Новый курс рузвельта

Ответом Америки на кризис 1929-1933 гг. был «новый курс» президента Франклина Делано Рузвельта (1882-1945), которого американцы до сего дня считают самым значительным политиком в своей истории. При Рузвельте, который четыре раза избирался на пост президента с 1932 г., США радикально переменились.

Реформы «нового курса» Рузвельта, проведённые в кейнсианском духе, положили конец эре либеральной классической экономики. До Ф. Рузвельта США были классической страной либерализма, где без­раздельно царил свободный рынок, а государство выступало «ноч­ным сторожем» (это словосочетание обычно употребляется для обо­значения минимальной роли государства в экономике). Рузвельт смог обратить мощь современного государства на спасение капитализма.

Самые радикальные программы «нового курса» встречались бизнесом и Конгрессом США прохладно и вскоре были отменены Верховным судом. Однако это не помешало Рузвельту добиться по­ставленных целей.

Социальные реформы

Самым существенным итогом перемен являлось внедрение начал социаль­ного законодательства в стране: пенсии, пособия безработным, ор­ганизация общественных работ, молодёжная политика. По закону 1935 г. предприниматели обязаны были признать профсоюзные ор­ганизации и заключить с ними коллективный договор. Государство также взяло на себя некоторые регулирующие функции в управле­нии экономикой и финансами.

Экономические реформы

К мерам в области экономики отно­сится создание Национальной администрации восстановления про­мышленности (НИРА). В соответствии с решением НИРА был при­нят «Кодекс честной конкуренции», по которому устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объ­ём продукции, распределялись рынки сбыта. Основное назначение Кодекса заключалось в запрещении продавать товары ниже установ­ленных цен. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Самой успешной оказалась программа помощи ферме­рам. Была учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Эта организация регулировала цены на сельскохо­зяйственную продукцию, устанавливала объём производства, под­держивала сокращение фермерских посевных площадей.

Для аграрного сектора были выделены средства на исследова­тельские работы и просвещение фермеров, техническую помощь, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, фермерам выдавались государственные кредиты. В ре­зультате этих мер рост сельского хозяйства в годы «нового курса» составил 5 % в год.

Картинки (фото, рисунки)


  • Общественные работы в США

  • Общественные работы в США

На этой странице материал по темам:

  • Реформы рузвельта в сша 1933-1935 кратко

  • С помощью фактов определи какие изменения внес новый курс в развитие сша

  • Мировой экономический кризис и новый курс рузвельта кратко

  • План и конспект сша: новый курс ф. рузвельта

  • Aaa при рузвельте

Вопросы к этой статье:

  • Какие изменения произошли в США вследствие «нового курса»?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Вопрос 37. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933-1935 гг.

Кризис 30-х годов. В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Усилилось государственное вмешательство в экономику. Необходимость в этом была окончательно осознана в 30-е годы, когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому време­ни все основные капиталистические страны.

В США промышленное производство снизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их сбережений.

Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный вы­ход из кризиса фактически ничего существенного не предпринима­ло.

Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г.

победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одно­временно во всех важнейших областях экономических и социаль­ных отношений.

Спешно был принят ряд законов, призванных стабилизировать банковскую и в целом всю финансовую систему.

Запрещен вывоз золота за границу. Золотой запас страны сосредоточивался в бан­ках Федеральной резервной системы (ФРС). Доллар лишался зо­лотого обеспечения, что неизбежно вело к увеличению денежной массы на рынке, но усиливало влияние правительства на ее цир­куляцию.

Одновременно контроль за финансовой системой в це­лом был возложен на ФРС и созданную к этому времени Феде­ральную комиссию по ценным бумагам и биржам. Была проведена ревизия почти всех банков страны, во многом инициировавшая закрытие около 3 тыс. мелких банков. Одновременно крупнейшие банки получили из казны несколько миллиардов долларов в виде кредитов и субсидий. В таком качестве банковская система не­сколько стабилизировалась.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восста­новления промышленности.

В соответствии с законом о восста­новлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся про­мышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, рас­пределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжитель­ность рабочего времени, уровень зарплаты и т.

д.

Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регули­рования сельского хозяйства, которая на основании Закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хо­зяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг.

«Новый курс» Ф. Рузвельта

Это осуществ­лялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посев­ных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рента­бельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры.

Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создавае­мые специальные организации (трудовые лагеря), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значи­тельных денежных ресурсов, которые оказались (это было важней­шим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта.

В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило по существу фрагментарный характер.

Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающим­ся и наймодателем), рассматривалось судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактиче­ское социально-экономическое неравенство сторон в договоре.

За­коном Норриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон за­прещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать кон­тракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

В 1935 г.

был принят Закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефе­деральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; пред­приниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсою­зах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона.

Для контроля за выполнением за­кона было создавано Национальное управление по трудовым отно­шениям. Его руководящий состав назначался президентом с одоб­рения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5 тыс.

долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.

В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явив­шийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному стра­хованию.

Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии, «если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не пре­высит 3 тыс. долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 суммы его вышеупомянутого общего заработка». Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим на­логам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим по­вышением налога на 0,5% через каждые следующие три года.

Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим на­логовым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года на­лог повышался на 0,5%.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.

В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отно­шений и включавший значительные элементы регулирования, спо­собствовал смягчению проявлений кризиса.

Ревизия «Нового курса». По мере выхода из кризиса корпо­рации главным образом через Верховный суд стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового курса».

В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые глав­ным образом с помощью финансово-экономических средств.

После окончания второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят Закон Тафта — Хартли формально в каче­стве поправки к Закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения.

Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (так назы­ваемый охладительный период). Государственным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидар­ности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам стра­ны». Отменялась практика «закрытого цеха». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забас­товкой, выходящей за рамки, предписанные законом.

Устанавли­вался контроль за профсоюзными средствами, которые запреща­лось использовать для достижения каких-либо политических це­лей. Были приняты и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов.

В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950 г. был принят Закон Маккарэна — Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью.

Ему предоставлялось право определять, является ли та или иная организация коммунистиче­ски действующей организацией или организацией коммунистиче­ского фронта. Такие организации подлежали обязательной регист­рации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничи­вались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции.

В случае объявления «чрезвычайного положения» президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и об ин­тернировании любого лица, если имелось разумное основание по­лагать, что это лицо может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Вскоре были приняты и другие аналогичные законы. На их основе, а также на основе исполни­тельных приказов № 9835 и 10450 была развернута кампания по «проверке лояльности», в ходе которой преследованию под­верглись не только коммунисты, но и просто прогрессивно мысля­щие интеллигенты.

Впоследствии эта кампания была в основном прекращена. И тем не менее в стране сложилась, функционирует и трансформируется особая система правовых отношений, которые не всегда совпадают с Конституцией.

Читайте также:

Введение

1. Ситуация в США накануне выборов. Попытки преодоления кризиса администрацией Гувера.

2. Основные реформы Ф.Д. Рузвельта

2.1. Финансовая реформа

Восстановление промышленности

2.3. Реформы в сельском хозяйстве

Новый курс Рузвельта США

Социальная реформа

2.5. Судебная реформа

2.6. Конституционные изменения

2.7. Административная реформа

2.8. Внешняя политика

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

Введение

В XX веке в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений.

Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны.

Находившееся в этот период у власти правительство президента Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как "Новый курс".

Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.

1. Ситуация в США накануне выборов. Попытки преодоления кризиса администрацией Гувера.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу.

Уже с лета 1929 г. в США стали сказываться признаки кризиса перепроизводства, который быстро охватил промышленность, сельское хозяйство, финансовую систему и другие отрасли экономики. Он вызвал огромные потрясения во всей хозяйственной жизни страны.

Гигантская разрушительная сила экономического кризиса проявилась, прежде всего, в резком падении промышленного производства. 29 октября 1929 года рухнул фондовый рынок, биржевой крах оказался только стартовым сигналом к невиданно глубокому кризису, поразившему всю экономику США на долгие годы.

Этот кризис, ставший для Америки историческим рубежом, получил название "Великая депрессия". Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г.

За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств.

Кризис оказал сильное воздействие на внешнюю политику США.

Последствиями его явились резкий упадок мировой торговли, усиление борьбы за рынки сбыта товаров, обострение противоречий между государствами. В мире капитала развернулась настоящая торговая и таможенная война. Следствиями кризиса явились также обесценение валюты, нарушение международных финансовых связей, банкротства банков, создание стерлингового блока под эгидой Великобритании.

При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий, кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих.

Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.

Характеризуя впоследствии обстановку в стране в начале 30-х годов, У. 3. Фостер писал: «Соединенные Штаты, в прошлом страна хваленого капиталистического процветания, стали страной, где властвовал кошмар голода, болезней, нищеты и пауперизма»1 .

Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г.

правительством Гувера. С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию. Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Эти мероприятия потерпели полную неудачу.

Правительство Гувера не смогло остановить сползания страны к надвигающемуся финансово-экономическому краху. Федеральная Резервная Система не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями.

Прямым издевательством над страданиями народа звучали рассуждения президента о «нецелесообразности» непосредственной помощи безработным со стороны федерального правительства, поскольку, мол, она «подорвет веру населения в собственные силы» и «ослабит стойкость индивидуального характера американцев»2 .

Администрация Гувера отрицала все возможные мероприятия, направленные на государственную помощь безработным и введение системы социального страхования.

Как правило, эти функции возлагались на частную благотворительность, и только в исключительных случаях признавалась возможность использования федеральных средств и средств отдельных штатов. Вплоть до лета 1932 г. все планы федеральной помощи безработным категорически отвергались.

Весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея, на пост президента вступил кандидат демократической партии Ф.

Рузвельт, до этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка, дальновидный политик, понимавший необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.

2. Основные реформы Ф.Д.

Рузвельта

На выборах, состоявшихся 8 ноября 1932 г., демократы во главе с
Франклином Д. Рузвельтом завоевали Белый дом и обеспечили себе
большинство в обеих палатах Конгресса.

Разработанная правительством Рузвельта программа антикризисных мер получила в истории США название "нового курса", основные реформы которого были проведены в период первых "ста дней" его президентства, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.

Эта программа не носила спонтанного характера, еще в 1928 г.Ф. Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину "ответственности государства за судьбы своих граждан". Эта доктрина наша воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр.

Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным, и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи. Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантии-рующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.

2.1. Финансовая реформа

Франклин Делано Рузвельт принес присягу президента 4 марта 1933 года, когда в разгаре был банковский кризис.

По всей стране вкладчики осаждали банки, требуя вернуть деньги, что было невозможно. Банковская система, а с ней и вся экономика, были на грани полной остановки.

На следующий день Рузвельт своим решением приостановил операции во всех банках страны. Была объявлена программа срочных мер по оздоровлению банков и защите вкладов. На основании принятого Конгрессом Чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был наложен временный арест на счета всех банков страны с целью их полной ревизии.

После соответствующей проверки их кредитоспособности Министерство финансов подтвердило разрешение деятельности главным образом крупных банков (4507 национальных и 4517 штатных), что само по себе привело к притоку в них вкладов, пополненных новыми кредитами Реконструктивной финансовой корпорации.

Огромное число мелких банков вынуждено было прекратить свое существование.

10 марта, Ф. Рузвельт издал исполнительный приказ, ставший первым шагом к установлению полного государственного контроля над золотом, находившимся ранее в обращении, как на внутреннем, так и на международном рынке.

Это предотвращало утечку золота за границу и его накопление в частных руках с целью спекулятивной деятельности. Обязательной сдаче резервным банкам, входящим в ФРС, подлежала вся золотая валюта граждан, превышающая 100 долларов. Ни один банк, кроме банков ФРС, не имел право иметь золотого запаса, что гарантировалось применением мер уголовной ответственности.

Правительство получило материальную возможность декретировать золотое содержание доллара. Радикально расширив государственное вмешательство в банковскую сферу, эти акты установили порядок возобновления деятельности банков после вынужденных «каникул».

В целях пресечения спекуляций вкладами, необоснованных предоставлений кредитов компаниям, владельцами акций которых выступали сами банки, были разделены депозитные и инвестиционные функции банков.

На основе Закона о банковской деятельности 1933 г.

были созданы в 1934 г. Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ), а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений (ФКСС), призванные восстановить доверие к банкам, защитить банковские вклады населения.

Закон 1933 г.

предусмотрел страхование вкладов для всех банков — для федеральных банков это страхование стало обязательным, для банков штатов — добровольным.

НОВИЙ КУРС" Ф. РУЗВЕЛЬТА

ОБРАННЯ Ф. РУЗВЕЛЬТА ПРЕЗИДЕНТОМ США Листопад 1932 р.Вибори президента США. Республіканці зазнали поразки.

Президентом США було обрано кандидата Демократич­ної партії Ф. Рузвельта.

Франклін Рузвельт

(1882-1945)

Один із талановитих і визначних американських політичних діячів.

Народився у 1882 р. в родині великого підприємця і землевласника.

Успішно закінчив Гарвардський університет. У 1913-1920 рр. пра­цював помічником морського міністра. У 1921 р. Ф. Рузвельт важко захворів, довго лікувався, але залишився з паралізованими ногами на все життя. Незважаючи на життєві незгоди, продовжував займа­тися активною політичною діяльністю.

У 1928-1932 рр. двічі обирався губернатором штату Нью-Йорк.

На цій посаді здобув велику популярність пзиявив себе рішучим, на­полегливим, далекоглядним політиком. Йому характерний нова­торський підхід до вирішення важливих державних проблем.

Ф.

Рузвельт — єдиний за всю історію США президент, який чоти­ри рази підряд обирався главою держави.

Втілення "нового курсу"

ЗМІЦНЕННЯ ФІНАНСОВОЇ СИСТЕМИ

У зв’язку з кризою в банківській системі, банкрутством американських банків, були закриті всі банки країни.

2. Дозвіл на відкриття і одержання в державі позики мали тільки великі банки, позиції яких зміцніли. Вони одержали від держави 3 млрд доларів.

З тис. дрібних банків розори­лися.

3. Для заспокоєння дрібних акціонерів і вкладників:

• були обмежені біржові операції;

• встановлювався державний контроль за ринком акцій;

• була створена корпорація по страхуванню банківських вкладів.

Було встановлено державний контроль над федеральною резервною системою, розширено її повноваження і пере­творено на Національний банк США.

5. Під контроль держави було взято весь золотий запас краї­ни.

6. Було відмінено золотий стандарт.

7. Золото заборонялося вивозити за кордон.

Долар девальвували.

Девальвація (від франц. — знецінення) — один із видів гро­шової реформи, який полягає у зниженні офіційного кур­су долара відносно золота.

9. Було реформовано систему оподаткування.
Підвищено ставки податків на: надприбуток, спадщину,
дарчі.

Висновок:всі ці заходи сприяли збільшенню фінансових ре­сурсів і посиленню їх регулюючої функції.

У ПРОМИСЛОВОСТІ:

1. Був прийнятий Закон про відновлення національної еко­номіки (набрав чинності 16 червня 1933 р.).

Для всіх галузей промисловості, поділених на 17 груп, розроблено "кодекси чесної конкуренції", які вста­новлювали:

• обсяги виробництва;

• ціни на продукцію, нижче якої не можна було прода­вати;

• розміри заробітної плати;

• регулювали ринки збуту.

3. Була створена Національна адміністрація відродження, яка здійснювала заходи з метою забезпечення корпора­ціям виходу з кризи з найменшими втратами.

Держава:

• надавала кредити великим корпораціям;

• робила вигідні замовлення;

• підтримувала ті підприємства, які могли витрима­ти міжнародну конкуренцію і забезпечити експорт товарів.

Висновки:

1."Кодекси чесної конкуренції" сприяли:

• витісненню з ринку малих підприємств;

• посиленню концентрації виробництва.

Зміцнювалася власність великих компаній.

У СІЛЬСЬКОМУ ГОСПОДАРСТВІ:

1. Був прийнятий Закон про допомогу фермерам (1933 р.).

2. Конгрес США заснував Адміністрацію регулювання сільського господарства, яка займалася примусовим скороченням посівних площ під бавовну, пшеницю, ку­курудзу, тютюн тощо.

Тільки за один рік посіви пшениці й кукурудзи зменши­лися на 7 млн га.

3. Грошові винагороди надавалися тим фермерам, які ско­рочували посіви й поголів’я худоби.

Запроваджувалися "молочні кодекси", що визначали умови виробництва молока і його ціну.

5. Держава закупила у виробників мільйони свиней та ін­шої худоби, яку згодом знищили, щоб утримати стабіль­ні ціни на ринку.

Було закуплено і знищено 23 млн голів великої рогатої худоби і 6 млн свиней.

Фермерам надавалися кредити на пільгових умовах.

Висновок:діяльність Адміністрації регулювання сільського господарства принесла користь лише великим сільсько­господарським компаніям і багатим фермерам.

У СОЦІАЛЬНІЙ СФЕРІ:

Для боротьби з безробіттям була створена Адміністрація громадських робіт.

2. Щоб скоротити безробіття, уряд здійснив програму гро­мадських робіт (на громадських роботах було зайнято 2,5-3 млн осіб).

3. Безробітну молодь направляли в трудові табори (вони бу­дували мости, дороги, саджали ліси, здійснювали меліора­цію, тощо).

4. Нег програму допомоги безробітним держава асигнувала понад 3,3 млрд доларів.

5. Надавалася фінансова допомога окремим центрам зайня­тості.

У 1935 р.було прийнято робітниче законодавство. Конгрес затвердив Закон про трудові відносини (Закон Вагнера),що закріпив за робітниками право:

• організовувати профспілки;

• укладати колективні договори з підприємцями.

7. Уперше в США було прийнято Закон про соціальне за­
безпечення, який передбачав:

• допомогу безробітним;

• пенсії по старості.

Був прийнятий Закон про допомогу вдовам, сиротам, ін­валідам.

9. Було заборонено дитячу працю.

10. Спеціальним законом встановлювалися:

• мінімум заробітної плати;

• максимум тривалості робочого тижня.

Було передбачено поступовий перехід до 40-годинного робочого тижня.

Висновки:

Вперше в історії США держава взяла на себе роль гаран­та соціальної захищеності населення.

2. Значно поліпшилися умови життя і праці робітників.

Наслідки:

1. Активне державне регулювання економіки, реформи "нового курсу" Ф. Рузвельта зупинили кризові явища в США.

Значно розширилися функції держави.

3. "Новий курс" Ф. Рузвельта сприяв поступовому підне-і сенню економіки.

4. Було зроблено важливий крок перетворення США на, державу економічного процвітання.

5. В основних галузях промисловості робітники почали створювати виробничі профспілки.

6. Досвід США у реформуванні суспільства пізніше вико­ристовувало багато країн світу (Франція, країни Латин­ської Америки та ін.).

Досвід "нового курсу" державного регулювання еконо­міки — це важливий зразок для реформування економі­ки України.

8. Реформи "нового курсу" розширили рамки демократії.

ВЕЛИКА БРИТАНІЯ

СТАНОВИЩЕ КРАЇНИ ПІСЛЯ ПЕРШОЇ СВІТОВОЇ ВІЙНИ

Велика Британія за підсумками війни:

• досягла мети — усунула свого конкурента в Європі — Німеччину;

• одержала велику частину німецьких репарацій (22%);

• захопила значну частину колишніх колоніальних воло­дінь Німеччини.

2. Однак з Першої світової війни Велика Британія вийшла
ослабленою:

• вона втратила третину національного багатства;

• військові втрати — 750 тис.

убитими і 1,7 млн поране­ними;

• вона втратила 40% торгового флоту;

• випуск промислової продукції знизився на 20%;

• повністю припинилося житлове будівництво;

• погіршилося становище зовнішньої торгівлі: збільшився імпорт сировини і продовольства, імпорт британських товарів зменшився на 50%;

• великих збитків зазнали англійські фінанси;

• податки в країні зросли в 6 разів;

• зросли державні позики:

внутрішні— у 10 разів, з 645 млн фунтів стерлінгів у 1913 р.

до 6,5 млрд фунтів стерлінгів у 1919 р.; зовнішнійборг у кінці війни становив 1 млрд 150 млн фунтів стерлінгів, із яких США були винні 850 млн фун­тів стерлінгів;

• із кредитора американських банків Велика Британія пе­
ретворилася на їхнього боржника.

Тільки на погашення процентів Британія щорічно витрачала 40% державного бюджету.

3. Зростала національно-визвольна боротьба в британських колоніях.

4. Післявоєнне піднесення економіки було недовготривалим:

• восени 1920 р.

почалася перша післявоєнна економічна криза;

• навесні 1921 р. обсяг промислової продукції становив 2/3 довоєнного рівня, експорт скоротився наполовину, імпорт — на 40%.

5. До кінця 1921 р.

криза була подолана, але нового проми­слового піднесення не відбулося.

6. У 1922-1923 рр. в економіці Британії спостерігався застій.

Висновок:Великій Британії не вдалося досягти своєї колиш­ньої могутності.

Внутрішня політика консервативних і лейбористських урядів у 20-х рр.

ПОЛІТИЧНІ ПАРТІЇ ПІСЛЯ ПЕРШОЇ СВІТОВОЇ ВІЙНИ

У Великій Британії діяли три політичні партії: 1.

Консервативна партія. Заснована у 1867 р.

Виражала інтереси промислових і фінансових підприєц
ців, вищих урядовців, бюрократії та великих земле:
власників.

Виступала за посилення позицій приватного капіталу свободу підприємництва. Проводила політику "раціоналізму".

Зберігала прихильність до традиційних порядків. 2. Ліберальна партія. Заснована у 1832 р., остаточно офойї милася у 1877 р.

Виражала інтереси дрібних і середніх власників, чинов­
ників, частини інтелігенції.
Виступала за демократичні свободи, поєднання інтереі
сів держави і власників, за розвиток вільного
підприємництва.

Після Першої світової війни втратила свій вплив і поча|
ла виступати з більш поміркованих позицій.

Лейбористська партія. Заснована в 1900 р. (до 1906 р. на­зивалася Комітетом робітничого представництва). Виступала за демократичні реформи, широке національї не законодавство.

До 1918 р. не мала програмних документів. Лютий 1918 р.Прийнято Статут Лейбористської партії.! Вперше було введено, поряд із колективним, індивіду! альне членство.

КОАЛІЦІЙНИЙ УРЯД Д.

ЛЛОЙД-ДЖОРДЖА (коаліція консерваторів і лібералів) Кінець 1918 р.Відбулися парламентські вибори.

Лейбористська партія брала участь у виборах самостійноі Перемогла коаліція консерваторів і лібералів — прихили ників прем’єр-міністра Д. Ллойд-Джорджа. Д. Ллойд-Джордж знову очолив уряд, ключові пости в якому одержали лідери консерваторів Е. Бонар Лоу, лорм Керзон, а також ліберал В.

Черчилль.

Уряд Ллойд-Джорджа здійснив низку реформ:

1. Сприяв розвитку економіки, переходу економіки на ви­пуск мирної продукції.

2. Були ліквідовані всі державні контрольні органи, сгворе-ні в роки війни, з метою стимуляції вільної підприємни­цької діяльності.

Сприяв розширенню соціальної функції держави:

• була підвищена заробітна плата, скорочено робочий день;

• здійснювалася програма допомоги безробітним;

• допомога в житловому будівництві;

• встановлювалася матеріальна допомога демобілізова­ним солдатам, які поверталися до мирної праці;

• була прийнята програма розвитку народної освіти;

• запроваджувалася обов’язкова шкільна освіта для ді­тей до 14 років.

Лютий 1918 р.Було проведено реформу виборчого права,
згідно з якою:

• вперше виборчі права одержали жінки віком після 30 років;

• ліквідовувався майновий ценз.

5.1921 р.Уряд Ллойд-Джорджа надав статус домініону своїй колонії—Ірландії (26 графств).

Проте шість графств Пів­нічної Ірландії, в яких проживали протестанти, залиша­лися в складі Великої Британії.

Велика Британія зберегла за собою право тримати в Ір­ландії військово-морські бази і сухопутні війська.

Домініон (від лат.

— володіння) — назва самоврядних частин і деяких колоній Великої Британії.

КОНСЕРВАТОРИ ПРИ ВЛАДІ

(1922-1923 рр. — уряд Е. Бонар Лоу,

1923-1924 рр.

Особенности Нового курса Ф. Рузвельта в США (стр. 1 из 4)

— уряд Стенлі Болдуїна)

Жовтень 1922р. Консерватори розірвали коаліцію з лібера­лами і перемогли на парламентських виборах. Вони сформували уряд Е. Бонар Лоу, якого у травні 1923р. змінив Стенлі Болдуїн після позачергових парламент­ських виборів, у яких жодна з трьох головних полпичних партій Британії (консервативна, ліберальна, лейборист­ська) не змогли одержати значної переваги.

За підсумками виборів консерватори одержали 258 місідь, лейбористи — 191, ліберали — 158. Така розстановка сил не давала переваги жодній парті’. Виникла така ситуація, при якій будь-який однопар-ійний Уряд міг одержати вотум недовіри.

Так і сталося.

ПЕРШИЙ ЛЕЙБОРИСТСЬКИЙ УРЯД

(січень — жовтень 1924 р.)

(Уряд очолив Рамсей Макдональд)

Січень 1924 р.Консервативний уряд С. Болдуїна одержав| вотум недовіри в палаті общин.

Був сформований перший в історії країни лейборист­ський уряд.Його очолив лідер правого крила лейбори­стської партії Р.

Макдональд, який залишив за собо* посаду міністра закордонних справ. Усі ключові посад* в уряді зайняли представники лейбористської партії. Р. Макдональд здійснив низку реформ:

1. Сприяв розвитку приватної ініціативи.

Зменшив мито на деякі продовольчі товари.

3. Були знижені деякі податки, в тому числі на прибут монополістичних компаній.

4. Були знижені акцизні збори на чай, цукор тощо.

5. Деяким категоріям безробітних збільшив розміри допо-і моги по безробіттю.

Покращив систему страхування по безробіттю.

7. Збільшив пенсії по старості та інвалідам.

8. Збільшив субсидії держави на житлове будівництво.

9. Визнав Радянський Союз і встановив з ним дипломатичні ні відносини.

Субсидія (від лат. — допомога, підтримка) — це допомога] в грошовій або натуральній формах, яка надається дер­жавою за рахунок коштів бюджету місцевим органам’ влади, організаціям, громадянам.

На відміну від позики,] субсидія не повертається.

КОНСЕРВАТОРИ ПРИ ВЛАДІ

(1924-1929 рр. — уряд Стенлі Болдуїна)

Жовтень 1924 р.Уряд розпустив парламент і призначив нові

вибори.

Перемогу на виборах здобули консерватори. Уряд очолив]

С. Болдуїн.

Було здійснено такі заходи: 1.

Відновлено золотий стандарт фунта стерлінга на рівні до-]

воєнного паритету з доларом (1 фунт стерлінгів дорівнюй

вав 4,86 долара).

2. Уряд підтримував підприємців у їхніх діях, спрямова­них на зниження собівартості продукції і підвищення конкурентноздатності англійських товарів на зовнішніх ринках.

Підприємці прагнули домогтися цього не шляхом заміни застарілого обладнання, а шляхом зниження заробітної плати робітникам.

Було здійснено зниження заробітної плати робітників, збільшено тривалість робочого дня, що викликало неза­доволення шахтарів, транспортників, залізничників, ма­шинобудівників.

У країні назрівав загальний страйк.

31 липня 1925 р.Уряд оголосив про надання власникам шахт строком на 9 місяців державних субсидій, щоб не до­пустити зниження заробітної плати шахтарям. Цей день робітники назвали "червоною п’ятницею".

ЗО квітня 1926 р.Власники шахт оголосили про звільнення всіх гірників, не згодних на зменшення заробітної плати.

У відповідь шахтарі почали страйк. Уряд ввів надзвичайний стан.

4 травня 1926 р.Почався перший в історії англійського ро­бітничого руху загальний страйк. У ньому брало участь близько 4 млн осіб. Страйком керували страйкові комітети і Ради дії.

Травня 1926 р.Генеральна рада тред-юніонів почала переговори з урядом і закликала робітників припини­ти страйк. Лише Федерація гірників відмовилася припинити страйк, який вони продовжили до грудня 1926 р.

1927 р.Парламент затвердив Закон про промислові кон­флікти і тред-юніони, який:

• заборонив загальні страйки і страйки солідарності;

• службовцям державних установ заборонив вступати до профспілок.

Травень 1927 р.Уряд оголосив про припинення дипломатич­них відносин з СРСР.

ДРУГИЙ ЛЕЙБОРИСТСЬКИЙ УРЯД (1929-1931 рр.)

1929 р.На парламентських виборах консерватори зазнали.)
поразки.

Перемогу здобули лейбористи.
Другий лейбористський уряд сформував Р. Макдональд.]
Другий прихід лейбористів до влади збігся з початком,
економічної кризи:

• скорочувалося виробництво: у суднобудуванні — на 88%, у машинобудуванні — на третину;

• удвічі зменшився обсяг зовнішньої торгівлі;

• кількість безробітних досягла 3 млн осіб;

• зростав дефіцит платіжного балансу.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *