Концепции антропогенеза


Современные концепции антропогенеза

12345678910Следующая ⇒

Основные гипотезы происхождения жизни на Земле

Человек – высшая форма жизни на Земле.

В сфере классического (европейского) научного знания существует ряд гипотез, касающихся происхождения жизни на Земле.

Наиболее распространенная – гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, берущая свое начало ещё в античности (Демокрит, Аристотель), и затем продолженная в новое время(Ф.Бэкон, Р.Декарт). В ХХ веке эта гипотеза обсуждается в трудах Холдейна, Эйгена. Согласно взглядам этих ученых жизнь развивалась под влиянием внутренних(генетических) факторов. Влияние на нее оказывали в внешние воздействия, ответные реакции, которые привели к приспособлению строения и функции всего живого к условиям среды – естественному отбору, лежит в основе эволюции и определяет её направленность. Эволюция – постоянная борьба с энтропией за сохранение целостности.

В конце прошлого и начале нашего столетия была очень популярна панспермическая гипотеза возникновения жизни, предложенная Аррениусом, Рихтером, Томсоном. Зародыши живых существ, например споры микроорганизмов, были занесены на Землю из космоса (посредством метеоритов, комет, космической пыли). Попав в благоприятные условия на нашей планете, они стали источником всего разнообразия форм жизни. Гипотеза предполагает повсеместное распространение во Вселенной как зародышей живых существ, так и более развитых форм жизни. В пользу этой гипотезы свидетельствуют данные о широкой распространенности сложных органических веществ в различных областях Вселенной.

Гипотеза В.И.Вернадского о вечности жизни. Доказал, что в геологических отложения, возраст которых оценивается в несколько миллиардов лет, уже имеются следы деятельности простейших живых организмов.

Религиозная гипотеза (вненаучное знание). Жизнь появилась в результате божественного творческого акта. Человек был создан по образу и подобию Бога, а все живые организмы сотворены для обеспечения его существования.

Современные концепции антропогенеза

На основе прогресса науки и техники появились новые гипотезы о происхождении жизни и человека.

Человек – «посев» более высокоразвитых цивилизаций, которые «следят» за его развитием и носят в него определенные коррективы. В этом же русле находится вера в НЛО, параллельные миры, космические цивилизации.

В соответствии с гипотезой произвольного зарождения жизни человек является результатом длительной эволюции, в ходе которой сменилось множество форм. Конечно, современная наука не в состоянии точно указать все факторы, способствовавшие появлению человека.

До середины ХХ столетия проблема происхождения человека в основном ассоциировалась с классической эволюционной концепцией Ч.Дарвина. Затем появляется больше факторов, которое не вписывались с эту гипотезу. Появляются различные конкурирующие гипотезы.

Гипотеза о том, что каждый ид, в том числе и человек, происходит не от одного общего для всех видов предка, а от своего собственного. И хотя у человека и шимпанзе много общих черт, это не означает, что они произошли от общего предка. Ряд ученых склонялись в мысли, что уже своих исходных формах жизнь возникла в огромном разнообразии видов (Тейяр де Шарден).

У представителей гуманитарного знания сформировались свои подходы к проблеме происхождения человека. Их прежде всего интересует проблема происхождения человеческого разума.

Концепцию антропогенеза следует формировать в рамках общей теории развития. Проблема заключается в том, что такой теории пока ещё не сложилось.

Таким образом, целостная картина антропогенеза оказывается расчлененной на ряд компонент (научная, философская, религиозная, историческая и др.). Более того, каждая из этих компонент, свою очередь, также расчленяется. Целостная картина антропогенеза требует синтеза всех этих подходов.

12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-19; просмотров: 417 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Каковы основные теории антропогенеза?

Предыдущая1234567891011Следующая

О некоторых из них мы уже говорили.

Хочу отметить, что креацинизм, наверное, самая «старая» теория, до сих пор не только не потеряла своего значения, но приобретает всё больше и больше сторонников, несмотря на все попытки атеистов опровергнуть сам факт существования Бога.

Посмотрим, чем порадуют нас современные концепции антропогенеза. Полвека назад появился так называемый «эволюционный креационизма». Энциклика папы Пия XII (1950 г.) допускает, что Бог мог создать не «готового» человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу. Здесь явно чувствуется некоторое лукавство, попытка «осовременить» одну из самых прочных теорий. Вообще большее или меньшее лукавство присутствует и во всех остальных теориях «гоминизации» — происхождения человека от обезьяноподобных предков.

Есть немало фактов, говорящих о том, что наша Земля намного моложе того возраста, который необходим для «эволюции» от живой клетки до человека. Именно поэтому эволюционистам приходится перескакивать через целые эпохи и придумывать разного рода катаклизмы, чтобы оправдать неожиданное появление тех или иных видов.

Я уже не говорю о том, что сам факт зарождения жизни на Земле ещё нужно доказать хотя бы экспериментально.

35.Основные концепции антропогенеза.

Некоторые факты эволюционистами просто игнорируются. Например, то, что костные останки австралопитеков, которые якобы были предками человека, и останки современных людей были найдены в одном геологическом слое. То же произошло и с неандертальцами. Как же они могли быть нашими предками в этом случае? Есть немало других теорий, объясняющих феномен гоминизации.

Например, по гипотезе Матюшина (1982) повышение уровня радиации в Восточной и Южной Африке, где и сейчас находятся крупные месторождения урановых руд, привело к мутациям, вызвавшимзначительные анатомические изменения приматов, что и привело к прямохождению, потере клыков и увеличению мозга.

Чтобы уже совсем расстроить читателя и окончательно сбить его с толку, следует упомянуть о предполагаемом «водном» происхождении человека (предполагают, что предки человека жили в море, имели жабры, гладкую кожу). Гипотеза базирует­ся на обнаруженных в древних мумиях человекообразных существ, якобы имеющих жабры. Кстати, волосы на голове нужны были, чтобы мамы могли вытаскивать из воды своих детишек.

Существуют совершенно невероятные гипотезы о происхождении человека от муравьеда (в связи с идентичностью строения внутренних органов). В противовес эволюционизму в XX в. возник «антиэволю­ционизм» — гипотеза о том, что 2,5 млрд лет назад (еще до возникновения многоклеточных животных) существовала древняя цивилизация людей, способных создавать металлические сфе­ры (металлические сферы обнаружены в Южной Африке, и их возраст оценивается в 2,5 млрд лет).

Затем происходила много­вековая деградация, в ходе которой люди теряли свой человечес­кий облик, превращались в обезьян, животных. Сторонники этой гипотезы (М. Кремо, Р. Томпсон, А. Белов) считают, что в при­роде идет «не биологическое очеловечивание зверей, а … биоло­гическое озверение человека». Сейчас насчитывается более сотни различных теорий и гипотез о причинах и ходе гоминизации, это только подчёркивает наше бессилие упрятать все факты человеческой истории в одну теоретическую корзину.

Но этими теориями явно не исчерпывается фантазия ученых.

Насколько теории антропогенеза обоснованы?

Во времена Дарвина ученые почти не опирались на археологические материалы, поскольку их было известно ещё очень мало. Более полное исследование проблем происхождения человека началось в 20-30-е годы XX века, когда накопился большой материал В 60-е годы появилась молекулярная и генетическая антропология.

Основные научные направления антропогенеза:

  • селектогенез,
  • автогенез
  • глобальный эволюционизм.

  • креацинизм

Каждое из направлений основано на оригинальных, принципиально различных принципах. Селектогенез – направление, в основу которого положен принцип случайности, а в качестве движущей силы эволюции выступает естественный отбор во взаимодействии с другими каузальными (эволюционными) факторами среды.

Концепции, основанные на действии каузальных факторов (источников эволюции).

Селекционная теория Ч.Дарвина. В 1871 году Дарвин опубликовал книгу “Происхождение человека и половой отбор”, хотя и считал, что доказательств его теории ещё недостаточно.

Он пришел к выводу, что между человеком и животными нет принципиальной разницы, и выдвинул теорию происхождения человека и человекообразных обезьян от обезьяноподобных предков. По его мнению, антропоидные обезьяны имели бороды (оба пола), заостренные уши и хвосты. Происхождение человекообразных существ — Африка, а причина эволюции — необходимость ведения наземной жизни, что привело к овладению орудиями.

Причины изменения внешнего вида: естественный отбор, упражнение и не упражнение органов, наследование приобретенных признаков (в этой части теория была опровергнута в конце 19-го века работами А.Вейсмана). Помимо этого, к факторам антропогенеза Дарвин относил наследственную изменчивость, борьбу за существование и половой отбор.

Кроме естественного отбора на ранних стадиях, Дарвин выделял групповой отбор социальных признаков на поздних стадиях и половой отбор в расогенезе.

Мутационная концепция Г.Н.Матюшина.

Концепции мутационизма основаны на признании скачкообразного процесса в эволюции, связанного с крупными наследственными изменениями (мутациями).

Часть ученых считает этот процесс случайным, часть — целенаправленным. Концепция Матюшина касается только происхождения человека, он опубликовал её в книге “У истоков человечества”(1982). Являясь сторонником африканской прародины человека Г.Н.Матюшин пришел к выводу, что именно геология Восточной и Южной Африки сыграла на начальных стадиях антропогенеза решающую роль.

Здесь много стоянок первобытных людей и разнообразие австралопитековых. Именно здесь геологи обнаружили разлом коры и Южно-Африканский рудный пояс с двумя огромными урановыми провинциями, месторождение радиоактивного тория и повышенный уровень радиации.

По мнению Г.Н Матюшина, проживавшие здесь обезьяны постоянно облучались, у них возникали крупные мутации: увеличение объема мозга, прямохождение, потеря клыков, которые заменяют обезьянам орудия. Поскольку предчеловек биологически был хуже адаптирован, он выжил благодаря орудиям труда и социальной организации. Не понятно, почему мутации коснулись только обезьяноподобных, кроме того известно, что большинство мутаций приносит не пользу, а вред.

Концепция антропогенеза Г.Осборна.

Генри Осборн — американский палеонтолог, выдвинул теорию аристогенеза — прямолинейный эволюционный процесс, направленный в сторону улучшения организации и связанный с накоплением в зародышевой плазме “аристогенов”.

Он считал, что современный человек не имеет общих предков с обезьянами, а образует самостоятельную филогенетическую ветвь. Он происходит от “человека зари” — из Центральной Азии. «Человеком зари» Осборн считал эоантропа Даусона, найденный в 1911 году и оказавшегося в последующем просто подделкой.

Концепция фетализации Л.Болька.

В 1926 году Луи Болька выступил со своей концепцией о том, что человек произошел в результате замедления развития приматов, сохранив во взрослом состоянии эмбриональные черты других высших приматов (такой «половозрелый зародыш обезьяны»).

Причина Болька видел в изменение функции эндокринных желез. Если действие гормонов ослабевает, то у человека появляются черты предков .

Автогенез. Концепции, основанные на влиянии условий среды и образа жизни и саморазвитии. Автогенез — направление в эволюционизме, которое считает, что движущей силой эволюции является “стремление” к прогрессу, изначально заложенное внутри самих живых организмов, т.е.

этот процесс запрограммирован.

Концепция Ф.Энгельса.

Он рассматривал человека не как биологический вид, а как социальное существо. Антропогенез — новый этап эволюции — результат непосредственного влияния трудовой деятельности на организм с последующим наследственным приобретением признаков.

Совместный труд объединял в сообщество, появилась членораздельная речь, как необходимая для общения. Но сам труд не может быть не осознанным, поэтому сначала должно было появиться сознание и здесь возникает масса вопросов о том, что первично – сознание или труд.

Концепция Ганса Вейнерта.

Человек произошел от шимпанзоидной ветви развития.

Основная причина — изменение климата: “Ледниковый период создал человека”. Самое главное — овладение огнем, потому что человек с факелом лучше защищен, чем все другие животные. Огонь объединил людей, и у них появилось стремление к постоянному обладанию огнем.

Огонь и обледенение — основные факторы развития.

Концепция Б.Ф.Поршнева.

Рассматривал психический аспект эволюции человека. Он считал, что гоминиды имеют только один вид — разумный, а остальные составляют вид троглодитиды. Особенность гоминид — речь, особенность троглодитид — двуногость и некрофагия (трупоядение). К последним он относил и австралопитеков и других представителей, которые не имели зубного приспособления к мясу.

Выделившись среди других гоминиды стали мигрировать, чтобы отделиться от троглодитидов и уходили в более суровые места для охоты. Обратная миграция явилась основой для современной истории человечества.

Глобальный эволюционизмразвитие неживой и живой природы, человека и общества в едином эволюционном процессе.

Концепция К.М.Бэра.

В 1834 году Бэр формулирует “всеобщий закон природы” — единый процесс развития материи всегда идет в направлении повышения уровня организации.

Он считал, что “вся история природы является только историей, идущей вперед победы духа над материей”. Он считал, что человек изначально образовал отдельную филогенетическую ветвь. Возникновение разума во Вселенной необязательно должно быть связано с наличием воздуха и воды и не исключал других видов жизни на других планетах.

Концепция П.Тейяра де Шердена (умер 1955).

Его концепцию называют финалистической и спиритуалистической.

По мнению де Шардена, земля оказалась в уникальном участке Космоса, где некогда образовался трансцендентный (потусторонний) мыслящий центр — универсум, сыгравший роль “перводвигателя” эволюции, имеющей следующие фазы: преджизнь, жизнь, мысль (ноосфера) и сверхжизнь. Человек является венцом антропогенеза, которым завершается космогенез. Носителями прогрессивной линии в эволюции стали приматы — самые неспециализрованные из всех млекопитающих, но обладающие сравнительно большим мозгом.

Он видел основное отличие человека от животных в том, что человек не может жить без перспективы, без надежды, в этом случае, он перестаёт творить и созидать. Поэтому в идее свержизни де Шерден подразумевал бессмертие души.

Предыдущая1234567891011Следующая



Педоморфоз. Гипотеза фетализации Л. Болька.

Педоморфоз. Гипотеза фетализации Л. Болька.

Важное эволюционное значение может иметь педоморфоз — одна из форм эволюционных преобразований онтогенеза, основанная на гетерохрониях. Педоморфоз представляет собой генетически обусловленное (наследственное) сохранение во взрослом состоянии признаков более ранних стадий онтогенеза. Термин "педоморфоз" ("уподобление детенышу") был введен В.Гарстангом в 1922г.; его долгое время использовали преимущественно для обозначения сохранения во взрослом состоянии личиночных признаков.

При наличии в жизненном цикле личиночной стадии, существенно отличающейся по строению, физиологии и образу жизни от взрослого организма, у некоторых видов в определенных условиях происходит задержка (ретардация) морфогенеза соматических структур при сохранении нормальных темпов развития половой системы.

Личинки приобретают способность к размножению — половому (неотения) или партеногенетическому (педогенез). Эти явления представляют собой ненаследственные модификации онтогенеза: в других условиях личинки могут нормально метаморфизировать, превращаясь во взрослую стадию. Широко известным примером неотении являются аксолотли — неотенические личинки американских саламандр — амбистом (Ambystoma tigrinum и др.).

Неотения является результатом подавления активности эндокринных желез, стимулирующих метаморфоз (у земноводных — щитовидная железа). Воздействуя на аксолотлей соответствующими гормональными препаратами, можно добиться нормального метаморфоза — аксолотль превращается во взрослую амбистому.

При педоморфозе происходит наследственное изменение (уменьшение чувствительности соматических тканей личинки к гормонам, стимулирующим метаморфоз), что приводит к полной утрате взрослой стадии онтогенеза: жизненный цикл укорачивается, последней в нем становится стадия, которая была прежде личиночной.

Такой педоморфоз произошел, например, в эволюции некоторых групп хвостатых земноводных (протеи, сирены).

На основе педоморфоза сформировалась организация аппендикулярий (Appendiculariae) — одного из классов подтипа низших хордовых — оболочников (Tunicata). Вероятно, предки аппендикулярий имели жизненный цикл со свободноплавающей личинкой и прикрепленной неподвижной взрослой стадией, подобно современным асцидиям (Ascidiae).

В результате педоморфоза у предков аппендикулярий прикрепленная взрослая стадия онтогенеза была утрачена, и строение современных представителей этой группы во многом остается близким к строению личинок асцидий (имеются хорда, сегментированные мышцы, спинной нервный ствол и др.)

В последние десятилетия получило распространение широкое понимание термина "педоморфоз" как эволюционного изменения онтогенеза, связанного с сохранением во взрослом состоянии признаков любых более ранних стадий индивидуального развития, в том числе и неличиночных.

Одна из наиболее поразительных особенностей анатомии человека — крайнее сходство ее со строением тела эмбрионов или ювенильных форм человекообразных обезьян.

Голландский эмбриолог и анатом Луис Больк был первым, кто проанализировал эти особенности с эволюционной точки зрения. Гипотеза получила название "гипотеза фетализации". Согласно Л.

Больку, человек представляет собой как бы "неповзрослевшую" обезьяну. Множество признаков взрослого человека — большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, чрезвычайно длительный период прорезывания зубов , слабая пигментация у некоторых рас — соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных. Выпадение из жизненного цикла у животных взрослой стадии, когда размножается личинка, называется неотенией.

Таким образом, человек, по Л.

Философио.Ру

Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны.

Для дальнейшего изложения вопроса, на основании изучения зародышей шимпанзе и гориллы, длиной 23-24 см, Л. Больк нашел в организации человека такие эмбриональные черт:

  • волосяной покров взрослого человека по сравнению с высшими обезьянами имеет эмбриональный характер;
  • ушная раковина зародыша гориллы очень похожа на ухо взрослого человека: она закруглена, снабжена мочкой, которая у взрослой гориллы выражена слабее, чем у зародыша, и лишена остатка остроконечного уха млекопитающих;
  • на веках зародышей гориллы и шимпанзе есть складки, исчезающие уже у новорожденных обезьян, а у человека они остаются на всю жизнь;
  • у взрослых шимпанзе и гориллы хвостовой отдел позвоночника редуцирован в большей степени, чем у человека, кроме того, у человека зародышевая искривленность хвостовых позвонков сохраняется на всю жизнь, а у взрослых гориллы и шимпанзе хвостовой отдел позвоночника расположен почти прямо.

Основываясь на указанных представлениях Л.

Болька и с учетом современных данных молекулярной биологии, в отношении гипотезы происхождения Homo sapiens можно говорить о следующем. В известный период у всех особей человекоподобных обезьян, в силу определенных экологических условий, значительно увеличились генетические мутации. Широкий спектр накопленных мутагенных изменений в их организмах в итоге вызвал ‘катастрофическое’ увеличение рождаемости недоношенных детенышей. Это происходило на протяжении эволюционно достаточного периода времени.

В результате, именно благодаря биологическому механизму преждевременных родов у самок обезьян, был совершен естественный отбор прогрессивного вида изменений из возникшего спектра всех генетических изменений. Отобранные в такой способ изменения фактически и стали основными признаками нового вида приматов — Homo sapiens, т.е. преждевременные роды оказались тем определяющим механизмом, который способствовал эволюционному переходу на качественно иной уровень физиологических и, соответственно, психических возможностей Homo sapiens.

Сформулированные выше представления позволяют по-новому поставить вопрос понимания процессов, которые происходят сегодня в мире и имеют заметное социальное значение для большинства промышленно развитых стран.

Современные статистические данные медицинских служб многих стран свидетельствуют, что за последние десятилетия динамически увеличивается количество недоношенных детей. Согласно современному определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), недоношенным считается ребенок, рожденный на сроке беременности до 37 недель и имеющий все признаки незрелости. Научная медицинская доктрина классифицирует это как “патологическое явление” в ряду других “патологических заболеваний детей неонатального возраста”.

Такой подход определяет и соответствующие медицинские мероприятия, среди которых одним из главных является вопрос обеспечения “нормального периода эмбрионального развития плода”. Это приводит к тому, что в экономически развитых странах за последние 30 лет частота преждевременных родов остается почти неизменною. С учетом значительных социальных изменений и прогресса медицины, кажется удивительным, что никакие усилия не способствуют уменьшению частоты преждевременных родов, а наоборот, в большинстве стран неуклонно возрастает их количество.

Однако именно это подтверждает правомерность излагаемой ниже точки зрения.

Приводимые в тексте определения и понятия рекомендуются ВОЗ для обработки статистических данных относительно понятий живорождения, перинатального периода и параметров физического развития новорожденного (плода).

  • Новорожденные (плоды), родившиеся с массой тела до 2500 г., считаются плодами с низкой массой при рождении; до 1500 г.

— с очень низкой; до 1000 г. — с экстремально низкой.

  • Перинатальный период начинается с 28 недель беременности, включает период родов и заканчивается через семь полных дней жизни новорожденного.
  • Преждевременными родами принято считать роды, наступившие при сроке беременности до 37 недель.

a. Преждевременные роды в 22 — 27 недель (масса плода от 500 до 1000 гр.)

Преждевременные роды при сроке гестации 28 — 33 недели (масса плода 1000 — 1800 гр.)

c. Преждевременные роды при сроке гестации 34 — 37 недель (масса плода 1900 — 2500 гр. и более).

Для того, чтобы говорить об общей картине эволюционного изменения, необходимо учитывать и другие факторы.

Например, на Западе из тысячи беременных, по показаниям генетиков, прерывают беременность около 40 женщин (4%). В России из тысячи беременных женщин, по рекомендации генетиков, прерывают беременность только восемь, при условии, что ежегодно регистрируется 1,3 миллиона беременных женщин, из них 60% делают аборты, 10% теряют не рожденных детей и только 30% рожают.

В Украине, по данным Министерства здравоохранения, ежегодно обследуются свыше 400 тыс. беременных женщин, в результате в 2001 г. было выявлено 1700 случаев аномалий у не рожденных детей.

Известные научные представления о процессе акцелерации развития человека дают основания рассматривать увеличение за последние десятилетия количества преждевременных родов практически во всех развитых странах как одно из проявлений именно процесса акцелерации.

Так в работе отмечается, что процесс акцелерации особенно усилился за последние 60 лет и стал заметен даже без специально проводимых исследований. В этом можно заметить известную корреляцию по времени с уже приводимой информацией за 1996-97 г. из журнала «PROLOG-Акушерство» о том, что „…последние 30 лет частота преждевременных родов остается почти неизменной…”.

Это свидетельствует, что как минимум с начала 1960 годов врачи-акушеры начали особо выделять такие случаи. Аналогичным, неким косвенным, подтверждением можно рассматривать время начала организации и создания специальных неонатальных служб в системе здравоохранения разных стран, т.е. формирования, не существовавшего до этого ни в одной стране, нового направления в здравоохранении.

Все это дает основания рассматривать увеличение количества преждевременных родов не как «патологическое» явление, а как факт известной саморегуляции существования вида Homo sapiens в общем контексте понимания современного процесса акцелерации развития.

Такие представления общего характера позволяют предполагать, что современное человечество практически “включило” тот же биологический механизм, что был задействован и в период выявления, как разумных существ, нового вида Homo sapiens из среды человекообразных обезьян – механизм преждевременных родов.

Тогда следует говорить, что на данном историческом этапе явление преждевременного рождения детей требует изучения не как “патологического”, а как медико-социального, действие которого, как эволюционного механизма, уже использовалось в истории человечества и результат его известен.

Вполне вероятно, что процесс выявления из среды сегодняшних разумных приматов Homo sapiens новой генерации разумных приматов, которую можно предложить определять как Primat Ora (лат.

primator – главенствующий, англ. premature — преждевременный), уже обрел характер необратимого исторического процесса (более 10%). Одним из основных признаков такого видоизменения организации нового человека должен опять стать срок так называемой нормальной беременности (внутриутробного развития), т.е.

если для вида Homo sapiens — 9 месяцев (37-41 недель), то для Primat Ora — 7 месяцев (ориентировочно 29-31 недель). Вполне вероятно, первыми психо-физиологическими проявлениями Primat Ora в социальной жизни современного общества можно рассматривать явление, которое уже обрело достаточный резонанс и описывается как «дети цвета индиго» (дети Индиго).

Выводы.

Приведенные факты указывают, что для того чтобы говорить и принимать решения о каких-то изменениях в социально-медицинских концепциях, необходим всесторонний научный анализ достоверных данных по данному вопросу.

В тоже время, если исходить из правомерности такой точки зрения, можно отметить следующее:

— Современные возможности медицины позволяют препятствовать эволюционному процессу выявления из среды Homo sapiens новой генерации человека ( своеобразный вариант межвидовой борьбы).

— Современный человек, на стадии рождения и выхаживания недоношенных детей, также использует возможности, которые отсутствовали для человекообразных обезьян («чудеса неонатальной реанимации»).

— Изложенные представления дают основания предполагать, что современное человечество практически “включило” тот же биологический механизм, что был задействован и в период выявления, как разумных существ, нового вида Homo sapiens из среды человекообразных обезьян – механизм преждевременных родов.

— Вполне вероятно, реальный процесс выявления из среды сегодняшних разумных приматов Homo sapiens новой генерации разумных приматов уже обрел характер необратимого исторического процесса (>10%).

— Предлагается новую генерацию разумных существ определять понятием Primat Ora (лат.

primator – главенствующий, анг. premature — преждевременный).

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 279 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.103 сек.)

Билет № 32. Основные концепции антропогенеза.

Антропогенез (от греч.

anthropos — человек, genesis — развитие) — процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтология человека. Также — наука, изучающая этот процесс. И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой сфере отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов на происхождение человека огромно.

Причины этого на наш взгляд следующие:

большой интерес публики и как следствие — необходимость осторожности в выводах, пересечение с религиозными, философскими, традиционными и даже политическими воззрениями;

2. многие неспециалисты занимаются антропогенезом — их точки зрения могут быть более популярны, чем строго научные построения;

3. недостаток материалов — ограниченность ископаемых находок, их фрагментарность, часто — труднодоступность для изучения;

4. Одной из причин является и существование множества методов изучения процесса антропогенеза, часто приводящих специалистов к неоднозначным и неодинаковым результатам.

1-й подход –родословный.

Развитие товарообмена в свое время способствовало становлению такого общественного устройства, как род. Род – коллектив кровных родственников, происхождение которого ведется от одного общего предка. Самая ранняя родовая организация общественных отношений была открыта у кроманьонцев, селившихся в Европе около 40 тыс.

лет назад.

Обмен, сам по себе, предполагает различие, дифференциацию товаров, что обусловливается общественным разделение труда и обособлением потребления. Таким образом, товарообмен как форма внешних сношений между родами основывался на обособлении условий жизни. Внутриродовые отношения, напротив, строились на совместном, коллективном производстве и потреблении. В связи с этим, род самоопределялся через происхождение: во внешних отношениях от особого, а во внутренних – от общего предка.

Итак, самая ранняя концепция происхождения человека была обусловлена господствующим способом производства, потребления и формой обмена.

2-й подход —религиозный.

С образованием первых государств возникает религиозное верование в божественное сотворение человека. Государство – социальная организация с установленной формой управления, основанная на власти, политическом господстве, принуждении, насилии, эксплуатации человека человеком.

Формой государственного устройства в странах Древнего востока (Шумер, Ассирии, Вавилона) была деспотия. Во главе государства воцарялся монарх, обладавший неограниченной самодержавной властью. Смена правителей превращалась в династию царей, сменяющих друг друга по праву родства и наследования. В начале 3-го тыс. до н. э. у шумерских народов города стали превращаться в города-государства со своими династиями царей (первые династии городов Киша, Урука, Ура и т.

д.). На африканском континенте около 3000 лет до н.

1.4. Концепции антропогенеза

э. образуется единое Египетское царство.

Духовной опорой государства становится религия, возвышавшая над подданными носителя государственной власти – царя, превращая последнего в божьего помазанника. Наука располагает бесчисленным множеством доказательств обожествления царя (например, во многих городах Шумера в честь царя-бога Шу-Суэна строились роскошные храмы).

В самом развитом виде религиозная концепция – креационизм (от лат.

creatio — сотворение) – учение о сотворении человека Богом становится характерным для, так называемых, мировых религий: христианства, буддизма, ислама.

3-й подход –философский. В эпоху античности накопление знаний об окружающей действительности достигает такого уровня, когда начинается обособление знаний в отдельные дисциплины (астрономия, архитектура, математика, механика, медицина и т.

д.). Развитие этих дисциплин связано с познанием – имманентной особенностью человеческого бытия. Необходимость обобщения принципов, законов человеческого познания послужила причиной появлению науки наук – философии. Философия – наука о предельно общих принципах природы, общественного бытия, познания, о смысле человеческого существования. Происходит становление особой, философской концепции – в древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслиться вкупе со всей Вселенной, человек есть «микрокосм» (Демокрит) как часть макрокосма.

4-й подход –эволюционный.

В 60-х гг. XVIII века в Великобритании начинается промышленный переворот. Потребности крупномасштабного производства настоятельно требовали новых научных знаний. В XVIII веке начинается бурное развитие науки по всем направлениям. Развитие анатомии и морфологии животных и человека привело к обнаружению «лестнице существ», ведущей от низших к высшим, на вершине которой помещается человек.

На основе новых знаний зарождается концепция биологическойэволюции. В 1802 и 1809 гг. гипотезу происхождения человека от «четвероруких» опубликовал французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк. Научную основу под эволюционный подход подвел английского естествоиспытателя Ч.

Дарвина, который в своей книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал эволюционную теорию происхождения человека от обезьяноподобных существ.

В 20 – 30-х гг. XX в. сформировалась, так называемая, синтетическая теория эволюции, объединившая дарвинизм и достижения генетики.

Главная идея эволюционного подхода заключается в построении генеалогического дерева высших приматов по морфологическим и генетическим параметрам в направлении стандартов современного человека (большой размер головного мозга, S-образная форма позвоночника, строение верхних и нижних конечностей, зубочелюстного аппарата и т.

д.).

5-й подход –эволюционно-адаптивный. Основателем подхода является Ф. Энгельс, который в 1876 г. опубликовал статью «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где утверждал, что: «труд создал самого человека» [Маркс К., Энгельс Ф., 1961, Т.

20, С. 486]. Исторически были выделены три признака семейства гоминоидов (куда входит современный человек), которые образовали собой, так называемую, гоминидную триаду:

1. прямохождение (бипедия);

2. кисть, приспособленная к изготовлению орудий;

3. высокоразвитый мозг.

Адепты подхода на основе триады пытаются обнаружить особую адаптивную форму – способность существа к созданию «искусственной» среда обитания через трудовую деятельность.

6-й подход –инопланетное зачатие.

С освоением человечеством космоса возникает экзотическая концепция инопланетного происхождения человека. Согласно данному подходу появление человека на Земле обусловлено деятельностью внеземных цивилизаций:

а) люди – потомки инопланетян;

б) зачатие людей гомункулярным способом (гомункулус — с лат.

homunculus — человечек, которого можно, по представлениям средневековых алхимиков, искусственно вырастить в «пробирке»);

в) сотворение человека с использованием генной инженерии и т. д.

Новый подход

Закладывая основы нового подхода, определим задачи антропогенеза, какие предстоит решать с его помощью.

В соответствие с морфологическими особенностями современного человека относят к

виду неоантропов (Homo sapiens sapiens), рода человек (Homo), триба гоминини (Hominini), семейства гоминид (Hominidae), отряда приматов (Primates).

На основании этой классификации задачи, которые ждут своего разрешения, можно сформулировать следующим образом:

1) обстоятельства появления первого человека с образованием рода Homo;

2) особенности развитие рода Homo;

3) условия предопределившие появление людей современного вида – неоантропов.

Имея дефиницию сознания, мы получаем возможность воспользоваться более надежным методом познания – дедуктивным.

Возведем сначала общий каркас представлений, относительно его создадим соответствующий инструментарий исследования, затем, заполняя этот каркас кирпичиками конкретных фактов, можно будет постепенно выстроить объективное здание антропогенеза. Между прочим, антропологи идут прямо противоположным путем – на основе отрывочных, неполных, частных фактов они пытаются создать общую картину антропогенеза, т. е. прибегают к индуктивному методу познания.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Человек – сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек является существом как биологическим, так и социальным.

Как же исторически формировался человек как существо биосоциальное? В этом и состоит суть проблемы антропогенеза[379]. При этом термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед сегодняшней наукой стоит действительно сложная и актуальная задача, требующая своего решения.

Сразу же оговоримся, что мы оставляем в стороне различного рода мистические и фантастические концепции происхождения человека и будем рассматривать научное решение этого вопроса, опирающееся на современное естествознание.

Хотя и в этом случае антропогенез в современной научной картине мира предстает как процесс со многими неизвестными. Это объясняется тем, что, по словам блестящего исследователя «феномена человека» французского философа, биолога, палеонтолога и антрополога Пьера Тейяра де Шардена, человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».[380]

До XIX в.

в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет… и стало…». Это же относится и к акту творения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27).

Согласно этой концепции, мир не имеет развития и истории. Прошлое и будущее точно такие же, как и настоящее. Это полностью относится и к человеку.

Мир и человек появились потому, что так сказал Бог – единственная причина их творения. Таким образом, здесь отсутствует главное, что делает теорию научной – объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в.

И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый геолог Джеймс Геттон (1726–1797) сформулировал теорию эволюции геологических формаций.

Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сходство современных и древних геологических процессов.

Следом за ним в 1796 г.

французский ученый – астроном, математик, физик маркиз Пьер Симон де Лаплас (1749–1827) предложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа).

В этом же году дед знаменитого Чарлза Дарвина, английский врач и натуралист Эразм Дарвин [1731–1802) опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия», в которой в натурфилософской форме развивал представления об эволюции животных под влиянием внешней среды.

Значительный вклад в утверждение эволюционизма внес и предшественник Дарвина французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744–1829).

Он создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию.

Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл подлинных причин эволюции. Одновременно с немецким ученым Г. Р. Травиранусом он ввел термин «биология».

Таковы были естественно‑научные предпосылки возникновения эволюционной теории английского естествоиспытателя Чарльза Роберта Дарвина (1809–1882), опубликовавшего в 1859 г.

свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В нем на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира.

А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка.

Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности, и естественного отбора.

Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти новые признаки и особенности.

Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, не способные приспособиться к условиям существования. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки.

Это и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов.

Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естестенно‑научным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала причинное объяснение развития видов и тем самым заложила основы научной концепции эволюции.

С этих пор стало совершенно ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено его прошлым, а будущее основано на настоящем. Он показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

Но, разработав теорию естественного происхождения человека, Дарвин не смог включить в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в его теории отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.

Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает характер действия естественного отбора, формирует способность становящегося человека преобразовывать природу по своим собственным меркам, а вместе с тем способствует и формированию самого человека.

Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

Нет сомнения, что возникновение труда и его развитие действительно оказало огромное влияние на антропосоциогенез.

Важным моментом при этом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления.

Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т. е. лежат в основе новой – социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает.

Таким образом, было показано, что становление человека и общества – это взаимосвязанный процесс, – процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

Хотя, как пишет М. И. Урысон, «сама трудовая деятельность возникла в результате жесткого естественного отбора».[381]

Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, зародившейся на рубеже ХХ в. Появляется мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза (1848–1935), согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме).

И это возникновение никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.

Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20‑х гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции.

Большую роль при этом сыграла популяционная генетика. Эта наука, основанная отечественными биологами С. С. Четвериковым и Н. В. Тимофеевым‑Ресовским, изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.

Согласно ей, минимальной единицей эволюции в биосфере является не особь, как это считается в теории Дарвина, а популяция, совокупность индивидов одного вида, способных скрещиваться между собой.

Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40‑х гг.

Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10–15 лет было нарушено деятельностью небезызвестного Т. Д. Лысенко. И лишь к 70‑м гг. эволюционная биология освободилась от пагубного влияния лысенковщины. В западных странах сопротивление дарвинизму и эволюционизму вообще оказывали общественные круги, близкие к церкви.

Хотя и по сей день там широко распространен креационизм – точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом ее развития. И это несмотря на то, что в 1950 г.

Современные концепции антропогенеза

сам Папа Пий XII в специальной энциклике (послании к католикам) «Происхождение человека» согласился с правомочностью эволюционного взгляда на происхождение человеческого тела, хотя при этом и подчеркнул, что душа человека создана Богом.

Следует отметить, что споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня.

Так, в последние десятилетия ведется критика самой синтетической теории эволюции. Прежде всего она связана с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза.

При этом представители современного сальтационизма, используя новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и других наук, придают решающее значение в эволюции случайным явлениям.

В основных положениях это течение близко неокатастрофизму, который также является достаточно популярным направлением. Его представители полагают, что основное значение в смене форм жизни на Землелмеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами.

На наш взгляд, указанные подходы достаточно хорошо согласуются с теорией самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, систем, обменивающихся со средой веществом и энергией.

В таких системах переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер.

В этом в общих чертах и заключается сущность самоорганизации рассматриваемых систем. К ним относятся и все биологические системы, включая человека. Разработка теории самоорганизации началась сравнительно недавно и связана прежде всего с таким направлением в науке, как синергетика.

С теорией самоорганизации согласуется и эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. Свою теорию он изложил в знаменитой работе «Феномен человека».

С его точки зрения, переход к «феномену человека» осуществляется не через морфологические изменения и не посредством естественного отбора, как у Дарвина, а определяется внутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был сам Тейяр де Шарден, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогецеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями деятельности.

По мнению Тейяра де Шардена, появление Homo sapiens – это скачок в антропогенезе.

«Человек. – пишет он, – вошел бесшумно… Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет – от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь»[382]. При этом весьма характерный вывод, который делает автор, заключается в том, что появление человека – процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей»[383].

В этой связи следует особо отметить, что заслуга Тейяра де Шардена состоит не только в том, что он, как один из открывателей синантропа, помог замкнуть цепь наших представлений об антропогенезе, найдя критическое недостающее звено в этой цепи между обезьяночеловеком и неандертальцем. Его заслуга состоит также в том, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека.

Если представить ближайший к Homo sapiens ряд в общей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра, он будет иметь следующий вид: австралопитек – питекантроп – синантроп – Homo sapiens.

Если же проследить всю цепочку предшественников современого человека, то, с точки зрения сегодняшнего естествознания, она будет выглядеть следующим образом.

Самый древний известный науке предок человека и высших обезьян – рамапитек – жил на территории от Индии до Африки около 14 млн. лет назад. Примерно 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутана – сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по‑видимому, обосновался в Африке.

Именно там обнаружены древнейшие орудия труда (примерно 2,5 млн. лет назад) и древнейшие остатки жилищ (1,75 млн. лет). В Африке же найдены и останки человека умелого – зинджантропа, жившего 2 млн.

лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» ему дано за умение изготовлять и применять первобытные каменные орудия труда. От человека умелого прослеживается связь и с древнейшим человекообразным существом – австралопитеком, обитавшим также в Африке от 4 до 2 млн.

лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается уже более определенно: питекантроп (обитавший во временных рамках 1,9–0,65 млн. лет назад), синантроп (400 тыс. лет назад), неандерталец (ранняя форма Homo sapiens), появившийся, по разным данным, от 30 до 40 тыс.

лет назад.

Особо необходимо отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и в социальной), видимо, вообще вряд ли можно говорить о строго линейном процессе развития и монофакторной детерминации эволюции. В этой связи следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации.

«Все попытки доказать, – пишет он, – что тот или иной ископаемый вид является нашим прямым прародителем, отражает устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все испокаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим».[384]

На рисунке, взятом из работы того же автора[385], изображено типичное высокоразветвленное дерево эволюции, показывающее, что в более раннее время существовало одновременно множество родственных видов, большинство из которых вымерло.

Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует также иметь в виду (и это хорошо видно на рисунке), что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большинство из которых очень быстро исчезает. И в каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка. По мнению Левонтина, из них только одна может быть представлена в отдаленном будущем, а все остальные исчезнут.

При этом основная проблема в воссоздании эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне видов. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, ныне живущие родственники – шимпанзе и гбрилла были связаны с нами общим предком не менее чем 7 млн.

лет назад.

Такова общая теоретическая ситуация разработки проблемы антропогенеза на сегодняшний день.

Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы – человеком. Для нас при этом важно подчеркнуть, что в науке сегодня можно считать доказанным тот факт, что человек – это продукт естественного развития самой природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным дитем.

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 217 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *