Религия как культурный феномен


Религия как культурный феномен

Понятие религии

Для того чтобы разобраться в сущности религии как культурного феномена, обратимся сначала к переводу самого слова. «Религия» в переводе означает «связь». В богословской традиции религия понимается как связь человека с Богом. В «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» даётся следующее определение: «По наиболее древнему и принятому объяснению религия есть взаимоотношение между Богом и человеком».

Отчасти сходное объяснение даёт А. Ф. Лосев, писавший, что религия – это утверждение человека в вечности. Фактически данное определение фиксирует факт соотнесённости человека с Абсолютом во временном и онтологическом аспектах.

Многочисленные определения религии, с которыми можно встретиться в научных работах, отличаются в зависимости от того, какой критерий кладётся в основу самого определения. Таковым может быть роль религии в обществе, причины её возникновения, взаимоотношения человека и культа. Приведём наиболее характерные и, пожалуй, распространённые характеристики религии как феномена:

— «Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг») – в таком определении религия выступает как часть теории познания мира и сводится к неадекватному его отражению;

— «Религия – сердце бессердечного мира… дух бездушных порядков» (К. Маркс. «К критике гегелевской философии права») – такая характеристика носит, во многом, эмоциональный и идеологический характер и содержит в скрытом виде идею отмирания религии;

— «Общественное сознание (общие нормы, ценности, верования, чувства и т.д.)» (Э. Дюркгейм. «О разделении общественного труда») – согласно такому подходу, религия как общественное сознание существует благодаря наличию священных ценностей: «Отечество», «Семейный очаг», «честь и достоинство», «гражданский долг». Без веры в эти ценности распадаются устои любого общества. У каждого человека своя шкала ценностей, свои священные основы, своя религия. Следовательно, общество и человек без религии существовать не могут;

— «Человек – начало, конец и середина религии» — приблизительно на такой позиции стоял Л. Фейербах, который полагал, что человек сам создаёт Бога в стремлении к своим идеалам. Бог же, в свою очередь, создаёт идеального человека. Эту линию продолжил З. Фрейд, полагавший, что религия – это всеобщий невроз навязчивости, то, от чего очень сложно избавиться;

— «Религия – система мышления и действия, позволяющая индивиду вести осмысленное существование и дающая объект для служения» (Э. Фромм. «Психоанализ и религия») – таких систем может быть только две – авторитарная или гуманистическая. В авторитарной религии Бог есть символ власти и силы, главная добродетель – послушание, главный грех – непослушание. В гуманистической религии Бог является символом самого человека;

— «Религия – способ освоения мира, возникающий на определённом этапе развития человеческого восприятия мира»- значит, мир осваивается как единое целое с помощью различных методов и представлений, и религия является неотъемлемым компонентом этого процесса.

Если подвести некоторые итоги поисков определения религии, то приходится признать, что пока они не увенчались успехом. Каждый из исследователей выделяет одну или несколько граней сложного общественного феномена, каким является религия. Поэтому остановимся, в рамках данного курса, на ряде существенных моментов, отмечаемых в большинстве работ:

— религия – это универсальный способ освоения мира как целостного явления;

— религия – это система личностных ориентаций.

Наряду с данными базовыми положениями религия обладает набором сопутствующих характеристик, существенно отличающих её от других форм духовной жизни и, прежде всего, от мифа.

Характерные черты религии как явления культуры

Религия как специфический способ мировосприятия формирует для своих последователей особенный мир, с ярко выраженными характерными чертами отношения к природе, обществу, человеку и Богу.

Первой существенной чертой религиозного мировоззрения является разделение мира на добрую и злую составляющие. Другими словами, можно говорить о начале становления этики, как дисциплины, сосредоточенной на проблеме добра и зла в мире. Таким образом, человек в религии берёт на себя право оценки всего, с чем он сталкивается в своём бытии. Бог уже понимается как бесспорно положительное, доброе существо, не имеющее отношения к «тёмной» стороне мира. Возникает проблема теодицеи – оправдания Бога и объяснения причин появления зла во Вселенной. Существует два варианта решения этой проблемы – образ сатаны как повелителя злых сил и свобода воли человека в сочетании с несовершенством его выбора.

Образ сатаны в религиозных формах выступает как вторичная конструкция по отношению к Богу. Если опустить как персонаж змея-искусителя (он – всего лишь Божья тварь, получившая по заслугам за вой поступок), то в Ветхом Завете сатана как действующий персонаж появляется только в книге Иова, где он изображён стоящим по левую руку от Господа и, следовательно, являющимся одним из Его слуг. Сатана всего лишь выступает как некое активное начало, источник инициативы в том, что связано с проверкой людей на истинность их веры.

Упоминания о сущностно злом начале встречаются в писаниях пророков – более поздних книгах Ветхого Завета. Именно там впервые встречается положение о посланнике тёмных сил, который появится в конце мира. Законченный же статус властителя тьмы дьявол обретает в Новом Завете в связи с эпизодом искушения Иисуса Христа. Вместе с тем, необходимо упомянуть, что и в этом случае он по своей силе не равен Богу: его противником в последней битве должен стать архангел Михаил, и исход Армагеддона заранее предрешён.

Свобода выбора – вторая отличительная черта религиозного мировоззрения. Фатум уступает место выбору. Человек, по сравнению с мифом, поднимается на новый уровень своих возможностей. Он уже способен сам формировать свой жребий и оказывать влияние на судьбы других людей. Поэтому для религиозной обрядности особое значение приобретает проповедь как способ призвания человека на истинный путь. Наиболее уважаемыми людьми становятся святые как люди, способные искоренить в себе несовершенство и всеми помыслами обратиться к Богу. Однако одновременно предполагается, что именно свобода выбора человека стала источником несовершенства и зла в мире. Это означает, что идеалом, необходимым выбором для верующего человека является подчинение божественному промыслу исполнение заповедей.

Центральным моментом религиозного мировоззрения является вера, которой не требуется в мифе, как спонтанном образовании. Феномен веры помогает перейти в священное пространство. Сама вера напрямую связана со способностью человека выбирать и является результатом этого выбора. Вера – это форма личной самореализации, форма утверждения человека в вечном бытии. Формула веры изложена в одном из Евангелий: «Блаженны чистые сердцем, ибо Бога узрят».

Из феномена веры вытекает проблема спасения. Человек должен определиться по отношению к дуальности существующего мира, спасти своё личное «Я», свою душу. Таким образом, возникает представление о душе, через которую осуществляется связь с Богом. Иллюстрацией этой связи является религиозная живопись – икона. В иконе используется принцип обратной перспективы, когда глаза Бога с иконы смотрят в душу молящегося, заставляя обратиться к себе и оценить свои поступки.

Из проблемы спасения возникает и проблема оправдания своего существования. Человек должен покаяться, чтобы прийти в соответствие с божественным бытием. Получается, что основное отношение человека с Богом строится как отношение греха. Грех возникает как результат несовершенства человека, неспособности его тела и души достигнуть идеального существования.

Ещё одним отличием религиозного мировоззрения является существование догматов. Если миф является пластичной структурой, реагирующей на внешние события, то религия в этом отношении более статична, в ней уже расставлены все краеугольные камни, всё определено. Догматы представляют собой незыблемые положения, которые не меняются с течением времени.

Одновременно религиозный догмат является внутренне подвижным: фиксированное мировоззренческое представление оборачивается постоянным творчеством в познании Бога. Человек рассматривается как незавершённое произведение Бога и должен продолжать самотворчество. Мир представляется как постоянно проходящее творение, и человек необходимо вовлекается в этот процесс.

Именно от таких канонических образцов и отталкиваются представления о пространстве и времени в религии. Время в религии разрывает мифологическую цикличность и становится линейным. Особенно отчётливо это прослеживается в христианской архитектуре: храмы зачастую имеют форму креста, который символизирует временную разорванность. Изменяется и отношение ко времени. Возникает представление о внутреннем времени и внутреннем мире, сопряжённые с понятием души. Внешне же сохраняется мифологический образец понимания, то есть время делится на сакральное (время творения и Страшного Суда) и профанное. В культурном плане появляется идея истории.

Принцип строения времени представляет собой повествование о сотворении мира Богом, которое даёт образец для земного времени. Основной темой истории выступает драма человека, раздираемого противоречиями между двумя видами времени – сакральным и мирским. В какой-то мере эту идею иллюстрирует образ распятого Христа.

Пространство также внешне имеет мифологическую форму и делится на священное (пространство храма) и мирское. Однако есть и существенное отличие. Если в мифе переход из одного пространства в другое осуществлялся с помощью магии и обряда, то есть был внешним действием, то в религии этот переход происходит во внутреннем мире и осуществляется в состоянии молитвы, когда фиксируется вера человека. Примером такого перехода может служить религиозная исповедь. В ритуальном плане изменение представлений о пространстве выражается в замене коллективной практики поклонения (без отказа от неё) на персоналистскую.

Принцип строения религиозного мира таков:

— сакральное пространство с Богом в качестве центра;

— мир менее совершенный;

— совсем несовершенный мир.

Таким образом, возникает божественная лестница, которая воспроизводится в общественном устройстве.

Ещё одной особенностью религии является её универсализм – «для Бога нет ни эллина, ни иудея», а также ориентированность на метафизические отношения – Бог-человек, при главенстве которых детали обрядовой и бытовой (система питания, внешний облик последователей и т.п.) стороны становятся, во многом, вторичными.

Указанные специфические черты религиозного мировоззрения позволяют утверждать, что только о двух системах верований с их институтами можно говорить как о классических религиозных формах – это христианство и ислам. Остальные системы можно в большей мере считать мифологическими, либо же переходными от мифологии к религии (зороастризм, ранний иудаизм).

Соотношение религии и мифа

Несмотря на своё явное отличие от мифологии, религия тесно связана с ней. Это находит совё выражение в том, что она как имеет свою мифологию, так и наследует многие черты от предшествующих мифологических систем.

Религиозная мифология – это комплекс представлений, образов, наглядных символов, связанных с религиозной доктриной и развивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традициями народов. Соотношение между религиозным учением и религиозной мифологией противоречиво. Религиозное учение как таковое представляет собой, как уже упоминалось, систему догматов и принципов, которые противопоставляются житейским ценностям.

Противоречие заключается в том, что мифология представляет собой некий фиксированный способ отношения к реальному миру, а религия обращает человека к неким потусторонним, стоящим над реальностью, истинам.

Религиозная догматика и религиозная мифология представляют собой разные уровни восприятия мира религиозной системой. Догматика представляет собой более высокий уровень. Религиозная же мифология является более доступной и выступает как основа для массовой религиозности. Примером может служить массовая религиозность в России конца XX века, её христианский и исламский варианты.

Как правило, обыденные представления о религии как раз и представляют собой собрание религиозных мифов, повествующих о наиболее примечательных, с точки зрения верующего, событиях. Именно на уровне мифологии и распространяются рассказы о чудесах, совершаемых святыми, пророками и подвижниками (например, рассказы об исцелении и воскрешении мёртвых).

Религиозный ритуал также, во многом, осуществляется на основе мифологических представлений о возможности перехода из одной реальности в другую.

На уровне жизни отдельного верующего религия очень часто остаётся на уровне мифа. Миф более нагляден, телесен, более близок человеку. Поэтому религиозные представления, как правило, сочетают мифологические способы отношения к миру и упрощённо усвоенные догматы и религиозные правила. Очень часто сливаются и обрядовые стороны мифа и религии. Примером может служить сочетание мифологических и религиозных праздников в православии, которые не только включаются в жизнь верующего, но и приобретают религиозную окраску.

Религия, как и другие социальные феномены, развивается в своём общественном бытии и приобретает новые формы. Логичным, поэтому, является разделение религий на традиционные и нетрадиционные (новые) конфессии.



Пред.ОглавлениеСлед.

1. К мировым религиям относится:

1) иудаизм; 3)буддизм;

2) конфуцианство; 4) синтоизм.

2. Самой ранней мировой религией является:

1) христианство; 3)синтоизм;

2) буддизм; 4) ислам.

3. Самой распространенной религией является:

1) иудаизм; 3) ислам;

2) буддизм; 4) христианство.

4.

Какая из мировых религий в современном мире все больше превращается в философское учение, своеобразную систему самопознания и самосовершенствования:

1) буддизм; 3) христианство;

2) ислам; 4) синтоизм.

5. Для какой из мировых религий характерно подчинение религиозным законам личной, общественной жизни верующих, а также политики, права, суда:

1) буддизма; 3) христианства;

2) ислама; 4) иудаизма.

6.

Какое из положений соответствует Конституции РФ:

1) государство допускает вмешательство в дела церкви;

2) провозглашается единая обязательная государственная религия.

3) провозглашается свобода совести;

4) предусматривается изучение в школе основ богословия.

7.

Специфическим свойством религии как явления культуры является:

1) использование символики, образов;

2) вера в сверхъестественное;

3) связь с миром переживаний человека;

4) обращение к эмоциям человека.

8. Вера в сверхъестественное – специфическое свойство такого явления культуры как:

1) искусство;

2) наука;

3) мораль;

4) религия.

9.

Выберите неверное суждение о характере и роли религии в современном мире:

1) религия издревле является носительницей культурных ценностей;

2) вера в Бога для каждого человека обязательна;

3) особенно влияние церкви возрастает в переломные моменты истории;

4) исторический путь религиозной деятельности неоднозначен как в прошлом, так и в настоящем.

10. Какая из перечисленных форм религий относится к первобытным:

1) монотеизм; 3) тотемизм;

2) иудаизм; 4) политеизм.

Понятие религии.

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре.

В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Буквальное значение термина ʼʼрелигияʼʼ – связывание, вторичное обращение (к чему-либо). Быть может, что сначала это выражение значило привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному.

Классификация религий:

Родоплеменные примитивные древние верования. Οʜᴎ зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке ʼʼсуеʼʼ – ʼʼнапрасно, без пользы, попустуʼʼ) – примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (к примеру, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всœему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также всœе религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина ʼʼполитеизмʼʼ есть русский аналог – многобожие.

Политеизм

многобожие, вера во многих богов.

присущ духовной жизни древних славян в прошлом

Монотеизм

единобожие

присущ мировым религиям

(исламу и христианству)

Функции религии.

Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в данном мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его.

(Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, в случае если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всœегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это ʼʼпроиски сатаныʼʼ в человеческом мире).

Религии содействуют объединœению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (к примеру, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: ʼʼвсœе мы – христианеʼʼ).

При этом та же самая религиозная причина может приводить к разделœению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, к примеру, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института͵ она в основном всœегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

Выделяются четыре основные функции религии в обществе:

1) интегративная,

2) регулятивная,

3) психотерапевтическая,

4) коммуникативная.

Читайте также

  • — Религия как феномен культуры

    Религия является одной из древнейших форм культуры.

    Религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Религиоведение- специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры. Ее не надо путать с теологией (богословием), являющейся совокупностью…

    [читать подробнее].

  • — Религия как феномен культуры.

    Понятие религии. Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут.

    Буквальное значение термина… [читать подробнее].

  • — Тема 13. Религия как феномен культуры и социальный институт.

    13.1. Особенности социологического подхода Религия – один из важнейших, и, в то же время, один из древнейших (если не самый древнейший) институт человеческого общества. Однако научное изучение этого института началось, практически, лишь со времени возникновения социологии…. [читать подробнее].

  • Религия,как феномен культуры.

    Религию можно воспринимать как феномен, элемент или функцию человеческой культуры. В подобном контексте сама культура выступает как совокупность

    представлений людей об окружающем их мире — в котором они рождаются,

    воспитываются и живут. Культура, иными словами, — результат взаимодействия

    людей с той реальностью, в которой они физически пребывают.

    В отличие от

    этого религия может быть представлена как сумма опыта, впечатлений,

    умозаключений и деятельности отдельного человека или сообществ людей

    относительно того, что мнится им реальностью более высокого порядка.

    Обычно человек воспринимает эту сакрализуемую им реальность как нечто приходящее к нему извне, как нечто ему открывающееся. Конкретные формы, в которых религия себя проявляет, зависят от конкретного места и времени, однако чаще
    всего человек переживает откровение как встречу с существами, имеющими
    телесное воплощение.

    В большинстве религий многообразие действительности
    воспринимается как проявление множественности божеств, однако наряду с
    политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго
    монотеистические, признающие существование одного-единственного бога.

    Основной характерный признак монотеизма состоит в том, что его божество
    абсолютно трансцендентно, т.е.

    существует за пределами физической
    реальности, в то время как боги политеизма имманентны, т.е. мыслятся
    проявляющими себя в ее пределах.
    Различные религии представляют своих богов по-разному: антропоморфными,
    зооморфными, сочетающими в себе черты того и другого; в виде живописныхобразов или скульптурных; в виде двухмерных или трехмерных изображений.

    Порой боги почитаются в конкретной телесной форме, как в нее воплотившиеся:

    царь в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до

    своей смерти — с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская

    кобра, с другой, суть примеры этого.

    Однако не все религии и не на всемпротяжении своего существования создавали физические изображения своих

    божеств. Индуизму и буддизму, например, они изначально не были известны.

    Часто они отсутствуют и в религиях бедуинов, что может быть объяснимо

    особенностями их кочевого образа жизни, по необходимости ограничивающего

    круг материальных предметов.

    Эти бедные на изображения религии мы именуем

    аиконическими. Все это, однако, принципиально отличается от запретов на
    изображения, которые мы находим в религиях строго монотеистических похарактеру.

    47.

    искусстов как форма и феномен культуры.

    Искусство — искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией;
    — искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира;
    — искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи;
    — роль искусства в развитии культуры противоречива.

    Оно одновременно конструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот;
    — в целом искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа.

    Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

    Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.

    Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

    В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством.

    Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

    В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

    Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной.

    Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.

    Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.

    Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

    Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций.

    Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании.

    Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

    искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях.

    Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

    Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:

    — изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т.

    д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);

    — литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

    — музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

    — архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

    В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

    — из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,

    — в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),

    — влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

    В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

    — сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

    — тяготения к синтезу искусств.

    Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, тк существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

    Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства.

    Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать i олько вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

    Искусство — явление социальное.

    Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

    Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции.

    В этом и заключается общественная значимость искусства.

    Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

    Не нашли то, что искали?

    Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *