Принципы воспитательного процесса

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. В – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, у которых конечная цель – формирование личности. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей и сотрудничеством при их достижении. Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективным факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условиях, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

Сложность воспитательного процесса:

— его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;

— между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;

— воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив.

Нравственное воспитание дошкольников.

Нравственное воспитание — это:

— одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;

— целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

— формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль.

Подморалью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе1.

Нравственное воспитание — основной стержень общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом — формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:

— гуманности;

— трудолюбия;

— патриотизма;

— гражданственности;

— коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.

Читайте также:

Принципы процесса воспитания

Педагогический процесс представляет собой внутренне связанную совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся особым закономерностям.

Целостность, общность, единство – вот главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение единой цели всех составляющих его процессов.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие.

Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: так, воспитание осуществляет не только воспитательную, но и образовательную и развивающую функции, обучение немыслимо без сопутствующих ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых также приходится выделять доминирующие характеристики.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.

Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд.

Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы.

Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании.

В обучении, например, обязательны устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены.

Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Здесь информацию педагогам дают наблюдения за ходом деятельности и поведением учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

Структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя: – умственное; – нравственное; – трудовое; – физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях2.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа.

Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.Взаимосвязь-1 не может жить без другого.

Они взаимосвязаны между собой.

14. Взаимодействие школы и семьи в воспитании мл.шк.Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания.

В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

15.

Патриотическое воспитание мл.шк. Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физическое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

Цель патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

17.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений в воспитательном процессе.В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя.

Специальные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Соревнование. Соревновательность заложена в самой психологии человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. Поощрение. Важным методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений детей является поощрение.

Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения. Наказание. Этот метод принято считать антиподом поощрению. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось мнение, что в воспитательном процессе поощрения должны уравновешиваться наказаниями. Но это не так. Многие выдающиеся педагоги-гуманисты (Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний.

18.

Педагогические средства формирования поведения мл.шк(??? нравственное воспитание).1.дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая; 2. знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило. 3. знают правила, знают как их выполнять, но не выполняют.

Это происходит потому, что некоторые правила дети считают ненужными и неважными.

Каковы же основные принципы воспитательного процесса?

Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно — репродуктивные и проблемно-ситуативные.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как, упражнение и убеждение. Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность.

Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы.

Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика.

19. Правовое воспитание. Конвенция о правах ребенка.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отно­шение к тем, кто преступает последние.

Конвенция: Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок». Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя гражданство, индивидуальность, право знать своих родителей.

Статьи 12-17 носят особый характер, в них излагаются все права ребенка на выражение своих взглядов, своего мнения, свободы мысли и т.п. Статьи 20-26 определяют перечень прав детей по защите детей сирот, лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении. Статьи 28-31 право на образование, получение бесплатного и обязательного начального образования, и т.д, право детей на отдых и досуг.

Статьи 32-36 Право на защиту от экономической, сексуальной и любой другой эксплуатации. Статьи 37-40 права в случае совершения правонарушения или преступления, а так же право на защиту во время войны. Статьи 41-45 способы информации о содержании Конвенции. Статьи 46-54 процедурно-правовые проблемы, принятие и соблюдение требований Конвенции.

20. Методы, формы, средства правового воспитания.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

Формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей. Средства: нормативно-правовые акты, акты применения норм права; ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа «Правовое образование», «Юридический всеобуч», «Консультирует юрист», «Спрашивайте — отвечаем»; правовые радио и телевизионные журналы типа «Право», «Закон» и др.

21.

Умственное воспитаниеориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

22.

Изучение педагогом семьи мл.шк. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-диагностической деятельности: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.

Изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

• Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

• Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.

• Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

• Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

• При изучении семьи школьника педагога прежде всего интересуют следующие данные:

Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.

Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.

3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

Методы и формы совместной работы с родителями. Методы изучения семьи:• наблюдение,• беседа,• тестирование,• анкетирование,• деловая игра,• анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.

Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 60 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год.

(0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Далее:Тема 4. Развитие, социализация Вверх:Теория и методика воспитания Назад:Тема 2. Системный, личностный,

Тема 3.

Принципы воспитательного процесса

Воспитательный процесс, структура, содержание, функции

Понятие о воспитательном процессе. Исторические предпосылки научного представления о воспитательном как целостном явлении. (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев).

Функции воспитательного процесса: аналитическая, диагностирующая, прогностическая, рефлексивная, результативная.

Структура воспитательного процесса; целевой; содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный, аналитический, прогностический, диагностический, рефлексивный компоненты.

Важнейшие закономерности и принципы организации воспитательного процесса. Взаимосвязь принципов, закономерностей и правил воспитания.

Воспитательный процесс как главная структурная единица воспитания.

Воспитательный процесс как система преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий. Современные педагогические теории, отражающие содержание воспитательного процесса ( В.И. Загвязинский,, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, Л.П.

Крившенко, И.Ф. Харламов)

Краткое содержание вопроса

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Основные компоненты воспитательного процесса:

  1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).
  2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).
  3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).
  4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром.

Закономерности и метапринципы воспитания. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания.

Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания — принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур,когда учащийся выступает субъектом воспитания.

Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, ,персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода.

индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования.

Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.- согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип гуманистической направленности воспитания.

Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике.

Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в.

Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе.

Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная — семейного воспитания, социальная педагогика — социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в.

Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Принцип диалогичности социального воспитания.

Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.

Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Принципы воспитательного процесса:

  • принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
  • принцип адекватности системе социальных отношений;
  • принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
  • принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
  • мотивация учебной деятельности;
  • принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • принцип педагогического оптимизма;
  • принцип демократизации в воспитании.

Закономерности воспитательного процесса:

  • взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;
  • единство действий участников педагогического процесса;
  • зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;
  • гармонизация личных и общественных интересов;
  • обусловленность содержания педагогического процесса.

Литература

  1. Безрукова В.С. Педагогика: Учебное пособие.– Екатеринбург, 1996.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.– Екатеринбург, 1992.
  3. Голованова Н.Ф.

    Общая педагогика. Санкт – Петербург,2005.

  4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2003.
  5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. – М.: Педагогика, 1982
  6. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2005.
  7. Коротов В.М. Воспитывающее обучение.

    – М., 1982.

  8. Лихачев Б.Т. Курс лекций по педагогике. – М.: Прометей, 1998.
  9. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – М., 1983.
  10. Педагогика//Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Педагогика // Под ред. В.А Сластенина, И.Ф. Исаева. – М.: Школа-Пресс, 2001.
  12. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000.
  13. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

Далее:Тема 4.

Развитие, социализация Вверх:Теория и методика воспитания Назад:Тема 2. Системный, личностный,
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
06.03.2007

Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса

Автор: Перцев Александр Николаевич
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ Кронштадтский морской кадетский военный корпус МО РФ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса
Дата публикации: 11.05.2017
Раздел: среднее образование

Назад

Воспитательный процесс

как часть целостного педагогического процесса

А.Н.

Перцев, старший воспитатель

ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус»
Воспитание и обучение – две взаимообусловленные части целостного педагогического процесса. Немецкий педагог И.Ф. Гербарт в начале XIX в. выпустил в свет свой основной труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», определив воспитание на теоретическом уровне как отдельную составляющую педагогического процесса.

А.С. Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания». [3] Воспитательный процесс – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями, дающие возможность достичь главного – формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Формирование личности происходит тогда, когда происходит перевод внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение, т.е. происходит процесс формирования внутренних структур психики человека благодаря приобретению жизненного опыта. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

Чем отличается обучение от воспитания? Процесс обучения подразумевает под собой усвоение определенных знаний, навыков и умений,
процесс же воспитания направлен на привитие морально-этических принципов и норм поведения. Как правило, они тесно связаны между собой и могут осуществляться одновременно. Огромную роль в воспитательном процессе играет личность воспитателя. К.Д. Ушинский писал: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Многое, конечно значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей, и оттуда уже переходит в характер воспитанников.

Ничем нельзя заменить влияние человеческой личности». Результатом воспитания должна стать воспитанность личности, которая предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.

[2] Задачи воспитания: 1) Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни. 2) Приобщить личность к системе культурных ценностей. 3) Раскрыть общечеловеческие нормы гуманистической марали (доброта, сочувствие, понимание). 4) Развить интеллектуально-нравственную свободу личности. 5) Возрождение традиционной Российской ментальности, чувства патриотизма.

6) Формирование отношения к труду, как к социализации и личностно значимой потребности. 7) Развитие представлений о здоровом образе жизни. Особенности воспитательного процесса: 1) Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. 2) Процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.

3) Процесс воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности. 4) Воспитание это длительный процесс, он длится всю жизнь. 5) Непрерывность воспитания. Процесс школьного воспитания – это процесс
непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. 6) Процесс воспитания – это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).

7) Вариативность и неопределённость воспитательного процесса. 8) Процесс воспитания имеет двусторонний характер, он идёт в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь); от воспитанника воспитателю (обратная связь). Управление процесса строится на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Структура воспитательного процесса: 1. Этап. Знания: «Осознание требуемых норм и правил поведения». 2. Этап. Убеждения: «Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни».

3. Этап. Чувства: «Без чувств не может быть искания истины» 4. Этап. Деятельность, поведения: «В них отражаются нормы и правила поведения». Функции воспитательного процесса: 1) Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития. 2) Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.

3) Прогностическая – целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения. 4) Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели. 5) Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения. 6) Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия. [1] Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.

Принципы воспитания отражают уровень
развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число Принципов воспитания объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принципы воспитательного процесса: принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся; принцип адекватности системе социальных отношений; принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий; принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов; мотивация учебной деятельности; принцип индивидуализации в организации учебно- воспитательной деятельности; принцип педагогического оптимизма; принцип демократизации в воспитании.

[1] Сущность и структура воспитательного коллектива. А.С. Макаренко определил, что коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.

[4] Процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании. Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы.

Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению. [5]
Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.
Список литературы:
1.

Принципы, методы и формы воспитательного процесса

Зюбин Л.М. Психология воспитания: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. 2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт-М, 2001. 3. Общественные науки и современность, 1998. № 1. 4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. Беседы психолога со старшеклассниками.

Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987. 5. Яковлева Н.Ф., Шилова М.И. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростка. Издательство: ФЛИНТА, 2014 г.

В раздел образования

Принципы, методы и формы воспитательного процесса

Предыдущая1234567891011Следующая

Целевой блок

Цели занятия:

1. Познакомить студентов с содержательной характеристикой воспитательного процесса: с опорой воспитания личности на гуманистические межличностные и общественные отношения;

Осветить процессы влияния общечеловеческой национальной и профессиональной культуры на личностные качества учащихся;

2. Познакомить с основными принципами воспитания, заострить внимание на дидактические требования к применению воспитательных принципов;

3. Дать определение основным формам и методам воспитания в системе непрерывного образования;

Принципы и методы воспитательного процесса

Выявить особенности воспитания в условиях современной российской семьи.

Содержательный блок

1. Определение воспитательного процесса в науке.

2. Закономерности воспитательного процесса.

3. Цели и принципы воспитания.

4. Классификация методов воспитательного процесса.

1. Определение воспитательного процесса в науке.

Воспитательный процесс – это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности, это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Свойства воспитательного процесса: статичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

Диалектика воспитательного процесса выражается в том, что процесс развития личности непрерывен, динамичен, подвижен, изменчив.

Это проявляется во внутренних и внешних противоречиях:

— между потребностями и возможностями их удовлетворения;

— между требованиями школы и семьи;

— между различной информацией (исторической, литературной, политической);

— внутри модели поведения личности, приспосабливающейся к обстоятельствам жизни (конформизмом);

— между внешним влиянием и внутренним стремлением воспитанников (Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм С.Л.Рубинштейн);

— между соответствием уровня требований и уровнем подготовленности воспитанников.

Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

Движущая сила процесса воспитания в целенаправленном воздействии и самовоспитание личности.

Особенности воспитательного процесса:

— многофакторность;

— отдаленность результативности;

— длительность (на протяжении всей жизни человека);

— пластичность и восприимчивость воспитания в детском возрасте,;

— непрерывность;

— комплексность (единство целей и задач, содержания, форм и методов);

— вариативность (неоднозначность);

— неопределенность результатов.

Управление процессом воспитания строится, главным образом, на обратных связях.

Подлинное преобразование педагогических взаимоотношений возможно на основе идей демократизации и гуманизации школы, на возрождении чувств – заботы о детях, любви и милосердия. Основная задача воспитателя – расположить воспитанника к педагогическим влияниям.

2. Закономерности воспитательного процесса.

Сфера действий общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса.

Воспитательный процесс (ВП) подчиняется частным закономерностям. В практике воспитания важнее всего связь эффективности ВП с влиянием на качество воспитания.

Эффективность воспитания зависит:

— от комплекса причин и условий, от отношения к воспитанию как педагогической деятельности (мудрая заповедь практической педагогики: хочешь хорошо воспитывать, добивайся расположения ребенка);

— от соответствия целей и организации действий, помогающих эту цель достигнуть;

— от соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников;

— совокупного действия объективных и субъективных факторов;

— от интенсивности воспитания и самовоспитания;

— от активности всех участников в педагогическом взаимодействии;

— от эффективности сопутствующих ему процессов развития и обучения;

— от качества воспитательного воздействия;

— от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанника;

— от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсорных процессов воспитанников;

— от интенсивности и качества взаимоотношений.

Цели и принципы воспитания.

«Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, ответственной перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми» – эта цель заявлена в Законе об образовании (ред.

1992 г.).

Содержание учебного процесса это всегда конкретный ответ на вопрос, чему учить и как учить? Содержанием является система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.

Существующая цель воспитания в современном российском обществе – разносторонее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средством достижения этой цели является процесс освоения человеком базовых основ культуры. Основополагающее понятие содержания воспитания принадлежит «базовой культуре» личности.

Базовая культура – это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая, правовая культура; нравственная и экологическая, художественная и физическаякультура; культура семейных отношений.

В практической педагогике постоянно присутствует неотъемлемая связь целей воспитания с современными потребностями общества. Задачами воспитательного процесса являются умственное, физическое и трудовое (политехническое), нравственное и эстетическое воспитание.

Принципы воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Основные требования, предъявляемые к принципам воспитательного процесса:

– обязательность – принципы воспитания – это не совет и не рекомендация.

Педагогическая практика требует обязательного и полного воплощения их в жизнь;

– комплексность – принципы используются не по цепочке, а фронтально и все сразу;

– равнозначность – среди принципов нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения ВП.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами.

Общественная направленность воспитания – наличие общественных институтов, определивших собственную деятельность как воспитательную. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины.

Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить: понимание роли труда; уважение к людям труда; овладение общей культурой; бережное отношение к общественному достоянию; нетерпимое отношение к расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

Опора на положительное воспитание – этот принцип реализуется только при наличии педагогического идеала.

4. Гуманизация воспитательного процесса проявляется:

— в гуманном отношении к личности воспитанника;

— уважении его прав и свобод;

— в предъявлении посильных требований;

— в уважении к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые к нему требования;

— в уважении прав человека быть самим собой;

— в доведении до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

— в ненасильственном формировании требуемых качеств;

— в отказе от телесных и насильственных методов воздействия;

— в признании права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат с его убеждениями (гуманитарными, религиозными).

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

— изучал индивидуальные особенности личности;

— умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности образа мышления, мотивов, интересов и общей направленности личности;

— включал воспитанника в посильную деятельность;

— оперативно изменял тактику, устранял причины;

— опирался на собственную активность личности;

— сочетал воспитание с самовоспитанием;

— развивал самостоятельность и инициативу.

Единство воспитательных воздействий – этот принцип должен согласовывать и координировать усилия школы, семьи, общественности и т.д. по воспитанию подрастающего поколения.

Классификация методов воспитательного процесса.

В педагогической деятельности учителя не должны пренебрегать существующими правилами и нормами в практике педагогического управления коллективом. Эти правила не расходятся с современными взглядами отечественных специалистов:

— не подавлять, а направлять активность ребят;

— осуществлять процесс управления по принципу динамического развития;

— вступать во взаимодействие с другими коллективами и семьей;

— выбор педагогического идеала и образца;

— сделать мнение коллектива авторитетным;

— привлекать формы контроля и самоконтроля по горизонтали;

— использовать различный уровень избирательности отношений (учить терпеливо относиться к недостаткам других, учить прощать неразумные действия и обиды);

— выполнение индивидуальных поручений должно осуществляться в положительном психическом состоянии (заинтересованности, решительности);

— использовать знания о феномене популярности личности (на основе формирования нравственных качеств);

— осуществлять выбор коллектива для ученика, а не наоборот;

— чаще менять направления и характер деятельности коллектива, с целью смены лидерских позиций.

Понятие «метод воспитания» – это путь достижения заданной цели воспитания.

Применительно к педагогической практике методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников для выработки у них заданных целью воспитания качеств. На вопрос «Сколько существует методов воспитания?» – можно ответить примерно так: «Столько, сколько может найти воспитатель».

Практика воспитания использует те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас.

Эти пути носят название общих методов воспитания. Перед воспитателем всегда стоит задача найти новые или оптимальные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяя быстрее добиваться результата.

Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма.

Создать принципиально новый метод воспитания одному педагогу не под силу. Задача совершенствования методов перед педагогами стоит постоянно, поэтому каждый педагог в общие методы может внести изменения, дополнения. Такие частные совершенствования методов носят название приемов.

Прием воспитания – часть общего метода, отдельное воздействие (действие), конкретное, улучшенное. Значение методов и приемов воспитания, умение правильно их применять – это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.

Средства воспитания – совокупность приемов.

На практике выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания.

Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.

Оптимизировать методы по всем критериям одновременно невозможно.

Многие веские причины затрудняют процесс выбора методов воспитания и определения оптимальных, а именно:

— методы воспитания строго не зафиксированы и однозначно не описаны;

— множественность условий применения методов;

— единственно надежный критерий оптимизации – время, но этот критерий применяется редко.

Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое воздействие и предвидел его последствия, всегда достигает более высоких результатов воспитания.

Выбор методов воспитания — высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.

Общие причины, определяющие выбор методов воспитания: цель, содержание, учет возрастных особенностей, уровень сформированности коллектива, личностные особенности, условия и средства, уровень педагогической квалификации, время, педагогический оптимизм (прогнозирование).

Классификация методов воспитания.

По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

— влияния, формирующие нравственные установки – мотивы, отношения, представления, понятия, идеи;

— влияния, формирующие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее удобной представляется классификация методов, включающих в себя цель, содержание и реализацию (по Г.И.Щукиной):

а) Методы формирования сознания личности – убеждение, рассказ, объяснение, лекция, беседа и т.д.;

б) Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – упражнение, приучение, требование, мнение, ситуация и т.п.

в) Методы стимулирования поведения и деятельности – мотивирование, поощрение, порицание.

Деятельностный блок

Вопросы и задания:

Раскройте основные аспекты медико-педагогической этики;

2. Каковы способы воспитания гуманного отношения к больному и его семье?

3. Перечислите традиционные воспитательные мероприятия в медицинском колледже;

Назовите цели и задачи этих мероприятий;

5. Составьте комментарий педагогическим мыслям, раскрывающим воспитательные аспекты и противоречия:

— которая рука за вихор гладит, та и за вихор тянет (русская пословица);

— если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель (Л.Толстой);

— если сосуд не достаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (Гораций);

— вежливость – гигиена человеческих отношений (А.Круглов);

— чтобы изменить человека, надо начинать с его бабушки (В.Гюго);

— кто перепоручает воспитание чужим людям, тот растит чужих людей (В.Надеждин);

— на родителей всегда смотрят дети и боги (В.Надеждин);

— уж не оттого ли люди истязают детей…, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко?

Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? (А.Герцен);

— пример действует сильнее угрозы (П.Корнель);

— всякая злость приходит от бессилия (Ж-Ж. Руссо);

— кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.Чехов);

— в воспитании все дело в том, кто воспитатель (Д.Писарев);

— постоянно давать детям награды не годится.

Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И.Кант);

— куда не влекут способности, туда не толкай (Я.Коменский).

Предыдущая1234567891011Следующая



Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *