Принцип физического воспитания


Методические принципы физического воспитания

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Принцип сознательности и активности

Этот принцип означает осознанное понимание занимающимися целей и задач тренировки, сознательное и активное использование средств учебно-тренировочного процесса.

Понимание пользы от занятий физическими упражнениями, активное и продуманное выполнение техники упражнений повышают глубину и быстроту усвоения учебного материала, а также уровня физической подготовленности.

Принцип наглядности

В процессе занятий по физическому воспитанию или спортивной тренировки преподаватель или тренер должен не только объяснять, как правильно выполнять то или иное двигательное действие, движение или технический прием упражнения, но и правильно их показывать. Показ упражнений осуществляется как в целом, так и по частям. Повышение качества и быстроты обучения способствует использование видео- и фото­материалов, плакатов и рисунков. Наглядность необходимо использовать на всех этапах тренировочного процесса.

Принцип доступности

Обучение и воспитание необходимо осуществлять в соответствии с возможностями занимающихся, учитывая особенности возраста, пола, предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

Судить о доступности занятий следует по действиям обучающихся. Если какие-либо движения или упражнения выполняются большинством с грубыми ошибками, а некоторыми вообще не выполняются, то следует прекратить их выполнение, заменив их на более доступные и более простые.

Принцип индивидуализации

Под индивидуализацией понимается такое построение всего процесса физического воспитания, при котором осуществляется индивидуальный подход к занимающимся и создаются условия для наибольшего развития их способностей.

Функциональные возможности организма, как известно, всегда в чем-то индивидуально отличны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и предварительной подготовленности, невозможно найти и двух человек с абсолютно одинаковыми возможностями.

Принцип систематичности

Предусматривает закрепление и развитие полученных знаний в процессе регулярных тренировок. Занятия при этом должны проводиться по системе: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерыв в занятиях отрицательно оказывается на спортивных результатах. Падает работоспособность и теряются приобретенные навыки.

Функциональное состояние организма после тренировочного занятия можно разделить на три фазы:

  • Первая — утомление.
  • Вторая -восстановление работоспособности организма до начального уровня (фаза компенсации).
  • Третья — повышение работоспособности до уровня выше начального (фаза суперкомпенсации).

Наибольший эффект дают повторные занятия в третьей фазе – фазе суперкомпенсации. Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования физиологов позволили рекомендовать 2-3 занятия в неделю через день, с продолжительностью каждой тренировки от 1,5 до 2,5 часов.

Принцип прогрессирования

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок.

Средства и методы физического воспитания

Средствами ФВ являются:

  • Физические упражнения – двигательные действия, используемые в соответствии с задачами ФВ. Являются основными средствами ФВ.
  • Оздоровительные силы природы. Использование водных и воздушных процедур, свойств солнечной радиации.
  • Гигиенические факторы. Соблюдение правил личной гигиены. Организация правильного режима нагрузок и отдыха.

Методами ФВ являются:

  • Метод регламентируемого упражнения. Этот метод предполагает точно предписываемую тренировочную программу, с количественным выражением основных параметров нагрузки (объем, интенсивность, количество повторений, и др.).
  • Игровой метод. Отличительной чертой метода является отсутствие строгой двигательной регламентации.
  • Соревновательный метод. Метод вызывает максимальное проявление психофизических возможностей соревнующихся.
  • Словесный метод. В качестве средств метода используются: рассказ, указания, команды, словесный отчет и др.
  • Сенсорный метод. Средствами метода могут служить: показ правильной техники упражнений, видеосьемка, демонстрация наглядных пособий и др.

Основы обучения движениям

Процесс обучения движению или отдельному двигательному действию предполагает следующие три этапа:

1. Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте, в общих чертах.

2. Углубленное разучивание, в результате которого вырабатывается умение выполнять действие с необходимой четкостью.

3. Закрепление и дальнейшее совершенствование действия, что связано с возникновением двигательного навыка, а также умений использовать его в различных условиях.

Первоначальное изучение

Начальным моментом изучения действия является предварительное ознакомление с ним. Это достигается рассказом о значении и особенностях действия, демонстрацией и кратким объяснением основ его техники, а также практическим опробованием. Демонстрация, выполняемая четко, красиво и технически совершенно, пробуждает еще больший интерес к действию и желание его освоить. Объяснение основ техники должно быть общим и кратким, с точным терминологическим наименованием приема и его частей. Доступность задания на этапе первоначального изучения определяется:

а) богатством двигательного опыта учеников;

б) сложностью структуры изучаемого действия;

в) соответствием структуры физическим возможностям обучающихся.

Углубленное разучивание

Если первоначальное обучение заключается в овладении основой техники движения, то на втором этапе углубленно осваиваются и уточняются ее детали.

Продолжительность этапа углубленного разучивания может быть различной. Она зависит от сложности структуры двигательного действия, от общей и специальной подготовленности обучающихся, от устойчивости ошибочных реакций, от типа нервной деятельности.

Методика обучения на этапе углубленного разучивания характеризуется следующими особенностями:

  • Возрастает роль сознательности и активности обучающихся.
  • Широко применяются такие методы, как подробный рассказ, беседа, разъяснения и т.д.
  • Помимо непосредственной демонстрации действия и отдельных сторон его, широко применяются видеоматериалы, схемы, графики и другие наглядные пособия.

Закрепление и дальнейшее совершенствование действия.

Цель на заключительном этапе обучения — перевести приобретенное умение в навык, а также выработать дополнительные умения и навыки применять изученное действие в различных условиях. Длительность этого этапа различна. В спортивной тренировке он может распространиться на ряд лет. Задачи этого этапа состоят в том, чтобы:

1) закрепить освоенную технику двигательного действия наряду с
дальнейшим уточнением ее деталей;

2) довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты
техники;

3) обеспечить совершенное владение двигательным действием при
максимальных физических усилиях.

Под двигательным навыком понимается доведенное до автоматизма двигательное действие, надежно выполняемое в соответствии с двигательной задачей.

Приобретенный навык позволяет постепенно сводить к минимуму дополнительные средства и методы, помогающие извне корректировать движения. Например, обходиться без зрительных и слуховых ориентиров.

Одна из наиболее характерных черт процесса обучения на третьем этапе — органическое слияние его с процессом воспитания физических качеств. Процесс обучения движениям тесно связан с решением также задач образовательных и оздоровительных.

Предыдущая1234567891011121314Следующая



Введение

Физическое воспитание — очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию уделялось особенное внимание.

Это понятно — греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время.

Проводились олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания.

Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно быть прекрасным все – и тело, и душа, и помыслы. Именно "тело" стоит на первом месте, и это не случайно.

Мы должны помнить, какое сейчас время — время машин и компьютеров.

Человек освободился от тяжелого, потогонного труда. По хорошо ли это? Нет. Без физической нагрузки человеческое тело начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстрее поддается различным инфекциям и болезням.

Это, плюс загрязнение окружающей среды — главные причины появления так называемого "больного поколения". Вот почему так актуален в наше время вопрос физического воспитания. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму.

Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встрече, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Здоровье помогает нам выполнить наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности и значительные умственные и физические перегрузки.

Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Данные науки свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность прожить до 100 лет и больше. К сожалению, многие люди не соблюдают элементарных обоснованных наукой норм здорового образа жизни.

Они становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этом случае ожирения, склероза сосудов, сахарного диабета. Третьи, не соблюдают правильный режим труда и отдыха, вечно беспокойны, нервны.

В настоящее время исследователями установлена закономерность, а именно, что между «профилем» личности (ее характером, темпераментом) работой внутренних органов и систем организма и развитием болезни организма. В ответ на различные психические травмы существует определенная связь, отмечено также значение эмоций, аффектов, психологической ситуации, особенностей развития и воспитания личности в возникновении таких психосоматических заболеваний, как язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, инфаркт миокарда, стенокардия.

Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и употребления алкоголя, активно укорачивают свою жизнь.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на других.

Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней.

Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться с раннего возраста! Заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом добиваться разумными путями медленной гармонии здоровья.

Здоровой образ жизни (ЗОЖ) – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),

ЗДОРОВЬЕ – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой, отсутствием болезненных проявлений и высокой приспособляемостью к воздействию внешней среды.

Таким образом, можно говорить о трех видах здоровья: физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье – это естественное состояние организма с нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье – зависит от состояния ЦНС, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием и проявлением волевых качеств.

Нравственное здоровье – определяется моральными принципами и ролевой деятельностью личности в современном социуме.

Отличительными признаками нравственного здоровья личности являются сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих ЗОЖ.

1. Основные понятия физической культуры.

Физическая культура— специфическая часть общей культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья и повышение его уровня, всестороннее развитие физических способностей народа и использование их в повседневной жизни людей.

Спорт— специфическая форма культуры, одна из сторон культурной деятельности общества: действенное средство и метод укрепления здоровья и повышения его уровня, развитие волевых качеств, нравственного и эстетического воспитания, повышения уровня общей культуры, расширение интернациональных связей, культурного сотрудничества, упрочнение мира и дружбы между народами.

Спорт исторически сложился в форме соревновательной деятельности, системы состязаний и спортивной специальной подготовки к ним как способ сопоставления и совершенствования человека. Своими результатами спорт служит целям дальнейшего развития общества, более успешному осуществлению экономических и культурных задач. Всеобщий признак спорта — соревновательное начало. Они способствуют наиболее полному проявлению и развитию физических сил, воспитанию нравственных качеств.

Внутреннюю сущность спорта как массового социального явления, специфическую форму его социального движения составляет система спортивных соревнований.

Она представляет собой социально- обусловленную упорядоченность в планировании, организации и проведении спортивных соревнований на основе определенных принципов и прогрессивных традиций.

Физическое воспитание— педагогический процесс, специфика которого заключается в обучении движениям и воспитании физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально — обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.) в единстве с другими видами воспитания.

И при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

Физическое воспитание — вечная категория. Оно существует со времени возникновения человеческого общества, и будет существовать в дальнейшем как одно из необходимых условий общественною производства и жизни человека. Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка», которым пользуются тогда когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности.

Последнее есть результат физподготовки, воплощенной в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности, либо способствующие ее освоению. Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовкапредставляет собой неспециализированный процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них).

Специальная физическая подготовка— это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и т.д.), избранной в качестве объекта углубленной специализации.

Если физическое воспитание осуществляется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза, оно играет роль одного из решающих факторов всего процесса физического развития индивида- личности.

Физическое развитие— процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его индивидуальной и общественной жизни.

Физическое развитие каждого человека зависит от условий жизни и воспитания; первостепенная роль здесь принадлежит труду и правильному физическому воспитанию с момента рождения человека.

Признаками, характеризующими физическое развитие, являются: вес (масса тела), рост, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др., а также, степень развития физических качеств, способностей и функциональных возможностей человека.

Физическое совершенство— исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающей на долгие годы высокую работоспособность человека.

Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества. Главная функция физической культуры состоит в удовлетворении потребностей общества в физической подготовке людей к участию в производстве. С начальных этапов развития человеческого общества физические упражнения использовались как одно из активнейших средств подготовки человека к трудовой и военной деятельности и имели значение в его приспособлении к постоянно усложнявшимся формам труда.

В процессе физического воспитания обеспечивается соответствующий уровень здоровья членов общества, запас жизненно важных двигательных навыков и необходимых физических качеств: силы, выносливости, быстроты и др., — что позволяет быстрее и лучше осваивать новые профессии, овладевать современной техникой, более интенсивно трудиться, повышать производительность труда.

Известно, что хорошо подготовленный человек, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий разнообразными двигательными умениями и навыками, быстрее и успешнее освоит новую профессию, чем слабый, физически неподготовленный человек.

Велико значение физической культуры и спорта в профессионально-прикладной подготовке, с помощью которой развиваются физические качества и двигательные навыки, особенно значимые для определенной профессиональной деятельности.

В обществе нет других средств, кроме физической культуры и спорта, с помощью которых можно было бы готовить к производству физически развитых людей. Регулярные занятия определенными видами спорта и физическими упражнениями, правильное их использование в режиме обучения, способствуют умственной работоспособности студентов, совершенствования ряда необходимых им качеств — глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативной, зрительной, слуховой памяти, сенсорных реакций.

Физическая культура и спорт необходимы для всех людей, а не только для тех профессий, в которых нужна особая физическая сила или особые умственные усилия еще и потому, что современные условия жизни приводят к неуклонному снижению двигательной активности человека.

Л пониженная двигательная активность влечет за собой физическую растренировку человека, которая приводит к снижению умственной и физической работоспособности, сопротивляемости организма человека различного роду заболеваниям.

В процессе занятиями физической культурой и спортом осуществляется умственное развитие обучающихся, которое имеет две стороны образовательную и воспитательную.

Образовательная сторона — связана с вооружением специальными знаниями, воспитательная — с развитием умственных качеств занимающихся, таких как восприятие, наблюдательность, память, внимание, уровень и устойчивость умственной работоспособности.

На занятиях по физической культуре занимающиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, получают сведения о целесообразном использовании приобретенных навыков и умений в жизни и трудовой деятельности, усваивают правила закаливания организма, личной гигиены и т.д., что положительно влияет на их умственное развитие.

Систематические занятия физической культурой и спортом играют заметную роль в повышении умственной работоспособности.

Освоение современных учебных программ, например, для студентов ВУЗов сопряжено со значительным нервно- психическим напряжением. Высокий уровень физической подготовки является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течение всего учебного года. Подмечено также, что такие показатели, как объемы внимания, памяти, количество мыслительных операций у недостаточно физически подготовленных студентов значительно снижаются.

Человек, занимающийся физической культурой и спортом постоянно сталкивается с проявлением прекрасного.

Под влиянием физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия человека становятся более изящными, экономичными, красивыми. Важно еще и то, что современные занятия физической культурой и спортом сопровождаются музыкой. Добиваясь физического совершенства, красоты движений, человек сам учится создавать прекрасное. Широко известно высказывание Гегеля о том, что греки преобразовывали себя в прекрасные формы, а затем объективно выражали их в произведениях искусства.

Многие люди приобщаются к спорту не только потому, что они руководствуются определенными утилитарными целями, — укрепить здоровье, установить рекорды и т.д. В значительной степени их привлекает возможность получить эстетическое удовольствие от занятий, от возможности постоянно созерцать прекрасное и создавать его в виде совершенных по красоте движений, грациозного до виртуозности владения своим телом.

Основным показателем физического совершенства человека является его здоровье, т.е. такое состояние организма человека, которое обеспечивает полноценное выполнение им всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях. Физическое состояние зависит от многих факторов, как естественных (наследственных, климатических условий и т.д.), так и от социально обусловленных (условия жизни, производственная практика и др.).

Физическое развитие человека -социально управляемый процесс. В частности, с помощью соответственным образом организованных мероприятий с использованием физических упражнений, режима труда и отдыха, рационального питания можно в широком диапазоне изменять показатели физического развития и функциональную физическую подготовленность организма, направленно совершенствовать регуляторные функции нервной системы, увеличивать функциональные возможности сердечно — сосудистой и дыхательной систем.

Физические упражнения — улучшают течение компенсаторно-приспособительных реакций организма при старение, способствуют продлению жизни и творческой активности человека.

При решениях любых специальных задач физического воспитания обязательно должно оставаться достижение оздоровительного эффекта. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте руководство физическим воспитанием в высшей школе осуществляют государственные органы управления высшим образованием, управления высших учебных заведений министерств и ведомств. Физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.

Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего срока обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общественных ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач: — понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовка ее к профессиональной деятельности;

— знание научно — практических основ физической культуры и здорового образажизни;

— формирование мотивационно — ценностного отношения к физической культуре с ориентацией на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, воспитание потребностей в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

— овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

— обеспечение общей и профессионально — прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

— приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной классификации, а так же с учетом условий труда предстоящей профессиональной деятельности.

Принципы физического воспитания

Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные существенные положения, которые отражают закономерности воспигания, с помощью которых педагог подводит занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки).

Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. К ним относятся:

1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности:

2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни:

3. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.

12345Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 653 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.005 с)…

Принципы, регламентирующие деятельность по адаптивному физическому воспитанию

Иерархия и значение принципов физического воспитания

Принципы – наиболее важные положения, которые отражают закономерности воспитания в виде определенных правил и упорядочивают требования к физическому воспитанию.

Направляют деятельность воспитателя и воспитуемых к намеченной цели.

Принципы (рис.9) должны согласовываться с объективными закономерностями воспитания. Практическое значение принципов:

1) позволяют четко идти к намеченной цели,

2) исключают путь проб и ошибок,

3) раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.

К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.

Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.

Социальные принципы гарантируют:

1. Единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, физического, трудового).

Обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепления здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности.

3. Отражают основную функцию физического воспитания. Подготовка человека к трудовой и военной деятельности.

В системе образования имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения.

Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов и содержат в себе ряд универсальных правил методики.

В практике физического воспитания имеют место специфические принципы, которые отражают ряд специфических закономерностей физического воспитания и правила системного построения физического воспитания.

Общеметодические принципы

Общеметодические принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

Воздействие физических упражнений может быть успешным в том случае, когда методика применения физических упражнений согласуется с закономерностями этих воздействий.

Принцип сознательности и активности

Назначения принципа сознательности и активности:

1. Сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности.

Побуждать к оптимальной активности.

Сознательность — это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и способствует формированию высоких морально-психологических качеств личности.

Если у занимающихся сознательное отношение к занятиям, то у них будут созданы достаточно сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать для них свою энергию.

От преподавателя физического воспитания зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес к занятиям.

Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, иногда случайны и малосущественные, например подражание, выделиться внешними формами.

Специалист по физическому воспитанию:

1. Должен доходчиво раскрыть смысл приобщения к физической культуре, ее роль и значение в полноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевые установки и стремление реализовать их не смотря на трудности.

Обеспечить осмысленное отношение к каждой выдвигаемой задаче

3. Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и само-корректировку при выполнении физических упражнений.

Активность – степень его включения в работу.

Для активного включения ученика в процесс физического воспитания педагог должен:

1. Вооружить занимающихся систематическими знаниями.

2. Учить анализировать технику и эффект упражнения.

3. Воспитывать аналитические способности.

Ставить задачи по самоконтролю.

5. Содействовать развитию самостоятельности и инициативности.

6. Содействовать развитию творческих начал в поведении воспитанников.

7. Нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать двигательные задачи.

Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем специальных методических приемов :

1. Контроль и оценка действий самими занимающимися.

Анализ выполненного задания.

3. Обучение самоконтролю посредством мышечных ощущений.

4. Иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий.

5. Мысленное воспроизведение разучиваемых упражнений.

6. Беседа по разбору техники.

7. Разработать план занятия.

8. Оценка тренировки.

Принцип наглядности

Принципы наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании.

Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Наглядность осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая, двигательная.

Зрительная наглядность (демонстрация движений в целом и по частям) содействует уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Роль зрительной наглядности важна на начальных этапах овладения новыми двигательными действиями.

При совершенствовании зрительная наглядность необходима для тончайшей дифференцировки движений.

2. Звуковая наглядность (различные звуковые сигналы) имеет значение в уточнении временных и ритмических характеристик двигательных действий.

Человек запоминает 15% информации получаемой в речевой форме, 25% — зрительной. Если используются одновременно два способа то, воспринимается 65% информации.

3. Двигательная наглядность специфическая для физического воспитания.

При освоении сложных движений ведущим методом является направляющая помощь и «проведение по движению».

Двигательная наглядность:

1.Помогает уточнить движение в пространстве и во времени.

2.Помогает ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил.

Чем полнее чувственный образ, тем лучше формируется новое двигательное умение. Чтобы «прочувствовать» координационную структуру, кинематические и динамические параметры действия его нужно выполнит, но для выполнения недостаточно соответствующих ощущений.

Чтобы это преодолеть нужно:

а) соблюдать рациональную последовательность в обучении, двигательный опыт,

б) нужно комплексно использовать разнообразные демонстрационные средства и способы обеспечения наглядности.

В физическом воспитании используются специализированные средства и способы направленного воздействия на функции сенсорных систем, информирующих об условиях, параметрах, динамике и результатах его выполнения.

Это возможно благодаря техническим средствам сенсорного лидирования и срочной коррекции движений по ходу их выполнения (свето-звуко лидеры) различного рода тренажерные устройства.

Необходимо сочетать непосредственную наглядность (натуральный показ, чувственные образы, возникающие в процессе и в результате его выполнения) и опосредованной наглядности (демонстрация наглядных пособий, кино и видеомагнитофонной демонстрации).

Комплексное использование различных форм наглядности:

Вызывает интерес к занятиям;

2. Облегчает понимание и выполнение заданий;

3. Ускоряет формирование двигательных умений и навыков;

4. Способствует эффективному проявлению двигательных способностей.

Читайте также:

Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка телœесной рефлексии.

Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия; придумывает комбинации движений, их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.

Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности в действиях и волевым проявлениям.

Принцип систематичности и последовательности обязателœен для всœех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима.

Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического воспитания на протяжении всœего дошкольного возраста обеспечивают принцип систематичности.

Во всœех возрастных группах должна соблюдаться четкая последовательность физкультурных занятий с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в содержании самих занятий. Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.

Усвоение движений, формирование двигательных навыков требуют их повторяемости.

Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении в разнообразных вариантах разученных движений.

Характер вариативности упражнений может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах физкультурных занятий. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для создания двигательного образования ребенка. Она предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип наглядности – предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением.

Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия.

Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих представление о выполняемом действии. Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного, красивого, четкого показа.

Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка.

Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определœения меры доступного.

Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определœенного упражнения. Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.

Данные об индивидуальных возможностях ребенка педагоги получают путем тестирования и диагностирования, изучения результатов медико-педагогического контроля.

Педагог подбирает упражнения, которые соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым. По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему.

Стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в данном играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также при распределœении программного материала на занятиях.

Использование подготовительных и подводящих упражнений способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.

Реализация принципа доступности требует соблюдения последовательности в создании методических условий. Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений.

Распределœение материала, основанного на связи каждого предыдущего занятия с последующим, обеспечивает усвоение программного содержания.

Соблюдение преемственности занятий выражено в следующих правилах: от известного к неизвестному или от освоенного к неосвоенному; от простого к сложному, от легкого к трудному. При этом эти правила не всœегда универсальны, и трудность физических упражнений требует регулирования координационной сложности и степени физических усилий ребенка.

Оптимальное построение системы занятий, заблаговременная и непосредственная подготовка на них к преодолению ребенком очередных трудностей способствуют методическому обеспечению в реализации принципа доступности в работе дошкольного учреждения.

Принцип индивидуализации предполагает крайне важно сть учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на базе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всœесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всœестороннее развитие.

В дошкольных учреждениях используются разнообразные способы обучения:

— фронтальный – направленный на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всœеми участвующими в данном процессе детьми;

— групповой – обеспечивает возможность самостоятельного упражнения в знакомых движениях небольшой группе детей или позволяет воспитателю, подобрав дифференцированные задания для небольших групп детей, обучать другую группу двигательному действию;

— индивидуальный – позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему воспитателœем задание.

Использование разнообразных способов обучения обеспечивает принцип единства оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.

Все принципы физического воспитания реализуются в единстве. Οʜᴎ реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

Действенность системы физического воспитания определяется принципами, лежащими в ее основе. Это кратко выраженные научно-методические положения, отражающие закономерности овладения детьми двигательными навыками, развития двигательных способностей, формирования личности в процессе двигательной деятельности.

Основные принципы системы физического воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на две группы:

1) принципы организации педагогического процесса по физической культуре в учреждении дошкольного образования — общепедагогические принципы;

2) принципы построения занятий физическими упражнениями с детьми — общеметодические принципы.

К общепедагогическим принципам организации педагогического процесса по физической культуре в учреждении дошкольного образования относятся:

принцип природосообразности, предполагающий воспитание ребенка с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей.

Реализация данного принципа проявляется в учете педагогом индивидуальных особенностей каждого ребенка при различных формах работы по физической культуре, специфики мотивации деятельности детей дошкольного возраста, особой значимости игровых мотивов, потребности детей в самоутверждении и т.д.;

принцип непрерывности развития, обеспечивающий преемственность целей, содержания и организации физкультурной деятельности при развитии физической культуры личности ребенка на каждом возрастном этапе дошкольного детства;

принцип развивающего характера образования, предполагающий вовлечение ребенка в различные виды деятельности, использование игр и упражнений, что способствует обогащению воображения, мышления, памяти и речи.

В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности ребенка, который является полноценным субъектом деятельности;

принцип единства обучения и развития, проявляющийся во взаимосвязи овладения ребенком двигательными навыками с состоянием и развитием опорно-двигательного аппарата, вегетативных функций организма и двигательных качеств.

На занятиях физическими упражнениями этот принцип обязывает педагога вести обучение во взаимосвязи с обеспечением физической подготовленности и развития двигательных качеств;

принцип оздоровительной направленности, означающий, что при выборе средств и методов физического воспитания педагог должен руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью.

Целесообразность проведения любого физкультурного мероприятия следует рассматривать с точки зрения здоровья ребенка, соответствия физических нагрузок его возможностям. При этом необходимо осуществлять педагогический и медицинский контроль;

принцип гармоничного развития личности, означающий связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, нравственным, эстетическим и т.д.), согласованное и соразмерное развитие физических способностей, разностороннее формирование двигательных умений и навыков и освоение специальных знаний;

принцип субъектности, включающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности.

Данный принцип означает направленность педагогической деятельности на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, учет этих качеств и индивидуального опыта детей в процессе физического воспитания;

принцип сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, общую деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общую устремленность в будущее и взаимную поддержку.

Данный принцип предполагает также взаимопонимание педагога и родителей, согласованность действий, их сотрудничество в физическом развитии ребенка.

При построении занятий по физической культуре необходимо учитывать общеметодические принципы:

принцип научности, предполагающий построение физического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с закономерностями их социализации, психического и физического развития;

принцип доступности, определяющий постановку двигательных заданий, которые соответствуют уровню психофизического развития детей;

принцип систематичности, обусловливающий необходимость регулярности, последовательности и преемственности при формировании у детей дошкольного возраста физкультурных знаний и двигательных умений;

принцип сознательности и активности, предполагающий, что педагог в процессе физического воспитания поддерживает у детей интерес к занятиям, формирует сознательное отношение ко всему тому, что составляет содержание занятий.

Осознанавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок приучается самостоятельно решать двигательные задачи;

принцип наглядности, базирующийся на предрасположенности ребенка к чувственному восприятию окружающего мира.

Использование данного принципа позволяет успешно формировать у детей представления об осваиваемых движениях, их ритмическом рисунке, пространственных, временных и динамических характеристиках, рациональной технике и тактике питательных действий;

принцип развития детского творчества, обусловливающий появление новых мотивов деятельности детей дошкольного возраста, что перестраивает их мотивационно-эмоциональную сферу, способствуя формированию эвристической структуры личности в целом.

Реализация данного принципа в процессе физического воспитания означает широкое использование игры, сказки как источника детского творчества, детского экспериментирования;

принцип системного чередования нагрузок и отдыха, определяющий суммарный эффект физкультурного занятия.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приводит к снижению работоспособности организма;

принцип индивидуализации, предполагающий такую организацию физкультурно-оздоровительного процесса, при которой выбор способов, приемов, методов обучения и оздоровления обусловливается индивидуальными особенностями здоровья, физического и двигательного развития детей.

Индивидуализацию обучения можно рассматривать и в качестве самостоятельной педагогической технологии.

Дата публикования: 2015-04-10; Прочитано: 4407 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Принципы, методы и средства школьного физического воспитания

Процесс реализации указанных задач должен происходить на основе принципов системы физического воспитания , дидактических принципов, а также принципов методик развития физических качеств и обучения двигательным действиям.

Вспомним основные из них.

Система физического воспитания может эффективно функционировать при условии соблюдения: принципа гармоничного и всестороннего развития личности; принципа прикладности (взаимосвязи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой); принципа оздоровительной направленности физического воспитания. Система школьного физического воспитания содержит в себе те же основополагающие принципы, а человек, имеющий отношение к данной системе, безусловно, должен руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности.

Принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и динамичности составляют методическую основу дидактики и потому имеют непосредственное отношение к методике проведения школьных уроков физической культуры, где процессы обучения и направленного развития занимают ведущее место.

Каждый из названных принципов имеет свое место для реализации в ходе планирования учебно-воспитательного процесса и в процессе обучения, методика которого подбирается с учетом конкретно поставленных задач, возраста детей и их подготовленности (Лекция 5).

В лекциях, посвященных методикам развития двигательных способностей и обучения двигательным действиям, приводились многочисленные методические принципы, соблюдение которых в практике позволяет сделать учебно-воспитательный процесс наиболее результативным и соответствующим принципам системы физического воспитания.

Отдельно выделим современные принципы школьного физического воспитания: принцип развивающего обучения, принцип воспитывающего развития и воспитывающего обучения, которые объединяют в себе закономерности построения процессов обучения, развития и воспитания.

Для дальнейшего эффективного восприятия методических основ построения школьного урока физической культуры следует повторить ранее пройденный материал (Лекции 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Методика школьного физического воспитания, как и любая другая методика, содержит в себе комплекс методов, средств и методических приемов, находящихся в строго определенной взаимосвязи и последовательности и позволяющих решать поставленные задачи.

Методы физического воспитания подробно рассматривались в Лекции № 4 и поэтому мы не будем долго останавливаться на их характеристике, скажем лишь, что каждый из известных нам методов может быть использован и в школьной методике физического воспитания.

Как вы помните, методы физического воспитания делятся на две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные группы: общепедагогические методы и методы упражнения.

Дальнейшая их классификация приведена в таблице (см. ниже).

ТАБЛИЦА 1

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Общепедагогические методы Методы упражнения
       
Наглядные Словесные Методы строго Методы частично
    регламентиров.упражнения (МСРУ) регламентиров.

упражнения (МЧРУ)

         
1.Натур.показ 1.Рассказ 1.Целостный 2.Расчлененный 1.Игровой 2.Соревновательный
2.Демонстрация пр при помощи техн.средств,графиков 2.Объяснение 3.Команда 4.Подсчет 5.Обсуждение 6.Лекция 3.Стандартный 4.Переменный 5.Непрерывный 6.Повторный, интервальный
3.Метод ориентирования 7.Методы комбинированного упражнения

Использование тех или иных методов физического воспитания на занятиях по физической культуре в школе будет определяться поставленной задачей, возрастом детей и их подготовленностью.

Так, например, задача урока физической культуры может иметь направленность на обучение какому-либо элементу, но, учитывая разность технической и физической подготовленности детей данного класса, учитель может использовать для решения данной задачи в различных случаях целостный или расчлененный (аналитический) методы обучения. Таким же образом обстоит дело с использованием методов преимущественного развития физических качеств (стандартно-непрерывного, повторно- переменного и др.): направленность урока на решение задачи развития общей выносливости будет определять использование стандартно-непрерывного метода, но в младшем школьном возрасте для решения такой задачи учитель отдаст предпочтение методам комбинированного упражнения, связанным с частой сменой заданий, темпа и времени выполнения заданий, поскольку детям этого возраста сложно выполнять длительную и монотонную нагрузку.

Основные требования к использованию методов упражнения в процессе обучения сводятся к следующим:

— простые упражнения являются эффективными до тех пор, пока есть необходимость преодоления координационных трудностей;

— не все двигательные действия должны быть доведены до навыка, так как некоторые из них не используются в быту, труде, спорте, а некоторые будут и дальше совершенствоваться с учетом изменившегося уровня физического развития.

Из сказанного следует, что характер и конкретный порядок сочетания методов определяется:

Задачами учебно-воспитательного процесса;

2. Особенностями занимающихся;

3. Особенностями изучаемого материала;

4. Внешними условиями учебной работы.

Подробнее на особенностях использования методов физического воспитания остановимся при рассмотрении 2 вопроса, сейчас же основная наша задача — вспомнить существующую классификацию методов. Нельзя забывать, что кроме названных методов в физическом воспитании используются методы организации, контроля, дозировки, страховки и др.

Если методы физического воспитания — это способы решения поставленной задачи, то средства физического воспитания — это те необходимые “инструменты” ,при помощи которых мы достигаем поставленную цель.

Вспомним основные группы средств физического воспитания:

— физические упражнения;

— оздоровительные силы природы;

— гигиенические факторы.

Подробная характеристика названных групп давалась в Лекции № 3, в настоящий момент дадим характеристику их использования с учетом специфики школьного физического воспитания. Физические упражнения, безусловно.

являются основной группой средств физического воспитания в школе, поскольку , как следует из определения, физические упражнения — это двигательные действия, специально организованные для решения задач физического воспитания. При этом физические упражнения обладают всеми необходимыми свойствами для строгой организации и регуляции процесса школьного физического воспитания: они хорошо дозируемы, могут оказывать как локальное, так и общее воздействие, выполнение их всегда находится под контролем учащегося и учителя и т.д.

Как говорилось ранее, в школе дети, в основном, получают базовую физическую и техническую подготовку и поэтому ведущую роль в процессе обучения, например, играют основные упражнения, основу которых составляют естественные движения и аналитические движения, используемые для развития координационных способностей учеников; подводящие и подготовительные упражнения, являющиеся вспомогательными, составляют основу методики обучения технике двигательных действий (особенно из различных видов спорта) на первом этапе.

Группы более узконаправленных упражнений ,таких как соревновательные, имитационные, идеомоторные также имеют место в школьной методике при решении образовательных задач.

Вспоминая другие виды упражнений (по форме движения — вращательные, поступательные; по мощности выполняемой работы — максимальные, субмаксимальные, большой и умеренной мощности; по характеру движения -циклические, ациклические и смешанные, и др.) можно с уверенностью говорить о непременном использовании всех названных видов упражнений в методике школьного физического воспитания.

Отличие наличия в школе различных физических упражнений по сравнению с более специальными видами физической подготовки (например, спортивной) заключается лишь в относительно небольшом объеме и интенсивности использования наиболее сложных их видов .

Значение двух других групп средств неоценимо для школьного физического воспитания.

Подробная характеристика этих групп давалась в Лекции № 3, приведем лишь показательный пример эффективности использования оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Мысленно сравните урок физической культуры, проведенный в зале и на свежем воздухе, например, в зимнее время (снег, мороз, может быть ветер и жесткий наст на снегу).

Сразу становится понятной разница и в проведении урока, и, главное, в силе воздействия данного занятия на организм школьника. Примером важности использования и учета гигиенических средств физического воспитания может служить сравнение эффектов от проведения урока физической культуры в чистом зале физкультуры или в пыльном помещении, при несоблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм.

Регулярное использование средств закаливания. связанное с ним уменьшение количества простудных заболеваний у ребенка также является примером эффективного использования гигиенических факторов в качестве средств физического воспитания в школе.

Читайте также:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *