Основные признаки живого и их характеристика

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ

По современным представлениям, жизнь – это особая форма существования (движения) материи в виде сложных биологических систем нуклеиновых кислот, белков и фосфорорганических соединений, обладающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и развития вследствие преобразования веществ и энергии из внешней среды.

Одной из главных особенностей живых систем является способность синтезировать белки на основе программы, закодированной в нуклеиновых кислотах, и синтезировать нуклииновые кислоты с помощью белков. Помимо этого живые организмы имеют и целий ряд других характерных признаков и свойств, отличающих их от неживой природи:

1. Единый принцип структурной организации. Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка представляет собой структурно-функциональную единицу и является основой роста и развития организма.

2. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в обьекты неживой природы, но соотнощение элементов разные. В живых организмах 98% состава приходится на углерод, кислород, азот и водород.

3. Обмен веществ и энергии (метаболизм). Живые организмы – открытые системы; они постоянно получают необходимые вещества из внешней среды и виделяют в неё продукты жизнедеятельности. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава всех частей организма и другии проявления (признаки) жизни, а именно: рост, развитие, раздражимость, движение, размножение, изменчивость, наследственность, старость и, наконец, смерть.

4. Рост и развитие — это тесно связанные процессы. Рост – это увеличение массы, линейных размеров индивидуума (особи) и отдельных органов. Он всегда сопровождаеться развитием – качественными изменениями организма. Закономерные изменение организма от момента зарождения и до смерти носят названия индивидуального развития, или онтогенеза.

5. Раздражимость. Способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия; лежит в основе приспособления к изменяющимся условиям среды.

Любое изменение окружающей среды является раздражителем, а реакция организма – проявлением раздражимости.

Формы раздражимости различны у растений и животных.

Реакция многоклеточных организмов на раздражение, которое осуществляется при помощи нервной системы, называется рефлексом.

6. Наследственность заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение в неизмененённом виде. В основе наследственности лежит относительное постоянство стоения молекул ДНК.

7. Изменчивость – это способность организмов приобетать новые признаки, отличающие их от родительских форм. Она представляет материал для естественного отбора, т. е. отбора наиболее приспособленных особей к конкретным условиям существования, что в конечном итоге приводит к появлению новых форм жизнм, прогрессивному развитию живого на Земле.

8. Дисктретность (от лат.“discretus” — прерывистый, раздельный) – это означает, что любая биологическая система ( клетка, организм, популяция, биоценоз) состоит из отдельных взаимодействующих частей, образующих структурно-фунциональное единство. Например, любой вид организмов включает отдельные особи. Тело высокоорганизованной особи состоит из органов, в свою очередь органы состоят из клеток.

9. Саморегуляция (авторегуляция). Это способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов (гомеостаз) в непрерывно меняющихся условиях среды. Данная способность осуществляется с помощью регуляторных систем, в основе деятельности которых лежит принцип обратной связи. Сигналом для включения или выключения той или иной регулирующей системы может быть концетрация какого-либо вещества или состояние какого-либо биохимического или физиологического процесса.

Например, понижение концетрации АТФ в клетке служит сигналом запускающим её синтез. После того как содержание АТФ в клетке нормализуется, интенсивность её синтеза уменьшается.

10. Адаптация (от лат. “adaptatio”- приспособление) — приспособление организма к условиям окружающей среды. Возникают в процессе естественного отбора и выражаются в особенностях строения, функций и поведения особей данного вида, способствующих их успеху в борьбе за существование.

Основные свойства и стратегия жизни:

  • способность к передаче и реализации генетической информации;
  • адаптация к условиям окружающей среды;
  • поступательное прогрессивное развитие.

Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?;

Биология…

Вопрос 1

Для всех живых организмов характерно

Выберите один ответ:

a. дыхание, питание, размножение

b. образование органических веществ из неорганических

c. поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ

d. активное передвижение в пространстве

Вопрос 2

Организмы растений, животных, грибов и бактерий состоят из клеток — это свидетельствует о

Выберите один ответ:

разнообразии строения живых организмов

b. связи организмов со средой обитания

c. единстве органического мира

Содержание

Признаки живого

сложном строении живых организмов

Вопрос 3

В клетках человека и животных в качестве строительного материала и источника энергии используются

Выберите один ответ:

a. белки, жиры и углеводы

b. неорганические вещества

c. вода и углекислый газ

d. гормоны и витамины Вопрос 4

Вопрос 4

Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

Выберите один ответ:

транспорта веществ

b. каталитическую

c. аккумулятора энергии

d. защитную

Вопрос 5

Молекулы ДНК

Выберите один ответ:

доставляют к рибосомам аминокислоты

b. переносят информацию о строении белка к рибосомам

c. переносят информацию о строении белка в цитоплазму

d. содержат наследственную информацию о первичной структуре белка

Вопрос 6

Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами

Выберите один ответ:

гликогена и крахмала

b. клетчатки и глюкозы

c. белков и липидов

d. ДНК и АТФ

Вопрос 7

Какие организмы синтезируют органические вещества за счет энергии солнечного света

Выберите один ответ:

a. хемотрофы

b. сапротрофы

фототрофы

d. гетеротрофы

Вопрос 8

Перед митозом и мейозом в интерфазе происходит

Выберите один ответ:

a. коньюгация гомологичных хромосом

b. растворение ядерной оболочки

c. образование веретена деления

удвоение молекулы ДНК

Вопрос 9

Митоз отличается от мейоза

Выберите один ответ:

a. числом дочерних клеток и рабором хромосом в них

наличием профазы, метафазы, анафазы и телофазы

c. процессами спирализации и деспирализации хромосом

d. наличием хромосом, состоящих из двух хроматид

Вопрос 10

Объединени признаков родителей происходит в процессе

Выберите один ответ:

a. дробления зиготы

b. слияния гамет

c. партеногенеза

d. гаструляции

Вопрос 11

При половом размножении, в отличии от бесполого

Выберите один ответ:

a. увеличивается генетическое разнообразие потомства

рождается больше женских особей c. дочерний организм развивается быстрее

d. увеличивается численность популяций

Вопрос 12 Типы гамет у особи с генотипом ААВb

Выберите один ответ:

a. АА, Bb

b. АВ, Аb

A, B, b

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО

Вопрос о происхождении и сущности жизни, специфике живого вещества является ключевым для многих естественно-научных дисциплин, для формирования научной картины мира. Вся многовековая история биологической науки проходила под знаком борьбы представителей двух противоположных точек зрения на феномен жизни – механицизма и витализма. Механицизм сформировался в Новое время под влиянием успехов механики и последующим формированием механистически-материалистического мировоззрения в целом.

Сторонники механицизма и его более поздней разновидности – редукционизма не признавали качественную специфику живых организмов, считая, что жизненные процессы можно представить как результат действия физических и химических процессов.

Этой точки зрения придерживался ряд видных ученых и в ХХ веке. Так, крупнейший английский философ и математик Б.Рассел в работе «Человеческое познание» (1951 г.) писал:

«Нет основания предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может теоретически быть объяснено в терминах физики и химии».

Аналогичные взгляды развивал в своей работе «Возникновение жизни» английский физик Дж.

Д.Бернал:

«Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов».

Н.Бор в 30-е годы ХХ века предсказывал, что исследование жизни на атомном уровне приведет к парадоксу, аналогичному тому, который возник при исследованиях спектров атомов и который был разрешен только с помощью новой квантовой механики.

Бор считал, что:

«Существование жизни следует принимать как некий элементарный факт, который нельзя объяснить и который следует рассматривать как начальную точку биологии, точно так же как квант действия, который выглядит иррациональным с точки зрения классической механики, но оказывается фундаментальной основой атомной физики, если его рассматривать с точки зрения физики элементарных частиц. Невозможность объяснения жизненных явлений на основе законов физики или химии аналогична недостаточности механического подхода для понимания стабильности атомов».

Н.Бор рассматривал проблему связи биологии и физики на основе принципа дополнительности, считая, что собственно биологические законы дополнительны законам, которым подчиняются тела неорганического мира.

Нельзя одновременно определять физико-химические свойства организма и явления жизни – анализ свойств одного исключает подробный анализ другого.

В 1945 г. Э.Шредингер написал книгу «Что такое жизнь? С точки зрения физика», где рассмотрел три основные проблемы биофизики:

1. Термодинамические основы жизни. Организм – открытая высокоорганизованная упорядоченная система, находящаяся в неравновесном состоянии благодаря потоку энтропии во внешнюю среду, способная поддерживать упорядоченность за счет саморегуляции и самовоспроизведения.

Молекулярные основы жизни. Ген должен быть молекулой с апериодической структурой. Поставлен вопрос о структуре вещества наследственности и о причинах его устойчивого воспроизводства в ряду поколений.

Квантово-механические закономерности. Соответствие биологических процессов законам квантовой механики, что отчетливо проявляется в радиобиологических явлениях.

Сторонники витализма объясняют специфику живого существованием особых биологических закономерностей, наличием в биологических системах особой нематериальной и непознаваемой «жизненной силы», «души», которая не подчиняется физическим и химическим законам, придает живым организмам их целостность и целесообразность, особого рода упорядоченность и способность стремиться к определенным целям.

Зарождение витализма происходило во времена античности в трудах Платона, Аристотеля, Плотина. Виталисты пытаются доказать нематериальный характер жизни и невозможность понять ее сущность. Однако под влиянием успехов физики и химии, биофизики и биохимии в объяснении многих биологических процессов к середине ХХ века витализм был вытеснен из сферы биологического познания.

В настоящее время большинство ученых убеждено, что жизнь представляет собой особую форму существования материального мира.

Современная биология в вопросе о сущности жизни часто идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. Только совокупность данных свойств дает представление о специфике живого.

К числу свойств живого относят следующие:

Метаболизм.

Наиболее важным свойством всех живых организмов является обмен веществ, или метаболизм, представляющий собой совокупность биохимических реакций, обеспечивающих жизнь. Живые организмы получают вещество, энергию и информацию из окружающей среды, используя их на поддержание своей высокой упорядоченности.

Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию. Процессы обмена веществ делят на анаболизм, или ассимиляцию, и катаболизм, или диссимиляцию. При анаболизме идет синтез сложных веществ из простых, сопровождающийся накоплением энергии. Катаболизм – это расщепление сложных веществ, сопровождающееся освобождением энергии. Эти две стороны обмена связаны неразрывно и протекают одновременно и непрерывно.

Каждый живой организм и каждая клетка представляют собой открытую термодинамическую систему, которая непрерывно превращает содержащуюся в органических веществах потенциальную (химическую) энергию в энергию всех рабочих процессов организма.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖИВОГО

В конечном счете, вся энергия уходит из организма в окружающую среду и рассеивается в ней. Баланс энтропии в открытой системе определяется процессами как внутри нее, так и процессами обмена с окружающей средой. Обмен веществ в живых организмах с точки зрения термодинамики необходим для того, чтобы воспрепятствовать увеличению энтропии, обусловленному внутренними необратимыми процессами в организме.

Советский физик Я.И.Френкель писал:

«Нормальное состояние всякой мертвой системы есть состояние устойчивого равновесия, в то время как нормальное состояние всякой живой системы, с какой бы точки зрения она ни рассматривалась (механической или химической), есть состояние неустойчивого равновесия, в поддержании которого и заключается жизнь».

Существуют два вида питания организмов: автотрофное и гетеротрофное. Автотрофное питание означает синтез всех необходимых органических веществ из неорганических.

Этим видом питания обладают растения и прокариоты. Зеленые растения синтезируют органические вещества с использованием энергии Солнца путем реакции фотосинтеза. В результате фотосинтеза создается основная масса органического вещества и поддерживается газовый состав атмосферы. Гетеротрофное питание означает получение органических веществ в готовом виде, оно характерно для животных, грибов и многих бактерий.

Обмен веществ может происходить без участия кислорода – анаэробный обмен.

У большинства организмов питательные вещества расщепляются и высвобождают энергию в процессе клеточного кислородного дыхания – аэробный обмен. При нем высвобождается гораздо больше энергии.

— Сложная структура. Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.

Живые организмы не только изменяются, но и усложняются. У растения или животного появляются новые ветви или органы, отличающиеся по своему химическому составу от породивших их структур.

— Раздражимость.

Живые организмы активно реагируют на физические или химические факторы и их изменения в окружающей среде. Способность реагировать на внешние раздражения – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.

— Размножение и рост. Все живое размножается и растет. Способность к самовоспроизведению – самая поразительная способность живых организмов. Потомство и похоже, и чем-то отличается от своих родителей. В этом проявляется действие механизма наследственности.

Адаптация. Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни.

Адаптация помогает выжить организмам в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Организм отвечает на изменения либо относительно быстро благодаря раздражимости, либо более длительно – путем возникновения мутаций и появления новых признаков, которые будут сохранены естественным отбором.

Передача информации. Живые организмы способны передавать потомству заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содержится в генах – единицах наследственности, мельчайших внутриклеточных структурах.

Генетический материал определяет направление развития организма. Вот почему потомки похожи на родителей. Однако эта информация в процессе передачи несколько видоизменяется, искажается. В связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.

Гомеостаз.Гомеостазом называется относительное динамическое постоянство состава и свойств организма, устойчивость его основных физиологических функций. Живые организмы, обитающие в непрерывно изменяющихся внешних условиях, поддерживают постоянство своего химического состава и интенсивность течения всех физиологических процессов с помощью механизмов саморегуляции.

Важную роль в реализации гомеостаза играют петли обратной связи, возникающие в живом веществе и определяющие его реакции на внешние возмущения, нарушающие его стабильность. Гомеостаз – фундаментальный принцип для всего живого.

Движение. Оно более заметно у животных, чем у растений.

Из совокупности указанных признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению.

Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты. Один из главных критериев жизни – способность живых организмов сохранять и передавать информацию.

Современная теоретическая биология основные свойства живого формулирует в виде пяти аксиом:

1. Все живые организмы характеризуются единством фенотипа (совокупностью всех признаков и свойств) и программой его построения – генотипа (совокупностью всех генов), передающегося по наследству из поколения в поколение (аксиома А.Вейсмана).

Генетическая программа образуется матричным путем, т.е. для строительства гена будущего поколения используется ген предшествующего поколения (аксиома Н.К.Кольцова).

При передаче генетические программы изменяются случайно и ненаправленно, также случайно они могут оказаться удачными в данной среде (1-я аксиома Ч.Дарвина).

Случайные изменения генетических программ при становлении фенотипа многократно усиливаются (аксиома Н.В.Тимофеева-Ресовского).

5. Многократно усиленные изменения генетических программ подвергаются отбору условиями внешней среды (2-я аксиома Ч.Дарвина).

Дата добавления: 2018-05-10; просмотров: 85;

Похожие статьи:

Глава 39. Неклеточные формы жизни

Вирусы были открыты в 1892 г. русским ученым-ботаником Д.И.Ивановским при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев). Вирусы представляют собой неклеточные формы жизни. Они занимают промежуточное положение между живой и неживой материей, так как совмещают в себе признаки живых организмов и тел неживой природы.

Вирусы обладают рядом особенностей, отличающих их от клеточных организмов:

© не имеют клеточного строения, лишены каких-либо клеточных структур;

© содержат только один тип нуклеиновой кислоты — либо ДНК, либо РНК;

© лишены собственного метаболизма, так как не имеют белок-синтезирующего аппарата и механизмов получения энергии;

© отсутствует рост;

© не способны ни к делению, ни к половому размножению.

Вирусы проявляют признаки жизни только в клетке.

Это внутриклеточные паразиты. Причем в отличие от других паразитов, они являются ультрапаразитами, так как паразитируют на генетическом уровне.

Вопрос о происхождении вирусов до конца не выяснен. Вирусы представляют собой автономные генетические структуры, но они не способны развиваться вне клетки. Вместе с тем, нуклеотидный состав нуклеиновых кислот и генетический код вирусов и клеточных организмов одинаков. Поэтому можно предположить, что вирусы возникли позже возникновения клеточной организации.

Наиболее вероятно, что вирусы возникли в результате деградации клеточных организмов.

Вероятно, вирусы можно рассматривать как группу генов, вышедших из-под контроля генома клетки.

Химический состав вирусов

Вирусы представляют собой нуклеопротеины, т.е.

состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты. У некоторых вирусов можно обнаружить липиды и углеводы.

Структурная организация вирусов

Размеры вирусов колеблются от 10 до 300 нм.

Форма вирусов разнообразна: шаровидная, палочковидная, нитевидная, цилиндрическая и др.

Вирусы могут существовать в двух формах:

© в форме нуклеиновой кислоты, когда находятся в клетке-хозяине;

© в свободной форме, когда находятся вне клетки-хозяина.

Эту форму существования называют вирионом (рис. 320).

Вирионы вирусов состоят из различных компонентов:

© сердцевина — генетический материал (молекула ДНК или РНК);

© капсид[38] — белковая оболочка нуклеиновой кислоты;

© суперкапсид — дополнительная липопротеидная оболочка (характерен только для сложноорганизованных вирусов).

Вирусы содержат всегда один тип нуклеиновой кислоты — либо ДНК, либо РНК.

Причем обе нуклеиновые кислоты могут быть как одноцепочечными, так и двухцепочечными, как линейными, так и кольцевыми.

В зависимости от типа нуклеиновой кисло

Рис.

320. Вирус табачной мозаики:   1 — нуклеиновая кислота вируса (РНК); 2 — капсид.

ты, входящей в состав вируса, различают:

© ДНК-геномные вирусы;

© РНК-геномные вирусы.

Капсид представляет собой оболочку вируса, образованную белковыми субъединицами, уложенными строго определенным образом.

Капсид выполняет, прежде всего, защитную функцию. Он защищает нуклеиновую кислоту вируса от различных воздействий, прежде всегоот действия многочисленных нуклеаз[39].

Кроме того, капсид обеспечивает осаждение вируса на поверхности клеточных мембран, так как содержит рецепторы, комплементарные рецепторам мембран клеток. Рецепторный механизм проникновения вируса в клетку обеспечивает специфичность вирусов: они поражают строго определенный круг хозяев.

Суперкапсид характерен для сложноорганизованных вирусов (вирусы ВИЧ, гриппа, герпеса).

Возникает во время выхода вируса из клетки-хозяина. Он представляет собой модифицированный участок ядерной или наружной цитоплазматической мембраны клетки-хозяина.

Только внедряясь в клетку-хозяина вирус может воспроизводить себе подобных, он подавляет процессы транскрипции и трансляции веществ, необходимых самой клетке, и "заставляет" ее ферментные системы осуществлять репликацию своей нуклеиновой кислоты и биосинтез белков вирусных оболочек.

После сборки вирусных частиц клетка либо погибает, либо продолжает существовать и производить новые поколения вирусных частиц.

Цикл репродукции вируса складывается из нескольких стадий.

© Осаждение вируса на поверхность мембраны клетки. Возможно в том случае, если рецепторы клеточных мембран и капсида вируса комплементарны.

© Проникновение вируса в клетку. Многие вирусы проникают в клетку путем эндоцитоза. Образуется впячивание наружной цитоплазматической мембраны, и вирус оказывается в цитоплазме клетки.

Ферменты лизосом разрушают капсид вируса, и его нуклеиновая кислота освобождается. Некоторые вирусы проникают в клетку путем слияния мембран клеток и вирусов.

Проникновение фагов происходит за счет частичного разрушения оболочки клетки фаговым лизоцимом.

ДНК вируса проникает в клетку после сократительной реакции отростка фага.

© Синтез компонентов вируса осуществляется в несколько этапов:

¨ Подготовительный. На этом этапе происходит подавление функционирования генетического аппарата клетки, прекращается синтез белков и нуклеиновых кислот клетки, белок-синтезирующий аппарат клетки переводится под контроль генома вируса.

¨ Репликация нуклеиновой кислоты вируса.

Поскольку генетический аппарат вирусов разнообразен, механизмы репликации различны. У двухцепочечных ДНК-геномных вирусов репликация происходит так же, как у всех живых организмов.

¨ Синтез белков капсида. Биосинтез белков капсида вируса начинается позже репликации, причем используется белоксинтезирующий аппарат клетки-хозяина.

© Сборка вирионов. Сборка вирусных частиц начинается после того, как количество компонентов вируса в клетке достигает определенного предела.

Происходит самосборка, белковые субъединицы капсида определенным образом располагаются вокруг нуклеиновой кислоты.

© Выход вирусов из клетки. Чаще всего происходит в результате разрушения клетки вирусным лизоцимом. Сложноорганизованные вирусы выходят из клетки путем почкования, при этом они приобретают суперкапсид.

Вирусы способны поражать большинство существующих живых организмов, вызывая различные заболевания.

К числу вирусных заболеваний человека относятся, например, оспа, бешенство, детский паралич, корь, желтая лихорадка, инфекционный насморк и т.д. У животных известно поражение вирусом коровьей оспы и др. У растений вирусы могут определять пятнистость окраски цветков (например, у тюльпана), изменения окраски листьев (желтуха растений).

  Рис.

Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).

Бактериофаг.

Некоторые вирусы (бактериофаги) являются паразитами бактерий (рис. 321). Они способны проникать в бактериальную клетку и разрушать ее.

Бактериофаг состоит из головки, хвостика и хвостовых отростков, с помощью которых он осаждается на оболочке бактерий. В головке содержится ДНК. Фаг частично растворяет клеточную стенку и мембрану бактерии и за счет сократительной реакции хвостика впрыскивает свою ДНК в ее клетку.

Бактериофаги имеют большое практическое значение и являются важным объектом научных исследований в области молекулярной биологии.

Синдром приобретенного иммунного дефицита — это новое инфекционное заболевание, которое признано как первая действительно глобальная эпидемия в известной истории человечества.

Вирус иммунодефицита человека внедряется в чувствительные клетки.

Основные клетки-мишени — CD4-лимфоциты (хелперы), так как на их поверхности есть рецепторы, способные связываться с поверхностным белком ВИЧ. В меньшем числе они содержатся на мембранах макрофагов, еще в меньшем — на мембранах В-лимфоцитов.

Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, поражая нервные клетки и клетки нейроглии, в клетки кишечника. Иммунная система организма человека утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет.

Строение вирусной частицы ВИЧ

Возбудитель СПИДа — вирус иммунодифицита человека (ВИЧ) — относится к ретровирусам[40].

Вирион имеет сферическую форму, диаметром 100-150 нм (рис. 322). Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, образованной из клеточной мембраны клетки-хозяина.

    Рис.

322. Молекулярная модель вируса иммунодефицита человека:   1 — оболочка вируса; 2 — гликопротеиды; 3 — отросток; 4 — вироскелет; 5 — обратная транскриптаза; 6 — сердцевина; 7 — рибонуклеопротеид.

Поэтому на ее поверхности и внутри нее сохраняется множество клеточных белков. В мембрану встроены рецепторные образования, по виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой располагается сердцевина вируса, которая имеет форму усеченного конуса и образована особым белком. Промежуток между наружной вирусной мембраной и сердцевиной вируса заполнен тяжами вироскелета, благодаря которому сохраняется форма вируса, а сердцевина удерживается в определенном положении.

Внутри сердцевины располагаются две молекулы вирусной РНК, связанные с низкомолекулярными белками основного характера. Каждая моле кула РНК содержит 9 генов ВИЧ. Три из них являются структурными, три — регуляторными и три — дополнительными. Эти гены содержат информацию, необходимую для продукции белков, которые управляют способностью вируса инфицировать клетку, реплицироваться и вызывать заболевание. Кроме того, сердцевина содержит фермент обратную транскриптазу, осуществляющую синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК.

Пути распространения ВИЧ инфекции

Источником заражения служит человек — носитель вируса иммунодефицита.

Это может быть больной с различными проявлениями болезни, или человек, не имеющий признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель).

СПИД передается только от человека к человеку:

© половым путем;

© через кровь и ткани, содержащие вирус иммунодефицита;

© от матери к плоду и новорожденному.

Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 873;

Похожие статьи:

Признаки и свойства живого
Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: гомеостаз, единство живой и неживой природы, изменчивость, наследственность, обмен веществ.
Признаки и свойства живого.

Живые системы имеют общие признаки:
– клеточное строение. Все существующие на Земле организмы состоят из клеток.

Исключением являются вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.
Обмен веществ – совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Саморегуляция – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).

Стойкое нарушение го– меостаза ведет к гибели организма.
Раздражимость – способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных и тропизмы, таксисы и настии у растений).
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата – молекул ДНК.
Наследственность – способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение.
Репродукция или самовоспроизведение – способность живых систем воспроизводить себе подобных.

В основе размножения лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
Рост и развитие – все организмы растут в течение своей жизни; под развитием понимают как индивидуальное развитие организма, так и историческое развитие живой природы.
Открытость системы – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности.

Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.
Способность к адаптациям – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
Общность химического состава. Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

В неживой природе эти соединения не образуются.

Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи.

Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляется на уровне биогеоценозов и биосферы.
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический
Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационных работах: уровень жизни, биологические системы, изучаемые на данном уровне, молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно–видовой, биогеоценотический, биосферный.
Уровни организации живых систем отражают сопод– чиненность, иерархичность структурной организации жизни.

Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.
Уровень жизни – это форма и способ ее существования.

Основные признаки и критерии живого

Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.
Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями); на этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.
Клеточный– уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни.

На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, р

Методическое пособие Рекомендовано Российской Академией образования от автора предлагаемое пособие предназначено учителю, работающему с учебником В. Б. Захарова и Н.

И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов»

1 …   31   32   33   34   35   36   37   38   39

ТЕМА: «Царство Вирусы. Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение»

ЦЕЛИ УРОКА :

охарактеризовать историю открытия и изучения вирусов, сведения о их строении и жизнедеятельности, подчеркнуть медицинское значение.

ТИП УРОКА : объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки.

ПЛАН УРОКА :
ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ :

Число, месяц.

Тема: «Царство Вирусы.

Краткая характеристика царства Вирусы и их практическое значение».

Изучение нового материала

Заключительная глава учебника посвящена царству Вирусы. Эта группа остается самым непознанным царством живых существ (среди ученых нет единого мнения даже по поводу признания вирусов живыми организмами).

Поэтому целесообразно ограничиться кратким изложением материала учебника. Важно остановиться на роли вирусов как возбудителей весьма патогенных болезней растений, домашних животных и человека, подчеркнуть необходимость их изучения, прежде всего, в целях поиска эффективных средств и методов профилактики и лечения вирусных заболеваний.

Что касается бактериальных инфекций, то использование вирусов-бактериофагов в борьбе с ними считается важнейшим направлением медико-биологических исследований.

Для закрепления нового материала рассмотреть вместе с учениками задания на с. 244–245 учебника.

При изучении нового материала можно остановиться на следующих вопросах:

1. История открытия вирусов.

«Вирус» в переводе с латыни означает яд. В древности вирусами называли любые болезни.

Но в 1882 г. русский ученый Д.И. Ивановский описал заболевание растения табака. Возбудитель заболевания был необычайно мал и имел форму палочки. Он получил название вируса табачной мозаики.

Затем были открыты бактериофаги – вирусы, пожирающие бактерии. Так начала зарождаться вирусология – наука о неклеточных формах жизни.

2. Основные свойства вирусов. Вирусы не могут питаться и размножаться вне клеток хозяина.

3. Строение вируса.

Раздел III. Биология – наука о жизни (живой природе).

Вирион – зрелая частица вируса окружена белковой оболочкой и содержит одну или несколько молекул нуклеиновой кислоты.

Вирусы имеют разные формы: палочковидные, нитевидные, округлые.

4. Вирусы, опасные для человека. СПИД, гепатит, бешенство, оспа. Есть вирусы менее опасные, но также приводящие к болезненному состоянию организм человека: аденовирусы, вирус гриппа, герпес, корь, краснуха, ветрянка.

5.

Происхождение вирусов. Вероятно, происхождение их связано с обособлением отдельных элементов, входящих в клетку.

Закрепление изученного материала

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что:

1.

Тело вируса неклеточного строения.

2. Вирусы осуществляют процессы жизнедеятельности только в клетке хозяина, следовательно, они внутриклеточные паразиты.

3. Существуют просто и сложно организованные вирусы.

4.

Развитие и размножение вируса связано с определенными клетками хозяина.

5. Вирусы могли произойти в результате обособления генетических элементов из клеточных форм.

Домашнее задание

1. Выполнить задания на с. учебника 244–245.

2. Подготовиться к обобщающему уроку по всему курсу «Биология.

Многообразие живых организмов».

УРОК 66 (1)

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМАМ «Царства Прокариоты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы»

ЦЕЛИ УРОКА :

проверка и оценка знаний учащихся. Повторить особенности организации прокариот, грибов, растений, животных и вирусов. Выявить черты сходства и различий у представителей данных царств.

ТИП УРОКА : закрепление знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ : таблицы, рисунки.

ПЛАН УРОКА :
ХОД УРОКА

Организационный момент

НА ДОСКЕ :

Число, месяц.

Итоговый урок по Теме: «Цартва Прокариты, Грибы, Растения, Животные, Вирусы».
Можно провести урок в виде командных выступлений.

Одна команда рассказывает о царстве Прокариот, вторая – о царстве Грибов, третья – о царстве Растений, четвертая – о царстве Животных, пятая – о царстве Вирусов. Выступления обсуждаются учителем и учениками.

Рассказы учеников сопровождаются заранее подготовленными рисунками, схемами, таблицами ботаническими и зоологическими экспонатами и муляжами.
Царство Прокариоты .

Учащиеся должны вспомнить, с чем связано название данного царства, какие подцарства входят в него, назвать представителей данных подцарств и рассказать об их роли в природе и жизни человека.

Царство Грибы . Учащимся предлагается охарактеризовать царство Грибов, отметить отличие грибов по типу питания: паразиты, сапрофиты, симбионты.

Рассказать о съедобных и ядовитых грибах.

Царство Растения . Учащиеся дают общую характеристику растительным организмам, рассказывают о роли растений в формировании атмосферы, эволюции растений.

Царство Животные .

Учащиеся сообщают, в чем принципиальные отличия животных, от других живых организмов. Характеризуют среды обитания животных и приспособления к жизни в разнообразных условиях обитания.

Царство Вирусы .

История открытия вирусов, особенности организации, значение в жизни человека, методы борьбы с вирусами.

Оставшуюся часть урока можно провести в виде викторины, где учащиеся могут принести своей команде дополнительные баллы (за каждый правильный ответ команда получает дополнительные баллы).

Примерные вопросы викторины.

1.

Почему дерево, на котором поселились лишайники, может погибнуть? (Лишайники не паразитирующие на дереве, не зря их называют «пионерами растительности», в результате своей жизнедеятельности выделяют комплекс кислот, которые разрушают кору.

Эти кислоты могут разрушать каменистую поверхность, скальные породы и в результате формируется почва.)

2. Почему в севооборот рекомендуют включать посадку клевера, гороха и других бобовых растений? (На корнях бобовых поселяются азотфиксирующие бактерии. Они поглощают атмосферный азот, недоступный корням растений и переводят его в соединения, легко усваиваемые. Таким образом, и растения получают необходимый азот, и почва обогащается этим необходимым для роста и развития элементом.)

3.

Почему воздух в сосновом лесу считается полезным? (Хвойные деревья выделяют в атмосферу фитонциды, обладающие бактерицидным свойством. Именно по этому воздух в сосновом лесу круглый год практически стерилен и насыщен кислородом. Поэтому нам в лесу дышится легко.

Гектар лиственного леса в умеренном поясе вырабатывает 16 т кислорода в год, гектар хвойного – 30 т.)

4. Где обитают растения-хищники? Приведите примеры этих растений. (Обычно растения-хищники обитают на почвах, обедненных минеральными веществами.

Поглощая насекомых, они компенсируют недостаток веществ, отсутствующих в почве. Росянка, венерина мухоловка, непентес.)

5. Некоторые грибники говорят, что несъедобные грибы не бывают червивыми.

Так ли это? (Практически все грибы поражаются личинками насекомых – как съедобные, так и ядовитые. Ведь ядовитыми они являются для человека, а не для всех живых организмов.)

6. В стихотворении Максима Горького «Песнь о буревестнике» упоминаются живущие по соседству пингвин и гагара. Почему их реальная встреча в природе невозможна? (Пингвины живут в Антарктиде, а гагары – в Арктике. Места их обитания разделяют десятки тыс. километров.)

7. Какие млекопитающие обладают специфическими органами для ориентации в пространстве, отсутствующими у человека?

(Летучие мыши и зубатые киты способны к эхолокации: они испускают высокий ультразвук, специальными органами улавливают его отражение от любых объектов (насекомых, рыб и т. п.), четко определяя расстояние до них, размеры и направление движения.

У человека нет природных органов эхолокации, но он успешно использует для этого радары и другие соответствующие приборы.)

8. Почему морская свинка получила такое название, и в каких биотопах она живет? (Морская свинка живет в относительно сухих районах Южной Америки.

Когда этого грызуна завезли в Россию из-за океана, то назвали «заморской свинкой», но позднее приставка «за» утерялась, а сокращенное и потому ошибочное русское название «морская» закрепилось не только в быту, но и в научной литературе.

Часто содержат и разводят в домашних условиях.)

9. В чем особенность кожи и волосяного покрова белых медведей? (Ворс обладает оптическими свойствами: бесцветные волоски проводят энергию солнечного света к черной коже, которая легко поглощает это тепло.)

10.

Почему СПИД признан одним из опаснейших вирусов человека? (Способен мутировать, а следовательно сложно создать вакцину против него, охватывает в большей степени людей детородного возраста, может передаваться от материнского организма к плоду.)

В качестве дополнительных заданий можно предложить командам составить кроссворды по изученному материалу. Что также добавит им баллы.

Домашнее задание

1. Подготовиться к орнитологической экскурсии в природу (бинокль, определитель птиц своей местности, полевой дневник).

1 …

  31   32   33   34   35   36   37   38   39

Похожие:

Биология
bio.na5bal.ru

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *