Признаки соц института

1. СоциологТ.Вебленопределилданноепонятиекак«привычныеспособыреагированиянавнешниестимулы».Всовременнойсоциологииустойчивыйкомплексформальныхинеформальныхправил,регулирующихвзаимодействиялюдейвопределеннойсфережизнедеятельностирассматриваюткакбазовыйэлементсоциальнойструктурыобщества.Различаютобщие,объективныепризнакиданныхкомплексовисубъективныепризнаки,связанныесвосприятием людей.
Ксубъективнымпризнакамсоциальныхинститутовотносят …

Перейти к вопросу

2.

СоциологТ.Вебленопределилданноепонятиекак«привычныеспособыреагированиянавнешниестимулы».Всовременнойсоциологииустойчивыйкомплексформальныхинеформальныхправил,регулирующихвзаимодействиялюдейвопределеннойсфережизнедеятельностирассматриваюткакбазовыйэлементсоциальнойструктурыобщества.Различаютобщие,объективныепризнакиданныхкомплексовисубъективныепризнаки,связанныесвосприятием людей.
Согласно определению Т. Веблена, привычные способыреагированиянавнешние стимулы называются …

Перейти к вопросу

3.

СоциологТ.Вебленопределилданноепонятиекак«привычныеспособыреагированиянавнешниестимулы».Всовременнойсоциологииустойчивыйкомплексформальныхинеформальныхправил,регулирующихвзаимодействиялюдейвопределеннойсфережизнедеятельностирассматриваюткакбазовыйэлементсоциальнойструктурыобщества.Различаютобщие,объективныепризнакиданныхкомплексовисубъективныепризнаки,связанныесвосприятием людей.
Согласно определению Т. Веблена, привычные способыреагированиянавнешние стимулы называются …

Перейти к вопросу

4.

СоциологТ.Вебленопределилданноепонятиекак«привычныеспособыреагированиянавнешниестимулы».Всовременнойсоциологииустойчивыйкомплексформальныхинеформальныхправил,регулирующихвзаимодействиялюдейвопределеннойсфережизнедеятельностирассматриваюткакбазовыйэлементсоциальнойструктурыобщества.Различаютобщие,объективныепризнакиданныхкомплексовисубъективныепризнаки,связанныесвосприятием людей.
Установите соответствие между примерами проявления социальныхинститутови их общими признаками.
1.

Икона, гимн, орден.
2.

Социальные институты. Признаки и функции социальных институтов

Военная присяга, клятва Гиппократа.
3. Библиотека, музей, театр.

Перейти к вопросу

ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Каждый социальный институт имеет как специфические особен­ности, так и общие признаки с другими институтами.

Для выполнения своих функций социальный институт должен учи­тывать способности различных функционеров, формировать стан­дарты поведения, соблюдать верность основным принципам, разви­вать взаимодействие с другими институтами.

Неудивительно поэто­му, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 2. Они объединены в пять групп.

Хотя институт должен обязательно обладать, например, утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых мо­гут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки.

Таблица 2.

Признаки главных институтов общества

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви — распятие, полумесяц или звезда Дави­да, для семьи — обручальное кольцо, для университета — эмблема альма-матер».

Образ промышленного объединения в концентриро­ванной форме можно представить себе из его названия или торго­вой марки.

Признаки социального института

Музыка может тоже стать символикой. Национальные ме­лодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, поскольку трудно представить Себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образо­вание без школы или правительство без правительственного здания i либо королевского дворца.

Таким образом, культурным символом ин­ститута может быть любой материальный или нематериальный эле­мент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, {включенные в деятельность институтов, должны принимать соответ­ствующие предназначенные им роли.

Система этих ролей чаще всего s выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально за­крепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс поведения, конечно, производит значитель­ное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполне­ния ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву, гра­ждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве.

При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от ре­альной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не сущест­вует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

Формальный кодекс — лишь часть общего поведения, создающе­го институциональную роль.

Существуют и нормы поведения в от­дельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деяте­ля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработан­ный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобран­ных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родите­лей, мужа или жены.

Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, ото­брать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех инсти­тутах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен не­обходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно оха­рактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокуп­ностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идео­логия определяет не только то, как люди должны относиться к то­му или иному действию, но и то, почему они должны действовать оп­ределенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии.

Идеология включа­ет в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружаю­щую действительность в терминах, принятых членами данного ин­ститута. Если повторение присяги формально привязывает индиви­да к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему ра­циональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Например, подростковое отклоняющееся поведение является про­блемой во всех современных обществах.

Все основные институты пы­таются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих ба­зовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственни­ком — как результат неправильной политики в области занятости мо­лодежи, работниками системы образования — как результат пороч­ной системы школьного воспитания, а примерным семьянином — как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном слу­чае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к инсти­туциональным нормам.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культур­ных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдываю­щих и объясняющих всю его деятельность.

Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. со­ответствовать основным идеологическим положениям данного инсти­тута. При этом критицизм институциональной идеологии рассматри­вается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая



Главная » Полезные статьи » Признаки социального института

Признаки социального института

Вернуться назад на Социальные институты

В ходе указанных процессов формируются современные социальные институты, основные признаки которых, по мнению А.

Социальный институт: понятие, признаки, функции

Г. Эфендиева, делятся на две группы.

В первую группу входят следующие признаки:

1)безусловное доминирование во всех основных сферах общественной жизни достиженческой регуляции: в экономике – деньги и рынок, в политике — демократические институты, для которых характерен конкурентно-достиженческий механизм (выборность, многопартийность и т.

д.), универсализм закона, равенство всех перед ним;
2) развитие института образования, цель которого — распространение компетентности, профессионализма (это становится базовой предпосылкой развития других институтов достиженческого типа).

Вторая группа признаков-дифференциация и автономизация институтов.

Они проявляются:

— в отделении экономики от семьи и государства, в формировании специфических нормативных регуляторов экономической жизни, обеспечивающих эффективную хозяйственную деятельность;
— в ускорении процесса возникновения новых социальных институтов (постоянная дифференциация и специализация);
— в усилении автономии социальных институтов;
— в нарастании взаимозависимости сфер общественной жизни.

Благодаря вышеперечисленным свойствам современных социальных институтов повышается способность общества к адаптации к любым как внешним, так и внутренним изменениям, увеличиваются его эффективность, стабильность и устойчивость, нарастает целостность.

Чтобы знать явления и процессы социального мира, необходимо получать о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации служит социологическое исследование комплекс методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью — получить достоверные данные для их последующего использования в решении теоретических или практических проблем.

Для проведения исследования нужны профессиональные знания и навыки. Результатом нарушения правил проведения исследования обычно является получение недостоверных данных.

Процесс развития социальной жизни находит выражение в перестройке институционализированных социальных связей и форм взаимодействия.

Огромное влияние на их изменение оказывают политика, экономика и культура. Они действуют на функционирующие в обществе социальные институты как непосредственно, так и опосредованно через ролевые позиции индивидов.

При этом важно обеспечить постепенность, регулируемость и преемственность обновления или даже смены социальных институтов. В противном случае возможны дезорганизация социальной жизни и даже распад системы в целом. Эволюция анализируемых явлений идет по пути превращения институтов традиционного типа в современные. В чем их отличие?

Традиционные институты характеризуются аскриптивностью и партикуляризмом, т. е. базируются на жестко предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях.

С возникновением городов как особых видов поселений и организации социальной жизни более интенсивным становится обмен продуктами хозяйственной деятельности, появляется торговля, формируется рынок, соответственно с этим возникают специальные нормы, их регулирующие. В результате происходит дифференциация видов хозяйственной деятельности (ремесло, строительство), разделение умственного и физического труда и т.

д.

Переход к современным социальным институтам, по мнению Т. Парсонса, осуществляется по трем институциональным «мостам».

Первый — западно-христианская церковь. Она привнесла идею общего равенства перед Богом, ставшую основой нового порядка взаимодействия людей, формирования новых институтов, и сохранила институциональную систему своей организации с единым центром, независимостью и автономностью по отношению к государству.

Второй «мост» — средневековый город свойственными ему нормативными элементами, отличными от кровно-родственных связей. Это послужило причиной нарастания достиженчески-универсальных принципов, легших в основу роста современных экономических институтов и формирования буржуазии.

Третий «мост» — римское государственно-правовое наследие. На смену раздробленным феодальным государственным образованиям со своими законами, правами и т.

д. приходит государство с единой властью и единым законом.

Социальные группы
Социальные нормы
Социальные отношения
Социальные принципы
Социальные факторы
Социальный контроль
Социальный конфликт

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *