Период второго детства у мальчиков длится


Постнатальный онтогенез.

Первые 10 дней после рождения называют периодом новорожденности. В это время ребенок питается молозивом (материнским молоком особого состава). Кроме этого, новорожденные только приспосабливаются к условиям внеутробной жизни.

Следующий период (грудной возраст) — продолжается до года. Во время грудного возраста наиболее интенсивно растут органы и части тела. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела даже утраивается.

Грудные дети быстрее растут в течение первого полугодия, чем во втором. В первый месяц ребенок начинает улыбаться, в 4 месяца пытается встать на ножки, в 6 месяцев начинает ползать на четвереньках, в 8 месяцев — делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит. С 6 месяцев начинают прорезываться первые молочные зубы.

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. Ребенок продолжает быстро расти, однако темпы прироста длины и массы тела начинает уменьшаться. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Начиная с 4 и до 7 лет у детей выделяют период первого детства. С 6 лет появляются первые постоянные зубы. Вначале прорезываются первые большие коренные зубы и медиальные резцы на нижней челюсти. Затем появляются латеральные резцы.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства.

В это время мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формами тела. Отличают их только первичные половые признаки.

Период второго детства у мальчиков длится с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В это время начинают выявляться половые различия в размерах и форме тела, дети быстро растут в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков. Половое созревание у девочек также начинается в среднем на два года раньше. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянная. У девочек вначале формируются грудные железы, затем появляются волосы на лобке, а потом в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием грудных желез. В меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем — полового члена.

Следующий период (подростковый) — называют также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Этот период продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет. В период полового созревания наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста (пубертатный скачок). Быстро растут все размеры тела. Особенно велика скорость роста у мальчиков, в результате чего в 13-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В подростковый период быстро формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким признаком полового созревания женского организма является первая менструация.

В подростковый период наблюдается быстрое половое созревание у мальчиков.

К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса, появляются волосы на лобке. В 14 лет у мальчиков растут волосы в подмышечных впадинах, а также появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

Юношеский возраст продолжается у девушек от 17 до 20 лет, а у юношей — от 18 до 21 года. В этот период, в основном, заканчивается рост и формирование организма, размеры тела и его частей достигают окончательной величины.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы. Устанавливаются овуляторные циклы у женщин и выработка спермы у мужчины.

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Между 30 — 50 годами длина тела остается постоянной, а затем постепенно начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрастах (после 56 лет у женщин и 60 лет у мужчин) происходят постепенные инволютивные изменения организма.

Индивидуальные различил в процессе роста и развития тела человека могут варьировать в широких пределах.

Рисунок 6. Изменение пропорций тела человека в процессе роста

(по А. Андронеску, 1970):

КМ — средняя линия; по вертикальной оси справа цифрами показано соответствие отделов тела детей и взрослых.

Пропорции тела зависят от возраста человека и от его пола. Длина тела и ее возрастные изменения, как правило, индивидуальны. Так, например, различия в длине новорожденных при нормальной по срокам беременности лежат в пределах 49-54 см. Наибольший прирост длины тела у детей наблюдается на первом году жизни. В периоде от одного года до 10 лет средний годовой прирост тела составляет от 5 до 10,5 см. С 9-летнего возраста начинают появляться половые различия в скорости роста. Масса тела до 20 — 25 лет увеличивается, а затем остается стабильной. После 60 лет масса тела, как правило, начинает постепенно уменьшаться, главным образом за счет атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания в них воды. Общая масса тела складывается из ряда компонентов: массы скелета, мускулатуры, жировой клетчатки, внутренних органов и кожи. У мужчин средняя масса тела колеблется в пределах 52-75 кг, у женщин — 47-70 кг.

Рисунок 7. Типичная S-образная кривая роста, на которой видны четыре характерные фазы роста и точка перегиба. В точке перегиба скорость роста достигает максимума.

3а последние 100-150 лет отмечается заметное ускорение соматического развития и физического созревания детей и подростков — акселерация (от лат. acceleratio — ускорение). Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных морфологических, физиологических и психических явлений. За прошедшие 100 лет длина тела стала больше, в среднем, на 8 см, ускорилось половое созревание. При этом изменения в процессе акселерации у мужчин выражены сильнее, чем у женщин.

В анатомии человека на основании вычисления пропорций тела выделяют три основных типа телосложения: мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения (нормостеники) были отнесены те люди, чьи анатомические особенности приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста и пола). Лица брахиморфного типа телосложения (гиперстеники) отличаются преобладанием поперечных размеров, хорошо развитой мускулатурой, имеют не очень высокий рост. Лица долихоморфного типа телосложения (астеники) отличаются преобладанием продольных размеров, относительно более длинными конечностями, слабым развитием мышц и жира, узкими костями. В табл. 1 приведены размеры и масса тела у людей разного возраста.

Таблица 1

Длина, масса и площадь поверхности тела в различные возрастные периоды постнатального онтогенеза человека

(Никитюк Б. А., Чтецов В. П., 1990)

Показатели Возрастной период (пол: м — мужской, ж — женский)
Новорож- денные 10 лет 14 лет 18 лет 22 года 24-60 лет
м ж м ж м ж м ж м ж м ж
Длина тела, см 50,8 50,0 136,3 137,3 157,0 157,3 172,3 161,8 174,7 162,7 174,5 162,6
Масса тела, кг 3,5 3,4 32,9 31,8 46,1 49,1 67,6 56,8 71,8 57,3 71,7 56,7
Площадь поверхностей тела, см2 1’6000

Дата добавления: 2016-05-28; просмотров: 1776;

Похожие статьи:

Основные этапы роста и развития организма

Возрастная антропология изучает закономерности становления и развития анатомических структур и физиологических функций на протяжении онтогенеза — от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни.

Рост и развитие организма — сложные явления, результат многих метаболических процессов и размножения клеток, увеличения их размеров, процессов дифференцировки, формообразования и т.д.

Этими проблемами занимаются специалисты самого разного профиля: эмбриологи, морфологи, генетики, физиологи, медики, биохимики и др.

Существуют два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольные и поперечные.

При продольных исследованиях (индивидуализирующий метод) в течение ряда лет измеряют ежегодно или несколько раз в год одних и тех же детей. При поперечных исследованиях (генерализирующий метод) — за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов.

Поперечные исследования дают возможность установить нормальные ростовые показатели и границы нормы для каждого возраста, однако в отличие от продольных они не вскрывают индивидуальных различий в динамике роста. На основании продольных исследований можно выявить взаимосвязь морфологических и функциональных показателей, а также понять роль эндогенных и экзогенных факторов в регуляции роста.


Развитие зародышей

Процесс роста и развития организма характеризуется следующими закономерностями:

1. Дифференциация и интеграция частей и функций, автономизация развития, возрастающая в ходе филоонтогенеза человека.

2.   Диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность.

Типичное для человека постепенное замедление роста после рождения и последующее скачкообразное его ускорение («пубертатный спурт») свойственны, видимо, и некоторым другим антропоидам, например, шимпанзе. На кривой роста человека можно выделить три основных цикла в постнатальном развитии: а) от рождения до 10-13 лет при постоянном снижении скорости; б) пубертатный спурт; в) падение скорости ниже уровня допубертатного периода и прекращение роста.

Сочетание периодов ускоренного развития и относительной стабилизации можно выявить даже на коротких отрезках онтогенеза, например, при долговременном наблюдении с недельными интервалами детей от рождения до 2 лет. Нелинейность роста (мини-скачки) прослеживается примерно у 70% детей и подростков при еженедельном обследовании в течение 6-10 месяцев.

Гетерохрония (разновременность) в созревании разных систем организма (или тканей) и разных признаков в пределах одной системы. Согласно концепции системогенеза П.К. Анохина, опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимоотношений организма с внешней средой.

Значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах выделенных этапов онтогенеза, в определенной мере зависящее от уникальности наследственной программы.

Общая периодизация онтогенеза


Схема онтогенеза

Разработка научно-обоснованной периодизации онтогенеза человека исключительно сложна. Очевидно, что только одни какие-либо признаки — морфологические, физиологические или биохимические — не могут быть положены в основу периодизации.

Необходим комплексный подход. Кроме того, при периодизации следует учитывать не только биологические, но и социальные факторы, связанные, например, с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста.

Детальная схема периодизации онтогенеза человека была предложена В.В. Бунаком в 1965 г. По этой схеме весь период онтогенеза делится на три стадии: прогрессивную, стабильную и регрессивную. Для их разграничения предлагаются следующие показатели: для прогрессивной стадии — продольный рост тела, прекращение которого означает конец стадии; для стабильной стадии — увеличение жирового слоя, нарастание веса, стабильный уровень функциональных показателей; для регрессивной стадии — падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменения покровов, осанки, скорости движений.


Онтогенез трилобитов

Сходная схема возрастной периодизации постнатального развития человека была принята на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиолопш и биохимии, состоявшейся в 1965 г.

Эта схема нашла широкое применение в антропологии, педиатрии, педагогике.

Пренатальный период подразделяется на два: эмбриональный и фетальный (плодный). В течение первого периода, который продолжается 8 недель, происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку.

В фетальный период главным образом увеличиваются размеры и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4-5 месяцев. После 6 месяцев скорость роста линейных размеров уменьшается.

По-видимому, одна из причин замедления роста в конце внутриутробного периода — ограниченные размеры полости матки. По данным Дж. Таннера, скорость роста близнецов замедляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности.

Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место выкармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Следующий период — грудной — продолжается до 1 года. Начало его связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни.

Длина тела увеличивается от рождения до года примерно в 1,5 раза, а вес утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. На 2-3-м году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет.

В этот период некоторые исследователи отмечают небольшое увеличение скорости роста, называя его первым ростовым скачком; однако было обращено внимание, что этот скачок свойственен не всем детям. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и центральный резец на нижней и верхней челюстях, латеральный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также нейтральным детством, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела.

Следует отметить, что уже в этот период количество жира у девочек больше.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек — с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост в длину.

Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч. В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета. В среднем к 12-13 годам у мальчиков и девочек заканчивается смена зубов.

В период второго детства повышается секреция половых гормонов, в результате чего начинают развиваться вторичные половые признаки.

Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек сначала формируется грудная железа, затем появляются волосы на лобке, а потом в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием грудных желез. Средний возраст развития грудных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет.

Средний возраст появления волос на лобке приходится на самый конец периода второго детства.

В гораздо меньшей степени в этот период процесс полового созревания выражен у мальчиков.

Лишь к концу периода второго детства у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем полового члена. По данным болгарских медиков, длина полового члена в возрасте от 8 до 10 лет практически не меняется и увеличивается к 12 годам всего на 0,7 см.

Следующий период — подростковый — называют также периодом полового созревания, или пубертатным.

Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет.

Постнатальный онтогенез.

Датировку этого периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12-, а 11-летним девочкам. Поэтому у мальчиков к началу подросткового периода только начинается половое созревание, напротив, у девочек оно в значительной степени захватывает еще и предшествующий период. В этот период наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста — пубертатный скачок, который касается всех размеров тела.

Наибольшие прибавки по длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по весу тела — между 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно между 13 и 14 и 14 и 15 годами. Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5-14 годам они обгоняют девочек по длине тела. К концу подросткового периода размеры тела составляют 90-97% своей окончательной величины.

В подростковый период происходит перестройка основных физиологических систем организма (мышечной, 1фовеносной, дыхательной и др.). К концу периода основные функциональные характеристики подростков приближаются к характеристикам взрослого организма.

У мальчиков в это время особенно интенсивно развивается мышечная система.

В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах.

Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является менструация (менархе). Она обычно начинается после того, как пройден максимум скорости роста тотальных размеров тела. В 70-80-х гг. возраст появления менархе у городского населения большинства европейских стран был около 13 лет.

У девочек, живущих в сельской местности, отмечены более поздние сроки менархе: разница с городским населением составляет от 6 до 10 месяцев. Наиболее поздние сроки первой менструации характерны для подростков, живущих в экстремальных условиях обитания. Например, у девочек высокогорья Киргизии первая менструация наступает в 15 лет, что связывают с адаптацией к гипоксии.

В подростковый период происходит интенсивное половое созревание у мальчиков.

Продолжается рост яичек и полового члена, особенно интенсивно в 13-14 лет. К 13 годам происходит мутация голоса и появляются волосы на лобке; к 14 годам наблюдается пубертатное набухание сосков и появляются волосы в подмышечных впадинах. К 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольное извержение семени).

Следует заметить, что у мальчиков по сравнению с Девочками более продолжителен предпубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок.

Дж. Таннер считает, что «различия в размерах тела между взрослыми-мужчинами и женщинами в значительной степени зависят от времени наступления, продолжительности и интенсивности пубертатного скачка роста.

До этого скачка различия в росте между мальчиками и девочками не превышают 2 %, а после него они достигают в среднем 8 %».

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, у девушек — от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В зрелом возрасте форма и строение тела изменяются мало. Правда, у 20-30-летних людей еще продолжается рост позвоночного столба за счет отложения новых слоев костного вещества на верхних и нижних поверхностях позвонков.

Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3-5 мм. Между 30 и 45-50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. В пожилом и старческом возрасте происходят инволютивные изменения организма.



Развитие организма после рождения

Развитие организма после рождения:

После рождения начинается постэмбриональный период (после эмбриона).

У каких-то видов этот период с прямым развитием (то есть организм не меняется, а просто растет) (млекопитающие, птицы и т.д.).

А у каких-то начинается непрямое развитие, т.е.

развитие с превращением (метаморфозом — от греч. превращение) (земноводные, насекомые).

Встречается и неполный метаморфоз, когда стадии куколки нет, а личинки выглядят, почти, как взрослые.

После постэмбрионального периода организм растет и набирает массу. И тут тоже есть свои особенности.

3.5 Период второго детства

Ведь у растений, моллюсков, рыб и т.д. рост может продолжаться всю жизнь — т.е. рост неопределенный. А вот у птиц, млекопитающих и насекомых, рост останавливается — он определенный.

Обычно скорость роста выше в детском возрасте.

Далее идет зрелость, во время которой происходит размножение взрослых организмов.

Детский возраст можно разбить на следующие периоды:

  • внутриутробный период
  • период новорожденности (первые 28 дней жизни)
  • период грудного возраста (от 4 недель до 1 года)
  • ранний детский период (от 1 года до 3 лет)
  • дошкольный период (от 3 до 6 лет)
  • школьный период (соответствующий младшему школьному возрасту, который начинается в 6 лет и кончается в 10-12 лет)
  • пубертатный период

Внутриутробный период

Внутриутробный период (предродовой или пренатальный) охватывает все девять месяцев беременности.

3.5 Период второго детства

Жизнь начинается с момента соединения яйцеклетки женщины со сперматозоидом мужчины.

Внутриутробный период является одним из активнейших и сложнейших этапов развития, если учесть, что за 9 месяцев предстоит пройти путь от микроскопической клетки до плода весом 3 кг. В этот период клетки формирующегося человека крайне ранимы, несмотря на то, что они находятся под защитой материнского организма. Судить о внутриутробном развитии можно по продолжительности беременности (подсчет числа дней в интервале от даты последней менструации до даты родов) и по признакам созревания тех или иных органов и нервной системы.

В первые 3 месяца внутриутробной жизни (зародышевый субпериод) происходит закладка и быстрое развитие всех систем. В этот период вредоносные факторы, большей частью внешнего происхождения, вызывают образование большинства врожденных пороков развития.

В конце второго триместра беременности плод достигает 70 % того роста и лишь 20 % того веса, которые он будет иметь при рождении. Следовательно, последние 3 месяца беременности составляют период быстрого роста, преимущественно весового.

Период новорожденности

Период новорожденности (0-28дней) является этапом адаптации к внеутробной жизни. Период этот наиболее трудный в смысле той заботы, которую ребенок требует от матери, врача и патронажной сестры.

Питание, уход за кожей и создание соответствующих условий окружающей среды (одежда, правильно обогреваемое и проветриваемое помещение, приспособление семейной жизни к новоявленному ее члену, уменье матери наблюдать и ухаживать за новорожденным) имеют серьезное значение.

Мать должна научиться улавливать пределы нормы и отклонения от них в состоянии и поведении новорожденного.

А это необходимо с первых же дней, так как в этот период происходит ряд физиологических сдвигов (желтуха, падение веса, кожные высыпания), а заболевания проявляют тенденцию к генерализации и скоротечности. Помимо того, важное значение имеет осведомленность о нейромоторном развитии новорожденного.

Вначале он все время спит, причем лицо лишено какого-либо выражения, а веки плотно сомкнуты.

Спустя 3-4 недели он начинает «видеть», фиксирует глазами и следит ими за матерью или за каким-либо предметом, передвигающимся перед ним на расстоянии 30- 40 см. С первых же дней новорожденный поворачивается, ощутив запах материнской груди или (иногда) услышав ее голос. Перцептивная способность опережает двигательные возможности.

В главе, посвященной периоду новорожденности, мы обстоятельно рассказываем о том, как врач и патронажная сестра должны вести наблюдение за новорожденным при содействии матери, которая находясь постоянно с ним, имеет больше возможностей сразу же подметить признаки успешного или, наоборот, аномального развития ребенка.

Только мать имеет возможность досконально выяснить, когда и как ребенок стонет, хнычет, чихает, потягивается, сосет и глотает.

Период грудного возраста

Период грудного возраста (28 дней — 1 год) характеризуется продолжающимся быстрым увеличением веса и размеров тела.

Рост (длина тела) в течение первого года увеличивается на 20-24 см. Вес удваивается в 5-месячном и утраивается в годовалом возрасте. Окружность головы возрастает за год на 12 см (34-35 см при рождении, 46-47 см в годовалом возрасте).

Размножение клеток нервной системы заканчивается в возрасте 5 лет. Питание, исключительно молочное вначале, становится значительно более разнообразным к концу первого года.

Для матери данный период долог и труден, поскольку ей приходится еженедельно, а то и изо дня в день пополнять свои знания и вносить надлежащие изменения в уход за ребенком.

Существо, которое в первые дни умеет лишь спать да глотать, постепенно становится маленьким человеком, который к концу первого года жизни уже ходит, начинает говорить и проявлять характер.

В течение первого года жизни прорезываются первые зубы. Болезни, преобладающие в грудном возрасте, находятся в связи с качеством ухода, оказываемого семьей (поносы, инфекции дыхательной системы, кожные болезни, нарушения трофики). Течение этих болезней зависит как от конституциональных особенностей грудного ребенка, так и от сотрудничества между врачом-педиатром, семьей и патронажной сестрой.

Ранний детский или преддошкольный период

Ранний детский или преддошкольный период (1-3 года) характеризуется замедлением темпов увеличения веса (на 3 кг между 1 и 2 годами; на 1,5 кг между 2 и 3 годами) и роста (на, 2-3 см за второй год жизни и на 1 см за третий год). Соотношение размеров головы, туловища и конечностей меняется, что приводит к изменению облика ребенка.

Прорезываются последние молочные зубы. Двигательные функции совершенствуются.

Это – период, в котором семья должна позаботиться о формировании у ребенка хороших привычек. В патологии данного возраста на первый план выступают несчастные случаи, отравления, осложнения прежних заболеваний, нарушения в поведении вследствие погрешностей в уходе.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст (3-6 лет). Темпы роста медленные. По сравнению с цифрами, отмеченными при рождении, вес увеличивается в 5-6 раз к 5-летнему возрасту, а рост удваивается к 4 годам. Миелинизация мозга заканчивается к 3 годам, а в 5 лет объем его достигает 90 % мозга взрослого субъекта. Пищевые потребности ниже, чем в предыдущих периодах.

Это — период приобретения ребенком известной самостоятельности.

Родители должны понимать, что теперь ему нужно больше пространства, чтобы развернуться, что для него настала пора включиться в тот или иной детский коллектив, что основной формой его деятельности является игра.

В патологии этого возраста преобладают несчастные случаи, заразно-инфекционные болезни, аллергические расстройства.

Школьный возраст

Школьный возраст (третье детство) начинается к 5-б годам и заканчивается в 10-12 лет.

Это — период сравнительно медленного роста, протекающего с почти постоянной скоростью. В данном возрасте совершенствуются ранее приобретенные функции.

Ростовой процесс затрагивает преимущественно конечности. Молочные зубы заменяются постоянными. Что касается социального поведения, то школьник становится более самостоятельным по отношению к семье и ориентируется на товарищей по школе. В патологии преобладающее положение занимают заболевания дыхательной системы, тонзиллиты, инфекционные болезни, травмы.

Пубертатный период

Пубертатный период длится несколько лет и знаменует переход от детства к взрослому возрасту. Преобладающими переменами являются: соматическое развитие (рост, вес), изменения первичных половых признаков (гениталий) и появление вторичных половых признаков. Параллельно идут изменения всего организма, с коренными перестройками в сфере психики.

Переход от детства к взрослому возрасту протекает неодинаково у разных детей. Пубертатные признаки прогрессируют одновременно, однако разными темпами, и за 4-5-летний промежуток достигают степени развития, характерной для взрослого возраста.

В рамках периода, обычно именуемого пубертатным, выделяют три этапа:

  • препубертатный
  • собственно пубертатный
  • подростковый

Клеточная теория, мужики, методы

1. Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению, химическому составу и функционированию. Это говорит о родстве (общем происхождении) всех живых организмов на Земле (о единстве органического мира).

2. Клетка является:

  • структурной единицей (организмы состоят из клеток)
  • функциональной единицей (функции организма выполняются за счет работы клеток)
  • генетической единицей (клетка содержит наследственную информацию)
  • единицей роста (организм растет за счет размножения его клеток)
  • единицей размножения (размножение происходит за счет половых клеток)
  • единицей жизнедеятельности (в клетке происходят процессы пластического и энергетического обмена) и т.п.

Все новые дочерние клетки образуются из уже существующих материнских клеток путем деления.

4. Рост и развитие многоклеточного организма происходит за счет роста и размножения (путем митоза) одной или нескольких исходных клеток.

Мужики

Гук открыл клетки.

Левенгук открыл живые клетки (сперматозоиды, эритроциты, инфузории, бактерии).

Броун открыл ядро.

Шлейден и Шванн вывели первую клеточную теорию («Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению»).

Методы

1.

Световой микроскоп увеличивает до 2000 раз (обычный школьный – от 100 до 500 раз). Видно ядро, хлоропласты, вакуоль. Можно изучать процессы, происходящие в живой клетке (митоз, движение органоидов и т.п.).

2.

Электронный микроскоп увеличивает до 107 раз, что позволяет изучать микроструктуру органоидов. Метод не работает с живыми объектами.

3. Ультрацентрифуга. Клетки разрушаются и помещаются в центрифугу.

Компоненты клетки разделаются по плотности (самые тяжелые части собираются на дне пробирки, самые легкие – на поверхности). Метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды.

Еще можно почитать

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ: Клеточная теория и её мужики, Методы клеточной биологии
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2: Единство органического мира, Мужики, науки, методы

Тесты и задания

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Укажите формулировку одного из положений клеточной теории
1) Оболочка грибной клетки состоит из углеводов
2) В клетках животных отсутствует клеточная стенка
3) Клетки всех организмов содержат ядро
4) Клетки организмов сходны по химическому составу
5) Новые клетки образуются путем деления исходной материнской клетки

Выберите три варианта. Какие положения содержит клеточная теория?
1) Новые клетки образуются в результате деления материнской клетки
2) В половых клетках содержится гаплоидный набор хромосом
3) Клетки сходны по химическому составу
4) Клетка – единица развития всех организмов
5) Клетки тканей всех растений и животных одинаковы по строению
6) Все клетки содержат молекулы ДНК

Выберите три варианта.

Основные положения клеточной теории позволяют сделать выводы о
1) биогенной миграции атомов
2) родстве организмов
3) происхождении растений и животных от общего предка
4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад
5) сходном строении клеток всех организмов
6) взаимосвязи живой и неживой природы

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки
1) окрашивание
2) центрифугирование
3) микроскопия
4) химический анализ

Выберите один, наиболее правильный вариант.

В связи с тем, что в любой клетке происходит питание, дыхание, образование продуктов жизнедеятельности, ее считают единицей
1) роста и развития
2) функциональной
3) генетической
4) строения организма

Выберите три варианта. Основные положения клеточной теории позволяют сделать выводы о
1) влиянии среды на приспособленность
2) родстве организмов
3) происхождении растений и животных от общего предка
4) развитии организмов от простого к сложному
5) сходном строении клеток всех организмов
6) возможности самозарождения жизни из неживой материи

Выберите три варианта.

Сходное строение клеток растений и животных — доказательство
1) их родства
2) общности происхождения организмов всех царств
3) происхождения растений от животных
4) усложнения организмов в процессе эволюции
5) единства органического мира
6) многообразия организмов

Выберите один, наиболее правильный вариант. Клетку считают единицей роста и развития организмов, так как
1) она имеет сложное строение
2) организм состоит из тканей
3) число клеток увеличивается в организме путем митоза
4) в половом размножении участвуют гаметы

Выберите один, наиболее правильный вариант.

Клетка – единица роста и развития организма, так как
1) в ней имеется ядро
2) в ней хранится наследственная информация
3) она способна к делению
4) из клеток состоят ткани

1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. С помощью световой микроскопии в растительной клетке можно различить:
1) эндоплазматическую сеть
2) микротрубочки
3) вакуоль
4) клеточную стенку
5) рибосомы

2.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В световой микроскоп можно увидеть
1) деление клетки
2) репликацию ДНК
3) транскрипцию
4) фотолиз воды
5) хлоропласты

3.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. При изучении растительной клетки под световым микроскопом можно увидеть
1) клеточную мембрану и аппарат Гольджи
2) оболочку и цитоплазму
3) ядро и хлоропласты
4) рибосомы и митохондрии
5) эндоплазматическую сеть и лизосомы

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

В разработку клеточной теории свой вклад внесли:
1) Опарин
2) Вернадский
3) Шлейден и Шванн
4) Мендель
5) Вирхов

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточную теорию сформулировали:
1) Ф. Крик
2) А. Левенгук
3) Д. Уотсон
4) Т. Шванн
5) М.

Тестовые задания с ответами по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология»

Шлейден

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Метод центрифугирования позволяет
1) определить качественный и количественный состав веществ в клетке
2) определить пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул
3) очиститить макромолекулы, выведенные из клетки
4) получить объемное изображение клетки
5) разделить органоиды клетки

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Каково преимущество использования электронной микроскопии перед световой?
1) большее разрешение
2) возможность наблюдать живые объекты
3) дороговизна метода
4) сложность приготовления препарата
5) возможность изучать макромолекулярные структуры

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?
1) рибосомы
2) ядра
3) хлоропласты
4) микротрубочки
5) вакуоли

Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о
1) биогенной миграции атомов
2) родстве организмов
3) происхождении растений и животных от общего предка
4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд.

лет назад
5) сходном строении клеток всех организмов

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В цитологии используют методы
1) гибридологический
2) генеалогический
3) центрифугирования
4) микроскопирования
5) мониторинга

© Д.В.Поздняков, 2009-2018

Adblock detector

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *