Петергоф дата основания

История Петергофа: основные сведения о достопримечательностях

История города с непривычным для русского уха названием Петергоф тесно связана с петровской эпохой и с тем, какие достопримечательности находятся на этой территории.

Туристы постарше хорошо помнят, что город носил имя Петродворец, это название было утверждено после Великой Отечественной войны. В 1997 году историческое наименование было возвращено городу.

История названия «Петергоф» восходит к началу восемнадцатого века. «Питергоф», а тогда название г. Петергоф писалось именно так, означает в переводе с немецкого языка «Петров двор», и впервые история отразила это осенью 1705 года.

В те годы на берегу Финского залива был построен скромный маленький дом, служивший для отдыха Петра I, часто путешествовавшего из Петербурга в Кронштадт. Петрову двору суждено было через два десятилетия превратиться в блестящую загородную резиденцию, славящуюся на весь мир уникальными фонтанами и роскошными дворцовыми покоями.

Петр мечтал о дворце на берегу Балтийского моря, окруженным садом со множеством фонтанов, подобно тем, что он посещал в Европе. Несравненные фонтаны Петергофа — главные достопримечательности этого пригорода наряду с дворцами и парками.

В течение двух столетий Петергоф был официальной летней резиденцией императорского двора, и довольно большой город первоначально сформировался вокруг Большого дворца, подобно Версалю во Франции.  В девятнадцатом веке для постоянно увеличившейся семьи Романовых в Петергофе было возведено немало построек, предназначенных для частной семейной жизни.

 Огромный и разнообразный музейный комплекс объединяет Петергоф, Ораниенбаум, Александрию, дворец Петра I в Стрельне, Царицын и Ольгин острова. Но душой Петергофа по-прежнему остаются великолепные фонтаны.

Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе

Нижний парк Петергофа, самый яркий и грандиозный, площадью более сотни гектаров, где изумленному взору посетителя предстают знаменитые петергофские фонтаны, начали строить в 1714 году.

 Одной из самых ранних построек на территории  Нижнего парка в Петергофе считается дворец Монплезир, который являет собою небольшой одноэтажный дом, стоящий на берегу Финского залива.

Монплезир (название означает «мое удовольствие» в переводе с французского языка) был любимым местом отдыха императора Петра Великого. Постройка и отделка дворца велась в 1714-1723 гг. европейскими архитекторами Браунштейном, Шлютером, Леблоном и Микетти, приглашенными Петром работать в России. Здание отделано в голландском стиле, столь любимом царем.

Примерно в эти же годы Петр приказал построить павильон  Эрмитаж  на берегу залива и небольшой дворец Марли для размещения семьи и гостей императора. Для официальных праздников и церемоний на вершине 16-метрового холма, возвышавшегося над парком, строился Большой дворец. с 1715 по 1725 годы над Большим дворцом трудились зодчие Браунштейн, Леблон и Микетти. У подножия дворца, так, как и задумывал Петр Великий, был выстроен Большой каскад с гротами – уникальным комплексом фонтанов.

Нижний парк был украшен множеством фонтанных сооружений, здесь Петр непременно мечтал превзойти Версаль. Иностранные дипломаты с изумлением следили, как быстро строилась грандиозная приморская резиденция – уже в 1723 году, когда большинство построек уже было готово, Петр сам продемонстрировал гостям дворцы и фонтаны Петергофа.

Для последующих поколений русских императоров Петергоф стал олицетворением памяти о Петре Великом и его морских победах на Балтике. В девятнадцатом веке в восточной части парка было завершено строительство Екатерининского и Банного корпуса.

Также были выстроены еще несколько фонтанов, что полностью завершило работы над обликом Нижнего парка. Если говорить о Верхнем саде, который располагается между Большим дворцом и дорогой на Петербург, то он на протяжении всей истории г.

Петергоф являлся более скромным по размеру и декору, нежели Нижний парк. Сад имеет строгую геометрическую планировку и украшен пятью фонтанными комплексами.

Большой Петергофский дворец

История строительства Большого дворца в Петергофе условно делится на два главных этапа.

С 1715 по 1725 год Браунштейн, Леблон и Микетти трудились над созданием двухэтажного дворца, который Петр называл Нагорными палатами. Это был дворец исключительно для дипломатических приемов и праздников, поэтому над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера.

В 1745 году, когда Россией правила дочь Петра Елизавета, было принято решение начать перестройку дворца. Двор Елизаветы рос, для пышных церемоний все время не хватало места, поэтому придворный архитектор Растрелли достроил над зданием еще один этаж, расширил его и добавил два флигеля.

В восточном разместилась придворная церковь, а в западном были обустроены покои для проживания знатных гостей и императорской фамилии. Следуя указаниям императрицы, архитектор бережно сохранил рабочий кабинет Петра во дворце как память о великом строителе Петергофа.

При Екатерине Второй некоторые залы дворца были переоформлены в классическом стиле Фельтеном и Валленом-Деламотом. Дворец продолжал быть центром летней придворной жизни и в следующем столетии. Еще одна перестройка произошла в годы царствования Николая Первого.

Архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1846 году перестроил восточный флигель дворца, выходящий окнами на Верхний сад. Это было сделано перед свадьбой дочери Николая Первого Ольги с принцем Вюртембергским специально для размещения во флигеле жениха со свитой.  

Верхний и Нижние парки в Петергофе

Верхний сад служил парадным подъездом к Большому Петергофскому дворцу со стороны сухопутной дороги, а намного более крупный Нижний сад встречал гостей, прибывших морем.

Таков был замысел Петра Первого. Верхний сад при Петре имел помимо парадного, еще и хозяйственное значение: здесь выращивали овощи и рыбу для царского стола. Облик Верхнего сада сформировался на протяжении восемнадцатого века в три этапа: при Петре Первом, Анне Иоанновне и Екатерине Второй.

Нижний парк, раскинувшийся у подножия природной террасы, несущей на себе Большой дворец и Большой каскад, также в значительной степени сохранил планировку и облик восемнадцатого столетия. Три части: центральная, восточная и западная составляют комплекс Нижнего сада. Весь парк имеет хорошо продуманную симметричную планировку, каждая аллея заканчивается дворцом, фонтаном или павильоном.

 Это настоящий шедевр садового искусства барокко, который сумел воплотить на топком берегу Финского залива архитектор Леблон, ученик гениального Анри Ленотра, создателя Версальских садов. При всех последующих переделках и реставрациях парка оригинальный замысел был сохранен.

Фонтаны Петергофа

Нижний парк и Верхний сад украшают более ста пятидесяти фонтанов и пять каскадов.

Все они — не просто красивые архитектурные и скульптурные сооружения, но и части уникальной гидротехнической системы, разработанной петровскими инженерами-гидравликами под руководством Василия Туволкова. Фонтанный водовод, питающий петергофские фонтаны и каскады, берет свое начало на Ропшинских высотах. Это два десятка километров каналов, шлюзов, накопительных прудов, ведущих воду в Петергоф. Внимательно изучив европейские труды по гидравлике, Петр знал, что можно построить самотечный водовод, используя разницу в высотах рельефа.

Идея Петра была воплощена командой Туволкова в 1721 году, начали работы в январе, а в августе того же года в Нижнем парке состоялся первый пробный пуск фонтанов. Каждый фонтан имеет свое уникальное оформление, а многие из них – идеологическую подоплеку.

Что такое Петергоф и где его можно увидеть?

Так, Большой каскад и фонтан «Тритон» в аллегорической форме прославляют победы России на Балтике. Есть и фонтаны, не несущие никакой смысловой нагрузки, напротив, их главная цель – развлечь и порадовать гостей.

Это знаменитые петровские фонтаны-шутихи, обливающие посетителей на радость малышам и взрослым с ног до головы. Имеются даже фонтаны, издающие звуки – например, «Фаворитка». Все великолепие фонтанного ансамбля в полной мере можно оценить, заказав индивидуальную экскурсию по Нижнему парку Петергофа.

 

А.И.

Ростовцев, Большой каскад и Верхние палатыВид на аллею фонтанов через пролом в стене центрального зала Большого дворца. Июль 1944г.

   Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году.

Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа.

Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, «Пирамида», «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда.

На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.

    Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение.

И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет.

Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г.

История Петергофа

Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы».

    Великая Отечественная война была для Петергофских ансамблей временем тяжёлых испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трёхдневных боёв захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. За это время они разворовали и уничтожили художественные ценности Петергофа.

Во всех парках вырубались деревья, разорялись дворцовые здания, павильон, мосты. Самый большой урон был нанесён Нижнему парку и Верхнему саду. Противотанковые завалы из вековых деревьев, рвы, блиндажи, доты, дзоты, траншеи, воронки, колючая проволока, мины сделали территорию во многих местах почти непроходимой.

Большой дворец оккупанты взорвали и сожгли. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса. Миной замедленного действия был взорван дворец Марли. Большой ущерб был нанесен Монплезиру, Эрмитажу, Большому каскаду и каскадам «Золотая гора» и «Шахматная гора». Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.

    После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.
Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва».

Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.

     
При использование информации с сайта, активная ссылка на www.peterhof.ru обязательна

 

Основание Петергофа

В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда.

Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финского залива, а затем по морю. Для отдыха царя в 30 километрах от Петербурга устроили мызу, которая получила название "Петергоф" — "Петров двор".

Через несколько лет на берегу залива царь решил строить парадную загородную резиденцию, которая стала именоваться также — "Петергоф".

По замыслу Петра весь грандиозный комплекс сооружений Петергофа должен был стать своеобразным памятником победе России над Швецией, ведь и сама резиденция находилась на берегу Финского залива, отвоеванного у шведов.

В 1714 году на естественной террасе, которая возвышалась над берегом, началось строительство дворца, внизу перед ним должен был раскинуться огромный прекрасный парк с прудами и фонтанами.

Петр с большим вниманием следил за строительными работами, сохранились собственные наброски и чертежи царя, в которых он сам определил композиционный план Нижнего парка. По сути, этот план и был осуществлен: от залива к террасе с главным петергофским дворцом вел канал, деливший парк на две почти симметричные части. По этому каналу гости, которые приплывали в Петергоф по заливу, могли так же по воде на своих судах подойти к самому подножью дворца.

Терраса перед центральным дворцовым фасадом была украшена великолепным каскадом фонтанов со скульптурами, при этом каждая скульптура изображала кого-то из античных богов, героев, которые аллегорически "рассказывали" всем пришедшим в парк о могуществе России, о главных победах в войне со Швецией, о господстве России на море. В центре бассейна, перед каскадом, поместили главный фонтан Петергофа — "Самсон, раздирающий пасть льва", который стал памятником победе в сражении под Полтавой — главной победе Северной войны, ведь, как известно, Полтавская битва произошла 27 июня 1709 года, в день Св.

Сампсония.

Парки Петергофа были устроены в соответствии с модным тогда в Европе "регулярным" или "французским" стилем. В обе стороны от Морского канала расходились прямые аллеи, по сторонам которых росли деревья и кустарники с кронами правильной геометрической формы, места пересечения аллей украшали скульптуры и фонтаны. Именно фонтаны стали главным чудом Петергофа.

И в этом тоже был символический смысл, ведь укрощенная вода олицетворяла господство России на пространстве Балтийского моря.

В парке построили еще несколько небольших дворцов-павильонов, любимейшим из которых у Петра был дворец Монплезир ("Мое удовольствие") на самом берегу залива.

Официальное открытие летней резиденции состоялось в августе 1723 года. Император и гости прибыли в Петергоф из Кронштадта, где проходил большой морской парад. По воспоминаниям присутствовавших на этом приеме, гости прибыли ко дворцу по морскому каналу, при этом флотилия, пришедшая в Петергоф, насчитывала 115 судов!

Петр сам с гордостью показывал гостям дворцы и фонтаны. А вечером состоялся грандиозный фейерверк. Цель Петра — удивить, поразить иностранных гостей великолепием и роскошью своей резиденции — была достигнута.

У петергофских парков большая и прекрасная история. Уже после смерти Петра в 18 веке и позже, в 19 веке здесь работали лучшие архитекторы, скульпторы, садовые и фонтанные мастера, которые создавали настоящие шедевры.

Культурная столица России

Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как способа его существования», включая такие понятия как «духовная культура», «культура производства», «культура поведения» и т.п.

понятие «культура» обозначает нечто чрезвычайно разнообразное и, вместе с тем, чем-то объединяемое.

История Петергофа

А теоретики и историки выделяют обычно какой-либо компонент этого целого, считая его главным, определяющим, и, соответственно, сводят целое к данной его части.

Строение культуры состоит, прежде всего, в том, что культура существует в трех разных модальностях, охватывая:

—     Специфически-человеческие духовные и физические качества самого человека, его «сущностные силы», обретенные им при жизни знания и умения, идеалы и ценностные установки, принципы деятельности и поведения по отношению к другим людям;

—     Способы деятельности, в которых реализуются эти «сущностные силы» человека;

—     Плоды многосторонней созидательной деятельности людей – и духовные, и вещественные, и художественные, то есть вся предметная среда, которую люди создают для своего в ней существовании…

Существенно при этом, что все три способа существования культуры друг друга опосредуют и превращаются друг в друга, так что оказывается, что человек является и творцом и творением культуры.

Таково общее понимание культуры, которое мы должны применить к трактовке культуры города.

Это значит, что культура города трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное.

Уникальность Петербурга в истории отечественной культуры определяется тем, что положение столицы империи обусловило разносторонность бытия: юридическую роль столицы; функцию главного российского морского порта; высокий промышленный потенциал; центр политической мысли во всех ее противоречиях; активную научную, учебную, художественную формы деятельности горожан…

Пройденный Петром путь создания новой грандиозной столицы был нелегким и прошел через целый ряд этапов.

В соответствии с такой методологической установкой в истории культуры Петербурга следует выделить первый ее этап, условно определяемый понятием «петровский Петербург», охватывающий первую половину XVIII века, от основания города и до начала царствования преемницы Петра – Екатерины Великой.

Адекватное представление об удельном весе культуро-созидательной деятельности основателя Петербурга может дать простой перечень фактов.

1709 – в Петербурге при кирхе Св.

Петра создается первая в России государственная школа.

1711 – начинает работать первая типография, выполнявшая и функции издательства.

1711 – строится Летний дворец Петра, окруженный садом, заполнявшимся копиями античных статуй, которые закупались в Италии и превратили царский сад в своего рода музей европейской скульптуры на открытом воздухе.

1713 – открыты первая в стране общедоступная библиотека и первая книжная лавка; основан Ботанический сад; начал работать придворный театр.

1714 – царь «для детей дворянских и приказных учреждает арифметические школы в домах архиерейских и монастырских»; создается Морская академия.

1715 — учреждена Школа словесных наук; основаны хрустальная и стеклянная фабрики.

1716 — учреждена Медицинская школа, основаны Шпалерная мануфактура и мануфактура по производству шелковых тканей, затем три бумажные мануфактуры, четыре типографии и множество других заводов и фабрик.

1718 – открыта первая в России бумажная фабрика.

1719 – открыта Инженерная школа.

1721 – началась концертная жизнь Петербурга.

Понятно, что здравый смысл и интуиция заставляли Петра начинать с решения материально-технических задач, духовные же проблемы культурного рассматривались как производные, хотя и необходимые для целостного развития страны.

Наконец, в 1724 году основана Академия наук, включающая в себя и гимназию, и университет, и музей.

Создавая Академию, петр преследовал две цели: развивать в России научную деятельность и готовить собственные, национальные кадры ученых.

Достаточно этого сухого перечня фактов, чтобы получить адекватное представление о нарождении в Петербурге нового для России типа культуры – и материальной, и духовной, и художественной.



Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *