Производство какого вида продукции транспортного машиностроения


Машиностроительный комплекс. 1. Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики России.

1. Машиностроение одна из ведущих отраслей экономики России.

В машиностроении (по специализации) выделяют следующие подотрасли:

• тяжелое и энергетическое машиностроение;
. станкостроение;

• транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судострое­ние, железнодорожное машиностроение);

• сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение;

• приборостроение;

• электроника и электротехника.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние такие факторы, как:

• близость сырьевой базы;

• наличие квалифицированных кадров;

• близость транспортных узлов.

2.Среди многочисленных факторов, влияющих на классификацию
отдельных производств машиностроительного комплекса, выде­ляют
:

• материалоемкость;

• энергоемкость;

• трудоемкость;

• фондоемкость;

• потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов обусловливают деление машиностроения:

• на тяжелое;

общее;

среднее.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отрас­лям с большим потреблением металла, электроемкостью и ма­лой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят производство:

• металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупного энергетического, подъемно-транспортного оборудования;

• кузнечно-прессовых машин;

• тяжелых станков;

• крупных морских и речных судов;

• крупных автомобилей;

• кранов;

• локомотивов и вагонов.

Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степе­ни зависит от сырьевой базы и районов потребления. Например, в Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бас­сейна, расположенного в этом же регионе.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение. Оно представленное производ­ством:

• мощных паровых турбин и генераторов;

• гидротурбин и паровых котлов;

• двигателей для морских и речных судов.

Энергетическое машиностроение размещается преимуществен­но в крупных центрах развитого машиностроенияпри наличии высококвалифицированных кадров.

Крупнейшими центрами по производству продукции энергетиче­ского машиностроения являются:

турбин для гидроэлектростанций:

• завод "Металлический завод" (Санкт-Петербург);

• завод "Электросила" (Санкт-Петербург);

паровых котлов:

• завод "Красный котельщик" (Таганрог), производящий по­ловину всех паровых котлов страны;

. Белгородский завод "Энергомаш";

атомных реакторов:

• заводы Санкт-Петербурга;

. завод "Атоммаш" (Волгодонск).

В развитых центрах энергетического машиностроения получи­ло развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Такие станки выпускаются неболь­шими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения:

• судостроение;

• производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным пор­там. Основные центры морского судостроения сформирова­лись на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Вы­борг). Они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях:

. Волге;

• Оби;

• Енисее;

• Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО "Красное Сормово" выпускают суда различного класса. Речные суда сходят со стапелей Волго­града, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения.Современные электрово­зы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разно­образные конструкционные материалы, но и оснащены сложным оборудованием. Центрами железнодорожного машиност­роения являются:

• Коломна — пассажирские тепловозы;

• Новочеркасск — электровозы;

• Муром — маневровые тепловозы;

• Демихов — пригородные электропоезда.

• Брянск — пассажирские вагоны;

• Тверь — пассажирские вагоны и двухъярусные вагоны для пе­ревозки автомобилей;

• Санкт-Петербург и Мытищи — вагоны для метрополитена;

• Абакан — грузовые вагоны и железнодорожные цистерны.

3. Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования:

• для нефтеперерабатывающей;

• химической;

• лесной;

• строительной отраслей промышленности;

• дорожных и сельскохозяйственных машин.

Предприятия этой группы широко размещены по территории России и ориентируются на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение подразделяется:

• на автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков);

• производство типологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса.Эти от­расли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и раз­мещаются в районах, располагающих высококвалифициро­ванной рабочей силой, НИОКР.

Например, авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики). Широко известны в мире такие российские фирмы, как:

• "Сухой";

• "МиГ;

• "Береев";

• "Туполев";

• "Камов";

• "Миль";

• "Ильюшин" и др.

В Москве, Воронеже, Смоленске размешаются многочислен­ные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летатель­ных аппаратов. Значительное развитие эта отрасль получила и в Поволжском и Волго-Вятском экономических районах (Ка­зань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение.Предприятия автомобильной промыш­ленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают Мос­ковский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузо­подъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Основными центрами производства автомобилей являются:

высококлассных легковых автомобилей:

• Москва;

• Нижний Новгород;

автомобилей среднего класса и малолитражных:

• Москва;

• Тольятти;

• Ижевск;

микролитражных автомобилей:

• Серпухов;

• Набережные Челны;

• Елабуга.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицын). В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону, Калининграде, а затем и в Калуге, Ленин­градской области, Санкт-Петербурге.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения.Большое развитие станкостроение полу­чило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения — Москвой и Санкт-Петербургом, оно получило развитие в Поволжье и на Урале.

Одной из главных задач развития машиностроительного ком­плекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, произ­водство вычислительной техники.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными това­рами машиностроительная продукция нашей страны имеет бо­лее низкое качество и потому часто неконкурентоспособна на мировом рынке (кроме авиационной, космической, военной техники).

Предыдущая1234567891011Следующая

Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1798;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

География машиностроения России

Страница 3

Размещение предприятий электротехнической промышленности обусловлено различными факторами, где важную роль играют наличие квалифицированных кадров, специализированных научно-исследовательских организаций и крупных потребителей.

Страны-лидеры по машиностроению

В настоящее время основными регионами электротехнического машиностроения являются Центральный, Северо-западный и Западно-Сибирский районы. Старейшими являются такие предприятия, как московские Электрозавод имени В.В. Куйбышева, санкт-петербургский “Электросила”, екатеринбургский “Уралэлектроаппарат” и новосибирский трансформаторный завод.

Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования.

Заводы станкоинструментальной промышленности размещены в основных машиностроительных районах. Средний размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Москва (завод токарных станков и роботизированных комплексов “Красный пролетарий”), Санкт-Петербург, Иваново, Саратов, Рязань, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Иркутск и др.

Приборостроение.

Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому основная часть производственного потенциала сосредоточена в крупных и крупнейших городах. Например, в Москве и Московской области размещены десятки научно-производственных и производственных объединений, специализирующихся на выпуске, монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники.

В структуре машиностроения доля продукции приборостроения составляет около 12%. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем и т.д.

В приборостроении более 80% продукции выпускается крупными предприятиями (численность работающих – от 1 до 10тыс. человек). В числе крупнейших предприятий — АО “Второй Московский часовой завод”, Пензенский часовой завод.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности.

Основным фактором размещения является близость к потребителю, поэтому подавляющее большинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены в европейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный и Поволжский районы).

Авиационная промышленность

. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование.

Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Уде, Кумертау производят вертолеты.

Ракетно-космическая промышленность

(Москва, Омск, Красноярск и др.) выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа “Буран”, сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.

На долю России приходится 85% мощностей ракетно-космического комплекса бывшего СССР.

Автомобильная промышленность

Страницы: 12345

Машиностроительный комплекс обладает довольно сложной структурой, в которую входят немалое количество отраслей, связанных между собой. Точное машиностроение является одной из таких отраслей. Оно основывается на производстве приборов, электроники и радиотехники.

На сегодняшний день обходиться без этой отрасли крайне невозможно.

Продукцию точного машиностроения мы встречаем каждый день и пользуемся ней. Как пример, компьютеры, радиотехника, и т.д.

Сфера высоких технологий нуждается в квалифицированных специалистах в данной отрасли.

В этом направлении запад активней развивался и развивается, нежели страны СНГ. На сегодняшний день развитие точного машиностроения набрало темпы и в России, однако все же отстает от западного.

Сперва, такого рода производства организовывались на базе крупных предприятий  разного профиля.

Производство основных видов продукции машиностроительного комплекса.

Через некоторое время уже начали появляться специализированные предприятия.

В нынешнее время точное машиностроение России находиться в кризисном состоянии. Экономические факторы, которые есть на сегодняшний день в экономике страны, оставили негативный отпечаток на развитии этой отрасли. Нестабильная экономика, падение спроса на продукцию, кредитные задолженности, отсутствие инвестиционных проектов, дефолты, а также недостаток оборотных финансов не позволяет в полной мере развиваться данной отрасли.

Однако, это касается, пожалуй, всех промышленных отраслей. Конечно же, есть компании, которые смогли победить кризис, однако их не очень много. Главной проблемой отрасли является модернизация. Такая проблема решается при помощи инвестиций, а также государственной поддержки.

В России есть конструкционные бюро точного машиностроения.

Они, в свою очередь,  занимаются изучением, а также разработкой систем автоматизации разнообразных технологических процессов и модернизацией оборудования. Как пример, одно из таких бюро расположено в Туле. Его основное направление – это военная промышленность и технологическое производство.

Рубрики Российское машиностроение

Машиностроительный комплекс. 1. Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики России.

1. Машиностроение одна из ведущих отраслей экономики России.

В машиностроении (по специализации) выделяют следующие подотрасли:

• тяжелое и энергетическое машиностроение;
.

станкостроение;

• транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судострое­ние, железнодорожное машиностроение);

• сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение;

• приборостроение;

• электроника и электротехника.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние такие факторы, как:

• близость сырьевой базы;

• наличие квалифицированных кадров;

• близость транспортных узлов.

2.Среди многочисленных факторов, влияющих на классификацию
отдельных производств машиностроительного комплекса, выде­ляют
:

• материалоемкость;

• энергоемкость;

• трудоемкость;

• фондоемкость;

• потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов обусловливают деление машиностроения:

• на тяжелое;

общее;

среднее.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отрас­лям с большим потреблением металла, электроемкостью и ма­лой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят производство:

• металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупного энергетического, подъемно-транспортного оборудования;

• кузнечно-прессовых машин;

• тяжелых станков;

• крупных морских и речных судов;

• крупных автомобилей;

• кранов;

• локомотивов и вагонов.

Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степе­ни зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, в Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бас­сейна, расположенного в этом же регионе.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение.

Оно представленное производ­ством:

• мощных паровых турбин и генераторов;

• гидротурбин и паровых котлов;

• двигателей для морских и речных судов.

Энергетическое машиностроение размещается преимуществен­но в крупных центрах развитого машиностроенияпри наличии высококвалифицированных кадров.

Крупнейшими центрами по производству продукции энергетиче­ского машиностроения являются:

турбин для гидроэлектростанций:

• завод "Металлический завод" (Санкт-Петербург);

• завод "Электросила" (Санкт-Петербург);

паровых котлов:

• завод "Красный котельщик" (Таганрог), производящий по­ловину всех паровых котлов страны;

Белгородский завод "Энергомаш";

атомных реакторов:

• заводы Санкт-Петербурга;

. завод "Атоммаш" (Волгодонск).

В развитых центрах энергетического машиностроения получи­ло развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования.

Такие станки выпускаются неболь­шими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения:

• судостроение;

• производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным пор­там.

Основные центры морского судостроения сформирова­лись на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Вы­борг). Они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов.

На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях:

.

Волге;

• Оби;

• Енисее;

• Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО "Красное Сормово" выпускают суда различного класса. Речные суда сходят со стапелей Волго­града, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения.Современные электрово­зы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разно­образные конструкционные материалы, но и оснащены сложным оборудованием.

Экономика России, цифры и факты. Часть 10 Машиностроение.

Центрами железнодорожного машиност­роения являются:

• Коломна — пассажирские тепловозы;

• Новочеркасск — электровозы;

• Муром — маневровые тепловозы;

• Демихов — пригородные электропоезда.

• Брянск — пассажирские вагоны;

• Тверь — пассажирские вагоны и двухъярусные вагоны для пе­ревозки автомобилей;

• Санкт-Петербург и Мытищи — вагоны для метрополитена;

• Абакан — грузовые вагоны и железнодорожные цистерны.

3.

Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования:

• для нефтеперерабатывающей;

• химической;

• лесной;

• строительной отраслей промышленности;

• дорожных и сельскохозяйственных машин.

Предприятия этой группы широко размещены по территории России и ориентируются на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение подразделяется:

• на автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков);

• производство типологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса.Эти от­расли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и раз­мещаются в районах, располагающих высококвалифициро­ванной рабочей силой, НИОКР.

Например, авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики).

Широко известны в мире такие российские фирмы, как:

• "Сухой";

• "МиГ;

• "Береев";

• "Туполев";

• "Камов";

• "Миль";

• "Ильюшин" и др.

В Москве, Воронеже, Смоленске размешаются многочислен­ные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летатель­ных аппаратов.

Значительное развитие эта отрасль получила и в Поволжском и Волго-Вятском экономических районах (Ка­зань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение.Предприятия автомобильной промыш­ленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают Мос­ковский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузо­подъемности — Ульяновский завод (УАЗ).

Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Основными центрами производства автомобилей являются:

высококлассных легковых автомобилей:

• Москва;

• Нижний Новгород;

автомобилей среднего класса и малолитражных:

• Москва;

• Тольятти;

• Ижевск;

микролитражных автомобилей:

• Серпухов;

• Набережные Челны;

• Елабуга.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицын).

В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону, Калининграде, а затем и в Калуге, Ленин­градской области, Санкт-Петербурге.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения.Большое развитие станкостроение полу­чило во многих районах.

Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения — Москвой и Санкт-Петербургом, оно получило развитие в Поволжье и на Урале.

Одной из главных задач развития машиностроительного ком­плекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, произ­водство вычислительной техники.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР.

По сравнению с импортными това­рами машиностроительная продукция нашей страны имеет бо­лее низкое качество и потому часто неконкурентоспособна на мировом рынке (кроме авиационной, космической, военной техники).

Предыдущая1234567891011Следующая

Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1799;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Закономерность размещения четвертичного сектора в крупнейших городах

1. Концентрация как характерная черта пространственной схемы размещения деятельности четвертичного сектора

Размещению традиционных отраслей третичного сектора посвящено достаточно много работ, однако лишь к концу 70-х годов явственно обозначилась специфика отраслей четвертичного сектора и стала осознаваться необходимость исследования их размещения.

Возникли крупные урбанизированные зоны, в которых оказались сконцентрированы многие подобные фирмы. Эта весьма типичная концентрация наиболее важных офисных зданий, особенно связанных с принятием решений корпорациями, не находит объяснения в теории центральных мест и размещения промышленности. Здесь требуется теория, основанная на рассмотрении именно четвертичных видов деятельности.

До начала промышленной революции крупные города были преимущественно административными и торговыми центрами, затем в них стала доминировать обрабатывающая промышленность, однако в середине XX столетия начался исход промышленности из этих городов.

Отчасти это было вызвано общим снижением относительного значения вторичного сектора в экономике и усилением роли сферы услуг.

Транспортное машиностроение

Однако еще в большей степени это вызвано радикальными изменениями общей схемы размещения видов деятельности. Крупные города в большинстве своем функционально переориентировались на обеспечение разнообразных услуг, важнейшими из которых являются отрасли четвертичного сектора. Мегаполисы стали полюсами финансов и управления, которые называют иногда четвертичными центрами.

Возникло понятие «новых зон услуг», для которых характерно компактное размещение либо на территории мегаполисов, либо в их центральных кварталах, либо в специализированных пригородных высокоурбанизированных фокусах.

Сама возможность такого пространственного выделения управленческой деятельности была обеспечена созданием системы скоростной почты, а позднее современных средств телекоммуникации.

Эти средства создают также возможность формирования сетей взаимодополняющих четвертичных зон, расположенных на достаточно компактной территории. Возникает весьма эффективный субрегиональный функциональный подкаркас, типичный пример которого мы можем найти в городах Рандстада.

Как общий принцип организации национального каркаса городов отмечается концентрация финансовых учреждений в крупнейшем городе страны.

Услуги, предоставляемые банками, фондовой биржей, инвестиционными и страховыми компаниями, в свою очередь стимулируют концентрацию штаб-квартир крупных корпораций. Имея дело с нестандартными проблемами, которые нельзя разрешить на уровне завода и часто даже на региональном уровне, высшие менеджеры крупных фирм несомненно нуждаются в услугах финансовых учреждений, адвокатских контор и т.д., что и объясняет их стремление к размещению в важнейших городах.

Такие города создают максимально благоприятные условия для личных контактов высших менеджеров самых различных отраслей хозяйства, тем самым формируя механизм межрегионального и межотраслевого согласования интересов, обеспечивая единство экономического пространства страны.

При этом возникает то, что называют «комплексом корпоративных видов деятельности». Речь идет о компактном размещении и симбиозе трех видов деятельности: а) высший уровень управленческой деятельности, осуществляемой в головных офисах фирм всех секторов экономики; б) финансовое обслуживание, осуществляемое учреждениями высокого уровня; в) услуги для производства, относящиеся к высокому уровню, обслуживающие предприятия всех секторов экономики.

Так, примерно половина объема услуг для производства является промежуточным фактором для других фирм сектора услуг. В таких комплексах доступность к соответствующему рынку услуг максимизирована.

В середине 70-х годов из пятисот крупнейших промышленных корпораций США около 70% были представлены своими головными конторами всего лишь в 15 крупнейших городских агломерациях страны. При этом наблюдается устойчивая закономерность: чем крупнее корпорация, тем более вероятно, что ее главный офис будет размещен в одном из немногих ведущих городов, так как такие корпорации, как правило, владеют многими заводами в нескольких городах, а иногда даже странах, и ориентируются на международные города.

Так, например, в последние три десятилетия доминирование Торонто в экономике Канады объясняется тем фактом, что крупнейшие корпорации страны размещают свои офисы именно здесь.

Аналогичная картина наблюдается и в Великобритании, уже в начале 70-х годов анализ размещения головных контор тысячи ведущих компаний страны показал, что первые десять крупнейших компаний выбрали для себя центр Лондона.

Среди первых 25 крупнейших, там оказалось около 90% головных офисов, среди 100 крупнейших – около 70% и т.д. Для последних по размеру 200 компаний из этой тысячи доля выбравших Лондон упала до 20%, что примерно соответствует доле этой агломерации во всем населении страны.

Размер города, однако, не является единственным фактором, здесь возможны отклонения, объясняемые отраслевой спецификой.

В частности, менее зависимы от услуг главного города те крупные корпорации, продукция которых высоко стандартизирована и производится заводами, размещенными в достаточно компактной территориальной зоне.

2. Основные факторы концентрации

Отмечается, что занятость растет быстрее в группе услуг высокого уровня, ориентированных на обслуживание бизнеса, и медленнее в обычных отраслях услуг, поэтому возрастает концентрация рабочих мест этого сектора именно в крупных городах, где головные конторы корпораций наиболее быстро растущей группы отраслей представлены весьма концентрированно.

Среди факторов концентрации несомненно доминируют факторы агломерации, обусловленные экстернализацией четвертичных видов деятельности. Несмотря на издержки функционирования офиса в крупном городе, и особенно в его важнейших деловых кварталах, такое размещение, в целом, оказывается рентабельным для крупнейших фирм.

Существующий подход к объяснению локализации услуг для бизнеса ориентирован на концепцию производственной функции и лежит в русле идей микроэкономики.

Минимизация издержек идет по трем основным направлениям: 1) вспомогательные услуги для бизнеса; 2) рабочая сила; 3) транспортировка готовой продукции.

При этом современная тенденция к экстернализации услуг ведет к замещению второй группы факторов первой, особенно часто в тех случаях, когда необходимые услуги трудно поддаются стандартизации, а возникновение спроса сложно заранее предсказать. Эти общие соображения применимы и к фирмам, ориентированным на обслуживание бизнеса, отсюда их стремление к размещению вблизи городов, где наблюдается концентрация финансовых учреждений и головных офисов корпораций.

Это города с развитой диверсифицированной инфраструктурой услуг для бизнеса, с большим объемом предложения специализированной высококвалифицированной рабочей силы по широкому спектру профессий, с большим рынком сбыта таких услуг. Реальное размещение такого обслуживания зависит от специфики конкретной деятельности.

Так, близость, возможно, будет более необходимой в следующих случаях: а) клиент должен приехать к поставщику услуг; б) поставщик осуществляет обслуживание в малом масштабе или на низком уровне технического обеспечения; в) обслуживание носит постоянный характер и в то же время не стандартизировано; г) предполагается существенное взаимодействие клиента и оператора.

Если же обслуживание может осуществляться целиком или частично средствами телекоммуникации, если оно относительно стандартизировано и взаимодействия, связанные с сопроизводством, слабы, то ограничения близости к клиентуре для такой фирмы менее существенны.

Деятельность головных контор в современных условиях вполне может быть пространственно обособлена не только от текущих технологических процессов, контролируемых фирмой, но и от рутинных процессов технической обработки информации.

Высокий уровень издержек на содержание офиса в центральной зоне мегаполиса в настоящее время привел к пространственному разделению функций головного и «заднего» офиса. Подобные вспомогательные конторы часто размещаются в пригородной зоне мегаполисов и даже в средних и мелких городах, где доступна квалифицированная рабочая сила.

Для таких офисов именно этот фактор является доминирующим. Это также характерно для поставщиков услуг, передаваемых пользователям средствами телекоммуникации. Они склонны минимизировать и издержки, связанные с оплатой помещения офиса, однако при условии наличия в этом городе достаточно квалифицированного персонала. Иногда они могут переместиться даже в зарубежные страны с низким уровнем заработной платы.

Интересен также пример высокоспециализированных услуг для бизнеса.

Они более ограничены при выборе места в силу необходимости личных контактов с клиентом, для чего и нужен «передний» офис. Однако высокая цена таких услуг обеспечивает им возможность более высоких издержек на разъездные расходы.

Поддержание их конкурентоспособности является, таким образом, главным ограничением размещения. Поэтому часто они выбирают крупные города, но также и отдельно размещенные важнейшие университетские центры или технополисы при условии хорошего обеспечения сетями скоростного транспорта. На их размещение влияет также наличие некоторых специфических видов услуг частного характера, которые являются, таким образом, весьма важным сегментом инфраструктуры территории, отчасти определяющим ее привлекательность для семей с высоким уровнем доходов.

Концентрация услуг для бизнеса в немногих крупнейших городах минимизирует трансакционные издержки, связанные с их производством и доставкой потребителю.

Важно отметить особую роль непосредственного контакта между производителем и клиентом в общем технологическом процессе четвертичных видов деятельности. Обеспечение такого контакта во многих случаях является наиболее дорогостоящим элементом в структуре издержек при производстве подобных услуг. Именно эта компонента затрат может быть значительно сокращена, благодаря пространственной концентрации.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *