Японская цивилизация кратко


Становление японской цивилизации в средние века.

Своеобразным было и историческое развитие Японии, в ходе которого наряду с сохранением традиционных для цивилизаций Востока черт проявились и особенности, свойственные западной цивилизации. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий назад,, государственность там стала складываться лишь в IV-VI вв. В те времена во главе японского общества стоял правитель, опиравшийся на родовую знать. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие в основном из иноземцев (в том числе китайцев и корейцев).

С VI в. Япония, совсем недавно вступившая в эпоху формирования цивилизации, начинает развиваться исключительно быстрыми темпами. Эта необычная для Востока динамичность во многом была связана с тем, что Япония весьма активно использовала опыт других стран. Так, в 604-605 гг. принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод .японских законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. По инициативе принца в Японию стали приезжать ремесленники, монахи и ученые из Китая и Кореи, а молодые японцы отправлялись учиться в эти страны.

Еще более последовательным реформатором стал принц Кару, пришедший к власти в результате государственного переворота в середине VII в. Его правление называли "Великой переменой", поскольку не только сменился царствующий род, но и изменилась вся жизнь японского общества, она стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Японцы переняли у китайцев иероглифическое письмо (правда, позднее существенно его реформировали). Синтоизм, традиционная религия японцев, обогатился за счет даосизма, а затем и буддизма, пришедшего из Китая в VI в. Процесс китаизации был настолько обширен и глубок, что некоторые исследователи даже отказывают японской цивилизации в самостоятельности, считая ее вторичной по отношению к китайской.

Но заимствования отнюдь не лишили Японию ее самобытности: элементы китайской цивилизации заметно трансформировались под влиянием японской специфики. Одновременно в стране набирало силу стремление к полной культурной автономии. И с XVI в. Япония превращается в сверхзакрытую, изолированную цивилизацию. Под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать родные острова. Страна была практически закрыта для иностранцев. Лишь голландцам и китайцам было позволено вести торговлю с Японией (со строгими ограничениями и только в установленных местах). Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, опасаясь растущего влияния христианства (особенно в народных массах).

Но и в эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония усваивала достижения других культур (в частности, с помощью европейских книг, попадавших в страну через голландских купцов). Позднее, уже во второй половине XIX в., японская ученая элита смогла применить плоды западной культуры и науки для преобразования страны. Сочетание этих двух тенденций — самоизолированности и активного использования чужого опыта — привело к формированию у японцев уникальной способности при ревностном сохранении неповторимых традиций своей культуры продуктивно осваивать опыт других цивилизаций. Эта способность дает Японии огромные преимущества в наши дни, на этапе развития глобальной цивилизации.

Во многом заимствовав китайскую модель, Япония переняла от Китая и идею сильной централизованной власти. Но молодой японской государственности трудно было реализовать эту идею на практике: она не успела набрать достаточно сил для этого. Возможности императора, по китайскому образцу провозгласившего себя Сыном Неба (тэнно), были весьма ограничены, вокруг него не сложилось бюрократической элиты. Вместо нее выдвинулся аристократический клан Фудзивара, который в VII-XI вв. фактически правил страной. (Императоров женили на представительницах клана, либо его члены становились всесильными регентами при малолетних или больных правителях.) Все это, естественно" препятствовало созданию централизованного государства.

В условиях неокрепшей государственной власти сложилась необычная для Востока картина: феодализм в Японии стал развиваться по пути, весьма сходному с западноевропейским. Уже к Х в. власть на местах перешла в руки знати, которая захватывала посты губернаторов и уездных начальников и передавала их по наследству. И если в Китае центр всегда боролся с подобными тенденциями, то в Японии высшие чиновники, становясь полновластными хозяевами поместий, сводили к минимуму сумму налогов, отдаваемых в казну. А к XI в. японские феодалы получили, подобно западноевропейским, административную власть и право вершить в своих владениях суд, при этом их земли были освобождены от налогообложения. В итоге доходы императорской казны и придворной аристократии заметно оскудели, так как налоги теперь поступали только от государственных крестьян.

А на землях феодалов закабаление зависимых крестьян все больше приобретало черты жесткой западноевропейской модели. В соседнем Китае крестьяне не были прикреплены к земле, их уход в другое место власти, конечно, не приветствовали, но и не запрещали. Государство интересовало не то, где живет крестьянин, а насколько исправно он платит налоги. В Японии же феодалы всеми силами препятствовали уходу своих крестьян с земли.

Другим проявлением автономизации феодалов было создание ими военных отрядов из профессиональных рыцарей-самураев. Феодалы использовали такие отряды для поддержания порядка. в своих владениях, в частности для борьбы с крестьянскими восстаниями, участившимися в Х-XI вв. У самураев имелся особый кодекс чести, они были беззаветно преданы своему господину и жестоко расправлялись с его врагами. Появление этого замкнутого сословия, сходного с западным служилым дворянством, значительно усилило независимость крупных феодалов от центра.

В XIII-XIV вв. начался расцвет японских городов. Они возникали близ укрепленных резиденций феодалов и многочисленных буддийских монастырей. Рост городов, центров ремесла и торговли, обусловил быстрое развитие товарно-денежных отношений. Ряду городов удалось добиться самоуправления. Япония вышла на внешний рынок, успешно развивая торговлю с Китаем, Кореей и странами Южной Азии. За границей высоко ценили японскую медь, золото, серебро, веера и особенно оружие.

Но на рубеже XV-XVI вв. в результате борьбы различных кланов Япония распалась на несколько самостоятельных частей. Междоусобные войны между ними привели к экономическому кризису и социальной нестабильности. Росло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся самураи и городская беднота. Необходимость объединения страны была очевидна.

В 1603 г. Иэясу Токугава, покорив мятежных феодалов, провозгласил себя сёгуном (военачальником) и приступил к осуществлению цикла реформ, призванных укрепить центральную власть. В целом сохранив прежние права феодалов, Токугава категорически запретил им вести междоусобные войны и выступать против центральной власти. Ослушников ждала конфискация имущества или высылка в отдаленные районы. Феодалы были лишены власти над городами, которыми теперь управляли чиновники сёгуна. Государство ввело жесткую систему запретов и регламентации. Ремесленникам запрещалось изготовлять некоторые изделия, крестьянам — покидать свою землю, а также носить шелковую одежду, украшать свои жилища и т. д. И наконец, страна была объявлена закрытой, и вся внешняя торговля сконцентрировалась в руках правительства. Это нанесло серьезный удар по уже начавшей крепнуть торговой буржуазии.

Сёгунат Токугавы просуществовал до 1867 г. За два с половиной века он принес Японии стабилизацию, позволил на некоторое время преодолеть экономический кризис. Вместе с тем в эту эпоху на первый план выступило "восточное" начало: ужесточилось вмешательство государства в экономические процессы, в частную жизнь людей. И все-таки сёгунат был вынужден считаться и с правами феодалов на частную земельную собственность, и с претензиями формировавшихся буржуазных слоев населения. Процесс рождения нового общества был трудным и длительным, он ускорился только в конце 1860-х гг., когда западная модель развития вновь стала приоритетной.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 282 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Японское государство занимает цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и другие острова, всего около 4 тысяч), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Рельеф преимущественно горный. Многочисленные действующие и потухшие вулканы, в том числе высшая точка Японии — вулкан Фудзияма (на острове Хонсю, 3776 м).

Часты землетрясения. Тихоокеанское побережье подвержено цунами. Климат субтропический муссонный, на севере умеренный, на юге тропический. осенью обычны тайфуны. Реки короткие, многоводные. Крупное озеро Бива. Свыше половины территории заняты лесами (на Хоккайдо главным образом хвойные, южнее — субтропические вечнозеленые) и кустарниками.

Порой исследователи отказывают Японии в существовании самостоятельной цивилизации.

Однако это несправедливо. Несмотря на значительное китайское влияние, особенно в V – VII веках, Япония сохранила исключительную самобытность в государственном устройстве, правовых институтах, социальной организации, экономике и культуре. Японцы сформировались как племенная группа в середине первого тысячелетия до нашей эры в результате переселения группы носителей энеолитической культуры Яёи с юга Корейского полуострова на Японские острова, населенные айнскими и частично малайско-полинезийскими племенами.

Японская историография склонна относить основание Японии к 660 году до нашей эры.

Более реально однако считать началом истории Японии III – IV столетия нашей эры, когда жил легендарный Ямато Такэру, имеющий более всего шансов считаться историческим лицом. Ему удалось объединить под своей властью большую часть родов и племен Японских островов.

Становление японской цивилизации в средние века.

Древнейшее название Японии не случайно звучало – «Ямато». В дальнейшем, в силу изолированного положения, японская народность прошла своеобразный, отличный от народов материковой Азии, путь развития, близкий к типу развития европейского феодализма.

В истории Японской цивилизации можно выделить следующие периоды:
— Асука (552 – 645 годы);
— Нара (645 – 794 годы);
— Хэйан (794 – 1185 годы);
— Камакура (1185 – 1333 годы);
— Муромати (1333 – 1573 годы);
— Момояма (1573 –1614 годы).

В начале эпохи Асука в Японии стала оформляться императорская власть, в чем нельзя не заметить влияния китайской государственной доктрины.

Император титуловался «тэнно», само это слово было калькой китайского «тяньцзы» – «Сын Неба». Были введены ранги и должности на китайский манер. Китайский язык стал официальным. Делопроизводство и судопроизводство велись на китайском языке.

Законы писались китайскими иероглифами.

С 1192 до 1867 года государственная власть находилась в руках сегунов. В 1867-1868 годах в результате Мэйдзи Исин, или Реставрации Мэйдзи была восстановлена власть императора, проведены реформы, способствовавшие модернизации страны.

Сегун, титул правителей Японии в 1192-1867, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сёгунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335-1573), Токугава (1603-1867).

История древних цивилизаций →

Государственное управление Японии →

Японская цивилизация возникла в 9 – 11 вв. и распространялась в основном в стране Восходящего Солнца. Эта небольшая, но исключительно динамичная цивилизация сложилась на базе синтоизма под сильным влиянием буддизма махаяны. В японском обществе не было отрицания индивида и его права на свободный выбор. Истинно конфуцианская культура труда сочеталась здесь с чувством глубокой ответственности и высоким престижем ратного подвига. Япония была единственной страной Востока, где существовало благородное сословие рыцарей (самураев) и князей (даймё) – ближайший аналог европейского дворянства.

Высокие темпы развития свидетельствовали об исключительной жизненности и динамизме японской цивилизации. Лишь установление режима Токугава, ориентировавшегося на китайские порядки, затормозили развитие японского общества и на время выключили его из активного международного обмена.

Япония под властью Токугава (1603 — 1868)

К началу 17 в.

Иэясу Токугава подчинил своей власти удельных князей всей Японии и принял наследственный титул сёгуна – главнокомандующего. С этого времени более 250 лет Япония управлялась династией сегунов Токугава. Сегун стал неограниченным правителем страны.

Режим сегуната, окончательно сложившийся при третьем сегуне, Иэмицу Токугава (1623-1651), стал своеобразной формой относительно централизованного феодального государства.

Феодальные отношения в период Токугавского сегуната.Господствующий феодальный класс был разделен на несколько разрядов.

Особую группу – кугэ – составляла придворная знать императорской столицы Киото. Формально кугэ занимали самое привилегированное положение, но своих земельных владений не имели. Как и император, они получали содержание от сегуна.

Многочисленные представители военного дворянства принадлежали к «военным домам» (букэ), образуя сословие самураев (от сл. служить). Его верхушку составляли владетельные князья – дайме. Дайме считались те феодалы, земли которых приносили доход более 10 тыс.

коку (примерно 1500 тонн) риса. Часть дайме – фудай дайме (наследственные дайме) – были союзниками Токугава еще до образования сегуната. После образования сегуната они стали опорой и доверенными людьми сегунов. Другую часть дайме составляли – тодзама дайме (посторонние дайме) – составляли владетельные князья, в прошлом боровшиеся против Токугава.

С утверждением сегуната они находились под неослабленным контролем правительства Токугава. Но в управлении делами своих княжеств тодзама дайме сохранили самостоятельность. К следующей после дайме прослойке самурайства относились хатамото (флагоносцы) – владетельные феодалы, земли которых давали менее 10 тыс.

коку риса. Как правило, хатамото были непосредственными вассалами дома Токугава. Они ведали взиманием налогов и повинностей и осуществляли надзор над населением во владениях сегуна. Основную массу самурайства составляли дружинники сегуна, дайме и хатамото.

Большинство самураев не имели земли, получая от своего сюзерена жалованье. Их поведение регламентировалось кодексом самурайской чести – бусидо (тропа самурая), запрещавшим заниматься им чем-либо кроме военного дела. Нарушивший кодекс должен был покончить самоубийством, сделав себе харакири (вспороть живот специальным мечом).

Положение крестьянства.Сегун, князья, самураи жили за счет жестокой эксплуатации крестьянства.

Размеры продуктовой ренты – налога составляли более половины урожая. Основной задачей сегуната было сохранение и расширение феодальной эксплуатации крестьянства.

Власти постоянно вмешивались в быт и хозяйство крестьянской семьи. Нищенское состояние заставляло обращаться к ростовщикам, что более обостряло положение.

Рост городов, ремесло и торговля.В токугавский период в Японии насчитывалось свыше 200 городов и поселков городского типа. Города являлись центрами развитого ремесленного производства. Ремесленники объединялись в цехи, пользовавшиеся монопольным правом производства товаров.

Существовала строгая цеховая регламентация производства. Ремесленники облагались тяжелыми налогами. Мастера эксплуатировали подмастерьев и учеников, иногда превращаясь в мелких предпринимателей. Увеличивалась роль купцов – скупщиков. Большим влиянием в городах пользовались купцы, официально считавшиеся самым низшим сословием. Они объединялись в особые торговые гильдии. Торговля играла важную роль в экономике Японии.

Купцы – скупщики скупали у князей рис. Нередко они брали на откуп получение продуктовой ренты с крестьян, финансируя князей за счет будущего урожая. Некоторые купеческие гильдии носили монопольный характер, получая исключительное право на торговлю определенными товарами.

Таким образом, товарное производство и товарно-денежные отношения получили в период Токугавского сегуната довольно значительное развитие.

Они главным образом обслуживали потребности феодалов и были дополнением к господствующим феодальным отношениям. Торгово-ростовщический капитал, проникая в феодальное хозяйство, в значительной степени подрывал его основы, но не становился носителем нового способа производства. Вместе с тем в Японии, особенно с начала 18в., формировался уже и капиталистический уклад, появилась торговая буржуазия.

Характер политической надстройки. Основной целью токугавского режима было держать в повиновении эксплуатируемые массы – крестьянство и городскую бедноту.

Этой цели служило укрепление сословного строя. Население делилось на 4 сословия: 1) самураи, 2) крестьяне, 3) ремесленники, 4) купцы. Подчеркивалось привилегированное положение самурайства. Жизнь и быт низших сословий подвергались унизительным регламентациям.

Во имя сохранения феодально-абсолютистского режима правительство установило суровую диктатуру над всеми слоями населения, создало разветвленный, все подавляющий полицейско-бюрократический аппарат.

Правительство сегуна – бакуфу – возглавлялось советом старейшин, состоящим из 5 назначенных сегуном наиболее приближенных князей во главе с тайро (регентом). При совете старейшин имелась коллегия «молодых старейшин», возглавлявших отдельные отрасли управления и выполнявших функции министров. Влиянием и властью пользовались специальные чиновники – мэцукэ («прикрепленный глаз»), которые вели явную и тайную слежку за всеми должностными лицами.

В провинции власть принадлежала представителям правительства, которые являлись одновременно начальниками местных гарнизонов.

Полный контроль над сельским населением обеспечивался системой круговой поруки (крестьяне объединенные в «пятидворики» были ответственны за поведение каждого ее члена). Такая же система существовала и в городах. Правительство осуществляло неослабный контроль над удельными князьями. Дайме приезжали в столицу и жили в течении года там со своей свитой, после уезжали в свои княжества, но оставляли в Эдо фактически в качестве заложников своих жен и детей.

Однако сегунат не ликвидировал феодальной разобщенности Японии. Сохранялись десятки удельных княжеств. В пределах своего удела князь был почти неограниченным правителем.

Внешняя политика Токугава. «Закрытие Японии»: причины, последствия.Правительство сегуна Иэмицу Токугава приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира. Были изданы указы о высылке европейцев из страны и запрещении христианства.

Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж – смертной казни. Под угрозой смерти японцам запрещалось покидать страну. Политика самоизоляции страны была вызвана желанием предотвратить возможное вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми феодальные порядки.

Политика «закрытия» страны окончательно сложилась после крестьянского восстания 1637г. в Симабара, когда антифеодальное выступление развернулось под флагом христианства, принесенного в Юж. Японию католическими миссионерами.

После «закрытия» страны прекратились торговые связи Японии с Европой.

Исключения допускались только по отношению к голландцам, которые помогли сегуну при подавлении восстания в Симабара. Они сохранили право отправлять свои корабли с товарами лишь в один порт на о-ве Десима (в бухте Нагасаки). Продолжалось некоторое общение с соседними странами Азии. Китайским купцам разрешалось периодически приезжать в гавань Нагасаки и вести там торговлю.

Обострение кризиса феодальных отношений.В течение 17в.

расширялись посевные площади, совершенствовалась техника сельского хозяйства. Развивалось ремесло, расширялась внутренняя торговля. В феодальной Японии начал формироваться капиталистический уклад. Подъем производительных сил сопровождался усилением внутренних противоречий феодальной экономики.

Произвол властей и самурайства, цеховые регламентации стали препятствием к развитию ремесла и мануфактурной промышленности.

Происходило усиление феодальной эксплуатации и произвола, росли налоги.

Крестьянское население быстро разорялось. Это вызывало крупные крестьянские восстания. Волна их прокатилась в Японии в 18 и нач.

Древняя цивилизация Японии. Культура и история.

19 вв. С конца 18в. вспыхивали антифеодальные выступления городской бедноты. В дальнейшем «рисовые бунты» охватили и др. города Японии. Феодальная система в Японии переживала глубокий внутренний кризис.

Рост антитокугавской оппозиции и кризис власти. Стремясь избавиться от стеснительной опеки сегуната, буржуазия искала союза с недовольными токугавским абсолютизмом князьями из среды тодзама-даймио.

Ухудшавшееся материальное положение самурайства делало его весьма ненадежным оплотом режима, представители самурайского сословия выступали против сегунов. Крестьянские восстания бушевали, бунтовал городской плебс. В феодальном лагере усиливалась внутренняя борьба. Складывался союз владетельных князей – противников Токугава.

Номинальным центром оппозиции стал императорский двор. Фактически он играл лишь роль некоего «идеологического» прикрытия. Оппозиция выступала под лозунгом борьбы за реставрацию императорской власти.

Насильственное «открытие» Японии, последствия. Социально-экономическая и военная отсталость феодальной Японии не позволила ей воспрепятствовать попыткам капиталистических держав силой открыть двери страны. В 1850-60 гг. происходит прямая вооруженная интервенция иностранных держав.

Попытки насильственного вовлечения Японии в орбиту мирового рынка ускорили сплочение оппозиционных сил. Интервенция заставила все общественные слои Японии четко определить свои политические позиции, и быстро обнаружилось, что сегунат не имеет достаточно прочной опоры.

Интерес к Японии проявляли США, как к опорной базе в этом регионе. После неуспешных попыток войти в контакт с властями, 8 июля 1853г. в бухту Урага возле столицы Эдо вошла эскадра коммодора Пери.

Корабли американцев демонстрировали мощь США. После долгого затягивания переговоров японской стороной, 31 марта 1854г. был подписан первый японо-американский договор, согласно которому для иностранной торговли были открыты порты Симода и Хакодатэ.

Япония за короткий промежуток времени заключила аналогичные договоры с Англией, Голландией, Россией и рядом др. государств. После подписания договора и ухода американского флота в стране вспыхнула внутренняя борьба, сегун подписавший договор подвергся нападкам. Оппозиция использовала факт подписания договора чтобы обвинить сегуна в трусости. Оппозиция самурайства носила ярко выраженный антииностранный характер.

В Японию в большом количестве стали проникать иностранные товары. Этот приток нанес болезненный удар по японской крестьянской домашней промышленности, по ремеслу и мануфактуре. Иностранные капиталисты получили возможность выкачивать из страны золото. Это обострило финансовый кризис.

Внутренняя борьба в Японии.В 1862 г.

князь из Южной Японии, Симадзу из княжества Сацума двинул свои войска на Киото, под предлогом, что он желает лично выразить свои верноподданнические чувства императору. Из Киото Симадзу направился в Эдо и потребовал и сегуна отмены ряда стеснительных ограничений. Стороны были заинтересованы в компромиссе ввиду одинаково пугавшего все враждовавшие правящие группировки роста антифеодальных настроений в народе.

Правительство уступило. Была отменена система заложничества княжеских семей, было признано право князей участвовать в решении государственных вопросов. Эти уступки показывали, что авторитет правительства Токугава пал очень низко.

Выступления против иностранцев, и интервенция держав 1862 – 1864 гг.После заключения соглашения между сегуном и феодальной оппозицией стали возникать отчасти спровоцированные властями, отчасти стихийные выступления против иностранцев.

Участниками таких выступлений чаще всего были самураи. В 1862 г. произошло нападение нескольких самураев князя Симадзу на группу англичан, был убит англичанин Ричардсон. В ответ Англия предъявила сегуну ультиматум. В 1863г. английский флот подошел к столице, произошел взаимный обстрел сторон. После случившегося фактическая власть в Киото находилась в руках так называемых низкоранговых самураев Тесю.

Эта самурайская вольница не имела никакой определенной программы действий, и не пыталась установить контакт с народом. Сегун пытался лавировать с одной стороны он выражал готовность отпор иностранцам с другой начал переговоры с Францией. Сегун был вынужден подписать новое соглашение с иностранными державами, по которому таможенный тариф на все ввозимые товары снижался до 5 % их стоимости.

Сегунат дал согласие на то, чтобы Англия и Франция ввели свои войска на территорию Японии для охраны своих торговых миссий. Прибегая к помощи этих держав, сегун значительно усиливал зависимость Японии от иностранного капитала. Но само правительство Токугава не сумело получить прочную военную поддержку и реальные политические выгоды. Все это усугубляло положение в стране.

Революция 1868г.В конце 1866 – нач.

1867 гг. крестьянские выступления приобрели особенно широкий размах. Некоторые города отказывались повиноваться сегунской администрации. После смерти императора Комей 1867г. на престол взошел 15-летний Муцухито.

Лидеры оппозиции составили меморандум от имени нового императора с требованием сегуну немедленно вернуть власть императору. Учитывая крупные силы своих противников, сегун формально согласился с требованиями меморандума, но стал активно готовиться к борьбе.

Оппозиция также готовилась к вооруженной схватке. Военные силы 5 княжеств объединились в сильную армию, но и сегуну удалось собрать войска и двинуть их на Киото. В битвах при Фусиме и Тоба в январе 1868г. сегун потерпел поражение и бежал в Эдо. В мае 1868г. сегун без боя сдался правительственным войскам и выехал в свое родовое имение. Но все же военные действия против сторонников Токугава продолжались.

В октябре потерпели поражение сторонники сегуна на острове Хонсю, весной 1869г. правительственный флот и войска разбили военные силы сконцентрированные на о. Хоккайдо. Сегунат прекратил свое существование. События этих лет остались в японской истории как революция «Мэйдзи».

Это название связано с тем, что официальное наименование царствования императора Мацухито было определено как Мэйдзи, что буквально означает «просвещенное правление».

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 846 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Реферат: Цивилизации Японии

 Развитие  Японии под влиянием Китая.

       Своеобразным было иисторическое развитие Японии, в ходе которого наряду с сохранением традиционныхдля цивилизаций Востока черт проявились и особенности, свойственные западнойцивилизации.

Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетийназад,, государственность там стала складываться лишь в IV-VI вв. В те временаво главе японского общества стоял правитель, опиравшийся на родовую знать.Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казнуренту-налог.

Существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие восновном из иноземцев (в том числе китайцев и корейцев). С VI в. Япония, совсемнедавно вступившая в эпоху формирования цивилизации, начинает развиватьсяисключительно быстрыми темпами. Эта необычная для Востока динамичность вомногом была связана с тем, что Япония весьма активно использовала опыт другихстран.

Так, в 604-605 гг. принц Сётоку-тайси, сторонник китайской моделиразвития, создал первый свод.японских законов, в котором сочетались принципыконфуцианства и буддизма. По инициативе принца в Японию стали приезжатьремесленники, монахи и ученые из Китая и Кореи, а молодые японцы отправлялисьучиться в эти страны.

         Еще болеепоследовательным реформатором стал принц Кару, пришедший к власти в результатегосударственного переворота в середине VII в.

Его правление называли “Великойпеременой”, поскольку не только сменился царствующий род, но и изменилась всяжизнь японского общества, она стала активно преобразовываться по китайскомуобразцу. Японцы переняли у китайцев иероглифическое письмо (правда, позднеесущественно его реформировали). Синтоизм, традиционная религия японцев,обогатился за счет даосизма, а затем и буддизма, пришедшего из Китая в VI в.Процесс китаизации был настолько обширен и глубок, что некоторые исследователидаже отказывают японской цивилизации в самостоятельности, считая ее вторичнойпо отношению к китайской.

Япония для японцев

         Но заимствования отнюдьне лишили Японию ее самобытности: элементы китайской цивилизации заметнотрансформировались под влиянием японской специфики.

Одновременно в страненабирало силу стремление к полной культурной автономии. И с XVI в. Японияпревращается в сверхзакрытую, изолированную цивилизацию. Лозунгомяпонского правительство были слова “ Япония для японцев ”  .Под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать родные острова.Страна была практически закрыта для иностранцев.

                                             Стр.2

       Лишь голландцам и китайцам было позволено веститорговлю с Японией (со строгими ограничениями и только в установленных местах).Правительство изгнало из страны всех католических миссионеров, опасаясьрастущего влияния христианства (особенно в народных массах).

         Но и в эпохуискусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония усваивала достижениядругих культур (в частности, с помощью европейских книг, попадавших в странучерез голландских купцов). Позднее, уже во второй половине XIX в., ученаяяпонская элита смогла применить плоды западной культуры и науки дляпреобразования страны.

Сочетание этих двух тенденций — само изолированности иактивного использования чужого опыта — привело к формированию у японцевуникальной способности при ревностном сохранении неповторимых традиций своейкультуры продуктивно осваивать опыт других цивилизаций.

Эта способность даетЯпонии огромные преимущества в наши дни, на этапе развития глобальнойцивилизации.

          Во многом заимствовавкитайскую модель, Япония переняла от Китая и идею сильной централизованнойвласти. Но молодой японской государственности трудно было реализовать эту идеюна практике: она не успела набрать достаточно сил для этого. Возможностиимператора, по китайскому образцу провозгласившего себя Сыном Неба (тэнно),были весьма ограничены, вокруг него не сложилось бюрократической элиты.

Вместонее выдвинулся аристократический клан Фудзивара, который в VII-XI вв.фактически правил страной. (Императоров женили на представительницах клана,либо его члены становились всесильными регентами при малолетних или больныхправителях.) Все это, естественно” препятствовало созданию централизованногогосударства.

                    Феодализм в Японии.

               В условияхнеокрепшей государственной власти сложилась необычная для Востока картина:феодализм в Японии стал развиваться по пути, весьма сходному сзападноевропейским.

Уже к Х в. власть на местах перешла в руки знати, котораязахватывала посты губернаторов и уездных начальников и передавала их понаследству. И если в Китае центр всегда боролся с подобными тенденциями, то вЯпонии высшие чиновники, становясь полновластными хозяевами поместий, сводили кминимуму сумму налогов, отдаваемых в казну. А к XI в. японские феодалыполучили, подобно западноевропейским, административную власть и право вершить всвоих владениях суд, при этом их земли были освобождены от налогообложения.

Витоге доходы императорской казны и придворной аристократии заметно оскудели, таккак налоги теперь поступали только от государственных крестьян.А на земляхфеодалов закабаление зависимых крестьян все больше приобретало черты жесткойзападноевропейской модели

                                          Стр. 3

          В соседнем Китае крестьяне небыли прикреплены к земле, их уход в другое место власти, конечно, неприветствовали, но и не запрещали.

Государство интересовало не то, где живеткрестьянин, а насколько исправно он платит налоги. В Японии же феодалы всемисилами препятствовали уходу своих крестьян с земли

         Другим проявлениемавтономизации феодалов было создание ими военных отрядов из профессиональныхрыцарей-самураев.

Феодалы использовали такие отряды для поддержания порядка. всвоих владениях, в частности для борьбы с крестьянскими восстаниями,участившимися в Х-XI вв. У самураев имелся особый кодекс чести, они былибеззаветно преданы своему господину и жестоко расправлялись с его врагами.Появление этого замкнутого сословия, сходного с западным служилым дворянством,значительно усилило независимость крупных феодалов от центра.

         В XIII-XIV вв. началсярасцвет японских городов. Они возникали близ укрепленных резиденций феодалов имногочисленных буддийских монастырей. Рост городов, центров ремесла и торговли,обусловил быстрое развитие товарно-денежных отношений. Ряду городов удалосьдобиться самоуправления. Япония вышла на внешний рынок, успешно развиваяторговлю с Китаем, Кореей и странами Южной Азии. За границей высоко ценилияпонскую медь, золото, серебро, веера и особенно оружие.

        Но на рубеже XV-XVI вв.в результате борьбы различных кланов Япония распалась на несколькосамостоятельных частей. Междоусобные войны между ними привели к экономическомукризису и социальной нестабильности. Росло число крестьянских восстаний, ккоторым примыкали разорившиеся самураи и городская беднота. Необходимостьобъединения страны была очевидна.

        В 1603 г. ИэясуТокугава, покорив мятежных феодалов, провозгласил себя сёгуном(военачальником) и приступил к осуществлению цикла реформ, призванных укрепитьцентральную власть.

В целом сохранив прежние права феодалов, Токугавакатегорически запретил им вести междоусобные войны и выступать противцентральной власти. Ослушников ждала конфискация имущества или высылка вотдаленные районы. Феодалы были лишены власти над городами, которыми теперьуправляли чиновники сёгуна.

Японская цивилизация

Государство ввело жесткую систему запретов ирегламентации. Ремесленникам запрещалось изготовлять некоторые изделия,крестьянам — покидать свою землю, а также носить шелковую одежду, украшать своижилища и т. д. И наконец, страна была объявлена закрытой, и вся внешняяторговля сконцентрировалась в руках правительства.

Это нанесло серьезный ударпо уже начавшей крепнуть торговой буржуазии. Сёгунат Токугавы просуществовалдо 1867 г. За два с половиной века он принес Японии стабилизацию, позволил нанекоторое время преодолеть экономический кризис. Вместе с тем в эту эпоху напервый план выступило “восточное” начало: ужесточилось вмешательствогосударства в экономические процессы, в частную жизнь людей.

                                                   Стр.

 И все-таки сёгунат был вынужденсчитаться и с правами феодалов на частную земельную собственность, и с претензиямиформировавшихся буржуазных слоев населения.

Процесс рождения нового обществабыл трудным и длительным, он ускорился только в конце 1860-х гг., когдазападная модель развития вновь стала приоритетной.

                         Заключение.

Японскаякультура во многих отношения уникальна и удивительна. Здесь изумительнаявежливость уживается со смелостью, отвагой и готовность.

самопожертвованиясамураев.

Именно в эпоху средневековья Япония заимствовала иусваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другоевремя, но это нисколько не помешало свое национальное, японское. Именно поэтомуЯпония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересныхтрадиций и вещей.

Именно поэтому путь развития Японии так непохож на развитиедругих стран в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от другихразвитых стран средневековья, привело к совершенно своеобразному развитию итечению событий во всех сферах жизни японцев.

                                                   Стр.5

            Литература.

       ГуревичП. С. Человек и культура. Основы культуроведения.

— М., 1989.

       ЗавадскаяЕ. Культура Востока в современном западном мире. — М., 1977.

       СтепанянМ. Т. Восточная философия. — М., 1997.

                                                       Стр.6

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *