Принятие христианства на беларуси

История развития христианства как религии. Описание основных положений христианства и жизни Иисуса Христа в Евангелие. Церковные деятели, их роль в жизни государства. Христианские вероисповедания: православие, католицизм. Брестская церковная уния.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования республики Беларусь

Белорусский государственный университет

экономический факультет

Кафедра аналитической экономики и эконометрики

Реферат

по курсу «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны»

Тема: «Распространение христианства на территории Белоруссии»

Выполнил студент группы Э2

Какашка Олег Андреевич

Минск

Введение

Распространение христианства на белорусских землях. Православие в Беларуси

Православная церковь в раннесредневековый период

Православная церковь в Великом княжестве Литовском

Брестская церковная уния

Киевская православная митрополия

Православная церковь в Российской империи

Православная церковь в советский период

Заключение

Список литературы

Введение

Христианство существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством. Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и попадали под влияние финских шаманов — «волхвов» и «кудесников», — то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден к христианской вере; а при его сыне Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам». Но все же, несмотря на притеснения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.

Распространение христианства на белорусских землях. Православие в Беларуси

Христианство на белорусские земли в 10 веке официально пришло как официальная религия. Зародилось оно в Палестине, в среде бедного еврейского населения. Занимались тем, что собирались по вечерам дома и читали Евангелие и тайной вечери. В евангелиях описываются основные положения христианства и жизнь Иисуса Христа. Его учение было обращено к бедным и страждущим, он отвергал власть человека над человеком. Вначале церковь обозначало не что иное как «все верующие». Властью духовные лица не обладали. христианство церковь вероисповедание уния

Немного позже происходят изменения: церковь приобретает власть, на первое место становятся пышные богослужения, складывается церковная иерархия.

В Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.), на первом и втором вселенском церковном сборе был разработан единый, в общих чертах, «символ веры», в который вошел догмат о триединстве Бога.

Вступив в соглашение с епископами, римские императоры сделали христианство господствующей религией, функция которой было поддерживание порядка в империи.

В результате распри между римским патриархом (папой) и восточными (греческими) патриархами, церковь разделилась на западную римско-католическую и восточно-византийскую. И раскол этот произошел в 1054 году.

В 988 г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство, во главе которого стоял митрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т. д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа).

В 992 году было основание Полоцкой епископской епархии, и этот год считается принятием христианства на белорусских землях. Полоцк считался центром христианизации белорусских земель. Также некоторые историки считают, что одновременно с этим центром были и другие, к примеру, Туров и Заславль.

Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем.

И именно эти три города и стали центрами христианизации Белоруссии в 10-11 веках. Далее этими пунктами становятся такие города как: Друцк, Городно, Пинск, Витебск и др. Эти 36 населенных пунктов и один монастырь были центами христианизации в 11-13 веках. Но ситуация оставалась сложной, основная часть населения оставалась языческой, и сложно сказать когда процесс христианизации закончился.

В современной историографии признается тот факт, что принятие христианства не было дело случая и никем не было навязано, а было принято как результат конкретной политической обстановки. Этому способствовало приобщение к христианству правящих кругов.

Православная церковь в раннесредневековый период

Православие оказало определяющее влияние на формирование национального менталитета, развитие нравственного сознания, художественной культуры, литературы и философии восточнославянских народов. Традиции цивилизованного образа жизни и государственности, книжности и образованности, интеллектуализма и социальной поддержки сложились на белорусских землях под базовым влиянием православия. В конце X в. белорусскими княжествами было принято христианство, в 992 г. основана Полоцкая епархия. Первый монастырь был заложен в древнем Изяславле (современный Заславль) полоцкой княжной Рогнедой. Христианское влияние проявилось в создании центров книжности и просвещения. В XI-XII вв. был создан свод житийной литературы (Ефросинья Полоцкая, Авраамий Смоленский и др.). Образцами древнебелорусских рукописных книг являются Туровское и Реймское евангелие (XI в.), Оршанское евангелие (XIII в.). Литературным языком этого времени был церковно-славянский. Знаменитым древнерусским книжником — Климент Смолятич (первая пол. XII в.). Выдающимся церковным оратором и писателем был Кирилл Туровский (XII в.), ставший первым на Руси столпником. Произведения Кирилла, созданные в жанре проповеди («слово»), притчи, послания, исповедальные молитвы были популярны на Руси на протяжении XII-XVII вв. Евфросинья Полоцкая (1110-23.05.1173) заложила основы книжного дела, традиции переписки текстов в Беларуси.

Православная церковь в Великом княжестве Литовском

В Великом княжестве Литовском закладываются характерные для белорусского общества традиции поликонфессиональности, в культурной и религиозной жизни широко представлены как христианские вероисповедания (православие, католицизм, с XVI в. — протестантизм), так и нехристианские религии (иудаизм, ислам). В ВКЛ православие было доминирующей традицией на протяжении XIII-XVI вв. Первоначально православная церковь ВКЛ была подчинена Киевской, затем Московской митрополии. В 1315/16 г. в BKЛ впервые был поставлен свой митрополит — грек Феофил с кафедрой в Новогрудке. В 1458 г. произошел разрыв между Московской и Новогрудской митрополиями. До 1686 г. Новогрудская митрополия подчинялась Константинопольскому патриарху.

Брестская церковная уния

В результате Брестской церковной унии 1596 г. православный епископат BKJI признал верховную власть папского престола. Православная церковь в ВКЛ сохранила свою административную структуру, обрядово-литургическую традицию в том виде, в каком они существовали до унии. Церковнославянский и белорусский язык остались основными в богослужении. Священникам не вменялось принятие целибата. Униатство сравнительно быстро распространилось в BKЛ и в XVII-XVIII вв. стало основным вероисповеданием, к концу XVIII в. на белорусских землях Речи Посполитой униаты составляли большую часть населения. Униатская литература издавалась на белорусском языке, развивалась национальная иконография, музыкальное творчество. Элементы полонизации греко-католической церкви проявлялись в использовании польского языка, латинских элементов в униатской обрядности и богослужении, введении католических праздников.

Киевская православная митрополия

В конце XVII в. Киевская православная митрополия охватывала белорусские земли в составе Речи Посполитой и была подчинена Московскому патриархату. Известными деятелями церкви, внесшими значительный вклад в развитие белорусской культуры, были братья Лаврентий и Стефан Зизании, Симеон Полоцкий, Мелетий Смотрицкий, Леонтий Карпович, преподобномученик Афанасий Филиппович. В 1650-е гг., после церковной реформы патриарха Никона, на территории Беларуси стали оседать старообрядцы поповского и беспоповского толка. Крупнейшим поселением поповцев на Беларуси было местечко Ветка (Гомельская обл.).

Православная церковь в Российской империи

После присоединения белорусских земель к Российской империи начинается активное восстановление влияния православия. Православная церковь на территории Беларуси была включена в состав Русской православной церкви. В конце XVIII в. начался переход униатов в православие, на Полоцком церковном соборе 1839 г. было принято решение о воссоединении униатской церкви с православной. В 1905 г. был принят Указ о веротерпимости, сохранивший положение православной церкви как «первенствующей и господствующей». Вместе с тем, юридически был разрешен переход в другое вероисповедание.

Православная церковь в советский период

После Октябрьской революции в соответствии с декретом Совета народных комиссаров от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» государство было объявлено секулярным, церковная собственность национализирована, началось массовое закрытие церквей и монастырей. Преследовалось духовенство, монахи и верующие независимо от вероисповедания. Исчезли многочисленные культовые предметы, среди них — священные реликвии. В 1920-30-е гг. конфессиональная структура восточной и западной Беларуси приобрела существенные различия. В 1922 г. была учреждена, а в 1924 г. — канонически признана Польская автокефальная православная церковь, в состав которой входили Виленская, Гродненско-Новогрудская и Полесская епархии. Польские власти проводили активную политику окатоличивания и полонизации православного населения.

В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские власти проводили активную религиозную политику на захваченных территориях. Открывались православные и католические храмы, действовали протестантские общины. После войны в Беларуси продолжился рост многих конфессий. В 1950-е гг. советские власти постепенно вернулись к политике давления на религиозные организации. За исключением Минской, воссозданные православные епархии, монастыри (за исключением Жировичского) и единственная семинария были закрыты.

Заключение

И в заключении, поворотным моментом в изменении положения религиозных организаций стала перестройка. Церковь получила возможность свободной богослужебной, миссионерской, духовно-просветительной, благотворительной и издательской деятельности. Священникам был открыт доступ к средствам массовой информации.

Список литературы

1. И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик «История Беларуси»

2. http://nashaucheba.ru/history/lection/

3. http://historybel.ru/christianstvo_na_belarusi/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

  • Процесс становления и направления христианства

    Исследование процесса становления христианства как крупнейшей мировой религии, основанной на жизни и учении Иисуса Христа. Причины возникновения и развитие современных направлений христианства. Вероучение Русской православной церкви и христианские обряды.

    контрольная работа [29,7K], добавлен 21.04.2011

  • Возникновение христианства

    Условия формирования, источники возникновения и спорные вопросы в исследовании христианства — авраамической мировой религии, основанной на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Этапы становления христианства как государственной религии.

    презентация [397,7 K], добавлен 19.01.2015

  • Мировая религия — христианство

    Христианство как крупнейшая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Его три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. Распространение по странам и количество приверженцев христианства.

    презентация [398,2 K], добавлен 19.01.2014

  • Христианство православие

    Возникновение христианства. Иисус Христос, его проповедь. Духовные предшественники христианства. Две школы в понимании личности Христа. Первые христианские общины. Нагорная Проповедь Иисуса Христа. Появление священнослужителей. Епископы и их власть.

    реферат [29,7 K], добавлен 09.06.2008

  • История христианства

    История христианства. Истоки и общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства. Развитие и распространение христианства. Идеология христианства. Учения христианства. Разновидности христианства.

    реферат [39,7 K], добавлен 09.03.2004

  • Религии. Христиантсво

    Авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Численность приверженцев вероучения в разных странах мира. Христианские конфессии и учения. Храмы Иисуса Христа. Палестина — родина христианства.

    презентация [2,5 M], добавлен 06.09.2011

  • Истоки христианства

    Возникновение Христианства. Священная книга христианства — Библия. Ветхий и Новый Завет. Второканонические книги Ветхого Завета. Альтернативные объяснения рождения Иисуса. События последних дней земной жизни Иисуса Христа. Иудейские первосвященники.

    творческая работа [97,7 K], добавлен 26.02.2009

  • Христианство

    Возникновение и развитие христианства. Основные направления христианства. Католицизм. Протестантизм. Православие и основные положения христианства. Основные черты христианской религии. Священное Писание. Священное Предание. Таинства. Соборность.

    реферат [55,7 K], добавлен 17.02.2008

  • Распространение христианства в России

    История возникновения христианства в Европе и Руси. Описание его основных конфессий: католицизма, православия, протестантизма. Особенности их вероисповеданий. Статистические показатели распространения мировой религии по регионам и населению России.

    реферат [29,3 K], добавлен 30.01.2016

  • Особенности византийского христианства

    Первый христианский император. Церковь в период правления Константина I, политические мотивы в отношении христианства. Победа христианской религии в Византии. Западное и восточное христианство в Римской империи в период праскола. Православие и католицизм.

    реферат [18,7 K], добавлен 20.01.2009

Тех. поддержка on 01.09.2013

          988 год считается  официальной датой принятия христианства на Руси  Как свидетельствует летопись, киевский князь Владимир Святославович  с дружиной совершил обряд крещения, а затем силой заставил жителей Киева принять новую веру. Беларусь не испытала на себе насильственного крещения. Сначала христианство принимали верхи общества, князья и бояре, а затем и подданные.Вполне возможно, что в Полоцком княжестве первыми христианами  были Рогнеда, которая перед смертью была пострижена в монахини, и её сын полоцкий князь Изяслав.

Князья и знать способствовали распространению  христианства на территории современной  Беларуси. Они основывали монастыри, на свои средства строили церкви. Ярким примером,  может, служит строительство первого монастыря в Полоцкой Земле  в 12 в. – Бельчицкий Борисоглебский монастырь.

Одновременно с распространением Христианства  формировалась церковная организация.

Первая епархия была создана в Полоцке в 992 году, а в  Турове в 1005 году. Христианство было принято по византийскому, или православному образцу. Принятие христианства в корне изменило славянское общество. Стали более гуманные отношения между людьми, появилась письменность, книги. архитектуры.

 Византия дала Руси не только религию, но и культуру.

Принятие и распространение христианства на землях Беларуси

Христианство,  пришедшее из Византии,  положила начало  развитию греко-восточного типа культуры. То есть, проявлению византийских  традиции  в культуре  ранней средневековой   Беларуси и содействовало развитию местной   культуры. Византийцы  создали   замечательное искусство, давшее великие  образцы архитектурного строительство.

В первую очередь это крестово-купольные храмы, которые затем распространился на всей  территории Восточной Европы. Примерами   можно назвать  Киевскую, Новгородскую и Полоцкую  Софии.Церковь не могла незаинтересованно относиться к искусству, имея постоянную необходимость в пропаганде и распространении своих идей. Необходимость отправления разнообразных обрядов вызвала к жизни понимание христианского храма как целого комплекса сооружений.

Главным всегда было здание самой церкви, поэтому вопросы, связанные с его структурой и художественной выразительностью  рассматривались как центральные. Как правило, церковь представляла собой базилику. Большое цельное пространство базилики, заключенное среди стен, лишено внутренних перегородок.

Надо всем доминирует светлое пространство открытое, но недоступное людям. При создании базилики архитектор  удовлетворил все требования христианской церкви. Историки  архитектуры давно обратили внимание на особый «висячий» характер композиции византийских купольных храмов.

Сводчатая постройка, купол с его безупречным круговым очертанием есть центр ее. Храм  наполнен светом. Эмоциональная окрашенность восприятия интерьера базилик отчетливо связана с общим характером христианства и принадлежит к  кругу сакрального в христианстве.

Для  искусства Византии характерна строгая каноничность, те  следование образцу. Искусство Византии  было  также и глубоко символично. Согласно византийскому канону иконы «сочиняют» Святые Отцы церкви, а иконописец реализует их идей.

В византийской иконе  нет движения, она статична, лишена перспективы. Никакого намёка на на ракурс или глубину. Кстати, все это характерно для средневекового  восточноевропейского искусства в целом,  в том числе и  для белорусского.

Византийское искусство, как не жаль,  на 1000-ия  застыло в своих догматах,  подчинённое строгими канонами и уставам. Может потому Феофан Грек  покидает  богатую Византии  и уезжает в неизвестную далекую Москву,   надеясь  на новые пути и возможности в творчестве.

Религиозные требования  Византии остановили также развитие скульптуры. Ведь православная церковь считала статую не произведением искусства , а  языческим идолом.

Скульптура в Византии,  как правило, представленная рельефом.

Византийские художники   дали Восточной Европе  усовершенствованную мозаику, создавая ее из цветного стекла (смальты),   античная же мозаики создавалась  из морской гальки или кусочков мрамора.

Византийские  резчики оставили миру  прекрасные образцы тонкой  и изысканной каменной резьбы , а также замечательную  книжную  миниатюру.

Живопись займет в изобразительном искусстве  Руси займет главное место,  но будет находиться под строгой церковно-государственной опекой, как и в самой Византии.

Она  будет развиваться по 3 основным направлениям: мозаика , фреска и  иконопись. Здесь  также  господствовали строгие правила изображения. Художник  не имел возможности работать с натуры,  запечатлевать наблюдения из жизни. Изображения   были статичны и  плоскостны. Художнику оставался только цвет, который  иконописец  глубоко осмысливал  и эмоциональное значение цвета и линии  доводил до изощрённой  виртуозности. В иконах,  мозаике,  скульптуре, нашел отражение идеал духовной красоты Византии.

И сегодня, мы вправе сказать, что в основе белорусской культуры, как и всей восточноевропейской,  лежит  византийское искусство. Таковы основные последствия принятия   христианства  на Беларуси.

Появление христианства на территории Беларуси. Крещение Киевской Руси
Религия как форма человеческого мировоззрения прочно укрепилась в сознании людей. Она влияет на миропонимание и становится решающим фактором во многих вопросах морали. Нельзя не отметить индивидуальность каждого государства на пути становления конфессий.

Что касается Беларуси, то одной из сильнейших сторон менталитета ее народа является веротерпимость; конституционно закреплены свобода совести и свобода вероисповедания. И действительно, согласно статистике на 2015-ый год, в нашей стране насчитывается порядка 25 различных конфессий. При всём многообразии религий подавляющее большинство верующих белорусов являются христианами (94%).

Безусловно, такая информация каким бы то ни было образом влияет на представление о нашем народе. Анализируя сухие цифры статистики, хочется не просто владеть фактами, но и понимать причину их возникновения. С этой целью обратимся к истории и выясним, почему христианству было суждено стать одним из ключевых элементов становления белорусов.
Начало христианства на белорусских землях неразрывно связано с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 году.

Ранее племена, проживающие на этой территории, исповедовали язычество. Сама идея принятия христианства была привлекательна  для правителя. Ведь фактически вводилась новая мораль, которая закрепляла концепцию единого государя; новая конфессия должна была послужить объединяющей силой народа в условиях феодализма и социального расслоения. Но решающими всё же стали политические мотивы: Киевскую Русь связывали с Византией тесные торговые и культурные связи.

А сама Византия видела в этом перспективу распространения своего влияния.
Большое значение для историков играет влияние личности на ход событий. Речь идет о князе Владимире. Сам он долгое время был убежденным язычником и даже пытался провести языческую реформу, которая, по задумке правителя, должна была создать единый стандарт данной религии.

Ведь каждое племя отличалась от другого своей конфессиональной системой и зачастую делало главным какое-то свое, традиционное божество.

Это только строило границы между народом и никак не способствовало его объединению. Но новую реформу Владимира племена не приняли. Поэтому многие ученые полагают, что христианство являлось для правителя новой альтернативой, которая в перспективе должна была способствовать сплочению славян вокруг единого бога.
Как и любое значимое событие в истории, принятие единобожия на Руси овеяно множеством легенд.

Одна из них гласит, что христианство на русские земли принёс апостол Андрей. Другая рассказывает о трёх гонцах, посланных Владимиром в разные страны с целью изучить существующие религии.

Как бы то ни было, в 988-ом году состоялся акт крещения Киевской Руси. Он был подкреплен бракосочетанием князя с сестрой византийского царя Василия III.
Нельзя сказать, что принятие христианства произошло одномоментно. Идея столкнулась с непринятием и сопротивлением народа. Красочно и драматично события того времени описаны в повести белорусского прозаика Константина Тарасова “Три жизни княгини Рогнеды”:
“Выяснилось, что креститься их принудили силой, видели они, как встречал Владимир греческих попов; затем объявлено было сходиться всем к Почайне; в первый день самая малость пришла, тогда князь пригрозил.

Были стычки с дружинниками, немало людей погибло в тех стычках, но собрался все-таки народ на берегу. Здесь греки сказали заходить в воду вместе с детьми, помахали крестами, покурили дымом, и розданы были всем нагрудные крестики.

Прежних же своих богов на капище порубили топорами, а Перуна привязали постромками к грязной кляче, проволокли с горы по улицам и бросили в Днепр, он и поплыл вниз, сверкая золотыми усами”.
Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева.

Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путята крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.
Что касается проникновения христианства на территории современной Беларуси, то есть основания полагать, что наши предки уже были знакомы с вышеупомянутым религиозным течением. Этому способствовали военные походы и политические и экономические сношения с другими странами.

Однако, закрепление христианства и полное его проникновение происходило разными путями. В Полесье, вотчину дреговичей, новая религия проникла мирным путем. Кривичи же всегда старались вести политику обособленно от Киева.

Распространение христианства на территории Беларуси

Но и в Полоцке понимали, что принятие христианства неизбежно. Кроме того, такая мера должны была способствовать развитию культуры и письменности, а также поддержанию и укреплению связей с соседними странами, которые, за исключением Литвы, уже приняли крещение. Первыми известными христианами Полоцка считают жену Владимира Рогнеду и их сына Изяслава. При крещении Рогнеда (после замужества Горислава) сменила имя и стала Анастасией. Главной же точкой отсчета христианской жизни на территории современной Беларуси считается создание Полоцкой епархии в 992-ом году.

Чуть позже, в 1005-ом году, была основана и епархия для дреговичей в Турове. Дольше всех процессу христианизации сопротивлялись радимичи. На их землях (Смоленское княжество) епархию удалось организовать только в XII веке.
Отличительной чертой развития христианства на Беларуси является сосуществование двух религиозных течений (язычества и православия) на протяжении нескольких столетий.

Окончательно изжить пережитки многобожия не удалось до сих пор.
Принятие христианства стало прогрессивным явлением в истории славян.

Оно способствовало объединению земель и укреплению государственности. Такой шаг послужил главным толчком к развитию письменности. Нельзя не отметить, что принятие единобожия подарило белорусскому народу немало громких имен: просветительница Евфросиния Полоцкая, епископ Кирилла Туровский, богослов Симеон Полоцкий и др.

Переход от язычества к православию оставил свой отпечаток и на богатой культуре славян. Сложно предположить, возможен ли был иной путь развития истории нашего народа. Многобожие как конфессия не справилось со своими функциями. Христианство же стало новой страницей прошлого белорусов и оставило богатое наследие своим потомкам.

О.Стрыгина

Появление христианства в Беларуси

В 8-9 вв. начинается массовое расселение славян по всей территории Беларуси. В начале они большими группами двигаются на север от р. Припять и быстро расселяются по Днепру, Двине, Березине и Неману, заполняя своей этнической массой всю Беларусь.

Одной из самых важных этнических примет славян являются их захоронения в круглых насыпях-курганах. До сегодняшних дней курганы, словно горошины, рассыпаны по всей стране. Точное их количество сложно, но полагают, что их не меньше 2 – 3 тысяч.

Курганы размещаются группами, один рядом с другим. В группе может быть 1 – 2 и 100 – 200 курганов. Все они, как правило, разной величины.

Первые исследователи еще в 19 в., как и кладоискатели, полагали, что чем выше и больше курган, тем богаче и знатней в нем похороненный человек. Но планомерные исследования археологов в 20 в. показали, что высота и диаметр кургана совершенно не зависят от социального статуса похороненного в нем челов..

Известнейшим белорусским археологом доктором наук, профессором Георгием Штыховым было высказано предположение, что размеры кургана зависели только от количества родственников в семье покойного. Чем больше их было, тем выше они могли насыпать курган. Этой точки зрения сегодня придерживается большинство ученых.

К 9 в. балтские культуры на территории Беларуси в чистом виде практически перестают существовать. Они полностью ассимилируются славянами, чей этнос на этих землях становится базовым.

В результате подобного синтеза возникают так называемые союзы племен, ставшие предшественниками первых государственных образований. Их названия хорошо известны благодаря тому, что попали на первые страницы первых, древнейших славянских летописей: дреговичи, кривичи, радимичи. Они относились к группе восточнославянского этноса и представляли собой не родовые племена, как это было в предшествующую эпоху железного в., а этно – социальные, объединенные общей культурой своеобразные прото – народности с зародышами классовой и государственной системы.

Христианство пришло на белорусскую землю вместе с крещением всей Руси в конце X века.

Это были начало сложного и долговременного процесса христианизации огромного Древнерусского государства, государственного объединения восточнославянских племен. «В лето 990…, – говорится в Густынской летописи, – Владымер раздели Русскую землю на 12 княжений, сынам своим дванадесятим; во-первых, посади на великом княжении Новгородском старейшего сына своего Вышеслава, в Полоцке – Изяслава… Посла же сними и священники, заповедая сыном своим, да каждо по всей области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть».

Однако традиция древнерусских преданий связывает начало распространения слова Божия на Руси, в том числе и Белой, с апостолом Андреем.

Не исключено, что задолго до официального принятия новой религии уже во второй половине IX – середине X века христианство было известно на белорусских землях. Участвуя вместе с дружинами русских князей в походах на Константинополь, ее воины не только знакомились с результатами византийской цивилизации, но и усваивали вместе с ними основы Православия.

Источником знакомства населения древней Беларуси с христианством могла быть и Скандинавия, с которой она находилась в оживленных сношениях. Вполне вероятно, что полоцкий князь Рогволод и его семья с сочувствием относились к христианской вере, а в столице княжества имелись христианские храмы.

Возможно, это объясняется мягкостью и терпимостью полоцкого князя Изяслава, с именем которого связано распространение христианства.

«Бысть же сей князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежащее прочитанию божественных писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпив, – рассказывает Никоновская летопись о родоначальнике полоцких изяславичей.

По-видимому, в таком же духе действовали и прибывшие с ним епископы. Впрочем, христианская община в Полоцке могла возникнуть и ранее этих событий – возможно, в результате проповеди, с которой приходила сюда равноапостольная княгиня Ольга.

Крещение Руси и Беларусь.

При раскопках на месте возведенного в XI в. каменного Софийского собора было обнаружено большое пожарище. Вполне вероятно, это были остатки деревянного храма, сгоревшего еще во время пожара 975 года, при взятии Полоцка войсками князя Владимира. О первых шагах христианства в Полоцке рассказывает и скандинавская «Сага о крещении», в которой повествуется о святом Торвальде, крестившем в 1000 году исландские земли.

Возвращаясь на места своих равноапостольных трудов из паломничества в Иерусалим и Константинополь, он скончался неподалеку от Полоцка, где был погребен рядом с храмом во имя святого Иоанна Предтечи.

Если время основания Полоцкой епархии – 992 год – не вызывает особых разногласий у историков, то обстоятельства возникновения Туровской епархии не совсем ясны. Не вдаваясь в споры по поводу даты основания Туровской епархии, замечу, что предположение историка П.

Ф. Лысенко, относящего возникновение епархии к 992 г., а не к 1005 г., как это принято, заслуживает внимания. Исследователь строит свое предположение, основываясь на особенностях геополитического положения Туровского княжества, родоначальником которого являлся легендарный князь Тур. В одном из сказаний, записанных уже в 20-е годы двадцатого столетия, говорится, что Тур пришел с великим войском, построил город в данном месте потому, что тут «были великие выгоды – звери, рыба и разные птицы».

Кроме того, река Припять, на которой стоял город, давала возможность удобного выхода в Западную Европу и, прежде всего, в соседнюю Польшу. Поэтому киевские князья, начиная с Владимира, зорко следили за тем, чтобы на туровском престоле сидели князья подручные Киеву. Включение Турова в состав Древнерусского государства произошло, скорее всего, после убийства Рогволода. Киевский князь после принятия христианства в 988 году присылает на туровский престол своего старшего сына Святополка.

Возможно, что в это время и был смещен с престола Тур. Вполне вероятно, что Святополк был к этому времени еще не способен самостоятельно управлять княжеством (ему было не более 10-12 лет) и при нем находился епископ – Владыка, имя которого не сохранилось, но при котором и была создана Туровская епархия. Можно предположить также, что христианство не сразу утвердилось на Туровской земле, что жители Турова оказали сопротивление принятию христианства.

До нас дошла легенда, рассказывающая о том, что по Припяти к Турову приплыли каменные кресты из Киева, и река была красна от крови. Кресты и сегодня имеются в Турове, составляя одну из его достопримечательностей.

Однако с полной уверенностью можно говорить, что учреждение епископской кафедры в Турове не было актом случайным, ибо город со времени своего возникновения являлся не просто важным политическим, но и сакральным центром, что отличает Туров от большинства других городов древней Руси, которые обязаны были своим возникновением развитию торговли, ремесел, как Полоцк и Витебск, либо выполнению ими функций военных фортпостов, как Заславль или Новогрудок.

Можно предполагать, что к концу XI века древняя Беларусь являлась православной, даже учитывая более медленные темпы утверждения христианства в среде сельского населения.

Быстрое и мирное распространение христианства на белорусских землях следует объяснить, прежде всего, тем, что среди ее правящих и просвещенных кругов, в той же степени, что и среди широких народных масс, было не мало людей, чьи умы и сердца оказались покоренными духовными и моральными доктринами Православия. Возможно, что многих их них вдохновлял пример первых апостолов христианства, последовавших указанию их Господа и отправившихся проповедовать Евангелие всем народам.

Говоря о причинах принятия христианства по православному обряду, нельзя забывать, что Византийская империя в IX-XI вв.

находилась в зените духовной жизни не только Востока, но и Запада. Константинополь имел тогда несомненное первенство в культуре. Ни один другой город не мог с ним соперничать. Его блеск оказывал сильное влияние на народы, живущие не только у границ империи, но и далеко за ее пределами, в том числе и славян, которые считали Царьград центром мира.

Рассказ летописца Нестора о том впечатлении, которое произвело на послов киевского князя Владимира великолепие Православной литургии в константинопольском храме Св. Софии, объективно передает превосходство византийской культуры.

Анализируя причины обращения древней Беларуси к Православию нужно помнить, что в IX веке славянские народы оказались перед дилеммой культурного вступления в одну из двух частей христианского мира – латинский Запад или греческий Восток.

В целом они почти все предпочли Восток. Только жесткая миссионерская деятельность духовенства Священной Римской империи, проводимая в X веке в славянских странах, привела к отпадению от Православия Польши, Словакии и Хорватии.

Помимо уже упомянутого превосходства византийской культуры, значительную роль сыграло применение константинопольскими миссионерами в проповеди и богослужении славянского языка.

Русь (Западная, Восточная и Южная) воспринимала христианство не просто от наиболее просвещенной страны, но и на своем родном языке.

Передавая христианство русскому народу, Константинополь заложил в его суть сильный унифицирующий фактор.

До принятия христианства не было Руси единой политически и духовно. Этому разделению способствовали полиархия князей и языческий политеизм. Поэтому русские летописцы считали крещение князя Владимира не только началом Руси, но и началом ее славы и величия.

Русь обрела в христианстве элементы общности: общие догматы, общее литургийное предание, общий церковный язык и литературу, общее письменное право, социальные реформы, основанные на общих заповедях человеколюбия.

Единство политического и церковного управления во главе с Великим князем и митрополитом способствовали единению русского народа. Племенное самосознание постепенно утрачивалось (этноним «дреговичи» последний раз упоминается в летописи под 1149 г., «кривичи» – под 1162 г., «радимичи» – под 1169 г.) и возникало единое этническое самосознание общее для всех восточных славян – Русь, Русская земля с общим названием ее населения – русские.

Единство Руси, ее земель и населения – главная идея произведений всех известных древнерусских политических и церковных деятелей.

Так, Даниил – уроженец Черниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113 года, называл себя игуменеом «Русския земли».

Он поставил лампаду над гробом господним «за вся князя наши и за всю Русскую землю, за вся християна Русския земли». Русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич.

Известный проповедник, епископ туровский Кирилл, который согласно «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого, был «рожден и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема».

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле».

Приняв Православие, древняя Беларусь, также как Русь Восточная и Южная, вошла в ойкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений.

Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но все-таки новому православно – русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь (Западная Русь) X-XIII вв.

Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви.

Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Мозырянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.

Общими для всей Руси были и те глубокие внутренние процессы духовного возрождения, которые произошли в связи с обращением к Православию.

В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи и понятия. В этом духовном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно-настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни.

Они становились монахами. В числе их были как знатные, так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни.

Белорусский народ сохранил имена подвижников, прославившихся своей святостью, передавая память о них из поколения в поколение.

Все они причислены русской Правосланой Церковью к лику святых. Это – святые Евфросиния Полоцкая, три Полоцких епископа: Мина, Дионисий и Симеон, епископы Туровские – Кирилл и Лаврентий. В Туровском Борисоглебском монастыре подвизался преподобный Мартин. В Смоленске прославились святостью своей жизни преп. Авраамий, преп.

Евфрем, св. Андрей, князь Смоленский.

Большую роль в духовно-нравственном становлении белорусского народа играли монастыри – рассадники просвещения.

Есть основания предполагать, что число их было достаточно велико. В каждом епископском городе был построен монастырь или несколько. Первым монастырем на территории Беларуси следует считать монастырь в Изяславле, поставленный княгиней Рогнедой, в котором она и приняла иночество под именем Анастасии. Почти при каждом монастыре размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых.

Именно отсюда по всей земле русской расходилось слово Божие. С монастырями древней туровской епархии были связаны и первое на Руси «Туровское Евангелие», и «Поучения» Св.

Кирилла Туровского. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, в котором совершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния, переписывались книги, в монастырской школе обучались дети.

Православие определило сущность средневековой культуры Беларуси и тем самым связало ее с культурным миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада.



Появление христианства в Беларуси

Еще из раздела Белорусоведение

подробнееИсторическая белорусская символика: Герб «Погоня» первоначально был княжеским гербом, затем гербом княжеского рода, и, наконец, с 1384 года — гербом Великого княжества Литовского, Русского, Жамойдского.

После разделов Речи Посполитой знак «Погоня» …подробнееКрупнейшим археологическим музейным комплексом в г. Брест является комплекс «Берестье», материалы которого имеют особенную ценность для изучения древней материальной культуры западных земель Беларуси.

Археологический музей был основан здесь в 1972 …

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *