Начало распространения марксизма в россии

Поиск Лекций

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ

Период политической реакции, начавшийся в 1881 г., многие русские революционеры пережида­ли за границей, где в это время начал распростра­няться марксизм. Одним из первых русских мар­ксистов стал Г. В.Плеханов; к нему примкнули и другие члены «Черного передела» — Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. В1883 г. они создали груп­пу «Освобождение труда». Бесспорным руководи­телем группы стал Плеханов. В первой марксист­ской работе «Социализм и политическая борьба» он сформулировал свои взгляды: борьба за социа­лизм включает и борьбу за политические свободы и конституцию, ведущей силой становятся промыш­ленные рабочие, между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть дли­тельный исторический промежуток. Ближайшей це­лью русских социалистов Плеханов считал созда­ние рабочей партии, призывал к союзу с либерала­ми и рассчитывал на помощь крестьянства. Здесь же прозвучал тезис о «диктатуре пролетариата», од­нако в проекте программы группы «Освобождение труда» его не было. В работе «Наши разногласия», ставшей значительным событием в развитии рус­ской экономической мысли и в общественном дви­жении, Плеханов доказывал, что Россия вступила на путь капиталистического развития, и предостерегал от попыток форсирования социалистической революции. Плеханов жестко раскритиковал народ­нический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогрес­са. Даже К. Маркс относился к русской общине бо­лее осторожно. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Группа «Освобож­дение труда» пропагандировала марксизм в Рос­сии, способствовала становлению его как идейного течения, потеснившего народничество. Для распро­странения марксизма в России складывалась бла­гоприятная обстановка: крестьянство было пассив­но, в то время как рабочие выступления были оченьчастыми. Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих: в 1883 г. — кружок Д. Благоева, в 1889 г. — кружок М. И. Бруснева; в 1888 г. марксистский кружок возник в Ка­зани, его организовал Н. Е. Федосеев. Осенью того же года здесь впервые появился бывший студент В. И. Ульянов.

В. И. Ульянов учился в гимназии, когда был каз­нен его брат, студент петербургского университе­та, готовивший покушение на царя. Осенью 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декаб­ре был исключен за участие в студенческой сход­ке. Многие участники сходки впоследствии вос­становились в университете, однако В. И. Ульяно­ву власти неизменно отказывали. («Уж не брат ли того Ульянова?.. — написал на прошении важный чиновник. — Отнюдь не следует принимать».) Раз­решения продолжить образование за границей он тоже не получил. Именно в этот период Ульянов пришел в кружок Федосеева и увлекся марксиз­мом. В 1891 г. он получил разрешение сдавать эк­замены экстерном на юридический факультет Пе­тербургского университета и успешно их выдер­жал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной тради­ции, он с презрением относился к «буржуазному»праву и «буржуазной» конституции. Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов пере­велся в Петербург. Здесь он занимался организа­цией марксистского движения, вел пропаганду сре­ди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья наро­да» и как они воюют против социал-демократов?». В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаим­ствовал многие его черты, особенно заговорщиче­ского направления, связанного с именем П. Н. Тка­чева. Его мечтой было создание организованнойпартии, ведущей за собой пролетариат и крестьян­ство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объедине­нии в «Союз борьбы за освобождение рабочего клас­са». Руководящему центру «Союза» — в руковод­ство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижанов­ский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были под­чинены районные центры, им — рабочие кружки; поддерживалась связь с 70 заводами и фабрика­ми, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. 57 чле­нов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Со­юз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Рос­сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета бы­ло арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борь­бы». В условиях промышленного подъема стачеч­ное движение рабочих шло на убыль: для социал-демократов настали нелегкие времена.

В. И. Ульянов в ссылке написал ряд трудов по экономическим вопросам, в частности «Развитие капитализма в России». В 1901 г. он впервые под­писался псевдонимом Ленин, под которым и во­шел в мировую историю.

29.1.

1. Философия — это теоретически разработанная мировоззренческая система самых общих взглядов на мир и на место в нём человека.

2. Философия — это форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Термин "философия" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает "любовь к мудрости" ("фило" — любить, "софия" — мудрость).

Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. По мнению Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.Мировоззрение — система обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к действительности, к другим людям, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, поведенческие установкиФункции философии

а) Мировоззренческая функция, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально — теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

Философия формирует мировоззрение не только отдельных личностей, но и общества в целом, отражая в действиях, определенных социальных сил его идеалы, устремления, цели и задачи. За две с лишним тысячи лет она выступала во многих ипостасях : от заботы о смерти и средства уподобления богу у Платона до науки наук и орудия революционного переустройства мира у Гегеля и Маркса. В истории общества переход к новому уровню философского мышления всегда является подготовкой глубоких социальных и политических перемен.

б) Познавательная. Развитая всесторонность мышления — один из главных атрибутов мудрости. Именно односторонность подходов к явлениям, учет одних качеств и связей при игнорировании других ведет с неизбежностью к искажению действительности, ложным выводам в познании и провалам в практической деятельности. Поэтому одна из важнейших задач философии — показать человеку многомерность и сложность реальности, удержать от соблазна одномерных, простых решений, научить всестороннему подходу к исследуемым явлениям. Истинный философ невозмутим, ибо видит в одном и том же событии множество сторон, в том числе и противоположных (созидания и разрушения, добра и зла и т.п.). Не случайно философскому отношению к действительности присуща ориентация: "не смеяться, не плакать, а понимать" (Б.Спиноза).

в) Ценностно — ориентационная, т.е. анализирует существующие ценности, помогает ориентироваться, предлагает свои. "Познай самого себя" — этот афоризм древнего спартанского мудреца Хилона и в настоящее время является одной из главных путеводных идей философии, без которой невозможно мудрое понимание жизни и мудрое к ней отношение. Объективный самоанализ, самооценка, самокритика позволяют человеку глубже понять как свои сильные стороны, так и слабости, осознать причины своих неудач, найти наиболее выигрышное применение своим силам и способностям.

г) Интегративная. Изучение частных наук приобщает человека к опыту, накопленному человечеством в конкретных сферах познания и деятельности. Философия — это единственная, уникальная наука, которая стремится обобщить и осмыслить опыт человечества в целом на протяжении всей его истории. В этом обобщении она опирается на опыт всех наук, всех сфер человеческой деятельности, на опыт всей мировой истории и культуры.

Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно — технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

д) Прогностическая. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: "мудрость — это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо". Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

Марксизм в России

После того, как Россия вступила во всеобщую европейскую индустриальную революцию, в ней начались не только экономические, но и социальные изменения. Активно начали развиваться города, аграрный аспект экономики, прежде доминировавший, начал уходить на второй план.

Индустриализация привела к появлению абсолютно новых экономических отношений — капиталистических. В середине 19 века начал появляться и развиваться новый социальный класс — рабочие, которые так же именовали себя пролетариатом.

Находясь совсем недалеко от Европы, Россия имела возможности ознакомиться с основными экономическими и социальными идеями, которые доминировали в то время. Самыми популярными были идеи марксизма, изложенные в большом количестве трудов К.Маркса и Ф.Энгельса. В Европе начали возникать самые разнообразны течения, которые плавно приникали в Россию.

И вот 25 сентября 1883 года пять русских революционеров, членов народнического общества «Черный предел», образовали абсолютно новую организацию «Освобождение труда». Основное идеей было поднятие революционного движения в России. Их вдохновили переведенные на русский язык труды К.Маркса «Устав международного товарищества рабочих» и «Манифест коммунистической партии».

Таким образом, произошло возникновение первой русской организации на основе марксизма. Именно она положила начало распространению марксизма в России.

Перед организацией «Освобождение труда» в первую очередь была поставлена задача перевода на русский язык и распространения большого количества трудов К.Маркса и Ф.Энгельса. По их мнению, каждый сознательный представитель пролетариата должен был ознакомиться с этими бессмертными трудами, которые пропагандируют идеи научного социализма.

В то же время, осуществлялась острая критика народнических идей и разработка первоочередных задач для русского общества с точки зрения теории марксизма.

Можно сказать, что все идеи марксизма в России активно поддержали. Это активизировало появление самых разнообразных партий, каждая из которых по — своему толковала идеи Маркса и Энгельса. Общим же положением у них было непреклонное желание восстановления власти пролетариата и идея избранности рабочего класса, как проводника всего государства на пути к новой политической и экономической системе. Далее уже в начале 20 века, идеи марксизма в России обрели более агрессивный характер, пролетариат начал переходить к более радикальным действиям, которые в свою очередь породили революционное движение рабочего класса.

Учение Канта

1) Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиас­ко в своих попытках

постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на

«практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности,

этику. По его мнению, в области нравственности человек уже не подчинен

необходимости, которая господствует с неотвратимой силой в сфере явлений. Как

субъект нравственного сознания че­ловек свободен, т.е. приобщен к миру вещей

в себе. Кант уста­навливает между теоретическим и практическим разумом

отно­шение субординации: теоретический разум подчиняется практи­ческому.

Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферу применения

нравственных оценок поступков людей. В ос­нове любых нравственных оценок лежит

категорический импе­ратив — основной закон этики Канта. Императив есть форма

повелений, связанная с категорией должного. Категорическим императивом философ

называет такую форму повеления, которая представляет собой действие как бы ради

него самого, отношения к другой цели. Императив не связан со стремление к

пользе или счастью людей, он носит строго формальный априорный характер и имеет

форму заповеди, безусловной, обя­зательной для всех людей. Категорический

императив формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима

(основной принцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом

всеобщего законодательства. Этот принцип носит отвлеченный характер. Ему

могут соответствовать самые разнообразные требования и постулаты: религиозные

заповеди выводы житейской мудрости и многое другое.

Важнейшей конкретизацией категорического императива является императив

«практический»: поступай так, чтобы человечество в твоем лице, так же, как

и в лице каждого другого непременно употреблялось как цель и никогда как

средство.

Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большое прогрессивное значение

для своего времени. В них заключен протест против закрепощающих человека уз

феодально-абсолютистского строя. Большое влияние на этические и

социально-политические взгляды Канта оказал Ж.Ж. Руссо. «Было время, когда…

я презирал чернь, — писал Кант. — Руссо исправил меня и направил на иной путь.

Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусь уважать человека…». Выступая

за права человека, философ подчеркивал, что «человек, зависящий от другого,

не есть уже более человек; он это звание утратил, он тогда не что иное, как

принадлежность другого человека, …в человеческой природе рабство есть

наивысшее из зол». Кант заимствовал у Руссо мысль о независимости нравственной

природы человека от достижений науки и культуры, преломив ее в своем учении о

независимости и первоначальности нравственности, о первенстве практического

разума над теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизма и католицизма,

считал, что нравственность автономна и не зависит от религии. Напротив, религия

должна выводиться из принципов нравственности.

Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,

устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе как

человеку (ко всему человеческому роду) вообще…». Человек не может быть

ничьим рабом, в том числе и рабом божьим. Поэтому «мораль следует

культивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральной

точки зрения». Бог превращен в этический символ. Философия Канта, таким

образом, сближается с деизмом.

Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных го­сударств и свободных

народов как гаранте этого мира. Обосно­ванию этого посвящен его трактат

«Вечный мир».

Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель справедливо

считал, что в учении Канта происхо­дит главный переход к новейшей философии.

В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума, об активности

субъ­екта в познании и нравственной практике началась разработка

диалектического метода познания — главного достижения не­мецкой классической

философии.

У Канта было огромное число последователей и не меньшее число критиков.

Критиковали его «справа» и «слева». Справа: — с позиций последовательного

идеализма — за допущение мате­риалистического тезиса о существовании

независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций материализма — за

агности­цизм и априоризм, которые вели к субъективному идеализму. За это же

его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного объек­тивного идеализма и,

что очень существенно, — с позиций все­сторонне разработанного

диалектического метода.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Черный передел — тайная революционная организация народников-террористов, возникшая в августе 1879 года в результате раскола «Земли и Воли». Руководящим центром был Исполнительный комитет по Петербурге, в состав которого входили А. Желябов, А. Михайлов, Николай Морозов, Софья Перовская, В. Фигнер, М. Фроленко и др..

В Украине местные группы действовали в Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Нежине и ряде других городов. Общее количество членов организации насчитывала в 1881 около 500 человек.

1. Программа

Программные и уставные основы были изложены в документах, в частности это «Программа Исполнительного комитета», «Подготовительная работа партии», «Программа рабочих членов партии» Народная Воля «.

Народовольцы объявили себя социалистами и народниками. Они провозглашали право народа на землю, выступали за развитие общинных основ и местного самоуправления. Своими ближайшими целями считали подготовку политического переворота, свержения самодержавия и переход власти к народу.

Народовластия имели провозгласить Учредительное собрание, социалистические по составу. Большинство народовольцев не признавали прав национальных меньшинств в Российской империи. Но некоторые из манифестов и деклараций были подготовлены Украинский язык.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАРКСИЗМА В РОССИИ

Среди ведущих членов организации были украинские, в частности, Андрей Желябов, Николай Кибальчич и др..

Практическая деятельность партии делилась на пропагандистскую и разрушительное. Вся пропаганда подчинялась популяризации среди населения идеи «демократического политического переворота как средства социальной реформы». Программа разрушительной деятельности сводилась к индивидуальному террору, в котором народовольцы видели главный метод борьбы с правительством.

2.

Деятельность

Все усилия организация направляла на подготовку убийства царя, с успешным осуществлением которого она связывала надежды на захват власти. В 1880 — 81 годах народовольцы совершили несколько неудачных покушений на Александра II. В 1881 управляемые С. Перовской террористы убили Александра II.

Однако ожидаемого революционного выступления в стране не произошло. Исполнительный комитет обратился к новому царю с письмом, в котором потребовал созыва «представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни». Народовольцы выдвинули условия, на которых организация соглашалась прекратить террор: амнистия за политические преступления, всеобщее избирательное право, свобода слова, прессы, собраний.

Правительство ответило репрессиями. Организаторы и исполнители покушения были арестованы и казнены. Попытки Г. Лопатина и В. Фигнера восстановить организацию 1883 г. успеха не имели. Не дало результата и объединение отдельных народовольческим кружков на съезде 1885 в Екатеринославе.

После неудачной попытки группы О.Ульянова организовать убийство Александра III1 марта1887 года деятельность террористических организаций прекращается.

3. Отношения с Украиной

Представители украинских народнического движения в основном не поддерживали эту организацию, хотя в начале 1880-х гг Владимир Малеваный, Михаил Коцюбинский и Иван Карпенко-Карый установили контакты с народовольцами и помогали им. Михаил Драгоманов написал несколько статей, в которых критиковал народовольцев за использование в политической борьбе методов террора

Период политической реакции, начавшийся в 1881 г., многие русские революционеры пережида­ли за границей, где в это время начал распростра­няться марксизм. Одним из первых русских мар­ксистов стал Г. В. Плеханов; к нему примкнули и другие члены «Черного передела» — Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. В1883 г. они создали груп­пу «Освобождение труда».

Начало распространения марксизма в России, группа «Освобождение труда»

Бесспорным руководи­телем группы стал Плеханов. В первой марксист­ской работе «Социализм и политическая борьба» он сформулировал свои взгляды: борьба за социа­лизм включает и борьбу за политические свободы и конституцию, ведущей силой становятся промыш­ленные рабочие, между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть дли­тельный исторический промежуток.

Ближайшей це­лью русских социалистов Плеханов считал созда­ние рабочей партии, призывал к союзу с либерала­ми и рассчитывал на помощь крестьянства. Здесь же прозвучал тезис о «диктатуре пролетариата», од­нако в проекте программы группы «Освобождение труда» его не было. В работе «Наши разногласия», ставшей значительным событием в развитии рус­ской экономической мысли и в общественном дви­жении, Плеханов доказывал, что Россия вступила на путь капиталистического развития, и предостерегал от попыток форсирования социалистической революции.

Плеханов жестко раскритиковал народ­нический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогрес­са. Даже К. Маркс относился к русской общине бо­лее осторожно. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Группа «Освобож­дение труда» пропагандировала марксизм в Рос­сии, способствовала становлению его как идейного течения, потеснившего народничество.

Для распро­странения марксизма в России складывалась бла­гоприятная обстановка: крестьянство было пассив­но, в то время как рабочие выступления были очень частыми. Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих: в 1883 г. — кружок Д. Благоева, в 1889 г. — кружок М.

И. Бруснева; в 1888 г. марксистский кружок возник в Ка­зани, его организовал Н. Е. Федосеев. Осенью того же года здесь впервые появился бывший студент В. И. Ульянов.

В. И. Ульянов учился в гимназии, когда был каз­нен его брат, студент петербургского университе­та, готовивший покушение на царя. Осенью 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декаб­ре был исключен за участие в студенческой сход­ке.

Многие участники сходки впоследствии вос­становились в университете, однако В. И. Ульяно­ву власти неизменно отказывали. («Уж не брат ли того Ульянова?.. — написал на прошении важный чиновник. — Отнюдь не следует принимать».) Раз­решения продолжить образование за границей он тоже не получил. Именно в этот период Ульянов пришел в кружок Федосеева и увлекся марксиз­мом.

В 1891 г. он получил разрешение сдавать эк­замены экстерном на юридический факультет Пе­тербургского университета и успешно их выдер­жал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной тради­ции, он с презрением относился к «буржуазному»праву и «буржуазной» конституции. Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов пере­велся в Петербург.

Здесь он занимался организа­цией марксистского движения, вел пропаганду сре­ди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья наро­да» и как они воюют против социал-демократов?». В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаим­ствовал многие его черты, особенно заговорщиче­ского направления, связанного с именем П.

Н. Тка­чева. Его мечтой было создание организованной партии, ведущей за собой пролетариат и крестьян­ство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объедине­нии в «Союз борьбы за освобождение рабочего клас­са». Руководящему центру «Союза» — в руковод­ство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижанов­ский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были под­чинены районные центры, им — рабочие кружки; поддерживалась связь с 70 заводами и фабрика­ми, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты.

Однако в декабре 1895 г. 57 чле­нов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Со­юз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Рос­сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета бы­ло арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борь­бы». В условиях промышленного подъема стачеч­ное движение рабочих шло на убыль: для социал-демократов настали нелегкие времена.

В.

И. Ульянов в ссылке написал ряд трудов по экономическим вопросам, в частности «Развитие капитализма в России». В 1901 г. он впервые под­писался псевдонимом Ленин, под которым и во­шел в мировую историю.

Страница 1 из 2

Возникновение социализма

Социализм — широкое общественно-политическое движение, которое включало в себя различные течения, группы, партии.

Термин «социализм» возник во Франции в 1-й половине 1830-х годов. Включает совокупность разнородных течений левого толка, которые стремятся к созданию таких общественно-политических форм существования человеческого сообщества, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для всестороннего развития отдельной личности и социума в целом.

Социалистическая идея ведет свою историю с 16 века, когда были написаны первые социальные утопии Томаса Мора (1478-1535 гг.) и Томазо Компанеллы (1568-1639 гг.).

Но как идейное течение и социальное движение социализм возникает в период перехода от традиционного общества к индустриальному, на рубеже 18-19 веков. Он появился как реакция на обострение социальных противоречий в результате утверждения буржуазных общественных отношений, отражал недовольство пролетаризирующихся масс результатами промышленного развития.

Период раннего капитализма, который осуществлял этот переход хаотически, был отмечен разорением миллионов людей, всплеском массовой нищеты, усилением поляризации общества.

Либеральная идеология нач. 19 века не смогла предложить реальных путей устранения либо смягчения общественных противоречий. Сформировавшись во многом из сходных с либеральными идейных источников, социализм обозначил слабые места либеральной концепции. Поэтому ранние социалисты уделяли внимание не столько описанию конструктивного идеала, сколько разоблачению язв капитализма, социальных последствий промышленного переворота.

Они отражали взгляды тех общественных слоев, которые были уверены в неспособности утверждающегося социального устройства обеспечить гармонию интересов общества и личности, создать реальные условия достойного существования и развития личности.

Социализм как широкое направление общественной мысли выступил в качестве альтернативной концепции развития европейской цивилизации.

Большинство социалистов были приверженцами мирных, ненасильственных методов совершенствования социальных отношений, возлагая основные надежды на убеждение и воспитание широких масс.

Многочисленные и разнообразные социалистические течения и учения 19 веке можно привести к «единому основанию», выделив сближающие их идеи.

Если внимание различных национальных либеральных школ и мыслителей было приковано к проблеме индивид-общества, выяснению допустимой степени влияния общества на жизнь индивида, то социалисты делают акцент на соотнесении понятий личность, свобода, коллектив.

Распространение марксизма в России

Термин «коллектив» всегда увязывается с термином «равенство».

В центре внимания социалистов стоит проблема угнетения большинства людей узкой элитой; поэтому главным требованием социалистов различных течений является построение такого общества, где отсутствует эксплуатация, угнетение одними социальными слоями (элитой, эксплуататорскими классами) других (трудящихся, эксплуатируемых), где нет классового угнетения.

Основные социалистические течения увязывали преодоление классового деления также с преодолением государства как организованного насилия.

Если магистральной идеей либералов было сохранение и приумножение частной собственности, в чем и заключался смысл общественного прогресса, то социалисты всегда выступали против ее приоритета, за огосударствление средств производства.

Обращаясь к понятию «свобода», социалисты понимали ее прежде всего как свободу от эксплуатации, а не свободу экономического, политического и правового выбора, на чем настаивали либералы. Различные модели социализма также предлагали реализовать идею равенства по отношению к обществу, что контрастировало с либеральным равенством прав, возможностей и равенством перед законом.

Сам термин «социализм» происходит от слова «социум», «социальный», т.

е. общество, общественный. Это означает, что важнейшие процессы, происходящие в обществе, должны находиться под общественным контролем, а не под контролем социальной элиты. Т. е. речь шла об усилении коллективного начала в обществе.

Таким образом, социализм как идеология, течение общественно-политической мысли не отказывается от либеральных ценностей свободы, равноправия, демократии. Он лишь выявляет непоследовательность либерализма, который подчиняет эти принципы господству частной собственности, и доказывает неспособность обеспечить их выполнение. Социализм провозглашает установление общественной собственности.

Но провозгласив основным путем развития общества коренное изменение существующих порядков, социалисты предлагают различные принципы, формы, способы движения вперед для достижения намеченных целей.

Если ранние социалистические идеи опирались на морально-этические и религиозные принципы, то с 1840-х гг. социализм стал оперировать научной аргументацией, превратился в важный фактор общественной жизни.

Многообразные течения социалистической мысли можно группировать по разным основаниям. Наиболее очевидным нам видится разделение социализма на революционный и реформистский типы в зависимости от предложенного пути движения к прогрессивному обществу.

Социалисты-утописты выступали против любых политических и революционных действий и практически не уделяли внимания политике, государственным институтам. Основной акцент в учениях Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье был сделан на критике современного им буржуазного общества; утописты предлагали установить общественную собственность, равенство прав и обязанностей всех составляющих общество индивидов.

К иному революционному типу социализма можно отнести утопических коммунистов 1830-1840-х гг.

О. Бланки и Т. Дезами (Франция), В. Вейтлинга (Германия), Д. О’Брайна (Англия) и других, выступивших от имени рабочего класса с требованием коренного переустройства общества. Их идеи о необходимости ликвидировать частную собственность путем революции легли в основу революционных движений 1848-1849 гг.

Известным идейным направлением к середине 19 века стал анархизм, в котором выделялось реформистское и революционное течения. Первое было представлено известным французским мыслителем, идеологом мирного анархизма И.

Ж. Прудоном, ставшим знаменитым после выпуска работы «Что такое собственность» (1840 г.). На этот поставленный в название книги вопрос автор недвусмысленно отвечал; «Собственность — это кража».

Прудон аргументировал свою точку зрения, отметив, что собственность большинства была либо получена по наследству, либо присвоена в результате перераспределения, но в любом случае не создана, а украдена. Автор подверг резкой критике крупный капитал, финансовую аристократию, католическую церковь; трудящиеся симпатизировали взглядам французского мыслителя, который защищал трудовую собственность мелкого производителя, колебавшегося между пролетариатом и капиталистами.

В интересах мелких собственников Прудон предлагал ввести дешевый или даровой кредит, подоходно-прогрессивный налог на капитал, создать ассоциации мелких производителей при поддержке государства.

Одновременно с реформаторским складывается революционный, бунтарский анархизм, социальную основу которого составили не мелкие собственники, а потерявшие экономическую самостоятельность мелкие буржуа, влившиеся в ряды рабочего класса. Идеологом этих слоев стал М.

Бакунин, веривший в революционный инстинкт народа, который нуждается лишь в боевом призыве и всегда готов к решительным действиям независимо от социально-политической ситуации.

Бакунин отрицал государственную власть, считал государство источником зла; государство, по его мнению, должно быть немедленно ликвидировано после свершения революции. А освободившийся от политического гнета народ сможет реализовать свою природную склонность к дружескому сотрудничеству через небольшие добровольные ассоциации, которые станут ячейками будущего прогрессивного общества.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *