Развитие суверенной россии кратко

Россия на пути суверенного развития (1991-2001 гг.)

Переход к рыночным реформам. — Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ. — Первая Чеченская война. -Второй срок президентства Б. Ельцина и углубление кризиса. — Вторая Чеченская война. Избрание Президентом В. В. Путина. — Внешняя политика.

Переход к рыночным реформам

Если в странах Восточной Европы реформирование общества сопровождалось не только радикальными переменами в экономике, политической системе, но и решительной сменой старого руководящего состава новым, приходом к руководству диссидентов (В. Гаве-ла в Чехословакии, Л. Валенсы в Польше, Ж. Желева в Болгарии), то в России этого не произошло, что имело далеко идущие последствия. После августовского путча 1991 г. на ключевые государственные посты в центре и на местах пришли в основном вчерашние номенклатурные работники, а настоящих демократов, бывших диссидентов, боровшихся с тоталитаризмом, не было. Имея ограниченный реформаторский потенциал, эти «демократы» не способны были правильно организовать переустройство общества.

К концу года сложилась катастрофическая экономическая ситуация: сокращалось производство, росла инфляция, отсутствовали валютные резервы, возник невиданный дефицит потребительских товаров и продовольствия. Последнее люди получали по талонам или добывали из-под полы. Имелись два выхода из этой ситуации -военный коммунизм либо экономическая свобода. Е. Гайдар, назначенный Ельциным исполняющим обязанности премьер-министра, выбрал второй.

2 января 1992 г. были отпущены цены, их государство больше не контролировало, предоставив на волю рыночных сил. Такая мера, названная «шоковой терапией» Гайдара, возможно, спасла страну от голода, но резко усилила инфляцию — цены взлетели в сотни раз. За год они выросли на 2400%. Примерно на 20% сократились национальный доход и промышленное производство. Уменьшилось потребление населением мяса, молока, молочных продуктов, рыбы и др. Либерализация цен ударила в первую очередь по работникам бюджетной сферы.

Была начата и другая радикальная реформа — приватизация государственной собственности. Руководство ею осуществлял Комитет по управлению государственным имуществом во главе с А. Б. Чубайсом. Каждый гражданин страны получил приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс. рублей и право обменять его на акции предприятий. Однако, из-за безудержной инфляции, потери сбережений населения и т.д., ваучеры превратились в символические бумажки. Вместо естественной приватизации за деньги осуществлялась «номенклатурная приватизация». Это была беспрецедентная в мировой истории дележка собственности, которая закономерно породила огромное имущественное неравенство и высокую преступность (коррупцию, рэкет, заказные убийства).

К бесплатной приватизации еще добавились: длительный разрыв между внутренними и внешними ценами на основную продукцию нашего экспорта, озолотивший всех наших привилегированных экспортеров; многомиллиардные таможенные льготы по импорту равного рода «афганским», «спортивным» организациям, православной церкви; многочисленные каналы беспроцентного или льготного кредитования бюджетными деньгами «своих» клиентов через «уполномоченные» ими банки. Таких откровенно криминальных методов «первоначального накопления» общество не ожидало. Появилось даже выражение: «Меня назначили миллиардером». По данным бывшего советника правительства РФ, американского экономиста А. Ослунда, только в 1992 г. люди, торговавшие сырьем и нефтью, прикарманили 24 млрд. долларов, а благодаря сохранению разных курсов валют по отношению к рублю олигархи заработали 12, 5 млрд. долларов.

В политической области после провала путча ГКЧП происходил демонтаж тоталитарной системы, прежде всего её несущей части — КПСС. В январе 1992 г. руководители КП обратились в Конституционный суд России с предложением оценить конституционность указов Ельцина о запрете КПСС и национализации её имущества. Суд принял компромиссное решение о правомочности указов Президента в части, запрещающей деятельность руководящих структур КПСС и КП РСФСР, и подтвердил право граждан России, придерживающихся коммунистической идеологии, на объединение их по территориальному признаку. После этого началось воссоздание партийных организаций. В начале 1992 г. прошел конгресс национал-патриотических сил. И коммунисты, и национал-патриоты выступали с позиций либо принципиального отрицания рынка, либо его жесткого государственного регулирования. Они подвергали резкой критике правитель-

ство Гайдара, называя его не иначе как «оккупационное», правительство «национальной измены» и т.д. В декабре 1992 г. обострение борьбы особенно заметно проявилось на VII съезде народных депутатов России. Деятельность прави¬ельства Гайдара была оценена как неудовлетворительная. Председателем Совета Министров стал бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР В. Черномырдин. 25 апреля 1993 г. был проведен референдум, в ходе которого 62% участников заявили о доверии Президенту Ельцину, но и не выступили за переизбрание состава Съезда народных депутатов. Итоги референдума оказались неожиданными для оппозиции и не устраивали её. 1 мая 1993 г. произошло столкновение демонстрантов — оппозиционеров с милицией, с обеих сторон были пострадавшие, один милиционер был убит.

Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ

Президентская сторона между тем работала над проектом новой Конституции страны, который обсуждался и был одобрен на Конституционном совещании. На одном из заключительных этапов совещания представители Верховного Совета отказались участвовать в его работе и окончательный проект был подготовлен командой Ельцина. Летом противостояние властей усилилось, каждая сторона упрекала другую в попытках установления диктатуры, казнокрадстве. Руководство Верховного Совета (председатель Р. И. Хазбулатов) занимало все более откровенную национал-коммунистическую позицию, выдвигая вопрос о воссоздании СССР, свертывании экономических реформ, замене президентской власти всевластием Советов и др. В их ряды открыто перешел вице-президент А. Руцкой. Ельцин решил разогнать парламент.

Политический кризис разразился 21 сентября 1993 г., когда Президент подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти — Совет Федерации и Государственную думу, а также референдума по новой Конституции страны. Против указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавшего действия Президента неконституционными. Был созван внеочередной Съезд народных депутатов. В отсутствие кворума Съезд постановил отстранить Ельцина от должности и избрал Руцкого исполняющим обязанности Президента. Руцкой начал формировать новое правительство.

Далее события приобретали все более драматический характер. 23 сентября 1993 г. боевики оппозиции предприняли попытку занять штаб Объединенных Вооруженных сил СНГ. 29 сентября Президент предъявил оставшимся в здании Верховного Совета ультиматум -покинуть здание до 4 октября. 2 октября Фронтом национального спасения и движением «Трудовая Москва» были организованы крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. Были построены первые баррикады. 3 октября Руцкой и Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома идти на штурм мэрии и телецентров, а затем Кремля. На штурм Останкинского телецентра отправились несколько сот человек во главе с генералом А. М. Макашовым и лидером крайне левой организации «Трудовая Россия» В. И.Анпиловым. К вечеру были захвачены здания мэрии и гостиницы «Мир». Вечером между повстанцами и отрядом внутренних войск, обороняющим телецентр, разгорелся бой. Все каналы внезапно прекратили вещание, что оказало сильное впечатление на телезрителей, став как бы знаком беды. Попытка захвата «Останкино» успеха не имела, но пролилась кровь.

В ответ на эти действия Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября начался обстрел Белого дома из танков и бронетранспортеров, в результате часть здания загорелась. Войска заняли Белый дом, а руководители парламента и мятежа Хасбулатов, Руцкой, Макашов и др. были арестованы. Около 150 человек погибло. Так завершилась самая короткая политическая и вооруженная схватка, напоминающая по характеру гражданскую войну. В ней первый выстрел сделала оппозиция, а армия после некоторого колебания выступила на стороне Президента, что решило исход кризиса в его пользу. Результатом провала мятежа было крушение власти Советов. После октябрьских событий установилась относительно стабильная политическая обстановка. 12 декабря 1993 г. состоялись референдум по Конституции и выборы в Государственную думу. Минимальным большинством была одобрена новая Конституция, определившая четкие рамки компетенции ветвей власти, наделившая Президента чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе правом формировать и отправлять в отставку правительство. Парламентские прерогативы были ограничены принятием законов, бюджета, объявлением амнистии, ратификацией международных договоров.

Выборы в Государственную думу проходили не только по избирательным округам, но и впервые — по партийным спискам. Они принесли большинство оппозиционным партиям: коммунистической аграрной, либерально-демократической В. Жириновского. В результате «Выбор России» Гайдара уступил партии Жириновского. Важным решением Государственной думы стала объявленная 23 февраля 1994 г. амнистия всем обвиняемым по делам ГКЧП, первомайской демонстрации, событий 21 сентября — 4 октября 1993 г.

Первая Чеченская война

Ельцин пришел в руководство РФ, ведя борьбу против союзного центра, опираясь на национальные автономии, обещая им дать столько суверенитета, сколько они смогут «проглотить». После распада СССР он столкнулся с той же проблемой сепаратизма уже в самой России. В Чечено-Ингушской республике произошел переворот -свергнут Верховный Совет, поддержавший ГКЧП. В результате проведенных там выборов президентом Чечни был избран генерал Д. Дудаев. Чеченская республика во главе с Дудаевым отказалась подписать Федеративный договор, и в ответ на угрозы силового подчинения начала вооружаться. Дудаеву удалось завладеть частью оружия, оставленного покинувшими Чечню советскими войсками, хотя и успевшими вывести всю тяжёлую технику (танки, орудия и др.).

С самого начала конфликта с Чечней российские власти из-за амбиций, похоже, не хотели его уладить путем переговоров. Как признавал позднее министр обороны П. Грачев, «переговоры с чеченскими лидерами члены правительства и окружение Ельцина считали унизительными для России. Хотя, я знаю, Дудаев сам очень хотел встретиться с Ельциным или Гайдаром».

Российское руководство все более склонялось к традиционному силовому решению конфликта. Тем более, что Ельцину нужна была небольшая, но победоносная война, чтобы отвлечь внимание общества от неудач в экономике и поднять свой авторитет перед новыми президентскими выборами. Поначалу Кремль попытался свергнуть Дудаева руками чеченской оппозиции: военные негласно передали ей танки с российскими экипажами и направили на штурм Грозного. 27 ноября 1994г. бронированная колонна, вступившая в Грозный, тотчас была уничтожена чеченскими, гранатомётчиками, а российские офицеры были взяты в плен. Министр обороны Грачев от них отказался и признал их своими только после того, когда Дудаев заявил, что они тогда просто бандиты и их надо расстрелять.

Ельцина не раз предупреждали об опасности возникновения новой Кавказской войны. Президент Ингушетии Р. Аушев в письме к нему настаивал на использовании политических средств для регулирования обстановки в Чеченской республике и предлагал свое посредничество. Однако верх взяла «партия войны» в окружении Ельцина, а генерал Грачев обещал одним парашютно-десантным Полком за два часа решить все вопросы.

Чаша весов окончательно склонилась в пользу «ястребов» 29 ноябре 1994 г., когда Совет безопасности РФ под руководством Ельцина принял решение об использовании вооруженных сил для разоружения «незаконных бандформирований» и «наведения конституционного порядка». К 20 декабря 1994 г. войска вышли к границам Чечни. Показательно, что замминистра обороны генерал Громов, командующий сухопутными войсками генерал Воробьев, генерал Кондратьев выступали против ввода войск в Чечню, отказались от участия в операции.

Направленные на штурм Грозного войска встретили сильное сопротивление боевиков, завязались тяжелые бои. Ценой огромных потерь лишь к концу января 1995 г. российские войска взяли Грозный, а к лету оттеснили противника в горы. Мир увидел все ужасы войны. Министр Грачев хвалился, что наши воины «умирают с улыбкой на устах», а сам не давал приказа подобрать их тела, когда они неделями лежали на площади Грозного, полуобглоданные собаками. Эти шокирующие кадры транслировали телеканалы всего мира, стали свидетельством жестокости и бесчеловечности войны, которую вели российские власти против собственного народа. Председатель Комитета по правам человека при Президенте РФ бывший диссидент Сергей Ковалев публично назвал министра Грачева и лиц из окружения Президента «мерзавцами» и требовал суда над ними. Но война продолжа-ли пожирать свои жертвы.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Современные тенденции развития туризма в Европе

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    … начале 90-х гг. прошедшего столетия напутьсуверенногоразвития, происходит медленнее. … в период с 1991 по 1993г., то … «туристов» являлись Беларусь, Россия, Украина, некоторые страны … численности туристов в 2000 и 2001гг., % Доля от общеевропейского уровня …

  2. Развитие таможенного законодательства. Деятельность по упрощению таможенных процедур

    Реферат >> Таможенная система

    на границах России со странами Прибалтики, Украиной, Белоруссией и другими вновь образовавшимися суверенными … направление развития таможенного дела Россиина современном … М., 2001. Современная таможенная служба и таможенники России (19912001гг.). М., …

  3. Ответы на экзаменационные вопросы по истории России 11 класс 2004-05г.

    Шпаргалка >> История

    … классе. Удачи на экзаменах! С уважением, Леонид П. июнь 2001 г.». 3) Вопросы … СувереннаяРоссия. В начале 90х гг. завершается перестройка. Российская экономика встала напутьразвитии этих отношений можно выделить несколько этапов.1991 —1993гг. Позиция России

  4. Политическое развитиеРоссии в 1991-2004 гг

    Реферат >> История

    … отечественной истории на тему: Тема: «Политическое развитиеРоссии в 1991-2004 гг.» Исполнитель … достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 … через которые проходят транспортные пути. В ноябре 2001 г. Госдума приняла закон …

  5. История Кыргызстана (2)

    Шпаргалка >> История

    … в условиях перестройки. 1985-1991гг. Горбачев и его сторонники не … Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В результате работы ШОС в 2001 году была подписана … систем. Важнейшим событием напутисуверенногоразвития Кыргызстана явилось принятие Верховным Советом …

Хочу больше похожих работ…

На главную

Ответы на школьные экзамены
По всем предметам 9 и 11 классов!

ЕГЭ 2011
Все о едином государственном экзамене 2011 года.

Мобильные шпаргалки
По всем предметам!

Готовые домашние задания
Для 10 и 11 классов!

Литература и русский язык:
— Рефераты по литературе
— Сочинения для мобильника
— Изложения (9 класс)
— Биографии писателей и поэтов
— Экзаменационные вопросы по русскому языку
— Хрестоматия по русской литературе
— Рекомендации к письменному экзамену по русскому языку и литературе (сочинение)
— Орфографии и пунктуации
— Скачать изложения
— Шпаргалка по литературе
— Шпаргалка по русскому языку

История:
— Рефераты по истории
— Доклады по знаменитым личностям
— Карты по истории России
— Шпаргалка по истории

Иностранные языки:
— Топики по английскому языку
— Топики по немецкому языку
— Англо-русский словарь
— Шпаргалка по англ.

языку
— Полезные материалы

Психологическая подготовка к экзаменам

Коллекция рефератов

Полезное
— Таблица Менделеева
— Единицы измерения
— Гороскоп школьника
— Информация о ЦТ 2008

Образование суверенной Российской Федерации и ее развитие в 90-е гг.

Декларацию о суверенитете России Верховный Совет РСФСР принял в 1990 г. С распадом СССР (декабрь 1991 г.) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью.
    
     Россия в 1992—1993 гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения.

С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.
    
     Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения— в 10—15 раз.

Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции.

В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним.

Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.
    
     В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития.

К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику.

Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом.

Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество поддерживает президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.
    
     21 сентября 1993 г.

президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент. Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2—3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино. В ответ президент объявил чрезвычайное положение, ввел в Москву войска.

4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло произошедшее как трагедию.
    
     12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления.

Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской в точном смысле слова республикой Россия не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению президента Государственная Дума), выносить импичмент президенту.

Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г. советский период истории нашего Отечества завершился.
    
     На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В.

В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила Коммунистическая партия Российской Федерации Г. А. Зюганова. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от произошедших в октябре событий.
    
     Россия в 1994 —1996 гг.

Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения.

Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г.— прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту.

Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.
    
     Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994—1995 гг.

в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии.
    
     В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г.

подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.
    
     Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для президента парламентских выборов 1995 г.

Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом — Россия» — партия власти, возглавляемая В. С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей.
    
     Россия в 1996—1999 гг.

Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г. А. Зюгановым победил Б. Н. Ельцин. Избиратели в очередной раз показали, что возвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал.

С 1997 по 1999 г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин — С. В. Кириенко — Е. М. Примаков — С. В. Степашин — В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью).

Отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента — с другой, имели в эти годы конфликтный характер.
    
     Вместе с тем с конца 1998 г.

появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
    
     Выборы в Государственную Думу 1999 г.

изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получили движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др. Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество — вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.
    
     Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г.

Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г.

занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.
    
     Новый президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона.

Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России 7 федеральных округов и назначении в них полномочных представителей президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
    
     В 2000—2003 гг.

в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др.

Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.
    
    
    
    
    
    
• Перейти к списку вопросов »

Образование суверенной Российской Федерации и ее развитие в 90-е гг.

Декларацию о суверенитете России Верховный Совет РСФСР принял в 1990 г. С распадом СССР (декабрь 1991 г.) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью.
Россия в 1992—1993 гг.

Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е.

Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.
Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения— в 10—15 раз.

Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г.

Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним.

Социальная ситуация была сложной: инфляция оставалась крайне высокой, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.
В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты).

Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития.

К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом.

Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество поддерживает президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.
21 сентября 1993 г. президент издал указ о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов и назначил на декабрь выборы в новый парламент.

Одновременно с выборами должен был пройти референдум о принятии новой Конституции. Парламент объявил этот указ неконституционным, а президента низложенным. К присяге был приведен вице-президент А. В. Руцкой. Началось двухнедельное противостояние. 2—3 октября в Москве вспыхнули массовые беспорядки, было захвачено здание мэрии, организован штурм телебашни в Останкино.

В ответ президент объявил чрезвычайное положение, ввел в Москву войска. 4 октября после артиллерийского обстрела здание Верховного Совета было занято войсками, руководители беспорядков арестованы. С обеих сторон были человеческие жертвы. Общество восприняло произошедшее как трагедию.
12 декабря 1993 г. на референдуме был одобрен президентский вариант Конституции России. Согласно Конституции Россия является демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления.

Президент получил весьма широкие полномочия. Но президентской в точном смысле слова республикой Россия не стала, ибо за Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы, было закреплено право участвовать в формировании правительства (председателя правительства назначает по предложению президента Государственная Дума), выносить импичмент президенту.

Конституция объявила носителем суверенитета и высшим источником власти в стране многонациональный народ России, закрепила многопартийность, многообразие форм собственности, гарантировала широкий круг прав и свобод человека. С принятием Конституции 1993 г.

советский период истории нашего Отечества завершился.
На выборах в Государственную Думу неожиданную победу одержала Либерально-демократическая партия В. В. Жириновского. На второе место вышел «Демократический выбор России» Е. Т. Гайдара. Удачно выступила Коммунистическая партия Российской Федерации Г. А. Зюганова. Итоги выборов отразили общественное недовольство ходом реформ, растерянность, шок от произошедших в октябре событий.
Россия в 1994 —1996 гг.

Социально-экономическая ситуация в эти годы продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения. Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г.— прекратилось. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту.

Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе от предпринимательской деятельности. Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.
Отношения исполнительной и законодательной власти в 1994—1995 гг.

в целом складывались хотя и напряженно, но предсказуемо. Определенную позитивную роль сыграло подписание основными политическими силами (кроме КПРФ и аграриев) в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии.
В ноябре 1994 г. Президент РФ издал указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские вооруженные силы из Чечни выводились.

Военный конфликт в Чечне, унесший тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.
Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война в Чечне стали причиной неблагоприятных для президента парламентских выборов 1995 г.

Убедительную победу одержали коммунисты, второе место заняла ЛДПР. «Наш дом — Россия» — партия власти, возглавляемая В.

С. Черномырдиным, оказалась лишь третьей.
Россия в 1996—1999 гг. Летом 1996 г. на президентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г. А. Зюгановым победил Б. Н. Ельцин. Избиратели в очередной раз показали, что возвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления Ельцина в целом надежд россиян не оправдал.

С 1997 по 1999 г. четырежды менялся глава правительства (В. С. Черномырдин — С. В. Кириенко — Е. М. Примаков — С. В. Степашин — В.

В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность.

В обществе и средствах массовой информации обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с властью). Отношения президента и правительства, с одной стороны, и парламента — с другой, имели в эти годы конфликтный характер.
Вместе с тем с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
Выборы в Государственную Думу 1999 г.

изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе получили движение «Единство», открыто заявлявшее о своей проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с исполнительной властью группа «Регионы России», фракция Союза правых сил и др.

Центристские позиции в Думе заняло движение «Отечество — вся Россия». Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве.
Россия на современном этапе. 31 декабря 1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку.

В марте 2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г. террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на территорию Дагестана.

В сентябре террористы взорвали жилые дома в Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале контртеррористической операции в Чечне.
Новый президент заявил о продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность государственного аппарата, установить диктатуру закона.

Одним из первых шагов стали его указы об учреждении в России 7 федеральных округов и назначении в них полномочных представителей президента, о реформе Совета Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным.
В 2000—2003 гг.

в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др.

Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.

Развитие государственного механизма суверенной России

В конце 1991 — начале 1992 года в России происходила ликвидация сохранившихся общесоюзных органов власти и управления, а также передача их собственности министерствам и ведомствам республики. В апреле 1992 г.

были внесены изменения в Конституцию РСФСР, в соответствии с которыми Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика получила название Российская Федерация — Россия.

В Конституции подчеркивалось, что оба названия являются равнозначными. В то же время в России с прежних времен сохранялась система Советов. Необходимо отметить, что на этапе борьбы президента РСФСР Б.Н. Ельцина и его окружения с руководством СССР активно поддержал российский Верховный Совет. Однако после распада СССР между ними возникло противостояние, обусловленное невозможностью сосуществования двух систем власти — Советов, с одной стороны, и президентов субъектов РФ, глав администраций и т.д., — с другой.

После того, как VIII Съезд Советов народных депутатов России отказал Б.Н.

Ельцину продлить ему чрезвычайные полномочия противостояние между президентом и парламентом крайне обострилось. В ответ на это президент Б.Н. Ельцин 20 марта 1993 г. выступил с обращением к народу, заявив при этом, что сам возлагает на себя дополнительные полномочия до завершения экономических реформ в стране.

29 марта 1993 г.

на IX Съезде Советов народных депутатов России Б.Н. Ельцина обвинили в нагнетании политической конфронтации в обществе и приняли решение провести общероссийский референдум, на который было вынесено четыре вопроса:

Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?

Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, проводимую Президентом Российской Федерации?

25 апреля 1993 г.

состоялся референдум, в результате которого незначительную поддержку получил президент Б. Е. Ельцин и его реформы. Кроме того, участники опроса высказались против досрочных выборов президента и народных депутатов.

Опираясь на итоги референдума, президент Б.Н. Ельцин начал действовать более активно и при решении такого сложного вопроса, как подготовка проекта Конституции РФ. 5 мая 1993 г. был опубликован проект Конституции, подготовленный комиссией президента, а 12 мая в соответствии с Указом «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» определялся порядок обсуждения и принятия Конституции.

12 июля 1993 г. президентский проект Конституции был одобрен Конституционным совещанием. В то же время Конституционной комиссия Верховного Совета подготовила свой проект Конституции, который 16 июля 1993 г. был принят парламентом.

В первом проекте Конституции Россию предлагалось провозгласить президентской республикой, а в проекте Верховного Совета — парламентской.

Оба проекта Конституции были направлены для рассмотрения субъектам Российской Федерации. Однако противоречия по принципиальным вопросам между сторонниками двух проектов в ходе работы согласительных комиссий не удалось преодолеть.

Поэтому Б.Н. Ельцин решил действовать более решительно. 21 сентября 1993 г. он подписал Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором объявлялось о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и о назначении на 11-12 декабря 1993 г. выборов в новый законодательный орган. Он возложил на себя все властные полномочия на период до проведения данных выборов.

В Указе рекомендовалось Конституционному суду не созывать заседание по этому вопросу до начала работы нового органа законодательной власти.

Тем не менее Конституционный суд в тот же день провел внеочередное заседание, на котором указал, что Указ № 1400 нарушает Конституцию и является основанием для отстранения президента от должности. Верховный Совет РФ, а затем и X Съезд народных депутатов квалифицировали издание Указа № 1400 как попытку государственного переворота и приняли решение об отстранении президента Б.Н. Ельцина от власти и передаче его полномочий вице-президенту РФ А.С.

Руцкому.

В конечном итоге противостояние президента Б.Н. Ельцина и Верховного Совета РФ завершилось военными столкновениями, происходившими в Москве 3-4 октября 1993 г. Конфликт привел к значительным человеческим жертвам и разрушениям в центре столицы. Несмотря на это удалось предотвратить начало гражданской войны в стране.

Руководители Верховного Совета РФ и вице-президент РФ А.С. Руцкой были арестованы. В результате было установлено единовластие президента, который принял решение ликвидировать всю систему Советов в России. Была также приостановлена деятельность Конституционного суда РФ.

7 октября 1993 г. был издан Указ президента РФ «О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения», согласно которому отменялся прежний порядок избрания глав администраций.

Они теперь подлежали назначению президентом по представлению председателя Совета Министров РФ.

В соответствии с Указом «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» от 9 октября 1993 г. в краях, областях и других субъектах Федерации вместо Советов предлагалось избирать собрания, думы и т.д. Они могли включать от 15 до 50 человек, которые должны были работать в них на постоянной основе.

Согласно Указу «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26 октября 1993 г. были упразднены городские и районные Советы.

Такие кардинальные преобразования требовали юридического закрепления в Основном законе государства.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум о принятии Конституции РФ и избрании Государственной думы. Более 58% избирателей, принявших участие в голосовании, одобрили новую Конституцию РФ. Она была введена в действие с 25 декабря 1993 г., т.е. с момента ее опубликования.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *