Раздел церкви на католическую и православную

Раскол христианской церкви (1054)

   Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на римско-католическую церковь на Западе и православную— на Востоке с центром в Константинополе.

ИСТОРИЯ РАСКОЛА

   Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами

[ [http://www.newadvent.org/cathen/10273a.htm Михаил Кируларий (англ.)] ].

Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

Раскол имел множество причин:

обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения

(латынь в западной церкви и греческий в восточной).

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЗАПАДНОЙ (КАТОЛИЧЕСКОЙ) ЦЕРКВИ

Отлучительная грамота была вручёна 16 июля 1054 г.

в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом.

Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:

* 1. Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
* 2.

Михаила неправо называют патриархом,
* 3. подобно симонианам, они продают дар Божий,
* 4.

подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
* 5. Подобно арианам, перекрещивают крещеных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
* 6. Подобно донатистам, утверждают, что во всем мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
* 7.

Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
* 8. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
* 9.

Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
* 10. Подобно манихеям, считают квасное одушевленным.
* 11. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорожденных детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

[ [http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=378 Текст отлучительной грамоты] ]

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) ЦЕРКВИ

«При виде такого поступка папских легатов, всенародно наносящего оскорбление церкви Восточной, церковь Константинопольская в самозащите, со своей стороны, также произнесла осуждение на церковь Римскую, или, лучше сказать, на папских легатов, Руководимых Римским первосвященником.

Патриарх Михаил 20 июля того же года собрал собор, на котором получили должное возмездие зачинщики церковного раздора. В определении этого собора говорилось:

„Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до пределов земли.

В этот город пришли они, как гром, или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину“.

При этом соборное определение произносит анафему на легатов римских и лиц, соприкосновенных к ним»

[ [http://www.krotov.info/history/08/demus/lebedev03.html А.П.Лебедев. Из кн.: История разделения Церквей в IX, X и XI вв.] ].

Текст полного определения этого собора на русском языке до сих пор не известен.

Ознакомиться с православным апологетическим учением, рассматривающим проблемы Католичества можно в учебной программе по сравнительному богословию Православной Церкви:

ВОСПРИЯТИЕ РАСКОЛА на Руси

   Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим кружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов.

Среди прочих городов они посетили Киев, где сподобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.

В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной.

Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера.

Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.

Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св.

Разделение христианских церквей на православную и католическую

Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границуПольшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе.

Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Петр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св.

Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077).

Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.

Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счет его признания на Руси.

Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но все же направленном против «заблуждений»латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором).

Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русский по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей;

в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых».

Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169. В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине).

В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки.

Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни. Подобная ситуация сохранялась вплоть до татаро-монгольского нашествия.

СНЯТИЕ ВЗАИМНЫХ АНАФЕМ

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация

[ [http://www.krotov.info/acts/20/1960/19651207.html Декларация о снятии анафем] ].

Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения.

С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесенных«ex cathedra « (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.

Иоанн Павел II смог переступить порог Владимирского собора в Киеве в сопровождении главенства непризнаваемой другими православными церквями Украинской православной церкви Киевского патриархата.

А 8 апреля 2005 года впервые в истории Православной церкви во Владимирском соборе прошло заупокойное богослужение, совершенное представителями Украинской православной церкви Киевского патриархата по главе Римско-католической церкви.

Литература

[http://www.krotov.info/history/08/demus/lebedev03.html Лебедев А.

П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб. 1999 г. ISBN 5-89329-042-9],

[http://www.agnuz.info/book.php?id=383&url=page01.htm Таубе М. А. Рим и Русь в до-монгольский период] .

Ссылки

См. также в других словарях:

1. а) — Рака в христианской церкви — (греч.

μνημε?α, лат. capsa, moumetum, франц. chasse, значение и происхождение русского названия не определено) так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название «рака» вполне соответствует…

б) — Рака (с ударением на втором слоге) — пустой человек (Евангелiе отъ Матфея).

(Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.

Ефрона) 

2. Харитина мученица христианской церкви

св. мученица, пострадала около 304 г. в Понте. Правитель области, после напрасных убеждений отречься от Христа, велел у Xаритины остричь волосы, сыпать горячие уголья на голову и все тело и, наконец, осудил на растление.

Но Xаритина помолилась Господу и…

3. Ирина мученицы христианской церкви

1) святая мученица, пострадала при императоре Диоклетиане.

По преданию, она была сначала отведена в блудилищный дом, но никто не смел к ней прикоснуться;

1-го апреля 304 г. она была сожжена. Память ее празднуется 16 апреля;

2) великомученица,…

4. Раскол великий западной церкви —  (схизма; 1378 1417) был подготовлен следующими событиями.

Долговременное пребывание пап в Авиньоне сильно подорвало нравственный и политический их престиж.

Уже папа Иоанн XXII, опасаясь окончательно потерять свои владения в Италии, намеревался…

— FIN —

Поиск Лекций

ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЯ ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВЕЙ

До середины века восточные и западные христиане, несмотря на периодические споры, сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные в один — Римский, в котором патриарх носил древний титул папы.

В силу различных, в том числе политических и культурных причин между западными и восточными христианами постепенно ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви.

Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборанская община, которая со- ай ш

ной (всеобщей, католической) Церковью является каждая христи-

вершает Евхаристию по благословению местного канонического (то есть законного) епископа.

Первыми по чести среди епископов считались епископы (патриархи) Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Это отражалось в порядке поминовения их имен во

время богослужения. Но 1благодать и власть у всех

ИЗ

епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа без приглашения. В Риме власть папы постепенно стали понимать иначе.

Папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире.

Верховной властью в Церкви христиане всегда наделяли собор епископов, беря пример с того, что апостолы важные решения принимали на своем соборе.

Ни один апостол не имел права сам принимать решения, которые были бы обязательными для всех остальных. Такие решения принимались всеми вместе.

Рим изменил этому правилу и общей христианской традиции и объявил, что папа может самостоятельно распоряжаться всеми вопросами во всей Церкви. В конце концов власть папы была объявлена выше власти Вселенских соборов. Естественно, что с этим восточные христиане согласиться не могли.

РАЗРЫВ РИМА С ПРАВОСЛАВИЕМ

Однако окончательный разрыв единства Рима с Православной церковью произошел по инициативе Рима.

В 1054 г. посланник папы на переговорах с восточными христианами кардинал Гумберт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в том, что тот изъял из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца: «Верую… и в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего». Гумберт требовал, чтобы было «Иже от Отца и Сына исходящего».

Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумберта, но исправить положение они уже не смогли.

Разделение христианских церквей на православную и католическую

Гумберт предал анафеме* Константинопольского патриарха и всех находящихся с ним в единстве. В ответ на это Собор православных епископов в Константинополе предал анафеме самого Гумберта и, на основании действительного изменения Символа веры Римом, окончательно вычеркнул папу из списка поминаемых на богослужении патриархов.

История изменения Символа веры вкратце такова. Текст Символа веры был принят на I и II Вселенских соборах**, а III Вселенский*** собор запретил вносить в него изменения.

В нарушение этого запрещения в некоторых областях Западной церкви с VII века к Символу веры стали добавлять слова «и Сына» (по латы-

* Анафема — отлучение от Церкви.

** I Вселенский собор — 325 г., г.Никея,

II Вселенский собор — 381 г., г.Константинополь.

•**Ш Вселенский собор — 431 г., г.Ерес.

ни — «Filioque»), вопреки словам Христа, что Святой Дух исходит от Отца.

С этим искажением Символа веры первоначально боролись сами римские папы, но в начале XI века все же утвердили Сим-

вол веры в его искаженном виде.

ПРЕПЯТСТВИЯ К ЕДИНСТВУ

До сих пор «Filioque» остается главным препятствием к восстановлению единства Рима с православием.

Второе препятствие — притязание Папы Римского на власть над всей Христианской церковью.

Поместные православные церкви осознают себя совершенно самостоятельными в своих внутренних делах и могут, в случае восстановления единства, согласиться только с первенством чести (но не власти) римского первосвященника.

В 1870 г. Рим принял догмат о том, что папа является непогрешимым, когда официально (ex cathedra — с кафедры) выступает по вопросам веры и морали.

Но в истории известны случаи, когда папы бывали еретиками и когда ошибались даже Соборы. Православие, указывая на эти случаи, а также основываясь на обещании Иисуса Христа, что врата ада Церковь не одолеют, верит в непогрешимость только всей Церкви в целом и отвергает претензии на непогрешимость какого бы то ни было человека.

Другое важнейшее отличие в вере состоит в том, что Римская церковь считает благодать сотворенной, то есть чем-то принципиально отличным от Бога.

Это означает невозможность непосредственного общения Бога с человеком. Опыт и богословие православия осознают благодать несотвореннои, то есть причастной Божеству, и видят в ней главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом.

Имеется и множество других особенностей католической веры, с которыми православие не может согласиться.

Например, по католическому учению о спасении, христианин должен жить благочестиво, каяться и творить добрые дела не только ради спасения души, но еще и для принесения разгневанному грехами Богу удовлетворения за грехи, чтобы избежать наказания после смерти.

В отношения человека с Богом привносится рационалистически-юридический аспект. Католики утверждают, что святые и подвижники делают добрых дел больше, чем это необходимо, и таким образом создается «сокровищница заслуг».

Эти заслуги Римская церковь перераспределяет (в прошлом это делалось за деньги) в виде «индульгенций»

(милость, снисходительность) тем грешникам, которые не имеют

достаточных заслуг перед Богом.

«Индульгенции» якобы помогают сократить временные загробные мучения, которым подвергаются грешники в чистилище (особом месте испытаний, существующем, по мнению Рима, отдельно от рая и ада).

В католическом вероучении есть догматы, искажающие учение Церкви о Пресвятой Богородице.

Утверждается, что Дева Мария от рождения стала свободной от первородного греха, подобно Адаму и Еве до грехопадения. Таким образом, оказывается, что еще до искупительной жертвы Христа стала возможной всецелая святость хотя бы одного человека. Тогда подвергается сомнению Богочеловечество Иисуса Христа: истинно ли человеческую природу воспринял Он от Богоматери?

В связи с принятым в 1950 г. догматом о телесном вознесении

Божией Матери на небо Рим учит, что Богородица умерла добровольно (ведь свободная от первородного греха Она неподвластна смерти) и стала вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества.

Здесь серьезное противоречие с учением Церкви о Христе как о единственном Посреднике между Богом и людьми.

Для Церкви всегда самым важным в ее жизни была чистота и истинность веры. Истинная вера указывает ориентиры, опираясь на которые человек спасается. Вера является выражением общего опыта Церкви и описанием той духовной реальности — Бога, — в которой Церковь живет. Если начинают возникать мнения, не согласные с общим опытом Церкви, это значит, что сторонник новой веры не имеет общего опыта с Церковью и, следовательно, не живет с ней одной жизнью.

Такие понятия о Боге и взгляды на духовную жизнь, которые противоречат духовному опыту Церкви, называются ересью.

«Filioque», папская непогрешимость, тварная благодать — это очень серьезные ереси, которые привнесли значительные искажения во весь строй духовной жизни западных христиан.

До тех пор, пока Рим будет придерживаться этих ересей, православные христиане не смогут вступать с католиками в церковное общение, состоящее в общем Причастии и молитве.

В противном случае это значило бы отказ от истинной веры и, следовательно, от спасения.

ДРУГИЕ РАЗЛИЧИЯ

Кроме различий в вере, существуют и отличия в богослужении, церковном устройстве и управлении, праздниках, календаре и т.д.

Однако они не являются основными препятствиями церковного единства.

Православие не согласно с совершением крещения обливанием или кроплением (вместо полного погружения в воду), с употреблением на Литургии, называющейся у католиков Мессой, бесквасного (пресного, недрожжевого) хлеба* и причащением мирян только Телом, но не Кровью Господа; с отказом причащать младенцев и сокращением подготовительного поста перед Евхаристией до одного часа.

Особенностью римо-католического воззрения на таинство Священства является принцип безбрачия духовенства или целибат, хотя Священное Писание не ставит безбрачие условием исполнения священнических обязанностей.

Более того, считающийся у католиков основателем папства апостол Петр был женат. В дополнение к существующим во Вселенской церкви степеням священства введен еще сан кардинала. Кардиналы являются высшими духовными лицами после папы, сейчас их около 150.

Они образуют так называемую священную коллегию, которой принадлежит право выбирать римского папу.

Центром католицизма является государство Ватикан, находящееся в Риме.

Папа, считающийся наместником Христа на земле, является абсолютным монархом государства Ватикан, которое, хотя и крошечное, имеет все государственные атрибуты, в том числе вооруженные силы, денежные знаки, флаг и даже тюрьму.

Диалог православия с Католической церковью ведется с перерывами с момента отпадения Рима, но пока к существенным результатам не привел.

Со второй половины XX века Католическая церковь предпринимает значительные усилия для того, чтобы ее проповедь и жизнь могли быть восприняты современными людьми.

Так, например, разрешено богослужение на национальных языках, в связи с чем во многих странах началась кропотливая работа по переводу богослужебных текстов (до этого месса совершалась только на ла-

тыни) , уделяется большое внимание работе с молодежью и т.д.

Католическая церковь является самой крупной из всех христианских церквей.

Она объединяет в себе около 900 млн. верующих. Католицизм исповедуют преимущественно в Италии, Испании, Франции, Португалии, Польше и в странах Латинской Америки.

Несмотря на принципиальные отличия, в вере и жизни Православная и Католическая церкви имеют много общего. Это позволяет не терять надежду на возвращение Рима к православию. Эту надежду укрепляет еще и то, что в нашем веке многие выдаю-

* Для православных бесквасный хлеб является символом ветхозаветной пасхи, времен ожидания пришествия Христа Спасителя.

щиеся католические богословы пришли к пониманию истинности православной веры.

Приложение к уроку №21

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.

Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Разделение Вселенской Церкви на Восточную и Западную произошло под действием множества самых различных причин, которые веками, налагаясь друг на друга, подтачивали единство Церкви, пока, наконец, не оборвалась последняя связующая нить. Несмотря на все многообразие этих причин мы можем условно выделить среди них две основные группы: религиозные и этно-культурные.

Собственно религиозных причин раскола две: стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью и догматические уклонения от чистоты кафолического вероучения, среди которых важнейшим является изменение Никео-Цареградского Символа веры вставкой filioque.

Оно прямо нарушает 7 правило III Вселенского Собора, которое определяет: «Да не будет позволено никому произносити… или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец в Никее граде со Святым Духом собравшихся».

Следующая группа явлений, решительно способствовавших ослаблению церковного единства даже в то время, когда оно еще сохранялось, относится к области национальных и культурных условий развития христианства на Западе и на Востоке.

Ни одна Церковь не избежала влияния этих условий в своей истории, но в данном случае мы имеем дело со столкновением двух наиболее мощных традиций античного мира – эллинской и римской.

Различие этнокультурной устремленности этих традиций заложило глубинные различия в усвоении истины Христовой на Западе и на Востоке. Эта глубинная «противоположность несущих этносов» медленно, но неуклонно увеличивала степень отчуждения, пока оно наконец, не стало реальностью в XI столетии. И причина этого заключалась уже не только в притязаниях пап, просто разным стало направление развития церковной жизни.

Народы эллинского мира, по словам Б.

Мелиоранского «поняли христианство преимущественно как богооткровенную метафизику и этику, как свыше указанный путь к нравственному совершенству и спасению личности и к познанию сущности Божией». Этим объясняется полнота пытливой богословской жизни Востока, которая равно изливала себя в глубинах Богопознания и в еретических уклонениях от него, сотрясая и обессиливая восточный церковный организм.

Напротив, то что В.В. Болотов назвал «воздействием романского на христианское» выразило себя в терпеливом и методичном созидании церковного здания, ибо римляне «как самый государственный в мире народ, как создатели образцового права они поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства.

… Где Восток видел философскую и моральную идею, там Запад создавал институт…»

Накопление отклонений от общего учения и жизни неразделенной еще Церкви свидетельствовало о самостоятельном развитии западной ее половины, которое и закрепилось в расколе, ставшем, по словам А. Хомякова «произвольным, ничем не заслуженным отлучением всего Востока»10. Восточная Церковь не дерзала вносить что-то новое в соборные истины, стоившие ей таких трудов и испытаний.

Именно Запад начал самочинно изменять их, и этот отход от соборно утвержденного учения и бытия церковного разрешился расколом 1054 года. Последующее развитие Церкви лишь подтверждает этот вывод, ибо общая вера неразделенной Церкви сохраняется Восточной Церковью в неизменности даже до сего дня, тогда как прошедшие столетия отяготили самостоятельное церковное развитие Запада множественными нововведениями, которые все более отдаляют его от общего наследия.

Растущей самостоятельности, даже самодостаточности Запада сопутствовало истощение соборного начала в жизни Вселенской Церкви, которое уже не могло более сопротивляться распаду.

В прежние века для разрешения разномыслия созывался Собор, и сила его решений вразумляла и соединяла враждующих. После завершения эпохи Вселенских Соборов не стало удерживающего начала, и самочинные новшества Запада уже не привели к созыву нового Вселенского Собора, который мог бы оградить мир церковный.

Более полное представление о степени отчуждения Запада и Востока мы можем получить, если обратимся к непосредственно предварявшим Великий раскол событиям.

В середине IX столетия Византия была потрясена только что пережитой борьбой с иконоборчеством и после его поражения образовалось две партии: «зилоты» или сторонники беспощадной борьбы с еретиками и стоявшие за снисходительное к ним отношение «икономисты».

Противоборство между этими партиями вылилось в ожесточенное противостояние патриархов Фотия и Игнатия, в котором самое активное участие принял Рим.

Разделение христианской церкви на католическую и православную

Следствием этого стал разрыв отношений Востока и Запада, который прекратился лишь после Свято-Софийского Собора 879–880 гг. Кроме папских легатов на Собор прибыли представители восточных Патриархатов и множество епископов, число которых достигало 383-х. Таким образом, это был один из самых представительных Соборов за исключением Халкидонского.

На этом Соборе при участии легатов было принято постановление против попыток внесения в символ веры filioque.

Были вновь осуждены притязания пап на верховную власть в Церкви, и одно из правил этого Собора подтверждало полное равенство епископов Рима и Константинополя. На Соборе был оглашен Никео-Цареградский символ веры и принято постановление о его полной неизменности, а также было решено «не допускать никаких нововведений в управлении Вселенской Церковью». Свято-Софийский Собор часто причисляли к числу Вселенских, и вплоть до XII столетия таковым его считала Западная Церковь.

Для нас он имеет значение прежде всего как выражение соборного мнения Восточной Церкви относительно властных и догматических заблуждений Запада.

Предшествовавшие Великому расколу десятилетия являют собой картину «худого мира», который нередко нарушался и в конце концов разрешился «доброй ссорой». В.В. Болотов приводит впечатляющую статистику исторического взаимоотчуждения Восточной и Западной Церквей.

Из пяти с половиной столетий, прошедших со времени Миланского эдикта 312 г., лишь в течение 300 лет отношения между Церквами были нормальными, и более 200 лет они, по тем или иным причинам, были прерваны11.

В церковной истории существует точка зрения, согласно которой Рим сознательно обострял отношения с Востоком перед Великим расколом, добиваясь их разрыва.

Для такого стремления были свои основания, ибо неповиновение Востока явно стесняло Рим, подрывало его монополию, поэтому как пишет Б.Мелиоранский: «Восток отказывается повиноваться и нет средств принудить его к повиновению; остается объявить, что послушные церкви и суть вся истинная Церковь».

Поводом к окончательному разрыву в июле 1054 г. послужил очередной конфликт из-за церковных владений папы Льва IX и патриарха Михаила Керуллария.

Рим в последний раз попытался добиться безоговорочного повиновения Востока, а когда стало ясно, что это невозможно, то папские легаты, «соскучившись, по их собственным словам, сопротивлением Михаила», явились в храм Святой Софии и торжественно возложили на престол буллу отлучения от Церкви, которая гласила «Властью Святой и нераздельной Троицы, Апостольской кафедры, послами коей мы являемся, всех святых православных отцов Семи Соборов и католической Церкви, мы подписываем против Михаила и его приверженцев – анафему, которую наш преподобнейший Папа произнес против них если они не опомнятся».

Абсурд происшедшего дополняло еще и то, что папа, от имени которого они произносили анафему, был уже мертв, он умер еще в апреле этого года.

После отбытия легатов патриарх Михаил Керулларий созвал Собор, на котором легаты и их «нечестивое писание» после рассмотрения были преданы анафеме. Следует заметить, что была предана анафеме не вся Западная Церковь подобно тому как это сделал кардинал Гумберт по отношению к Восточной, но лишь сами легаты.

При этом, конечно, сохраняют силу осуждения Соборов 867 и 879 гг. относительно латинских нововведений, filioque и папских притязаний на первенство.

Все восточные патриархи были извещены о принятых решениях окружным посланием и выразили им поддержку, после чего церковное общение с Римом прекратилось на всем Востоке.

Никто не отрицал почетного первенства папы, установленного отцами, но никто и не соглашался с его верховной властью. Согласие всех восточных предстоятелей в отношении к Риму подтверждает пример Петра III, патриарха Антиохии, где имя папы было вычеркнуто из диптихов задолго до Великого раскола. Известна его переписка с Римским престолом о возможности восстановления единства, в ходе которой он получил из Рима письмо с изложением папской точки зрения. Оно настолько поразило его, что Петр III немедленно отослал его патриарху Михаилу, сопроводив весьма выразительными словами: «Эти латиняне, в конце концов, являются нашими братьями, несмотря на всю их грубость, невежество и пристрастие к собственному мнению, что иногда сводит их с прямой дороги».

* * *

10

Хомяков А.С. Сочинения Т.

2, М. 1994.

11

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. З, М. 1994, с. 313.

Курс лекций, Изд-во ПСТГУ, 2009, 5,5 п.л.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *