Схема производственных связей волго вятского района

Введение. Волго-Вятский район- район старопромышленного Центра страны. Место района в системе территориального разделения труда.

Основная часть. Особенности экономико-географического положения района, роль Волги в развитии производительных сил. Хозяйственный комплекс района до революции и в годы социалистической индустриализации. Природные и минерально-сырьевые условия. Лесные и водные ресурсы, бедность минерального сырья. Пространственная дифференциация агроклиматических условий Заволжья и Правобережья. Население и трудовые ресурсы, демографические проблемы района. Территориальная организация отраслей промышленной специализации: машиностроение, химическая и лесная промышленности. Характеристика отраслей, дополняющих промышленный комплекс района. Современная структура агропромышленного комплекса. Транспортная сеть, экономические связи. Внутрирайонные различия в развитии хозяйства. Нижегородская агломерация — значение, структура хозяйства. Проблемы малых городов.

Практическая часть. Выполнить картосхему «Хозяйство Волго-Вятского экономического района». Построить схему производственных связей машиностроительного комплекса на примере Нижнего Новгорода.

Литература:

1. Градов А.П. Региональная экономика. – СПб: Питер,2003

2. Кистанов В.В. Региональная экономика России. – Финансы и статистика, 2002

3. Проблемы функционирования АПК России в условиях становления рыночных отношений /Ст. Проблемы развития агропромышленного комплекса Волго-Вятского района. — М.: ЦЭНИИ, 1991.

4. Экономические районы России: Учебное пособие. / Под. ред. Морозовой Т.Г., — М.: Экономическое образование, 1993.

Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 132 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Запасы древесины составляют 2% всех запасов древесины России. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Почти 80% лесопокрытой площади занимает эксплуатационный лес. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях.

В составе лесов преобладают хвойные – ель, сосна, пихта. Из мелколиственных – береза, осина, ива, а на юге района – липа и дуб. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается. Поэтому одной из главных задач являются рациональная эксплуатация лесных ресурсов и развитие глубокой переработки древесины.

Известен район и своим богатством торфа. Геологические запасы его оцениваются почти в 2,0 млрд.

тонн(1,3% всех запасов России). Более половины всех запасов составляет торф с повышенной теплотворной способностью, использующийся в качестве топлива. Широкое применение находит торф в сельском хозяйстве. Большая часть запасов торфа приходится на Кировскую область. Имеются также его запасы в Нижегородской области и Республике Марий Эл. Располагает район также и небольшими запасами горючих сланцев. Эти топливные ресурсы недостаточно используются, либо их разработка не ведется вообще.

Среди других европейских районов России ВВЭР имеет высокую обеспеченность водными ресурсами.

Реки Волга, Вятка, Ока, Ветлуга, Сура служат транспортными путями и соединяют его с морями севера и юга европейской части России. Широко используются гидроэнергоресурсы Волги. Значительную проблему для многих населенных пунктов создает загрязнение поверхностных вод промышленными и сельскохозяйственными стоками и утонувшей древесиной. Поверхностных водных ресурсов достаточно для удовлетворения потребности хозяйства и населения.

Главным источником является Волга с ее притоками. Немаловажное значение имеют запасы подземных вод, которыми богат район. Несмотря на высокую обеспеченность водными ресурсами в целом по району, условия водоснабжения в нем существенно отличаются даже в пределах небольшой территории. Недостаток воды ощущается в пунктах, расположенных в верховьях малых рек или на водоразделах.

В последнее время возрастание водного дефицита обуславливается не только ограниченностью запасов поверхностных вод, но и их загрязнением, а также загрязнением подземных вод промышленными стоками и не очищенными стоками сельскохозяйственных объектов.

2. Структура и размещение основных отраслей хозяйственного комплекса Волго-вятского экономического района

2.1. Отрасли рыночной специализации

Удельный вес машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства со­ставляет 38,2%.

В регионе производятся автомобили, суда, стан­ки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное обо­рудование. Среди отраслей машиностроения рыночной специа­лизации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовали наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы.

Здесь возник крупнейший ком­плекс автомобилестроения. Среди предприятий автомобиле­строения выделяются акционерное общество «АвтоГАЗ», голов­ное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает лег­ковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники в малых и средних городах региона: моторный завод — в Завол­жье, завод тормозных узлов — в Канаше, шинный завод — в Кирове, заводы автофургонов — в Шумерле, автосамосвалов — в Саранске, в Павловске выпускают автобусы для сельской мест­ности.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное веду­щим предприятием страны АО «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, совре­менные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы.

Судостроение представлено также в городах Нижегородской области — Навашино и Городец.

Большое развитие в регионе получила и отрасль рыночной специализации — электротехническая промышленность.

Круп­ные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод «Электровыпрямитель» является головным заводом объединения «Светотехника» и выпускает значительную часть элетроламп и выпрямителей, производимых в России; в Саранске (Республика Мордовия) также расположено предпри­ятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) — электроаппаратный завод.

Межрегиональное значение имеют станкостроение и инст­рументальное производство, получившие развитие во всех круп­ных городах региона.

Более 1/2 фрезерных станков, производи­мых в России, выпускает Нижегородский завод; крупнейшим предприятием по производству деревообрабатывающих станков является «Красный инструментальщик» (г. Киров). Среди пред­приятий отрасли следует отметить завод по производству обору­дования для химической промышленности (г.

Дзержинск) и пищевой промышленности (г. Нижний Новгород, г. Вольск).

Волго-Вятский экономический район Презентация Чайкина Евгения. — презентация

Среди предприятий машиностроения выделяется Чебоксарский тракторный завод. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению рыночной специализации района на производстве продукции машиностроения.

Следует отметить, что машиностроение ориентируется на привозной металл.

Проблема обеспечения металлом решается за счет поставок его из Казахстана, Западной Сибири и Урала.

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяет­ся высокоразвитая химическая и нефтехимическаяпромышлен­ность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится 10%. Развитие отрасли опирается на ис­пользование как местного, так и привозного сырья.

Предпри­ятия химической промышленности выпускают широкий ассор­тимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, син­тетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов.

Среди центров химической промышленности выделяется г. Дзержинск, где сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску полимерных ма­териалов. Большое развитие получила лесохимия, продукция отрасли нашла широкое применение в хозяйстве и быту.

В Ки­рове, Саранске, Чебоксарах получила развитие шинная и рези­нотехническая промышленность, имеющая тесную связь с автомобилестроением района. Собственные месторождения фосфо­ритов пока используются только для производства фосфоритной муки.

Однако в перспективе здесь возможно создание предпри­ятий по производству сложных минеральных удобрений.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации яв­ляется лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. В структуре производства товарной продукции промышленности района на нее приходится 5,9%. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и для прилегающих регио­нов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины.

Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Киров­ской и Нижегородской областях. Предприятия по первичной переработке древесины тяготеют к районам лесозаготовок, а глубокая переработка древесины с утилизацией отходов органи­зована на лесоперерабатывающих комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в регионе полу­чила целлюлозно-бумажная промышленность.

По производству бумаги Волго-Вятский район занимает 3-е место в России, усту­пая Северному и Уральскому. Крупнейшим предприятием от­расли является Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных пород, но и лист­венных.

ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске.

Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поста­вило в сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих из Печо­ры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Урен­гоя.

Это позволило сократить использование твердых видов топ­лива. Основная часть электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями небольшой мощности.

Гидро­энергетика представлена двумя электростанциями: Чебоксарской (1 430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт). Энергетиче­ский дефицит покрывается поступлением электроэнергии из Объ­единенной энергетической системы европейской части страны.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и черную металлургию, которая частично обеспечиваетпотребности машиностроительных предприятий региона в ме­талле.

Металлургический комплекс представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных предпри­ятий, например АО «Красное Сормово» и др.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса.

Пред­приятия по производству строительных материалов размещены главным образом в Нижегородской области и Республике Мор­довия. Из местных сырьевых ресурсов наиболее широко исполь­зуются стекольные пески. Борский стекольный завод специали­зируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.

Планируется строительство гипсово-ангидридного комбината в Чувашии.

Мощность его составит 1 млн т в год. По количеству добываемого гипса он будет занимать 2-е место в мире. Потреб­ность строительства в ряде строительных материалов за счет ме­стного производства покрывается не полностью.

Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных материалов и конструкций — легких бетонов, асбоцементных панелей, дере­вянных, клееных, а также стальных конструкций.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Характеристика Волго-вятского экономического района (стр. 1 из 4)

Для получения более подробной информации выберите регион по карте.

Краткая характеристика района  

Экономико-географическое положение.

Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки.

Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом. Территория — 263 тыс. км2.

Природные условия и ресурсы.

Климат- умеренно-континентальный.

Весь район расположен в лесной зоне. Собственные ресурсы района не очень велики — торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы — также одно из богатств района. Река Волга — не только важная транспортная артерия, на ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.

Население.

Численность населения Волго-Вятского района — около 8 млн. человек; средняя плотность населения — 32 человека на 1 км2 Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 человек на 1 км2 в Чувашии).

Национальный состав неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население среднего Поволжья — народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) — марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения — тюркская (чуваши, татары) — освоили этот район в 1П-1У вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород.

Население Чувашии- 1,3 млн. человек (среди них 26% русских), население Марий Эл — 0,8 млн. человек (русских — 47%); Мордовии — 0,9 млн. человек (доля русских — около 60%). Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации — 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн.

человек.

Хозяйство.

Район специализируется на машиностроении. Развиты также химическая и лесная промышленность.

Ведущая роль принадлежит транспортному машиностроению (автомобиле- и судостроению), а также неметаллоемкому машиностроению (приборостроение, электротехника) и станкостроению.

Специализацию района определяют следующие факторы: удобное ЭГП, исторически сложившаяся индустриальная база Нижнего Новгорода (Сормовский завод был одним из крупнейших еще в дореволюционной России), значительные трудовые ресурсы, большие запасы вод- ных и лесных ресурсов при явном недостатке сырьевых и энергетических. По размерам производства и разнообразию выпускаемой продукции район значительно уступает соседнему Центральному.

Хозяйство ориентируется на привозное сырье и топливо с Урала, Поволжья, из Западной Сибири. Самые тяжелые последствия реформ в 90-е годы испытала основная отрасль специализации района- машиностроение. В структуре промышленного производства его доля сократилась. Очень заметно снизилась доля легкой промышленности, но, как и во всех субъектах РФ значительно выросла доля электроэнергетики.

Район производит более 4% ВВП, более 5% промышленной и более 6% сельскохозяйственной продукции России. При этом общий уровень экономического развития Волго-Вятского района и всех субъектов РФ. входящих в его состав ниже среднего по России. Наиболее высок он лишь в Нижегородской области. Перспективы подъема экономики данного региона, не имеющего сколько-нибудь значительных природных ресурсов, зависят от эффективного использования индустриального потенциала (машиностроения и химической промышленности), благоприятных условий развития сельского хозяйства и использования удобств его транспортно-географического положения.

Важнейшей задачей является не только рост объемов производства, но, что особенно важно, повышение конкурентоспособности продукции наукоемкого машиностроения: авиакосмического, автомобилестроения, судостроения, электроники, а также продукции наукоемких отраслей химической промышленности. Машиностроение представлено автомобиле- и судостроением, производством двигателей, изделий радиотехники, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности.

В этой отрасли занято 50% экономически активного населения района. Автомобильный завод в Нижнем Новгороде связан с заводами-смежниками и имеет филиалы: автобусный завод (Павлове), завод автосамосвалов (Саранск). Скоростные суда на подводных крыльях «река-море», речные ледоколы производил ранее завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Машиностроительные заводы созданы в Кирове и Чебоксарах (тяжелые промышленные тракторы, тягачи, гусеничные тракторы, бульдозеры, вездеходы).

Заводы Саранска выпускают электролампы, ртутные, дуговые, кварцевые лампы и др. Обслуживают машиностроение местные металлургические передельные заводы (Кулебаки, Выкса), но большая часть металла поступает с Урала. Химическая промышленность — вторая важная отрасль специализации района (основной центр — г.

Дзержинск), где вырабатываются синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серная кислота и др. В Кстово находится крупный нефтеперерабатывающий завод (к городу подходит нефтепровод из Альметьевска). Лесная промышленность базируется на собственных ресурсах. Предприятия производят пиломатериалы, спички, мебель. Целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) построены на Волге — в Правдинске, Ба-лахне, Волжске. ЦБК в Балахне — крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и развиваются старинные кустарные промыслы — хохломская роспись (г. Семенов). Агропромышленный комплекс. Сельское хозяйство — многоотраслевое, но оно лишь частично обеспечивает потребности района. Ведущее место принадлежит животноводству (используются естественные луга и пастбища по долинам рек).

Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Земледелие специализируется на производстве картофеля, а на юге района — на выращивании зерновых и технических культур. Топливно-энергетический комплекс. Энергетика района работает на местных ресурсах — использует торф и гидроресурсы. На р. Волга действуют Нижегородская и Чебоксарская ГЭС.

Но основное значение имеют нефть и газ, поступающие из Поволжья и Западной Сибири, а также уголь Печорского и Кузнецкого бассейнов. Большинство электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях. Крупнейшие из них размещены в Балахне, Нижнем Новгороде, Дзержинске.

Транспорт. Самая крупная транспортная артерия — Волга. Район не обладает густой транспортной сетью, но через его территорию проходят важные железнодорожные и автомобильные магистрали в восточные районы страны.

Во́лго-Вя́тский экономи́ческий райо́н — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область.

Волго-Вятский экономический район расположен в центральной части европейской территории России, в междуречье рек Волги и Вятки, и граничит с Северным, Уральским, Центральным и Поволжским районами.

Экономико-географическое положение благоприятно сказывается на развитии его производительных сил.

Во многих отношениях он переходный между этими сопредельными районами и ему свойственны отдельные их черты. В настоящее время это индустриально-аграрный район. В нем представлены и трудоемкие, и наукоемкие отрасли машиностроения, обеспеченные квалифицированными кадрами, и материалоемкие отрасли лесной промышленности. Сельское хозяйство здесь типичное для Нечерноземья.

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Для него характерна многоотраслевая структура при относительно большой доле молочно-мясного животноводства.

Промышленность. Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, на долю которых приходится более 50% всего объема промышленной продукции района, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Машиностроение и металлообработка — главные отрасли специализации и основа современного развития промышленного комплекса района. Условиями их развития стали созданные производственные фонды, обеспеченность квалифицированными кадрами и выгодное транспортно-географическое положение по отношению к сырью и потребителям. В машиностроительном комплексе ведущими являются транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, самолетостроение, моторо- и дизелестроение), станко- и приборостроение, радиоэлектроника, электротехника, химическое машиностроение.

В ВВЭР построен один из крупнейших в Российской Федерации автомобилестроительный комплекс.

Наиболее значительное место занимает объединение «АвтоГАЗ», выпускающее легковые и грузовые автомобили.
Старейшей отраслью специализации ВВЭР является судостроение с крупным центром в Нижнем Новгороде — завод «Красное Сормово» (выпускающий морские паромы, суда на подводных крыльях, суда смешанного «река—море» плавания, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы).

Высокого уровня развития достигли станкостроение, приборостроение, электро- и светотехника, производство инструментов, оборудования для химической, лесной и пищевой промышленности.

Производство станков и инструментов представлено во всех крупных городах: Нижегородский завод фрезерных станков (крупнейший в России), завод «Красный инструментальщик» в Кирове (выпуск деревообрабатывающих станков), завод листоштамповочных автоматических линий в Рузаевке и др.

Среди отраслей машиностроения необходимо отметить производство экскаваторов, машин для торфодобычи, дробильно-размолочного оборудования (Саранск и Белая Холуница), оборудования для химической промышленности (Дзержинск) и пищевой промышленности (Нижний Новгород, Волжск), промышленных тракторов (Чебоксары), железнодорожного оборудования, газокомпрессорных машин для магистральных трубопроводов (Нижний Новгород), сельскохозяйственных машин и др.

Машиностроительный комплекс ВВЭР выпускает в основном металлоемкую продукцию.

Но собственные передельные заводы Нижнего Новгорода, Выксы, Кулебак, не удовлетворяют потребности в металле. Поэтому сталь, чугун и прокат завозят с Урала, из Западной Сибири и Казахстана.

Химическая и нефтехимическая промышленность производят свыше 500 видов продукции. Химическая промышленность работает в основном на привозных сырье и полуфабрикатах, и ее возникновение было вызвано большим спросом на продукцию со стороны отраслей транспортного машиностроения.

Район занимает ведущее место в стране по выпуску аммиака, каустической соды, капралактама, средств защиты растений, пластмасс, красителей, кожзаменителей, шин, минеральных удобрений и других химических продуктов.

Наибольшее развитие отрасль получила в Нижегородской области, где действуют нефтеперерабатывающие заводы в Нижнем Новгороде и Кстово. В Дзержинске сформировался крупнейший химический комплекс по выпуску поливинилхлоридных труб, оргстекла, пластиков, минеральных удобрений, гербицидов и др.

Шинное производство возникло в Кирове, Чебоксарах, Чувашскай Республике и Саранске.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность используют местное сырье. ВВЭР занимает 2-е место в Западной экономической зоне после Северного экономического района по этому показателю. Большую часть заготавливаемой древесины (3/5) дает север Кировской области. Данная отрасль производит пиломатериалы, стандартные дома, фанеру, спички, спортивный инвентарь, мебель, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты.

Предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности представлены во всех областях и республиках экономического района, но наибольшее развитие получили в Кировской и Нижегородской областях (Киров, Нововятск, Йошкар-Ола и др.) По производству бумаги ВВЭР занимает 3-е место в стране после Севера и Урала. Целлюлозно-бумажные комбинаты работают в Балахне (крупнейший), Волжске, Правдинске.

Из отраслей легкой промышленности получили развитие кожевенно-обувная (Киров, пос.

Вахруши, Богородск), шубноовчинная (Киров, Йошкар-Ола), меховая (Слободской, фабрика «Белка»), льняная промышленность, базирующиеся на собственной сырьевой базе и представленные заводами первичной переработки сырья и фабриками, выпускающими технические ткани в Кировской и Нижегородской областях и Республике Мордовии.

Крупный хлопчатобумажный комбинат работает в Чебоксарах.

Промышленность строительных материалов обладает крупной местной сырьевой базой и имеет благоприятные перспективы для дальнейшего развития и наращивания производства: ведется добыча известняка, гравия, стекольных песков. В Нижегородской области и Мордовии расположены крупные заводы по производству цемента, железобетона, технического стекла, кирпича, панелей и других стеновых материалов.

Пищевая промышленность удовлетворяет внутренние потребности населения района.

Предприятия отрасли размещены повсеместно, а наибольшее развитие получили маслодельная, мясная, крупяная, мукомольная (использующая зерно, доставляемое из Поволжья) отрасли.

Топливно-энергетический комплекс региона базируется на привозном топливе (на месте добывается только торф). Уголь поступает из Печорского и Кузнецкого бассейнов, нефть и газ — из Поволжья и Западной Сибири.

Основная доля электроэнергии в районе вырабатывается на тепловых электростанциях, размещенных в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Кирово-Чепецке. На Волге построены две ГЭС: Нижегородская и Чебоксарская, работающие на пиковые нагрузки. Но и они не могут устранить дефицит в электроэнергии.

Вопрос 18



Введение. Волго-Вятский район- район старопромышленного Центра страны. Место района в системе территориального разделения труда.

Основная часть. Особенности экономико-географического положения района, роль Волги в развитии производительных сил.

Хозяйственный комплекс района до революции и в годы социалистической индустриализации. Природные и минерально-сырьевые условия.

Лесные и водные ресурсы, бедность минерального сырья. Пространственная дифференциация агроклиматических условий Заволжья и Правобережья. Население и трудовые ресурсы, демографические проблемы района. Территориальная организация отраслей промышленной специализации: машиностроение, химическая и лесная промышленности. Характеристика отраслей, дополняющих промышленный комплекс района. Современная структура агропромышленного комплекса. Транспортная сеть, экономические связи. Внутрирайонные различия в развитии хозяйства.

Нижегородская агломерация — значение, структура хозяйства. Проблемы малых городов.

Практическая часть. Выполнить картосхему «Хозяйство Волго-Вятского экономического района». Построить схему производственных связей машиностроительного комплекса на примере Нижнего Новгорода.

Литература:

Градов А.П. Региональная экономика. – СПб: Питер,2003

2. Кистанов В.В. Региональная экономика России. – Финансы и статистика, 2002

3. Проблемы функционирования АПК России в условиях становления рыночных отношений /Ст.

Проблемы развития агропромышленного комплекса Волго-Вятского района. — М.: ЦЭНИИ, 1991.

4. Экономические районы России: Учебное пособие.

ВОЛГО-ВЯТСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

/ Под. ред. Морозовой Т.Г., — М.: Экономическое образование, 1993.

Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

География 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Экологические проблемы Астраханской области» — Изменение. Деятельность человека. Чистые берега. Экологические проблемы Астраханской области. Загрязнение водоемов. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Несанкционированное захоронение бытовых и промышленных отходов. Засоление и эрозия почв.

Отрицательное воздействие. Главные источники загрязнения атмосферы. Карта Астраханской области. Астраханская область. Пробы на тяжелые металлы. Кислотные осадки.

«Тесты по населению России» — Буддизм.

Превышение количества родившихся. Средняя плотность населения. Основная часть населения Сибири. Ростовская область. Скопление близко расположенных населенных пунктов. Народ России. Население России. Доля городского населения. Республика Дагестан. Коми. Республика Башкортостан. Новосибирск. Чита. Миграции.

«Памятник «Тысячелетие России»» — Верхний ярус. Основание самодержавного царства. Открытие памятника. Кабинет министров. Колоссальные фигуры. Памятник «Тысячелетие России».

Тысячелетие России.

Составьте производственную схему связей Волго-Вятского района?

Кукрыниксы. Нижний ярус. Памятник. Общая высота памятника. Военные люди и герои. Средний ярус. Государственные люди. Писатели и художники. Монумент.

«Пяльма» — Община "Пяльма". Жить в глубинке совсем непросто. Местный староста. Историко-культурный потенциал Пудожского района.

История Пудожского края. Бесценные богатства. Память о малой Родине. Любование старинной часовней. Деревенский музей. Красивые люди. Опыт сохранения этой деревни. Ильин день в Пяльме. Старая добрая Пяльма. Главное условие праздника. Историческая деревня Пяльма.

Дома Поташевых. Главная пядь земли.

«Турецкая республика» — Международная организация, объединяющая тюркоязычные государства. Топкапы — главный дворец Османской империи до середины XIX века.

Памятник Ататюрку в Астане. Тюркский совет был создан 3 октября 2009 года в Турции. Национальная турецкая одежда. Торг на рынке для турков равносилен азартной игре. Понтийские горы. Политическая карта Турции. Abdullah G?l. Природные условия. Также известен как Сераль.

Памятник Ататюрку в Алматы.

«Хозяйство Центрального района России» — Не прикасайтесь к экрану монитора. Избегайте резких движений. Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютер. Будьте внимательны.

Работа по индивидуальным карточкам. Визитная карточка Центрального района. Опорные понятия. Работа за компьютером. Район-локомотив. Стоимость товаров и услуг. Провода. Неполадки в работе компьютера. Индустриальная модель экономики. Способ посадки за компьютером.

Всего в теме «География 9 класс» 106 презентаций

5klass.net>География 9 класс>Г. Нижний Новгород> Слайд 18

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *