Конструктивное общение


Содержание

Преодоление конфликтов: конструктивное общение

В июньском номере "Бюджетного учета" (см. с. 58) мы говорили о конфликтах, их причинах и типологии. Сегодня мы поговорим о самом эффективном средстве преодоления конфликтных ситуаций — конструктивном общении. Это лучший способ избежать конфликта или разрешить его, если он уже возник.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Он основан на восприятии и понимании другого человека. Если рассматривать общение как способ реализации тех или иных отношений, то успех разрешения конфликтной ситуации напрямую зависит от правильной организации общения.

Наш первый шаг к управлению конфликтом — владение соответствующими защитно-профилактическими приемами общения.

Прием 1. Эмоционально-информационное управление ситуацией

Пользуясь технологией управления и фильтрации информации, получаемой от других людей, вы можете не раскручивать эмоции, а переводить их на рациональный уровень. Чаще всего потенциальная конфликтность нарастает там, где искажение информации происходит при передаче по "цепочке". Необходимо сразу же отсечь барьеры вероятного искажения или определить, где возможна предвзятость, необъективность в оценке ситуации.

Если пренебрегать нормой управления информацией, можно столкнуться и с эффектом "самонакручивания". В таком состоянии человек самостоятельно делает выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Поэтому следует держать в своем сознании необходимость получения ответов на вопросы и в ситуации предконфликтного или конфликтного общения действовать по следующему алгоритму.

Необходимо справиться с эмоциональным фоном ситуации. Можно попробовать управлять поведением собеседника посредством предложений: "давайте присядем и поговорим", "выпейте воды и успокойтесь", "сначала успокойтесь, потом поговорим". В этой ситуации эффективным может быть отвлечение от ситуации: "подождите, мне надо сделать один звонок", "сколько вам необходимо времени на изложение проблемы?", "вам удобно, если мы пригласим к разговору коллегу Н.?"

Не позволяйте, чтобы конфликтная информация отвлекала от вашей основной деятельности, то есть определите рейтинг значимости ситуации для вас.

Получите ответы на вопросы! Необходимо выяснить, что произошло (важны только факты без эмоций) и кто свидетели событий. Важно разговаривать с "первым информационным лицом", а не посредниками, которые могут искажать информацию.

На основании полученной информации определить, каковы последствия развития ситуации и есть ли смысл в нее включаться.

Разобраться в мотивации действий сторон и составить предварительный прогноз последствий.

Дать выход негативной энергии, которой "заряжена" ситуация, из собственного сознания. По словам известного психиатра К.М. Быкова: "Печаль, не выплаканная в слезах, заставляет плакать внутренние органы". Здесь оправданны любые приемы защиты, особенно если не вы виновник ситуации.

Прием 2. Техника "активного слушания"

В процессе коммуникации важно развивать один из базовых навыков — "активное слушание". Приемы, используемые при этом, являются необходимыми для эффективного управления общением, особенно в потенциально конфликтных ситуациях. Известный автор бестселлера "Карьера менеджера" Ли Якокка говорил: "Жаль, что не существует учебного заведения, где учили бы слушать. Ведь хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить". Эта фраза актуальна не только для менеджеров в коммерческих структурах, но и для руководящего состава любого бюджетного учреждения.

Техника "активного слушания" эффективна в трех случаях. Во-первых, когда ситуация позволяет разобраться с происходящими событиями не торопясь и подробно. Во-вторых, когда важно сохранить позитивные эмоциональные отношения с данным человеком. В-третьих, когда на вас лежит административная обязанность принятия решения в конфликтной ситуации.

Рекомендуя эту технику, психологи руководствуются следующим. Если вы сумеете показать человеку, что вы его действительно слушаете, понимаете и сочувствуете ему, то тем самым вы сводите ситуацию конфликта к минимуму. Кроме того, у вас будет возможность воспользоваться той информацией, которую вы получите в ходе разговора. Собеседнику важно почувствовать себя услышанным и понятым. Например, когда вы слушаете человека и понимаете, что он говорит не то, что думает, можно задать вопрос или выразить беспокойство о взаимном недопонимании. Главное в использовании техники активного слушания — это слышать и воспринимать истинные чувства говорящего (см. табл. 1). Это ключевой принцип.

Таблица 1. Примеры типовых фраз при решении конфликтной ситуации с использованием техники "активного слушания"

Что сказано

другим человеком

Что он чувствует или

подразумевает

Что можно сказать,

чтобы раскрыть чувства

"Делай что хочешь"

"Мне не нравится то,

что ты собираешься

сделать, но мое

мнение тебя не

волнует. Я думаю, ты

сделал бы это в любом

случае"

"Мне кажется, что тебе

это не нравится. А чего

ты в действительности

хочешь?"

"Мне все равно"

"Мне не все равно, но

говорить об этом нет

смысла, ведь ты меня

не слушаешь"

"Но тебя же раздражает

случившееся, и меня

заботит это"

"Поступай так, как

считаешь нужным"

"Я слишком устал

спорить с тобой.

Поступай, как хочешь,

хоть я и против"

"А как считаешь нужным

ты? Я хочу, чтобы мы

оба достигли желаемого"

"Ладно" или любое

другое слово

внешнего

одобрения,

сказанное неохотно

или с гневом

в голосе

"Я не согласен и на

самом деле обижен и

зол на тебя"

"Но тебе это не

нравится. Я

действительно хочу

знать, как ты к этому

относишься"

Алгоритм использования техники "активного слушания"

Слушайте с сочувствием. Какими бы отрицательными эмоциями вы ни были охвачены, попытайтесь представить себя на месте другого человека. Вообразите, как вы и ваши ответы воспринимаются с его позиции.

Сосредоточьтесь на предмете разговора. Не позволяйте себе отвлекаться, концентрируйте внимание на особенности личности говорящего. Необходимо слушать то, о чем говорит человек и что составляет предмет разговора.

Относитесь к говорящему уважительно. Помните, что вы не должны погрязнуть во взаимном эмоциональном неприятии и оскорблениях.

Слушайте внимательно, не делая оценок. Это наилучший способ дать человеку возможность высказать то, что он в действительности думает, и выразить все те эмоции, которые могут препятствовать решению проблемы.

Необходимо высказать свое мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают. Повторите в процессе диалога те пункты, которые отмечены собеседником как наиболее важные.

Выделите то, что вы не поняли или в чем не уверены. В процессе диалога целесообразно задавать следующие вопросы: "Вы имеете в виду, что..?", "Вы чувствуете раздражение (гнев, обиду) по поводу..?", "Не могли бы вы рассказать о случившемся подробнее?", "Я не понял, что вы только что сказали?"

Подобные вопросы помогут вам побудить собеседника к дальнейшему разговору, если вы чувствуете, что собеседник не полностью описал ситуацию, свою точку зрения или свои эмоции. Когда вы спрашиваете, то необходимо задавать вопросы доброжелательным тоном, располагать собеседника к откровенности.

Используйте для поддержания разговора неречевые средства. Улыбайтесь, склоняйтесь к говорящему, кивайте, смотрите в глаза. Показывайте, что вы внимательно слушаете и воспринимаете сказанное.

Помните, что основная задача состоит в том, чтобы показать человеку, что вы небезразличны к сказанному им. Если вы искренне интересуетесь словами и чувствами других, то вы вправе рассчитывать на успех в процессе решения конфликтной ситуации.

Защита собственных чувств

Когда вокруг конфликта уже удалось организовать переговорный процесс, то необходимо помнить о способе выражения ваших собственных чувств и интересов. Ключевой подход в этом случае состоит в использовании "Я-утверждений" или "Я-обращений". Главное — научиться говорить о том, чего вы хотите, что вам необходимо, что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы. Но при этом не оказываете обвинительного воздействия на собеседника. Таким образом вы не осуждаете, не обвиняете и не атакуете оппонента. Следовательно, конфликтная ситуация не обостряется.

"Вы-утверждения" или "Вы-обращения", напротив, могут усугублять конфликты, так как для другого человека они представляются обвинительными, осудительными, наступательными и, следовательно, вынуждающими занимать оборонительную позицию. Вот примеры типичных "Вы-утверждений": "Вы ошибаетесь"; "Вы должны сделать…"; "Вы поступаете опрометчиво"; "Вы всегда…". Основная ошибка такого общения состоит в том, что создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Безусловно, при таком диалоге ситуация только ухудшается.

Приведем примеры того, как обвинительные "Вы-утверждения" можно превратить в более мягкие и эффективные "Я-утверждения" (см. табл. 2).

Таблица 2. Переход от "Вы-утверждений" к "Я-утверждениям"

"Вы-утверждения"

(интонация обвинения)

"Я-утверждения" (интонация выражения

чувств, интересов)

"Когда вам что-нибудь

нужно от меня, вы

сообщаете об этом в

последнюю минуту"

"Когда вы в последнюю минуту просите меня

составить план, я не всегда могу быть

свободным для работы с вами, хотя я и

готов сделать все, что могу. Я прошу

предупреждать меня заранее о предстоящей

работе"

"Почему вы всегда меня

перебиваете?"

"Когда вы пытаетесь сказать мне что-то,

перебивая меня, то я не могу

сконцентрироваться на том, что именно вы

говорите. Я был бы вам очень благодарен,

если бы вы дали возможность мне

высказаться"

"Вы никогда не делаете

того, чего хочу я; вы

всегда поступаете по

своему усмотрению"

"Когда вы принимаете решения за нас

обоих, не спрашивая моего мнения, я

чувствую обиду и мне кажется, что вас

не интересует моя точка зрения. Мне бы

хотелось совместного обсуждения волнующих

нас проблем с учетом наших общих желаний"

Характер — наш враг!

Итак, эффективность разрешения конфликтной ситуации во многом зависит от владения грамотными техниками общения. Но следует отметить, что владение техникой конструктивного общения зависит и от нашего характера. Если вы склонны проявлять только стратегии противоборства в разрешении противоречий, то, к сожалению, вы конфликтный человек. Ваши психологические особенности таковы, что вы склонны винить в своих неудачах и постоянных столкновениях с коллегами не самого себя, а других людей. Вы видите конфликт там, где его нет, а при провокации конфликта посредством своих собственных действий переносите все претензии на окружающих. Обладателям такого характера значительно проще обвинять другого "во всех грехах", нежели обратить внимание на проблемы собственного поведения и общения с окружающими.

Первое, что необходимо посоветовать такому человеку, — обратить свою мощную энергию критического анализа на самого себя. Важно самому себе задать вопросы:

"Что я сам сделал, чтобы данный конфликт возник?";

"Какие черты моего характера вызывают недовольство окружающих людей везде, где бы я ни работал?!"

Начало позитивного самоизменения в общении состоит в способности к коммуникативной рефлексии — умению увидеть себя со стороны, с позиции внешнего наблюдателя. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — это не просто знание или понимание партнера, а познание того, как человек реагирует на наши слова и действия, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Важно попытаться понять: что этот другой чувствует, что он думает, какие последствия могут иметь жесткие и обидные слова, которые конфликтующий в состоянии гнева и с искаженным лицом выкрикивает или произносит угрожающим шепотом?

С целью развития внутренних средств коммуникативной рефлексии можно использовать несколько упражнений.

Упражнение "Видеофильм". Инструкция психолога

У вас недавно произошел конфликт с коллегой. В своем внутреннем монологе вы произносите обвинительные речи по отношению к нему и никак не можете избавиться от чувства неприязни к этому человеку. Через определенное время вам кажется, что участник конфликта имеет все человеческие недостатки и пороки, какие вы знаете. Этот человек ужасен, просто монстр!

Остановите свое воображение! Человек-монстр встречается в реальной жизни чрезвычайно редко, а ваша работа не похожа на фильм ужасов. В реальной жизни люди, как правило, обладают и недостатками, и достоинствами. Вы и сами не свободны от определенных отрицательных черт характера.

Постарайтесь избавиться от негативных эмоций. Представьте ситуацию вашего конфликта, как фрагмент видеофильма. Вы оператор, "отснявший" сцену конфликта, и режиссер в одном лице. Кадр за кадром вы просматриваете снятый сюжет. С чего все началось? Остановите запись в начале фрагмента. Вот человек, с которым вы конфликтовали. Как он вошел? Какое у него было лицо? Какие движения? Возобновите просмотр. Что он говорит? С какой интонацией? Почувствуйте его настроение. Почему он так себя ведет?

А вот в кадре показались вы. Как вы вошли? Какое лицо было у вас? Какие движения и поза? Что вы сказали? С какими интонациями вы проговорили эти слова? Что вы чувствовали в этот момент? Что в ваших словах вызвало бурную реакцию у вашего партнера? Кадр за кадром вы внимательно просматриваете сцену от начала до конца. Это всего лишь эпизод из фильма. Нравится ли вам ваше поведение, которое вы наблюдаете на видеопленке? Спокойно и бесстрастно проанализируйте свою роль. Выделите те слова и действия, которые не следовало бы говорить и делать. Почему вы все же это сделали? Не смогли сдержать себя и вовремя остановиться? Преувеличили причину конфликта? Вы перенесли на партнера свое раздраженное состояние?

После "просмотра" сцены конфликта подумайте, какие техники общения надо было выбрать при диалоге? Что следует изменить в себе и своем взаимодействии с окружающими для того, чтобы меньше конфликтовать в дальнейшем с людьми и стать более гибким, терпеливым и доброжелательным в общении.

Упражнение "Глазами друга". Инструкция психолога

Всем нам необходимо дружеское общение с людьми, которых мы ценим и принимаем, которые понимают нас и могут прийти нам на помощь. Хорошо, если такие люди все время рядом и готовы откликнуться на наши проблемы и вопросы. Но в реальной жизни такое бывает нечасто. В этом случае вы можете воспользоваться советом воображаемого друга, которому вы доверяете и мнением которого дорожите.

Опишите ему свою последнюю конфликтную ситуацию. Попросите его проанализировать ее с позиции вашего участия в конфликте. Будет хорошо, если друг сможет открыто говорить с вами о вашем "вкладе" в конфликт: что вы сделали, чтобы конфликт начался и разгорелся, какие черты вашего характера вызывают напряжение во взаимоотношениях с людьми, почему это происходит?

Спросите у своего воображаемого друга совета: что можно сделать в такой ситуации? Ведь вы хотите быть успешным в профессиональной деятельности и стремитесь к взаимопониманию с коллегами. Как устранить конфликтные ситуации? Как ваш друг действует, если у него возникают подобные случаи? Обсудите с вашим воображаемым помощником возможные действия по изменению самого себя.

Выполнение психотехнических упражнений и овладение техниками конструктивного общения помогут вам эффективнее справляться с возникающими конфликтными ситуациями и умело управлять своим поведением. Важно вовремя понять себя, научиться контролировать свои эмоции в процессе ежедневного общения с семьей и коллегами: ведь мы хотим жить долго и счастливо и успешно работать. Все в наших руках. Главное — желание.

О.Б.Михайлова

Доцент кафедры

социальной и дифференциальной психологии

РУДН

Правила конструктивного общения

Немного о правилах

Правила конструктивного общения

— Будь хорошим слушателем: поощряй других говорить о самих себе.

— Используй правило трех плюсов: улыбка, комплимент, имя собеседника.

— Говори о том, что интересует собеседника.

— Люди склоны слушать другого только после того, как выслушали их.

— Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

— Никогда не выноси суждения о человеке в целом лишь на основании подмеченных проявлений движений тела.

— Обращай внимание на так называемые «мелочи» в общении!

^

Внимание – Опасность!

Если ты общаешься с людьми, которые…

— Завидуют тебе, не позволяют заводить других друзей, следят за тобой;

— Угрожают, носят оружие, внушают опасение своими неожиданными реакциями;

— Учиняют разбои, нападения, быстро выходят из себя;

— Зависимы от алкоголя, наркотиков, предлагают или заставляют тебя употреблять их тоже.

^

1.

Прежде чем куда-то пойти, всегда ставь в известность своих родителей:

— куда идешь;

— как будешь добираться;

— когда вернешься.

2.

Говори «Нет» если:

— кто-то постарается дотронуться до тебя так, что ты чувствуешь себя неловко.

— кто-то пытается навязать тебе свои правила игры. Принимай самостоятельно решения.

— тебе предлагают «выпить, закурить за компанию».

3.

Конструктивное общение

Ты – личность и заслуживаешь чувство безопасности.

4. Доверяй своим чувствам и обсуждай со взрослыми проблемы, которые не можешь разрешить самостоятельно.

5.

Никогда не поздно попросить о помощи у взрослых.

Схожі:

Культура общения старшеклассников
Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом гуманитарных и, в том числе,…
К. маркс и Ф. Энгельс
Производство. Средства производства и производственные отношения.

Производственные отношения и отношения общения. Формы государства…

Ес центры ес аккредитованы лидирующими международными организациями.

Членство в этих организациях является доказательством высоких стандартов и приверженности развитию обучения английскому языку за рубежом. Сан Франциско
Ходьбы от берега, где и нахлдятся студенческие резиденции. Прохождение курса английского языка позволит вам улучшить свои знания,…

Ес центры ес аккредитованы лидирующими международными организациями. Членство в этих организациях является доказательством высоких стандартов и приверженности развитию обучения английскому языку за рубежом.

Майами
Озможно совмещать здесь с главной целью визита обучение. Прохождение курса английского языка позволит вам улучшить свои знания, с…

Ес центры ес аккредитованы лидирующими международными организациями. Членство в этих организациях является доказательством высоких стандартов и приверженности развитию обучения английскому языку за рубежом.

Сан-Диего
Ьшие светлые классы, просторные терассы, с видом на океан! Прохождение курса английского языка позволит вам улучшить свои знания,…

Правила игры в пул общие правила пула. Настоящие правила являются общими для всех разновидностей пула
Бильярдное оборудование.

Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием пуловских столов, шаров и оборудования,…

Правила поведения учащихся ош №29
Эти правила обязательны для исполнения всеми учащимися, обучающимися у данного учителя
Правила безопасности в Интернете для детей
Эти правила.

• Не давать никому кроме родителей свои пароли, даже близким друзьям

Правила охорони праці в деревообробній промисловості 1 загальні положення
Правила охорони праці в деревообробній промисловості (далі Правила) поширюються на підприємства, установи й організації (далі підприємства)…
Правила охорони праці у птахівництві I.

Загальні положення
Ці Правила поширюються на всіх суб’єктів господарювання, які займаються вирощуванням та триманням птиці, виробництвом та первинною…

Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи

Разработка сайта — Веб студияАдаманов

Характеристика конструктивного общения — способности выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Метод позитивных утверждений — признание не только своей значимости, но и ценности другого человека.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская Таможенная Академия»

Санкт — Петербургский имени В.Б.

Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Юридическая диалогика»

На тему: «Речевые приемы конструктивного общения»

Санкт — Петербург 2009 г.

Способы конструктивного общения

Вся нашажизнь построена на ежедневном общении с другими людьми. Мы учимся любить, созидать, принимать решения в общении с родителями, братьями и сестрами, родственниками, учителями, друзьями, мужьями или женами, детьми и т.д.

Умение общаться в этом смысле имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья.Конструктивное общение — это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека.

Конструктивное общение. Позиции конструктивного общения.

Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

Если вы заметили в своих отношениях с людьми недостатки, если постоянно сталкиваетесь с конфликтными ситуациями в общении, то вам просто необходимо обучиться конструктивному общению.

Это не просто овладение навыками. В первую очередь, вам придется пересмотреть целый комплекс своих нравственно-этических ценностей, определить, что для вас имеет первостепенную важность: вы сами или ваши отношения с людьми. Подумайте, вокруг чего вращается ваш мир, где его ось?

Попробуйте пройти следующий тест и проанализировать затем его результаты (инструмент оценки вы найдете в конце статьи).

Метод позитивных утверждений

В нашей жизни сложился язык негативных утверждений. Нам намного легче начать критиковать другого человека, обвинять, навешивать ярлыки или жаловаться, чем сказать доброе слово, похвалить, поощрить.

А ведь слово- самая мощная энергия. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. По речи человека можно определить систему его ценностей и угадать образ жизни. Если мысли, слова и поступки человека направлены на добро, то сам человек считается добрым. Если мысли, слова и поступки человека направлены на зло, то и сам человек — зол. Слова, как проявление мыслей, играют роль катализатора души.

В конце двадцатого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель «Института квантовой генетики», биолог Петр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящие человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности — ДНК.

С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Негативные высказывания корежат и рвут хромосомы, вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации.

Негативными словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.

Не даром существуют народные пословицы: «Не говори человеку, что он свинья, а то он захрюкает».

«Доброе слово и кошке приятно».

К примеру, когда мы говорим детям в группе: «Закройте рот …», то и нечего удивляться, что они перестают нам членораздельно отвечать.

Если бабушка говорит периодически внуку, какой он «недотепа», то он таким и вырастает. Слова обладают силой программировать нашу жизнь.

Важно научиться думать и говорить о хорошем (наши слова материализуются, а помыслы реализуются).

Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Метод позитивных утверждений — это способность признать не только свою ценность и значимость, но и ценность другого человека, не зависимо от его взглядов, убеждений и действий.

Способность позитивно общаться — это работа над собой, своими ценностями. Здесь на первый план выдвигаются позитивные слова и мысли, что помогает другому человеку ощутить его ценность. Владимир Леви по этому поводу сказал: «Унижающий Другого признает тем самым и свою низость. Забота о самооценке Другого, — лучший способ заботы о своей собственной…»

Как можно больше ежедневно говорите людям следующее:

— Мне с вами очень хорошо работать вместе

— Мне с тобой хорошо

— Я благодарна, что именно вы преподаете этот предмет

— Мне так понравилось, как ты отвечал на уроке

И вы сразу увидите, как меняется ваше мироощущение.

Вы почувствуете себя комфортнее, счастливее, увереннее. Отношения с людьми больше не будут носить характер подводных рифов.

Вы сами будете выстраивать отношения позитивно, разрешая конфликты и позволяя людям расслабиться и не переходить на повышенный тон в разговоре с вами.

Обратите внимание на тон, с которым вы общаетесь с людьми. Бывает, что незаметно для нас самих, мы выстраиваем барьеры, которые автоматически закрывают двери души другого человека.

К барьерам в общении относятся следующие тональности:

1. Приказ, указание, команда («Повтори еще раз …», «Говори медленнее …», «Не говори со мной таким тоном …»).

2. Предупреждение, угроза, обещание («Успокойся и я тебя охотно выслушаю», «Ты пожалеешь, если этот сделаешь …»).

3. Осуждение, критика, не согласие, оценка («Ты поступил глупо…», «Я ведь тебя предупреждала …», «А вот теперь ты на правильном пути»).

Брань, «ярлыки», обобщения («вы все такие …»).

Несомненно, попадая в обстоятельства, в которых эмоции разрывают душу, и промолчать просто не представляется возможным, управлять своими эмоциями и помнить о «позитивных утверждениях» трудно. Но человек — существо обучаемое.

Всему можно научиться, стоит только захотеть. Сделать это можно следующим образом. Сядьте, вспомните все ситуации, в которых вы ОБЫЧНО впадаете в сильные эмоции. Путь это будет мусор, который не убрал кто-то из ваших родных; вас обсчитывают в магазине; вам делают замечание; вас явно кто-то не любит на работе; соседская машина стоит под окнами; дети в соседней квартире слишком шумные и т.д.

и т.п. Затем составьте список всех этих ситуаций, а под каждой напишите, что вы скажете и сделаете в следующий раз, когда ситуация повторится. Путь ваша предполагаемая реакция будет отличаться от прежней. Путь она будет позитивной с учетом следующих пожеланий:

— Уважение к чувствам других людей.

— Умение перетерпеть, когда кто-то переживает эмоциональную бурную реакцию.

— Помощь человеку в восстановлении позитивного самоотношения без попытки его побороть.

Например, похвала (действительных достоинств), поощрение.

— Избежание соблазна отомстить, обвинить, упрекнуть другого.

Проиграйте в уме каждую ситуацию и повторите вслух слова, которыми вы хотели бы отреагировать в следующих раз. Делайте упражнение каждый день, пока не почувствуете, что в реальном времени у вас все получается. Если все в порядке, можно считать, что вы научились управлять своими эмоциями.

Одним из признаков успеха будет улучшенное самочувствие.

Метод безоценочного суждения

Каждый неосознанно склонен оценивать, одобрять или осуждать то, о чем говорит он сам или что слышит от других. Вы не раз, скорее всего, замечали, что как только вас начинают оценивать, поправлять и корректировать, вы занимаете оборонительную позицию, что становится барьером в общении.

Представьте, что то же самое чувствуют и ваши собеседники. Измените стиль суждений, и вы заметите, как и отношение к вам изменится. Попробуйте прямо сейчас, например, без оценок, ярлыков, личного мнения и критики описать трех людей:

Ш Торговец неславянского происхождения на рынке

Ш Молодой человек весь в черном

Ш Бомж

В процессе описания не стоит выражать личного мнения («нравится» — «не нравится», «хороший» — «плохой», «наш» — «не наш» и т.д.), потому что все это — не факты.

Факты — лишь то, что вы видите: цвет волос и глаз, качество одежды, род занятий, возраст и т.д. Опять же, если вы ежедневно будете учиться выражать суждение без оценок, ваши отношения с людьми изменятся в лучшую сторону.

Не переходите с роли или проблемы на личность

Человеку легче принять замечание по делу, а не по личности.

Услышав замечание, обращенное к нашей роли или функции, мы будем стараться изменить свое поведение. Но негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности.

Вот некоторые примеры замечаний по роли и по личности:

— Вы сегодня опять не сделали того, что пообещали (оценка роли)

— Вы ленивый и безответственный человек (оценка личности)

— В этой ситуации вы допустил ошибку (оценка роли)

— У вас никогда ничего не получается (оценка личности)

— Вы не сдали отчет о результатах работы на прошлой неделе (оценка роли)

— Вы несерьезно относитесь к системе отчетности в нашей организации (оценка личности).

Оценка роли без перехода на личности со временем воспитает человека, заставит его выполнять свои функции правильно, безошибочно.

Но, согласитесь, вы ведь тоже иногда даете сбой?

Ты- и Я-высказывания

«Ты — высказывание»это критика другого в форме оценки, раздачи ярлыков («ты лентяй») или приписывания мотивов («тебе не интересно»).

Ты-высказывание направленно на обвинение другого. Подобное отношение вряд ли облегчает общение или помогает достигнуть нужных результатов.

«Я выказывание»это описание своих чувств, ожиданий и состояния в ситуации конфликта. Я должен начинать говорить о себе, о своих чувствах, переживаниях («я потрясен …», «мне больно …», «я расстроен …»). Я должен точно назвать поведение другого, которое эти чувства вызвало («когда ты сказал это …», «ответил так …»).

Не указав, что именно в поведении человека меня расстроило, я рискую быть непонятым. Я, кроме того, должен обозначить желательные изменение в поведении («мне хотелось бы, чтобы ты …»).

При описании своего негативного эмоционального состояния необходимо избегать осуждения собеседника, как причины этой реакции.

Вот некоторые примеры ты- и я-высказываний:

Ты-высказывание: «Ты постоянно опаздываешь», «Ты меня не любишь».

Я-высказывание: «Мне сложно, когда ты приходишь поздно», «Мне показалось, что в наших отношениях не хватает внимания».

Список литературы:

Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова Риторика для юристов: учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2. Козлова Е.: Основы конструктивного общения: учебное пособие.- М., 2003.

Подобные документы

  • Роль общения в формировании личности

    Понятие, виды и функции общения, характеристика и значение в психологическом развитии человека.

    Техника и приемы общения. Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека. Методики исследования ценностей и смыслов личности.

    курсовая работа [44,5K], добавлен 23.05.2009

  • Эмпатическое взаимодействие

    Теоретический анализ сущности и истории становления понятия «эмпатия» — способности понимать переживания другого человека, либо способности приобщаться, разделять эмоциональную жизнь другого.

    Изучение факторов, влияющих на эмпатийность детей и взрослых.

    курсовая работа [23,9 K], добавлен 10.05.2010

  • Общение как предмет социально-психологического исследования

    Анализ перцептивного процесса общения, показывающий, что при восприятии другого человека возникает представление о нем и эмоциональное отношение к нему. Интерактивная сторона общения, характеризующая взаимодействие людей и организацию их деятельности.

    реферат [29,6 K], добавлен 28.01.2011

  • Психологические отношения в семье

    Понимание, уважение, внимание как основные ценности каждой семьи.

    Соблюдение свободы воли другого человека как один из главных принципов этичного общения. Отношения между невестами и свёкрами. Характеристика основных правил поведения невестки с золовкой.

    презентация [982,3 K], добавлен 20.04.2016

  • Роль общения в формировании личности

    Взаимодействие человека с окружающим его миром. Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека.

    Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми, последствия дефицита общения.

    реферат [15,8 K], добавлен 14.04.2009

  • Психология общения

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения.

    Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа [28,9 K], добавлен 09.11.2010

  • Психология общения

    Понятие, виды и функции общения, а также роль в нем восприятия. Сравнительная характеристика социально-психологических понятий «стереотип» и «предубеждение». Анализ необходимости и значимости процесса психологии общения в повседневной жизни человека.

    контрольная работа [43,6 K], добавлен 30.11.2010

  • Сущность и социально-психологическая характеристика общения

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции.

    Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

    контрольная работа [13,2 K], добавлен 23.11.2010

  • Роль интуиции и эмпатии в понимании других людей

    Общение — способ организации совместной деятельности и взаимоотношений, включенных в нее людей.

    Проблемы межличностного общения и взаимопонимания. Роль интуиции и эмпатии в понимании личностью другого человека. Характеристика эмпатии как феномена общения.

    курсовая работа [536,9 K], добавлен 11.11.2014

  • Взаимодействие, как основа эффективного делового общения

    Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения.

    Коммуникативная функция общения. Деловая беседа, как основная форма делового общения. Влияние имиджа делового человека. Тактика общения.

    реферат [264,4 K], добавлен 09.06.2008

Тренинг общения для педагогов

«КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКИИВНОЕ ОБЩЕНИЕ»

Цель: развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия.

Задачи:

  • Создание благоприятного психоэмоционального климата.
  • Выявление стиля общения каждого участника тренинговой группы.
  • Ознакомление педагогов с приёмами конструктивного общения.
  • Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путём использования приёмов конструктивного общения.

      Участники тренинга располагаются на стульчиках, расставленных по кругу.

Каждый из участников получает листик одного цвета (красный, жёлтый или зелёный) – по выбору участника.

ХОД ТРЕНИНГА:

1.     Приветствие.

     — Я очень рада вас всех приветствовать, и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы с вами будем тренировать наши коммуникативные умения.

2.     Опрос каждого члена группы о его самочувствии.

     — Как вы себя чувствуете?

     — Какое у вас сейчас настроение?

     -Что вы ждёте от тренинга?

     Так как сегодняшнее наше мероприятие заявлено, как тренинг, позвольте мне напомнить вам основные принципы психологического тренинга:

  • «Здесь и теперь».

Предметом нашего разговора, анализа должны быть ситуации, возникающие в группе в данное время, мысли, появляющиеся в данный момент.

  • Искренность и открытость. Самое главное – не лицемерить и не лгать.
  • Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на самоанализе и рефлексии.

Запрещается использовать высказывания типа «Мы считаем…», «У нас другое мнение» и т.п. Все высказывания должны строиться от первого лица единственного числа: «Я чувствую…», «Мне кажется…» и т.п.

  • Активность. При групповой работе невозможно «отсидеться», поскольку психологический тренинг относится к активным формам обучения и развития.
  • Конфиденциальность. Всё, о чём говорится в группе относительно участников тренинга, не должно выходить за её пределы.

3.     Сообщение темы.

Разогрев группы.

       Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми близкими ему и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения, а так же душевное благополучие во многом зависит от того, как хорошо он освоил искусство общения.

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Даётся человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причём научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства» (Скаткин М.И.).

именно поэтому обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, с детьми и их родителями.

       Итак, тема нашего сегодняшнего тренинга — «КОНСТРУКТИВНОЕ И НЕКОНСТРУКИИВНОЕ ОБЩЕНИЕ».

       Предлагаю вам для разминки выполнить первое упражнение «Презентация».

 Каждый участник записывает своё имя вертикально печатными буквами.

Напротив каждой буквы имени пишет своё качество, которое начинается с этой буквы.

4.     Постановка проблемы.

       Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют 2 вида:  конструктивное и неконструктивное.

       Виды неконструктивного общения.

       Конечно, пробовать их обыгрывать мы не будем, дабы они не закрепились в нашей практике, в нашем сознании, но познакомиться мы с ними должны.

  • Сравнение.

«Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.

  • Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…».

Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.

  • Приказ. «Немедленно успокойся».

Запрет на переживания.

  • Невключённое слушание. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.
  • Поторапливание. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…»
  • Собственная интерпретация. «На самом деле ты говоришь об …».

Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся.

  • Критика. «Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…».
  • Предвидение. «Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».

       Виды конструктивного общения.

  • Рефлексивное (активное) слушание.

      Для того, чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания.

Они включают в себя следующие приёмы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

       Дословное повторение – включает в себя воспроизведение вслух части сказанного в неизменённом виде.

Конструктивное общение. Контроль эмоций.

Это может быть целая фраза или несколько слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают.

       Перефразирование – подразумевает повторение основного содержания сказанного в более сжатой форме или своими словами.

Этот  приём позволяет поверить, насколько правильно мы поняли партнёра по общению.

      Резюмирование – представляет собой подытоживание, выделение основных идей говорящих. Данный приём позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимости – подвести беседу к заключительному этапу.

  • Поддержка разного вида (таблица).

ПОДДЕРЖКА

Вид поддержки

Язык поддержки

Психологический механизм

Возможные ошибки

Указание на сильные стороны личности

«Пусть так, однако…», «Я знаю, что ты…»

Расширение взгляда  человека на себя, переключение с негатива на позитив

Сильная сторона личности, на которую вы указываете, должна реально существовать.

Нельзя льстить человеку.

Разрешение на ошибку

«Знаешь, это бывает с каждым…»

Снятие чувства вины

Покровительственный тон

Признание объективной сложности ситуации

«В такой ситуации другого выхода нет»

Снятие личной ответственности

Драматизация ситуации

«Я такой же, как ты»

«Я бы тоже так поступил»

Ощущение равенства позиций

«Перетягивание одеяла» на себя

Указание на положительные стороны ситуации

«Зато ты теперь имеешь такой опыт…», «Хорошо, что это произошло сейчас, а не потом»

Изменение точки зрения на ситуацию.

Взгляд на неудачу с положительной стороны.

Игнорирование значимости ситуации

Предложение помощи

«Чем я могу тебе помочь?»

Ощущение заботы, готовности разделить ответственность

Решение проблемы вместо человека, который нуждается в помощи

       Участникам тренинга предлагается в тройках проработать техники активного слушания и виды поддержки (один рассказывает другому, третий – наблюдатель, потом – меняются ролями).

       Высказывания по поводу проведенного упражнения:

       — Легко ли было быть в роли слушателя?

       — Чего не хватало?

       — Что помогало рассказывающему?

       — Как себя чувствовали в роли наблюдателя?

5.     Завершающее упражнение.      

Упражнение «Пожелание».

      Закончим наш сегодняшний тренинг пожеланиями на сегодняшний день.

Высказывание должно быть коротким, желательно в виде одного – двух слов. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать, и говорите добрые слова. Поймавший мяч бросает его следующему т.д. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

6.     Подведение итогов занятия. Рефлексия участников.

       Прежде чем нам разойтись, мне бы хотелось, чтобы вы оставили свои листики на дереве.

Это необычное дерево – это дерево знаний, эмоций и вопросов. У кого листочек зеленого цвета – запишите на нём кратко те знания, которые вы сегодня приобрели на нашем тренинге; у кого листочек красного цвета – опишите те эмоции, которые вы испытали сегодня; у кого листочек зелёного цвета – запишите те вопросы, которые остались непонятными, может которые возникли в процессе  тренинга или просто хочется задать в данный момент мне. 

7.     Резюме ведущего.

Прощание.

       Сегодня мы тренировали наше мастерство в общении. Кому-то было легко, кому-то сложновато. Но на достигнутом не стоит останавливаться. Постарайтесь в своей педагогической практике, да и в повседневной жизни отказаться от различных видов неконструктивного общения, а использовать только конструктивные виды  общения. И я уверена, что у вас всё получится! До свидания!

Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда — и власти над другим человеком. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой

Что же портит общение?

Что вызывает негатив в услышанной фразе?

1. Оценочные суждения (о них уже говорилось выше). Это описание личного, субъективного впечатления (по отношению к чему-либо, в качестве аргумента, "за" или "против").

Например, «Мария некрасивая», «Мне не интересна твоя попса», «К счастью, физику отменили».

2. Слова-«должники»: «Ты должен соображать…», «Вы не должны так сердиться…»,

Выспрашивание, «допрос».

4. Диагноз мотивов поведения: «У тебя не хватает инициативы», «Ты просто защищаешься».

5. Убеждение логикой, успокоение отрицанием существования проблемы: «Нечего тут расстраиваться», «Все это ерунда», «Не волнуйся, все будет хорошо». Когда у тебя проблема, и ты не знаешь, как ее решить, очень раздражают люди, которые говорят: «Это же такая ерунда.

Чего ты паришься».

6. Смена темы разговора: «То, что ты говоришь, очень интересно… Я вчера смотрел смешной фильм…».

7. Соревнование: — Я вчера попал в ужасную ситуацию на экзамене: мне достался такой билет…

— Это что, а вот я …

Управление своими эмоциями и чувствами

В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению.

1.

Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания актуализирует та или иная ситуация у человека.

Конструктивное общение.

Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва — скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.

2. Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию.

Один из признаков зрелости — умение предоставить другим возможность выразить свои эмоции (естественно, в допустимых пределах), не обижаясь и не поддаваясь собственным.

3. Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет).

Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Помогите этим людям восстановить их позитивное самоотношение другими способами — без попыток побороть вас, а, например, похвалой их действительных достоинств.

4.

Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, частые женские укоры: «Я же тебе говорила…», «Ты сам виноват…» вряд ли дадут желаемый эффект (подтверждение, что она — умнее собеседника) и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желание ото- мстить, как правило, проистекает из чувства глубокой обиды. Чтобы справиться с гневом, раздражением, злостью, можно использовать методы аутотренинга, релаксации.

Конструктивному выражению своих негативных чувств — обиды, злости, гнева, раздражения и агрессии — очень важно научиться. Помните, вы изучали психологические защиты — вытеснение, проекцию, замещение?

Это — несовершенные формы управления «плохими чувствами». Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здоровья, их нужно отреагировать — т. е. «выпустить пар».

Однако отреагирование негативных эмоций не должно приносить вреда окружающим и вам самим. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме.

Анализ негативных эмоций

1.Почему я так рассержен (обижен, напуган)?

2.Что я хочу изменить?

3.Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?

4.В конечном счете, чья это проблема?

Насколько она моя? Насколько «их» («его»)?

5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не любят…», «Они меня не уважают.

План:

1.Способы снижения эмоциональной напряженности.

2.Управление своими эмоциями и чувствами.

В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда – и власти над другим человеком.

Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где не постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой.

Способы снижения эмоциональной напряженности.

Общение – это чрезвычайно эмоционально насыщенная деятельность, и сильные эмоции могут мешать правильно воспринимать собеседника, затруднять понимание истинных мотивов его поведения, а также приводить к конфликтам и недоразумениям.

Предположим такую ситуацию: кто-то кричит на вас; может быть вам и понятно, почему это происходит, но тем не менее неприятно, когда на вас кричат.

У вас есть три варианта ответа:

-агрессивная реакция: накричать в ответ, что еще больше осложнит взаимоотношения;

-уйти в сторону.

Преодоление конфликтов: конструктивное общение

Это – отступление, и такая пассивная реакция часто приводит к охлаждению взаимоотношений, если не к полному разрыву;

-использовать оптимальное самоутверждение.

Для этого необходимо найти формулировку, наилучшим образом отстаивающую вашу точку зрения. Когда кто-то жалуется на вас, нападает и критикует, он представляет, что – вы виновник его неприятностей. Ваша цель в этом случае – разрядить враждебность и приблизиться к урегулированию проблемы. Даже если в вашу сторону направлены обидные высказывания, постарайтесь понять истинную причину – почему именно человек возмущен вами – и сдержите реакцию ответа агрессией на агрессию.

Чтобы разрядить накаленную обстановку, когда вас несправедливо обвиняют, нападают, критикуют или человек просто находится в возбужденном эмоциональном состоянии, старайтесь придерживаться следующей линии поведения:

-не защищайтесь и не нападайте в ответ;

-отреагируйте на эмоции – «присоединяйтесь к чувствам» (Техничка накричала на вас, что вы запачкали пол: «Конечно, Марья Иванова, на улице так грязно, и у вас столько работы….»)

-предположите причину, продемонстрируйте готовность понять другую, уважение к его чувствам, желание изменить ситуацию.

Управление своими эмоциями и чувствами.

В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению:

  • Уважайте чувства других людей. (Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва)
  • Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию (один из признаков зрелости – умение предоставить другим возможность выразить свои эмоции – но в допустимых пределах), не обижаясь и не поддаваясь собственным.
  • Отойдите от негативной борьбы за власть (бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки, втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение за ваш счет.
  • Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также и критик.

(женщины часто говорят: «Я же тебе говорила», «Ты сам виноват » — это вызовет ответную обиду или агрессию)

Конструктивное общение улучшает отношения между людьми, так как предполагает, что вы:

Расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять своей воле.

2. Уважайте их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами и неправдами убеждать встать на вашу точку зрения.

3. Уважайте их ценности и их опыт.

Вопросы для проверки знаний по теме:

1. Приведите примеры приемов снижения эмоциональной напряженности в «накаленной ситуации».

2.Какие существуют техники конструктивного выражения собственных негативных эмоций?

3.В чем заключаются преимущества конструктивного общения?

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 668 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *