Процесс управления человеком собственными психологическими


Психология процесса управления

Психология управления представляет собой науку, определяющую психологические знания для дальнейшего решения проблем и управления деятельностью всего коллектива предприятия. Психология управления персоналом имеет свою исключительную особенность. Объектом психологии управления выступает организованная деятельность лиц, работающих в коллективе, имеющих общую производственную цель и выполняющих совместную работу.

Психология управления решает проблемы соответствия работающего персонала конкретной организации. Объект психологии управления состоит из лиц, осуществляющих свою деятельность в самостоятельных организациях, ориентированных на единую полезную цель всего предприятия. Предмет психологии управления понимается при проявлении его многообразных аспектов:

  • Психология деятельности руководителя организации и психология его личности;
  • Психологические аспекты подбора кадров;
  • Социально-психологические вопросы сложившихся коллективов и производственных групп;
  • Психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе подготовки или переподготовки кадрового состава.

Учитывая все это, предмет психологии управления представляет собой совокупность психических отношений и явлений в организации, куда входит:

  • Функциональный и структурный анализ управленческой деятельности;
  • Психологические проблемы, возникающие между руководителем и сотрудниками организации;
  • Социально-психологический анализ управленческих и производственных коллективов, а также возникающих в них взаимоотношений и многое другое.

Таким образом, психология управления способствует профессиональному обеспечению подготовки и переподготовки сотрудников организации, формируя и развивая управленческо-психологическую культуру. Главными аспектами понимания психологии управления персоналом являются:

  • Понимание сущности управленческих процессов;
  • Изучение основ структуры организации;
  • Четкое представление о распределении по уровням ответственности менеджера;
  • Умение выражать собственные мысли;
  • Проявление компетентности при управлении сотрудниками компании;
  • Проинформированность о всех новейших технологиях и средствах коммуникации.

Основные методы психологии управления:

  • Наблюдение – представляет собой психологический объективный процесс, заключающийся в отражении действительности. Вся сложность заключается проведении данного метода в естественной обстановке функционирования всей организации;
  • Эксперимент – метод сбора информации для подтверждения существующих гипотез.полученные результаты позволяют осуществлять разнообразные управленческие решения.

32) Профессионально важные качества личности руководителя. Лидер и руководительПрофессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

Адекватная самооценка— выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям).

Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

33) Стили управления.

Стиль управления — это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата. Для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от начальника огромное значение имеет то, как в каком тоне отдан приказ, как при этом вел себя начальник, учитывал ли при этом его, подчиненного, мнение, его профессиональный потенциал, возможности. В этом как раз и проявляется стиль руководства.

Авторитарный стиль управления — совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.

Этот стиль наиболее востребован в период становления, то есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива, когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения. К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, ведет к текучести кадров.

Демократический стиль управления — совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.

Демократический стиль — наиболее подходящий для формирования командных взаимоотношений, поскольку формирует доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику четко сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить эффективность управления.

Делегирующий стиль управления — совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.

Стиль делегирования рассчитан на руководителей, которые хорошо ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников, передавая им только те обязанности, с которыми они могут справиться. Речь о делегировании может идти только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого класса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Психология саморегуляции

В психологической литературе существуют различные определения саморегуляции. Мы рассмотрим некоторые из них.
Саморегуляция (от лат. „приводить в порядок“, „налаживать“) — целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой и организмом.
Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Саморегуляция — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Саморегуляция психическая — один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

1) принятая субъектом цель его произвольной активности;
2) модель значимых условий деятельности;
3) программа собственно исполнительских действий;
4) система критериев успешности деятельности;
5) информация о реально достигнутых результатах;
6) оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

Принятая субъектом цель деятельности.

Это звено выполняет общую системообразующую функцию, весь процесс саморегуляции формируется для достижения принятой цели в том ее виде, как она осознана субъектом.
Субъективная модель значимых условий. Она отражает комплекс тех внешних и внутренних условий активности, учет которых сам субъект считает необходимым для успешной исполнительской деятельности.

Такая модель несет функцию источника информации, на основании которой человек осуществляет программирование собственно исполнительских действий. Модель включает, естественно, и информацию о динамике условий в процессе деятельности.
Программа исполнительских действий. Реализуя это звено саморегуляции, субъект осуществляет регуляторную функцию построения, создания конкретной программы исполнительских действий. Такая программа является информационным образованием, определяющим характер, последовательность, способы и другие (в том числе динамические) характеристики действий, направленных на достижение цели в тех условиях, которые выделены самим субъектом в качестве значимых, в качестве основания для принимаемой программы действий.
Система субъективных критериев достижения цели (критериев успешности) является функциональным звеном, специфическим именно для психической регуляции.

Оно несет функцию конкретизации и уточнения исходной формы и содержания цели. Общая формулировка (образ) цели очень часто недостаточна для точного, "остронаправленного" регулирования, и субъект преодолевает исходную информационную неопределенность цели, формулируя критерии оценки результата, соответствующего своему субъективному пониманию принятой цели.
Контроль и оценка реальных результатов.

Это регуляторное звено, несущее функцию оценки текущих и конечных результатов относительно системы принятых субъектом критериев успеха, не требует особых комментариев. Оно обеспечивает информацию о степени соответствия (или рассогласования) между запрограммированным ходом деятельности, ее этапными и конечными результатами и реальным ходом их достижения.
Решения о коррекции системы саморегулирования.

Функция этого звена обозначена в его названии. Специфика же реализации этой функции состоит в том, что если конечным (часто видимым) моментом такой коррекции является коррекция собственно исполнительских действий, то первичной причиной этого может служить изменение, внесенное субъектом по ходу деятельности в любое другое звено регуляторного процесса, например, коррекция модели значимых условий, уточнение критериев успешности и др.
Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности.

В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами: чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и др.
Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.
Человек — в значительной мере саморегулирующаяся система.

Он наделен физиологическими и психологическими механизмами приспособления к изменяющимся условиям жизни и деятельности, управления собой, мобилизации сил и опыта, изменения направления и содержания своей активности. Некоторые из механизмов функционируют независимо от желаний, настроения, воли человека (реакция на повышение или понижение температуры, изменение частоты дыхания и пульса при усиленной работе).

Непроизвольное, сознательно не направленное приспособление к среде — это проходящий, хотя и жизненно важный уровень отношений человека и действительности.
Другой, более сложный уровень состоит в саморегуляции поведения посредством непознаваемых в данной ситуации установок, навыков, привычек, опыта. Третий, более сложный уровень — сознательное изменение своего состояния, поддержание и усиление активности, регулирование своих действий в соответствии с целями и обстановкой.

Это своеобразная форма влияния личности на свое поведение, способствующая наиболее эффективному использованию всех сил. Причиной сознательной саморегуляции могут выступать: внутренняя и внешняя активность, самовнушение, самоанализ, самоободрение. Четкое представление способов достижения целей.
Таким образом, саморегуляция человека имеет две формы: произвольную (осознаваемую) и непроизвольную (неосознаваемую).

Произвольная саморегуляция связана с целевой деятельностью, тогда как непроизвольная связана с жизнеобеспечением, не имеет целей и осуществляется в организме на основе эволюционно сложившихся норм.
Саморегуляция пронизывает все психические явления, присущие человеку — саморегуляция отдельных психических процессов: ощущения, восприятия, мышления и др.; саморегуляция собственного состояния или умение управлять собой, ставшее свойством человека, чертой его характера в результате воспитания и самовоспитания.

Включая саморегуляцию социального поведения субъекта. Одной из особенностей саморегуляции стала ее уровневость, связанная с уровневостью психического отражения. Уровни саморегуляции следующие: регуляция психических процессов; действия с помощью этих психических процессов; обстоятельств жизни посредством этих действий; управление собой в процессе изменения этих обстоятельств.
Существуют разные способы саморегуляции.

Например, спортивные психологи предлагают три группы приемов саморегуляции:

1) устранение внешних причин эмоциональной напряженности;
2) отвлечение сознания с помощью "умственного действия" (концентрация внимания не на исходе соревнования, а на его технике и тактики приемах);
3) самоубеждение, самоанализ, самоприказ.

К общим закономерностям саморегуляции относятся их реализация в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, от типа нервной системы, от личных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

Метод саморегуляции основан на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, мышления и воображения. Слово исходит от самого человека и направленно на эмоциональную сферу, благодаря чему активизируется воображение. Осуществляется волевой акт, физическое и психическое расслабление, самоконтроль за дыханием и другими функциями организма.
Саморегуляцией рекомендуется заниматься людям с повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью нервных процессов.

Склонным к быстрой смене настроения и чрезмерно впечатлительным. В методе саморегуляции важны правильно составленные словесные формулы. Они должны быть понятны, коротки, категоричны, не должны вызывать сомнения и напряжения. Словесные формулы составляются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для создания большего эффекта самовнушения словесные формулы необходимо произносить старательно, с желанием, думая о содержании произносимых слов.

Приемы саморегуляции состоят из двух основных частей — расслабляющей и мобилизующей.
Саморегуляция в учебно-педагогической деятельности включает в себя умение управлять своими эмоциональными состояниями.

Негативные эмоции преодолеваются с помощью физических действий, способствующих спокойному состоянию: занять непринужденную позу, установить медленное и глубокое дыхание, расслабить мышцы тела и лица.
Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции психофизиологического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма.
Принцип саморегуляции проявляется как форма взаимодействия организма, при которой отклонение от нормы является причиной (стимулом) возвращения к норме.

Этот принцип впоследствии стали называть „золотым правилом саморегуляции“.

Психология управления людьми: цели и методы воздействия

Сон является естественной саморегуляцией.

Методы саморегуляции

Человек — сложная система, поэтому для более высокого уровня активности он может использовать различные типы саморегуляции. Методы саморегулирования человека в зависимости от времени их проведения можно подразделить на:
1. Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него.
2.

Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха:
а) методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия и др.);
б) методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры — сауна, баня, душ, бассейн и др.).

Восстановительные методы имеют особое значение в жизни человека.

Достаточный, своевременный, полноценный сон можно было бы назвать лучшим средством достижения полного восстановления сил и обеспечения функционального состояния высокой активности человека, однако рабочие перегрузки, хроническое нервное напряжение и другие стресс-факторы, приводящие к переутомлению и вызывающие расстройство сна, ставят перед необходимостью поиска дополнительных методов, направленных на достижение организмом человека полноценного отдыха.
Одним из известных способов оптимизации деятельности является саморегуляция человеком своего психического и физического состояния посредством разнообразных методов.

Свидетельства использования методов самовнушения и саморегуляции можно найти еще в донаучной эре становления психотерапии в медицинской и знахарской практике.
В зависимости от той сферы, в которой происходит саморегуляция, методы могут быть:

1) эмоционально-волевые;
2) мотивационные;
3) корректирующие.

В эмоционально-волевом уровне саморегуляции выделяют следующие виды методов: самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление.

Рассмотрим их подробнее.
Самоисповедь представляет собой полный внутренний отсчет перед самим собой об истинной своей роли в различных жизненных обстоятельствах. Он заключается в откровенном рассказе о сложностях и превратностях судьбы, об ошибках и ложных шагах, которые сделаны в прошлом, т.е. о самых откровенных, глубоко личных переживаниях. Благодаря этому методу человек освобождает себя от противоречий, уровень психического напряжения снижается.
Самоубеждение — процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов.

Наиболее действенно будет оно тогда, когда опирается на трезвый интеллект, разумный, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни.
Самоприказ осуществляет обеспечение решительных действий в условиях ясности цели и ограниченном времени для раздумий.

Формируется в ходе тренировок на преодоление себя, когда необходимое действие начинается сразу после отдачи самоприказа. В итоге вырабатывается рефлекторная связь между внутренней речью и действием.
Самовнушение — психорегулятор, действующий на рассудочном, привычно стереотипном уровне, требующем творческих личностных усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации. Мысленные или словесные внушения наиболее действенны, если они предельно просты, кратки, позитивны, жизнеутверждающие, оптимистичны по тону.
Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности.

Результат действий и сами действия оцениваются с точки зрения индивидуального, личностного стандарта, т.е. контролируются. Под стандартом понимается эталон, который устанавливает сам субъект или который заимствует в качестве обязательного для себя.

Таким образом, наиболее общая основа, условие, источник самоподкрепления заключены в самом субъекте, основаны на механизме самоконтроля.
В мотивационной саморегуляции выделяют два типа ее методов: непосредственные и опосредованные. Непосредственные заключаются в том, что личность прямо и осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и побуждения, которые ее не устраивают по какой-либо причине.

К ним относятся прием логического мышления, аутогенная тренировка, самогипноз, библиотерапия.
Опосредованные методы саморегуляции основываются на результате воздействия на центральную нервную систему в целом или на определенные образования через косвенные факторы непрямого действия. Ярким примером является медитация.
Что касается самокорректирования личности, здесь можно выделить следующие методы: самоорганизация, самоутверждение, самодетерминация, самоактуализация.

Рассмотрим их подробнее.
Самоорганизация является показателем зрелости личности. Процесс становления самоорганизации характеризуется следующими признаками:

1) активное делание себя как личности;
2) соответствие жизненных выборов индивидуальным особенностям личности;
3) стремление познать себя, определить свои сильные и слабые стороны;
4) ответственное отношение к труду и делам, своим словам, окружающим людям.

Самоутверждение связано с потребностями человека в самовыражении и самораскрытии.

Самоутверждение — стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путем лишь словесных заявлений.
Самодетерминация — способность человека самостоятельно выбирать направление саморазвития.

Постулируется наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни.
Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, также это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции или внутренней синергии личности.
Мы в данной работе разобрали лишь некоторые способы классификации методов саморегуляции, на которые чаще всего опираются современные авторы в психологии.

Методы саморегуляции бывают самые разные, поэтому каждый человек должен подбирать индивидуально те, которые наиболее помогут ему в успешной психологической регуляции себя самого.
Что касается принципов, то под ними понимается положение, которое характеризует основные закономерности, законы теории, убеждения человека, составляющие его мировоззрение.
Выделяют следующие принципы, которые отражают процесс эффективной саморегуляции:

1) твердо знайте, чего хотите добиться;
2) чтобы были ясны намерения, нужен ясный план;
3) вообразите желаемый результат;
4) сформулируйте сильную мотивацию достижения успеха;
5) будьте уверены в себе;
6) превратите препятствие в трамплин для нового прыжка к цели;
7) оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим;
8) овладейте умением преуспевать с ощущением радости и счастья.

Указанные принципы носят методический характер. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Принцип первый предполагает то, что для достижения результата необходимо его четко сформулировать, прежде чем решать проблемы, четко их выделять.
Второй означает, что главный шаг к успеху — планирование, которое включает в себя следующие этапы:

1) достигнув успеха, насладитесь и порадуйтесь ему;
2) оцените достигнутое;
3) определите перспективные цели;
4) определите ближайшие и оптимальные цели;
5) найдите оптимальную психологическую устойчивость.

Третий принцип основывается на изначальном абстрактном образе результата, т.е.

в этом этапе работает воображение.
Четвертый заключается в том, мотив побуждает человека к деятельности, поэтому он должен содержать благоприятные исходы достижения цели.
Что касается пятого принципа, то уверенность в себе порождает решительность действовать и добиваться желаемого.

Немалую роль в уверенности играет самовнушение, закрепить которую можно пережив успех.
Шестой принцип означает адекватную оценку человека к своим неудачам, которым он должен радоваться, так как они помогают сделать его сильнее. Здесь нельзя допускать обвинения в адрес объективных обстоятельств, время от времени надо признавать свои ошибки, анализировать свои слабые стороны.
Седьмой принцип предполагает, что человек смотрит в прошлое с интересом, как на свое достояние, умно относится к своим ошибкам; в настоящем человек должен радоваться жизни, а что касается будущего — здесь как раз и есть почва для достижения целей.
Восьмой принцип предполагает, что человек должен быть счастливым, именно для этого и происходит вся его деятельность.
Существуют определенные правила, позволяющие рационально влиять на психику и волевые процессы:

1.

Обратите внимание на то, что успешное завершение начинаний большинства людей зависит от умения и готовности человека проводить периодическую оценку промежуточных этапов деятельности и своевременно вносить изменения в свои действия, при необходимости возвращаясь к уже проделанной работе, и добиваться намеченного результата. Достаточно надежным гарантом от форсирующего воздействия на вас временных неудач может служить изначальная психологическая готовность к постоянному промежуточному контролю за результатами, психологический настрой на спокойное внесение коррекции, в случае необходимости, в свою работу.
2.

Все без исключения самовнушения должны быть направлены на формирование хорошего самочувствия, ясного сознания, оптимистического восприятия жизни. Любые вредные внушения (болевых симптомов, отрицательных эмоциональных состояний и т.п.) категорически запрещаются!
3. Во время занятий при возникновении любого недомогания, негативных эмоциональных состояний, дискомфорта обязательно следует обратиться за консультацией к преподавателю.

Такая консультация необходима и в том случае, если подобные реакции возникли после занятия, но вы интуитивно связываете их с аутотренингом и другими методами саморегуляции.
4. Даже если вы считаете себя человеком здоровым, постоянно отслеживайте все изменения, происходящие в вашем организме. Если вы имеете какие-либо соматические заболевания, лучше проконсультироваться с врачом.



Общие представления о психической саморегуляции. Виды психической саморегуляции.

Предыдущая123456789Следующая

Психическое саморегулирование – сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления, выполняемую им деятельность, собственно поведение с целью поддержания или изменения их протекания.

• Способность к регуляции собственных психических состояний, процессов, действий

• Способность к воздействию субъекта на самого себя (слова, мысл образы) с целью оптимизации своего актуального психол состояния

• Способность к управлению собственными эмоциями

• Способность управлять собственными психофизиологическими функциями

• Способность к управлению психическими состояниями

• Способность к внутренней регуляции поведенческой активности субъекта

• Гремак: самовоздействие субъекта для целенаправленной регуляции деятельности его организма, процессы вариации состояний

Саморегуляция делится на произвольную и непроизвольную.

На всех уровнях выделяют произвольную и непроизвольную.

Уровни саморегуляции:

1) Уровень ощущений (психофизиологических реакций)

2) Уровень эмоциональной регуляции – способность произвольно купировать негативные эмоции в какой-то ситуации по вполне конкретному поводу. Если не развиты уровни 3 и 4, то этот никогда не будет обладать способностью к хорошей произвольной регуляции своих эмоций.

3) Уровень мотивационно-волевой.

Часто мотивы остаются знаемыми, но не обладают побудительной силой.

4) Уровень смысла. Элемент саморегуляции теряет свою принудительную силу, это осуществляется мягко, чтобы всегда способствовать достижению более высоких личностных потребностей. Самоактуализирующаяся личность реализует волевой уровень легко, воля хорошо вписана в эту структуру.

Можешь переструктурировать даже неприятную ситуацию, наполнить новыми жизненными смыслами. Самоактуализирующаяся личность (по Маслоу) обладает способностью продуцировать личностные смыслы.

Совершенная координация всех функций — следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему.

Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели (константы), например постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т.

д.

Оптимальная саморегуляция выражается в переживании внутренней гармонии.

Эффективная саморегуляция, охватывающая все уровни человеческой психики, может происходить лишь при условии сочетания всех типов культурных предписаний — мировоззрения, ритуалов и психотренинга.

Виды психической саморегуляции:

1) Аутогенная (самопорождающая) тренировка (И.Г. Щультц). В основе лежит применение специфических формул самовнушения, которые позволяют воздействовать на процессы, происходящие в организме.

В основе лежат психофизиологические исследования нервно – мышечного компонента эмоций, исследования ощущений людей при гипнотическом внушении, практика йогов и др.

Центральное звено аутотренинга – развитие навыка релаксации (расслабления мышц).

Метод прогрессирующей релаксации Д.

психология управления

Джейкобсона для снятия нервно – мышечного напряжения. релаксация бывает произвольной и непроизвольной (например, расслабление при отходе ко сну). В аутотрениге вырабатывается концентрированнео расслабление в шетси сферах: мускулатуре, кровеносных сосудах, сердце, органах дыхания, органах брюшной полости, голове.

2) Методика самоконтроль – саморегуляция (В.Л.

Марищук). Суть: формирование навыков и умений управления своим эмоциональным состоянием по внешним проявлениям эмоций. Навык формируется по отношению к трем признакам: сокращению мышц лица, конечностей и учащенному дыханию с сокращенной фазой выдоха. Управление состоянием осуществляется по результатам самооценки мимических проявлений, скованности, принятия комфортного положения тела, ритмического дыхания с удлиненной фазой выдоха.

3) Систематическая десенсибилизация в сочетании с аутотренингом.

Психическая десенссибилизация – процесс уменьшения или ликвидации неприятных чувств тех или иных отрицательных эмоций. Методика заключается в вербальном представлении проранжированных психотравмирующих ситуаций со сниженным статусом, составляется объективное описание стресогенной ситуации. Невротическая реакция рассматривается как результат приобретения неблагоприятной привычки к тревоге.

4) Биологическая обратная связь (БОС, Б.

Браун). С помощью электрофизиологических приборов осуществляется фиксация текущих результатов воздействия на протекание того или иного непроизвольного физиологического процесса; субъект может контролировать характер протекания процесса.

5) Медитация (размышление, углубление).

Достигается путем концентрации внутренне направленного внимания, мышечного расслабления и эмоционального покоя. Позволяет снять эмоциональное напряжение, привести психическое состояние к равновесию.

6) Йога – детально разработанная система всестороннего психического и физического развития человека, укрепления, сохранения здоровья. Рассматривает человека как единое целое. Одна из целей – гармонизация физического, психического и духовного начал.

Техника медитации йогов связана с понятиями янтры (реальные или воображаемые графические изображения) и мантры (звукосочетания, эмоционально воздействующие на человека).

7) Психорегулирующая тренировка (изначально – психомышечная тренировка, А.В.

Алексеев). Состоит из двух частей успокаивающей и мобилизующей.

8) Визуамоторная тренировка поведения (Р. Суинн, Дж. Лоэр). Зрительное представление события во время контролируемого сна (глубокая сосредоточенность и воображаемый сон с бодрствованием и контролем за пробуждением) активизирует вовлеченность организма на самых глубоких уровнях.

Предыдущая123456789Следующая



Саморегуляция

Что такое Саморегуляция? Значение слова в популярных словарях и энциклопедиях, а также:

  • История термина «Саморегуляция»;
  • Примеры употребления в повседневной жизни;
  • Синонимы и похожие слова.

Значение «Саморегуляция» в словарях

Саморегуляция–Психологический словарь(Self-regulation).

Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления и стандарты; внутренние факторы: самонаблюдение (self-observation), процесс вынесения суждений (judgmental process) и активная реакция на себя (active self reaction).Саморегуляция–Психологический словарь(лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.Саморегуляция–Психологический словарьПриблизительный синоним саморуководства, но используемый более «нейтрально».

То есть этот термин не предполагает теоретических дискуссий, которые лежат в основе коннотаций его приблизительного синонима.Саморегуляция–Психологический словарь(от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта.Саморегуляция–Психологический словарь- целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

психическая — один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: 1) принятая субъектом цель его произвольной активности; 2) модель значимых условий деятельности; 3) программа собственно исполнительских действий; 4) система критериев успешности деятельности; 5) информация о реально достигнутых результатах; 6) оценка соответствия реальных результатов критериям успеха; 7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами — чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр.

Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

Похожие слова в словарях

Саморегуляция Психического(Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche) — понятие, базирующееся на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным.Идея саморегуляции проходит через всю юнговскую структуру действия психического и, в частности, является одним из базовых положений в анализе сновидений и вообще в их месте в психической жизни индивида.

Фрейд полагал, что суть большинства снов — неисполненные желания, переместившиеся в сон, дабы выразиться косвенным образом. Он отмечал, что "зримое содержание сна" — всего лишь покрывало на "скрытом" содержании, являющемся, как правило, подавленным сексуальным желанием раннего детства.

Юнг же рассматривал сны как каналы связи с бессознательным, как некие сообщения, передаваемые символическим языком. Этот язык труден для понимания, но сами сообщения не обязательно касаются каких-то желаний или являются способами скрыть что-то неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознание, компенсируя какие-то проявления индивида, непонятые им или попросту отброшенные.

Либо наряду с невротическими симптомами сны предупреждают о сходе с правильного пути.Идея саморегуляции и компенсации увязывалась и с юнговской психологической типологией. Здесь Юнг изначально предположил, что индивидам свойственно различие в привычном отношении к жизни.

Это различие определяется разнообразием их интерпретаций восприятия и переживания. Так, интересы экстраверта направлены на внешний мир, а интроверта — во внутренний, в мир его психического.

Далее Юнг высказал идею, что психическое управляется четырьмя функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией.

Психология процесса управления

В переживаниях индивида любая из них может оказаться главной, доминирующей.Процесс саморегуляции психического происходит постоянно.

Но он может замечаться самим индивидом лишь когда его эго сознания оказывается в затруднении в связи с приспособлением к внешней или внутренней реальности.Общая схема саморегуляции выглядит следующим образом (по Шарпу):1.

Трудность в адаптации. Либидо прогрессирует незначительно.2. Регрессия энергии (депрессия, недостаток свободной энергии).3. Активация бессознательных содержаний (фантазии, комплексы, архетипические образы, подчиненная функция, противоположная установка, тень, анима/анимус, и г. д.).4. Симптомы невроза (замешательство, страх, беспокойство, вина, капризы, аффект и т. д.).5. Бессознательный или полусознательный конфликт между эго и содержаниями, активированными в бессознательном.

Внутреннее напряжение. Защитные реакции.6. Активация трансцендентной функции, вовлекающей самость и архетипические паттерны целостности.7. Образование символов (нуминозность, синхронность).8. Передача энергии между бессознательными содержаниями и сознанием. Расширение и увеличение эго, прогрессия энергии.9.

Ассимиляция бессознательных содержаний. Индивидуация (D. Sharp. Jung Lexicon, p. 121).Сознание и бессознательное редко находят согласие в своих тенденциях и по поводу своих психических содержаний. Саморегуляторная деятельность психического, проявляющаяся в сновидениях, фантазиях и синхронных переживаниях, направлена на то, чтобы корректировать любое сколь-нибудь значительное нарушение равновесия и тем самым удерживать личность в режиме целостности.Психологический словарьСаморегуляция Психического(Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche) — понятие, базирующееся на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным.Идея саморегуляции проходит через всю юнговскую структуру действия психического и, в частности, является одним из базовых положений в анализе сновидений и вообще в их месте в психической жизни индивида.

Фрейд полагал, что суть большинства снов — неисполненные желания, переместившиеся в сон, дабы выразиться косвенным образом. Он отмечал, что "зримое содержание сна" — всего лишь покрывало на "скрытом" содержании, являющемся, как правило, подавленным сексуальным желанием раннего детства. Юнг же рассматривал сны как каналы связи с бессознательным, как некие сообщения, передаваемые символическим языком.

Этот язык труден для понимания, но сами сообщения не обязательно касаются каких-то желаний или являются способами скрыть что-то неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознание, компенсируя какие-то проявления индивида, непонятые им или попросту отброшенные. Либо наряду с невротическими симптомами сны предупреждают о сходе с правильного пути.Идея саморегуляции и компенсации увязывалась и с юнговской психологической типологией. Здесь Юнг изначально предположил, что индивидам свойственно различие в привычном отношении к жизни.

Это различие определяется разнообразием их интерпретаций восприятия и переживания. Так, интересы экстраверта направлены на внешний мир, а интроверта — во внутренний, в мир его психического. Далее Юнг высказал идею, что психическое управляется четырьмя функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией. В переживаниях индивида любая из них может оказаться главной, доминирующей.Процесс саморегуляции психического происходит постоянно.

Но он может замечаться самим индивидом лишь когда его эго сознания оказывается в затруднении в связи с приспособлением к внешней или внутренней реальности.Общая схема саморегуляции выглядит следующим образом (по Шарпу):1. Трудность в адаптации. Либидо прогрессирует незначительно.2. Регрессия энергии (депрессия, недостаток свободной энергии).3. Активация бессознательных содержаний (фантазии, комплексы, архетипические образы, подчиненная функция, противоположная установка, тень, анима/анимус, и г.

д.).4. Симптомыневроза (замешательство, страх, беспокойство, вина, капризы, аффект и т. д.).5. Бессознательный или полусознательный конфликт между эго и содержаниями, активированными в бессознательном. Внутреннее напряжение. Защитные реакции.6. Активация трансцендентной функции, вовлекающей самость и архетипические паттерны целостности.7. Образование символов (нуминозность, синхронность).8. Передача энергии между бессознательными содержаниями и сознанием.

Расширение и увеличение эго, прогрессия энергии.9. Ассимиляция бессознательных содержаний. Индивидуация (D. Sharp. Jung Lexicon, p. 121).Сознание и бессознательное редко находят согласие в своих тенденциях и по поводу своих психических содержаний.

Саморегуляторная деятельность психического, проявляющаяся в сновидениях, фантазиях и синхронных переживаниях, направлена на то, чтобы корректировать любое сколь-нибудь значительное нарушение равновесия и тем самым удерживать личность в режиме целостности.Психологическая энциклопедияСаморегуляция Этноса- способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии — пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.Исторический словарь

Главная | Книжная полка | Геопатогенные зоны | Гороскоп здоровья | Нумерология | Безопасная магия | Мантры | Мудры | Аффирмации | Исполнение желаний | Золотые правила фэн- шуй | Молитвы | Теневой гороскоп | Гадания on-line | Лунный календарь | Распределение оздоровительных мероприятий в лунном цикле | Очищение организма | Календарь чисток | Основы питания | Индивидуализация собственного питания | Избавляемся от паразитов | Биосинтез и биоэнергетика | Индивидуальная конституция | Кризисы и оздоровительный процесс | Движение | Голодание | Дыхание | Водные процедуры | Сознание человека и его роль в оздоровлении | Методики работы с собственным сознанием | Биоритмология | Уринотерапия | Затруднения, возникающие при реализации оздоровительной программы | Создание собственной системы оздоровления | Разбор оздоровительного процесса при некоторых заболеваниях | Коррекция кармы | Общие вопросы оздоровления

Три основных вида саморегуляции:

1- усиление двигательной активности при сильном эмоциональном состоянии.

Взволнованный человек не находит себе места, беспрестанно двигается, "изливает душу" в разговоре с посторонним человеком;
2- при подавленном эмоциональном состоянии, привлекая поток нервных импульсов от рецепторов расположенных в мышцах (при физическом напряжении и физических нагрузках вообще), воздействие на органы чувств, рецепторы кожи (музыка, свет, холодный душ, массаж и т.д.) мы добиваемся тонизирования головного мозга;
3- использование привычных сигналов, сочетавшихся ранее с определённым уровнем бодрствования и потому вызывающих его привычным образом.

Например, когда дружественный микроклимат, взаимопонимание, то и работа делается намного продуктивнее. Теперь, более подробно рассмотрим вышеуказанные виды саморегуляции. Для этого мы воспользуемся понятиями Инь и Ян (Инь — наружное, а Ян — внутреннее).Первый вид саморегуляции осуществляется посредством "Отреагирования". Это означает, что при сильном и внезапном воздействии (сообщение радости или дурное известие), чакра разума настолько сильно начинает продуцировать психическую энергию, что она не может быть срочно уравновешена собственными системами мозга и поэтому, через нервную систему большая часть энергии будет отводиться на двигательные и речевые реакции.

Ян — внутреннее, активировало Инь — внешнее. Если эти внезапные и сильные "выплески энергии" в виде сильных эмоций, человек не выводит через движения, голос, то избыточная энергия соответствующей эмоциональной реакции скапливается внутри полевой форму жизни, застаивается и вызывает сильное внутреннее напряжение, которое в физическом теле выражается в повышении кровяного давления, учащения дыхание (а следовательно в усиленном вымывании углекислоты из организма и далее развитию болезней, как описывает Бутейко /Бутейко описал заключительную стадию развития огромного количества заболеваний, связав её с недостатком углекислоты.

Но сам недостаток углекислоты им был описан неверно. Он возникает не от неправильного дыхания, а от неправильного мышления, зажимании эмоций внутри организма и развития соответствующего напряжения, которое уже усиливает частоту дыхания, а следовательно и вымывание углекислоты из организма. Я описал причину, Бутейко — следствие этой причины./). Вот так "эмоциональный мусор" (яд империл) формируясь из соответствующих эмоций и скапливаясь в соответствующих местах организма, вызывает перерождение тканей из-за понижения метаболических процессов, извращения структуры полевой формы жизни.

Ян не превращаясь в Инь по естественному типу реакций, подавляет сам себя и всё равно превращается в Инь, но уже по патологическому типу реакций. Американский учёный Е.Джейкобсон исследовал состояния организма, связанные с полным расслаблением мышц с целью изучения возможности диагностики человеческих эмоций по характеру распределения напряжённых групп мышц. Ему удалось установить, что при эмоциональных реакциях у здоровых и больных людей всегда выявляется напряжение скелетной мускулатуры с различной, строго определённой для каждой эмоции локализацией. У человека, получившим в течении рабочего дня массу эмоциональных впечатлений неприятного характера и подавивших их, в организме накапливается множество невыведенной энергии, которая вызывает напряжение мышц (так называемое "остаточное напряжение").

Ложась в постель, такой человек не может расслабиться, а невыведенная информационная часть эмоций постоянно "всплывает" в виде той или иной картины, действия, многократно прокручиваясь. В результате человек не может заснуть, ворочается, страдает, не отдыхая во сне.

Вот некоторые причины бессонницы, ослабления организма, предрасположения к разнообразным патологическим состояниям, ранней старости, импотенции. Рис.

Результат игнорирования первого вида саморегуляции: слева- нормальный выход энергии во время эмоционального всплеска: включаются голосовые и двигательные рефлексы, выводящие "эмоциональный мусор"; в результате организм чист и здоров; справа-"зажимание" эмоции и застой энергии в полевой форме человека; уплотнение и застой энергии вызывают усиление сердцебиения; учащения ритма дыхания, вымывания углекислоты из организма, понижение активности всех ферментативных систем; в результате человек становится хроническим больным с массой заболеваний, поэтому многим людям далеко недостаточно правильно очищать, питать и тренировать собственный организм, надо ещё правильно мыслить и правильно поддерживать общее эмоциональное состояние, то есть соблюдать культуру мышления — быть по-настоящему человеком разумным.

Так депрессивные состояния сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры ( а далее может развиться астма), эмоции страха вызывают напряжение мышц речи двигательного аппарата (что может привести к раку гортани) и затылочных мышц. Пример. В 1982 году у меня был аборт. Сделано было не чисто. Я заболела воспалением матки с температурой 40 и страшной трясучкой.

Пока я лежала в гинекологии, инфекция дала осложнение на нервную систему. У меня заболел желудок, сердце, появилось чувство страха, бесконечное бегание в туалет.

Со стороны гинекологии меня вылечили, а вот нервной болезнью я проболела ещё 5 месяцев. Основные болезненные симптомы прошли, но осталось одно непроходимое в течении до 1990 года ощущение: когда мне надо было в туалет по-маленькому, то это ощущалось не в мочевом пузыре, а в затылочной части головы.

Голова начинает болеть в разных местах, а затылок жечь. И это до сих пор. За эти годы с 1982 по 1990 г. состояние моё всё ухудшалось, от того, что было много работы, уставала, приходилось нервничать.

В затылке всё нарастала и нарастала тяжесть и жжение. Я тогда плохо понимала, что делается со мной. Ходила к невропатологам, но они мне не помогали, пока в январе 1991 года со мной не случился удар. Я пролежала в постели целый месяц, почти не вставая.

Страшно болела голова и затылок…… Мало-помалу состояние моё очень медленно улучшалось, но через три месяца внезапно умерла мама. Здесь невозможно описать, что я тогда прочувствовала, что пережила Я заболела с новой силой и болею до сих пор……..

Врач назначил лечение таблетками, три раза принимать тёплый душ и ходить в бассейн, что я и делаю. Но улучшений почти никаких нет. Я невероятно слаба……. В интимных отношениях с мужем тоже полнейший провал, перестала испытывать половые ощущения.

В настоящее время, почти каждый человек страдает от нервозов, ибо мы эмоционально зажаты, скованы в их проявлениях из-за неправильного воспитания, предрассудков и т.п. Например, когда в Средние Века многие отношения между мужчинами и женщинами стали считаться порочными и преследоваться возникло множество психозов на этой почве. Эмоциональная энергия скапливаясь в организме разрушает полевую форму жизни, что выражается в общем снижении энергетики и пассивности.

Поэтому нет ничего удивительного, что человек страдающий неврозом ощущает утомление и общую слабость.
Зажатость эмоций и мыслей внутри организма приводит к тому, что они постоянно проектируются умом в виде определённых картин, состояний, мыслительных процессов.

Другими словами, определённой эмоциональной энергии настолько много в организме, что она вытесняет другие, полностью "загружая" собой ум. Не выведенные эмоциональные энергии вызывают повышение мышечного тонуса соответствующих участков теле и в этих местах наблюдается твёрдость, окаменелость.

Если человеку удаётся расслабить именно те мышцы, которые при соответствующих мыслительных ассоциациях бывают непроизвольно напряжены, его состояние значительно улучшается (что означает освобождение от застоявшейся энергии). Таким образом, с помощью расслабления, а лучше физической нагрузки особого типа, можно выводить "эмоциональный мусор" и устранять свойственный невротикам негативный фон и добиваться стабильного улучшения здоровья без лекарств (невротикам на заметку).

Видите, как всё просто с неврозами — бичом нашего времени, если знать механизм их образования, а на его основе разработать профилактические программы нейтрализующие их.Рекомендации: лица с выраженной "Желчной" конституцией "заводящиеся с пол-оборота" должны знать этот механизм разрушения организма и контролировать себя, либо сбрасывать эмоции на боксёрский мешок.

Положительная сторона этого явления заключается в том, что обездвиженные болезнью люди, могут путём "взвинчивания" собственного эмоционального состояния (например как Ю. Власов), заряжать себя энергетически, что ускоряет их выздоровление. Например, умственно представляя, что вы сильно напрягаетесь выполняя воображаемое физическое упражнение, вы этим энергетически подпитываете мышцы, нервную систему, весь организм.
Что ещё следует знать при этом виде саморегуляции, это то, что вы давая выход энергии наружу понижаете психическую деятельности, успокаиваетесь и расслабляетесь.Второй вид саморегуляции осуществляется посредством "изменения притока нервной импульсации".

Физиологи установили, что скелетная мускулатура является мощным источником нервной импульсации, которая поступая в мозг способна в широких пределах изменять уровень бодрствования.

При этом мышечное напряжение "энергезируя" центральную нервную систему, способствует улучшению работы органов чувств.
Это строго научная версия "подзарядки" организма за счёт нервных импульсов идущих от периферии. Инь порождает свою противоположность — Ян. Но это только следствие, главная причина энергизации в этом случае есть сознательное включение воли для раскручивания чакр. Исследуем этот глубинный механизм. Если в первом случае саморегуляции выплеск энергии происходит минуя аналитический ум, из уровней первичного сознания, под действием неожиданного импульса и наша задача направить этот поток энергии в безопасное русло.

Во втором случае саморегуляции, мы сознательно с помощью ума, волевым усилием запускаем этот глубинный механизм первичного сознания с целью выработки энергии. В результате этого, мы постепенно заполняем свой организм энергией, что в итоге приводит к повышенному психическому тонусу. Другими словами, в первом случае мы стремимся понизить избыток психической активности (чтобы не навредить себе), а во втором случае, мы стремимся повысить психическую активность (чтобы быть в нормальном психическом тонусе).
Не менее мощным источником нервной импульсации является режим дыхания.

Здесь заложен тот же механизм, сознательно мы можем менять ритм и глубину дыхания, делая акцент либо на вдохе, либо на выдохе, либо на задержке. Сознательное выделение того или иного цикла дыхательного процесса по разному влияет на наш организм. Так физиолог А.И.Ройтбак показал, что импульсы от дыхательного центра распространяясь по специальным нервным путям на кору головного мозга существенно меняют её тонус: вдох — повышает, а выдох — снижает его.

Это одна из второстепенных причин того, что максимальное усилие человек может сделать в момент задержки дыхания на вдохе. Кроме этого, активный вдох при самопроизвольном, пассивном выдохе активизирует симпатический отдел вегетативной нервной системы, который: усиливает обменные процессы в организме, повышает содержание красных кровяных телец, сахара и гормонов в крови, останавливает развитие воспалительных процессов и аллергических реакций (кортикоиды надпочечников обладают мощным противовоспалительным действием), подымает артериальное давление, расширяет бронхи.

Другими словами, подобный способ дыхания активизирует организм на самоисцеление и оздоровление. Многие психотехники мира — ребёфинг, холотропная терапия,дыхание по Стрельниковой используют подобный способ дыхания. При этом происходит не только тонизирование нервной системы, оздоровление организма за счёт описанных механизмов стимулирования симпатического отдела вегетативной нервной системы, "накачки" организма энергией, но и тем, что за счёт постоянного волевого усилия направленного на поддержание должной интенсивности описанного дыхания, в организме человека начинается выработка естественных опиатов — эндорфинов.

Поступая всё в большем и большем количестве они самостоятельно вызывают и поддерживают состояние эйфории. Эндорфины вызывая стенические эмоции дополнительно активизируют симпатический отдел вегетативной нервной системы, возбуждая защитные силы организма и обеспечивая его энергией. Это же чудо лекарство!
И наоборот, затаивание дыхания (т.е. не видно и не слышно ни вдоха, ни выдоха) как рекомендует Бутейкои многие медитативные техники мира, а также небольшой вдох, длинный и плавный выдох с задержкой дыхания на вдохе (задержка умеренная, а не до отказа, ибо такая задержка, стимулирует активность организма, слишком сильная Инь порождает свою противоположность Ян) позволяет наиболее полно расслабить мышцы, снизить тонус центральной нервной системы, снизить кровяное давление, урежает пульс, вызывает сонливое состояние.

Но при этом необходимо знать следующую особенность, чтобы сохранить высокую концентрацию внимания для полного расслабления мышц и затормаживания отвлекающих мыслей и образов, необходимо сохранять и поддерживать высокий тонус нервной системы. Так и поступают в методиках ребёфинга и холотропной терапиииспользуя дыхание — активный быстрый вдох и пассивный выдох, гоняя воздух через нос, где происходит съём энергии и активизация мозга через обонятельные луковицы.
Хорошо стимулируется деятельность нервной системы посредством "загрузки" органов чувств.

Например, яркие вспышки света, громкая музыка, резкий запах, сильное пощипывание кожи, энергичное растирание тела и т.д.

резко активизирует уровень бодрствования. И наоборот, отсутствие импульсов идущих от органов чувств вызывает у человека сонливое состояние, появление различных галлюцинаций. Поэтому, некоторые люди для повышения собственного уровня бодрствования любят находиться в обстановке умеренно насыщенной шумами (музыкой), запахами и т.д. Рекомендации: в ситуации требующей срочного повышения или поддержания психического тонуса необходимо произвольно сильно напрягать мышцы, быстро дышать с акцентом на вдохе (как у Стрельниковой), сильно потереть область затылка, плеч и волосистой части головы.
Лицам имеющим выраженную конституцию "Слизи" весьма подойдут рекомендации второго вида саморегуляции.

Что касается лиц с выраженной конституцией "Ветра", то для них подойдёт противоположное: плавные движения в спокойной манере, растянутое дыхание на выдохе, нахождение в спокойной обстановке.

Если вы возбуждены, то воспользуйтесь приёмами мышечного расслабления в сочетании с успокаивающим типом дыхания и пребывания в тихой обстановке.
С помощью этого вида саморегуляции, вы сознательно можете повышать или понижать собственную психическую активность.Третий вид саморегуляции осуществляется посредством изменения условий внешней среды.

К этому виду относиться обстановка, условия выполняемой работы, взаимопонимание. Если всё это хорошо подобранно, то человек чувствует себя комфортно, если нет — чувствует себя возбуждённым или подавленным. Микроклимат в семье и на работе имеет огромное значение для здоровья человека.

Поэтому создавайте его положительным. В заключении этого раздела подчеркнём четыре особенности, на которые необходимо обращать внимание ежедневно. 1.Снижение систематической нагрузки на мышечную систему, неизбежной при интенсивной технизации общества. Систематическая недогрузка мышечного аппарата (нет волевых усилий соответствующего качества) лишает эмоциональные центры положительного заряда, который необходим человеку для преодоления критических жизненных ситуаций.

В этих условиях многие отрицательные влияния нашей жизни приобретают сверхсильный характер и действуют невротизирующим образом. Постоянно сниженный жизненный тонус и апатия сочетаются со взрывчатостью, безудержной реакцией на самые незначительные бытовые раздражения отрицательного характера. 2. Изменение диапазона нагрузки в системе органов чувств. Технизация общества поддерживает тенденцию к увеличению информативной нагрузки (особенно логического характера в ущерб образному) на органы чувств в диапазоне сигналов большей и средней силы, и устраняет необходимость в использовании сигналов слабой и очень слабой мощности, которые широко использовались человеком жившим в естественных условиях.

Это приводит к постепенному снижению остроты зрения, слуха, обоняния.

психология управления

В результате этого нервная система лишается активирующей части слабых сигналов. В результате этого снижается её тонус, происходят неблагоприятные сдвиги в эмоциональной сфере. А сильные воздействия (громкие звуки, вспышки света, насыщенные запахи) быстро перевозбуждают человека и ведут к общему утомлению.

3. Для нормального функционирования организма и психики, человеку периодически необходимо оставаться в полном одиночестве и тишине. В этом случае создаются внутренние условия покоя и равновесия, которые необходимы для усвоения ранее полученной информации, формирования и закрепления новых программ поведения и деятельности. Эти условия становятся совершенно необходимыми, когда организму необходимо восстановить нарушенное болезнью внутреннее равновесие.

4. Учитывайте и интимную связь человека с окружающей его природой. Чем более она естественна, тем более здоров и уравновешен человек. Искусственная обстановка, синтетическая мебель, полы и т.п. нарушают и извращают интимные связи человека с Природой. Лишившись своих корней, человек становиться разрушителем не считаясь ни с чем, ни с кем, ради удовлетворения своих прихотей и амбиций. Действие на человека четырёх описанных факторов в промышленно развитых странах привело к тому, что примерно половину больничных коек занимают пациенты, страдающие психическими расстройствами, 40% из которых составляют шизофреники.Саморегулирование личности.

Научись владеть механизмами собственного поведения и настроения
Как искоренить плохую привычку, а взамен её приобрести полезную
Зачем нужно преодолевать критические жизненные ситуации
Три основных вида саморегуляции

  • Главная
  • Сознание человека и его роль в оздоровлении
  • Полевая форма человека и её составляющие
  • Причина лежащая в образовании полевой формы жизни человека
  • Слагаемые человеческой личности, их особенности и влияние на человеческий организм
  • Виды человеческого сознания и их роль в оздоровительном процессе
  • Психическая индивидуальность человека
  • Психическая активность человека
  • Эмоции
  • "Загрязнения" и искажения влияющие на психическую активность человека
  • Саморегулирование личности
  • Как искоренить плохую привычку, а взамен её приобрести полезную
  • Как преодолевать критические жизненные ситуации
  • Три основных вида саморегуляции
  • Взаимосвязи личности
  • Методики работы с собственным сознанием
  • Трансцендентальная медитация
  • Ребёфинг
  • Дыхание счастья
  • Холотропная терапия
  • Общее заключение
  • Создание собственной системы оздоровления
  • Ошибки и затруднения, возникающие в процессе реализации оздоровительной программы
  • Какие факторы необходимо учитывать
  • Конкретные рекомендации
  • Рекомендации для лиц с выраженными конституциями "Ветра", "Желчи", "Слизи"
  • Влияние на здоровье человека трав, минералов, тканей, продуктов питания и других веществ
  • Травы
  • Био-энерго-информационный резонанс между цветами и людьми
  • Био-энерго-информационный обмен между деревьями и людьми
  • Био-энерго-информационный обмен между металлами, минералами и людьми

Анализ свободы как специфического способа бытия человека. Ответственность как основной саморегулятор деятельности личности и показатель социальной, нравственной зрелости особы.

Особенности изучения возможностей каждого индивида принимать свое решение.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Личность: свобода и ответственность

    Содержание и научное использование понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

    Задача и основная функция процесса социализации личности. Взаимосвязь свободы, необходимости и ответственности личности. Модели взаимоотношения личности и общества.

    реферат [17,3K], добавлен 17.05.2010

  • Социология личности — историческое развитие и актуальные проблемы

    Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности. Процесс вхождения человека в общество, его социализация и социальная адаптация, приспособление индивида к социальной среде.

    Социальный статус личности.

    контрольная работа [35,3 K], добавлен 25.04.2009

  • Социализация личности

    Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных. Обязанность социолога понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение представляет основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

    реферат [31,3 K], добавлен 25.02.2010

  • Становление личности и ее формы

    Понятие личности в системе человекознания.

    Становление личности и процесс социализации. Структура и составные элементы личности, социальные типы. Феномен свободы и противоречия волюнтаризма и фатализма. Модели взаимоотношений личности и общества.

    реферат [28,6 K], добавлен 11.05.2009

  • Проблема свободы личности в концепции общества Ж.

    Бодрийяра

    Характеристика социальной реальности в концепции Ж. Бодрийяра, проявления ее симулятивного характера. Социоидеологическая система вещей как основа общества потребления.

    Личность в симулятивной социальной реальности. Проблема свободы и ценностей.

    курсовая работа [83,9 K], добавлен 16.10.2013

  • Характеристика личности, ее взаимоотношения в обществе

    Путь развития человека от индивида до личности посредством усвоения социального опыта.

    Характеристика первичной и вторичной социализации, этапы и способы ее осуществления. Классификация социального статуса, влияние социальной роли на развитие личности.

    реферат [24,9 K], добавлен 11.07.2011

  • Специфика социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы

    Основные проблемы социальной адаптации.

    Лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, как объект социальной работы.

    Психология управления людьми: цели и методы воздействия

    Основные направления деятельности и функции социального работника и социальных служб. Взаимодействие клиента с социальным работником.

    дипломная работа [44,6 K], добавлен 11.01.2011

  • Свобода в деятельности человека

    Свобода как общечеловеческая ценность, присущая всем народам во все эпохи. Стремление к свободе, естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки.

    Соотношение свободы и необходимости, свободы и ответственности.

    реферат [33,7 K], добавлен 27.07.2010

  • Проблема личности в социологии

    Понимание личности как социального явления. Философия личности с точки зрения социологии и ее социальные роли.

    Социальное положение (позиция) индивида — его место в определенной конкретной социальной структуре. Сущность процесса социализации личности.

    контрольная работа [27,0 K], добавлен 27.08.2012

  • Проблемы личности в социальной психологии

    Объективные закономерности общественного развития и жизнедеятельности человека как социального существа. Изучение личности человека в рамках его принадлежности к социальной группе.

    Исследование социального статуса и личностной самооценки школьников.

    курсовая работа [181,5 K], добавлен 16.05.2017

  • Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *