Признаки тоталитарного общества


Содержание

Тоталитарный режим: понятие, основные разновидности.

Термин "тоталитаризм" (от латинского totus — весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) идеологизация всей жизни общества. Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.). Тоталитарное общество ведет широчайшую идеологическую обработку населения;

3) крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, запрет всяких других идеологий, демагогия и догматизм (в фашистской Германии существовал «За­кон против образования новых партий» от 4 июля 1933 г., параграф первый которого гласил: «В Германии существует в качестве единственной политиче­ской партии Национал-социалистическая германская рабочая партия»);

4) однопартийность – массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям – вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе; запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

5) недемократический способ организации партии – она строится вокруг лидера. Власть идет вниз – от лидера, а не вверх – от масс;

6) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;

7) монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

8) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;

9) фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

10) террористический полицейский контроль. Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор.В связи с этим создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки, происходят массовые убийства ни в чем не повинных людей. (Так, в СССР была создана целая сеть лагерей – ГУЛАГ). С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

Виды

1) «Правый» тоталитаризм — идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим, сохраняется рыночная экономика, институт собственности, опирается на механизмы экономического саморегулирования. Представлена 2 формами:

а) итальянский фашизм. Основная идея возрождение былого могущества Римской им­перии. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической основе, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги сами смогли отстранить Муссолини от власти.

б) германский национал-социализм. Основная идея господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (и прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной опорой являлись экстремистски настроенные средние слои общества. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло», по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией. В отличие от марксизма-ленинизма, национал-социализм отстаивал идею классового мира и «народного сообщества» на основе единых национальных традиций. Место класса здесь занимает нация, место классо­вой ненависти – ненависть национальная и расовая. Идеология национал-социализма активно проповедовала образ «врага» в лице коммунизма, евреев, католической церкви. Если в коммунистических системах агрес­сивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации.

2) «Левый» тоталитаризм — опирается на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует (СССР, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Куба). Основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей

а) возможность построения коммунистическо­го общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

б) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

в) ведущую роль пролетариа­та в современной истории;

г) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому об­ществу;

д) возможность построения коммунизма в каждой стране.

Соци­альной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использо­вание мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

Дискуссионным является в политической науке вопрос о времен­ных рамках существования тоталитаризма в СССР. Одни политологи счи­тают, что тоталитарным можно назвать весь период советской истории. Другие тоталитарным называют режим, сложившийся в период правления Сталина (1929—1953), режим же, сложившийся после его смерти, опреде­ляют как посттоталитарный.

Тоталитаризм в той или иной форме испытала на себе примерно треть населения земного шара. В отдельных странах (например, в Север­ной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения конкретных целей, например, победы в войне, индустриализации и т.д. Некоторые авторы рассматри­вают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слабо­развитых стран. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жес­токим подавлением всякой оппозиции.

Внутренние и внешние функции Российского государства.

Внутренние функции

1) экономическая функция государства, т.к. без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

2) социальная функция. Главное ее назначение — обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности (люди преклонного возраста, трудоспособные граждане, работники школ и т.д.). Задачи: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; боле равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; активно развивать социальное законодательство и т.д.

3) функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

4) функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка — одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия — правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными.

5) функция охраны природы и окружающей среды (экологическая функция) — это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

6) функция по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно-техническом потенциале страны.

7) Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Внешние функции

1) функция торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля.

2) Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции

3) Функция обороны страны. Базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п..

4) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества России со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем — борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.



Введение

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е века.

Категория, «политический режим», по мнению некоторых ученых; в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом.

Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации.

Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т. д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания».

Это влияние распространяется, на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности.

Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.

Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.

Определение и признаки тоталитарного режима

Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств и искали четкое определение социалистической государственности.

Понятие “тоталитаризм” означает весь, целый, полный (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” — весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства.

Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью.

Эта стадия породила монополизацию экономики и одновременно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно, формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим, а также стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

При этом власть и народ мыслятся как единое целое, неразделимое целое, актуальным становится народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ против враждебного внешнего окружения.

Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма.

Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

В основе тоталитарной идеологии – рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т.д.).

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить.

Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы.

Признаки тоталитарного общества

Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом.

Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа.

Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е.

должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях.

Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т.п.

Возрастают дискреционные, т.е. законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов.

Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.), т.е. карательные органы. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отношению к населению.

Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходит массовое убийство невинных людей.

Тоталитаризм как политический режим: понятие, признаки, условия возникновения

Тоталитарный режим относят к явлениям XX в.

Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии.

В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.

Тоталитаризм – государственный строй и способ производства, характеризующийся абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1)Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти, подчи­нению «единственно верной» теории с помощью планирования всех экономических и социальных процессов;

2) Идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

3) Нетерпимость ко всякому инакомыслию;

4) Общество практически полностью отчуждено от полити­ческой власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

5) Абсолютная «правовая», а точнее, антиправовая регла­ментация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено зако­ном»;

6) Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации (введение жесткой цензуры), культурой, религией и т.д.

вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

7) подавление человеческой индивидуальности, доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

8) Господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

9) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

10)Государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «орео­лом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

11) упразднение местного самоуправления;

12) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности:левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах.

Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами — итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.

Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт частной собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи.

Установление фашизма в Италии явилось реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии.

[Править] Признаки тоталитарного общества

Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.

Классической формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, установившийся в 1933 г. Его возникновение было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности немцев после поражения Германии в первой мировой войне.

Возрождение былого могущества.

Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства.

Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.

Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные ему режимы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе.

Он опирался (а в ряде стран и до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, общественную собственность, коллективную цель общества в виде идеала построения коммунистического будущего, сильную государственную власть.

В качестве условий формирования тоталитаризма выделяются следующие:

  • резкая ломка устоявшихся струк­тур, маргинализация различных социальных групп;
  • разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества;
  • появление современных СМИ;
  • деформация политического сознания;
  • отсутствие демократических тра­диций, предрасположенность мас­сового общественного сознания к насильственным способам реше­ния вопросов;
  • накопление государственного опыта решения социальных про­блем путем мобилизации много­миллионных масс населения;
  • наличие возможностей для соз­дания разветвленного аппарата репрессий и насилия.

Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 607 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Признаки тоталитарного общества

1234Следующая ⇒

В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1965 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества[12]:

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества

Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией

Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества

Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования.

Уголовное наказание за распространение независимой информации.

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения

Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»)

Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур

Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод

Централизованное планирование экономики

Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами[13] и распространением оружия среди населения

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным.

В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками[9].

Вопрос №16.Охарактеризуйте авторитаризм как политический режим и его отличие от тоталитаризма.

Авторитари́зм (от лат.

auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами.

Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1947 г., Непал, Марокко, Саудовская Аравия и другие).

Традиционные авторитарные режимы олигархического типа.

Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Никарагуа до 1979 г. и другие).

Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Россия в 1990 — 2000гг., Тунис, Филиппины при Ф.

Маркосе в 1972 — 1985 гг.).

Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Алжир, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Танзания и другие). Эта разновидность авторитаризма к настоящему времени практически исчезла.

Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Признаки авторитарного режима

автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);

неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;

игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

отсутствует единая идеология;

права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политиче ская власть сконцентрирована в руках духовных лиц

Вопрос №17.Расскажите об историческом прошлом и настоящем авторитарных режимов.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую, по сравнению с демократическими государствами, способность к преодолению трудностей (экономических, социальных).

Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществляющих реформы, находящихся в процессе политической модернизации.

В настоящее время авторитарный режим отнюдь не является редкостью (Китай, Аргентина). К примеру, он существовал в СССР на момент провозглашения перехода страны к рыночным отношениям.

Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в ХХ в.

в различных государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.). Известны различные формы авторитарного режима: полуфашистский, военно–диктаторский, конституционно–авторитарный, конституционно–патриархальный, клерикальный, расистский и другие.

Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерастать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемократический и затем в демократический.

Однако, будучи самостоятельным видом политического режима, авторитарный режим характеризуется собственными, только ему присущими признаками

Вопрос №18.Охарактеризуйте демократию как политический режим.

Демокра́тия (греч. δημοκρατία — «равный народу») — политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия).

Тоталитаризм

Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

Современное понятие демократии включает следующие гражданские права и свободы:

свободу слова при наличии ответственности за использование данного права;

свободу вероисповедания и отправления веры, религиозных культов и обрядов;

отделение религии от государства и школы;

свободу выбора языка межличностного общения;

независимость печати и других средств массовой информации (включая телевидение);

деполитизацию и департизацию армии, полиции, органов государственной безопасности, прокуратуры и суда, рядового (неполитического) состава аппарата органов государственной власти и управления;

гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами;

право гражданина на свободное получение и распространение полной, достоверной и правдивой информации о деятельности органов власти и управления;

свободу творчества и творческого самовыражения, и в частности свободу выражения мнений;

свободу мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций;

свободу союзов, организаций и политических партий, не запрещённых законом;

право граждан свободно объединяться в любые не запрещённые законом общественные организации, группы, союзы и политические партии;

гарантии личной неприкосновенности граждан;

право человека на жизнь, личную свободу и безопасность;

право частной собственности, гарантии её неприкосновенности и право на свободу не запрещённой законом экономической деятельности;

независимость и беспристрастность суда;

право человека на честное и объективное разбирательство его дела в суде при обеспечении реальной состязательности сторон обвинения и защиты и строгом соблюдении презумпции невиновности;

строгое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

ответственность чиновников исполнительной власти перед представительными органами;

ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, граждан, общественных организаций, партий и движений, религиозных конфессий, органов местного самоуправления;

сильное местное самоуправление;

развитое гражданское общество;

развитые институты парламентаризма, включая парламентские расследования;

всеобщее, равное и прямое избирательное право при обеспечении реального равноправия и состязательности кандидатов, политических партий и движений и их программ;

государственные гарантии внутрипартийной и внутрипрофсоюзной демократии, в частности гарантии свободного существования внутрипартийных фракций и соблюдения определенных процедур при выборах партийных органов — это не может являться внутренним делом ни одной партии, претендующей на участие в выборах.

Вопрос №19. Расскажите о государстве как политическом институте и назовите его основные признаки.

Центральным институтом политической системы является государство.

В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.

В широком смыслегосударство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

1234Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 92 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Похожие главы из других работ:

Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве

1. Понятия и признаки тоталитарного государства

Тоталитаризм — одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями и в отношении оппозиции и инакомыслящих…

Общественное мнение

2.1 Формирование общественного мнения в условиях тоталитарного и авторитарного режима

Можно согласиться с Муссолини, что тоталитаризм зародился в начале XX века.

Главная его особенность: правящая элита управляет не только политической сферой, но всеми основными областями жизни: экономической, культурной, информационной, семейной…

Политико-правовые системы в истории, их становление, развитие и функционирование

2.3 Отличительные признаки тоталитарного режима

Тоталитаризм имеет определённые отличительные принципы, базируется на своих собственных идеях, кардинально противоположных либерализму.

Концепция тоталитаризма начала активно разрабатываться учёными уже с 20-х — 30-х годов прошлого века…

Политические режимы

2. Основные признаки политического режима, как способа общественной власти

Политический режим определяется многими параметрами…

Политический режим

3. Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного политического режима

Одним из первых (в 30-х гг. прошлого века) ввел в научный оборот термин «тоталитаризм» немецкий философ и политолог К.

Шмитт, а уже перед началом второй мировой войны в США состоялся симпозиум, рассмотревший феномен тоталитарного государства…

Политический режим

2.1 Специфика тоталитарного политического режима

При тоталитарном режиме6 Само понятие «тоталитарное государство» широко применяется уже в 20 — 30-е годы ХХ века сначала итальянскими, а затем и немецкими юристами, причем в положительном смысле…

Социальные последствия коммунистического тоталитаризма в Беларуси

1.1 Характерные признаки тоталитарного политического режима

В первую очередь, выясним, что представляет собой тоталитарный режим в современной политологической литературе.

Понятие «тоталитаризм» (от лат. Totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в начале ХХ века. В 1925 г…

Сущность политических режимов

2. Признаки политического режима

Политический режим определяет, как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует…

Теория тоталитарного режима по Карлу Мангейму

1.2 Основные теории тоталитарного режима: К.

Поппер, Х. Арендт, Дж. Талмон, К. Фридрих, Х. Линц

Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало…

Тоталитаризм и его проявление в СССР в эпоху правления Сталина

1.2 Особенности тоталитарного режима правления

Американские политологи Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» сформулировали следующие основные признаки тоталитарного режима: Официальная идеология представляет собой комплекс идей…

Тоталитаризм и его проявление в СССР в эпоху правления Сталина

1.3 Зарождение тоталитарного режима в СССР

Основы тоталитарного режима в СССР были заложены еще в начале 20-х гг.

ХХ века…

Тоталитарная система, ее сущность и проявления

1.3 Признаки тоталитарного государства

Первый признак — абсолютная концентрация власти, реализуемая через механизмы государства и представляющая собой этатизм, то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень…

Тоталитарная система, ее сущность и проявления

2.2 Формы тоталитарного режима

Есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Последний часто называют разновидностью фашизма…

Тоталитарный режим

4. Характер институтов конституционного права тоталитарного режима

С точки зрения характера институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами: 1) политические права и свободы граждан…

Фашизм как форма тоталитаризма

2. Особенности фашизма как тоталитарного общества

тоталитаризм фашизм национал социализм Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией…

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *