Психорегуляция в спорте

психология спорта

к оглавлению

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

9.9. Основы психорегуляции в спорте

Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. (СНОСКА: См.: Психология: Учеб, для ИФК. – Указ. изд.)

Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем организма. В любой момент с доминирующей функциональной системой, которая обеспечивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние (состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая из представленных систем.

Конкурирующую систему называют субдоминантной. Например, если спортсмен выполняет какое-то определенное задание на тренировке, то этот процесс обеспечивается доминированием эрготропной системы.

Однако в это же время субдоминантная трофотропная система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию.

Известно, что организм человека не может переходить от одного вида деятельности к другому сразу. Иногда этот процесс может значительно затягиваться. Особенно часто такой вид перехода выражается при снижении психической работоспособности. Но, как показывает спортивная практика, часто именно в периоды снижения психической работоспособности спортсмену необходима высокая активность и значительная быстрота психической реакции.

В нужный момент достигать наиболее эффективного и рационального состояния, способствующего реализации потенциальных возможностей спортсмена, помогают специальные методы психорегуляции.

Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочисленны. Можно говорить о различных принципах их классификации, но наиболее рациональным является принцип, предлагаемый В.М.Мельниковым (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК. – Указ. изд.).

Он выделяет две группы методов:

  1. гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания – гипноз);
  2. ауторегуляционные (это методы саморегуляции). Рассмотрим схему классификации методов психорегуляции

Методы гетерорегуляции

Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии).

Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию (обычно применяется тот или иной способ отвлечения).

Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нерациональности того или иного поведения, состояния.

Приказ – наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким и кратким.

Рациональное внушение – это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:

  • логично убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность;
  • устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;
  • выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.

Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, следует выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне):

  1. фракционный гипноз (частичный) заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После того как человек погружается в состояние сна и пребывает в нем в течение нескольких минут, его пробуждают и уточняют, не было ли каких-либо помех, договариваются с ним о стиле дальнейшего проведения внушения, вновь погружают в сноподобное состояние;
  2. гипносуггестия (метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, «репортаж») заключается в том, что после погружения в сон специалист, ведущий сеанс, начинает как бы вести репортаж о матче или поединке с участием спортсмена, который находится под гипнозом.

Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные. В аппаратурных методах для формирования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».

Методы ауторегуляции

Аутогенная тренировка впервые была предложена австрийским врачом И.Шультцем (СНОСКА: См.: Schultz S.H. Das Autogene Training. — Stuttgart, 1956). Определяется она последовательным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения. Кроме того, находясь в таком состоянии, спортсмен может решать задачи, связанные с самонастройкой, преодолением неуверенности, страха, концентрацией внимания и т.п.

«Наивные» методы саморегуляции – это приемы, которые появились в ходе тренировок и соревнований, где их использование дало тот или иной эффект, связанный с успехом, удачным выступлением на соревнованиях. Эти методы саморегуляции возникают случайно и часто становятся как бы ритуальными. Например, многие спортсмены произносят про себя, как правило, одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа, при этом данная фраза довольно часто приобретает навязчивый характер.

Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты. Невербальные – дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.

Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называя какие-то движения).

Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:

  1. предупреждением их возникновения;
  2. ликвидацией уже сформировавшихся состояний.

Для проведения этого процесса может использоваться множество средств и методов воздействия извне или саморегуляция.

Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно-психическое напряжение (включая предстартовую лихорадку), фрустрация (разочарование).

Каждое из этих состояний может детализироваться, так как имеет собирательный характер, поэтому разработка сеанса психорегуляции должна содержать решение оперативных задач, направленных на восстановление работоспособности, эмоционального состояния, боевого настроения. При этом непременно должны учитываться условия каждого конкретного случая отдельно.

Утомление

Процесс развития утомления протекает сложно: сначала спортсмен ощущает вялость, сонливость, апатию, снижение интереса к выполняемой деятельности, затем у него наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена настроения; на последней стадии отмечается комплекс ярко выраженных невротических явлений: неустойчивость настроения, нарушение сна, низкая работоспособность, апатия, различные функциональные расстройства (головные боли, боли в сердце, вегетососудистая дистония и т.п.).

Часто нарастание утомления сопровождается заболеваниями и травматизмом. Следует подчеркнуть, что в периоды переутомления рекомендуется снизить не только физические, но и психические нагрузки, чрезвычайно полезно использовать все виды психорегуляции, в которых присутствуют средства искусства и культуры. Но необходимо помнить, что эти средства должны играть отвлекающую роль. Например, можно посмотреть легкий, веселый фильм. Однако если для этого требуется перемещение спортсмена на значительное расстояние (ехать до места демонстрации фильма на транспорте или достаточно продолжительное время идти), то это уже не будет психорегуляцией и никакой для спортсмена в состоянии переутомления пользы не принесет.

Полезными могут быть гипносуггестивные средства, при использовании которых следует в первую очередь уделять внимание внушению покоя, расслабления, отдыха.

Очень важны аппаратурные методы психорегуляции. С их помощью процесс расслабления и развития сноподобного состояния протекает гораздо легче.

Нельзя не отметить роль самовнушения покоя, расслабления и сна в вечерние часы. Это бывает особенно важно, когда по разным причинам процесс засыпания затруднен.

Избыточное нервно-психическое напряжение

Избыточное напряжение, безусловно, мешает выполнять спортивные действия и рационально использовать функциональные возможности организма. Практический опыт показывает, что одним из наиболее действенных методов для устранения избыточного напряжения можно считать психорегуляцию в состоянии бодрствования. Кроме того, достаточно рациональный метод – это создание нового очага возбуждения, который сыграет роль отвлекающего фактора.

Очень важно с целью профилактики перевозбуждения соблюдать основные принципы психогигиены, особенно в игровых видах спорта. Использовать только успокоительные мероприятия здесь будет недостаточно.

Необходимо:

  1. определение причины избыточного волнения;
  2. ее объяснение и устранение;
  3. выполнение приемов саморегуляции.

При избыточном нервно-психическом напряжении методы саморегуляции, организованные в виде пауз, могут быть достаточно эффективными. Главное, глубоко осознанное самовоздействие спортсмена должно быть направлено на десенсибилизацию к ожидаемой деятельности. Но при этом нельзя допускать, чтобы спортсмен впал в противоположную крайность и довел себя до полного безразличия.

Мобилизующее воздействие на состояние спортсмена могут оказывать идеомоторные представления, связанные с ожидаемой ситуацией и его конкретными действиями.

Самым сложным проявлением избыточного напряжения считается его возникновение в ходе соревновательной борьбы. Здесь особенно важно, чтобы спортсмен имел определенный индивидуальный арсенал средств саморегуляции, которые заранее отрабатываются в нейтральных условиях, затем систематически совершенствуются в реальной деятельности.

Фрустрация

Состояние фрустрации связано с внезапной разницей между ожидаемыми событиями и реальным результатом. Сопровождаемое отрицательными эмоциями, это состояние может сочетаться с утомлением и с избыточным нервно-психическим напряжением. Оно может выступать и как самостоятельный феномен.

Лучше всего в качестве средств борьбы с фрустрацией использовать комплекс процедур рациональной психорегуляции, включающий в себя:

  1. логический анализ ситуации;
  2. выбор тактики подавления эмоций или психологической защиты;
  3. составление плана мероприятий, необходимых для выхода из данного положения.

Заканчивать их следует внушениями типа: «Вперед!», «Борись!». Это очень важно в процессе борьбы с фрустрацией, именно приказ в данном случае является:

  1. средством воздействия на внутреннее конфликтное состояние спортсмена, так как устраняет сомнения в дальнейших действиях;
  2. средством мобилизации (за счет своей неожиданности).

Значение такого приказа будет тем больше, чем более контрастно (с предшествовавшей беседой) и своевременно оно прозвучит, будучи подготовленным всем ходом предварительной психорегуляции.

В случаях с фрустрацией следует очень осторожно использовать методы саморегуляции (только получив определенные результаты положительной динамики), а также аппаратурные методы (так как невротизированные люди легко могут связать с ними причину своих неудач).

В ряде случаев эффективные результаты дает прием «Репортаж», когда спортсмен много раз переходит от состояния покоя и расслабления к идеомоторному соучастию в спортивных ситуациях.

Таким образом, можно сказать, что различные методы и средства психорегуляции следует применять с учетом специфики ситуации, индивидуальных особенностей спортсменов и их психического состояния, чтобы осуществить общую тенденцию по формированию у них оптимального психического состояния, в котором они могут наиболее полно реализовать свои физические и технические возможности.

содержание ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

23.3

Методы психорегуляции в спорте

Все методы психорегуляции, используемые в работе со спортсменами, классифици-руются следующим образом (В.

П. Некрасов, 1985); (рис. 26):
1) по природе различаются – методы саморегуляции и гетерорегуляции;
2) по содержанию – на вербальные и невербальные;
3) по технике оснащения – на аппаратурные и безаппаратурные;
4) по способу использования – на контактные и бесконтактные.

Психорегу-лирующая тренировка
«Наивные»
Простейшие
Идеомотор-ная
тренировка Аппа-ратур-ные
Кон-такт-ные
Бескон-такт-ные Базап-пара-турные
«На-ивные»
Простейшие
Идео-мотор-ная
трени-ровка
Дыха-тель-ные уп-ражне-ния Гип-носуг
гетив-ные
Гипноз
Фрак-цион-ное
вну-шение
«Репортаж» Внушение
в бодрст-вуюшем
состоянии
Беседа
Убежде-ние
Приказ
Психоре-гули-рующая
трениров-ка Ап-пара-тур-ные
Бесконтактные Без-аппара-турные

Методы саморегуляции могут быть вербальными и невербальными, они включают «наивные» – приемы, которые возникают случайно на тренировках и соревнованиях, в ря-де случаев становятся ритуальными и нуждающиеся в специальной тренировке.

Невербальные методы.
Аппаратурные методы предполагают использование специальных приборов («ПЭ-ЛАНА» и «ЛЭНАР») и аудиосредства (музыка, специальные шумы). К этой же группе от-носятся и методы, построенные на принципах биологической обратной связи.

Они пред-назначены для контроля за изменением вегетативных функций (частоты сердечных со-кращений, электрокожного сопротивления, артериального давления и др.). Применение принципа биологической обратной связи делает саморегуляцию более наглядной.

Безаппаратурные методы саморегуляции включают «наивные» (ритуальные движе-ния, упражнения, не вытекающие из требований деятельности), простейшие (целенаправ-ленные гимнастические упражнения, включающие дыхательную и мимическую гимна-стику; ходьба и бег), идеомоторную тренировку (мысленное выполнение отдельных дви-гательных актов или своего поведения).
Вербальные методы.

Простейшие – самоубеждение, самоприказ, приёмы психологической защиты, осно-ванные на фантазии, рационализации.
Психорегулирующая тренировка (ПРТ) – включает две части (успокаивающая и мо-билизующая). Ниже приводится их содержание.
Психорегулирующая тренировка по А. В. Алексееву (1985), позволяет решать ряд задач: влиять на формирование оптимального боевого состояния; ускорение процессов восстановления работоспособности спортсмена; снятие излишнего напряжения перед стартом и др.

Успокаивающая часть

1 Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
2 Моё внимание на моём лице.
3 Моё лицо спокойно.
4 Губы и зубы разжаты.
5 Расслабляются мышцы лба, глаз, щёк.
6 Расслабляются мышцы затылка и шеи.
7 Лицо начинает теплеть.
8 Теплеют затылок и шея.

9 Моё лицо полностью расслаблено, тёплое, спокойное, неподвижное.
10 Моё внимание переходит на мои руки.
11 Мои руки начинают расслабляться и теплеть.
12 Мои пальцы и кости расслабляются и теплеют.
13 Мои предплечья и локти расслабляются и теплеют.
14 Мои плечи и лопатки расслабляются и теплеют.
15 Все мои руки полностью расслабленные, тёплые, неподвижные.
16 Моё внимание на моих тёплых пальцах.
17 Моё внимание переходит на моё лицо.

18 Моё лицо полностью расслабленное, тёплое, спокойное, неподвижное.
19 Моё внимание переходит на мои ноги.
20 Мои ноги начинают расслабляться и теплеть.
21 Мои подошвы и голеностопы расслабляются и теплеют.
22 Мои голени и колени расслабляются и теплеют.
23 Мои бедра и таз расслабляются и теплеют.
24 Все мои ноги полностью расслабленные, тёплые, неподвижные.
25 Моё внимание на моих тёплых голеностопах.
26 Моё внимание переходит на моё лицо.

27 Моё лицо полностью расслабленное, тёплое, спокойное, неподвижное.
28 Моё внимание переходит на моё туловище.
29 Моё туловище полностью расслабленное, тёплое.

30 Моё внимание на моей груди.
31 Моё дыхание спокойное, свободное, лёгкое.
32 Моё внимание на моём лице.
33 Моё сердце бьётся спокойно, ровно.

34 Оно отдыхает.
35 Весь мой организм отдыхает.
36 Моё внимание на моём лице.
37 Моё лицо полностью расслабленное, тёплое, спокойное, неподвижное.
38 Я отдыхаю.
39 Я отдохнул и успокоился.
40 Самочувствие хорошее.

Мобилизующая часть

1 Возникает чувство лёгкого озноба.
2 Состояние, как после прохладного душа.
3 Из мышц уходит чувство тяжести и расслабленности.

4 В мышцах начинается лёгкая дрожь.
5 Озноб усиливается.
6 Холодеют голова и затылок.
7 По телу побежали мурашки.
8 Кожа становится гусиной.
9 Холодеют ладони и стопы.

10 Дыхание глубокое, учащённое.
11 Сердце бьётся сильно, энергично, учащённо.
12 Озноб всё сильнее.
13 Все мышцы лёгкие, упругие, сильные.
14 Я всё бодрее и бодрее.
15 Открываю глаза.
16 Смотрю напряженно, предельно сосредоточенно.

17 Я приятно возбуждён.
18 Я полон энергии.
19 Я как сжатая пружина.
20 Я полностью мобилизован.
21 Я готов действовать.

При первоначальном обучении ПРТ занимающиеся мысленно, с закрытыми глазами в удобной позе проговаривают весь набор формул.

В дальнейшем количество формул по-степенно сокращается до 6–8.
Ниже приводится сокращённый вариант ПРТ (расслабление).
1 Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
2 Моё лицо, руки, ноги полностью расслабленные, тёплые, неподвижные.

Глава 2. Психорегуляция в спорте

3 Всё моё туловище полностью расслабленное и тёплое.
4 Моё дыхание спокойное, свободное, лёгкое.
5 Моё сердце бьётся спокойно, свободно, легко.
6 Я отдохнул и успокоился.
7 Самочувствие хорошее.
Показателем овладения занимающимися ПРТ является изменение уровня возбужде-ния: при расслаблении – снижение, при мобилизации – повышение.

При использовании словесных формул ПРТ важно знать следующие положения о функциях центральной нервной системы.
1 Уровни бодрствования. Выделяются следующие уровни бодрствования:
а) активное бодрствование характерно для выполнения человеком работы;
б) пассивное бодрствование, когда человек закрывает глаза, представляет
себя расслабленным, ни о чём не думает;
в) дремотное состояние характеризуется полным покоем, сонливостью;
г) сон средней глубины;
д) глубокий сон.

2 Первый главный механизм в действии ПРТ. Его сущность состоит в действии словами и их мысленными образами на дремлющий головной мозг, находящийся под кон-тролем сознания. Когда головной мозг находится на уровне пассивного бодрствования, он становится чувствительным к словам и связанным с ними мысленным образам. Следова-тельно, первый шаг в овладении приемов самовнушения заключается в формировании умения вводить себя в дремотное состояние, оставаясь при этом под контролем своего сознания.

3 Особенности взаимосвязи между головным мозгом и скелетными мышцами. В момент психического возбуждения скелетные мышцы напрягаются. Излишнее волнение перенапрягает мышцы и утрачивается способность владеть ими. Когда мозг спокоен, ске-летные мышцы непроизвольно расслабляются. Сигналы идут от мозга к мышцам и от мышц к мозгу.
Проприоцептивные импульсы, идущие в головной мозг от опорно-двигательного ап-парата несут информацию о состоянии «периферии тела» и являются раздражителями, стимулирующими деятельность мозга.

Чем напряженнее, активнее мышцы, тем больше импульсов идёт от них в мозг, и тем он в большей степени активизируется. Так действует, например, разминка.
Чем расслабленнее мышцы, тем меньше импульсов поступает от них в головной мозг. При этом мозг получает всё меньше и меньше возбуждающих сигналов и он начина-ет успокаиваться. Эта физиологическая закономерность в ПРТ для сознательного дости-жения необходимого уровня бодрствования.

Таким образом, чтобы научиться вводить се-бя в нужное психическое состояние, необходимо уметь управлять тонусом скелетных мышц. В этом заключается основная закономерность психорегуляции.
4 Второй главный механизм действия ПРТ. Сущность этого механизма – сосре-доточенность внимания. В момент сосредоточения внимания возникает ощущение психи-ческого напряжения.

Так оно и есть. Ведь сосредоточение внимания и удержание его на каком-либо объекте – это деятельность сознания человека.
В основе ПРТ лежат два главных механизма: дремотное состояние под- сознания и сосредоточение внимания. При обучении ПРТ важную роль играют представление и во-ображение потому, что слова самовнушения должны всегда сопровождаться соответст-вующими мысленными образами.

При чрезмерном нервно-психическом напряжении рекомендуется использовать следующие методы психорегуляции:
1 Рациональная психорегуляция в состоянии бодрствования.
2 Создание нового очага возбуждения, играющего роль отвлекающего.
3 Гипносуггестивные методы успокаивающего характера.
4 Физические упражнения плавного, замедленного характера.
5 Успокаивающий массаж.
6 Отвлечение внимания от факторов, вызывающих возбуждение.

7 Успокаивающая часть психорегулирующей тренировки.
8 Аппаратурные методы с помощью центральной анальгезии.

Для этого использу-ются приборы ПЭЛАНА (прибор электроанальгезии), ЛЭНАР (лечебный электронаркоз), генерирующие электроимпульсы с частотой 500–1200 Гц (ПЭЛАНА) и 500–2000 Гц (ЛЭ-НАР).

9 Индивидуальные средства саморегуляции.
При сниженном психическом состоянии (апатия, фрустрация) рекомендуются сле-дующие методы:
1 Рациональная психорегуляция, представляющая собой комплекс процедур, вклю-чающих: логический анализ ситуации, выбор тактики дренажа эмоций или, наоборот, психической защиты, формирование плана выхода из данного положения.

При этом могут использоваться внушения типа: «Иди! Борись! Играй! Вперёд!». Значение таких приказов со стороны тренера или психолога будет тем больше, чем более контрастно и своевремен-но они прозвучат, будучи подготовленным всем ходом предварительной рациональной психорегуляции.

2 Гипносуггестивное внушение. С помощью его устраняется избыточная реакция на неудачи и внушается состояние уверенности в себе. Ситуация специально упрощается, рационализируется. Выход из сноподобного состояния должен быть энергичным, позво-ляющим спортсмену поверить в себя, настроиться на борьбу.

При этом используется им-перативный уверенный голос.
3 Прием «Репортаж». Спортсмен много раз переходит от состояния покоя и рас-слабления к идеомоторному соучастию в конкретных ситуациях, которые для него могут быть достаточно эмоциональными. «Разыгрывая» в сноподобном состоянии значимые для спортсмена ситуации, важным является снижение их психотравмирующих функций.
4 Самоубеждения, самоприказы.
5 Физические упражнения резкого характера (прыжки, бег и т.

п.).
6 Возбуждающий массаж.
7 Мобилизующая часть психорегулирующей тренировки.

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

Статья посвящена особенностям стресса, который может оказывать человека как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому надо научиться управлять собой, своим психическим и физическим состоянием.

Наше время особенное.

Сейчас на психику, на клетки головного мозга постоянно воздействуют потоки самой разнообразной, подчас ненужной, а порой и вредной информации – это с одной стороны, а с другой – в сутках не хватает часов, чтобы по-настоящему разобраться во всем, что врывается к нам в мозг по каналам органов восприятия. Во всем том, что мы видим, слышим, осязаем, обоняем, что чувствуем, переживаем, о чем не можем не думать.

Наше время и вся наша жизнь отличается нестабильностью, неуверенностью в завтрашнем дне. Вот почему многие находятся в состоянии почти непрекращающегося и довольно своеобразного психофизического напряжения. За что, в конце концов, приходится расплачиваться.

В первую очередь здоровьем. Обширная статистика неумолимо констатирует довольно печальное положение – около половины всех случаев смерти в экономически развитых странах вызваны заболеваниями сердца и кровеносных сосудов. Так что же он собой представляет этот стресс?

Стрессом называют состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

В широком смысле стресс – это любая эмоциональная реакция человека на деятельность. Стресс в узком смысле – это эмоциональная реакция в экстремальных условиях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние как на деятельность (вплоть до ее полной дезорганизации), так и на человеческий организм [1; 2].

Стрессы могут быть: физические и психологические.

Физические – возникают от ощущения голода, жары, жажды, холода, инфекции и пр. Психологические – являются следствием сильного нервного перенапряжения.

Влияние стресса на организм человека может быть как положительным, так негативным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и продолжительные. Однако, если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянутое по времени, то оно носит разрушительный характер [3]. Стресс и его последствия – прямо пропорциональные явления, чем сильнее и длительнее стресс, тем большее негативное влияние он оказывает и в первую очередь на здоровье.

Стресс нарушает привычный ритм жизни человека.

Вследствие сильного нервного перенапряжения под «ударом» оказываются наиболее уязвимые системы организма: сердечнососудистая, желудочно-кишечный тракт, эндокринная система.

Стресс – наш ежедневный попутчик, поэтому хотим мы этого или нет, с ним надо считаться. Даже, если мы совершенно не ощущаем его воздействие, это не дает нам права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет [4; 5].

Природа, создавая людей, одарила их организм великой способностью к саморегулированию.

Благодаря этому сердце само, без какого-либо вмешательства с нашей стороны начинает биться мощнее, когда мы, например, переходим с ходьбы на бег.

Психорегуляция – это самостоятельное научное направление, основной целью которого является формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию физических и психологических возможностей человека.

Под психической регуляцией понимается целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемого путем специально организованной психической активности. Это происходит за счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач [6].

Приемы непосредственного воздействия на функциональное состояние можно условно классифицировать по двум основным группам: внешним и внутренним.

К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся: рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), организация режима питания, фармакология, функциональная музыка и светомузыкальные воздействия, библиотерапия, мощный класс методов активного воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).

Кратко остановимся на характеристике некоторых из них [7].

Рефлексологический метод, широко используемый в медицине для лечения разного рода заболеваний, в настоящее время приобретает популярность и за пределами терапевтической практики. В последние годы он стал интенсивно применяться для профилактики пограничных состояний, повышения работоспособности, срочной мобилизации внутренних резервов.

Нормализация режима питания, как метод рефлексотерапии, не имеет прямого отношения к психотерапевтическим процедурам.

Однако полезно иметь информацию о возможностях использования соответствующих медицинских и физиологических методик и их роли в оптимизации функционального состояния.

Хорошо известно, что недополучение организмом необходимых питательных веществ ведет к снижению сопротивляемости и, вследствие этого, способствует быстрому развитию утомления, возникновению стрессовых реакций, и т.п.

Психорегуляция в спорте (стр. 1 из 2)

Поэтому сбалансированный дневной рацион, правильная организация режима питания, включение специальных продуктов в меню правомерно рассматривается как один из действенных способов профилактики неблагоприятных состояний.

Фармакотерапия – один из наиболее древних и распространенных способов воздействия на состояние человека. В последние годы все чаще встречаются публикации о положительном эффекте применения различного рода лекарственных препаратов, специальных добавок к пище, повышающих работоспособность.

Для профилактики состояний, не выходящих за грань нормальных, главной должна быть ориентация на использование максимально естественных для организма приемов [8].

Функциональная музыка, а также ее сочетание со световыми и цветовыми воздействиями получило широкое применение во всем мире.

Специально подобранные музыкальные программы являются эффективным средством для борьбы с монотонней, начальными стадиями утомления, предотвращения нервно-эмоциональных срывов. Интересен и опыт использования библиотерапии – метода «лечебного чтения», предложенного В.М.Бехтеревым. Обычно этот метод реализуется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений.

Хотя механизмы воздействия на состояние человека функциональной музыки и прослушивания отрывков текста различны, их эффекты обнаруживают существенное сходство [9].

Каждый человек должен научиться управлять собой, своим психическим и физическим состоянием. Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях, одолеть стресс.

Характеристика методов психорегуляции в спорте.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11

Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочисленны. Можно говорить о различных принципах их классификации, но наиболее рациональным является принцип, предлагаемый В. М. Мельниковым.

Он выделяет две группы методов:

1) гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания — гипноз);

2) ауторегуляционные (это методы саморегуляции).

Рассмотрим схему классификации методов психорегуляции.

Методы гетерорегуляции

Вербальные методы внушения подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение (в обычном состоянии).

Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или предстартовую апатию (обычно применяется тот или иной способ отвлечения).

Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить спортсмена на конкретную деятельность; убедить в нерациональности того или иного поведения, состояния.

Приказ — наиболее императивная форма внушения в бодрствующем состоянии.

Он должен быть конкретным, четким и кратким.

Рациональное внушение — это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:

логично убедить спортсмена в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную деятельность;

устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;

выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у спортсмена, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.

Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, следует выделить различные варианты гипносуггестии (внушение во сне):

1) фракционный гипноз (частичный) заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части.

После того как человек погружается в состояние сна и пребывает в нем в течение нескольких минут, его пробуждают и уточняют, не было ли каких-либо помех, договариваются с ним о стиле дальнейшего проведения внушения, вновь погружают в сноподобное состояние;

2) гипносуггестия (метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию, «репортаж») заключается в том, что после погружения в сон специалист, ведущий сеанс, начинает как бы вести репортаж о матче или поединке с участием спортсмена, который находится под гипнозом.

Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные.

В аппаратурных методах для формирования сноподобного состояния используют аппараты типа «Электросон».

Методы ауторегуляции

Аутогенная тренировка впервые была предложена австрийским врачом И. Шультцем. Определяется она последовательным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу.

Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения. Кроме того, находясь в таком состоянии, спортсмен может решать задачи, связанные с самонастройкой, преодолением неуверенности, страха, концентрацией внимания и т.п.

«Наивные» методы саморегуляции — это приемы, которые появились в ходе тренировок и соревнований, где их использование дало тот или иной эффект, связанный с успехом, удачным выступлением на соревнованиях.

Эти методы саморегуляции возникают случайно и часто становятся как бы ритуальными. Например, многие спортсмены произносят про себя, как правило, одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа, при этом данная фраза довольно часто приобретает навязчивый характер.

Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты.

Невербальные — дыхательные и мимические упражнения; упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.

Идеомоторная тренировка (мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называя какие-то движения).

Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:

1) предупреждением их возникновения;

2) ликвидацией уже сформировавшихся состояний.

Для проведения этого процесса может использоваться множество средств и методов воздействия извне или саморегуляция.

Наибольшую актуальность для психорегуляции имеют такие психические состояния, как утомление, избыточное нервно-психическое напряжение (включая предстартовую лихорадку), фрустрация (разочарование).

Каждое из этих состояний может детализироваться, так как имеет собирательный характер, поэтому разработка сеанса психорегуляции должна содержать решение оперативных задач, направленных на восстановление работоспособности, эмоционального состояния, боевого настроения.

При этом непременно должны учитываться условия каждого конкретного случая отдельно.

Утомление

Процесс развития утомления протекает сложно: сначала спортсмен ощущает вялость, сонливость, апатию, снижение интереса к выполняемой деятельности, затем у него наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена настроения; на последней стадии отмечается комплекс ярко выраженных невротических явлений: неустойчивость настроения, нарушение сна, низкая работоспособность, апатия, различные функциональные расстройства (головные боли, боли в сердце, вегето-сосудистая дистония и т.п.).

Часто нарастание утомления сопровождается заболеваниями и травматизмом.

Следует подчеркнуть, что в периоды переутомления рекомендуется снизить не только физические, но и психические нагрузки, чрезвычайно полезно использовать все виды психорегуляции, в которых присутствуют средства искусства и культуры. Но необходимо помнить, что эти средства должны играть отвлекающую роль. Например, можно посмотреть легкий, веселый фильм. Однако если для этого требуется перемещение спортсмена на значительное расстояние (ехать до места демонстрации фильма на транспорте или достаточно продолжительное время идти), то это уже не будет психорегуляцией и никакой для спортсмена в состоянии переутомления пользы не принесет.

Полезными могут быть гипносуггестивные средства, при использовании которых следует в первую очередь уделять внимание внушению покоя, расслабления, отдыха.

Очень важны аппаратурные методы психорегуляции.

С их помощью процесс расслабления и развития сноподобного состояния протекает гораздо легче.

Нельзя не отметить роль самовнушения покоя, расслабления и сна в вечерние часы. Это бывает особенно важно, когда по разным причинам процесс засыпания затруднен.

Избыточное нервно-психическое напряжение

Избыточное напряжение, безусловно, мешает выполнять спортивные действия и рационально использовать функциональные возможности организма.

Практический опыт показывает, что одним из наиболее действенных методов для устранения избыточного напряжения можно считать психорегуляцию в состоянии бодрствования. Кроме того, достаточно рациональный метод — это создание нового очага возбуждения, который сыграет роль отвлекающего фактора.

Очень важно с целью профилактики перевозбуждения соблюдать основные принципы психогигиены, особенно в игровых видах спорта.

Использовать только успокоительные мероприятия здесь будет недостаточно.

Необходимо:

1) определение причины избыточного волнения;

2) ее объяснение и устранение;

3) выполнение приемов саморегуляции.

При избыточном нервно-психическом напряжении методы саморегуляции, организованные в видепауз, могут быть достаточно эффективными.

Главное, глубоко осознанное самовоздействие спортсмена должно быть направлено на десенсибилизацию к ожидаемой деятельности. Но при этом нельзя допускать, чтобы спортсмен впал в противоположную крайность и довел себя до полного безразличия.

Мобилизующее воздействие на состояние спортсмена могут оказывать идеомоторные представления, связанные с ожидаемой ситуацией и его конкретными действиями.

Самым сложным проявлением избыточного напряжения считается его возникновение в ходе соревновательной борьбы.

Здесь особенно важно, чтобы спортсмен имел определенный индивидуальный арсенал средств саморегуляции, которые заранее отрабатываются в нейтральных условиях, затем систематически совершенствуются в реальной деятельности.

Фрустрация

Состояние фрустрации связано с внезапной разницей между ожидаемыми событиями и реальным результатом.

Сопровождаемое отрицательными эмоциями, это состояние может сочетаться с утомлением и с избыточным нервно-психическим напряжением. Оно может выступать и как самостоятельный феномен.

Лучше всего в качестве средств борьбы с фрустрацией использовать комплекс процедур рациональной психорегуляции, включающий в себя:

1) логический анализ ситуации;

2) выбор тактики подавления эмоций или психологической защиты;

3) составление плана мероприятий, необходимых для выхода из данного положения.

Заканчивать их следует внушениями типа: «Вперед!», «Борись!».

Это очень важно в процессе борьбы с фрустрацией, именно приказ в данном случае является: 1) средством воздействия на внутреннее конфликтное состояние спортсмена, так как устраняет сомнения в дальнейших действиях; 2) средством мобилизации (за счет своей неожиданности).

Значение такого приказа будет тем больше, чем более контрастно (с предшествовавшей беседой) и своевременно оно прозвучит, будучи подготовленным всем ходом предварительной психорегуляции.

В случаях с фрустрацией следует очень осторожно использовать методы саморегуляции (только получив определенные результаты положительной динамики), а также аппаратурные методы (так как невротизированные люди легко могут связать с ними причину своих неудач).

В ряде случаев эффективные результаты дает прием «Репортаж», когда спортсмен много раз переходит от состояния покоя и расслабления к идеомоторному соучастию в спортивных ситуациях.

Таким образом, можно сказать, что различные методы и средства психорегуляции следует применять с учетом специфики ситуации, индивидуальных особенностей спортсменов и их психического состояния, чтобы осуществить общую тенденцию по формированию у них оптимального психического состояния, в котором они могут наиболее полно реализовать свои физические и технические возможности.

48.Психологическая подготовка в спортивной деятельности.

Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям — это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности.

На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер.

Внутренняя психологическая неготовность — это неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как у каждого спортсмена они свои — соответствующие уровню его мастерства и результатов). Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна — две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности.

Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат.

Правильное ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит нужный психологический настрой и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления.

Правильная постановка реально достижимых целей — решающий момент психологической подготовки.

При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка либо апатия. Рубин, В.С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика [Текст] / В.С. Рубин. — М. : Советский спорт, 2004. — 136 с.

Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях.

Чем более психологически устойчив спортсмен тем меньше он сделает ошибок на дистанции.

Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико- тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.

Большое значение имеет иногда специальная психологическая “настройка” на предстоящее действие — соревнование, тренировку или отдельное упражнение.

Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность.

В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения — мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению.

Чтобы предстартовое возбуждение не “смазало” мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках.

Чемпионка мира Лийса Вейялайнен считает, что большое внимание необходимо уделять психомышечной тренировке и волевой подготовке.

Еще один основной путь регуляции эмоциональных состояний — саморегуляция.

Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Сивицкий, В.Г. Система психологического сопровождения спортивной деятельности [Текст] // Спортивный психолог. — 2007.

Психорегуляция в спорте, методы

— № 1. — С. 37-42. Однако надо заметить что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения.

Вот несколько приемов, описанных О.А.Черепановой в книге

“Соперничество, риск, самообладание в спорте”:

1. Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Сдерживая смех или улыбку можно подавить порыв веселья, а улыбнувшись поднять настроение.

Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями.

2. Специальные двигательные упражнения. При повышенном возбуждении используются упражнения на расслабление различных групп мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном темпе.

Энергичные, быстрые упражнения возбуждают.

3. Дыхательные упражнения. Упражнения с медленным постепенным выдохом являются успокаивающими. Важное значение имеет сосредоточение на выполняемом движении.

4. Специальные виды самомассажа. От энергичности движений зависит характер воздействия самомассажа.

5. Развитие произвольного внимания. Необходимо сознательно переключать свои мысли, направляя их с переживаний в деловое русло, активизировать чувство уверенности.

Упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц воздействует на эмоциональное состояние.

7. Самоприказы и самовнушения. С помощью внутренней речи можно вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать борьбе. Психология спорта : хрестоматия

⇐ Предыдущая234567891011

Читайте также:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *