Сообщение древнерусская культура

Билет 3 (1) Древнерусская культура 10-начала 13 веков

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Развитие древнерусской культуры тесно связано с эволюцией восточнославянского общества и становлением Древнерусского государства, с укреплением его взаимоотношений с соседними странами. Определяющую роль в ее формировании сыграло христианство, которое задало модель русской культуры и определило перспективу ее развития на многие века.

Принятие христианства князем Владимиром в 988 году способствовало расцвету материальной культуры.

Иконопись, создание фресок и мозаик, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело – все это пришло на Русь из Византии. Через Византию Русь познакомилась с наследием античности.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием.

Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникли школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношение, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство.

В литературе Древней Руси можно выделить несколько направлений:

— общественно-политическая – летописание и жития святых («Повесть временных лет», «Жития Бориса и Глеба»)

— художественная и светская – «Слово о полку Игореве»

— мировая (переводная) – богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы и византийские хроники

Картину массовой грамотности рисуют частые находки берестяных грамот.

Развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах, герои-богатыри олицетворяли сам народ (Илья Муромец).

Каменное строительство начинается в конце 10 века.

К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат храмы Софии в Киеве и Новгороде.

В 12-13 веках вследствие упадка Киевской Руси и политической раздробленности формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая своего единства, становится значительно богаче и разнообразнее.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Date: 2015-07-27; view: 940; Нарушение авторских прав

Понравилась страница?

Лайкни для друзей:

Древнерусская культура

Другие рефераты

Культура и художественный стиль древнерусского искусства были связаны с самобытной культурой восточнославянских племен, заселявших территорию Восточно-Европейской равнины, подвергавшейся с Юга набегам кочевых племен. Изначально в отечественной культуре столкнулись два мировых потока истории: европейский и азиатский.

Языческая аграрная культура древних славян – древнейший пласт отечественной культуры. Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. Древняя Русь искала и нашла свой путь в христианстве. Выбор христианства был продиктован не только политикой, но и потенциальной предрасположенностью древней восточнославянской культуры к нему. Доминантой, определившей этот выбор, были черты духовной оседлости, стабильности христианства.

Восточное христианство – православие – с его откровенным обожествлением (сакрализацией) светской власти способствовало одновременно укреплению единства страны и этноса под знаком установления сильной единоначальной государственности и сохранению идеалов первобытного родоплеменного демократизма в сфере духовно-нравственной, религиозной, собственно культурной. Однако подобное соединение противоположных начал становилось основой и будущих противоречий русской культуры.

Несмотря на официальное неприятие дохристианской культуры, именно взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовали “обрусению” византийских и греческих художественных норм и создавали самобытность культуры средневековой Руси. Важной особенностью формирования древнерусской культуры было уникальное сочетание верхнего слоя аристократической христианской культуры и древних языческих народных традиций. В “двумирной” средневековой культуре христианское постничество, благочестие, величие церемониала при княжеском дворе существовали одновременно с буйством “смехового” гротеска в ритуале народных земледельческих праздников.

Христианские ценности и образы постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, но чаще перемешиваясь с ним. С приходом христианства стала развиваться книжность. Основные проводники книжной мудрости, заказчики и ценители – князья, опирающиеся на монастыри и монахов.

Литература Киевской Руси была многожанровой. При этом разнообразие жанров, усвоенное от Византии, приняло собственные неповторимые формы: летописи, житийная литература, поучения, притчи, хождения, моления, слова (речи). Богатство устной языковой культуры древних славян запечатлелось в разнообразной народной поэтической песенной традиции, календарной обрядовой поэзии. Значение исторических жанров фольклора возросло с образованием русского государства.

К Х в. относится возникновение нового эпического жанра – былин. Существовали дружинные песни. Византийцы принесли на Русь мастерство каменного строительства, крестовокупольных храмов, искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры, ювелирное дело, которые были творчески переработаны русичами. В Древней Руси существовало высокоразвитое ремесленное производство.

В условиях распада древнерусского государства на отдельные княжества действительное единство Русской земли сохранялось благодаря цельности древнерусской культуры, сплоченной единством языка, славянской письменности, религиозных воззрений и церкви, общих тенденций практически всех отраслей древнерусской культуры: архитектуры (преимущественно храмовой), иконописи, музыки (в частности, хоровой), летописания, литературы, естественнонаучных представлений.

Именно благодаря единству интенсивно развивавшейся древнерусской культуры на месте распавшегося государства Киевская Русь не возникло множества стран и народов, как в Западной Европе.

Более того, сама раздробленность, ослабляя Русь как надэтническое единство, как великую европейскую державу, в то же самое время усиливала русскую средневековую культуру, рождая многочисленные культурные центры: Владимир, Тверь, Новгород, Псков и другие со своими архитектурными, живописными, летописными, литературными стилями, не выходящими за пределы общекультурного единства и национального своеобразия. Именно это многообразное культурное единство Древней Руси помогло русской культуре противостоять экспансии кочевнической культуры в период монгольского завоевания и ордынского ига.

Во второй половине XIV в. был преодолен кризис и началось возрождение русской культуры, идейным стержнем которой стали национальный подъем, идея единства. Центром объединения русских земель стала Москва. В отличие от Новгорода, заботившегося лишь о собственной независимости, Москва выдвинула совершенно новую “программу” своего политического и культурного развития – объединение русских земель, восстановление мощной государственности.

Гражданский и нравственный подвиг преподобного Сергия Радонежского ознаменовал победу православной духовности над политическим утилитаризмом государственных деятелей, торжество культурно-религиозного единения народа вокруг русской церкви и ее вождей.

Сергию удалось возглавить нравственное сопротивление татаро-монгольскому игу и тем самым укрепить авторитет русской православной церкви в русской истории и культуре. Главное, к чему стремилась культура – и это нашло отражение, прежде всего, в искусстве – открыть ценности человеческого существования. В жестких испытаниях векового противостояния с Ордой рождалась потребность во внутренних достоинствах человека.

В русской художественной культуре получает развитие эмоциональная сфера, преобладает экспрессивно- эмоциональная образность, а в идейной жизни все большее значение приобретает “безмолвие”, уединенная молитва, совершаемая вне церкви, уход в пустынь, в скит.

Это уединение соответствовало в тех условиях духу “развивающегося личностного начала”. Этот взлет русской культуры на рубеже XIV-XV вв.

принято считать Предвозрождением. Для Западной Европы этот этап естественно перешел в Возрождение, ставшее символом по-новому осмысленной античности. В Древней Руси в силу различных причин не оказалось условий для Возрождения. Период секуляризации культуры еще не наступил. Более того, подъем национального самосознания на Руси проходил в рамках, прежде всего, христианской духовности.

В это время собираются многочисленные летописные своды, редактируются местные летописи. Расширяется количество житий святых, развивается публицистика (Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет). Особое место в литературе занимают памятники Куликовского цикла. Во второй половине XV в. возникают новые жанры, близкие к беллетристике.

Россия сбросила золотоордынское иго дорогой ценой, в том числе ценой культурных потерь. Были ликвидированы прежние городские вольности. Московские правители перенимали политическую культуру, методы управления Орды. Постепенно усиливалась несвобода всех слоев населения.

Формирующаяся общерусская культура в конце XV-XVI в.была подчинена задачам служения “государеву делу”. Заботами о Российском государстве проникнуты общественная мысль и литература, государственным задачам подчинено зодчество. Рост государственной силы отразился даже в живописи XVI в. Наконец, после двух с половиной веков почти полной изоляции культура молодого Российского государства вошла в соприкосновение с ренессансной культурой Запада.

Достаточно сказать о приглашенных западных мастерах, построивших все главные сооружения Московского Кремля. Но в то же время с присоединением Иваном Грозным Казани и Астрахани Древняя Русь стала еще более азиатской.

Провозглашение Москвы “Третьим Римом”, законной наследницей как христианской, так и всей античной культуры, а русского царя – преемником византийских императоров закрепило беспредельную власть русского самодержавия. Авторитет и нравственное влияние церкви стало падать.

XVII столетие, начавшись Смутным временем, вошло в историю под именем “бунташного века”. Сильнейшим ударом по монолиту средневековья стал религиозный раскол. В основе раскола – спор об исторической правоте, об историческом пути России. Одна сторона настаивала на ничтожестве, другая – на величии старины.

Третьей стороны не оказалось. Религиозный раскол привел к “раздвоению” единой русской культуры на противоборствующие, взаимоисключающие ее части. Борения “древлего благочестия” и новых тенденций реформаторского характера отразились не только в общественных потрясениях, но и в резкой смене координат развития художественной культуры. В числе наиболее ярких новаторских проявлений – появление светских учебных заведений, обмирщение литературы, рождение светских жанров в живописи и музыке, возникновение театра.

Крупнейшее событие, имеющее историко-культурный смысл – освоение Сибири. Территория России гигантски выросла, тем самым значительно усложнив русский хронотоп. Таким образом, длительное господство в средневековой Руси представлений о единой “культуре-вере” сменилось в XVII в. столкновением двух противоборствующих культур – “веры”, в значительной мере отмежевавшейся от светских знаний, и культуры, по преимуществу секуляризованной, модернизованно

скачать работу

 Другие рефераты

Погода в Алматы    на 10 дней    другой город

Отправка СМС бесплатно

  Модератор сайта RESURS.KZ

Древнерусская культура

Народ Киевской Руси создал богатую, самобытную и на то время высокую материальную и духовную культуру, которая развилась на основе предыдущих культурных достижений восточных славян.

Положительное влияние на нее оказали также культурные связи древнерусского народа с южными и западными славянами, народами Западной Европы, Византии, Кавказа, Азии. Культура Руси заняла значительное место в развитии мировой культуры эпохи средневековья.

Достижения в ремесленной технике, архитектуре и живописи

Киевская Русь славилась своими ремесленниками, искусно изготовлявшими орудия труда, оружие, изделия для домашнего обихода.

Древнерусские гончары, усовершенствовав технику производства, изготовляли глиняную посуду (кувшины, горшки, миски, блюда и др.), украшенную цветной поливой и различными узорами.

Древнерусские кузнецы делали добротные железные лемехи и чересла для плугов, ножи, топоры, серпы, подковы для лошадей, замки, мечи, щиты, кольчуги, шлемы т.

д. На поверхность всех этих изделий часто наносились художественные украшения и надписи. Особенно славилось древнерусское искусство ювелиров, умевших обрабатывать драгоценные металлы, делать из них украшения. Они знали, как чеканить, гравировать и золотить изделия, украшать их так называемой зернью — маленькими металлическими шариками, припаянными на поверхность.

Талантливые древнерусские мастера передавали секреты своего искусства подмастерьям и ученикам.

Древнерусские зодчие сооружали прекрасные деревянные и каменные строения, архитектура которых славилась во всем мире.

Они использовали опыт и традиции античной архитектуры и строительной техники, применяли собственные изобретения при использовании кирпича — плинфы, цементовки (раствор, состоящий из извести, толченого кирпича, керамики), камня и т.

д. Украшением Киева стали такие сооружения, как Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота (главный въезд в город), Успенский собор, ряд каменных княжеских теремов.

Развивалась архитектура в Чернигове (Спасский собор), Переяславе (Михайловский собор), Галиче и многих других городах. Многие сооружения сохранились и до сих пор.

Они свидетельствуют о высоком развитии архитектуры наших предков.

Архитектура дала толчок распространению живописи. Княжеские дворцы и культовые храмы украшались резьбой по дереву и кости, настенной мозаикой, фресками, резьбой по камню, иконами. Такое украшение можно увидеть сегодня в Софийском соборе в Киеве. Древнерусские художники мастерски украшали кожаные оправы рукописных книг.

Во времена Киевской Руси в Печерском монастыре действовала даже живописная мастерская, где работал талантливый художник Алипий.

Устное народное творчество и музыка

С давних времен у восточных славян было развито устное народное творчество: обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки.

В Киевской Руси были очень распространены былины — поэмы, посвященные важным событиям, особенно борьбе с врагами.

Из курса литературы известны былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», в которых воспевались подвиги богатырей. В песнях возвеличивалась любовь к родной земле, героизм ее защитников, крестьянский труд, осуждалась неправда и несправедливость.

Развивалось музыкальное искусство.

Среди музыкальных инструментов были известны дудки, свирели, флейты, гусли, лютни, бубны и др. Музыкальные инструменты делились на духовые, щипковые и ударные. Музыка записывалась нотными знаками. При княжеских дворах создавались музыкальные ансамбли, а при церквях — хоры. Скоморохи-путешественники играли на музыкальных инструментах в праздничные дни на торгах в городах и селах.

В сопровождении музыки выступали в походы военные дружины, игрались свадьбы и отмечались праздники.

Письменность, летописание и литература

Возникновение письменности у восточных славян связано с требованиями социально-экономического, политического и культурного развития.

Письменность в Киевской Руси появилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствуют документы — договоры киевских князей с императорами Византии второй половины IX и первой половины X в., а также берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде и прочитанные.

После введения христианства на Руси из древнерусского и церковнославянского языков образовался письменный язык. Его азбукой — кириллицей, было более совершенное славянское письмо, созданное болгарским просветителем Кириллом в IX в.

Сохранились надписи на литейных формах, хозяйственных предметах, оружии, кирпичах и т. д. Немало их нашли археологи в Киеве, Новгороде и других городах. Центрами переписывания и перевода иностранных книг на славянский язык были княжеские дворы, монастыри, церкви Киева, Новгорода, Чернигова, Переяслава, Суздали, Галича. Во времена Ярослава Мудрого в Киеве при Софийском соборе была мастерская для перевода и переписывания книг.

Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже — пергаменте, на бересте, досках. Бумаги еще не было.

Древнерусские ученые создавали первые исторические труды — летописи, куда заносились события того времени по годам. Выдающимся произведением XII в. является «Повесть временных лет».

Автором первоосновы и источника этого летописного свода считают монаха Печерского монастыря (Киев) Никона. В рукописи рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», излагается ее древняя история. Летописание существовало и в других городах Киевской Руси. Оно отражало идеологию господствующего класса — феодалов.

В Киевской Руси появилась и художественная литература, преимущественно церковного содержания. Наиболее значительные произведения — «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Изборник» Святослава Ярославича, «Поучение детям» Владимира Мономаха.

Распространялась переводная литература.

Школа, просвещение и научные знания

При монастырях и церквях для зажиточных слоев населения открывались школы, библиотеки и даже архивы для документов. Ярослав Мудрый основал библиотеку и архив при Софийском соборе в Киеве. Там же была создана и школа для «книжного обучения».

При Андреевском монастыре в Киеве была школа для девочек.

В Киевской Руси распространялись произведения античных авторов: Сократа, Платона, Аристотеля, Геродота, Софокла и других ученых и писателей. Из переводов их книг черпались научные знания. Накопленные в результате производственной деятельности народных масс и международного обмена знания из различных отраслей наук использовались на практике в ремесле, строительстве, торговле, лечении людей и животных.

Известным врачом в Киеве стал Агапйт («лечец»), который умел делать хирургические операции. В произведениях древнерусских ученых (Иллариона, Владимира Мономаха, Сильвестра, Кирика, Нестора и др.) развивалась общественная мысль; у них звучали мотивы патриотизма, единства Русской земли, защиты от врагов.

Древнерусская культура имела мировое значение и стала позднее основой культур братских русского, украинского и белорусского народов.

Историческое значение Киевской Руси

Могучее раннефеодальное государство средневековой Европы Киевская Русь ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян, способствовало образованию древнерусской народности, отстояло свои земли от вражеских нападений кочевников, а также посягательств феодалов Византии.

Благодаря государственному единству русских земель взаимно обогащались жизненный уклад, язык, материальная и духовная культура их населения.

Киевская Русь способствовала экономическому и культурному развитию многих нерусских народов, издавна проживавших на ее территории и по соседству. Там закладывались основы для формирования народностей.

Велико и международное значение Киевской Руси. По свидетельству современника-летописца, Киевская Русь была известна «во всех концах земли».

Она влияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке. Русские князья поддерживали династические связи с Францией, Швецией, Англией, Германией, Венгрией, Норвегией, Византией.

В частности, дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха I. После смерти короля она правила Францией до совершеннолетия своего сына Филиппа. (О деятельности этих королей речь идет в учебнике по истории средних веков.)

Большое значение имели международные торговые связи Киевской Руси. Центром международной торговли оставался Киев. Древнерусские купцы торговали во многих странах средневекового мира.

Иноземные купцы вели торговлю в русских городах.

Огромна роль Киевской Руси для трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, вышедших из единого корня— древнерусской народности, сформировавшейся именно во времена древней Руси. Отсюда берет начало их общая многовековая история, родственность и дружба.

Вообще, период Киевской Руси — один из важнейших в истории славян и всех народов нашей страны.



Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Многие ученые считают, что развитие письменности у славян связано с христианскими миссионерами. Кирилл и Мефодий во второй половине IX века создали глаголический алфавит, который был переработан в кириллицу.

В 1951 году в Новгороде были найдены археологами первые берестяные грамоты с азбукой из 32 букв.

Береста была самым дешевым материалом для письма. Буквы на ней выдавливались палочкой — писал ом. В 2007 году в Московском Кремле была найдена берестяная грамота — XVI века Уникальная находка археологов.

С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского периода дошло 150 книг переводных и русских авторов. Древние книги писали на пергаменте — особо обработанная телячья кожа. На одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур. Поэтому стоили книги дорого.

Для сохранности книги ей делали кожаный или деревянный переплет. А книги для царских вкладов украшали драгоценными золотыми окладами.

Рукописные книги украшались миниатюрами — рисунками больших размеров. Москва в средние века стала главным центром русской письменности.

Первая типография находилась рядом с Кремлем на Никольской улице, там был Московский печатный двор, где в 1563 году напечатали первую датированную книгу «Апостол» Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь 16 век напечатали всего 20 книг, но все-таки они были доступнее чем рукописные. Русскому государству нужны были грамотные люди. В 1551 году Стоглавый собор постановил создавать в городах «книжные училища».

Учредителями были не только духовные лица ,но и светские «мастера»грамоты». В 1574 году была издана первая печатная русская грамматика. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала потребность в математике. Она использовалась в астрономии, артиллерии и т.п. В 17 веке грамотность среди мужского городского населения была 24% . Это было связано с оживлением торговли, с усложнением системы государственного управления. В приказах служило 1600 дьяков.

В 17 веке было несколько печатных и рукописных учебных пособий: букварь В.Бурцева 1634год, «Грамматика» М.Смотрицкого 1648 год, «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682 год. Но в основном обучение грамоте проходило по Псалтырю и другим церковным текстам.

В 1649 году открылась школа Ф.Ртищева, который пригласил их Киева 30 монахов. В 1640-е годы в Чудовом монастыре в Московском Кремле была открыта школа Епифания Славинецкого.

Семион Полоцкий открыл школу в Заиконоспасском монастыре, там же было построено специальное здание и открыта первое высшее учебное заведение в России Славяно- греко- латинская академия.

Зодчество.

Христианизация Руси способствовала развитию каменного строительства.

Древнейшим каменным храмом Киевской Руси считается десятинная церковь.

Во время монголо — татарского нашествия каменное на большей части территории России прекратилось. Строили деревянные однокамерные срубы, которые представляли жилую городскую застройку. Церкви тоже строили из дерева. После Куликовской битвы (1380 год) наблюдается подъем в развитии культуры, идет слияние местных школ в общерусскую культуру.

Развитие культуры в XVI веке предопределил Стоглавый собор 1551 года, который регламентировал образцы, которым надо было следовать.

Например, изображение ветхозаветной троицы, должно быть таким как у Андрея Рублева и т.д. Каменное зодчество в Москве, в Кремле со времени Ивана Калиты приобретает государственный характер. Построенные в Кремле каменные храмы ( Успенский собор (1326), церковь Спаса на Бору (1330 , Архангельский собор (1333), церковь-колокольняИоанна Лествичника) — продолжали традиции владимиро-суздальского зодчества.

Каменные стены Московского кремля были важной постройкой 1367 года.

В XV веке в Московском Кремле создается удивительный архитектурный ансамбль соборной площади, который воплотил в себе лучшие традиции византийской архитектуры и русского зодчества и стал образцом для строительства в других городах России. Успенский собор (1479), Благовещенский собор (1489), церковь Ризположения (1486), Грановитая палата (1491), Архангельский собор (1505), Колокольня Иван Великий (1508).

Кирпичные стены и башни (1485- 1495) Для руководства над государственным строительством в 1583 году был создан Приказ каменных дел.

В XVII веке в развитии архитектуры можно выделить три этапа :

  1. Первая треть XVII века. Продолжается строительство шатровых храмов. Проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Новые архитектурные тенденции — появление небольших по объему бесстолпных каменных храмов, внешняя отделка которых напоминает традиционные крестово-купольные постройки.

    Строится первое светское здание на территории Кремля — Теремной дворец. Достраивается Спасская башня.

  2. 40-80 -е годы XVII века — формирование Московского стиля или узорочья, для которого характерны живописная асимметрия , усложнение форм, полихромность, обилие декора, отказ от вертикали , характерного для шатрового зодчества. Типичным для Москвы стали бочкообразные колонки, арки с висячей гирькой, использование изразцов.

  3. Конец XVII века. Отход от старых приемов.

    Победа светского начала. Новый стиль -«московское» или «Нарышкинское» барокко. Основные черты — центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс.

ЖИВОПИСЬ.

Живопись в русской культуре в древний период была представлена достаточно широко -в мозаиках, фресках, иконах.

Мозаика — картина, составлявшаяся из кусочков естественного цветного стекла, вдавленного в штукатурку.

Фреска — настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку. Иконы. В XI -XIII веках вывозились из Византии («Владимирская Богоматерь») или писались в русских городах под руководством византийских мастеров или по образцам. В XIV- XVI веках в живописи идет сложный процесс слияния местных школ в общерусскую.

Главными жанрами остаются фресковая живопись и иконопись.

Наиболее ранние сохранившиеся фрески связаны с деятельностью Феофана Грека. Он приехал в Новгород из Византии, работал с 1395 года в Московском Кремле, расписывал Архангельский и Благовещенские соборы.

У Андрея Рублева, который работал вместе с византийским авторитетным мастером Феофаном Греком, была иная манера письма. Современники говорили, что фрески А. Рублева «дымом писаны».

В Музеях Московского кремля представлена редкая коллекция икон с домонгольского периода до конца 17 века.

В Благовещенском соборе высокий русский иконостас, в сложении которого большая роль Феофана Грека и Андрея Рублева.

В конце 15 -начале 16 го веков складывается иконописная школы Дионисия. В Успенском соборе сохранились фрагментарно фрески и иконы.

После Стоглавого собора 1551 года иконопись была регламентирована.

Создаются мастерские по обучению иконописцев каноническому письму. Соседствуют «годуновская», «строговноская» школы. Иконы Годуновской школы следовали монументальным образам Рублева и Дионисия. Строгоновская школа получила название по имени заказчиков. Художники Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истона

Савины.

Характерно очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнамента, золота и серебра.

Середина 17 века — Симон Ушаков выразил свои взгляды на иконописание в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания».

Общие тенденции в живописи этого времени — декоративность, праздничность, интерес к человеку, к его повседневной жизни. Даже в сюжетах священного писания иллюстрируется природа, труд человека, бытовые сценки. В конце 17 века появляется парсуна.

Это попытка портретного изображения иконописными приемами.

§22. Древнерусская культура

Условия развития культуры

Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После креще­ния на смену ему пришло иное, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни.

В христианстве земное называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после смерти.

В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала в себя многие языческие мотявы и обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как празднование Масленицы.

Через христианство были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры.

Велико было влияние и культуры южных славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (ха­зары, половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с За­падной Европой и воспринимала ее культуру.

Письменность и литература

Для Руси было характерно широкое распространение грамотности.

Для Европы того вре­мени это было необычно. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказыва­ла свое удивление низким уровнем образованности жителей королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступ­ном большинству населения. Православие же допускало чте­ние Библии на национальных языках. Это делало грамотность гораздо более доступной и распространенной.

Письменность существовала на Руси еще до принятия хри­стианства.

Свидетельство тому — сообщение летописи о тек­сте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христи­анством на Русь попала письменность, создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

Об уровне образованности в Русских землях свидетельству­ют берестяные грамоты — письма людей самого разного социального статуса, пола и возраста. О грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях.

Важнейшим произведением древнерусской литературы яв­ляется «Повесть временных лет».

Традиционно ее авто­ром считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся в российском национальном созна­нии мнение не соответствует научным данным. Монах Нестор является автором двух произведений древнерусской литературы — «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Пе­черского». Описание жизни и гибели русских святых в «Чте­нии о Борисе и Глебе» кардинальным образом расходится с изложением этих же событий в «Повести временных лет».

В действительности «Повесть временных лет» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагменты разных летописей и литературные труды многих авторов.

К числу выдающихся русских писателей относится митро­полит Иларион. В своем философско-публицистическом тру­де «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправ­ное место Руси среди других христианских стран, раскрыва­ет смысл Крещения Руси.

Литературными памятниками являются произведения Владимира Мономаха, автора многих писем-посланий и «По­учения» детям.

«Поучение» наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Одно­временно это первая автобиография на русском языке.

Философско-религиозные искания отразились в таких про­изведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточни­ка, и др.

Все эти произведения написаны в русле христианской тра­диции, но были и труды, где языческие черты преобладали над христианскими.

Это прежде всего самый известный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород — северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жиз­ни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.

Архитектура и изобразительное искусство

Первые камен­ные христианские храмы строили на Руси мастера из Визан­тии.

Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве, но позже он был значи­тельно перестроен. Совсем немного уступает ему по древности

Софийский собор в Новгороде, сохранившийся почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооруже­ние, характерное для Северной Руси.

В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их сохранилось во Владимире — Суздальской земле.

Самый известный храм — церковь По­крова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным.

Храм поражает красотой и гар­монией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский со­боры Владимира, церкви Суздаля, Переяславля-Залесского и др. Самостоятельные архитектурные школы сложились в Новгороде, других землях.

Многие соборы были украшены каменной резьбой и релье­фами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетиче­скими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.

Художественное творчество Древней Руси представлено также фресками, иконами, мозаиками.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. В чем состояли особенности развития древнерусской культу­ры?

  2. Почему общий уровень грамотности в Древней Руси превышал уровень грамотности в Западной Европе?

  3. Дайте краткую характеристику известным памятникам древ­нерусской литературы.

  4. Какие архитектурные памятники Древней Руси вам известны?

    Если вам приходилось видеть какие-либо из таких памятников, опишите свои впечатления от них.

  5. Заполните таблицу.

Похожие документы:

  1. Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 17

    Памятка

    … Мавродин В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., …

    развитиекультуры политического мышления, умения проведения самостоятельного анализа политических событий в условиях … +20-22 °С развитие яйца происходите …

  2. Задачи, реализуемые в образовательной программе направлены: на формирование общей культуры обучающихся

    Документ

    2 2 6 Физическая культура 3 3 3 3 12 Итого: 20 222222 86 НРК – Литература … культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условийразвития … событиях в Древнерусском государстве.

    Обучающийся …

  3. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (личностные и метапредметные результаты)

    Программа

    в ней намек 22 1 1 Самое обыкновенное чудо 22 1 Повторение 4 … работы: переводы с древнерусского на современный русский язык … условиях. Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития

  4. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс

    культур. Цивилизационная типология культур. Формационная типология культур. Линейная типология культур Современные подходы к типологии культур. Морфология культуры … пожар и условия его распространения.

    21.динамика развития пожара. 22.Последствия …

  5. Структура образовательной программы 21 Раздел Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования 22

    Пояснительная записка

    … программы общего образования 22 Раздел 3. Содержание … культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; — формирование психологических условийразвития

    и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII …

Другие похожие документы..

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *