Родина садово паркового искусства

Страница 1

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и так далее. Планировка садов Древнего Египта (наиболее хорошо изучено Садово-парковое искусство Новой династии) отличалась строгой регулярностью: центром композиции служило главное здание, а прямая аллея, соединявшая его со входом на участок, являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы. В государствах Древней Месопотамии существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (например, Гефестейон – в Афинах, 2ая половина 5 в до н. э.), а иногда и центры городской жизни (например, афинскую агору). Уже в 5 в до н. э. были распространены регулярные сады-герооны, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. С 4–3 вв до н. э. при жилых домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельная скульптура. Общественные регулярные парки были важным элементом многих древнеримских градостроительных структур. Древнеримские сады, обычно окруженные колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитектурных форм; большую роль в древнеримском Садово-парковом искусстве играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники; кроме скульптур и фонтанов, излюбленными малыми формами были лёгкие трельяжные изгороди, беседки и перголы, покрытые вьющимися растениями. Особенно типичными для древнеримского Садово-паркового искусства были садики перистилей (хорошо известные по раскопкам Помпей и Геркуланума), возникновение которых было тесно связано с растущей урбанизацией античного общества, обусловившей возросшую тягу к природной среде. [15, c. 148]

Исключительной изысканностью отличались средневековые сады арабских стран, Ирана, Средней Азии, обычно замкнутые со всех сторон высокими стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых значительное место отводилось прямоугольным или квадратным газонам и тонким цветовым контрастам различных по фактуре и цвету растений (например, тёмного кипариса и ярко цветущего миндаля). На завоёванном арабами Иберийском полуострове в 8–12 вв. сложился тип испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике; ведущими декоративными мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, а также стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников. Садово-парковое искусство мусульманских стран оказало значительное влияние на планировку и оформление садов средневековой Индии. В садах и парках средневековых стран Дальнего Востока господствовали принципы свободной (или пейзажной) композиции. Лежавшая в основе этих принципов идея вечного обновления природы в японских садах подчёркивалась не только прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, но и самим характером малых архитектурных форм, облик которых навевал ощущение неразрывной слитности их с естественной средой.

Сады европейского средневековья носили преимущественно утилитарный характер: в них выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья и ягодные кустарники, однако существовали и отдельные декоративные вкрапления в виде газонов с цветочными грядками. Новый подъём Садово-парковое искусство в европейских странах начинается в эпоху Возрождения. Итальянские архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио и др.) разработали приёмы разбивки регулярного сада, используя рельеф местности и как бы развивая композиционные соотношения, заложенные в архитектуре главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с подпорными стенками, монументальными лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Ренессансные приёмы садово-паркового искусства получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре итальянских вилл барокко. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции 17 в, воплотились в строго геометрической планировке регулярных ("французских") парков, созданных А. Ленотром (парк в Версале и др.). Такие сады и парки разбивались преимущественно на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец; перед ним располагались партеры, водоёмы и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала); чёткие пространственные акценты вносили многочисленные скульптуры, в совокупности представлявшие собой проникнутую единым замыслом образную систему. В основе ряда парков "французского" типа лежала так называемая трехлучевая система аллей, радиально расходившихся от дворца или замка и открывавших обширные видовые перспективы. Идеи А. Ленотра оказали основополагающее воздействие на развитие европейского садово-паркового искусства 17 – 1-й половины 18 вв.

Страницы: 123

История садово-паркового искусства

История садово-паркового искусства.

Древний мир (Египет, Ассирия и Вавилон, Ближний Восток). Сады и парки античной Греции и Рима. Сады и парки феодального периода (средневековая Европа, арабское садово-парковое 8 века).

Сады и парки Возрождения. Итальянское барокко. Голландское барокко. Садово-парковое искусство Китая, Японии. Французский классицизм 17 века. Пейзажный стиль 18-20века. Садово-парковое искусство России.– 4 часа( 2,3,5 )

Садово – парковое искусство древнего мира

Египет

За три тысячелетия существования Египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры, растениеводства формировалось и садовое искусство.

Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельных людей. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямоугольную сетку улиц.

Наиболее ранние, декоративные насаждения Египта, известные по письменным источникам, были созданы в храмовых комплексах Ментухотепов (2160 – 2000 г. До н.э.) и царицы Хатшепсут(1520 – 15 г. До н.э.) в Древнем Египте на берегу Нила. Растения высаживали на террасах храмов в грунт с плодородной землей, доставленной с берегов рек.

Центром композиции обычно бассейн прямоугольной формы. Все элементы сада – пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны были связаны в единый композиционный ансамбль. Вся планировка решалась геометрическими приемами. Деревья располагались линейно, двумя – тремя рядами вдоль границ сада, причем наиболее высокие деревья высаживались ближе к периферии более низкие внутри сада.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что свободное пространство между деревьями занимали овощи и цветы – ландыши, левкои, розы, ромашки, хризантемы, лилии.

Особым почетом пользовались цветы «священного лотоса» Идеологическая цель садово – храмового строительства – прославление неограниченной власти фараонов.

Садовое искусство Ассирии и Вавилона

На несколько столетий позднее развивалось садовое искусство Ассирии и Вавилона. Зона двуречья Тигра и Ефрада более богата растительностью, что позволило создать более пышные сады при дворцах, храмах и виллах знати. Эти сады ассирийских правителей с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипом современных ботанических садов.

Террасы ступенчатой пирамиды зиккурата( тип храма) озеленялись цветами и кустарниками. Влияние этой храмовой постройки, сказалось на создании искусственных насыпных видовых холмов в парках, верх которых принято украшать беседкой, также этот тип храмовой постройки привел древних вавиловян к созданию висячих садов Семирамиды – эту постройку древние греки называли одним из чудес света. Четырехэтажная постройка, представляла собой последовательно поднимающиеся неправильные четырехугольные террасы.

Длина самой большой 42 метра. Внутри галерей, образованных колоннами, были размещены гроты, украшенные цветным кафелем и фресками. Террасы соединялись монументальными лестницами из белого и розового мрамора. Плиты террас были залиты свинцом, выложены тростником, пропитанным смолой, и двойным рядом кирпичей, скрепленных известью. Кирпичи были покрыты толстым слоем земли. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев.

Несущие колонны террас были пустотелыми. В этих пустотах росли деревья, а все остальное пространство занимали цветы.

Ближний Восток

В истории садово – паркового искусства Ближнего Востока особый интерес представляет период персидского владычества(550г.

Садово-парковое искусство

До н.э.) В это время с большим размахом строились дворцы с садами и парками. Парки с разнообразным составом древесных и кустарниковых пород, с красочным нарядом цветов, с обилием животного мира, парки занимали обширные территории. Специально для охоты в них разводились олени, барсы, львы. Такие парки назывались парадизами. Сады при дворцах создавались в основном по принципу регулярной планировки так, называемый «чок – бак» — четыре квадрата.

Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками.

Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Очень широк ассортимент растений. Иран считается родиной роз, сирени, тюльпанов, лилий.

Итак, садово-парковое искусство Персии имело такие характерные особенности: строительство больших парков-«парадизов», разбитых на несколько отдельных участков; использование террас, каналов и бассейнов, богатого ассортимента растительности, в частности редких декоративных и фруктовых деревьев, цветов; включение в композицию роскошно отделанных павильонов и гротов.

Сады и парки античной Греции

Садово-парковое искусство Греции зародилось за тысячу лет до нашей эры.

Древняя Греция характеризовалась средиземноморским клима-том, сильно пересеченным рельефом без широких речных долин, низким плодородием почв, небогатой флорой и фауной. Большое внимание уделялось физическому воспитанию молодежи; появились общественные сады. Один из типов общественного сада — священные рощи героев, посаженные в честь выдающихся людей , которым поклонялись как богам. Места эти называли героонами. Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), про-водимые в день, посвященный памяти героев.

Крупнейшие состязания,однако,были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос. Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивались ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев.

В греческих парках устраивались бассейны и устанавливались скульптуры. Прямые дорожки и прямоугольные площадки парков были рассчитаны на занятия спортом. Садово- парковое искусство древнейшей эпохи(10-6века до н.э.) еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. В классическую эпоху(5-4века до н.э.) намечается отделение общественного парка, не связанного с религиозным культом, от священной рощи.

Этот процесс можно проследить в связи с историей развития знаменитого афинского парка у героона Академа в Элевзисе. Парк постепенно превратился в образцовую школу для молодежи. В 427-347годах до н.э. знаменитый философ Платон под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности.

Расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху эллинизма(3-1век до н.э.). В центре Александрии, четвертую часть которой занимали зеленыенасаждения,находился парк, называемый Папейон. Парк украшал холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки-перголы, обвитые вьющимися растениями.

Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественное-воспитательное значение, превратился в место для развлечений и отдыха.

Характерные особенности садово- паркового искусства Древней Греции: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных бассейнов, фонтанов, применение архитектурных форм и скульптуры, цветов в парках. Гармоничный переход от интерьера к экстерьеру зодчие создавали с помощью портиков и колоннад.

Садово-парковое искусство древнего Рима

Италия занимает гористый Аппенинский полуостров, отличающийся красивыми и разнообразными пейзажами, мягким и теплым климатом.

Плодородные земли Италии были заселены с древних времен, а горы покрыты вековыми лесами, предохраняющие реки от высыхания. Под влиянием Греции в Древнем Риме развился тип сада при жилом доме – перистиль. Это окруженный колоннадой внутренний дворик, оформленный в виде партера, а небольшими деревьями, кустарниками и цветами. В центре такого дворика обычно находился декоративный водоем с фонтанами (имплувий), украшенный скульптурой.

В виду перенаселения итальянских городов 2-3 веков до н.э., состоятельные люди строили загородные дома- виллы. Римские виллы были двух типов: виллы сельские (хозяйственные); виллы городские (увеселительные). Перед виллой разбивался богатый партер с цветником — квистос. Террасу окружали сквозной балюстрадой и украшали статуями. Сад, разбитый пор регулярной системе, подчеркивал основную композицию здания. В описаниях вилл этого периода впервые встречается термин « топиарное искусство», искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, которое в это время достигло высшего уровня развития.

В Риме в начале периода империи были также созданы обширные общественные сады, так как большую часть своего времени римляни проводили вне дома: в садах, на форумах, в термах, цирке или театре. Сады служили своеобразным фойе под открытым небом, местом отдыха во время перерывов или до начала представления.

Например, в термах римляне проводили большую часть времени за деловой и дружеской беседой изучали науки, занимались физическими упражнениями, «созерцанием природы» — занятиями, доставляющими удовольствие. Термы Каракалы занимали площадь 15 гектар в благоустроенном живописном парке.

Садовое строительство Древнего Рима развивалось по трем направлениям: сады атриумно-перистильныхжилыхдомов,загородные виллы и городские общественные сады.

Возникли специфические приемы садово- паркового искусства, обусловленные характерными особенностями рельефа, природы и климата Италии: применение мелиорации и гидротехнических сооружений, террасирование склонов, использование цветочного партера и скульптуры.

Садово-парковое искусство Дальнего Востока

Китай

Особенности развития садово-паркового искусства.

Особое место в истории ландшафтной архитектуры занимает садово-парковое искусство Дальнего Востока, длительное время существовавшее изолированно.

Китайская традиция паркостроения насчитывает более 3тысяч лет.

На развитие китайского садово-паркового искусства оказали сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие особое мировоззрение общества, национальные традиции и физико-гео-графические условия территории. Отделенный от внешнего мира пустынями с северо-запада, высокими хребтами с запада и Тихим океаном с востока, Китай на

протяжении почти двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией.

Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию. Буддизм, пришедший в 64г. н. э. в Китай из Индии, также оказал значительное влияние на общественную жизнь, архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое искусство.

Философские основы.

Главное в искусстве создания китайского сада — это умение в«меньшем увидеть наибольшее», причем не просто увидеть, но и сказать об этом.

В использовании ландшафтных компонентов, прежде всего, видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузится в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре.

В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, воды), но и архитектурных сооружений.

Типы садов.

Несмотря на то, что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово–паркового искусства – северной и южной.

Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы и гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников.

Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

Особенности планировки.

По канонам китайского ландшафтного проектирования разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид» Такой прием называется принципом заимствования пейзажа. Особый интерес представляет такая черта средневекового ландшафтного проектирования Китая, как своеобразная канонизация наиболее выразительных ландшафтов.

Что некоторым образом напоминает современную идею особо охраняемых природных территорий.

Использование ландшафтных компонентов.

Вода была обязательной принадлежностью китайских садов, представлена она в двух очень разных, но равнозначных качествах.

С одной стороны, она – зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны вода – примета вечного движения, текучести, постоянных перемен.

Водоемы не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от мира людей. Дорожка также вьется над самой водой, а через потоки перекинуты мостики «горбатые», «верблюжьи», «зигзагообразные». Вода омывает искусственно созданные острова и полуострова.

Камни – другой непременный элемент садовых пейзажей. Камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения.

В композиции китайского сада использовались искусственные горки из камней без применения растительности. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры.

Растительность и ее символика. Традиционный китайский сад выделяется богатой и разнообразной растительностью.

Нередко он включал в себя плантации плодовых деревьев и участки, засеянные лекарственными травами. На первое место китайцы ставили вечнозеленую сосну – символ неувядающего благородства. Популярен бамбук, почти в каждом китайском саду «деревья счастья» — слива, персик, ивы, магнолии. Обширную отрасль китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. « Царь цветов» — пион, было выведено более ста сортов, хризантемы, гортензии, нарциссы, выращивались повсеместно. Цветы высаживались и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках.

Китайский сад не знает лишь травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам. Назначение сада в Китае не исчерпывалось демонстрацией разнообразия форм и свойств растительности, более важное его призвание состояло в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, указывая на текучий, временный характер жизни.

Растительность выступала знаком определенного момента, ситуации, настроения.

Предыдущая123456789101112Следующая

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 3960;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

История садово-паркового искусства.

Древний мир (Египет, Ассирия и Вавилон, Ближний Восток). Сады и парки античной Греции и Рима. Сады и парки феодального периода (средневековая Европа, арабское садово-парковое 8 века). Сады и парки Возрождения. Итальянское барокко.

Голландское барокко. Садово-парковое искусство Китая, Японии. Французский классицизм 17 века. Пейзажный стиль 18-20века.

Садово-парковое искусство России.– 4 часа( 2,3,5 )

Садово – парковое искусство древнего мира

Египет

За три тысячелетия существования Египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры, растениеводства формировалось и садовое искусство.

Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельных людей. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямоугольную сетку улиц.

Наиболее ранние, декоративные насаждения Египта, известные по письменным источникам, были созданы в храмовых комплексах Ментухотепов (2160 – 2000 г. До н.э.) и царицы Хатшепсут(1520 – 15 г. До н.э.) в Древнем Египте на берегу Нила. Растения высаживали на террасах храмов в грунт с плодородной землей, доставленной с берегов рек.

Центром композиции обычно бассейн прямоугольной формы. Все элементы сада – пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны были связаны в единый композиционный ансамбль. Вся планировка решалась геометрическими приемами. Деревья располагались линейно, двумя – тремя рядами вдоль границ сада, причем наиболее высокие деревья высаживались ближе к периферии более низкие внутри сада.

Характерная особенность египетских садов состояла в том, что свободное пространство между деревьями занимали овощи и цветы – ландыши, левкои, розы, ромашки, хризантемы, лилии. Особым почетом пользовались цветы «священного лотоса» Идеологическая цель садово – храмового строительства – прославление неограниченной власти фараонов.

Садовое искусство Ассирии и Вавилона

На несколько столетий позднее развивалось садовое искусство Ассирии и Вавилона.

Зона двуречья Тигра и Ефрада более богата растительностью, что позволило создать более пышные сады при дворцах, храмах и виллах знати. Эти сады ассирийских правителей с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипом современных ботанических садов. Террасы ступенчатой пирамиды зиккурата( тип храма) озеленялись цветами и кустарниками. Влияние этой храмовой постройки, сказалось на создании искусственных насыпных видовых холмов в парках, верх которых принято украшать беседкой, также этот тип храмовой постройки привел древних вавиловян к созданию висячих садов Семирамиды – эту постройку древние греки называли одним из чудес света.

Четырехэтажная постройка, представляла собой последовательно поднимающиеся неправильные четырехугольные террасы. Длина самой большой 42 метра. Внутри галерей, образованных колоннами, были размещены гроты, украшенные цветным кафелем и фресками. Террасы соединялись монументальными лестницами из белого и розового мрамора. Плиты террас были залиты свинцом, выложены тростником, пропитанным смолой, и двойным рядом кирпичей, скрепленных известью.

Кирпичи были покрыты толстым слоем земли. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. Несущие колонны террас были пустотелыми. В этих пустотах росли деревья, а все остальное пространство занимали цветы.

Ближний Восток

В истории садово – паркового искусства Ближнего Востока особый интерес представляет период персидского владычества(550г.

До н.э.) В это время с большим размахом строились дворцы с садами и парками. Парки с разнообразным составом древесных и кустарниковых пород, с красочным нарядом цветов, с обилием животного мира, парки занимали обширные территории. Специально для охоты в них разводились олени, барсы, львы.

Такие парки назывались парадизами. Сады при дворцах создавались в основном по принципу регулярной планировки так, называемый «чок – бак» — четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками.

Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Очень широк ассортимент растений. Иран считается родиной роз, сирени, тюльпанов, лилий.

Итак, садово-парковое искусство Персии имело такие характерные особенности: строительство больших парков-«парадизов», разбитых на несколько отдельных участков; использование террас, каналов и бассейнов, богатого ассортимента растительности, в частности редких декоративных и фруктовых деревьев, цветов; включение в композицию роскошно отделанных павильонов и гротов.

Сады и парки античной Греции

Садово-парковое искусство Греции зародилось за тысячу лет до нашей эры.

Древняя Греция характеризовалась средиземноморским клима-том, сильно пересеченным рельефом без широких речных долин, низким плодородием почв, небогатой флорой и фауной. Большое внимание уделялось физическому воспитанию молодежи; появились общественные сады.

Один из типов общественного сада — священные рощи героев, посаженные в честь выдающихся людей , которым поклонялись как богам. Места эти называли героонами. Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), про-водимые в день, посвященный памяти героев. Крупнейшие состязания,однако,были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос.

Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивались ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. В греческих парках устраивались бассейны и устанавливались скульптуры. Прямые дорожки и прямоугольные площадки парков были рассчитаны на занятия спортом. Садово- парковое искусство древнейшей эпохи(10-6века до н.э.) еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение.

В классическую эпоху(5-4века до н.э.) намечается отделение общественного парка, не связанного с религиозным культом, от священной рощи. Этот процесс можно проследить в связи с историей развития знаменитого афинского парка у героона Академа в Элевзисе. Парк постепенно превратился в образцовую школу для молодежи. В 427-347годах до н.э. знаменитый философ Платон под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности.

Расцвет садово-паркового искусства приходится на эпоху эллинизма(3-1век до н.э.). В центре Александрии, четвертую часть которой занимали зеленыенасаждения,находился парк, называемый Папейон.

Основные стили садово-паркового искусства

Парк украшал холм, к вершине которого вели дорожки, обвивавшие его по спирали. Наиболее распространенным украшением сада были гроты и крытые дорожки-перголы, обвитые вьющимися растениями. Водоемы украшали фонтаны в виде статуй. Эллинистический сад, утративший свое общественное-воспитательное значение, превратился в место для развлечений и отдыха.

Характерные особенности садово- паркового искусства Древней Греции: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных бассейнов, фонтанов, применение архитектурных форм и скульптуры, цветов в парках.

Гармоничный переход от интерьера к экстерьеру зодчие создавали с помощью портиков и колоннад.

Садово-парковое искусство древнего Рима

Италия занимает гористый Аппенинский полуостров, отличающийся красивыми и разнообразными пейзажами, мягким и теплым климатом. Плодородные земли Италии были заселены с древних времен, а горы покрыты вековыми лесами, предохраняющие реки от высыхания. Под влиянием Греции в Древнем Риме развился тип сада при жилом доме – перистиль.

Это окруженный колоннадой внутренний дворик, оформленный в виде партера, а небольшими деревьями, кустарниками и цветами. В центре такого дворика обычно находился декоративный водоем с фонтанами (имплувий), украшенный скульптурой.

В виду перенаселения итальянских городов 2-3 веков до н.э., состоятельные люди строили загородные дома- виллы. Римские виллы были двух типов: виллы сельские (хозяйственные); виллы городские (увеселительные). Перед виллой разбивался богатый партер с цветником — квистос. Террасу окружали сквозной балюстрадой и украшали статуями.

Сад, разбитый пор регулярной системе, подчеркивал основную композицию здания. В описаниях вилл этого периода впервые встречается термин « топиарное искусство», искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, которое в это время достигло высшего уровня развития. В Риме в начале периода империи были также созданы обширные общественные сады, так как большую часть своего времени римляни проводили вне дома: в садах, на форумах, в термах, цирке или театре.

Сады служили своеобразным фойе под открытым небом, местом отдыха во время перерывов или до начала представления. Например, в термах римляне проводили большую часть времени за деловой и дружеской беседой изучали науки, занимались физическими упражнениями, «созерцанием природы» — занятиями, доставляющими удовольствие.

Термы Каракалы занимали площадь 15 гектар в благоустроенном живописном парке.

Садовое строительство Древнего Рима развивалось по трем направлениям: сады атриумно-перистильныхжилыхдомов,загородные виллы и городские общественные сады. Возникли специфические приемы садово- паркового искусства, обусловленные характерными особенностями рельефа, природы и климата Италии: применение мелиорации и гидротехнических сооружений, террасирование склонов, использование цветочного партера и скульптуры.

Садово-парковое искусство Дальнего Востока

Китай

Особенности развития садово-паркового искусства.

Особое место в истории ландшафтной архитектуры занимает садово-парковое искусство Дальнего Востока, длительное время существовавшее изолированно.

Китайская традиция паркостроения насчитывает более 3тысяч лет.

На развитие китайского садово-паркового искусства оказали сильное влияние философские течения Востока, сформировавшие особое мировоззрение общества, национальные традиции и физико-гео-графические условия территории. Отделенный от внешнего мира пустынями с северо-запада, высокими хребтами с запада и Тихим океаном с востока, Китай на

протяжении почти двух тысяч лет оставался замкнутой цивилизацией.

Длительная изоляция способствовала тому, что китайская культура обрела выраженные самобытные черты, а позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею и Японию. Буддизм, пришедший в 64г. н. э. в Китай из Индии, также оказал значительное влияние на общественную жизнь, архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое искусство.

Философские основы.

Главное в искусстве создания китайского сада — это умение в«меньшем увидеть наибольшее», причем не просто увидеть, но и сказать об этом.

В использовании ландшафтных компонентов, прежде всего, видели возможность выявления самобытности каждой вещи. Китайский сад предполагает и воспитывает обостренную чувствительность, способность погрузится в мир микровосприятий. Лучшее тому подтверждение – представление о саде как о мире в миниатюре. В китайской традиции огромное значение приобретает символика не только используемых ландшафтных компонентов (растительности, рельефа, воды), но и архитектурных сооружений.

Типы садов.

Несмотря на то, что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых), тем не менее, в целом китайские мастера придерживались двух основных школ садово–паркового искусства – северной и южной.

Главной особенностью южной школы является создание на небольших участках земли миниатюрных садов, внутри которых размешались архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы и гроты, редкие виды деревьев и красивоцветущих кустарников.

Для северного направления свойственно проектирование культурных ландшафтов на обширных территориях, с устройством огромных водоемов и достаточно крупных форм рельефа.

Особенности планировки.

По канонам китайского ландшафтного проектирования разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид» Такой прием называется принципом заимствования пейзажа.

Особый интерес представляет такая черта средневекового ландшафтного проектирования Китая, как своеобразная канонизация наиболее выразительных ландшафтов.

Что некоторым образом напоминает современную идею особо охраняемых природных территорий.

Использование ландшафтных компонентов.

Вода была обязательной принадлежностью китайских садов, представлена она в двух очень разных, но равнозначных качествах.

С одной стороны, она – зеркало мира, воплощение покоя. С другой стороны вода – примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Водоемы не имеют высоких берегов и облицовки, отделяющих водную гладь от мира людей. Дорожка также вьется над самой водой, а через потоки перекинуты мостики «горбатые», «верблюжьи», «зигзагообразные». Вода омывает искусственно созданные острова и полуострова.

Камни – другой непременный элемент садовых пейзажей.

Камень в китайском саду как бы уравновешивал природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения. В композиции китайского сада использовались искусственные горки из камней без применения растительности. Особая тонкость этого искусства состояла в соблюдении гармонии и меры.

Растительность и ее символика.

Традиционный китайский сад выделяется богатой и разнообразной растительностью. Нередко он включал в себя плантации плодовых деревьев и участки, засеянные лекарственными травами. На первое место китайцы ставили вечнозеленую сосну – символ неувядающего благородства.

Популярен бамбук, почти в каждом китайском саду «деревья счастья» — слива, персик, ивы, магнолии. Обширную отрасль китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов.

« Царь цветов» — пион, было выведено более ста сортов, хризантемы, гортензии, нарциссы, выращивались повсеместно. Цветы высаживались и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках. Китайский сад не знает лишь травяных газонов: формально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам.

Назначение сада в Китае не исчерпывалось демонстрацией разнообразия форм и свойств растительности, более важное его призвание состояло в том, чтобы вызвать у зрителя философское настроение, указывая на текучий, временный характер жизни. Растительность выступала знаком определенного момента, ситуации, настроения.

Предыдущая123456789101112Следующая

Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 3961;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Садово-парковое искусство России

Барочные традиции, прежде всего голландская, французская и итальянская, определили облик садов и парков петровской эпохи.

Петр лично знал и высоко ценил имперскую представительность резиденций Людовика XIV, Версаля и Марли, но желал соединить в своих загородных парках яркие черты, взятые из разных национальных культур. Новым для России было и использование загородных садов — официальный, сопровождавшийся специальными ритуалами осмотр, народные гуляния, массовые праздники и триумфы. Архитектура и символика главенствуют в парковом строительстве петровской эпохи, превращая сад в эстетическое либо политическое высказывание.

В Петергофе император повелевает "строить забавные дворцы каменною изрядною архитектурною работою".

Петр заказывает множество проектов садов, дворцов и павильонов, проводит колоссальные реплантации, доставляя деревья из-за границы (липы для Петергофа привозили из Амстердама, яблони из Швеции, ивы, барбарис и розы из Данцига и Ревеля) и из различных частей Российской империи. Перемещения растительности в петербургские резиденции своим размахом напоминают петровское переселение мастеров-строителей в новую столицу: так, из Московской губернии в Петергоф было доставлено 40000 вязов и кленов, из Ростова — 6000 грабов.

Петр добивался географической представительности растительного мира России в своих садах. Он распоряжался о присылке в Петергоф кедров из Сибири и велел доставить туда по одному экземпляру каждого вида деревьев, растущих в Гиляни, на каспийской границе империи.

Так создавался новый архитектурный и природный мир, приучавший русских посетителей к иноземной культуре жизни.

Свидетельства очевидцев показывают, что петровские сады были решены в обобщенно "европейской" манере с предпочтением уютного стиля голландских загородных домов.

Путешественник, видевший Летний сад в 1710 году, описывает деревянный дворец как "небольшой домик в саду, голландского фасада, пестро раскрашенный, с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами. Возле — небольшой птичник, в котором щебечут разного рода пташки… Сзади, в саду же, другой большой дом с фонтанным снарядом, приводимым в движение посредством большого колеса, и подле — небольшой зверинец… Наконец, следует круглая оранжерея с различными небольшими при ней строениями…

В середине сада большой выложенный плитою водоем и в центре его грот, из которого бьет фонтан.

Стилистика садов

В оранжерее выставлено несколько померанцевых, лимонных и лавровых деревьев, и также гвоздичных кустов".

Стиль петровских садов постепенно менялся, обогащаясь каменными постройками выдающихся архитекторов (такими, как Летний дворец Д.

Трезини и А. Шлютера), приобретая большее разнообразие, гармонию и масштаб. Ф.В. Бергхольц в 1721 году описывает Летний сад уже как обширное пространство, раскрывающееся на "большой красивый луг" и украшенное длинными галереями. От центральной площадки брали начало четыре аллеи, на ней же стояла "прекрасная статуя с покрытым лицом, у подножия которой течет или, лучше сказать, бьет вода со всех концов".

С другой стороны площадки "устроена в куще деревьев небольшая беседка, окруженная со всех сторон водою, где обыкновенно проводит время царь, когда желает быть один". Птичники, оранжерея, грот, рощица дополняли образ сада.

Чрезвычайно важным новшеством петровской эпохи было создание парковых программ — системы символов, аллегорий и аллюзий, придающих прогулке дополнительный смысл. Наполовину осуществленный проект парка в Стрельне (начат по проекту Ж.-Б. Леблона) включал в себя сеть каналов: по ним можно было подплыть к высоко стоящему дворцу, под террасой которого устроены гроты, а наверху предполагался фонтанный каскад.

Регулярная система версальского типа соединилась здесь с поэзией моря и образом стоящего над волнами замка.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *