Разделение страны на губернии дата

(1796 г., 12 декабря)

Именной, данный Сенату

Повелеваем отныне впредь состоять нижеписанным Губерниям: Московской, С. Петербургской, Новгородской, Тверской, Псковской, Смоленской, Тульской, Калужской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Вологодской, Архангельской, Вятской, Казанской, Пермской, Тобольской, Иркутской, Оренбургской, что до сего была Уфимская, Симбирской, Пензенской, Астраханской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Курской, Орловской, Слободско-Украинской, вместо бывшей Харьковской, и Новороссийской вместо Екатеринославской; да на особых по правам и привилегиям их основаниях Малороссийской, Лифляндской, Эстляндской, Выборгской, Курляндской, Литовской, Минской, Белорусской, Волынской, Подольской и Киевской. Вследствие чего 1. бывшую Олонецкую Губернию, сходственно местному положению, разделить между Новгородскою и Архангельскою, так, чтобы ближние к Северу части приписаны были к Губернии Архангельской, а прочие к Новгородской, предоставя то на соглашение управляющих сими последними. 2. Слободско-Украинскую Губернию восстановить в те точно границы, в каковых она в 1765 году устроена была, приписав к ней отшедшие и отчисля к другим приписанные к ней после того места. 3. Колыванскую Губернию, упраздня окружность ее, приписать к тем, к которым оная до 1779 года принадлежала. 4. Вознесенскую Губернию и Таврическую Область равным образом уничтожить, а Новороссийскую Губернию составить из всего того, что за возвращением к Малой России отделенных уездов, и от бывшей Вознесенской приписанных к ней из приобретенных от Польши земель, також возвращаемых ныне к Слободско-Украинской Губернии останется, присоединяя тут и Область Таврическую, разделяемую просто на уезды, сообразно количеству жителей и обширности местной. 5. Саратовской Губернии не быть, а места, в ней заключавшиеся, присоединить по способности к Губерниям Пензенской и Астраханской. 6. Из бывшей Польской Украины, Волынии и Подолии, к Империи Нашей присоединенных, за отделением достаточного количества душ и окружности для составления Киевской Губернии, составить две Губернии: Подольскую и Волынскую. 7. Из Полоцкой и Могилевской соединить в одну Белорусскую Губернию, назначая Губернскому городу быть по удобности в Витебске. 8. Из определенных прежде в Вильне и Слониме Губерний составить одну Литовскую в первом из помянутых городов, предоставляя вообще о границах между всеми смежными Губерниями вновь соединяемыми на соглашение управляющих ими, о чем и должны они Сенату представить для донесения Нам. Впрочем не умедлим Мы все помянутые Губернии снабдить штатами, каковые Мы с пользой казенной и с успешным дел производством сообразными за благо признаем.

Законодательство императора Павла I. — М., 2008. – С.3–4.

Законодательство о правовом статусе населения

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА НА ПРАВА, ВОЛЬНОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА БЛАГОРОДНОМУ РОССИЙСКОМУ ДВОРЯНСТВУ (1785 г., апреля 24)

А.

Дата добавления: 2018-02-14; просмотров: 56; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

  Губерния – это высшая территориальная и административная единица деления Российского государства, которая оформилась в 18 веке в результате реформ Петра I по формированию абсолютистского государства.

Указ от 1708 года гласил, что империя российская разделяется на 8 губерний.
Во главе губернии стоял губернатор или генерал-губернатор, которого назначал сам государь.

Для создания такого административного деления были как экономические, так и военно-политические предпосылки, кроме того большое значение имел природно-географический фактор.

Огромные территории нуждались в разумном управлении.
     Губерния состояла из административного центра, которым был губернский город и приписанные к нему города. Каждый приписанный город имел собственный уезд.
       Несколько позже, после второй административной реформы. Число губерний увеличилось до 11, а впоследствии они были разделены на 50 провинций, которые стали основной единицей губернии.
Уезды объединялись и образовывали провинции, а провинции образовывали губернии.
       В 1727 году территориальное деление России было представлено следующим образом: 250 уездов образовывали 47 провинций, которые, в свою очередь составляли 14 губерний.

Губернатор оставался единственным наместником царя в губернии, а в провинциях и уездах таким органом был воевода.
Уездный воевода был в прямом подчинении провинциального воеводы, который в свою очередь подчинялся губернатору.

Когда были образованы в России губернии, сколько их было и как они назывались?

Губернатор во всех своих действиях руководствовался указаниями центральных учреждений или, непосредственно личными указаниями государя.
       Губернатор, как и воеводы, организовывали свою деятельность через канцелярию, имеющуюся в каждом уезде, провинции и губернии.

В 1763 году к каждому губернатору были приписаны воинские команды, которые должны были обеспечивать беспрекословное подчинение его распоряжений. Также под власть губернаторов и воевод вернули полицмейстеров и фискальные органы.
В дальнейшем продолжалось дальнейшее реформирование губернии как территориальной административной единицы.
        Губернаторов стал назначать Сенат, конечно с согласия императора.

В результате была образована сложная бюрократическая система губернского управления, ведущая роль в которой принадлежала дворянству.
         Губернский аппарат управления и территориальное деление сохранялись до 20 века и были упразднены уже после установления Советской власти.

Из этой статьи каждому станет понятно, что такое губерния .

Статьи по теме:

Материал из Викитаки

Перейти к: навигация, поиск

Коллежский комиссар, комиссар при коллегии — статский классный чин в Российской империи.

Относился к XIV классу Табели о рангах, по статусу приравнивался к коллежскому регистратору, то есть был ниже провинциального секретаря, титуловался «ваше благородие».

В период бытования этого чина по нему жаловалось личное дворянство.

Название чина происходило от должности уполномоченного представителя, чиновника особых поручений в петровских коллегиях, члена какой-либо комиссии или чиновника профильной (по направлениям работы) канцелярии, созданной при коллегии на постоянной либо временной основе. Первоначально чин отсутствовал в Генеральном регламенте от 28 февраля1720 года, поскольку предполагалось, что чиновники коллегий будут решать строго очерченный круг задач, однако к 1722 году стало уже очевидно, что, как обычно в России, возникает масса совершенно неожиданных и не предусмотренных никем вопросов (в том числе мелких и мельчайших), зачастую к тому же требующих выезда в командировку на место, на решение которых невозможно постоянно отвлекать штатных чиновников канцелярии.

Кроме того, появился ряд задач на местах, требующих постоянного присутствия представителя коллегии. Этим всем и занялись коллежские комиссары, они, например, выполняли функции управляющих на казённых заводах и землях, контролировали заготовки для казённых надобностей и пр..

Позднее чин стали присваивать также владельцам частных производств, заготовительных контор, поместий, выполнявших поставки в государственных интересах.

Во главе комиссии, профильной канцелярии при коллегии стоял обычно коллежский обер-комиссар, которому подчинялись комиссары по соответствующей линии работы. Соответственно обер-комиссаров в коллегии могло быть несколько.

Чин достаточно быстро вышел из употребления, а соответствующие обязанности стали исполнять обладатели универсальных чинов, как правило более высоких классов, однако в 1770-х годах отдельные коллежские комиссары ещё встречались.

Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет

Особняком стояли комиссары при пороховых и селитренных заводах военного и морского ведомства (при том, что в соответствующих коллегиях были и обычные коллежские комиссары) — у них это был не статский чин, а воинское звание, причем отнесённое к IX классу, со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями: по нему жаловалось потомственное дворянство, комиссар мог выслужиться в майоры или капитаны от артиллерии.

Так же, как и статский чин, это звание быстро вышло из употребления.

См. также

Литература

Статья составлена по материалам книги П.М.Корявцева «Большая Абевега чинов и званий»

Категория: Чины

Областная (губернская) реформа Петра I

12Следующая ⇒

Пётр I

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы.

По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVIII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России.

В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков и другие, высказывали резко критические оценки

Реформы Петра I

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой.

Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г.

Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Внешняя политика Петра I

Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г.

и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.

30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.

В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г.

наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.

В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря.

Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России.

Очень много сделано великим царем, вот лишь основные реформы Петра I.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. — Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату.

В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г.

8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11.

1796, Декабря 12 — О новом разделении Государства на Губернии

Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.).

Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

  1. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.
  2. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.
  3. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.
  4. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор — каждый из которых был разделен на 14 рангов.

    Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

  • государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е.

    по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

  • дворцовые, принадлежавшие лично царю;
  • посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия — наиболее богатые, 2-я гильдия — мелкие торговцы и зажиточные ремесленники.

Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия.

В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад.

С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну.

Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 170 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

ГУБЕРНИЯ, в Российской империи (в СССР до 1929) основная административно-территориальная единица; в разное время губернии существовали наряду с областями и краями. Первые губернии созданы в соответствии с указом царя Петра I от 18(29).12.1708: Азовская, Архангелогородская, Ингерманландская (с 1710 Санкт-Петербургская), Казанская, Киевская, Московская, Сибирская и Смоленская. Их образование и формирование штата управления губерниями завершено к 1710 году.

В губерниях сохранялось уездное деление [существовало с конца 15 века; закреплено царским указом от 17(28).12.1707], вместе с тем в 1710-19 в административно-фискальном отношении губернии делились на доли (5536 дворов в каждой). Число губерний постоянно увеличивалось: 23 к 1775, 41 к 1800, 78 к 1914 году (смотри очерк «Административно-территориальное деление» в томе «Россия», раздел Приложения). В ходе проведения реформы местного управления 1719 губернии были разделены на провинции (возглавлялись воеводами), а провинции — на уезды (с 1710 года возглавлялись комендантами).

Согласно губернской реформе 1775, две-три губернии были объединены в генерал-губернаторства, большинство губерний стало называться наместничествами (наименование «губерния» возвращено в результате реформ императора Павла I в 1796), деление губерний и наместничеств на провинции было ликвидировано (уездное деление сохранилось).

Реклама

Губернии возглавлялись губернаторами, в ряде случаев — генерал-губернаторами (Азовская губерния — в начале 18 века, Санкт-Петербургская — в 18-19 веках, Московская — в 18 — начале 20 века).

Губернская администрация состояла из ряда чиновников, подчинявшихся губернатору, среди них — вице-губернатор, в 18-19 веках — чиновники, непосредственно ведавшие сбором налогов (обер-комиссар), военными делами (обер-комендант), обеспечением провиантом и фуражом расквартированных в губернии войск (обер-провиантмейстер), судебными делами (ландрихт). В 1713 году для решения вопросов местного управления в губерниях и представления интересов уездного дворянства был образован ландратский совет при губернаторе.

Он состоял из избиравшихся местным дворянством 8-12 (в зависимости от размеров губернии) ландратов, губернатор в совете имел два голоса. В подчинении ландратов (двое из них постоянно пребывали в губернском городе) находились ландратские канцелярии (расформированы в 1719).

В 1715 на ландратов также были возложены обязанности по управлению долями. Ландраты в 1719-20 были переданы в распоряжение Камер-коллегии для назначения на другие места (в прибалтийских губерниях ландратские советы сохранялись до 1786). Тогда же в губерниях был образован ряд местных учреждений: канцелярии — розыскных дел, вальдмейстерских дел, «свидетельства душ», а также рентереи, конторы камерирских дел и рекрутских дел и др.

(некоторые из них были ликвидированы в 1726-27). С 1728 года непосредственное управление губерниями осуществлялось губернаторами через губернскую канцелярию, которой подчинялись провинциальные канцелярии, а им, в свою очередь, — уездные канцелярии. Согласно губернской реформе 1775 года в губернских городах созданы губернские правления, приказы общественного призрения, а также казённые палаты (в 1862 году заведование косвенными налогами от них перешло к акцизным управлениям).

Охрану порядка на территории губернии в европейской части Российской империи в 1811-64 годах осуществляла внутренняя стража, затем различные соединения местных войск. Для сбора, обработки и публикации статистических данных с 1834/35 в губерниях создавались губернские статистические комитеты. С 1837 года в ряде губерний выходили газеты Губернские ведомости. В 1864 году в 34 губерниях Европейской России (к 1916 — в 43 губерниях) в соответствии с земской реформой образованы выборные органы местного всесословного самоуправления — губернские и уездные земства, в их ведении находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики и др.

В 1860-х годах при губернаторе начали создаваться губернские присутствия, большинство из которых являлись местными учреждениями МВД и Министерства финансов. Местными органами Министерства государственных имуществ (с 1894 года Министерство земледелия и государственных имуществ) были действовавшие в пределах нескольких губерний палаты (1838-66, затем — управления) государственных имуществ, Государственного контроля — контрольные палаты (учреждены в 1865-68).

Для проведения столыпинской аграрной реформы в 1906 году в ряде губерний (в 1911 повсеместно) созданы землеустроительные комиссии — местные органы Главного управления землеустройства и земледелия (с 1915 Министерства земледелия). После Октябрьской революции 1917 губерниями стали управлять губернские исполнительные комитеты, выбиравшиеся на губернских съездах советов.

В ходе первой советской реформы административно-территориального деления (1923-29) губернии были ликвидированы, их заменили области и края.

Лит.: Градовский А.

Д. Начала русского государственного права. СПб., 1883. Т.

О НОВОМ РАЗДЕЛЕНИИ ГОСУДАРСТВА НА ГУБЕРНИИ

3; Богословский М. М. Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727 годы М., 1902; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.

А.

Б. Каменский, С. Г. Ланина.

Губернская реформа Петра I

На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. — местные дворяне привлечены к воеводскому управлению.

18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов".

Это была первая губернская реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. Основная цель этой реформы — обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров.

Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний:

Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии.В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714 г. — 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская).

Административно-территориальное деление Российской империи

Это была первая административная реформа Петра.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности — организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8—12 советников), который должен был избираться местным дворянством.

Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором (последний подбирал нужных себе людей).

Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом.

Пётр I

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления:

  • обер-комендант — военное управление;
  • обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и другие сборы;
  • ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела;
  • обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.

Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия — эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин — президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны.

В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны.

Провинция становится основной единицей областного управления.

В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы.

Провинции делились на округа — дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога — подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров.

Это была вторая, после ландратов, попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства.

Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего.

Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала и сельская поземельная община — субъект самоуправления на селе (сбор податей, поставка рекрутов).

В вотчинах, где управление основывалось на мирском (общинном) представительстве (сход крестьян, который избирал сельского старосту и его заместителей — лесных, земельных, сенокосных и т.п.).

Наиболее четко проявился общественный дуализм общины как орудия вотчинного управления, с одной стороны, а с другой — как орудия защиты и сохранения интересов крестьян перед феодалом и царской администрацией.

Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г.

осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления.

Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях.

Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами.

Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт.

Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном.

Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.



Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *