Первые шаги временного правительства

Внутренняя политика

Свою программу Временное правительство изложило в Декларации, опубликованной 3 марта, а затем в обращении «К гражданам России» 6 марта. В этих документах провозглашался курс на широкую демократизацию страны и подготовку выборов в Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Правительство отменило смертную казнь и военно-полевые суды. Был узаконен разгром народными массами аппарата полиции, политического надзора, сыска, арест членов царского Совета министров. Упразднялись каторга и ссылка, объявлялась амнистия «всем страдальцам за благо Родины». 12 апреля был принят закон о свободе собрания и союзов.

Обязанности местной администрации (губернаторов, градоначальников) возлагались на председателей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Временного правительства. Правительственные комиссары были направлены и в действующую армию, где они занимались укреплением дисциплины. Вместе с тем, Временное правительство провозгласило принцип «преемственности власти» и «непрерывности права». Это выражалось в сохранении большинства старых государственных учреждений, действия основных положений 16-томного свода законов Российской империи.

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских и удельных земель, составлявших собственность царской фамилии. Одновременно были отданы распоряжения о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках. 19 марта правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. В апреле оно издало закон «Об охране посевов», гарантировавший землевладельцам возмещение убытков в случае народных волнений. В целях подготовки материалов по аграрному вопросу для Учредительного собрания создавалась система земельных комитетов.

Столь же неспешными и ограниченными были меры по рабочему вопросу. Временное правительство под давлением пролетариата одобрило в апреле закон о фабрично-заводских комитетах и объявило о начале разработки законопроектов о профессиональных союзах, продолжительности рабочего дня, охране труда, страховки и т.п. Вновь образованное Министерство труда пыталось регулировать взаимоотношения между трудом и капиталом. Все это было бы шагом вперед до Февраля, сейчас же рабочие справедливо рассматривали проводимые преобразования как запоздалые и недостаточные. Пролетариат и его организации шли гораздо дальше в своих требованиях.

Петроградский Совет добился в марте введения на предприятиях столицы 8-часового рабочего дня; этому примеру последовали Советы в Москве, Харькове и других промышленных центрах. Правительством же так и не был принят закон о 8-часовом рабочем дне. Более того, оно усмотрело в этом требовании еще один шаг к усилению разрухи в экономике. Зато без колебаний проводились реформы, расширявшие свободу действий фабрикантов и заводчиков (разрешение на открытие явочным порядком акционерных обществ, политика протекционизма и финансовых льгот по отношению к частному предпринимательству и т.п.). Одним из первых актов Временного правительства было подтверждение всех кредитных обязательств царизма, а так же казенных заказов.

20 марта Временным правительством был принят закон «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений». Для всех граждан провозглашались одинаковые права независимо от веры и национальности. Закон разрешал также употребление родного языка в частных учебных заведениях, частично — в делопроизводстве. Были сняты со своих постов наиболее одиозные фигуры царской администрации в национальных районах.

17 марта Временное правительство опубликовало декларацию, в которой объявило о согласии на создание в будущем независимой Польши (в то время полностью оккупированной германскими войсками) при условии, что она будет находиться в «свободном военном союзе» с Россией. Обсуждение национально-политических требований других народов бывшей империи откладывалось до Учредительного собрания.

Тем временем выборы в Учредительное собрание и, следовательно, его открытие явно затягивались. Обычного в таких ситуациях срока (три-четыре месяца) новой власти хватило лишь на учреждение Особого совещания по составлению проекта избирательного закона.

Внешняя политика

В обращении к населению 6 марта Временное правительство заявило, что будет свято хранить «связывающие его союзы» и «приложит все силы к обеспечению нашей армии всем необходимым, чтобы довести войну до победного конца». 9 марта США первыми признали новое правительство России. Вскоре последовали аналогичные заявления из столиц других великих держав. Были взаимно подтверждены и секретные договоры о территориальных и финансовых претензиях к противнику после войны. Временное правительство, принявшее на себя кредитные обязательства царизма, начало получать новые займы от своих богатых союзников, усугубляя подчиненное положение России по отношению к странам Антанты. «Ни для кого не тайна, — признавал в апреле 1917 г. министр финансов М.И.Терещенко, — в какой зависимости и в военном смысле, и в вопросе о средствах на дальнейшее ведение войны мы находимся от наших союзников и, главным образом, от Америки».

27 марта Временное правительство под давлением Петроградского Совета приняло еще одну декларацию. В нее, наряду с прежними обязательствами, были включены пункты, пробуждающие в российском обществе надежды на скорое прекращение войны: отказ от аннексий и контрибуций, утверждение мира на основе самоопределения народов. Декларация вызвала серьезную обеспокоенность в столицах государств Антанты и усилила их нажим на Временное правительство с целью активизации боевых действий русской армии на Восточном фронте, в чем союзники были весьма заинтересованы.

Апрельский кризис Временного правительства

20 апреля апреля министр иностранных дел П.Н. Милюков, стараясь сгладить неблагоприятное впечатление на союзников декларации от 27 марта, обратился к ним с нотой. В ней опровергались слухи, будто Россия собирается заключить сепаратный мир, с новой силой подчеркивалось намерение Временного правительства «довести мировую войну до решительного конца». Это вызвало правительственный кризис.

П.Н.Милюков и военный министр А.И.Гучков вынуждены были уйти в отставку. В начале мая в состав Временного правительства вошли лидеры умеренных социалистов (эсер В.М.Чернов, меньшевик И.Г.Церетели и др.), стремившиеся авторитетом своих партий укрепить позиции буржуазной власти. Петроградский Совет выразил полное доверие новому составу кабинета.

Первое коалиционное правительство

Временное правительство стало коалиционным, что, однако, никак не сказалось на характере его политики. 6 мая появилось правительственное заявление. В нем декларировались скорейшее достижение мира без аннексий и контрибуций; проведение «подготовительных работ» к аграрной реформе с предоставлением Учредительному собранию права «решить вопрос о переходе земли в руки трудящихся»; борьба с хозяйственной разрухой посредством установления государственного и общественного контроля над производством и распределением продуктов; усиление налогообложения имущих классов; давались обещания «защитить труд».

Эта декларация сразу же подверглась критике со стороны промышленных кругов как «опасная», стесняющая предпринимательскую деятельность. Умеренные социалисты, в свою очередь, настаивали на усилении государственного вмешательства в экономическое развитие, чтобы остановить разруху. 16 мая эсеро-меньшевистский Исполком Петроградского Совета принял резолюцию, содержавшую программу «регулирующего участия государства» почти во всех отраслях промышленности, в распространении сырья, готовой продукции, фиксации цен и т.д. Но под давлением промышленного лобби на правительство эти пожелания не стали законом. Также остались на бумаге правительственные заявления о началах планирования в промышленности и указ об увеличении налогообложения предпринимателей. Последний просто саботировался фабрикантами и заводчиками — они сокращали производство, закрывали предприятия и т.п. Развалу в экономике способствовала и начатая А.Ф.Керенским, военным и морским министром в новом кабинете, подготовка к наступлению русской армии на фронте. Поглощая огромные суммы из госбюджета, в том числе предназначенные на социальные программы, такая политика давала плачевные результаты. В Ставку из разных мест потоком стекались сообщения о «полном упадке военного духа среди значительной части солдатских масс», об их недоверии к офицерам. Тем не менее, подготовка боевых операций не свертывалась, поскольку над правительством довлели не только требования союзных держав, но и надежда, что наступление кардинально оздоровит внутриполитическую ситуацию.

Программа Временного правительства

Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 марта, а затем в обращении к гражданам России. В этих документах провозглашался курс на широкую демократизацию страны и подготовку выборов в Учредительное собрание на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

"В первом Временном правительстве А.

Ф. Керенский был единственным министром – социалистом. Двусмысленность его позиции проявлялась в том. Что он часто пытался снять с себя ответственность за действия других министров".[10] В начале мая было сформировано новое правительство.

И хотя Н. Львов по-прежнему занимал в нем пост премьер – министра, в него также вошли 6 министров – социалистов в качестве представителей Совета: Два портфеля получили эсеры, два – меньшевики и два – независимые социалисты. Новое правительство, еще зажатое в тисках административной машины, управляемой буржуазией и давно сформировавшимся классом чиновников, на которое давили союзники и перед которым стояла совершенно неразрешимая проблема установления демократического мира, было почти не в состоянии удовлетворить нужды солдат и рабочих, все настойчивее требовавших доказательств того, что конец войны уже близок.

Совет в то время представлял собой коалицию социалистической партии, созданную в целях защиты интересов рабочих против буржуазии. Теперь он даже у них не мог завоевать авторитет путем оказания давления на правительство, в котором он был сам в значительной мере представлен. В партиях эсеров и меньшевиков произошел раскол между теми, кто поддерживал меньшевиков – социалистов, и теми, кто выступал против них.

"А главное, большевики были теперь единственной партией, которая не скомпрометировала себя участием в буржуазно – социалистической коалиции и предлагала политику – мир любой ценой".[11] Процесс, в результате которого они в конце концов завоевали доверие огромного большинства, солдат и рабочих и стали доминирующей силой в советах, начался.

Правительство отменило смертную казнь и военно–полевые суды.

Был узаконен разгром народными массами аппарата полиции, политического надзора, сыска, арест членов царского Совета министров. Упразднялись каторга и ссылка, амнистировались "все страдальцы за благо Родины". 12 апреля был принят закон о свободе собраний и союзов. Вместе с тем, Временное правительство провозгласило принцип "преемственности власти" и "непрерывности права".

Это выражалось в сохранении большинства старых государственных учреждений, действий основных положений 16-ти томного свода законов Российской империи.

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских и удельных земель, составляющих собственность царской семьи.

Одновременно было отдано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках. 19 марта правительство в социальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило самочинные захваты земли противозаконными.

В целях подготовки материалов по аграрному вопросу для Учредительного собрания сознавалась система земельных комитетов.

Столь же неспешным и ограниченным были меры по рабочему вопросу.

Временное правительство под давлением пролетариата одобрило в апреле закон о фабрично-городских комитетах и объявило о начале разработки законопроектов о профессиональных союзах, продолжительности рабочего дня, охране труда, страховании и тому подобное. Вновь образованное министерство пыталось регулировать взаимоотношение между трудом и капиталом в особых примирительны органах. Министерство продовольствия было призвано обеспечивать поддержание твердых цен на продукты питания и перераспределение продовольственных запасов.

Все это было бы шагом вперед до февральских событий, сейчас же рабочие справедливо считали проводимые преобразования запоздалыми и неточными.

"В конечном счете Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому комитету, состояло в основном из организаторов прогрессивного блока 1915 г., то есть из политиков, которые хотели установления в России парламентского строя по западному образцу. Придя к власти, они преследовали цель не изменить экономический и общественный порядок, а только обновить государственные институты и выиграть войну, предоставить проведение структурных реформ Учредительному собранию".[12]

Единодушные в общих направлениях своей деятельности, члены правительства тем не менее разделились по вопросу взаимоотношений с Советом.

Одни считали (Милюков, Гучков), что следует свести к минимуму уступки Совету и сделать все для победы в войне, которая бы придала вес новому режиму. Это подразумевало немедленное восстановление порядка как в армии, так и на предприятиях. Тем временем продолжение войны можно было использовать как предлог для удушения революции и оправдания отсрочки реформ до созыва Учредительного собрания, который мог состояться только после установления мира.

В отличие от сторонников "сопротивления", те, кто ратовал за "движение" (Некрасов, Терещенко, Керенский), настаивали на эффективных инициативах и немедленном принятии некоторых из требуемых Советом мер, чтобы подорвать авторитет последнего и вызвать патриотический подъем, необходимый для победы в войне.

Разрываемое между этими двумя тенденциями и одержимое своей главной задачей – ускорить возвращение к нормальной жизни – временное правительство принимало меры ограниченного характера, которые могли удовлетворить только незначительную прослойку средних классов.

Большевики и их организации шли дальше в своих требованиях.

Петроградский Совет добился в марте введения на предприятии столицы 8-часового рабочего дня; этому примеру последовали Советы в Москве, Харькове и других промышленных центрах страны.

Правительством же так и не был принят закон о 8-часовом рабочем дне. Более того, оно усмотрело в этом требовании еще один шаг к усилению разрухи в экономике. Без колебаний проводились реформы, расширяющие свободу действий фабрикантов и заводчиков. Одним из первых актов Временного правительства было подтверждение всех кредитных обстоятельств царского правительства, а также казенных заказов.

Некоторые меры были осуществлены в области межнациональных отношений. 20 марта правительство приняло закон "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений".

Для всех граждан провозглашались одинаковые права при поступлении на государственную службу и в учебные заведения, для передвижения и жительства, приобретения собственности, занятия торговлей и ремеслом, участия в акционерных и других обществах.

Закон разрешал также употребление родного языка в частных учебных заведениях, частично – в делопроизводстве. Были сняты со своих постов наиболее одиозные фигуры царской администрации в национальных районах.

17 марта Временное правительство опубликовало декларацию, в которой объявило о согласии на создание в будущем независимой Польши при условии, что она будет находиться в свободном военном союзе с Россией. Обсуждение национально-политических требований других народов бывшей империи откладывалось до Учредительного собрания.

Между тем национальные движения на местах продолжались оформляться организационно, среди их участников крепли сепаратистские настроения. На Украине представителями различных политических сил учреждается Центральная Рада; прошли съезды мусульман России.

В обращении к населению 6 марта Временно правительство заявило, что будет свято хранить "связывающие его с державами союзы" и "приложит все силы к обеспечению нашей армии всем необходимым, чтобы довести войну до конца".[13] 9 марта США первыми признали новое правительство России.

Временное правительство России

Вскоре последовали заявления столиц и европейских держав. Были взаимно подтверждены и секретные договоры о территориальных и финансовых претензиях к противнику после войны.

Временное правительство, принявшее на себя кредитные обязательства царского времени, начало получать новые займы от своих более обеспеченных союзников, тем самым, усугубляя подчиненное положение России по отношению к странам Антанты.



Первые действия Временного правительства

Внутренняя политика. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 марта͵ а затем в обращении к гражданам России 6 марта. В этих документах провозглашался курс на широкую демократизацию страны и подготовку выборов в Учредительное собрание на базе всœеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Правительство отменило смертную казнь и военно-полевые суды. Был узаконен разгром народными массами аппарата полиции, политического надзора, сыска, арест членов царского Совета министров.

Упразднялись каторга и ссылка, объявлялась амнистия ʼʼвсœех страдальцев за благо Родиныʼʼ. 12 апреля был принят закон о свободе собраний и союзов.

Обязанности местной администрации (генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников) возлагались на председателœей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Временного правительства.

Правительственные комиссары были направлены и в действующую армию, где они занимались укреплением дисциплины и власти офицеров.

Вместе с тем Временное правительство провозгласило принцип ʼʼпреемственности властиʼʼ и ʼʼнепрерывности праваʼʼ. Это выражалось в сохранении большинства старых государственных учреждений, действия базовых положений 16-томного свода законов Российской империи.

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинœетских и удельных земель, составляющих собственность царской фамилии.

Одновременно было отдано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в аграрных беспорядках.

19 марта правительство в специальном воззвании признало крайне важно сть земельной реформы, но объявило самочинные захваты земли противозаконными. В апрелœе был издан закон ʼʼОб охране посœевовʼʼ, гарантировавший землевладельцам возмещение убытков в случае народных волнений. В целях подготовки материалов по аграрному вопросу для Учредительного собрания создавалась система земельных комитетов.

Столь же неспешными и ограниченными были меры по рабочему вопросу.

Временное правительство под давлением пролетариата одобрило в апрелœе закон о фабрично-заводских комитетах и объявило о начале разработки законопроектов о профессиональных союзах, продолжительности рабочего дня, охране труда, страховании и т. п. Вновь образованное министерство труда пыталось регулировать взаимоотношения между трудом и капиталом. Министерство продовольствия было призвано обеспечивать поддержание твердых цен на продукты питания и перераспределœение продовольственных запасов.

Все это было бы шагом вперед до февральских событий, сейчас же рабочие справедливо считали проводимые преобразования запоздалыми и недостаточными. Пролетариат и его организации шли гораздо дальше в своих требованиях.

Петроградский Совет добился в марте введения на предприятиях столицы 8-часового рабочего дня; этому примеру последовали Советы в Москве, Харькове и других промышленных центрах страны.

Правительством же так и не был принят закон о 8-часовом рабочем дне. Более того, оно усмотрело в данном требовании еще один шаг к усилению разрухи в экономике. Зато без колебаний проводило реформы, расширяющие свободу действий фабрикантов и заводчиков (разрешение на открытие явочным порядком акционерных обществ, политика протекционизма и финансовых льгот по отношению к частному предпринимательству и т.

п.). Одним из первых актов Временного правительства было подтверждение всœех кредитных обязательств царизма, а также казенных заказов.

Некоторые меры были осуществлены в области межнациональных отношений.

20 марта правительство приняло закон ʼʼОб отмене вероисповедных и национальных ограниченийʼʼ. Для всœех граждан провозглашались одинаковые права при поступлении на государственную службу и в учебные заведения, для передвижения и жительства, приобретения собственности, занятия торговлей и ремеслом, участия в акционерных и других обществах.

Закон разрешал также употребление родного языка в частных учебных заведениях, частично — в делопроизводстве. Были сняты со своих постов наиболее одиозные фигуры царской администрации в национальных районах.

17 марта Временное правительство опубликовало декларацию, в которой объявило о согласии на создание в будущем независимой Польши (в то время полностью оккупированной германскими войсками) при условии, что она будет находиться в ʼʼсвободном военном союзеʼʼ с Россией.

Обсуждение национально-политических требований других народов бывшей империи откладывалось до Учредительного собрания.

Под влиянием этой медлительности центральной власти национальные движения на местах продолжали оформляться организационно, среди их участников крепли сепаратистские настроения.

На Украинœе представителями различных политических сил учреждена Центральная Рада; прошли организационные собрания и съезды мусульман России; заметно усилились национальные партии в Закавказье и Средней Азии.

Тем временем выборы в Учредительное собрание затягивались.

Обычного в таких ситуациях срока (три-четыре месяца) новой власти хватило лишь на учреждение Особого совещания по составлению проекта избирательного закона. Как писал впоследствии кадет В. Д. Набоков, ʼʼесли бы Временное правительство чувствовало подлинную реальную силу, оно могло бы сразу объявить, что созыв Учредительного собрания произойдет по окончании войныʼʼ.

Но такая сила отсутствовала, и власти прибегли к тактике проволочек.

Внешняя политика. В обращении к населœению 6 марта Временное правительство заявило, что будет свято хранить ʼʼсвязывающие его с державами союзыʼʼ и ʼʼприложит всœе силы к обеспечению нашей армии всœем необходимым, чтобы довести войну до победного концаʼʼ.

9 марта США первыми признали новое правительство России. Вскоре последовали аналогичные заявления из столиц других великих держав. Были взаимно подтверждены и секретные договоры о территориальных и финансовых претензиях к противнику после войны. Временное правительство, принявшее на себя кредитные обязательства царизма, начало получать новые займы от своих богатых союзников, усугубляя подчинœенное положение России по отношению к странам Антанты.

ʼʼНи для кого не тайна,— признавал в апрелœе 1917 ᴦ. министр финансов М. И. Терещенко,— в какой зависимости и в военном смысле, и в вопросœе о средствах на дальнейшее ведение войны мы находимся от наших союзников и главным образом от Америкиʼʼ.

27 марта Временное правительство под давлением Петроградского Совета приняло еще одну декларацию.

В нее, наряду с прежними обязательствами, были включены пункты, возбуждавшие в российском обществе надежды на скорое прекращение войны: отказ от аннексий и контрибуций, утверждение мира на базе самоопределœения народов.

О степени искренности подобных официальных заверений можно судить хотя бы по публичным разъяснениям министра иностранных дел П. Н. Милюкова : освобождение турецкой Армении, приобретение проливов и Константинополя вовсœе не захваты и не посягательство на суверенные права Турции. ʼʼВладение проливами — это охрана дверей нашего домаʼʼ,— утверждал лидер кадетов.

Несмотря на всœе эти разъяснения, декларация вызвала серьезную обеспокоенность в столицах государств Антанты и усилила их нажим на Временное правительство с целью активизации боевых действий русской армии на Восточном фронте, в чем были крайне заинтересованы союзники.

Вопросы и задания

1. Кто вошел в первый состав Временного правительства?

Дайте характеристику его видных деятелœей. 2. Какие проблемы встали перед Временным правительством в области внутренней и внешней политики? Назовите меры, которые оно осуществило в марте — апрелœе 1917 ᴦ. 3. Оцените политику Временного правительства с точки зрения социальных ожиданий народных масс России.

Под редакцией Г.Л. Арша.Краткая история Албании. С древнейших времен до наших дней

Первые шаги временного правительства

После своего исторического решения — провозглашения 28 ноября 1912 г. независимости Албании — Национальное собрание во Влёрё еще 10 дней продолжало свою работу. Им было сформировано временное правительство Албании во главе с Исмаилом Кемали.

Заместителем председателя стал католический священник Никола Качорри. В состав правительства вошли также восемь министров — крупные землевладельцы, бывшие турецкие чиновники, купцы.

Первые шаги временного правительства:

Национальное собрание избрало также сенат из 18 человек, имевший контрольно-консультативные функции. Возглавил его муфтий (мусульманский богослов-правовед) Вехби Дибра. Однако власть временного правительства распространялась вначале лишь на округ Влёры — остальная часть Албании или находилась под властью Порты, или управлялась военной администрацией балканских союзников.

В свободной зоне временное правительство стремилось установить свой эффективный контроль.

Прежняя административная система не претерпела изменений, правительство лишь заменило некоторых чиновников. Из добровольцев был сформирован небольшой корпус для охраны границ освобожденной территории. Рассматривалась и проблема государственного устройства.

Временное правительство приняло решение добиваться установления в Албании конституционной монархии с королем из какой-либо европейской династии. Монархическая форма правления отвечала не только стремлениям правящих кругов, но и настроениям широких крестьянских масс, в условиях многовекового господства Османской империи психологически не подготовленных к иной форме государственного правления. Вместе с тем в те дни, когда Албания с севера, востока и юга подверглась иностранному нашествию, вопросы будущего государственного устройства имели для нее чисто теоретическое значение.

Вопросом жизни и смерти для страны было сохранить свободную территорию и освободить остальные албанские земли, добиться признания права албанцев на независимое существование.

После провозглашения независимости Албании Исмаил Кемали послал следующую телеграмму английскому правительству: «Албанцы, вошедшие в семью народов Восточной Европы, среди которых, как они смеют думать, они являются древнейшим народом, преследуют только цель жить в мире со всеми балканскими государствами и стать элементом равновесия.

Они убеждены, что правительство Его Величества, так же как и весь цивилизованный мир, отнесется к ним благожелательно, защищая их от всякого поползновения на их национальное существование и от любого расчленения их территории». Аналогичные телеграммы были посланы правительствам других великих держав, балканских государств, а также Порте.

Однако ни великие державы, ни балканские союзники не откликнулись на обращение председателя албанского правительства.

Балканские союзники по-прежнему рассматривали Албанию как «бесхозную территорию» и театр военных операций. На севере Албании черногорские войска продолжали осадные операции против Шкодры. Сербские войска вели наступление в центре страны. 29 ноября 1912 г., т. е. на следующий день после провозглашения независимости Албании, сербские войска заняли Эльбасан и Дуррес.

Сербское командование объявило обширную зону Центральной Албании составной частью Сербии. Всюду, куда вступали сербские войска, спускался албанский национальный флаг. Греческие войска заняли ряд пунктов Южной Албании, а греческий флот продолжал блокировать южноалбанское побережье.

4 декабря две греческие канонерки подвергли бомбардировке Влёру. На протест албанских властей греческий офицер, командовавший канонерками, ответил, что он получил приказ блокировать побережье Албании, так как Греция считает ее турецкой территорией.

Единственным правительством, которое дало ответ на обращение Исмаила Кемали, было турецкое. Ответ, как и следовало ожидать, являлся отрицательным. Великий визирь Кямиль-паша сообщил влёрскому правительству, что Порта может признать Албанию только в качестве вассального государства Османской империи, во главе с князем из царствующей в империи династии.

Порта отклонила также предложение временного правительства разоружить и вывести с территории Албании находившиеся здесь турецкие войска. Против этого предложения выступили и главные «покровители» Албании Австро-Венгрия и Италия, считавшие турецкие войска единственной силой, способной сдержать продвижение армий балканских союзников к побережью Адриатики.

Впрочем, на какие-либо репрессивные меры против провозгласивших свою независимость албанцев Стамбул не пошел.

В некоторых районах Албании органы временного правительства сосуществовали с органами турецкой администрации. На турецко-албанские отношения влияло то обстоятельство, что на территории Албании и в прилежащих районах продолжались военные действия между войсками балканских союзников и турецкими войсками, в рядах которых, кстати, находилось немало албанцев. С одной стороны, турецкое командование хотело получить содействие от албанских властей и населения.

С другой стороны, продолжение сопротивления турецких гарнизонов, окруженных армиями балканских союзников, было на руку албанцам, так как отвлекало значительные военные силы балканских монархий, каждая из которых стремилась к захвату албанских территорий.

На этой почве возникла определенная общность интересов между влёрским правительством и Портой.

На южных подступах к Албании с ноября 1912 г. шли упорные бои в районе Янины, осажденной греческими войсками.

Хотя некоторые отряды греческой армии, как уже говорилось, действовали в Южной Албании, главные ее силы были скованы осадой города. Но это не единственная причина заинтересованности албанского руководства в успешном продолжении обороны Янины.

Албанская феодальная верхушка давно мечтала захватить этот греческий город, столицу Эпира. В конце декабря 1912 г. влёрское правительство предложило командующему турецким гарнизоном Янины поднять над крепостью албанский флаг, обещая со своей стороны содействовать прекращению массового дезертирства солдат-албанцев из Янины, начавшегося после провозглашения независимости Албании.

Принятие этого предложения подкрепило бы албанские притязания на город в ходе начавшихся дипломатических переговоров о границах албанского государства.

Хотя турецкий генерал отверг это предложение, правительство И. Кемали 29 января 1913 г. официально приняло решение всеми мерами поддерживать сопротивление защитников Янины.

Министры временного правительства объезжали юг Албании, убеждая албанских солдат, служивших ранее в турецких войсках, вернуться на фронт. В различных районах были созданы комиссии обороны, игравшие важную роль в мобилизации населения на борьбу. Отряды добровольцев оказывали успешное сопротивление вступившим на территорию Албании регулярным греческим частям. Но положение изменилось в худшую сторону, когда 6 марта 1913 г. пала Янина и крупные силы греческой армии устремились на север.

В течение марта греческие войска заняли Лесковик, Эрсеку, Тепелену, Пермет, Гирокастру и подошли к окрестностям Берата. Примерно в это же время резко ухудшилось положение и на севере Албании.

Одной из главных, если не самой главной целью Черногории в Первой балканской войне был захват Шкодры.

Черногорские войска подошли к североалбанской столице уже в первые дни войны. Однако попытка взять сильную шкодринскую крепость «с налета» провалилась, и началась ее длительная осада, в которой были задействованы основные силы черногорской армии. Желание черногорского короля во что бы то ни стало овладеть этим албанским городом объяснялось его далеко идущими политическими замыслами. 8 ноября 1912 г.

российский посланник в Цетине А.А. Гире сообщил в Петербург: «Король Николай в совершенно частной беседе запросил мое мнение относительно возможности объявить себя королем Малиссии, а в случае нужды стать королем всей Албании».

Несколько поздней черногорский монарх в беседе с Гирсом повторил эту идею в измененном варианте: автономная Албания под верховным суверенитетом Черногории. И Шкодра, самый значительный в то время город Албании, очевидно, был нужен королю Николаю как столица будущего «черногорско-албанского государства».

В течение декабря 1912-января 1913 г.

окружающие Шкодру холмы стали ареной жестоких боев, которые ничего не принесли осаждавшим, кроме тяжелых потерь. Между тем захват Шкодры оказался для черногорского монарха своего рода навязчивой идеей. В январе 1913 г. он заявил военному атташе Австро-Венгрии в Цетине, что если ему не удастся овладеть этим албанским городом, то для него не останется ничего другого, как сесть вместе с семьей на корабль и уехать в Америку.

В феврале-марте 1913 г. сербское правительство по просьбе короля Николая прислало под Шкодру 30-тысячный корпус и несколько батарей тяжелой артиллерии.

Однако и это существенное подкрепление не изменило ход борьбы. Важным фактором успешной обороны Шкодры являлось то, что албанцы, составлявшие значительную часть турецкого гарнизона, городские жители, окрестные горцы были решительно настроены против установления черногорского господства над старинным албанским городом.

После долгих обсуждений великие державы пришли к единодушному мнению о необходимости оставить Шкодру в составе албанского государства. 28 марта 1913 г. представители великих держав в Цетине обратились к правителю Черногории с коллективной нотой, требуя от него снять осаду Шкодры и прекратить военные действия на территориях, признанных за Албанией». Под давлением держав Сербия вывела свои войска из-под Шкодры

Потеряв надежду овладеть Шкодрой силой оружия, король Николай искал иных путей достижения заветной цели.

Он вступил в тайные переговоры с начальником гарнизона шкодринской крепости албанским феодалом Эсад-пашой Топтани.Этот честолюбивый авантюрист, владелец огромных поместий в Центральной Албании мечтал об албанской королевской короне.

Король Николай, не надеясь уже надеть эту корону на себя, обещал всячески содействовать замыслам Эсад-паши в обмен на дачу им Шкодры. В этом случае последний получал также право беспрепятственно вывести из крепости весь гарнизом вместе с его оружием. Сделка состоялась, и 22 апреля 1913 г. черногорские войска вступили в крепость. Однако ликование по этому поводу черногорского монарха оказалось преждевременным: воля великих держав относительно принадлежности Шкодры осталась неизменной.

<<Назад      Вперёд>>

Просмотров: 2146

загрузка…

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *