Пионерами русских исследований европейского севера россии были


Природа России

Учебник по географии для 8 класса

   

§4. Как осваивали и изучали территорию России

  • По карте определите, какие географические объекты носят имена русских исследователей.

Русские географы-путешественники не только исследовали территорию России, но и внесли существенный вклад в открытие и познание земного шара. Их научные труды, составленные ими карты, а также многочисленные русские имена на карте мира служат памятниками этих открытий и исследований.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «За исключением северной окраины Скандинавии и Мурманского берега весь Европейский и Азиатский приполярный Север был открыт русскими. Русские мореплаватели плавали по морям Ледовитого океана за сотни лет до того, как туда проникли англичане и голландцы. Пионерами великих русских открытий на севере Европы и Азии были новгородцы. К XII в. новгородцы освоили весь Европейский Север страны — от Кольского полуострова до бассейна Печоры — и далее перешагнули за «Каменный пояс» (Урал)». Названия, которые дали новгородцы берегам Студеного моря, как называли они Северный Ледовитый океан, сохранились до настоящего времени: северный берег Кольского полуострова — Мурманский (Норманекий); восточный и юго-восточный берег полуострова у Горла Белого моря — Терский; западный берег Белого моря до устья Кеми — Карельский, по названию жителей этого края.

Новгородцы открыли и первыми освоили северные берега европейской части России, проложили пути к морям Ледовитого океана, осели по низовьям и в устьях впадающих в них рек.

По картам определите, какими водными путями попадали новгородцы к Белому морю. Какие древнерусские торговые пути вели на юг и юго-восток?

Рис. 11. Освоение территории Сибири и Камчатки

Изучите по карте пути русских в Мапгазею и па Енисей. Расскажите, какие русские города были заложены в Сибири и когда это произошло.

Точно неизвестно, когда впервые русские познакомились со страной Коми, расположенной в бассейнах Печоры и Вычегды. Но уже в XII в. туда постоянно приходили торговцы из Великого Новгорода и из Суздальско-Ростовского княжества. В XIV в. страна Коми вошла в состав Московского княжества, а в XV в. московские воеводы прошли через всю Пермь Великую и «привели всю землю за великого князя».

Рис. 12. Освоение территории Сибири и Дальнего Востока

Походы русских в Западную Сибирь. В конце XV в. московские воеводы возглавили большой поход в Западную Сибирь. (Некоторые историки считают, что название происходит от слова «сибир» (шибур) — название какой-то группы финно-угорских народов, проживавших на юге Западной Сибири.) При этом они открыли самую высокую часть Урала и первыми определили его истинное направление «от моря и до моря», то есть с севера на юг. В конце XV в. русские проникли на Иртыш, а на рубеже XV—XVI вв. — в низовья Оби. В это же время русские промышленники-поморы в поисках пушнины (мягкой рухляди) — через проливы Югорский Шар или Карские Ворота проникли в Карское море, заходили в устья Оби и Таза, основали в тех местах Мангазею. Русские поморы доплывали в это время до островов Новая Земля и Шпицберген (Грумант).

По карте установите, кто из русских землепроходцев исследовал побережье Северного Ледовитого океана; кто изучал побережье Тихого океана.

После завоевания русскими Казани и Астрахани царские владения протянулись до Каспия и вся Волга вошла в их состав. Русские начали продвижение дальше на восток. Их продвижение сопровождалось постоянными стычками с татарами. Особенно много сведений, хотя и противоречивых, сохранилось о походе в Сибирь казака Ермака Тимофеевича. Отряд Ермака хорошо изучил все речные пути Западной Сибири, все приречные области. В столкновении с татарским ханом Кучумом на берегу Иртыша, возле устья Вагая, Ермак погиб, отряд его отступил, но главное было сделано — путь в Сибирь разведан. В борьбе с Кучумом новые отряды казаков продвинулись далеко вверх по Иртышу и покорили обширные пространства Южной Сибири.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель с мировым именем.

М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г. около села Холмогоры Архангельской губернии в семье помора. В 19 лет М.Ломоносов ушел в Москву учиться. Он окончил Славяно-греко-латинскую академию, Академический университет в Петербурге, в 1736—1741 гг. продолжал совершенствовать свои знания в Германии.

М. В. Ломоносов — первый русский академик, основатель Московского университета. Открытия М. В. Ломоносова обогатили многие отрасли знания. М. В. Ломоносов занимался изучением строения Земли, объяснил происхождение полезных ископаемых, указывал на важность освоения Сибири, Северного морского пути. В 1758 г. возглавил Географический департамент. Под его руководством были составлены карты северозападных губерний России, проводились работы по изучению почв, геологические исследования, М. В. Ломоносов разработал обширный план географических экспедиций для изучения России. Имя великого ученого на географической карте носят город Ломоносов в Ленинградской области, хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане, сепо Ломоносове в Архангельской области, течение Ломоносова в Атлантическом океане.

Географические открытия конца XVI — начала XVII в. В этот период крупнейшие географические открытия были совершены русскими путешественниками в Сибири и на Дальнем Востоке. Они открыли сибирские реки — Лену, Хатангу, Колыму и др. К середине XVII в. русские обследовали все южное побережье моря Лаптевых.

В начале 40-х гг. XVII в. русские, зимовавшие на верхней Лене, собрали от бурят первые сведения об озере Байкал и о богатстве прибайкальских районов серебряной рудой. В 1643 г. один из зимовщиков, казачий пятидесятник Курбат Иванов, вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале несколько позднее, после основания Иркутска (1661). В XVIII в. Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири.

В 1639 г. томский казак Иван Юрьевич Москвитин первым из европейцев вышел на Тихоокеанское побережье Азии. В результате исследований И. Ю. Москвитина было составлено описание берега Охотского моря (протяженностью около 1200 км), обследован бассейн р. Лены. В его же географическом описании встречается первое упоминание об Амуре на русском языке. В 1648 г. С. И. Дежнев, проплыв от устья Колымы в Тихий океан, открыл мыс, названный впоследствии его именем.

Открытия нового времени (середина XVII—XVIII в.). В этот период внимание русских землепроходцев было приковано к далеким восточным землям. В 1696 г. во главе отряда казаков Владимир Атласов совершил поход на Камчатку и в основном завершил открытие русскими Сибири и Дальнего Востока, составив первые достоверные описания природы и населения полуострова.

Инициатором научных экспедиций по исследованию северо-востока Азии был Петр I, но проводились эти исследования уже после его смерти. В историю науки эти экспедиции вошли как Первая (1725—1730) и Вторая (1733—1743) Камчатские. В собственноручно написанной Петром I инструкции предписывалось построить на Камчатке суда и на них «искать, где Азия сошлась с Америкой». В то время вопрос, соединяется ли Азия с Северной Америкой, был не просто научно-географическим вопросом. С ним было связано решение важной экономической проблемы — поиск пути через Северный Ледовитый океан в Китай, Индию и другие страны Южной Азии. Начальником Первой Камчатской экспедиции был назначен Витус Беринг, известный мореплаватель, офицер русского флота. Он с честью выполнил поставленные задачи: был открыт пролив между Азией и Америкой, исследовано побережье Камчатки, составлены подробные карты, открыты многие острова. В честь Беринга получили свое название Командорские острова, а один из них был назван его именем. Имя Беринга присвоено проливу между Азией и Америкой и морю, соединяющему Северный Ледовитый и Тихий океаны.

Общим результатом работы всех отрядов экспедиции было открытие и нанесение на карту всего материкового побережья Карского моря и той части Ледовитого океана, которая теперь по справедливости носит имя Лаптевых (в честь участников экспедиции двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых). Были отчетливо выделены очертания полуостровов Таймыр и Ямал, описаны большие участки нижнего и даже среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана к востоку от Печоры до Колымы.

Открытия XVIII в. отмечены арктическими экспедициями, в ходе которых русские мореплаватели открыли Новосибирские острова и Новую Землю. В это же время русские, присоединив к России Алеутские острова и всю Аляску, начали освоение Русской Америки.

По картам учебника назовите имена участников каждого из отрядов Великой Северной экспедиции, расскажите о результатах их работы.

Исследования XIX—XX вв. Если в эпоху Великих географических открытий преобладали путешествия, в ходе которых собирался богатый фактический материал о той или иной территории, то в XIX в. началось время систематических научных исследований внутриматериковых областей.

Ведущая роль в организации географических исследований принадлежала в это время Русскому географическому обществу. По поручению общества Николай Михайлович Пржевальский изучает Уссурийский край; организуются экспедиции на Урал, в Сибирь, на Кавказ, на Камчатку.

К концу XIX — началу XX в. в основном были стерты белые пятна с карты России. Во время экспедиций Г. Седова и В. Визе была уточнена конфигурация западного побережья Новой Земли.

В 1913 г. были открыты архипелаг Северная Земля, остров Жохова. Уже в советское время (1930—1933), в период активного исследования Арктики, были открыты и исследованы отдельные острова Северной Земли: острова Октябрьской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик, а также острова Арктического Института и др.

В 1932 г. впервые без зимовки О. Шмидтом и В. Ворониным пройден Северный морской путь (легендарный Северо-Восточный проход).

Космическая эра позволила и в географических исследованиях применять современные методы, совершать даже открытия природных богатств территории и давать оценку ее природных условий с помощью спутников.

Вопросы и задания

  1. Когда и кем был освоен Русский Север?
  2. Когда начались и с чем были связаны походы русских в Сибирь?
  3. Используя карты учебника, расскажите, какие территории были освоены русскими к началу XVII в.
  4. Что изменилось в характере исследований в XVIII в.?
  5. По материалам учебника и дополнительной литературе подготовьте сообщения «Русские имена на карте мира».

Итоговые задания по теме

  1. Покажите государственную границу Российской Федерации, назовите пограничные государства.
  2. Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. Назовите особенности географического положения России. Сравните его с географическим положением любой страны Европы и Северной Америки.
  3. Расскажите об основных этапах освоения территории России. Назовите и покажите на карте географические объекты, носящие имена первопроходцев и географов.
  4. Практическая работа № 2. Определение поясного времени для различных пунктов России. Определите по карте, какие крупные города России отделены друг от друга наибольшим числом часовых поясов (приведите три примера).
  5. Объясните причины отличия морей Северного Ледовитого океана от морей Тихого океана и морей Тихого океана от Атлантического.
2 тур «История одного открытия»  

ЗАДАНИЯ 2 ТУРА
Задание 1 "Первооткрыватели Российских земель"

На рубеже 16-17 веков русскими людьми, землепроходцами, путешественниками обследованы и присоединены к России обширные территории за Уралом.

Многие из них путешествовали не только по суше и рекам, но и совершали плавание близ берегов в морях Северного Ледовитого и Тихого океана. Отгадайте имена первооткрывателей территории России, впишите их в клетки кроссворда.

Если задание выполнено правильно, в выделенных квадратах получится имя одного из основоположников отечественной экономической географии.

1. Моряк, родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавлявший камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны.

2. Русский землепроходец, промышленник совершил ряд походов в Приморье, составил «Чертёж реки Амуру».

В честь него назван крупный город на Дальнем Востоке.

3. Известный путешественник, исследователь Дальнего Востока, автор увлекательных книг об Уссурийской тайге.

4. В результате экспедиции под руководством этого учёного в 30-х годах нашего века впервые была составлена карта архипелага Северная Земля, изучены особенности её природы.

5. Казак, землепроходец, первым совершивший плавание из Ледовитого океана в Тихий, открывший пролив между Азией и Америкой, названный не его именем.

6. Русский полярный мореплаватель, участник Великой северной экспедиции, достигший самой северной точки Азии.

7. Русский мореплаватель, доказавший, что Сахалин отделён от материка проливом (названный впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря.

8.

Выдающийся русский мореплаватель и исследователь Тихого океана, Камчатки, Курильских островов, побережья Америки, написавший три интересные книги о своих путешествиях и пребывании в японском плену.

9. По словам С.В.Обручева, «памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км длины, 300 км ширины и до 3000 м вышины, по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири.

Задание 2 "Открытия за письменным столом"

На карте России есть географические объекты, которые учёные открыли теоретически, сидя дома за письменным столом, а позже участники экспедиций определяли их местоположение уже фактически.

Приведите примеры таких объектов.

Задание 3: "Вопросы для блиц-тура"
Придумай два географических вопроса для других команд.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ 2 ТУРА
1 задание:

1. Витус Ионассен Беринг (1681-1741) – мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор.

В 1725-1730 и 1733-1741 руководил первой и второй Камчатскими экспедициями. Прошел по проливу между Чукоткой и Аляской, достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Его именем названы пролив, остров и море на севере Тихого океана.

2. Хабаров-Святитский Ерофей Павлович (1603-1671) – выходец из казаков, русский исследователь, путешественник и предприниматель. Прошел на судах весь Амур до Охотского моря, построил укрепленный острог. Его именем назван город Хабаровск и железнодорожная станция Ерофей Павлович.

3. Арсеньев Владимир Клавдиевич (1872-1930) – выдающийся русский путешественник, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока.

Создал краеведческое направление в отечественной художественной литературе. Основные книги – «По Уссурийскому краю» (1921), «Дерсу Узала» (1923), «В горах Сихотэ-Алиня» (1937). Его именем назван город на Дальнем Востоке.

4. Ушаков Георгий Алексеевич (1901-1963) – советский исследователь Арктики, автор 50 научных открытий. Его именем названы мыс на острове Врангеля, остров в Карском море, горы в Антарктиде и река на Северной Земле.

5. В 1648 году, на 80 лет раньше путешествия Беринга, пролив между Аляской и Чукоткой был пройден Семеном Ивановичем Дежневым (1605-1673).

Однако отчет об этом открытии якутскому воеводе был найден в архивах канцелярии только в 1736 году, а опубликован еще через 22 года.

6. В полночь с 8 на 9 мая 1742 года Семен Иванович Челюскин (1700-1764) достиг самой северной оконечности Евразии и установил там маяк – деревянный столб, привезенный с собой. Этот мыс Челюскин назвал Восточным Северным мысом, в 1843 мыс переименован в мыс Челюскина.

7. Геннадий Иванович Невельской (1813-1876) адмирал, исследователь Дальнего Востока.

Установил, что устье Амура доступно для входа морских судов, и что Сахалин – остров. Его именем названы залив и пролив на Дальнем Востоке и город в Сахалинской области.

8. Василий Михайлович Головнин (1776-1831) В 1807 году отправился в экспедицию для описания берегов Тихого океана. Во время описи Курильских островов был вероломно захвачен японцами. В плену провел 2 года и был освобожден своим сослуживцем. Его описи островов были опубликованы в 1819 г., а книги о плене – в 1816 г.

9. Хребет Черского расположен на северо-востоке Сибири и представляет собой протяженную горную систему. Он был открыт в 1926 году С.В.Обручевым и назван в память о первом самоотверженном исследователе северо-восточной Сибири Иване Дементьевиче Черском, умершем во время экспедиции в 1892 году.

ИТОГ: Николай Николаевич Баранский (1881-1963) – самый крупный советский географ, заложивший основы советской экономической географии, создавший в этой области ведущую в России научную школу.

Задание 2.

В 1762 году Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) предсказал наличие в центре Арктического бассейна островов, влияющих на направление морских течений. В результате многолетних работ российскими учеными был обнаружен и исследован подводный хребет, поднимающийся со дна океана на 2,5-3 км примерно в том месте, где указал Ломоносов.

В 1948 году этот хребет был назван именем М.В.Ломоносова.
Подтвердилось его предположение о существовании материка у Южного полюса.

В 1-й четверти XIX века русские исследователи Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев открыли и исследовали Антарктиду.
На основании изучения дрейфа шхуны Г.Л. Брусилова «Св.Анна», которую в 1913 году затерло льдами, профессор Владимир Юльевич Визе пришел к заключению, что в Карском море между 78 и 80 град.с.ш.

находится какое-то препятствие, не пустившее судно на восток. Визе вычислил приблизительно местоположение этой земли и нанес ее на карту в 1924 г.
В 1930 году Экспедиция под начальством О.Ю. Шмидта на ледоколе «Седов» фактически открыла эту землю, теоретически открытую шесть лет назад – остров площадью около 288 кв.

км. Остров был назван именем Визе.
В XIX веке за письменным столом была открыт целый архипелаг из 190 островов. Предположение о ее существовании первым высказал русский морской офицер Николай Густавович Шиллинг.

В 1865 г. он отметил, что между этим архипелагом Шпицбергена и Новой Землей, находится неведомая земля, которая удерживает льды за собой.
Это мнение разделял также и знаменитый русский географ и революционер П.А.Кропоткин, который предлагал направить туда экспедицию.

§4. Как осваивали и изучали территорию России

Он даже нанес на карту эту теоретически найденную землю, которую назвали Барьером Кропоткина.
Лишь через 20 лет после выхода статьи Н. Г. Шиллинга на предсказанные земли случайно попала австрийская экспедиция.

Члены экспедиции и присвоили этой, фактически открытой русскими, земле имя своего императора. Так и появилась на карте Земля Франца-Иосифа.
К заочно открытым русскими учеными землям относится и известный вам по географической карте остров Врангеля. Еще в 1787 г. мореплаватель Г.А.Сарычев на основании наблюдений за движением льдов в районе пролива Лонга высказал мнение о существовании здесь земли.

"Официальное" же открытие острова и именно там, где предполагали, состоялось только в 1867 г. Ему было присвоено имя выдающегося географа и мореплавателя Фердинанда Врангеля, одного из основателей Российского Географического общества.
Это открытие признается открытием мирового масштаба и произошло сравнительно недавно – во второй половине прошлого века.
В 1961 году Игорь Алексеевич Зотиков выдвинул гипотезу, что в Антарктиде под толщей льда существуют озера и указал положение одного из них.
В 1959-1964 советская экспедиция провела сейсмические исследования, подтвердившие эту гипотезу, а в 1967 году гипотеза получила еще более весомое подтверждение – на американской станции было проведено бурение на толщину более чем 2 км.
Площадь озера примерно равна площади Северной Ирландии, а объем воды – пятой части объема озера Байкал.


Ccылки на другие страницы

Используются технологии uCoz

Северный Ледовитый океан переименовать в Русский! (14 фото)

   Просмотров: 3189.

Северный Ледовитый океанпредложили переименовать в Русский Ледовитый океан. С такой инициативой выступил директор Института экспертных оценок Николай Павлюк.

В качестве аргумента приводится тот факт, что большинство островов и архипелагов в нем принадлежит России.

«Российская граница, которую омывает этот океан, — самая протяженная на севере.

Значительная часть дна океана является как бы естественным продолжением материковых пород, берущих свое начало в России. Последние исследования хребтов Менделеева и Ломоносова лишь подтвердили этот факт», — отметил Павлюк.

Также в качестве аргумента ученые называют тот факт, что острова и архипелаги в океане в основном материкового происхождения, большинство из которых принадлежит России.

«Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля и другие.

Уже одного этого факта хватило бы для переименования», — подчеркнул ученый.


Земля Франца Иосифа

остров Врангеля

Также Николай Павлюк добавил, что СССР, а затем и Россия совершили наибольшее количество открытий в Ледовитом океане:

«Россия внесла в исследования океана наибольший вклад: именно российские, а затем и советские исследователи совершили наибольшее количество открытий в Ледовитом океане.

Достаточно вспомнить только те имена, которые на слуху: Семен Дежнев, Семен Челюскин, Александр Колчак, Отто Шмидт, Иван Папанин и многие другие. Именно наша страна открыла и в течение десятилетий использовала Северный морской путь, осуществляла мореплавание по казавшемуся другим странам непроходимому океану. Советский ледокольный флот до сих пор является непревзойденным в мире».


Экспедиция Семёна Дежнёва, Лебедев К.В.

Тестирование: Изучение и освоение территории России, 8 класс.

Семен Дежнев — выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири, казачий атаман, первый из известных европейский мореплавателей, в 1648 году, на 80 лет раньше, чем Витус Беринг, прошел Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки

Семен Иванович Челюскин – русский полярный мореплаватель, в 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции, открыл самое северное место континентальной Евразии, достигнув его на собачьих упряжках, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

Александр Васильевич Колчак — вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918),полярный исследователь и учёный- океанограф, участник полярной экспедиции под руководством барона Э.В.

Толля в 1900-1902 гг., целью которой было изучение морских течений в Карском и Восточно- Сибирском морях Северного Ледовитого океана, а также исследование уже известных и поиск новых островов в этой части Арктики.

А. В. Колчак на зимовке у полуострова Таймыр (1900—1901 гг.)

Начальник дрейфующей станции «Северный полюс» Иван Папанин на СП-1 с флагом СССР (1937).

атомный ледокол «Ленин», первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, построенное в СССР, в первую очередь для обслуживания Северного морского пути

Кроме того, ученый отметил, что «называть моря и океаны по тем странам, которые наиболее влияют на этот водный регион в мировой исторической традиции.

Сам Северный Ледовитый Океан на протяжении веков менял свое название, он назывался Гиперборейский океан, Скифский океан, Ледовитое море, и даже Татарский океан. Так что, нынешнее переименование будет логичным и справедливым", а также по мнению ученого «это было бы справедливо по отношению к великой морской державе».

Северный Ледовитый океан является наименьшим по площади океаном Земли, к нему примыкают территории Российской Федерации, Дании, Исландии, Канады, Норвегии и США.

по материалам

nakanune.ru

фото: kief.com.ua, kuda.ua, dic.academic.ru, sevmeteo.ru,russian-travels.ru, history-life.ru, pressa.irk.ru, hrono.ru, popmech.ru, oko-planet.su, map1.msk.ru,wikipedia.org

Дата публикации:

Первые исследования Арктики и Северного полюса

За полярными кругами северного и южного полушарий расположены самые холодные места нашей планеты. Тут царствуют жестокие морозы и студеные ветры, снежные метели и мрак полярной ночи. Люди стремились в северные ледовитые моря, чтобы найти новые места для промысла рыбы и морского зверя, освоить эти моря для судоходства.

Путешественники прилагали величайшие усилия, чтобы познать крайний север и юг земного шара.

Их героическая борьба с суровой природой, мужество и отвага заслужили общее признание и уважение, а географические открытия навсегда вошли в историю науки.

Исследования Арктики

Первым, кто сообщил европейцам о морях, покрытых льдами, был греческий астроном Пифей.

В средние века дальние плавания в северных морях в поисках рыбы и морского зверя совершали норманны (варяги).

Норманнский промышленник Отер прошел из Северного моря в Белое вокруг мыса Нордкап. Эйрик Рыжий открыл в 982 г. остров Гренландия. Его сын Лейф возглавил поход из Гренландии на поиски новых земель.

Около 1000 г. норманны открыли берега Северной Америки под 40° с. ш.

Русские мореходы на лодьях и кочах — крепких трехмачтовых судах собственной постройки — смело ходили в далекие моря Арктики за пушниной, на промысел рыбы и морского зверя. Уже в XII—XV вв. новгородцы разведали берега Кольского полуострова и Белого моря и поселились там. Русские поморы, как свидетельствуют летописи, положили начало плаванию во льдах и были постоянными исследователями Северного Ледовитого океана.

Они открыли острова Новая Земля, Колгуев, Медвежий, Землю Грумант (Шпицберген). Русским принадлежит честь открытия всего Европейского и Азиатского приполярного Севера, за исключением северной окраины Скандинавского полуострова.

Замечательные географические открытия были сделаны экспедициями англичан и голландцев, которые отыскивали кратчайший путь к богатствам Востока вдоль северных берегов Америки и Евразии.

Эти морские трассы, проходящие севернее Полярного круга, известны в географии под названием Северо-Западного и Северо-Восточного проходов.

В конце XV в. Джон Кабот, итальянец на английской службе, и его сын Себастьян Кабот достигли северостровосточного побережья Америки. Английские суда прошли вдоль восточных берегов континента. Однако сплошные льды вынудили путешественников вернуться.

Спустя несколько десятилетий неудачей окончилась и другая английская экспедиция — под руководством Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора (1553—1554).

Она пыталась найти путь в восточные страны вдоль европейского и азиатского побережий Северного Ледовитого океана. Но экспедиции удалось достичь лишь острова Колгуев. Многие ее участники вскоре погибли.

Еще две английские экспедиции — в 1556 и 1580 гг.,— устрашившись громадных ледяных полей в Карском море, отказались от попытки продолжать плавание на северо-восток. В судовых журналах этих экспедиций остались записи о том, что на всем пути англичане встречали следы пребывания русских рыбаков и охотников.

Голландцы из экспедиции известного мореплавателя Виллема Баренца (1594) назвали сплошную ледяную преграду под 77° с.

ш. у западных берегов Новой Земли «стадом гигантских лебедей». Не сумев пройти Северо-Восточным проходом, два судна вернулись назад, а двум другим удалось пробиться только в Карское море.

Однако неудача не остановила голландцев.

В следующем году они снарядили еще одну экспедицию из шести кораблей, груженных товарами для торговли с Китаем и Индией. Но и она отказалась у Новой Земли продолжать плавание.

К этому ее вынудили тяжелые торосистые льды, цинга и сильные морозы. Это была самая крупная голландская экспедиция в Арктику.

Печально окончилась и третья, последняя экспедиция голландцев, направившаяся в 1596 г. на поиски Северо-Восточного прохода.

Она достигла острова Шпицберген, сделала несколько географических открытий, но из-за непроходимых льдов не могла продвинуться дальше. Судно Баренца остановилось на севере Новой Земли. Началась очень тяжелая арктическая зимовка. В 1597 г. Баренц скончался. Тело его опустили в море, которое впоследствии назвали Баренцевым. Спутников Баренца спасли от голода русские, промышлявшие зверя и рыбу.

Попытки мореплавателей XVI в.

найти Северо-Восточный проход из Европы в Восточную Азию не увенчались успехом.

Стремясь получить большие выгоды от торговли с далекими восточными странами, Англия в конце XVI и в начале XVII в. вновь попыталась достичь их кратчайшим путем — северными морями Америки.

С этой целью английские моряки совершили несколько выдающихся плаваний. Среди них особое место занимают плавания М. Фробишера, Г. Гудзона и В. Баффина. Экспедиции этого периода положили начало исследованию Канадского архипелага, впервые изучили природу айсбергов, закончили открытие всего северного побережья Лабрадора и доставили много научных сведений.

Русские мореходы во главе с Семеном Дежневым в 1648 г.

обогнули северостровосточную оконечность Азии и открыли пролив, отделяющий Азию от Америки, названный впоследствии Беринговым. Дежнев первым совершил плавание из Ледовитого океана в Тихий. Его именем назван самый крайний восточный мыс Азии.

Во время Великой Северной экспедиции в 1733—1743 гг., в которой приняли участие тысячи людей, на карту было нанесено почти все северное побережье России.

Многочисленные отряды экспедиции исследовали моря и северное побережье Сибири на протяжении 10 тыс. км. В результате путешествия В. Беринга и А. Чирикова было открыто на значительном протяжении и северо-западное побережье Америки.

Участник экспедиции Семен Челюскин в 1742 г. достиг самой северной точки Азии. Этот мыс носит его имя.

Из Тихого океана в Атлантический вдоль побережья Северной Америки прошла на нартах с запада на восток в 1853 г. английская экспедиция Р. Мак-Клура. Лишь спустя полвека (1903—1906) Р. Амундсен на судне «Йоа» совершил плавание с востока на запад от Гренландии до Аляски и исследовал этот проход.

В 1878—1879 гг. Северо-Восточным проходом с запада на восток впервые прошла за две навигации экспедиция А.

Норденшельда на паровом судне «Вега». Она была организована шведами совместно с русскими.

Примечательными событиями в истории покорения Арктики ознаменовались конец XIX и начало XX в. Знаменитый норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен совершил в 1893—1896 гг. на корабле «Фрам» плавание, стремясь достичь Северного полюса. Дрейфующими льдами судно отнесло к 83°59′ с. ш., откуда Нансен со спутником Иогансеном пошли к полюсу, но с 86°14′ с.

ш. возвратились обратно, удачно выйдя к Земле Франца-Иосифа. Во время дрейфа «Фрама» в Ледовитом океане Нансен провел важные исследования океанских глубин и течений, наблюдал за движением льдов.

Спустя 40 лет советский ледокольный пароход «Георгий Седов» дрейфовал 812 дней из моря Лаптевых в Гренландское море параллельно линии дрейфа нансеновского «Фрама» и несколько раз пересекал ее. Полярники достигли 86°39 с. ш., где не бывало еще ни одно судно.

Как показало сравнение научных материалов обоих дрейфов, в Арктике происходят серьезные климатические изменения.


Арктика из космоса.

Фото: NASA

Выдающийся русский флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров впервые в мире в 1899г. на ледоколе «Ермак» плавал в районе острова Шпицберген. Спустя два года Макаров возглавил на «Ермаке» экспедицию к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа, Ледоколы, способные преодолевать крепкие льды и проводить караваны транспортных судов, открыли новую страницу в истории освоения Арктики.

Большой вклад в изучение Арктики внесла и другая русская экспедиция — на шхуне «Заря» под командованием Э.

Толля (1900—1902). Ее путь лежал к Новосибирским островам. Во время зимовок экспедиция обследовала архипелаг Норденшельда и побережье полуострова Таймыр. Толль с тремя спутниками пропал без вести, после того как они покинули шхуну, чтобы найти Землю Санникова. Поиски ее вели многие экспедиции, но только советские исследователи в 1938 г.

окончательно установили, что такая «земля» не существует.

Выдающимися географическими достижениями прославили свои имена В. А. Русанов, Г. Я. Седов, Г. Л. Брусилов, Б. А. Вилькицкий и другие русские полярные исследователи. Преодолевая трудности, они открыли новые пути, накопили богатейший материал о природных явлениях в почти неизученных областях.

Экспедиция В.

Русанова, одна из трех русских экспедиций, предпринятых в 1912 г., чтобы пройти по Северному морскому пути с запада на восток, окончилась трагически. Русанов направился на судне «Геркулес» к острову Шпицберген и открыл там залежи каменного угля. Отсюда он намеревался достичь Берингова моря, но в Карском море пропал без вести. Лишь в 1934—1936 гг. советские мореплаватели обнаружили на островах у западного побережья полуострова Таймыр вещи, документы и остатки лагеря Русанова и столб с надписью «Геркулес», 1913 г.».

Другой русский полярный исследователь, лейтенант Г.

Брусилов, решил проплыть в Тихий океан вдоль побережья Сибири через Югорский Шар. Паровую шхуну экспедиции «Св. Анна» сковали льды в Карском море у полуострова Ямал.

Судно долго дрейфовало, и его вынесло в полярный бассейн. В 1914 г. под 83°17′ с. ш. в районе, расположенном к северу от Земли Франца-Иосифа, штурман экспедиции Альбанов с 13 матросами оставили шхуну. Путешественники пошли пешком по дрейфующему на запад льду. Альбанов и матрос Конрад добрались до Земли Франца-Иосифа, где их подобрало судно Г.

Седова «Св. Фока». Все остальные участники экспедиции на шхуне «Св. Анна» погибли.

Русский флаг развевался над ледокольными пароходами «Таймыр» и «Вайгач», которые под командованием Б. А. Вилькицкого прошли Северным морским путем в 1913—1915 гг. с востока на запад с одной зимовкой. Эти суда водоизмещением по 1200 т были построены на Невском судостроительном заводе в Петербурге специально для изучения Северного морского пути.

Хорошо оснащенная экспедиция Б.

А. Вилькицкого описала берега и прилегающие к ним острова от Берингова пролива до устья Енисея, составила мореходные карты и лоции. Она открыла архипелаг Северная Земля, острова Малый Таймыр, Старокадомского, Вилькицкого и Ляхова. В 1915 г. оба судна прибыли в Архангельск. Обширные материалы экспедиции облегчили освоение морской трассы вдоль побережья Европы и Азии.

Нашей стране принадлежит первенство в полетах авиации над арктическими льдами.

В 1914 г. на Новую Землю был доставлен самолет — гидроплан типа «Фарман» — для поисков пропавших экспедиций Русанова, Брусилова и Седова.

Русский военный летчик И. Нагурский на самолете совершил первые полеты в Арктике.

Машина развивала скорость около 100 км в час. Несмотря на туманы и штормы, Нагурский несколько раз обследовал берега Новой Земли.

Применение авиации стало поворотным пунктом в истории Арктики.

Сотни советских самолетов установили воздушное сообщение вдоль побережья Северного Ледовитого океана, они снабжают всем необходимым быстро растущие поселки, новые полярные станции.

Авиацию стали широко использовать для научных исследований.

Пионером в этом стал морской летчик Б. Чухновский.

Знаменитый полярный летчик М. Бабушкин впервые в истории Арктики совершил посадку на лед. Это произошло в 1927 г. в Белом море. Авиацию начали использовать для проводки транспортных судов во льдах.

Развитие советской полярной авиации сделало возможным в 1935 г. совершить несколько выдающихся перелетов. В. Галышев зимой пролетел от Москвы до бухты Тикси более 10 тыс. км.Длина пути перелета В.

Молокова из Красноярска до мыса Дежнева и острова Врангеля превысила 13 тыс. км. М. Водопьянов совершил перелет Москва — мыс Отто Шмидта, а оттуда на остров Врангеля.

Весной 1941 г. полярный летчик И. Черевичный достиг на четырехмоторном самолете «СССР Н-169» района Полюса относительной недоступности (81° с.

ш.). Экспедиция совершила три посадки на лед. Базой экспедиции был выбран остров Врангеля. Летающая лаборатория позволила ученым собрать ценные материалы о совершенно неизученной области. Были измерены глубины океана в этом месте, получены важные метеорологические данные. Экспедиция открыла новый этап в истории систематических исследований Полярного бассейна.

Исследования Северного полюса

Особое место в истории полярных исследований занимает покорение географических полюсов нашей планеты, к которым стремились экспедиции ученых разных стран.

Их походы были сопряжены с неимоверными трудностями и стоили немалых жертв. 23 года жизни посвятил достижению Северного полюса американец Роберт Пир и. В 1909 г. он дошел до полюса.

Георгий Яковлевич Седов

В 1912 г.

выдающийся полярный исследователь старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов снарядил первую русскую экспедицию к Северному полюсу. До этого он плавал в арктических морях, исследовал часть Новой Земли и нанес на карту Крестовую Губу,

Проект экспедиции к полюсу, представленный Седовым царским властям, был отклонен, но это не остановило исследователя. Преодолевая огромные трудности, пользуясь поддержкой передовых ученых, Седов благодаря частным пожертвованиям собрал средства на экспедицию.

Он нанял для своего смелого похода парусно-паровое судно «Св.

Фока».

Плавание было очень трудным, но корабль, несмотря на сильные штормы и плотно сплоченные льды, пробивался на север вдоль берегов Новой Земли. Необычайно тяжелая ледовая обстановка в Баренцевом море помешала Седову достичь Земли Франца-Иосифа, и он был вынужден зазимовать на Новой Земле. Зимовку Седов использовал для научных наблюдений а составления карты северной части острова.

Только в сентябре 1913 г., после того как льды освободили судно, можно было продолжать плавание.

Дойдя в том же месяце до Земли Франца-Иосифа, экспедиция расположилась на вторую зимовку — в бухте, которую Седов назвал Тихой. Топлива не было, котлы потухли, судно поставили на мель, чтобы оно не затонуло.

Свирепствовали морозы. У многих началась цинга, заболел ею и Седов. Но этот мужественный человек не оставлял мысли о достижении Северного полюса.

15 февраля 1914 г. Седов с двумя спутниками — матросами А. М. Пустошным и Г. В. Линником — вышел в поход к полюсу. Им предстояло пройти 2 тыс. км.

«Я выступаю в путь не таким крепким, как нужно и каким хотелось бы быть в этот важнейший момент, — сказал он, прощаясь с товарищами.

— Пришло время, и мы начнем первую попытку русских достичь Северного полюса. Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы, Россия может гордиться ими. Теперь на нас лежит ответственность оказаться достойными преемниками наших исследователей Севера. Но я прошу: не беспокойтесь о нашей участи.

Если я слаб — спутники мои крепки. Даром полярной природе мы не дадимся».

Через несколько дней Седов почувствовал себя плохо, он сильно простудился и стал тяжело дышать, по вечерам его знобило. Здоровье его все ухудшалось, он часто терял сознание. Переходы из-за плохой погоды становились труднее. 5 марта Седов скончался. Похоронив на острове Рудольфа своего любимого начальника, Пустошный и Линник возвратились на судно.

Руал Амундсен

Ценные научные материалы экспедиции Седова широко использовали советские исследователи.

Вблизи мыса, названного именем Седова, откуда этот отважный полярник начал свой героический поход к Северному полюсу, в 1929 г. была сооружена полярная обсерватория.

Попытки проникнуть к Северному полюсу воздушным путем предпринимались до этого не раз. Гибелью шведского инженера Соломона Андре и двух его спутников закончился полет к полюсу на воздушном шаре «Орел» в 1897 г.

В 1925 г.

норвежец Руал Амундсен и американец Элсуэрт вылетели к полюсу на двух гидропланах. На 87°43′ с. ш. они совершили вынужденную посадку.

Один самолет погиб при сжатии льдов, а на уцелевшем экспедиция возвратилась на остров Шпицберген, а оттуда пароходом в Норвегию. В следующем году достигли полюса и сделали круг над ним американец Ричард Бэрд на самолете и Руал Амундсен на дирижабле «Норвегия». Однако никто из этих путешественников даже не пытался высадиться в районе Северного полюса.

ОТВАЖНАЯ ЧЕТВЕРКА

Возможность плавания на всем протяжении от Баренцева моря до Берингова пролива в одну навигацию впервые в истории доказала в 1932 г.

экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков». После исторического похода «Сибирякова» в том же году было образовано Главное управление Северного морского пути. Его задачей стало освоение Северного морского пути, гигантской полярной магистрали из Атлантического в Тихий океан. Эта трасса соеди-

Судно Седова «Св. Фока» на зимовке.

няет советские порты в Европейской части страны с портами Дальнего Востока.

Она вдвое короче морского пути через Суэцкий канал и Индийский океан. В связи с этим значение научно-исследовательских работ в Арктике еще более возросло.

Началось планомерное, систематическое и широкое изучение арктических морей, исследование их ледового режима.

Стало очевидным, что изучить по-настоящему прибрежные моря невозможно, пока океан, частями которого они являются, будет оставаться неисследованным. Так возникла идея организовать в центральной части Ледовитого океана дрейфующую станцию.

Советская воздушная экспедиция была направлена к Северному полюсу, чтобы высадить там научный персонал для изучения центральных областей Северного Ледовитого океана.

21 мая 1937 г.

флагманский самолет под командованием М. В. Водопьянова, на борту которого находились начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, четыре сотрудника будущей дрейфующей станции — И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров, Э. Т. Кренкель и кинооператор М. А. Трояновский, приземлился на лед в районе Северного полюса.

Через несколько дней на льдину, где была создана научная дрейфующая станция «Северный полюс», три других самолета экспедиции, пилотируемые В.

С. Молоковым, А. Д. Алексеевым и И. П. Мазуруком, доставили снаряжение.

Папанинцы сразу же приступили к научным наблюдениям и передавали их результаты по радио на материк. В программу входили исследования течений и глубин океана, температуры и химического состава воды в различных слоях, элементов магнитного поля Земли, метеорологические и другие наблюдения. Это был очень напряженный физический труд. Чтобы получить, например, данные о глубине океана, приходилось руками крутить лебедку непрерывно несколько часов.

Движок, который мог бы облегчить эту работу, экспедиция не могла взять с собой из-за его большого веса.

Зимовщики жили в тесной палатке. Источником тепла и света служила керосиновая лампа, а пищу готовили на примусе. Много неудобств доставляла смена промокшей насквозь одежды при температуре -10° внутри палатки.

Брились участники дрейфа один раз в месяц — 21 числа.

Уже первые наблюдения на станции дали науке ценные сведения о центральной части Полярного бассейна.

Оказалось, что направление магнитной стрелки у полюса отличалось от ранее рассчитанного на 10—20°. В Северном Ледовитом океане на глубине от 250 до 750 м был обнаружен слой относительно теплой воды атлантического происхождения. Впервые была точно определена глубина океана у Северного полюса — 4290 м. Предположение о бедности животного мира океана оказалось ошибочным.

С глубин в 100 м планктонная сеть доставляла моллюсков, личинок, медуз, рачков. Далеко на Севере, под 88° с.

ш.,. зимовщики встретили белых медведей, морских зайцев, нерп, чаек, пуночек.

Опираясь на данные станции «Северный полюс», летом 1937 г. совершили свои замечательные трансарктические перелеты из СССР в Америку летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на АНТ-25 и М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин на АНТ-25-1. Эти полеты показали замечательную технику советской авиации и высокое мастерство наших пилотов.

В январе скорость дрейфа станции резко увеличилась.

Все чаще происходило сжатие льдов, все ощутимее стали колебания льдины. 20 января ее рассекла большая трещина, которая отделила палатку с научными приборами от лагеря. Во время многодневного шторма в ночь на 1 февраля 1937 г. льдина раскололась на несколько частей.

Одна трещина прошла под хозяйственным складом, другая — отрезала две базы с горючим и продовольствием. Отважная четверка оказалась перед лицом смертельной опасности, и только мужество помогло им выдержать борьбу с разбушевавшейся стихией.

19 февраля 1938 г. к остаткам льдины, размеры которой сократились до 1500 м2, одновременно подошли ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», и уже через несколько часов все имущество дрейфующей станции и ее героические зимовщики были в безопасности.

274 дня продолжался этот беспримерный 2500-километровый дрейф на льдине четырех отважных советских полярников, обогативших науку ценнейшими материалами.

Карта маршрутов перелетов летом 1937 г.

 

Исследователи Арктики

Исследования вАрктике — процесс сложный, трудоемкий, требующий мужества, терпения и веры в успех.

Со временем научные работы в Арктике приобрели невиданный размах, они позволили разрешить множество практических и научных задач.

Благодаря целому ряду экспедиций, возглавляемых выдающимися путешественниками, были совершены крупные географические и геологические открытия.

Имена этих исследователей известны всему миру и увековечены на всех географических картах Арктики.

Среди таких исследователей немало русских.

Есть среди русских полярников и целая плеяда моряков из промышленников и казаков, имена которых мало известны. Их тысячи, но едва сто из них сделались достоянием истории. Таковы Семен Дежнев, Савва Лошкин и некоторые другие.

Предлагаем вам «пролистать» некоторые страницы этой Арктической книги почета, тем самым отдавая должное людям, чье мужество, талант и вера в успех позволили потомкам приблизиться к тайнам Арктических территорий.

Исследователи Арктики 2017

Северный полюс находится в Северном Ледовитом океане, а Южный — в Антарктиде. Полюсы — две противоположные точки Земли. К концу XIX в. были исследованы практически все континенты, но ледяные пустыни по-прежнему оставались загадкой. Многие исследователи обращали взор в сторону полюсов, стремясь побывать на них первыми.

В те времена путешествие к полюсам было очень опасным и унесло жизни многих и многих людей.

Великий норвежец Фритьоф Нансен

Одним из величайших исследователей Арктики по праву считается норвежец Фритьоф Нансен.

В своем плавании к Северному полюсу Нансен рассчитывал воспользоваться дрейфом льдов в Ледовитом океане: они увлекут судно за собой, и не надо будет пробивать путь сквозь льды. Нансен спроектировал особый корабль «Фрам» («Вперед»), способный выдерживать давление льдов и дрейфовать вместе с ними, пока весной они не растаю. В июне 1893 г. Нансен отправился с командой из 13 человек из Северному полюсу. В сентябре «Фрам» блокировал арктические льды.

С этого момента корабль двигался только туда, куда дрейфовали льды. Движение льдов было невыносимо медленным. Они дрейфовали несколько месяцев, и вместо того, чтобы двигаться к полюсу, свернули на Запад. Нансен и его спутники решили отправить­ся к полюсу на собачьих упряжках и двух каяках (каноэ). Однако за 386 км до полюса им пришлось вернуться: наступала весна, и льды у них под ногами начали трескать­ся.

К счастью, Нансена и его спутников случайно обнаружила на Земле Франца Иосифа английская экспедиция. На их корабле путешественники вернулись в Норвегию. Спустя неделю в Норвегию возвратился и «Фрам» с другими участниками экспедиции.

Утверждение Роберта Пири

В 1886 г. в свою первую экспедицию в Арктику отправился офицер военно-морских Сил США Роберт Пири.

Эту и следующие пять экспедиций он начинал, добираясь сначала до Гренландии, а уже отту­да каждый раз продвигался все ближе и ближе к полюсу. В июне 1908 г.

Пири и его помощник Мэтью Хенсон отплыли к полюсу на судне «Рузвельт». В Гренландском горо­де Эта они наняли 50 инуитов (местных жителей) и приобрели 250 собак. В феврале 1909 г. экспедиция отправилась в путь. Группы инуитов устраивали небольшие стоянки, а Пири и Хенсон двигались на собачьих упряжках. Постепенно все группы инуитов вернулись назад, а Пири, Хенсон и четверо инуитов с пятью санями и 40 собаками отправились к полюсу, до которого им оставалось 214 км.

Им приходи­лось преодолевать сугробы, наледи и полыньи чистой воды.

5 апреля 1909 г. Пири записал в своем дневнике: «Наконец-то полюс!», — считая, что экспедиция достигла своей цели. Однако специалисты выражают сомнение в том, что Пири удалось так быстро преодолеть огромное расстояние. Вопреки различным попыткам доказать, что Пири действительно достиг полюса, достоверность это­го события остается под большим вопросом.

Триумф Рауаль Амундсена

В августе 1910 г.

норвежский ис­следователь Руаль Амундсен отплыл из Норвегии с восемью спут­никами на корабле Нансена «Фрам». Поначалу Амундсен собирался отправиться к Северному полюсу, но услышав, что Пири уже достиг его, решил плыть к Южно­му полюсу.

Теперь он вступал в состязание с английской экспедицией под руководством капитана Королевских ВМС Роберта Скотта, о чем и известил соперника телеграммой. И хотя Амундсен столкнулся с теми же ужасающими условиями, что Скотт, его экспедиция была гораздо эффективнее. В состав экспедиции входило меньше людей, и она могла двигаться быстрее.

Амундсен и его экспедиция двигались значительно быстрее, так как ехали на легких и расторопных собаках, а не на лошадях. Одеты были спутники Амундсена в более легкие и теплые одежды, по образцу одежд инуитов. В январе 1911 года экспедиция Амундсена прибыла в Уэльский залив и разбила лагерь на побережье, на 97 км. Ближе к полюсу, чем Скотт.

Пробиваясь сквозь снежные бури и метели на собачьих упряжках, 14 декабря 1911 года Амундсен и его спутники достигли Южного полюса. Пробыв там три дня, они отправились в обратный путь и 25 января 1912 года возвратились в свой лагерь.

Трагедия Роберта Скотта

На два месяца раньше Амундсена, 1 июня 1910 г., с Новой Земли к Южному полюсу с командой из 53 чело­век отправился Роберт Скотт.

Экспедиция была тщательно подго­товлена и имела все необходимое, но именно это и привело к трагическому концу. Громоздкое научное оборудование замедлило скорость движения экспедиции, одеж­да плохо защищала ее участников от жестоких морозов. В сани вместо легких и быстрых собак, как у Амундсена, хорошо приспособ­ленных к страшному холоду, были запряжены лошади. Медленно продвигаясь через паковые льды, корабль Скотта достиг, наконец, пролива Мак-Мэрдо, где разбил базовый лагерь.

В январе 1912 г. Скотт вместе с Лоуренсом Оутсом, Эвардом Уилсоном, Эдгаром Эвансом и Генри «Пташкой» Бауэрсом направился к Южному полюсу. Отряд двигался очень медленно — лошади вязли в снегу и их приходилось пристреливать. Наконец людям пришлось тащить сани на себе. 18 января 1912 г. измученные путники добрались до Южного полюса и увидели уже поднятый над ним норвежский флаг.

Пережив горькое разочерование, исследователи отправились в обратный путь к Мак-Мэрдо. Они страшно устали и обессилели от мороза. В 642 км от лагеря скончался Эванс.

Оставшиеся в живых отыскали один из своих складов и в ужасе увидели, что горючее вы­текло из бочек. Теперь у них не было никакого топлива, чтобы хоть немного согреться. Однажды ночью тяжелобольной Оутс, надеясь, что его смерть поможет спастись товарищам, в сильную бурю ушел из палатки.

Больше его ни­кто не видел. Но жертва Оутса оказалась напрасной: через две недели трое оставшихся членов экспедиции тоже умерли. Их за­мерзшие тела через восемь месяцев обнаружила в снегах поисковая партия.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *