Сенат в российской империи

СЛОВАРЬ

Сенат в большинстве стран — законодательное учреждение. Полномочия сената в России шире. Отправляясь по случаю войны с Турцией за границу, указом от 22 февраля 1711 года Пётр I учредил на время своего отсутствия "управительный" сенат с чрезвычайно широкими полномочиями в области суда, управления и законодательства. Сенат состоял из 9-ти членов. Указам сената велено было повиноваться, как самому государю.
Сенат непосредственно сносился с центральными и местными органами управления, для чего при нём состояли комиссары из губерний. Для всестороннего надзора за управлением при сенате находились фискалы. С учреждением в 1718 году коллегий, сенат был составлен из президентов коллегий. Однако неудобства такого состава сената, как органа верховного надзора в области управления, были скоро поняты, и уже в 1722 году Пётр назначил других членов сената.
Только президенты воинских и иностранных коллегий остались членами сената. Ревизион-коллегия была упразднена, так как, по самому существу, обязанности её входили составной частью в функции сената. Для ревизии местного управления один из сенаторов должен был ежегодно отправляться в губернии. Для принятия жалоб на медленность и волокиту в коллегиях, а также на неправый суд при сенате состоял рекетмейстер, докладывавший жалобы на неправосудие самому императору и лишь в его отсутствие — сенату. Но с того же 1722 года, с учреждением должности генерал-прокурора для надзора за деятельностью сената, значение последнего начинает постепенно уменьшаться.
Верховный Тайный Совет при Екатерине I и "кабинет" при Анне Иоанновне стоят выше сената. При Елизавете Петровне "Правительствующий сенат" получил прежнюю силу и власть. При Екатерине II значение сената было значительно умалено, благодаря возросшему значению генерал-прокурора и преобразованию местных установлений, во главе которых были поставлены государевы наместники — генерал-губернаторы, в наиболее важных делах сносившиеся непосредственно с верховной властью. В царствование Александра I за сенатом осталась исключительно его судебная власть. По плану Сперанского, сенат должен был контролировать и объединять министерское управление, но эти функции перешли к комитету министров. С изданием Судебных Уставов императора Александра II сенат получил следующую организацию:
Правительствующий сенат есть верховное место, которому в гражданском порядке суда, управления и исполнения подчинены, кроме высших государственных установлений и особым законом изъятых от этой зависимости, все места и установления Империи.
Сенат, как хранитель законов, печётся о повсеместном наблюдении правосудия, надзирает за собиранием податей и за штатными расходами, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, к охранению общего спокойствия и прекращению всяких противозаконных действий во всех подчинённых ему местах.
Сенаторы назначаются по Высочайшему избранию и разделяются на присутствующих в департаментах и не присутствующих.По должности в сенате присутствуют министры и обер-прокурор Святейшего синода, а также находящиеся в столице главные начальники губерний по делам их губерний. Кроме того, в сенат могут быть призваны и посторонние лица с правом совещательного голоса по делам, для которых они приглашены. Лицо Императорского Величества председательствует в сенате. Фактически сенат никогда не собирается.
Со времени Екатерины II сенат разделился на департаменты. Первоначально было учреждено 6 департаментов: 4 — в Санкт-Петербурге, 2 — в Москве, вместо существовавшей здесь ранее Сенатской конторы.
По своду законов 1857 года, сенат был разделён на 12 департаментов, из которых 7 находились в Санкт-Петербурге, 3 — в Москве и 2 — в Варшаве. В 1872 году московские департаменты были упразднены, а в 1876 году вместе с введением судебной реформы в Царстве Польском — были закрыты и варшавские департаменты.
В конце XIX века существовало 8 департаментов: первый, второй, герольдии, четвёртый, пятый, межевой и два кассационных департамента, образованные Судебными Уставами 20 ноября 1864 года. Для решения дел в присутствии каждого департамента должно было быть не менее 3-х наличных сенаторов. Надзор за порядком производства дел и правильностью решений был возложен на обер-прокуроров, состоящих при каждом департаменте.
Дела 1-го департамента: обнародование законов; дела по жалобам на действия и распоряжения земских учреждений; назначение мировых судей и др.
Компетенция 2-го департамента — рассмотрение жалоб, приносимых на решения губернских присутствий.
Департамент герольдии ведал дела о дворянстве и почётных титулах, дела о производстве в гражданские чины.
Четвертый и пятый — судебные департаменты.
Межевой департамент ведал дела о наделении землями колонистов и кочевых инородцев, о землях пожалованных и др.
Кассационные департаменты наблюдали за соблюдением закона и единообразным его исполнением всеми судебными установлениями Империи (см. судоустройство и судопроизводство).Соединённые присутствия департаментов именовались общими собраниями; общих собраний два: первое и второе. Первое общее собрание составлялось из департаментов первого, второго и герольдии; второе общее собрание — из департаментов судебных (4-го и 5-го) и межевого. К предметам ведомства общих собраний относились дела, вносимые на рассмотрение общих собраний по Высочайшим повелениям, спорные дела и дела департаментов, при рассмотрении которых требовалось издание нового закона. Иногда составлялись: общее собрание кассационных департаментов, общее собрание первого и кассационных департаментов и др.
Дела о предании суду должностных лиц решались большинством голосов; дела, производящиеся в частном порядке, разрешались большинством 2/3 голосов; для всех остальных дел, решаемых в департаментах, требовалось единогласие. В общих собраниях дела решались простым большинством голосов.
В противоположность крайне сложному порядку разрешения дел в старых департаментах сената, производство в новых, кассационных департаментах отличалось большей простотой.

На следующую страницу

 На предыдущую страницу

Учреждение сената

По делам войны царю Петру I часто приходилось отлучаться из столицы. В своё отсутствие он передавал власть доверенным лицам. Указ Петра I о создании Сената был издан в 1711 г. В нем говорилось: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления».

Сенат при Петре I

Сенат, в отличие от Расправной палаты царя Фёдора Алексееви­ча, работавшей постоянно, поначалу лишь в отсутствие царя руко­водил всей государственной жизнью страны.

Число его членов не превышало 10 человек. Ему подчинялись все канцелярии, приказы, губернаторы.

В 1721 г., когда в Петербурге торжественно праздновалась побе­да России над шведами в Северной войне, Сенат преподнёс царю титул императора.

Заключение

Россия стала именоваться империей. Петра I стали называть также «отцом Отечества», «Великим».

Должность Сената

Пётр I придавал большое значение Сенату. Им был написан доку­мент «Должность Сената», который он сам перерабатывал в течение шести лет.

Документ определял, что Сенат — хранитель государствен­ных интересов. Сенат задумывался как коллегиальный орган.

Предполагалось соблюдение равенства его членов при решении вопро­сов. Без общего согласия ни один указ в действие вступить не мог.

В документе прописывалось, насколько серьёзно сенаторы должны бы­ли относиться к своему делу: «Никому в Сенате не позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которые не касаются к службе нашей, меньши же кому дерзновение иметь бездельными разговорами или шутками являть­ся».

Пётр I строго определил и порядок поведения сенаторов на заседаниях: «Также съехався, как для сего дела, так в Сенат, лишних слов и болтанья не было… ни о чем ином, только о настоящем говорить. Также, кто станет го­ворить речи, другому не перебивать, но дать окончить, и потом другому го­ворить, как честным людям надлежит».

Генерал-прокурор Сената

Для наблюдения за порядком в Сенате была учреждена специаль­ная должность — генерал-прокурор.

Генеральный прокурор обязан был сидеть на заседаниях Сената и наблюдать, чтобы сенаторы ра­ботали «истинно и ревностно, без потеряния времени».

Он также должен был проверять, чтобы принятые решения исполнялись и проводились в жизнь, а «не на столе только дела вершились».

Прокуратуру называли — «око государево». Первым генерал-про­курором Сената стал сподвижник Петра I, человек незнатного про­исхождения Павел Иванович Ягужинский. Он имел целый штат обер-прокуроров.

Подчинялись они непосредственно царю. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Сенат при Екатерине II

Сразу после дворцового переворота 1762 года вельможа Н. И. Панин представил Екатерине II разработанный им проект учреждения императорского Со­вета.

Этот орган, состоящий из 6-8 доверенных лиц и наделённый зна­чительной властью (все законы должны проходить через рассмотрение Совета), серьёзно ограничил бы власть монарха.

После долгих колеба­ний, найдя благовидный предлог, Екатерина отказалась от предложения Панина.

В 1763 г. императрица провела реформу Сената. По мнению Ека­терины, этот орган обладал избытком власти и подавлял всякую са­мостоятельность подчинённых ему учреждений.

Сенат был разделён на шесть департаментов, каждый из кото­рых имел строго оговорённый крут обязанностей.

Часть его функций передавалась иным учреждениям. Сенат превратился в высшее судебное учреждение.

На этой странице материал по темам:

  • Реформа сената кратко

  • Правительствующий сенат при николае

  • Адрес сената россии

  • Сенат-когда создан

  • В каком году был создан правительствующий сенат

Вопросы к этой статье:

  • Что такое Правительствующий сенат?

  • Когда возник Сенат?

  • Какими полномочиями обладал Правительствующий сенат в России?

  • Какое событие произошло в России в 1763 году?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

В Сенате было общее собрание, куда входили сенаторы, канцелярия, которая обладала значительными полномочиями в деле контроля за исполнением сенатских решений.

Выделяют в составе Сената расправную палату, которая рассматривала судебные дела. Сенат иногда являлся судом первой инстанции, но чаще всᴇᴦο он выполнял роль высшей апелляционнои̌ инстанции. Кроме ϶того, в составе Сената выделялись сенатские конторы, часть из которых находилась в Санкт-Петербурге, а часть в Москве. В деятельности сенатских контор начинает просматриваться чисто отраслевой принцип.

53. Правительствующий Сенат в системе Государственной власти Российской империи.

В Сенате так же выделялись комиссии, которые, как правило, были временные и состояли из сенаторов и других должностных лиц. Комиссий решали проблемы, относящиеся к компетенции Сената. При Сенате действовали так называемые губернские представители (губернские комиссары) по 2 представителя от губернии.

При Сенате действовал сначала обер-фискал, а потом появляется должность генерал-фискала.

В 1722 году создается должность генерал-рекетмейстера.

Это был очень высокого ранга сенатский чиновник, который ведал рассмотрением жалоб, поступающих на деятельность сенатских учреждений.

В 1722 году при Сенате была учреждена должность генерал-прокурора сената, который выл поставлен во главе сената. Первый генерал-прокурор – Ягужинский. Именно генерал-прокурор определял вопросы, подлежащие обсуждению на заседаниях Сената, созывал сенаторов на заседание и следил за должным исполнением ими своих обязанностей.

Генерал-прокурор председательствовал в Сенате на ᴇᴦο заседаниях и ему подчинялся генерал-фискал. Генерал-прокурор стоял во главе системы прокуратуры в России. В лице генерал-прокурора Сенат обладал правом законодательнои̌ инициативы, поскольку генерал-прокурор мог обращаться к императору с предложениями, направленными на внесения изменений в законодательство.

Что касается общей компетенции Сената, то и указы 1711 года, и последующие нормативные акты определяли её достаточно расплывчато.

Сенат обладал полномочиями в законодательнои̌ сфере, причем в момент отсутствия царя Сенат мог вносить изменения в законодательство, иногда даже отменять царские указы.

Сенат обладал определенными полномочиями в финансовой сфере, так как решал вопросы расходов и доходов государства. Сенат обсуждал вопросы, связанные с экономикой страны. Сенат был высшим судебным учреждением страны. Сенат решал важнейшие вопросы, касающиеся международных дел (вопросы войны и мира, вопросы договоров с другими государствами и другие вопросы международных отношений). Сенат разрешал все вопросы, касающиеся армии.

Сенат осуществлял контроль и надзор за деятельностью государственного аппарата.

После того, как в 1721 году Петр принял титул императора, в компетенции Сената произошли изменения.

Петр запретил Сенату ʼʼчинить генеральные дирекцииʼʼ, то есть издавать важнейшие указы.

С 1721 по 1725 года в компетенции Сената начинает просматриваться тенденция, суть которой состоит в том, что Сенат превратился в орган надзирающий за деятельностью государственного аппарата из органа непосредственно осуществляющᴇᴦο работу государственного аппарата.

После смерти Петра в 1726 году был создан Верховный тайный совет, деятельностью которого руководил А.

Меньшиков. С созданием ϶того совета произошли серьезные изменения в положении Сената, который фактически был подчинен Верховному тайному совету, ибо должен был направлять отчеты о своей деятельности в Верховный тайный совет.

Коллегии, которые ранее отчитывались перед Сенатом, тоже стали направлять свои отчеты в Верховный тайный совет, минуя Сенат. Все ϶то говорит о резком падении значимости Сената в сфере государственнои̌ власти и управления.

В последующем, и при Анне Иоановне, и при Елизавете, и при Петре III, и при Екатерине II положение сената никогда не было таким, каким оно было при Петре I. При Екатерине I генерал-прокурор Сената был отправлен в долговременный отпуск, и Ягужинский был возвращен на свою должность в 30-е годы, незадолго до своей смерти.

Все ϶то время Сенат был без генерал-прокурора.

Екатерина II с 1964 года начинает проводить сенатскую реформу, разработанную графом Паниным.

При Екатерине II Сенат был разделен на несколько департаментов, которые, по сути, являлись самостоятельными учреждениями во главе с директорами и объединялись в единое целое только должностью генерал-прокурора.

При Павле I Сенат был окончательно лишен административных полномочий и становится высшим судебным органом империи, хотя должность генерал-прокурора при Павле имела исключительно важное значение, ϶то был второй человек в империи.

Читайте также

  • — Структура Сената.

    В Сенате было общее собрание, куда входили сенаторы, канцелярия, которая обладала значительными полномочиями в деле контроля за исполнением сенатских решений.

    Выделяют в составе Сената расправную палату, которая рассматривала судебные дела. Сенат иногда являлся… [читать далее].

  •     В 1810 г. он подал императору Александру I проект «Учреждения Правительствующего Сената». К ведению этого органа он относил три разряда дел: не относящиеся ни к какому министерству (обнародование законов, указов, установление порядка их исполнения и надзора за исполнением этим были расширены пределы власти этого органа по сравнению с Комитетом министров); относящиеся к ведению Сената (производство в чины до VI класса, утверждение подрядов и контрактов, споры по соляным и винным делам и т.п.), и дела, восходящие на «высочайшее решение», то есть те, которые должны докладываться императору (чинопроизводство высших сановников и др.).

    Что касается административной власти императора, то она была ограничена: ему не принадлежит верховный надзор за исполнением законов и надзор за деятельностью различных административных учреждений. Ограничение административной власти монарха, установленное проектом М.М Сперанского, нашло выражение в том, что проект не предусматривает возможности отмены монархом решений, принятых Правительствующим Сенатом.

    Сперанский прямо говорит о том, что после того, как решение принято (оно принимается большинством голосов), оно считается окончательным и приводится в исполнение. По тем вопросам, которые требуют утверждения императора в случаях, не терпящих отлагательства, Правительствующий Сенат может принять решение и привести его в действие, не ожидая утверждения.

    Поскольку последний раздел дел относится к компетенции дел Комитета министров, тот этот орган Сперанский рассматривал лишь, как орган, существующий при Правительствующем Сенате, представляющий доклады императору. Так осторожно Сперанский подвёл к мысли о ликвидации самостоятельного Комитета министров, превращении его в одно из сенатских собраний под председательством императором для дел, представляемых на высочайшее разрешение (другое собрание под председательством канцлера назначалось для дел первых двух разрядов, которые разрешались без вмешательства императора).

    Создание правительствующего Сената, по мнению Сперанского, необходимое единство в составе правительств, император освобождался от множества второстепенных дел. Желая более точно установить компетенцию Правительствующего Сената и предотвратить опасность превращения его в универсальную министерскую канцелярию, Сперанский предупреждает, что в него не должны поступать дела, относящиеся к законодательству (они находятся в ведении Государственного совета), суду (ими ведает Судебный Сенат).

    Точно так же Правительствующий Сенат не может обсуждать дела, решение по которым выходит за пределы компетенции отдельного министра или зависит только от императора. Определяя компетенцию Правительствующего Сената, М.М. Сперанский выражает своё отношение к частной собственности. Он писал, что органы не должны мелочным контролем стеснять предпринимательскую инициативу: «Во всех министерствах, особливо в тех, коих предметом есть государственное хозяйство и общая промышленность, должно наблюдать, чтоб мерами надзора и многосложностью правил не стеснить частной предприимчивости»10.

    Проект учреждения обоих  сенатов был рассмотрен специально созданный комитетом в составе графа Завадовского, князя Лопухина и графа Кочубея, а после этого, отпечатан и разослан всем членам государственного совета.

    Проект был внесён для рассмотрения на общее собрание совета в июне 1811 г. если раньше все предложения Сперанского проходили почти без обсуждения, то сейчас развернулись горячие прения. Члены Государственного Совета в большинстве своём возражали против реформы Сената. Возражения сводились к следующему — разделение сената умалит его важность, повлечет большие издержки и создаст сложности в наборе кадров на канцелярские должности и должности сенаторов. Некоторые возражали, что выборность части сенаторов противоречит принципу самодержавия.

    Некоторые возражали против того, чтобы Судебный Сенат был высшей судебной инстанцией, и его решение было окончательным. Как говорилось выше, наиболее существенные замечания были высказаны Салтыковым и Голицыным. Но, несмотря на возражения отдельных членов Государственного Совета, результаты голосования проекта Сперанского оказались для него благоприятными. Разделение Сената на Правительствующий и судебный было принято большинством голосов.

    Но это решение было принято большинством голосов. Реформу сената отложили до более благоприятного времени. Так же был отклонён пункт о безапелляционности сенатских решений. Оппозицию Сперанский объяснил тем, что реформа ослабляла самовластие министров. Сенаторов и чиновников сенатских канцелярий предполагаемая реформа лишала влияния на прибыльные хозяйственные дела, возмущало их уравнение с выборными сенаторами.

    Александр поддержал мнение меньшинства, то есть признал своевременность сенатской реформы и безапелляционность решений Сената, но оговорился, что предоставляет себе время для определения времени реформы. 7 августа 1811 г. на заседании общего собрания Государственного Совета проект Сперанского был принят. Но его окончательное утверждение было отложено под предлогом предвоенного времени.

    Серьёзная перестройка органов власти повлекла бы за собой не только упразднение Комитета министров, но и усилила бы рознь в среде высшей бюрократии.

    Минуя все бюрократические  реформистские влияния, высший орган  суда и надзора вплоть до 60-х годов XIX в. сохранял свои организационные основы, заложенные реформой 1802-1805 гг. Его зависимое положение, большой и малоподвижный аппарат олицетворяли всю эфемерность надзора за законностью и справедливостью управления

    Структура и деятельность Сената в первой половине XIX века.

    Одно из центральных мест в системе высших государственных учреждений занимал Сенат. Созданный в 1722 г. Петром I как высший административно-судебный орган, Сенат с течением времени значительно изменил свою структуру и функции.

    В годы движения декабристов это был громоздкий, плохо действующий государственный механизм, лишенный, строго очерченной сферы деятельности.

    По указу 27 января 1805 г. Сенат делился на девять департаментов. Второй—восьмой департаменты формально были высшими апелляционными инстанциями для гражданских и уголовных дел. На деле же они таковыми не являлись: принятые ими решения не были окончательными. В случае разногласий: между членами (а для вынесения решения требовалось не менее двух третей голосов) дело поступало на рассмотрение общего собрания членов всех департаментов, а затем передавалось на утверждение императора11.

    С 1813 г. высшей инстанцией по отношению  к общим собраниям Сената, отдельно собиравшимся в Петербурге и Москве, стал Государственный совет. Еще, М. М. Сперанский специально обращал на это внимание правительства. В записке «О единогласии и разногласии в судебных решениях», поданной им 20 апреля 1827 г. в Комитет 6 декабря 1826 г., указывая на то, что в Сенате редко удается собрать две трети голосов, он писал: «Важные и маловажные тяжебные дела все почти ныне восходят к высочайшему разрешению»12.

    Кроме того, даже если дело решалось в департаменте, у любого из подсудимых оставалась возможность апеллировать к самодержцу. Предлагавшееся в 1811 г.

    Правительствующий сенат

    Сперанским признание решений Сената окончательными (тогда же утвержденное Государственным советом и царем) никогда не было введено в реальную практику судопроизводства.

    Судебные департаменты Сената обладали одинаковыми правами, и распределение  дел между ними происходило по территориальному признаку: Второй департамент рассматривал апелляции по гражданским делам 8 северо-западных и северных губерний; Третий был высшим гражданским судом для 12 губерний Прибалтики, Украины и Белоруссии; Четвертый — для 9 губерний Поволжья, Урала и Сибири; Пятый департамент был апелляционной инстанцией по уголовным делам для 23 губерний Европейской России.

    Перечисленные департаменты вместе с Первым и Межевым находились в Петербурге, в Москве располагались остальные три.

    Из московских департаментов Шестой был высшей апелляционной инстанцией по уголовным делам для остальных 27 губерний Европейской России и Кавказа, Седьмой и Восьмой занимались гражданскими делами.

    Ведущее место занимал в Сенате Первый департамент. С одной стороны, он являлся как бы высшей инстанцией, призванной наблюдать за точным исполнением законов, с другой — был наделен массой административных функций. Обер-прокурор Первого департамента Н. Н. Муравьев, составивший для Комитета 6 декабря 1826 г. специальную записку о компетенции этого департамента, насчитывал 62 категории дел, находившихся в его ведении.

    Прежде всего надо отметить, что  Первый департамент ведал обнародованием законов. Однако наиболее важной его  задачей было проведение сенаторских  ревизий, в ходе которых проверялось, как правило, состояние отдельных учреждений или целых губерний. Сенаторские ревизии были важной составной частью внутренней политики самодержавия. Сенат, таким образом, не только следил за исполнением общих государственных законов, но и всесторонне контролировал деятельность всей государственной машины.

    Зачастую ревизии кончались преданием суду многих чиновников и даже губернаторов и других представителей бюрократической верхушки.

    Через Первый департамент Сената проходили дела об определении чиновников к должности, о наградах, пожаловании разных прав и преимуществ (возведение в княжеское, графское и барон¬кое достоинство, утверждение в правах дворянства).

    Первый департамент руководил рекрутскими наборами и проводил ревизии крепостных душ, он контролировал деятельность по винным откупам и утверждал контракты военного ведомства, если они превышали 10 тыс.

    руб. Функции его представляли причудливое смешение административных принципов и далеко выходили за рамки основного предназначения Сената.

    Особое положение занимал Межевой департамент. Он соединял в себе функции высшей административной и судебной инстанции по делам межевания. Тем самым он одновременно и управлял важнейшей для сельскохозяйственной страны отраслью экономики, и являлся высшим судьей в возникавших спорах.

    Во главе Сената стоял генерал-прокурор. С учреждением в 1802 г.

    министерств должность эту стал занимать министр юстиции. Высшее судебное учреждение империи оказалось подчиненным одному из министерств. Всю первую четверть XIX в. и длительное время впоследствии такое положение оставалось неизменным. Совмещение должности генерал-прокурора и министра юстиции приводило к полному господству последнего в Сенате.

    В то время, как писал сенатор И. В. Лопухин, «укоренился несчастный обычай большинством голосов соглашаться с предложениями Министерства юстиции или какого-нибудь модного обер- прокурора, что все равно, как если бы они одни решали дела, а сенатские рассуждения и труды совсем становятся лишние»13 .

    Отрицательно сказывался на деятельности Сената крайне невысокий профессиональный уровень как самих сенаторов, так и членов подчиненного им аппарата. По меткому определению И.

    И. Дмитриева, занявшего в 1810 г. пост министра юстиции, обер-прокуроры и обер-секретари определялись в Сенат «с беспечностью». «Первые,— вспоминал он,— большею частию молодые люди из придворной или военной службы, благовоспитанные, но неопытные и поваженные к изощрению себя более в снискании выгодных связей и покровительства для получения знаков отличий.

    Последние поступали также отовсюду; испещрены были второстепенными орденами, но некоторые из них не умели порядочно составить даже и неважного определения»14.

    Главную причину жалкого состояния  Сената Дмитриев видел в самих  сенаторах, по его мнению явно не соответствовавших требованиям времени. Многие из них «для скорейшего получения ленты или аренды добровольно подчиняют себя министрам и к унижению достоинства своего звания заступают места почти экспедиторов». Для исправления «всех неблагонамеренных или безголосых, тупых сенаторов» Дмитриев предлагал дать министру юстиции право в конце каждого года представлять императору характеристики всех членов Сената и ходатайствовать о награждении трех наиболее отличившихся знаком отличия, арендой или столовыми деньгами.

    Сенаторы, обойденные несколько раз сряду, должны были, по его мысли, либо исправиться, либо немедленно выйти в отставку 15.

    Сенаторы, как вспоминал один из современников, не «вникали в дела, как бы следовало, поэтому все зависело от доклада, который читали и на словах объясняли обер-секретари согласно тому, как были задобрены той или другой из сторон; они-то и были судьи, хотя и не облеченные в это звание, а потому не несущие даже моральной ответственности за решения. Они, не краснея, торговались с заинтересованными; более дающему обещали несомненный выигрыш и в какой-нибудь десяток лет наживали громадные состояния» 16.

    Взятки были настоящим бичом  Сената, как и всей судебной системы  страны.

    Ни одно дело не могло быть решено в Сенате без предварительного «смазывания» чиновников всех уровней. Показательна в этом смысле переписка К. Ф. Рылеева, вынужденного в 1820-х годах по делам своей семьи вплотную столкнуться с сенатским механизмом. 25 ноября 1820 г. Рылеев писал жене из Петербурга: «Уведомляю, что просьба матушкина получена в Сенате, но, как полагают, возвращена будет с надписью, ибо таковых в общем собрании не рассматривают. Так говорил мне один секретарь сенатский; но я думаю, что это в переводе значит — дай\ <…> Обер-прокурор Маврин (будущий сенатор, член Верховного уголовного суда над декабристами,— С.

    М.) знаком нам весьма хорошо, но все без денег ничего нельзя будет сделать. Деньги — лучшие стряпчие, а потому и скажи матушке и Ивану Михайловичу, чтоб поспешили выслать к январю рублей тысячу.

    <…) Из прилагаемой записки из Сената от секретаря в ответ на мою выправку чрез Крестьяне Ивановича увидите, что уже пора подмазывать». О «холоде», который обдает его при мысли о возвращении в Петербург, где его ожидали «мучительные крючкотворства неугомонного и ненасытного рода приказных», писал Рылеев Булгарину в августе 1821 г17.

    Неэффективность судебной системы  порождала царящий по всей России неприкрытый чиновничий грабеж. Характерно, что в признании его одной  из глубочайших язв тогдашней  России сходились представители  самых различных общественных направлений.

    Достаточно напомнить исполненные глубокой горечи слова, брошенные декабристом А. А. Бестужевым членам Следственного комитета: «В казне, в судах, в комиссариатах, у губернаторов, у генерал-губернаторов — везде, где замешался интерес, кто мог, тот грабил, кто не смел, тот крал»

    И эхом на них звучат строки одного из самых консервативных документов эпохи — «Записки о древней и новой России» Н.

    М. Карамзина. «Везде грабят,— писал он,— и кто наказан? Ждут доносов, улики, посылают сенаторов для исследования, и ничего не выходит! Доносят плуты — честные терпят и молчат, ибо любят покой. Не так легко уличить искусного вора-судью, особенно с нашим законом, по коему взяткобратель и взяткодатель равно наказываются. Указывают пальцем на грабителей — и дают им чины, ленты в ожидании, чтобы кто<-нибудь> на них подал просьбу. А сии недостойные чиновники в надежде на своих, подобных им, защитников в Петербурге беззаконствуют, смело презирая стыд и доброе имя, какого они условно лишились.

    В два или три года наживают по нескольку сот тысяч и, пе имев прежде ничего, покупают деревни!» 18

    Из кого же состояла высшая судебная инстанция империи? В 1825 г. в Сенате заседали 102 сенатора. Сохранились формулярные списки 58 из них.

    Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *