиваться, а затем и было ликвидировано. Важным шагом в этом направлении был акт об отмене местничества (1682). При назначении на руководящие государственные посты стало приниматься во внимание не аристократическое происхождение, а такие критерии, как выслуга, квалификация и личная преданность государю.

Экономическую консолидацию дворянства (при Петре I — шляхетства) завершил Указ о единонаследии 1714 г., политическую консолидацию — Табель о рангах 1722 г.

Согласно Указу о единонаследии (полное название «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах») произошло юридическое слияние вотчин и поместий, объединенных одним понятием — «недвижимость» (при этом закреплялась монополия дворян на землю).

Был введен не известный до того русскому праву институт майората — недвижимость (земельные владения) наследовалась только одним из сыновей — по выбору завещателя (цель данного положения — сохранение от раздробления земельной дворянской собственности, но при этом появилась большая группа безземельного дворянства, поэтому майорат был в 1731 г.

упразднен). Вместе с этим ограничение наследования земли заставляло дворянство искать службу (за жалованье) по военной или гражданской линии, благодаря чему быстро стал формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах.

Табель о рангах разделила службу на военную и гражданскую (последнюю, в свою очередь, — на статскую и придворную).

Все чины (и воинские и гражданские) были разделены на 14 классов. Продвижение по иерархической лестнице чинов было возможным только начиная с низшего чина (на практике уже после рождения дети аристократов записывались в должность и по достижении ими 15 лет имели достаточно высокий чин).

При этом устанавливались сроки службы в определенных чинах, строгая регламентация служебного положения и т.д. Достигнув определенного чина можно было превратиться из недворянина в дворянина, то есть получить личное или потомственное дворянство: все чины с XIV по IX класс получали личное дворянство, начиная с VIII класса (для военных даже с XII класса) — потомственное дворянство (к концу 1720-х годов число дослужившихся до дворянства составило 1/3 всего дворянского сословия).

Служба для дворян была при Петре I обязательной и пожизненной.

В 1714 г. была произведена перепись дворян в возрасте от 10 до 13 лет, с 1722 г. за неявку на службу назначалось шельмование.

С 1714 г. устанавливалось обязательное начальное обучение для дворянских детей (за необученных детей на родителей налагались штрафы; без изучения правил геометрии дворянину запрещалось жениться). Для ведания делами дворянского сословия при Сенате в 1722 г. была учреждена должность герольдмейстера, надзиравшего за составлением дворянских списков и обучением дворян-недорослей.

Дворяне составляли значительную часть в структуре нарождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами; подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян.

Требуя от дворян пожизненной службы, от которой не освобождало даже увечье, государство закрепляло статус дворянства как привилегированного сословия:

  1. монополия дворян на землю закреплялась в Указе о единонаследии 1714 г.;
  2. Воинский устав 1716 г.

    освободил дворян от пыток (если речь шла не о государственных преступлениях);

  3. Указ о подушной переписи 1718 г.

    Положение сословий при Петре I

    закрепил привилегированное положение дворянства как неподатного сословия.

Духовенство. Традиционно духовенство делилось на черное (монастырское) и белое (приходское). Черное духовенство не было наследственным и не входило в сословие. Уже в 1667 г. Московский собор принял решение о запрете постригать в монашество молодых и женатых людей. Духовный регламент 1721 г.

устанавливал возрастные критерии и обязательное согласие начальства для желающих принять постриг.

В 1723 г. поступление в монашество запрещалось вовсе, однако в 1725 г. этот запрет был отменен, а решение вопроса в каждом отдельном случае передавалось на усмотрение Синода.

Белое духовенство состояло из священнослужителей (священников или дьяконов) и церковнослужителей (дьячков и пономарей).

С 1722 г.

духовенство стало наследственным. Одновременно стало жестко регламентироваться и вступление в духовное сословие: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие 40-летнего возраста. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должен был уплачиваться их родичами.

Духовенство было неподатным сословием (только церковнослужители платили подушную подать и рекрутский налог).

Указ 1698 г.

запрещал духовенству заниматься торговлей, промыслами, вступать в подряды и откупа, закреплять за собой крестьян, приобретать населенные имения.

Крестьянство. До 92% всего населения России составляло крестьянство. Оно разделялось на несколько категорий — государственных, дворцовых, монастырских и помещичьих. В интересах дворянства продолжался процесс дальнейшего закрепощения крестьян. В 1722-1725 гг. была проведена перепись, которая дала основу для закрепощения категорий крестьянства, имевшего до этого иной статус.

Делались неоднократные попытки распространить крепостную зависимость на казаков и однодворцев, однако эти группы продолжали занимать промежуточное место между государственными крестьянами и служилыми людьми.

Обязанность уплаты подушной подати и оброчного сбора была распространена, помимо владельческих (крепостных) крестьян, с 1719 г. и на черносошенных крестьян, однодворцев, украинцев, татар и ясачных людей, а с 1724 г.

— на всех попавших в переписные книги. Все эти категории относились к государственным крестьянам.

Черносошенные крестьяне, жившие общиной, сохраняли право собственности на пашни, покосы, угодья, которые они обрабатывали, могли их продавать, заложить, отдать в приданное. Они уплачивали государству денежный оброк и выполняли натуральные повинности.

Крестьяне нерусского населения Поволжья и Приуралья, кроме того, уплачивали ясак (натуральную дань) государству.

Однодворцы (выходцы из московских служилых людей, не попавшие в состав дворянства) платили подушную и оброчную подати.

Государственные крестьяне имели право перехода в иные сословия, могли менять место жительства, нередко освобождались от налогов.

Но казенные земли очень активно раздавались в собственность помещикам (только в 1796 г. было запрещено продавать казенные земли).

Частновладельческие крестьяне делились на две группы — дворцовые (проживали на дворцовых землях) и помещичьи (наиболее многочисленная группа крестьянства).

Феодальные отработки крестьян выражались в барщине, месячине (когда крестьянин всю неделю работал на господина, получая за это месячный провиант) и оброк в денежной форме.

Монастырские и церковные крестьяне в 1764 г.

были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими (в 1786 г. они были уравнены с государственными). Эта категория крестьян в отличие от частновладельческих не могла подвергаться произвольному переселению, но, как и первые, могла отдаваться в рекруты и наказываться плетьми.

Положение всех категорий крестьян в период реформ Петра I ухудшилось в результате следующих нововведений:

  1. рекрутской повинности (с 1705 г. одного рекрута забирали от 20 дворов, с 1714 г.

    — от 40 дворов, с 1715 г. — от 75 дворов);

  2. введения подушной подати с 1718 г. (на все категории крестьян);
  3. подводной повинности на государственных крестьян в период Северной войны;
  4. постойной повинности, которая выражалась не только в размещении по крестьянским домам офицеров, солдат, рекрутов, но и в снабжении кормом их лошадей и т.п. (только указом от 24 февраля 1727 г. был предписан перевод полков в города).

Вследствие государственного интереса к развитию промышленности был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе).

Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (указ 1721 г.). Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от фабрик, переводить с фабрики на фабрику, отпускать на волю, закладывать или отдавать в рекруты за крепостных.

Они выполняли рекрутскую повинность, уплачивая подать, платили подушный налог, фабриканты могли применять к ним телесные наказания и ссылку в Сибирь.

Городское население. Около 3-4% населения страны составляло городское население.

По некоторым данным, в этот период в России насчитывалось 336 городов (однако часть их была обыкновенными военными крепостями и лишь в 189 городах было торговопромысловое население). В среднем на один город приходилось около 1,5 тыс. душ мужского пола. Лишь 30 городов имело более 2 тыс. душ мужского пола.

По регламенту Главного магистрата 1721 г. все городское население делилось на неподатное и податное. К неподатным относились дворяне, духовенство, военные, иностранцы и наиболее искусные ремесленники, получившие статус мастера (с момента организации цехов).

Податное население (платили государству подать в размере 1 рубля 20 копеек) делилось на две группы: (1) «регулярные» граждане первой гильдии (крупные купцы (гости)), ростовщики, серебряники, золотари, иконники, живописцы, аптекари, доктора и т.п.) и второй гильдии (мелкие торговцы, ремесленники); (2) «подлых» людей («кормящиеся черной работой»), не участвовавших в городском самоуправлении.

Гильдии в городах управлялись гильдейскими сходами и старшинами.

По указу 1722 г.

городские ремесленники были объединены в цехи.

Посад платил большие налоги и нес тяжелые повинности: старые налоги (стрелецкие деньги, ямские деньги и т.п.); новые налоги (драгунские деньги, корабельные, рекрутские и т.п.); «запросные сборы»; мобилизация на работы и службы в казенных и городских структурах.

Дворянство в царствование Петра I

Указом о единонаследии от 23 марта 1714 г:

+ упразднялось различие между вотчиной и поместьем; отныне бояре, как и дворяне, обязаны были состоять на государевой службе

вводился принцип майората (наследования вотчины или поместья только старшим сыном)

определялся новый порядок престолонаследия

отменялось местничество

Церковь была лишена политического влияния в результате:

отмены деления духовенства на "белое" и "черное"

распространения на монахов обязательной военной службы

закрепления в законодательстве принципа отделения церкви от государства

+ упразднения патриаршества, создания Монастырского приказа и Синода, секуляризации церковных земель

К посессионным крестьянам относились:

+ крепостные, купленные у государства и приписанные к фабрикам и заводам

новый разряд крестьян, появившийся в результате секуляризации церковных земель

крепостные, сосланные на каторжные работы своими помещиками

крестьяне, отобранные для 25-летней службы в армии

Задание{{ 1 }} ТЗ 1

Созданный Петром I Сенат был поначалу:

органом, руководившим работой коллегий

+ высшим органом власти и управления, действующим от имени императора

органом, осуществлявшим контрольные функции

высшей инстанцией в судебной системе Российской империи

«Потешная флотилия» была создана Петром Первым на:

+ Плещеевом озере

озере Неро

Ладожском озере

Онежском озере

Во главе коллегий стояли:

+ президенты

обер-прокуроры

дьяки

вице-канцлеры

Социально-экономическую политику Петра I характеризуют:

освобождение дворян от обязательной государственной службы

содействие перехода от мануфактуры к фабрике

ослабление крепостного права

+ создание мануфактур

Политику Петра I характеризует:

освобождение дворян от обязательной государственной службы

ограничение иностранных капиталовложений в экономику России

развитие местного самоуправления

+ рост бюрократического аппарата управления

Переход к абсолютной монархии был вызван:

+ ростом народных выступлений, потребностями экономического развития страны, неэффективностью административной системы допетровской России

необходимостью подавления растущей боярской оппозиции

реальной угрозой утраты Россией суверенитета

расколом Русской Православной церкви

Особенности возникновения абсолютизма в России (по сравнению со странами Западной Европы):

отсутствие сословно-представительных учреждений подобных французским Генеральным штатам или английскому парламенту

+ отсутствие равновесия сил между дворянством и буржуазией, необходимости лавирования между ними

влияние опыта государственного управления азиатских стран

решающее значение субъективного фактора (личных качеств Петра I как государственного деятеля)

Основная черта развития общественного строя России в XVIII в:

+ консолидация дворянства, четкое сословное деление

быстрый рост буржуазии

привилегированное положение духовенства по сравнению с дворянством

предоставление льгот и привилегий городскому населению

В состав шляхетства при Петре I входили:

представители старой родовой аристократии

+ все служилые люди, имевшие вотчины или поместья

дворяне национальных окраин Российской империи

иностранцы, состоявшие на государственной службе

Табель о рангах предусматривала следующие способы приобретения дворянства:

в силу рождения или в награду за долголетнюю военную службу

пожалование царя, заключение брака с дворянином (или дворянкой)

+ выслуга лет, получение ордена, пожалование царя

покупка имения, ранее принадлежавшего дворянину

По "Регламенту главного магистрата" 1721 г.

к регулярным гражданам относились:

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 241 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Общественный строй и система государственной власти при Петре-1

В истории государственного права России конец XVII – XVIII вв. принято считать временем утверждения абсолютной монархии.
Главными чертами абсолютной монархии являются: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха: право монарха распоряжаться налоговой системой и государственными финансами; наличие обширного разветвленного бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет управленческие функции; централизация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления; наличие постоянной армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий.
Юридическое оформление абсолютизма произошло уже при Петре I.
Став императором и «Отцом отечества», Пётр изменил порядок престолонаследия.

В указе 1722 г. он утвердил за собой право назначения преемника по собственной воле, не считаясь с традициями родства. Однако сам Пётр умер, не назначив себе преемника, чем положил начало длительной и своекорыстной борьбе за престол, вошедшей в историю под названием «дворцовых переворотов».
Императору принадлежала законодательная и высшая административная (исполнительная) власть в государстве.

Император был последней высшей инстанцией в решении судебных дел. Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактическим главой русской церкви.
После смерти Петра I на престол была возведена его супруга Екатерина I
Преобразования Петра 1 начались на рубеже двух веков и продолжались до его смерти в 1725 г., неожиданно прервавшей исполнение задуманных им планов.

В своей реформаторской деятельности Петр 1 опирался на европейский опыт (Швеции, Германии, Франции, Голландии), но действовал, исходя из практических потребностей, не имея строгой системы и программы преобразований.

Реформы начались в армии в связи с войной за выход в Балтийское море (1700 г.), за ними последовали другие.
При Петре-1 впервые было закреплено:
-права и преимущества императорского величества и членов его фамилии
-сам титул «Император», «Отец отечества», «Великий»
государство стало называться ИМПЕРИЕЙ
— порядок престолонаследия (Монарх самодержец сам имел право определять наследников).

Т.е Абсолютная монархия
— Церковь встала на службы государства, взяла на себя часть политических функций
Петр -1 создал «Священный Сенод » из 12 человек, которыми управлял гражданский человек
В 1711 г. создается «Правительственный Сенат» из 7 чел.
Указ о фискалах (доносы)

При Петре-1 Государство делилось на 8 губерний, которые в свою очередь подразделялись на 47 провинций, те- на уезды.

Во главе губернии стоял губернатор (или генерал-губернатор)
Исполнительным органом была губернская канцелярия.
При Петре-1 активно развивается бюрократия.

Общественный строй и система государственной власти при Петре-1

В истории государственного права России конец XVII – XVIII вв. принято считать временем утверждения абсолютной монархии.
Главными чертами абсолютной монархии являются: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха: право монарха распоряжаться налоговой системой и государственными финансами; наличие обширного разветвленного бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет управленческие функции; централизация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления; наличие постоянной армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий.
Юридическое оформление абсолютизма произошло уже при Петре I.
Став императором и «Отцом отечества», Пётр изменил порядок престолонаследия.

История государства и права России

В указе 1722 г. он утвердил за собой право назначения преемника по собственной воле, не считаясь с традициями родства. Однако сам Пётр умер, не назначив себе преемника, чем положил начало длительной и своекорыстной борьбе за престол, вошедшей в историю под названием «дворцовых переворотов».
Императору принадлежала законодательная и высшая административная (исполнительная) власть в государстве. Император был последней высшей инстанцией в решении судебных дел.

Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактическим главой русской церкви.
После смерти Петра I на престол была возведена его супруга Екатерина I
Преобразования Петра 1 начались на рубеже двух веков и продолжались до его смерти в 1725 г., неожиданно прервавшей исполнение задуманных им планов. В своей реформаторской деятельности Петр 1 опирался на европейский опыт (Швеции, Германии, Франции, Голландии), но действовал, исходя из практических потребностей, не имея строгой системы и программы преобразований.

Реформы начались в армии в связи с войной за выход в Балтийское море (1700 г.), за ними последовали другие.
При Петре-1 впервые было закреплено:
-права и преимущества императорского величества и членов его фамилии
-сам титул «Император», «Отец отечества», «Великий»
государство стало называться ИМПЕРИЕЙ
— порядок престолонаследия (Монарх самодержец сам имел право определять наследников).

Т.е Абсолютная монархия
— Церковь встала на службы государства, взяла на себя часть политических функций
Петр -1 создал «Священный Сенод » из 12 человек, которыми управлял гражданский человек
В 1711 г. создается «Правительственный Сенат» из 7 чел.
Указ о фискалах (доносы)

При Петре-1 Государство делилось на 8 губерний, которые в свою очередь подразделялись на 47 провинций, те- на уезды.

Во главе губернии стоял губернатор (или генерал-губернатор)
Исполнительным органом была губернская канцелярия.
При Петре-1 активно развивается бюрократия.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *