Религиозные центры христианства


2.1. Религиозный туризм в христианстве

Как нам известно, в Украине преобладает христианство.

Христианство — самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая около 2 млрд. человек (почти каждый третий житель Земли является христианином). Христианство включает в себя два основных направления: ортодоксальная церковь (восточная церковь) и католическая церковь (западная церковь). Многие ученые выделяют в качестве направлений христианства еще и протестантизм, монофизитство и несторианство, а также многочисленные религиозные течения, движения и деноминации. В действительности протестантизм является лишь направлением западной церкви, т. е. выделился из католицизма. Монофизитство и несторианство представляют собой ереси, осужденные как восточной, так и западной церковью. Специфику христианских паломников во многом определяют особенности религиозного сознания верующих.

В качестве основных мотивов паломничества следует выделить следующие:

— желание помолиться и прикоснуться к чудотворной иконе, нетленным мощам;

— исповедаться в культовом центре или религиозном центре, либо у известного религиозного деятеля;

— выполнить богоугодные работы;

— сделать пожертвование;

— обрести благодать;

— излечиться от болезни;

— выполнить обет.

Особенности паломничества в христианстве могут различаться в разных направлениях, сектах и деноминациях. Характер этих поездок, их интенсивность зависят также от особенностей экономического и политического положения в той или иной стране, уровня материального благосостояния граждан, их социального и профессионального положения. Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет географическое положение и климат в местах поездок.

Христианство является второй по времени возникновения после буддизма мировой религией с богатым культурным и духовным наследием. Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни и памятники, культурные ценности представлены в музеях большинства крупных городов.

Христианство неразрывно связано с жизнью и деятельностью Иисуса Христа. В возрасте 30 лет Иисус Христос принял крещение у Иоанна Крестителя в реке Иордан. В течение трех лет он проповедовал в Палестине, его учение изложено в Нагорной проповеди. В Иерусалиме Иисус Христос был предан одним из своих апостолов Иудой, распят, а через три дня воскрес.

В основе христианства лежат два основных принципа: идея греховности и идея прощения. В культах отправления христианства важное место принадлежит почитанию креста. С III в. н. э. христианство стало постепенно разделяться на западное и восточное. Восточное христианство оформилось в Византии. В 1054 г. произошел окончательный раскол (Великая схизма) церквей.

Священным писанием христианства является Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. В Новый Завет вошли 27 книг: четыре Евангелия, Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, 14 посланий апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова.

Подавляющее большинство христиан признает два важнейших догмата: о Святой Троице и о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой.

В христианстве сложилось семь таинств:

1) крещение;

2) миропомазание;

3) причащение (евхаристия);

4) исповедь;

5) брак;

6) елеосвящение;

7) священство.

Во время совершения таинств верующие мистически приобщаются к Божественной благодати. Все семь таинств признают православные и католики, хотя в совершении таинств между ними имеются отличия. В протестантизме таинства считаются просто обрядами. Причем большинство протестантских организаций сохранили только крещение и причащение. А такие христианские конфессии, как квакеры, отвергают не только таинства, но и все другие христианские обряды.

Богослужебная практика у христиан различных направлений очень разнородна. От торжественной литургии в православии и мессы в католицизме до простой богослужебной практики в протестантизме.

В церковной организации разных христианских конфессий также существуют значительные различия — от жесткой централизации (Римско католическая церковь, протестантская деноминация и адвентисты седьмого дня) до фактически полной независимости каждой церковной общины (конгрегациональные церкви, церкви Христа и т. д.).

В IX в. христианство приняли болгары и сербы. В 988 г. произошло крещение Руси князем Владимиром. С этого времени христианство стало укрепляться на Руси. В середине XVI в. в Москве состоялся Стоглавый собор (его постановления включали 100 глав). В 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество.

В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу, основными элементами которой были:

1) установление единого культа богослужения, при этом за образец брался греческий богослужебный чин, а богослужебные книги исправлялись по греческим образцам;

2) обычай одновременно читать и петь разное был заменен единоголосием;

3) вводилось крестное знамение тремя перстами вместо двух, поясные поклоны;

4) крестные ходы по солнцу были заменены ходами навстречу солнцу.

Против никоновской реформы выступила часть духовенства во главе с протопопом Аввакумом и их сторонники среди прихожан. На соборе в 1666- 1667 гг. противники Никона были преданы анафеме. Так появилось течение старообрядцев. Старообрядцев государство преследовало вплоть до конца XIX в. Догматических расхождений почти нет, отличия старообрядцев касаются в основном обрядовой части:

1) признают двуперстное крестное знамение;

2) только земные поклоны;

3) восьмиконечный крест;

4) «Исус» без второй буквы «и»;

5) во время причастия семь просфор, а не пять.

При Петре I управление церковью перешло в руки государства, патриаршество было ликвидировано, делами православной церкви ведал Святейший синод, который возглавлял обер прокурор, назначаемый царем. Патриаршество было восстановлено только в 1917 г. В 1918 г. был принят Декрет об отделении церкви от государства. Большевики начали бороться с религией, которая была названа «опиумом для народа». Стали разрушать и закрывать монастыри и храмы. В 1930 е гг. русское духовенство подверглось сталинскому террору. К 1941 г. в России осталось всего около 100 действующих православных церквей. В начале 1990-х гг. в России началось новое обращение людей к религии. По закону «О свободе вероисповеданий» Русская православная церковь получила статус юридического лица. К тысячелетию Крещения Руси к лику святых были причислены Андрей Рублев, Максим Грек, Дмитрий Донской, старец Амвросий Оптинский.

Низшая церковно-административная единица — церковный приход, церковь с причтом (священнослужителями и церковнослужителями) и содержащая их церковная община (прихожане). Церковные приходы объединены в округа (благочиния), которые в свою очередь входят в епархии.

Сейчас в Русской православной церкви (РПЦ) 14 тыс. приходов (50 % в России), 94 епархии (48 в России), 310 монастырей. РПЦ возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Патриарх избирается поместным собором пожизненно. При патриархе действует Священный синод. РПЦ имеет свою иерархию священнослужителей. Высшие священнослужители — епископы, архиепископы и митрополиты. Основой православной церкви является монашество.

В РПЦ существует четыре степени монашества, как для мужчин, так и для женщин:

1) послушание (кандидат в монахи, послушник, живет и трудится в монастыре под руководством своего духовного наставника);

2) рясофорное пострижение (человек принят в монашескую общину);

3) малая схима;

4) великая схима.

Монастыри подчиняются архиерею епархии, в которой они находятся. Имеются ставропигиальные монастыри (подчиняются исключительно Московской патриархии), четыре лавры (Троице Сергиева, Александро-Невская, Киево-Печерская и Почаевская Успенская лавры), скиты — небольшие подворья крупного монастыря, где селятся монахи, принявшие великую схиму. Православная церковь отмечает Пасху и двенадцать двунадесятых праздников, девять из которых имеют постоянные даты, а три — переходящие.

В православии в отличие от католицизма нет единой церковной организации. Крупные православные церкви полностью самостоятельны (автокефальны). В настоящее время в мире насчитывается 15 автокефальных церквей. Общее число православных 182 млн. человек. Из них: на Украине 30 млн., в Румынии 20 млн., в Греции 9,5 млн., в Сербии и Черногории 7 млн., в Болгарии 6 млн., в Белоруссии 5 млн., в Молдове 3 млн., в Великобритании 400 тыс., во Франции 260 тыс., в США 7 млн., в Швейцарии 70 тыс., в Италии 36 тыс. Старообрядцев в мире насчитывается свыше 3 млн. человек.

Центрами православного христианства являются Иерусалим, Вифлеем, Назарет и Вифания. Вифлеем расположен в нескольких километрах южнее Иерусалима, Вифания — восточнее. Назарет находится в 100 км к северу от Иерусалима, недалеко от знаменитого Галилейского моря. Паломники, прибывающие в Святую землю, вначале направляются в Вифлеем, где посещают храм Рождества Христова. В стене храма устроена ниша, выложенная мрамором, в которой находятся ясли, где по преданию лежал младенец Иисус. В Вифании для посещения туристов открыты фундамент дома и надгробная плита могилы Лазаря, воскрешенного Иисусом. Духовная значимость паломничества в Назарет заключается в посещении того места, где Иисус рос и позже обрел учеников среди рыбаков.

Безусловно, центром привлечения паломников является Иерусалим. В Иерусалиме расположен ряд объектов культа, имеющих огромное значение. Прежде всего, это Гефсиманский сад, который явился свидетелем душевных мук Иисуса Христа. В Гефсиманском саду растут восемь старых оливковых деревьев, посаженных еще во времена Иисуса. Здесь же расположена базилика Страстей Господних, внутри которой — скала Страстей Господних. Обычно паломники простираются ниц перед этой скалой, молятся и вспоминают страсти Господа перед тем, как его схватили римские стражники.

Все паломники, прибывающие в Иерусалим, проходят по Пути Скорби 14 остановок, связанных с последними часами жизни Иисуса:

— Иисус приговорен к смерти;

— Иисус берет свой крест;

— Спаситель падает в первый раз;

— Иисус встречает свою Мать;

— Симон Киринейский помогает Иисусу нести крест;

— Вероника утирает платком лик Христа;

— Иисус падает во второй раз;

— Спаситель проповедует женщинам Иерусалима;

— Иисус падает в третий раз;

— с Христа снимают одежды;

— пригвождение к кресту;

— Иисус Христос умирает на кресте;

— тело Спасителя снимают с креста;

— тело Иисуса Христа кладут во гроб.

На каждой из 14 остановок паломники останавливаются для молитв и размышлений. В конце Крестного пути находится Храм Гроба Господня. Это уникальное сооружение стоит там, где имели место события, связанные с распятием, погребением и воскресением Иисуса Христа. Храм Гроба Господня посещают паломники христиане всех направлений — католики, православные, монофизиты, ариане, несториане, протестанты, копты.

Христианский паломнический туризм имеет особое значение в жизни общества:

1) духовно просветительская роль (во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России; знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев);

2) Общеобразовательная роль (монастыри являлись и являются культурными историческими центрами, на территории многих расположены музеи, отражающие жизнь и обычаи различных исторических эпох);

3) миссионерская роль (поездки по святым местам способствуют воцерквлению многих ранее нерелигиозных людей);

4) благотворительная роль (во время паломнических туров паломниками осуществляется благотворительная материальная помощь и денежные пожертвования).

Специализированные туристские фирмы предлагают различные паломнические туры. Особой популярностью и спросом пользуются туры в Израиль.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Религиозные памятники мирового значения в туризме

    Курсовая работа >> География

    … католицизма православие не имеет единого религиозногоцентра. Каждая более или менее крупное … был окончательно расторгнут с провозглашением независимости Украины. Глава 4. Религиозные памятники в Азии Монастырь Четупон …

  2. Религиозный туризм (3)

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    … экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозныхцентров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть … и святыни, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма); дальнего зарубежья (святыни Болгарии …

  3. Религиозный туризм как фактор смягчения социальной напряженности

    Реферат >> Физкультура и спорт

    … святые места, религиозныецентры, исторические религиозные памятники. Роль … к святым местам и религиознымцентрам, находящимся за пределами … Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центрырелигиозной

  4. Религиозный культ содержание и функции

    Реферат >> Религия и мифология

    … империи было четыре самостоятельных равнозначных религиозныхцентра, а в процессе исторического развития сложилось 16 … 97,1% всей религиозной сети Украины. 44 Сакрализация – процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания …

  5. Религиозный туризм (5)

    Реферат >> Физкультура и спорт

    … паломничества: православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия; Зарубежная Европа с доминированием … экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозныхцентров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть …

Хочу больше похожих работ…

Мировые центры паломничества

Специализированный туризм

Лекция 5. Распространение религиозного туризма

План

1. История паломничества.

2. Мировые центры паломничества:

а) Иерусалим — крупнейший религиозный центр мира‚

б) Мировые центры христианского паломничества‚

в) мировые центры мусульманского паломничества‚

г) мировые центры буддийского паломничества.

Распространение экскурсионного и научного туризма религиозной тематики.

История паломничества.

Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу.

Многочисленные странники приходили сюда, чтобы узнать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

В эпоху Средневековья миграция по религиозным мотивам, продолжая развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан.

Паломническое движение заметно расширяется в XV и особенно в XVI в.

Вместе с ростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих из тех, кто отправлялся на Святую землю, паломничество служило лишь прикрытием для реализации своих интересов, подчас очень далеких от вероисповедания.

Среди пилигримов были дворяне, искавшие посвящения в рыцари в Иерусалиме у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, стремящиеся овладеть оккультными знаниями, творческие личности, например Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, которые по поручению короля Франции Франциска II собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки, наконец, купцы, путешествующие с торговыми целями.

В XIX в.

«священные путешествия» принимают организованные формы. Начиная с 1861г. ежегодно во Франции снаряжался паломнический караван в знак покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. Число его участников достигало 300—400 человек. С конца 1870-х годов францисканцы стали отправлять такие же караваны из Вены и Мюнхена.

Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий.

Каждый год свыше 200 млн человек в мире совершают паломничество. Из них 150 млн христиан, 20—30 млн индуистов, 40 млн буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их жизнь смыслом.

Для географического изучения широкой и весьма пестрой картины паломничества используется районирование.

В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:

• христианская Европа,

• Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными другими религиями,.

• Латинская Америка с преобладанием христианства и местными традиционными религиями,

• Северная Африка с преобладанием ислама,

• Западная и Восточная Африка, где господствует ислам и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий,

• Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,

• Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама,

• Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма,

• Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства,

• Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма), Средняя Азия с господством ислама.

Каждый макрорегион известен прежде всего мировыми центрами паломничества.

Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристского центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.

Мировые центры паломничества

а) Иерусалим — крупнейший религиозный центр мира.

Особое место среди мировых культовых центров занимает Иерусалим — святое место для приверженцев трех религий — иудаизма, христианства и ислама.

Евреи, исповедывающие иудаизм — наиболее раннюю монотеистическую религию, из которой во многом проистекает христианство, — едут в Священный город, чтобы побывать у Стены плача. Здесь, на небольшой площади перед Стеной, они скорбят о некогда разрушенном арабами храме. Одетые во все черное ортодоксы раскачиваются в соответствии с внутренним ритмом своих обращений к Богу Яхве.

Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа.

Самым важным пунктом их паломнической программы является храм Воскресения — главная святыня христианского мира. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям — Голгофе, камню Помазания, Живоносному Гробу Господня — и помолиться. Склеп, символизирующий место захоронения Сына Божия, плотно окружен молельнями разных христианских конфессий.

Римские католики возносят славу Богу Рядом со склоненными в скорбном молчании армянскими священнослужителями. Тут же шепчут слова молитвы сирийские ор-тодоксы. В приделе, наполненном душным ладанным дымом и характерными африканскими ритмами хорового пения, отправляют свои обряды эфиопы. В другом хоре, что расположен по соседству, молятся греки. Никто никому не мешает, каждый сконцентрирован на своем.

Наиболее сильное впечатление остается у паломников, посетивших Иерусалим в канун Пасхи, когда в Святую Субботу в храме Воскресения совершается «схождение Благодатного Огня».

Для верующих это событие имеет особый смысл и означает, что Господь дарует человечеству еще один год жизни. В часовню, возведенную непосредственно над Гробом Господня, входит иерусалимский патриарх.

Двери опечатываются.

Религиозные центры христианства

Около них несут караул стражники. Многочисленные христиане-паломники, прибывшие со всего мира, с затаенным волнением ждут выхода патриарха. Наконец, он появляется с горящими свечами, от которых собравшиеся с восторженными криками, со слезами радости на глазах зажигают свои свечи.

Мусульмане имеют в Иерусалиме свои знамения. Местом их притяжения является мечеть Омара — самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений.

Ее купол символизирует священную скалу, с которой, согласно религиозным представлениям, пророк Мухаммед вознесся на небеса. Зычный крик муэдзина, многократно усиленный динамиками, пять раз в день разносится над холмами древнего города, призывая верующих к молитве.

б) Мировые центры христианского паломничества.

В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией.

В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.

Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа.

Наиболее известное из них — терновый венец — находится в Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XIII в.

Венец покоится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Они прово­дятся по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II начиная с 1985г.

Ежегодно на этот крупнейший форум католической молодежи съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.

По преданию, тело Иисуса после смерти было обернуто в кусок льняной ткани, пропитанной мирром и елеем, и помещено в пешеру в скале.

Саван бережно сохранили и стали ему поклоняться как священной реликвии. Однако на протяжении последующих веков было создано немало его подделок. К середине XIX в.

осталось 42 плащаницы, претендующих на подлинность. Самая известная среди них — саван, подаренный Людовику Савойскому в XV в. При пристальном рассмотрении на ткани видны очертания мужчины с терновым венцом на голове и многочисленными ранами и ссадинами на теле. Плащаница хранится в серебряном бронированном ларце в кафедральном соборе Турина(Италия). Один раз в четверть века она выставляется на всеобщее обозрение.

В такие годы Турин посещают до 3 млн паломников. В 1978г. люди выстаивали в очереди по 16 часов, чтобы взглянуть на реликвию.

Другая святыня — капли крови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находится в бельгийском городе Брюгге.

Некогда иерусалимский патриарх передал их в дар крестоносцу графу Тье-ри Эльзасскому. По возвращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранить реликвию.

Сегодня каждую пятницу священную кровь в хрустальном сосуде можно увидеть, а во время праздника Дней крови — поцеловать святыню. Раз в год в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы.

Торжественная процессия проходит по улицам Брюгге. В ней принимают участие тысячи паломников. Крест с надписью «Иисус из Назарета Царь Иудейский», на котором распяли Иисуса Христа, нашла в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронзившее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известным центрам паломничества.

Отдельные части «истинного креста» остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попали в Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.Многие центры христианского паломничества связаны с именем Девы Марии. Ее культ особенно развит у католиков.

Две трети из 6 тыс. святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются в места явления образа Марии.

Одно из таких чудес произошло в XIX в. в небольшом малопримечательном селе Лурд,что расположено на юге Франции. Образ Пресвятой Девы явился местной девушке. С тех пор интерес к этому месту не ослабевает. Миллионы паломников стекаются сюда в ожидании новых явлений. Они посещают Грот-де-Массабьель, где предстало видение, и комплекс наземных и подземных церквей вокруг него. Сегодня Лурд — второй после Рима культовый центр по числу христиан-пилигримов (4,6 млн человек в год).

Подобные святые места существуют в Испании, Португалии, Мексике.

С давних времен люди стремились изобразить то, во что надлежало верить. Они создавали статуи, иконы, которые становились предметом поклонения многочисленных паломников. Некоторые из них неожиданно начинают плакать или улыбаться, иногда их головы украшают венки из неувядающих цветов.

Эти феномены изучаются учеными, но они пока не могут дать им научное объяснение. Верующие же усматривают в том проявление божественного начала.

С точки зрения географии паломничества специальный интерес представляют чудотворные «черные» иконы и скульптуры Мадонны (Черная Мадонна), притягивающие широкие потоки пилигримов.

На некоторых иконах лицо и руки Мадонны со временем потемнели от копоти свечей или химической реакции вкраске. Какие-то статуи Девы Марии изначально были выполнены из темных пород дерева.

Наиболее известные черные изображения Мадонны находятся в Австрии, Швейцарии, Германии. В Польше паломники устремляются в Ясна-Гуру, чтобы поклониться национальной святыне — иконе Ченстоховской Черной Мадонны. Поляки считают ее своей заступницей и приписывают ей чудеса и благодеяния.

В отдельные праздничные дни Ясна-Гуру посещают до 300 тыс. человек.

Кроме культа Иисуса Христа и Богоматери, в христианстве почитаются многие святые. Места, связанные с их именами, так же являются центрами паломничества. Например, Неапольизвестен у пилигримов прежде всего благодаря Святому Януарию, покровителю города. В великолепно оформленной капелле собора Сан-Дженнаро хранятся череп святого и сосуды с его запекшейся кровью, обладающей загадочным свойством периодически плавиться.

Впервые этот феномен был отмечен в IV в. и с тех пор повторяется несколько раз в году.

Крупнейшим центром христианского паломничества, где можно поклониться сразу многим святыням, является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн христиан-богомольцев. В Вечном городе находятся всемирно известные соборы. Один из них — Сан-Джованни-ин-Латерано был основан в IV в., неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. Его величают «матерью и главой всех церквей Рима и земли».

В нем собраны священные реликвии: головы святых Петра и Павла, иудейский Ковчег Завета, святой жезл Аарона, накидка Марии, часть стола, за которым проходила Тайная Вечеря, перекладина «истинного креста». До наших дней сохранилась святая лестница. Она была привезена из иерусалимского дворца Пилата.

По преданию, по ней вывели Иисуса Христа на казнь. Подняться по 28 мраморным ступеням можно, лишь преклонив колена. В настоящее время Сан-Джованни-ин-Латерано является кафедральным собором Рима.

В пределах Рима находится государство-город Ватиканцентр католической церкви, резиденция ее главы — Папы Римского.

В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности собор Святого Петра, поражающий своим величием и великолепием. Миллионы паломников стекаются сюда со всего мира.

По обычаю они прикладываются губами к стопе знаменитой скульптуры Предводителя Апостолов, уже стершейся от поцелуев нескольких поколений богомольцев. Особенно многолюдно в Ватикане в праздник католической Пасхи, когда Папа благословляет толпу собравшихся на площади Святого Петра.

Благословенное слово Верховного Отца всех католиков с особой силой проникает в души и сердца верующих.

Вышеназванные христианские святыни не исчерпывают полного их перечня. Такого количества и разнообразия предметов и мест культового поклонения, как в христианстве, нет ни в одной другой религии мира.

ТЕМА 10. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий.

Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество, из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман, синтоистов и др.

В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:

§ христианская Европа,

§ Северная Америка с доминирующим положением христианства и многочисленными религиями,

§ Латинская Америка с преобладанием христианства и традиционными местными религиями,

§ Северная Африка с преобладанием ислама,

§ Западная и Восточная Африка, где господствует ислам, и существуют отдельные центры христианства и традиционных религий,

§ Западная Азия с доминантой ислама и анклавами христианства и иудаизма,

§ Южная Азия, где получили распространение индуизм и буддизм, а также имеются центры христианства, джайнизма, сикхизма и ислама,

§ Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама, христианства и анклавами индуизма,

§ Восточная Азия с господствующими буддизмом, конфуцианством, синтоизмом и участками ислама и христианства,

§ Центральная Азия с доминантой буддизма (в основном ламаизма),

§ Средняя Азия с господством ислама.

Каждый макрорегион известен, прежде всего, мировыми центрами паломничества.

Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристских центров.

Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.

Центры христианского паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией.

В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др.

Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.

Многие центры христианского паломничества связаны с именем Девы Марии. Её культ особенно развит у католиков. Две трети из 6 тыс. святынь в Европе посвящены Богоматери. Широкие потоки пилигримов направляются в места явления образа Марии. Одно из таких чудес произошло в XIX в.

в небольшом малопримечательном селе Лурд, что расположено на юге Франции. Сегодня Лурд — второй после Рима культовый центр по числу христиан-пилигримов (4,6 млн. человек в год).

Подобные святые места существуют в Испании, Португалии, Мексике.

Крупнейшим центром христианского паломничества, где можно поклониться сразу многим святыням, является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн. христиан-богомольцев. В Вечном городе находятся всемирно известные соборы. В пределах Рима находится государство-город Ватикан — центр католической церкви, резиденция Папы Римского.

В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища культуры, в частности собор Святого Петра, поражающий своим величием и великолепием.

Миллионы паломников стекаются сюда со всего мира. Вышеназванные христианские святыни не исчерпывают полного их перечня. Такого количества и разнообразия предметов и мест культового поклонения, как в христианстве, нет ни в одной другой религии мира.

Центры паломничества мусульман. Мусульмане имеют свои центры религиозного притяжения.

Главным среди них считается г. Мекка в Саудовской Аравии. Путешествие в Мекку является одной из основных обязанностей мусульман.

Другая их святыня находится в г. Медина, также расположенном в Саудовской Аравии. Святыни Мекки и Медины имеют общеисламское значение.

Центры буддистского паломничества. Буддизм — одна из трёх мировых религий, наряду с христианством и исламом. Он возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. и затем распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. Буддийское вероучение зиждется на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, мудрости и высших моральных ценностей.

Ортодоксальные буддисты не совершают паломничества в том смысле, какой вкладывают в него христиане или мусульмане, однако они имеют свои святыни и предпринимают к ним индивидуальные путешествия в поисках духовного совершенства.

Вплоть до присоединения Тибета к Китаю в 1951 г. тысячи паломников отправлялись в долгий и опасный путь в священный г. Лхаса, что расположен в Гималаях на высоте 3650 м. Здесь находятся монастырь и дворец Далай-ламы — духовного главы буддистов. Другая святыня буддистского мира расположена в г. Канди (Шри-Ланка).

Центрами притяжения буддистских паломников являются многочисленные статуи Будды. Они достигают гигантских размеров и производят сильное впечатление. В японском г.

Нара, недалеко от Осаки, в монастыре Тодайдзи, находится известная достопримечательность Японии — бронзовая статуя Великого Будды.

География экскурсионного туризма религиозной тематики. Близкие паломничеству потоки формируются экскурсионным туризмом религиозной тематики. Такие поездки обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, рассчитаны на детей и взрослых, организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам.

Если для богомольца важен духовный момент, то турист отправляется в путешествие по святым местам с культурно-познавательными целями. В некоторых турах одновременно могут участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают культовые святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщаться к духовным традициям.

Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в неё не попали люди, которым абсолютно чужды вера и уважение к церкви. Её сопровождает хорошо знающий тему экскурсовод, желательно человек верующий, и представитель церкви. С помощью последнего собравшиеся получают представление о духовных ценностях.

Помимо Израиля с его раннехристианскими и мусульманскими памятниками, туристы такого рода проявляют интерес к Иордании.

В истории христианства эта земля упоминается в Ветхом и Новом Заветах. Здесь протекает река Иордан, в водах которой крестился Христос. Широкие туристские потоки с ознакомительными целями направляются в Грецию — наследницу великой Византии, колыбель православия, с её горными монастырями, монашеской республикой Афон, и Ватикан — центр католической церкви.

религиозные центры и организации

Религиозные достопримечательности привлекают туристов во Францию. 57% памятников, составляющих её национальное достояние и находящиеся под охраной государства (включая придорожные кресты и надгробия), представляют религиозные объекты, действующие культовые или памятные.

В странах бывшего социалистического лагеря религиозное направление в туризме стало развиваться сравнительно недавно в результате переосмысления роли религии в жизни общества.

Долгими десятилетиями государство искореняло религию, чтобы заменить её коммунистической идеологией. В таких условиях религия была обречена на выживание и не могла оказывать сколько-нибудь заметное влияние на туризм. Святыни, в лучшем случае, рассматривались как экзотически привлекательные места для иностранных туристов. Сегодня картина постепенно меняется. У населения растёт потребность в духовных ценностях, усиливается интерес к памятникам религиозной культуры, жизни церкви, в частности монастырей, ставших важными центрами духовного возрождения.

Религия, всё глубже проникая в общественные отношения, открывает новые горизонты для туристских обменов.

География научного туризма с религиоведческими целями.Свои потоки формирует научный туризм с религиоведческими целями. Туристы устремляются к центрам не только монотеистических существующих религий, но и в страны с богатым политеистическим прошлым.

Это, — прежде всего Египет, а также Италия и Греция. Особый научный религиоведческий интерес представляет Восток — Индия, Китай, Япония. Поездки специалистов немногочисленны, но они расширяют географию религиозного туризма и делают его потоки более полнокровными.

Вопросы:

Какие факторы оказывают влияние на географию паломничества.

2. Дать характеристику особенностей научного туризма с религиоведческими целями.

10. Назовите наиболее популярные туристские направления географии экскурсионного туризма религиозной тематики.

11. Показать на географической карте главные центры паломничества в мире. Назвать наиболее почитаемые святыни трех мировых религий.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Дата добавления: 2015-08-08; просмотров: 329;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Мировые центры паломничества и религиозного туризма

Крупнейшим религиозным центром мира по праву считается Иерусалим. Его особое место среди других центров паломничества обусловлено тем, что Иерусалим почитается святыми среди представителей сразу трех религий – иудаизма, христианства и ислама. Для евреев, исповедующих иудаизм, нет определенных мест в Иерусалиме, к которым они совершают паломничество: священным считается весь город.

Однако любой верующий обязательно помолится у Стены Плача, Йад-ва-Шем – Зал памяти о 6 млн убитых нацистами в годы Холокоста. Христианскиепаломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня и его реликвии: Голгофа, Камень Миропомазания(плита известняка, на которой тело Иисуса после снятия с креста было подготовлено погребению), Гробница Господня( место, где была пещера, в которой оставили тело Христа, разрушена в 1009г.).

Паломники посещают также Вифлеем, Назарет.Местом паломничества мусульманявляется мечеть Омара ( Купол скалы) в Иерусалиме – самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. В христианском мире существует множество святых мест в различных районах земли, но наиболее почитаемые из них находятся в Европе (всего около 6000 посещаемых мест).

В храмах европейских городов хранятся многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов земной жизни Иисуса Христа. В Соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится терновый венец с головы Христа, в Венекопье, которое вонзили в бок Христа после его смерти на кресте.

Остатки святого креста хранятся в Риме. В Турине (Италия) находится знаменита Плащаница – кусок льняной ткани, в которую Иисус был обернут после смерти. Собор в Сантьяго-де-Компостела – один из трех крупнейших центров паломничества в Средние века, равный по значению Иерусалиму и Риму.

Пилигримы стекались сюда поклониться святым мощам апостала Иакова.Многочисленные центры христианскогопаломничества связаны с культом Девы Марии. Ее культ особенно развит у католиков. Отсюда обилие Соборов Девы Марии (соборы Нотр-Дам).

Две трети святых мест в Европе посвящены ей. Один из них – Лоретто (провинция в Анкона в Центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева.

Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).

Назовите главные религиозные центры страны и крупнейшие монастыри.

Самый известный центр – Лурд ( Юго-Западная Франция). Это второй после Рима культовый центр по числу христиан-поломников (4,6 млн чел. в год).Объектами внимания со стороны православных христиан остаются Киев (Киево-Печорская лавра), древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов, Великий, Переяславль-Залесский), горные монастыри Греции (Афины), в Беларуси – Жировичский монастырь.В буддизме паломничество не слишком распространено.

Одно из таких мест – город Лхаса на Тибете. Дворец Потала в Лхасе – 13-этажное здание, возведенное в 17 веке. Там находится 10 тыс. святынь и 20 тыс. статуй; вес золотых и серебряных изделий исчисляется тоннами. Здесь расположены буддийский монастырь и Потала – дворец далай-ламы (духовного главы буддистов).

Крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды – храм Борободур (что означает «много будд») на острове Ява (Индонезия). В храме японского города Нара находится статуя Великого Будды – самая большая в стране. Город Канди (Шри-Ланка) знаменит храмом, где хранится Зуб Будды. Центры паломничества в индуизме: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая, священная река Ганг, по берегам которой расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат).Для приверженцев сикхизма местом поклонения является Золотой храм в Амритсар, где хранится самая древняя рукопись священной книги гуру Грант Сагиб.Выделяют 13 крупных районов паломничества в мире, среди них есть моно- и поликонфесиональные:Евр – господствует христианство;С Ам – доминирует христианство, оно дополняется другими многочисленными религиями;Лат Ам – доминирует христианство в сочетании с местными традиционными религиями;С Аф – доминирует ислам;В и З Аф – господствует ислам, существуют центры христианства и районы распространения традиционных религий;З Аз – доминирует ислам, имеются районы христианства и иудаизма;Ю Аз – доминирует индуизм, обширные районы ислама, центры христианства, буддизма, сикхизма, джайнизма;Ю-В Аз – преобладание буддизма, широко распространены ислам, христианство, существуют центры индуизма;В Аз – господствует буддизм в сочетании с конфуцианством, синтоизмом, есть центры христианства и ислама;Ц Аз – доминирует буддизм;Ср Аз – господствует ислам;Европейские страны СНГ (с Россией) – преобладает христианство с районами ислама и буддизма; Австралия и Океания – господствует христианство в сочетании с местными религиями.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *