Социальное рыночное хозяйство фрг

смотреть на рефераты похожие на «Социально-рыночное хозяйство ФРГ: особенности становления и развития»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Реферат

на тему:

«Социально-рыночное хозяйство ФРГ: особенности становления и развития»

Выполнил студент

группы ДЭ-103

Швачкин М.А.

Москва 1998

С О Д Е Р Ж А Н И Е

|Введение | |
|1. Послевоенное экономическое положение Германии. | |
|2. Государство. | |
|2.1. Политическая реформа. | |
|2.2. Экономика. План Маршалла. | |
|2.3. Поощрение промышленности, рационализация. | |
|3. Банки. | |
|4. Экономическая политика государства. | |
|5. Местное самоуправление. | |
|6. Занятость, страхование. | |
|7. Школьное образование. | |
|8. Высшие учебные заведения. | |
|9. Перестройка экономики. | |
|10. Общее экономическое развитие. | |
|Заключение. | |
|Список использованной литературы | |

Введение

Социально рыночная экономика — обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Бывший министр экономики
Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, и его статс- секретарь по делам Европы Альфред Мюллер-Армок заложили фундамент социальной рыночной экономики, проведя в 1948г. экономическую и денежную реформу. Мюллер-Армок — автор знаменитого высказывания: «Смысл социальной рыночной экономики — увязать принцип свобода на рынке с принципом социальной сбалансированности».

1. Послевоенное экономическое положение Германии.

Весной 1945г. Германия до последнего клочка земли была занята врагами. Чужеземные солдаты, в руках которых находилась и жизнь и смерть немцев. Коменданский час, когда запрещалось выходить на улицу. Груды развалин там, где прежде стояли города. Зональные границы в собственной стране, поезда не ходят. Нет и транспорта для пригородного сообщения. Нет ни автомобилей, ни бензина. Месяцами не приходит почта. Банки и сберегательные кассы большей частью закрыты. Жизнь в вакууме, на грани прожиточного минимума. И во всех зонах транспоранты, с горькой иронией напоминавшие предвыборное обещание Гитлера, прозвучавшее в 1933г.: «Дайте мне двенадцать лет, и вы не узнаете Германии!». Перед Германией (западные зоны оккупации) в 45-48гг. стоял выбор: либо государственно регулируемая плановая экономика, либо свободное рыночное хозяйство. Страна пошла по второму пути и уже ближайшие годы показали правильность ее выбора. «За честную работу снова честный заработок!» — под таким заголовком газеты в субботу, 19 июня 1948 года, сообщили об историческом переломе послевоенного времени — денежной реформе. На следующий день в воскресенье или день «Х», у пунктов выдачи собрались длинные очереди. Захватанные бумажки чахлой рейхсмарки меняли на купюры молодой немецкой марки. Каждый получил по 40 немецких марок. Исходя из новой наличности, в это воскресенье все были одинаково «богаты». Однако те, кто обладал имуществом, с самого начала оказались в более выгодном положении: земельные участки можно было заложить или продать. В понедельник 21 июня 1948г. в карманах жителей трех западных оккупационных зон хрустели 2 млрд. немецких марок. Людвиг Эрхард, тогда — директор экономического управления западных оккупационных зон и позднее федеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Не посоветовавшись предварительно с союзной администрацией и военной бюрократией, обладавшей правом давать указания, он объявил широкую отмену хозяйственных предписаний и положил начало свободной рыночной экономике.

В этой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалось освободить рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилии появились товары. За годы командной экономики национал-социалистов и принудительной экономики первых послевоенных лет люди почти забыли, что такое спрос и предложение.

После искоренения материальной нужды, наконец стали выпускать то, чего хотели потребители. Ось свободной рыночной экономики составила конкуренция, при которой несколько предприятий предлагали одинаковый товар.
Двигателем всего стали виды на прибыль.

Среднегодовые темпы прироста Валового Национального Продукта до
1960г. составили 8%.

2. Государство.
2.1. Политическая реформа.

Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ним.
Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства: демократического федеративного правового социального

2.2. Экономика. План Маршалла.

5 июня 1947г. Джорж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки.
До 1952г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд. и $ 2127 млрд. иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее в
Федеративную Республику Германии.

2.3. Поощрение промышленности, рационализация.

В 1949г. был создан Федеральный союз Германской промышленности (в
1990г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют
80 тыс. частных предприятий). Союз явился важным объединением для представления интересов промышленников в Комиссиях Германского Бундестага.

3. Банки.

Расположенный во Франкфурте-на-Майне Германский Федеральный Банк согласно статье 12 Закона о федеральном банке «независим от указаний» федерального правительства. И все же он обязан поддерживать общую экономическую политику федерального правительства, что не само собой разумеется. Посредством регулирования количества находящихся в обороте денег Федеральный Банк проводит экономическую и конъюнктурную политику.

Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Банка является
«обеспечение денежной стабильности», то есть он должен принимать все меры, направленные на сохранение покупательной способности немецкой марки.
Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущее производство, сохраняя таким образом стабильность валюты.

4. Экономическая политика государства.

Федеральное правительство, в свою очередь может и должно оказывать влияние экономической политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильности дает ему возможность, которая получила название «волшебного четырехугольника»: высокая занятость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост должны быть целями государственной экономической политики.

Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладают разделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять на денежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажем напечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалению такое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам в несколько сот процентов.

Государственная коньюктурная политика всегда оказывает только опосредованное воздействие на количество денег, а инструменты как правило представляют собой фискальные или налоговые политические меры. И в этом случае важно их антицикличное применение. Во времена экономического подъема не имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, так как у частной промышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя и не популярная мера, ведет к «отсасыванию» денег из экономического круговорота, в результате чего инвестиционные желания изготовителей сдерживаются.

С июня 1948г. инфляция в ФРГ была практически остановлена. Инфляцию в целом рассматривают как негативное опасное явление. Однако не во всех случаях это так. Инфляционная тенденция до 4 % в год, например свидетельствует о здоровой экономике с сильным ростом. Экспондирующей экономике требуется все больше капитала для расширения инвестиций.
Галопирующая инфляция, напротив разрушает народное хозяйство.
Прогрессирующее обесценивание стоимости денег ведет к тому, что никто больше не делает денежных накоплений стараясь обратить все в реальные ценности. Возникающее в таком случае давление спроса взвинчивает цены, коммерсанты, ожидая еще более высоких цен сдерживают продажу товаров, что опять таки уменьшает предложение и в свою очередь увеличивает цены — порочный круг, который можно разорвать разве что радикальной денежной реформой.

5. Местное самоуправление.

Переплетение между федерацией, землями и коммунами в Германии настолько тесно, что появилось понятие «федерализма с прожилками». Коммуны могут принимать решения о застройке и использовании площадей, избирать по собственному усмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенции финансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины, взносы, налоги. Коммуны различают задачи, выполняемые по поручению, и задачи самоуправления. Порученческими являются обязанности, возложенные на них федерацией и данной землей. Это строительство и содержание школ, канализация или организация дел в области охраны общественного порядка, социальных услуг, регистрация населения, уличного движения; проблемы культуры от краеведческого музея до оперы.

6. Занятость, страхование.

С 1950г. численность занятых трудовой деятельностью населения возросла почти на 50%. Пик полной занятости в старых землях был достигнут в
1970 году, когда безработных имелось 150 000 чел. и одновременно имелось
800 000 вакантных мест. В 1991 году в старых землях было зарегистрировано около 1,7 млн. безработных. Некоторые группы населения особенно страдают от безработицы, прежде всего наемные работники без достаточной профессиональной подготовки, а также пожилые люди. Поэтому особое значение придается профессиональной подготовке, переобучению. Важной является также система социального обеспечения людей оказавшихся безработными. С 1927 года в Германии имеется закон о страховании по безработице. Страховщиком является федеральной ведомство по вопросам труда в Нюрберге. Страхование обязаны заключить все рабочие и служащие. Средства на страхование состоят наполовину из платежей наемных работников и наполовину из платежей работодателей. Размер пособия по безработицы доходит до 68% зарплаты.
Пособие выплачивается не более года, а пожилым людям не более 32-х месяцев.
В задаче федерального ведомства по вопросам труда входит и помощь в получении специальности в повышении квалификации.

7. Школьное образование.

В Германии федеральные земли отвечают за базовое школьное образование. Обязательное обучение распространяется на детей от 6 до 18 лет, т.е. 12-и летнее образование. При этом 9, а в некоторых землях 10, лет дети учатся в школе с полной, а затем в профучилище с неполной учебной неделей. Учеба во всех государственных школах бесплатная.

8. Высшие учебные заведения.

Все ВУЗы, за исключением частных, церковных и ВУЗов бундесферы являются заведениями земель. Высшая школа имеет право на самоуправление, принимает собственный устав. Возглавляет ВУЗ штатный ректор или президент, который избирается на несколько лет. Основой в системе высшего образования являются университеты и ВУЗы, обучение в которых заканчивается получением диплома, присвоение звания магистра. Дальнейшее обучение возможно пройти с целью получения звания доктора. Специальные ВУЗы — с недавних пор получивший широкое распространение тип ВУЗов, где обучение ведется с уклоном в практическую сторону, особенно в области инженерии, экономики, социального обеспечения, дизайна, сельского хозяйства. В настоящее время каждый поступающий выбирает этот тип ВУЗа.

9. Перестройка экономики.

Германия — страна с высоким уровнем заработной платы и соответствующего благосостояния. Обязательным условием является постоянная адаптация к новым условиям развития науки и техники на мировых рынках. С большим трудом пришлось пережить кризис цен на нефть в 1973-1974гг. и в
1979-1980гг. В этот же период внедрение микроэлектроники вызвало большой поток инноваций.

Тем не менее в период 1973-1985гг. реальный темп роста экономики составлял 24%. Сместился удельный вес отраслей экономики. Так, доля промышленности в социальном продукте уменьшилась, а доля в сфере обслуживания увеличилась. До сих пор одной из основных задач экономической политики остается снижение безработицы. В основном это достигается за счет роста инвестиций. Важным импульсом в развитии экономики явилась налоговая реформа, последний этап которой был реализован в 1990 году.

10. Общее экономическое развитие.

И в рыночной экономике возникают нежелательные тенденции.
Государство должно стремиться противодействовать им, проводя свою бюджетную, налоговую, социальную и состязательную политику. Неизменной идеальной целью является обеспечение устойчивых цен, высокой степени занятости и внешнеэкономической сбалансированности. При постоянном и соразмерном экономическом росте. Такое редко достигается одновременно.
Главная ответственность за экономическое развитие в духе этой цели возлагается также на отвечающий за денежную политику Германский федеральный банк и на тарифных партнеров.

В координации экономической и финансовой политики участвуют следующие органы:
Конъюнктурных совет государственных органов.
Совет финансового планирования.
Экспертный совет для определения общеэкономического развития с помощью экспертизы.

В январе каждого года правительство предоставляет бундестагу и бундесрату годовой экономический отчет. В нем дано заключение по годовой экспертизе Экспертного совета, излагаются цели правительства, намеченные на следующий год в области экономики и финансов, планируемая экономическая политика.

Заключение.

Рыночный механизм действует при наличии конкуренции. Нет конкуренции, нет и рыночной экономики. Но конкуренция жестока для всех участников. Предприниматели то и дело пытаются исключить конкуренцию либо за счет сговоров, либо путем слияния фирм. Такие попытки пересекаются законом путем ограничения конкуренции от 1957г. Он запрещает сговоры и договора, ограничивающие конкуренцию и влияющие на рыночные отношения. С тех пор закон не раз дополнялся с учетом изменившихся карательных стратегий. Соблюдение закона контролируется Федеральным ведомством по надзору за деятельностью карателей в Берлине и земельными ведомствами.

Движущей силой рыночной экономики является стремление получить прибыль. Потому она всегда не удается там, где в перспективе прибыль получить невозможно или где получение прибыли отодвигается на второй план более высокими общими интересами и тем самым нежелательно. Отсюда некоторые отрасли немецкого хозяйства не были полностью переведены на систему рыночной экономики, например, сельское хозяйство, сферы транспорта и добычи каменного угля. Свежим примером тому являются прежние государственные предприятия ГДР в новых федеральных землях. Публично-правовой опекунский совет управляет ими не с целью получения прибыли, а с целью перевода их на рельсы хозяйственно-рыночной системы. Государство вновь вернется к выполнению своих собственных задач, как только Опекунский совет завершит свою деятельность в новых федеральных землях. Как и во многих других странах, сельское хозяйство из социальных соображений нельзя полностью отдавать на произвол рыночной конкуренции. Поэтому основу здесь составляют положения постановлений об аграрном рынке ЕС, которые обеспечивают определенную минимальную защиту. Такие государственные предприятия, как федеральная железная дорога бывшей ГДР или Германская федеральная почта относятся к общегосударственным учреждениям. Они не должны ориентироваться исключительно на прибыль, а должны служить обществу. Железная дорога должна частично предлагать социальные тарифы, не покрывающие расходы.
Железнодорожный транспорт и почта не должны обделять своими услугами удаленные населенные пункты.

Таким образом к полному восстановлению экономики послевоенной
Германии (ФРГ) и переходу ее в разряд ведущих промышленно-развитых стран привели следующие общие причины:
Массированная американская экономическая помощь $ 3516 млрд.; в виде капиталовложений в немецкую экономику, таможенных льгот на производимые в
Германии товары, помощь в организации производства.
Создание политической системы (В.Аденауэр, В.Брайдт, Хайнеман) способной максимально впитать и эффективно использовать финансовые, интеллектуальные, духовные, социальные нововведения.
Интеграция страны в общеевропейские и общезападные структуры ЕЭС, НАТО; поддержание западных духовных ценностей: демократия, свобода.
Предотвращение конфронтации Запад — Восток.
Создание социальных институтов: пенсионные фонды, социальное страхование, общества потребителей и т.п., — способных максимально защитить рядового гражданина страны.
Рациональная государственная политика по поддержке предпринимательства по принципу равноправных отношений: федеральное правительство — федеральный союз Германской промышленности (как представитель 80-ти тыс. частных предприятий).
Непосредственное участие граждан в управлении: Коммунальное управление.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Германия: факты», Франкфурт-на-Майне.

2. Вимли Брандт, «Воспоминания и размышления», Франкфурт-на-Майне.

3. Ральф Румпель: «Подъемы и спады конъюнктуры», Москва, прогресс 1991г.

4. Людвиг Эрхард: «Благосостояние для всех», Москва, прогресс 1989г.

Германская модель социального рыночного хозяйства

Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели — это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, — а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции.

Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

— индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений.

В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции; -социальное равенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики.

Модель социального рыночного хозяйства в ФРГ

Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;- антициклическое регулирование;

— стимулирование технологических и организационных инноваций;

— проведение структурной политики;

— защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны.

Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности.

У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период.

Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля.

Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев.

Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров.Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.

В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%.

Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом.

Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия.

Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации.

Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 586;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Германская модель социального рыночного хозяйства

Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.

В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели — это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, — а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства — обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции.

Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:

— индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений.

В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции; -социальное равенство — рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики.

Социально-рыночное хозяйство ФРГ: особенности становления и развития

Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;- антициклическое регулирование;

— стимулирование технологических и организационных инноваций;

— проведение структурной политики;

— защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны.

Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности.

У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды.

Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании.

Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров.Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд.

долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%.

Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель.

Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира.

Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации.

Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 587;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Концепция социального рыночного хозяйства

⇐ Предыдущая12345

Впервые ее концептуально изложил А. Мюллер-Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой также впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство».

В ней категорически отрицаются марксистские идеи о пяти формах (типах) общественного строя и производственных отношений и об антагонизме классов.

Она основана на положении В.

Ойкена о том, что человеческому обществу присущи только два типа экономики:«централизованно управляемая» (тоталитаризм) и «меновая экономика» (по другой терминологии — «свободное, открытое хозяйство»), а также на идее о сочетании этих типов экономики с преобладанием признаков одного из них в конкретных исторических условиях.

Роль государства в «социальном рыночном хозяйстве»

Роль государства, согласно образной иллюстрации Репке-Эрхарда, сравнивается с положением судьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре.

Другими словами, государство для поддержания условий существования «социального рыночного хозяйства» как «идеального типа» свободного рыночного хозяйства должно следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции («честной игры»), контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий.

Чикагская школа неолиберализма

В США альтернативой кейнсианству стала так называемая Чикагская школа неолиберализма.

М. Фридмен и его коллеги на основе исследований вокруг «конструкции» кривой Филлипса пришли к заключению, что эта кривая далеко не стабильна, особенно с учетом ситуации в экономике многих стран мира в конце 60-х гг., когда рост инфляции, вопреки «логике» этой кривой, сопровождался не снижением, а ростом безработицы, и затем — в начале 70-х гг.

— наблюдался даже одновременный рост и инфляции, и безработицы.

Новизна концепции государственного вмешательства в экономику, по Фридмену, состоит в том, что оно, в отличие от кейнсианской концепции, ограничивается жесткой денежной политикой.

15.Русская экономическая мысль

А.В.

Чаянов (1888-1937)

Главным предметом исследований ученого было семейно-трудовое крестьянское хозяйство. Чаянов доказал неприменимость выводов классической экономической теории к крестьянскому хозяйству, для которого была характерна некапиталистическая мотивация.

Крестьянское хозяйство отличается от фермерского самим мотивом производства: фермер руководствуется критерием прибыльности, а крестьянское хозяйство — организационно-производственным планом, представляющим совокупность денежного бюджета, трудового баланса во времени и по различным отраслям и видам деятельности, оборота денежных средств и продуктов.

Он отметил, что крестьянскую семью интересует не рентабельность производства, но рост валового дохода, обеспечение равномерной занятости для всех членов семьи.
Чаянов сформулировал положение об исключительной выживаемости сельского хозяйства, которое долгое время способно выдерживать такое понижение цен и повышение издержек, которое полностью уничтожает прибыль и часть заработной платы, что является гибельным для предпринимателей, пользующихся наемным трудом.

И именно потому, что крестьянское хозяйство не гонится за прибылью, а заботится о поддержании существования самого земледельца и его семьи.

Кооперация

Чаянов считал, что кооперация способна соединить различные виды и формы деятельности, формируемых по вертикали "от поля к рынку".

При этом за семейным производством остается процесс выращивания растений и животных. Все остальные операции, в том числе переработка продукции, ее транспортировка, реализация, кредитование, научное обслуживание будут осуществляться кооперативными организациями.

Развитие кооперативов, которые вступают в непосредственные контакты, минуя капиталистически организованные предприятия, ослабляет последних.

Таким образом, каждая новая форма кооперации (потребительская, производственная, кредитная — через организации сберкасс кооперации) осуществляет подрыв какого-нибудь вида капиталистической эксплуатации, заменяя его "товарищеским" методом удовлетворения потребностей.

Н.Д.Кондратьев (1892-1938).

Он (представитель партии эсеров) настаивал на социализации земли, т.е.

Социально-ориентированная модель рыночной -экономики Германии

изъятии ее из частной собственности отдельных лиц и передаче в общественное владение и распоряжение демократически организованных общин на началах уравнительного использования.

Кооперация, по его мнению, имеет два плюса: отсутствие акцента на прибыль и возможность обеспечить значительную производительность труда.

И именно ему принадлежит обоснование основных принципов кооперирования — добровольность и последовательная смена форм кооперации от низших к высшим на основе экономической целесообразности.

Длинные волны коньюктуры

Изложена в статье "Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны", написанной им в 1922 году.

Интерес Кондратьева к теории конъюнктуры, к проблеме долговременных колебаний был вызван стремлением выяснить тенденции развития народного хозяйства.

Кондратьев провел обработку временных рядов важнейших экономических показателей (товарные цены, процент на капитал, заработная плата" оборот внешней торговли и других) для четырех стран (Англии, Германии, США, Франции) за период примерно 140 лет.

В результате обработки данных им была выявлена тенденция, показывающая существование больших периодических циклов продолжительностью от 48 до 55 лет. Эти циклы включали в себя фазу подъема и фазу спада.

Эти фазы можно представить следующим образом.

!Продолжительность длинного цикла определяется средним сроком жизни производственных и инфраструктурных сооружений (примерно 50 лет), которые являются одним из основных элементов капитальных благ общества.

При этом обновление "основных капитальных благ" происходит не плавно, а толчками, а научно-технические изобретения и нововведения играют при этом решающую роль.

Так, "повышательная" фаза большого цикла (фаза подъема) наступает, по его мнению, при следующих условиях:
— высокая интенсивность сбережений,
— относительное обилие предложения и дешевизна ссудного капитала,
— аккумуляция его в распоряжении мощных финансовых и предпринимательских центров,
— низкий уровень товарных цен, который стимулирует сбережения и долгосрочное помещение капитала.

Интенсивное накопление капитала является не только предпосылкой вступления экономики в фазу длительного подъема, но и условием развития этой фазы.

Импульсом же для перехода в "понижательную" фазу (фазу спада) является недостаток ссудного капитала, ведущий к повышению ссудного процента, а в конечном счете к свертыванию хозяйственной активности и падению цен.

При этом депрессивное состояние хозяйственной жизни толкает к поиску новых путей удешевления производства, именно, технических изобретений. Однако эти изобретения будут использованы уже в следующей "повышательной" волне, когда обилие свободного денежного капитала и его дешевизна сделают вновь рентабельными радикальные изменения в производстве.

Важно отметить что свободный денежный капитал и низкий процент являются необходимым, но не достаточным условием перехода к "повышательной" фазе цикла.Не само по себе накопление денежного капитала выводит экономику из депрессии, а приведение им в действие научно-технического потенциала общества.

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 54 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *