Из каких частей состоит растение

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

Ход урока:

I.

Мотивация.

-Ребята, вы любите играть в пазлы?

-Собрав картинку, вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься. (Пазл- исследователь)

-Узнаете мой головной убор? (Да, это шапочка бакалавра. И я тоже вместе с вами становлюсь исследователем)

II. Пробное действие.

Постановка цели

-Что нарисовано на первой и последней картинках? (Семя подсолнуха)

-Между семенами пять окошек. Что за ними спрятано?

Зафиксировать на доске варианты.

-Итак, мы не можем определить точно все звенья этой последовательности. Что делать?

-Чего мы не знаем?

-Поставьте цель! (Узнать, из каких звеньев состоит данная последовательность)

-Изучить материалы о жизни растений, что бы определить звенья последовательности, связанной с ростом растения.

III.

Исследование в группах.

План для групп:

1)Внимательно прочитайте текст.

2) Что нового вы узнали? Подчеркните.

3)Прочитайте задание и выполните его.

4)Подготовьтесь к выступлению.

-Каждая группа получает необходимый текстовый и иллюстративный материал о той или иной части растения, рабочий лист с заданием.

IV. Обмен информацией

-Группы представляют свои работы.

V. Организация информации

-Давайте наведем порядок в найденной информации. Каким образом можно расположить найденные факты? (По принципу следования одной части за другой)

***Вернемся к пробному действию и выстроим последовательность развития растения: семя, корень, стебель, лист, цветок, плод с семенем, семя.

VI. Связывание информации, обобщение

Д/З: нарисовать растение и выделить его части.

Рабочий лист №1

Стебель.

Стебель служит опорой для цветков и листьев растений.

По стеблю от корней к листьям перемещаются вода, минеральные соли.

Растения, у которых стебли зеленые и гибкие, называются травянистыми.

Деревянистые стебли у деревьев. Они жесткие и покрыты корой.

Задание:

Нарисуйте растения с разными видами стеблей и подпишите их.

Травянистые стебли. Деревянистые стебли.

Рабочий лист № 2

Плод.

Плод-это измененная часть цветка. Плод защищает зреющие семена.

Многие плоды – ценные продукты питания.

Из многих плодов получают лекарства.

Плоды бывают сочные: ягода, яблоко, костяника, тыква и другие.

Плоды бывают сухие: орех, стручок, зерновка, коробочка, семянка и другие.

Задание.

Соедини растение с его плодом.

Сочные плодыСухие плоды

растение плод растение плод
яблоня ягода мак зерновка

малина костянка горох орех

тыква тыквина грецкий орех коробочка

Вишня яблоко пшеница стручок

Рабочий лист № 3

Семя.

Семя –это орган растения.

Из него развивается новое растение. Растение не может путешествовать. Оно живет на одном месте, где ухватился за землю его корень.

Растение отправляет путешествовать своё семя.

Из каких частей состоит растение

Для этого у него есть разные приспособления: крылышки, крючки, вкусные, сочные плоды.

Задание:

Соедините растение с его семенем:

растениесемя
одуванчик крылышки

груша парашютики

липа крючки

репейник сочные плоды

Рабочий лист № 4

Цветок.

Цветок – орган размножения растения.

В цветках есть тычинки.

На них образуется пыльца.

В центре цветка располагается пестик.

Что бы появились плоды с семенами, необходимо, что бы пыльца с тычинок попала на пестик. В этом растениям помогают насекомые.

Цветки привлекают насекомых яркими лепестками и различными ароматами.

Задание:

Подпиши на рисунке части цветка: лепестки, тычинки, пестик, цветоложе.

Рабочий лист № 5

Листья.

Листья улавливают солнечный свет.

Свет необходим растениям, что бы вырабатывать питательные вещества для роста.

Большинство листьев плоские и широкие. Это позволяет улавливать больше света.

Самые большие листья у пальмы рафии – около 20 метров.

Листья бывают простыми(как у березы, липы) и сложными (как у папоротника, рябины).

Задание:

Нарисуй листья разных видов и подпиши их.

Сложные листья Простые листья

Рабочий лист № 6

КОРЕНЬ.

В почве находятся корни растения. Они удерживают его на месте.

Корни поставляют растению воду и минеральные соли, которые добывают из почвы.

У некоторых растений только один большой корень, от которого отходят тоненькие корешки.

Это стержневой корень (II).

У некоторых растений множество тоненьких корней. Это мочковатые корни (I).

Задание:

Нарисуй растения с разными видами корней и подпиши их.

Стержневой кореньМочковатый корень

1

1)Мы прочитали о………………………………………………………………………………………………………………………

2)Мы узнали, что стебель служит…………………………………………………………………………………………….

3)Оказывается, по стеблю…………………………………………………………………………………………..…………….

4)Стебли бывают……………………………………………………………………………………………………………………..……

5)Мы нарисовали растения с………………………………………………………………………………………………………

№2

1)Мы прочитали о……………………………………………………………………………………………………………………….………

2)Мы узнали, что многие плоды………………………………………………………………..………………………………………….

3)Оказывается, из них получают………………………………………………………………………………………………………….

4)Плоды бывают…………………………………………………………………………………………………………………….………………

5)Мы соединили ………………………………………………………………………….………………

№3

1)Мы прочитали о……………………………………………………………………………………………………………………….………

2)Мы узнали, что семя — это………………………………………………………………..………………………………………….

3)Оказывается, растение отправляет………………………………………………………………………………………….

4)Семена бывают………………………………………………………………………………………………………………….………………

5)Мы соединили………………………………………………………………………….………………

№4

1)Мы прочитали о……………………………………………………………………………………………………………………….………

2)Мы узнали, что цветок — это………………………………………………………………..………………………………………….

3)Оказывается, в центре цветка………………………………………………………………………………………………………….

4)Чтобы появились плоды с семенами, необходимо,….…………………………………………………….………………

5)Мы подписали на рисунке………………………………………………………………………….………………

№5

1)Мы прочитали о……………………………………………………………………………………………………………………….………

2)Мы узнали, что листья улавливают……………………………………………………..………………………………………….

3)Оказывается, свет необходим растениям, чтобы……………………………………………………………………….

4)Листья бывают………………………………………………………………………………………………………………….………………

5)Мы нарисовали .………………………………………….…………………………………………………………………….………………

№6

1)Мы прочитали о……………………………………………………………………………………………………………………….………

2)Мы узнали, что корень находится……………………………………………………..………………………………………….

3)Оказывается, корни поставляют растению………………………………………………………………………………….

4)Корни бывают………………………………………………………………………………………………………………….………………

5)Мы нарисовали растения с………………………………………………………………………….………………

Смотрите также:
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами
Лабораторная работа 11 класс Тема: «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых»
Сценарий урока по теме: «Цветение и опыление растений.

Виды опыления». Урок
Краткий обзор растений Литература астрель 1998 лучшее украшение аквариума
Школьник №15 сентябрь- октябрь 2011 г основана в январе 2007 г. Мбоу оош №38 с. Гойтх
Олимпиада по программированию Школьный тур (06. 11. 2012) Класс 8
Творческое задание
Ботаника. Строение и физиология растения
Сценарий праздника «прощай, ботаника!»
Классный руководитель Сапегина С.

К
1. Плод костянка у: а картофеля. В смородины. С сливы. Д винограда. Е яблони

Назва реферату: Будова рослин
Розділ: Біологія

Будова рослин

План.

Загальні ознаки вищих рослин.

Рослинні тканини їх класифікація.

Види твірних тканин їх будова та значення в рослинному організмі.

4. Види покривних тканин.

Рослинні тканини

Рослинні організми можуть бути одно і багатоклітинними. Тіло одноклітинної рослини складається лише з однієї клітини, яка і здійснює всі необхідні життєві функції та процеси (живлення, дихання, виділення, розмноження).

Тіло багатоклітинної рослини складається із сукупності клітин, групи яких спеціалізуються на виконанні певних Функцій.

Такі спеціалізовані групи клітин у рослині утворюють тканини. Тканина — це сукупність клітин, що мають спільне походження, однакову форму і виконують одну й ту саму функцію (або тканина — це стійкий, тобто закономірно повторюваний, комплекс клітин, які подібні за походженням, будовою і пристосовані до виконання однієї або кількох функцій). Між клітинами в деяких тканинах знаходиться міжклітинна речовина, яка не має клітинної будови залежно від виконуваної функції виділяють такі типи тканин: твірна, основна, провідна, покривна, механічна, багато з них можна поділити на дрібніші групи.

Покривна, провідна, механічні і основні тканини (постійні тканини) рослини виникають з твірної тканини, клітини якої безперервно діляться і дають початок постійним тканинам.

Твірна тканина, або меристема, складається з клітин невеликого розміру з тонкою оболонкою і великим ядром, які щільно прилягають одна до одної без міжклітинних просторів.

За розміщенням на рослині розрізняють верхівкові, бічні і вставні твірні тканини. Верхівковою (апікальною) називають твірну тканину верхівки стебла (конус наростання), верхівки кореня (ділянка поділу), верхівок їхніх бічних відгалужень. Бічна тканина закладається всередині стебла й кореня і зумовлює ріст стебла і коренів у товщину. Вставна (інтеркалярна) буває в певних ділянках стебла і листка (наприклад, біля основи міжвузля стебла злакових рослин), її клітини забезпечують вставний, або інтеркалярний, ріст стебла.

За походженням твірні тканини бувають первинними і вторинними.

Первинна твірна тканина зумовлює розвиток проростка і первинний ріст органів, тобто це клітини зародкових стебла і кореня, що діляться. Вторинна твірна тканина виникає з первинної. До неї належить, наприклад, камбій, поділ клітин якого дає ріст стебла і кореня в товщину у дводольних рослин. З клітин твірної тканини (меристеми) формуються всі інші типи тканин.

Основну тканину зазвичай називають виповнювальною (або паренхімою), оскільки вона створює ніби основу органів і заповнює простір між провідними й арматурними тканинами.

Розрізняють три групи основних тканин: асиміляційну, запасливу і повітроносну (аеренхіму).

Основна асиміляційна тканина розміщена в усіх зелених частинах рослин. її клітини містять хлоропласти, в яких здійснюється процес фотосинтезу. Основна запаслива тканина заповнює м’які частини листків, плодів, серцевину стебел та коренів.

У її клітинах відкладаються на запас поживні речовини. Основна повітроносна тканина багата, як правило, на міжклітинні проміжки, заповнені повітрям. Міжклітинники, сполучаючись у загальну сітку, забезпечують газообмін рослин.

Покривна тканина — це епідерма (епідерміс), корок та кірка. За походженням епідерма (шкірка) — первинна покривна тканина — розвивається з апікальної меристеми.

Епідерма вкриває фотосинтезуючі органи рослини і молоді корені. Найчастіше має один шар живих, без хлоропластів, тісно притиснених одна до одної клітин. Стінки клітин звивисті і мають різну товщину. Звернені до зовнішнього середовища стінки товщі і часто вкриті товстим шаром кутикули (плівка з жироподібних речовин). Захисні властивості епідерми можуть підсилюватися різними виростами — волосками.

Як правило, епідерма функціонує на рослині впродовж одного року (точніше, впродовж вегетаційного періоду).

З часом, найчастіше під осінь, замість епідерми на стеблі утворюється вторинна покривна тканина — корок, що входить до складу перидерми, яка, на відміну від епідерми, утворюється лише на стеблах та коренях.

Корок — багатошарова мертва тканина, що утворюється за рахунок вторинної меристеми (коркового камбію).

Оболонки клітин корка потовщені і просочені речовиною, за складом близькою до жирів, майже непроникною для води й повітря. ЦІ клітини щільно зімкнені між собою (міжклітинників немає) і виконують основні захисні функції.

Клітини корка мертві, наповнені повітрям або смолистими чи дубильними речовинами.

Кірка утворюється на зміну корку, тому її іноді називають третинною покривною тканиною. Типова кірка спостерігається у деревних рослин. Перидерма під натиском розростання стебла в товщину через 2—3 роки розривається. В глибших шарах кори закладаються нові ділянки коркового камбію, які утворюють нові шари корку.

Ці нові відмерлі шари тканин ущільнюються, деформуються і утворюють кірку (блок різнорідних відмерлих тканин).

Функції покривних тканин — захист органів від випаровування, висихання, охолодження, різних пошкоджень. Разом з тим клітини епідерми забезпечують газообмін (продихові клітини) і всмоктування роди та розчинених у ній речовин (клітини епіблеми з кореневими волосками).

За зовнішнім виглядом, будовою і біологічними особливостями вищі рослини дуже різноманітні.

До них крім квіткових і голонасінних належать папороті, хвощі, плауни і мохи. Сучасних вищих рослин відомо не менш як 300 тис. видів, а на думку деяких ботаніків — не менш як 500 тис.

Вищі рослини — це новий етап еволюційного розвитку рослинного світу. У них виробилось багато різних властивостей і пристосувань до життя в різних умовах суходолу. З вищих рослин найбільшого розвитку і пристосування до наземного способу життя досягли покритонасінні.

У процесі тривалої еволюції сформувались вегетативні органи: корінь та пагін І змінені та пристосовані до наземного середовища органи розмноження.

Велика поверхня стикання із зовнішнім середовищем досягалась значним галуженням надземної і підземної частин. Ускладнилась анатомічна будова, сформувались тканини.

Розвинулась покривна тканина, яка захищає рослину від зайвого випаровування. Потреба в надходженні води й мінеральних солей до надземних органів та зворотному відтоку органічних речовин з листків в усі інші органи рослин зумовила формування провідної тканини.

А зі збільшенням фотосинтезуючих органів (листків) розвинулась асиміляційна тканина. З’явились також запаслива, механічна та інші тканини.

Для вищих рослин характерним є чітко виражене чергування двох поколінь: статевого (гаметофіта) і безстатевого (спорофіта). Спорофіт почав поступово домінувати над гаметофітом. Лише у мохоподібних гаметофіт переважає над спорофітом.

У процесі еволюції статевий процес ускладнився, утворились багатоклітинні статеві органи, які захищали яйцеклітину від висихання.

Жіноча гамета — яйцеклітина — Рухливі, з джгутиками сперматозоїди у досконаліших типів рослин (покритонасінних) перетворились на спермії без джгутиків, втративши здатність до самостійного пересування. І якщо у більш давніх наземних рослин (мохів, плаунів, хвощів і папоротей) спостерігається залежність процесу запліднення від наявності води, то у більш високоорганізованих типів (більшість голонасінних і всі покритонасінні) спостерігається вже повна незалежність статевого розмноження від краплиннорідкої води.

Спорофіт — нестатеве диплоїдне покоління, на якому утворюються органи нестатевого розмноження — спорангії.

В них після редукційного поділу утворюються гаплоїдні спори. З них розвивається гаплоїдний гаметофіт.

Література:

А. О. Слюсарев, О. В. Самсонов, Біологія Київ Вища школа 2002 р.

Похожие страницы:

  1. Будоварослини Корінь пагін стебло

    Реферат >> Астрономия

    Реферат з біології Будоварослини.

    Корінь, пагін, стебло.

    Из каких частей состоит растение: особенности морфологии

    Корі … листків. Внутрішня будова стебла деревної рослини. Особли­вістю будови стебла дводольної деревно … ірної тканини. Внутрішню будову стебла де­ревної рослини добре видно на поперечному …

  2. Рослинний та тваринний світ України

    Реферат >> География

    … ться певним флористичним складом та будовоюрослинного покриву. Природна флора Укра … ділянок флори та рослинності. Розвиток та формування рослинності плейстоцену відбувалися під …

    дних, салатних, пряно смакових рослин. Харчових рослин на території України …

  3. Ботаніка як наука про рослини і їх клітинну будову

    Лекция >> Биология

    … в житті людини та її практичне значення; будовурослинної клітини, її функції та значення … , листкорозміщення тощо. Анатомія рослин вивчає внутрішню будовурослин.

    Об’єк том її досл … ботаніки» описав клітинну будовурослин. Засновниками клітинної теорії є ні …

  4. Будова електронних оболонок атомів елементів перших трьох періодів

    Реферат >> Астрономия

    … іта лей відповідної форми. Будова електронних шарів (Таблиця) S І P ІІ L ІІІ F … а)1; 6)2; в) 3; г)4. 2. Відмінність електронної будови атомів Фосфору і Нітрогену полягає в тому …

    вони однаково поглинаються рослинами. Най­більше рослини накопичують бор, плюмбум …

  5. Будова і життєві функції комах

    Реферат >> Биология

    органів чуття”. „Черевоногі молюски. Особливості будови і фізіології. Умови проживання”. „Молюски … шовкопряд) переважно рослиноїдна, тому завдає шкоди рослинам. Гусінь … і голі слизуни рослинноїдні й інколи шкодять культурним рослинам. Багато черевоногих, …

Хочу больше похожих работ…

Части растения

ВЕЛЬВИЧИЯ

надземная часть ствола этого дерева, так и называемого «удивительным», редко превышает в высоту полметра, а листья достигают в длину 2-3 метров

надземная часть ствола этого дерева, так и называемого «удивительным», редко превышает в высоту полметра, а листья достигают в длину 2-3 метров

ВЕРШКИ

верхняя часть огородного растения

верхняя часть растения (прост.)

ВИНОГРАД

это растение древние греки называли плодом Диониса

ГИДАТОФИТ

водное растение, целиком или большей своей частью погруженное в воду

ГИДАТОД

приспособление растений, выделяющее влагу из внутренних частей листа на его поверхность

ГИПОКОТИЛЬ

часть стебля у проростков растений

часть стебля у проростков растений от корневой шейки до места прикрепления семядолей

ГИЧ

(гичка) у белорусов: съедобные надземные части огородн.

растений

съедобные надземные части огородных растений в белорусской кухне

ГОЛОВКА

Шаровидное или продолговатое соцветие, шарообразный плод некоторых растений; утолщенная шаровидная часть стебля лука, чеснока, находящаяся в земле

ДИАСПОРА

в ботанике — часть (семя, плод и т. п.), естественно отделяющаяся от растения и служащая для его размножения

ДОЛЬКА

часть плода некоторых растений

Эти слова находили также по следующим запросам:

Растения – строение, жизнедеятельность, размножение.

Все растительные организмы имеют общие черты, как отличающие их от представителей других царств органического мира, так и сближающие с ними.

Отличительными признаками царства Растения можно считать следующие:

относительная неподвижность организма и его и связь с субстратом;

наличие пластид – хлоропластов, хромопластов и лейкопластов в клетках;

разветвленность поглощающей поверхности тела;

постоянный рост;

– проявление раздражимости;

– наличие целлюлозной клеточной оболочки;

– способность к фотосинтезу – автотрофное питание.

Сближает растительные организмы с представителями других царств живой природы клеточное строение, общие механизмы роста, развития, размножения, обмена веществ.

Растения способны к фотосинтезу благодаря наличию хлорофилла в их зеленых органах, стеблях у молодых и травянистых растений и листьях.

Накапливая органические вещества в процессе фотосинтеза, растения создают основной запас биомассы на планете Земля, т.е. являются продуцентами. Кислород, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза, служит источником аэробного дыхания и образует озоновый слой атмосферы.

Растения появились на Земле около 2 млрд лет назад. Первоначально развитие растительных организмов происходило в водной среде, что привело к появлению водорослей. Затем растения стали осваивать сушу.

Этому способствовало возникновение следующих ароморфозов:

– возникновение фотосинтеза;

– возникновение эукариотического строения клеток;

– возникновение мейоза и оплодотворения;

– возникновение многоклеточности и дифференциации клеток с образованием тканей и органов;

– возникновение чередования гаплоидного и диплоидного поколений;

– возникновение семени;

– возникновение цветка.

Эволюция растений шла в направлении от споровых к семенным, от низших к высшим.

У низших растений нет настоящих тканей и органов, они занимают водную среду обитания. Тело высших растений расчленено на вегетативные и генеративные органы; они имеют проводящие ткани и занимают три среды обитания: водную, почвенную и воздушную.

Ткани – это устойчивые комплексы клеток, сходные по своему строению, происхождению и функциям.

У прокариот и примитивных водорослей тканей нет. Клеточная дифференциация начинается у бурых водорослей и достигает максимума у покрытосеменных растений.

Из чего состоит растение

Различают следующие основные группы тканей:

— образовательные,

— основные,

— проводящие,

— покровные,

— механические,

— выделительные.

Орган – это часть тела, состоящая из различных тканей, имеющая определенную форму и выполняющая определенные функции. Вегетативные органы обеспечивают обмен веществ и рост растения.

К ним относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек.

Корень – орган растения, выполняющий функции закрепления растения в почве, почвенного питания водой и минеральными веществами, запасания органических веществ, вегетативного размножения подземными частями.

Корень является осевым органом с радиальной симметрией.

Верхушка корня покрыта корневым чехликом, под которым находится образовательная ткань, обеспечивающая рост корня.

Разновидности корней: главный, боковые, придаточные.

Совокупность всех корней одного растения образует корневую систему. Корневые системы двудольных растений, как правило, стержневые, корневые системы однодольных растений, как правило, мочковатые.

На продольном разрезе молодого корня видны 4 зоны:

зона деления, образующая конус нарастания корня.

Эта группа клеток образует клетки корневого чехлика и слизь, защищающие корень и облегчающие его продвижение в почве.

— зона роста образована молодыми клетками.

Здесь начинается формирование тканей корня.

зона корневых волосков (зона всасывания) образована выростами клеток первичной, однослойной всасывающей ткани корня;

зона проведения. Здесь формируются боковые корни и вторичная структура корня многолетних растений. У однолетних сохраняется только первичная структура корня.

Транспорт воды из почвы в корень происходит пассивно, благодаря разности осмотических давлений между цитоплазмой корневых волосков и водных растворов почвы.

А эта разность давлений, в свою очередь, создается активно, за счет затраты энергии. Из клеток всасывающей зоны вода поднимается в проводящие элементы корня в результате роста осмотического давления. В сосудах корня давление поднимается до 3 атмосфер. Оно создано за счет затраты энергии растением. Вверх же по стеблю вода поднимается за счет испарения воды в листьях.

У многих растений встречаются видоизмененные корни: корнеплоды (у редиса, редьки, свеклы, и т.д.), корневые клубни (у георгина, батата).

Корни многих растений вступают в симбиоз с грибами, образуя микоризы или грибокорни. Корни бобовых растений вступают в симбиоз с азотобактериями. В результате образуются клубеньки. Бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают им растения.

Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Расположение почек и листьев на побеге бывает:

супротивным – две почки выходят из одного узла;

очередным – по одной почке в узле;

мутовчатым – 3 и более почек в одном узле;

спиральным – почки расположены по спирали.

Элементы побега формируются из общей верхушечной образовательной ткани и обладают единой проводящей системой.

Формирование побега относится к крупнейшим ароморфозам, обусловившим выход растений на сушу.

Почка – укороченный зачаточный побег – состоит из зачаточного стебля и зачаточных листьев (вегетативная почка) или зачаточных цветков (генеративная почка). Почки, несущие в себе и листья, и цветки, называются смешанными.

Верхушечные почки обеспечивают рост побега в длину, боковые (пазушные) обеспечивают ветвление побега.

Почки, образующиеся на листьях и в междоузлиях, называются придаточными.

«Спящие почки» развиваются после отмирания вышележащих почек, повреждения растений.

Эти почки обеспечивают восстановление растений.

Почки могут быть защищены почечными чешуями и тогда их называют закрытыми. Почки без чешуй называются открытыми.

Стебель – осевой вегетативный орган с радиальной симметрией. Обладает верхушечным ростом. Главный стебель развивается из почечки зародыша семени.

Функции стебля: опорная, проводящая, запасающая, фотосинтезирующая, рост и ветвление растения, вегетативное размножение.

Стебель травянистых растений состоит из эпидермы и основной ткани – паренхимы.

В ней располагаются проводящие сосудисто-волокнистые пучки, содержащие элементы ксилемы и флоэмы. В стеблях древесных растений ксилема и флоэма разделены камбием.

Камбий – это образовательная ткань, обеспечивающая рост стебля в толщину. На поперечном срезе такого стебля видны: сердцевина, древесина с годичными кольцами, камбий, кора.

Кора – это весь слой, расположенный кнаружи от камбия. Внутренний слой коры, прилегающий к камбию, образован лубом или флоэмой.

По характеру направления роста стебли делятся на прямостоячие (сосна), ползучие (огурец), цепляющиеся (чина луговая), лазающие (лианы), вьющиеся (вьюнок).

Видоизмененные стебли образуют корневища, клубни, луковицы.

Лист – это боковой орган растения, обладающий двусторонней симметрией и обеспечивающий функции фотосинтеза, транспирации и газообмена.

Лист состоит из листовой пластинки и черешка.

В зависимости от количества листовых пластинок листья бывают простыми (с одной листовой пластинкой на черешке) и сложными (с несколькими листовыми пластинками, имеющими собственные черешки). Форма листьев и их расположение на стебле, тип жилкования являются важными систематическими признаками.

Листья, не имеющие черешка, называются сидячими. Листья с черешками – черешковыми.

Лист с обеих сторон покрыт эпидермисом. На нижней стороне листа находятся устьица, обеспечивающие газообмен и транспирацию.

У водных растений устьица расположены на верхней стороне листа. Мякоть листа называется паренхимой или мезофиллом. Фотосинтез происходит в столбчатой и губчатой тканях паренхимы. Столбчатая ткань примыкает к верхней кожице, а губчатая – к нижней.

Скелет листа образован сосудисто-волокнистыми пучками и механической тканью. Через черешок проводящие элементы листа связаны со стеблем. По характеру расположения жилок встречаются листья с сетчатым, дуговым и параллельным жилкованием.

Сетчатое жилкование наиболее характерно для двудольных растений, дуговое и параллельное – для однодольных.

В зависимости от среды обитания у листьев возникли различные адаптации. У растений засушливых мест адаптации связаны с уменьшением испарения и накоплением запасов влаги.

У растений влажных мест обитания адаптации связаны с увеличением транспирации.

В зависимости от характера адаптаций возникли видоизменения листьев: колючки (барбарис, кактус), усики (горох), ловчий аппарат (непентес), мясистые чешуи (лук), плотная кутикула (столетник).

Цветок – это видоизмененный генеративный побег, служащий для семенного размножения.

На основании строения цветков растения относят к определенному семейству.

Цветок развивается из генеративной почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем.

Чашечка, венчик, тычинки, пестик представляют собой видоизмененные листья. Совокупность чашечки и венчика называется околоцветником. Околоцветник, не подразделенный на чашечку и венчик, называется простым. Околоцветник с чашечкой и венчиком называется двойным.

Главные части цветка – тычинки и пестик. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, внутри которого созревает пыльца.

Пестик (плодолистик) состоит из рыльца, столбика и завязи. Внутри завязи находится семяпочка (семязачаток), из которой после оплодотворения развивается семя.

Из стенок завязи развивается плод. Цветки, в которых есть и пестики и тычинки, называются обоеполыми. Однополые цветки содержат либо тычинки, либо пестики. Растения, у которых есть и тычиночные, и пестичные цветки, называются однодомными. Растения, на которых развиваются или тычиночные, или пестичные цветки, называются двудомными.

Цветки могут быть одиночными или собранными в соцветия – группы цветков, расположенных в определенном порядке.

Простые соцветия Сложные соцветия
Кисть (люпин) Сложная кисть/метёлка (сирень)
Колос (подорожник) Сложный зонтик (петрушка)
Початок (кукуруза)
Простой зонтик (вишня) Сложный колос (пшеница)
Головка (клевер) Сложный щиток (пижма)
Корзинка (астры)  
Щиток (рябина)  

Соцветия более заметны для опылителей, легче опыляются ветром.

На растениях, несущих соцветия, количество созревающих плодов значительно больше, чем на одиночных цветках.

У простых соцветий на главной оси расположены цветки, у сложных – простые соцветия.

Семя – орган, образующийся в результате полового размножения цветковых растений и служащий для расселения растений. Развивается из семязачатка. Семя состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Зародыш состоит из корешка, почечки и одной или двух семядолей.

У однодольных семядоля одна, а запас питательных веществ содержится в эндосперме. У двудольных две семядоли, содержащие запас веществ. Семенная кожура образуется из покровов семяпочки и защищает зародыш от высыхания. Для прорастания семян необходимы определенная температура, влажность, воздух. Покой семян – важное приспособительное свойство, предохраняющее от преждевременного прорастания.

Плоды – органы защиты и распространения семян.

Плод – это конечный этап развития цветка. Развивается из завязи цветка. Стенки завязи образуют околоплодник. В зависимости от типа околоплодника плоды делят на сухие и сочные, а от количества семян – на многосемеянные и односеменные.

Сухие плоды Сочные плоды
Односеменные Многосеменные Односеменные Многосеменные
Семянка (подсолнечник) Боб (соя) Костянка (вишня, слива, абрикос) Ягода (виноград, томат)
Зерновка (рожь) Стручок (капуста)   Яблоко (яблоня, груша, айва)
Орех (лещина) Коробочка (мак)   Тыквина (огурец, дыня)
      Померанец (апельсин, лимон, мандарин)

Плоды, образованные из нескольких цветков, называются соплодиями.

Сложные плоды: многоорешек, многокостянка, земляничина (мякоть земляники – это цветоложе, а настоящие плоды – орешки на поверхности земляничины).

Приспособления плодов к распространению связаны со способом распространения – животными, ветром, водой.

Крючки, зацепки, цвет, вкус, летучки, парашютики и др. приспособления обеспечивают расселение растений.

Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 1525;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Помогите пожалуйста ответить на вопросы. 1. Из каких частей состоит растение? 2. Какие растение называются спорыми? 3. Почему сосну и ель относят к семенным , но не к цветковым растением? 4. Какая часть клетки называется самой главной? 5. Какие виды тканей существуют у растений ?

6. Как размножается клетка? 7. Какую роль играют ядро и цитоплазма в жизнедеятельности клетки? 8.

Из каких частей состоит растение

Каковы функции клеточной стенки клетки растений? 9. Какие функции выполняет образовательная и основная ткани растения ? Сравните их 10. Какова роль ткани проводящей в жизни растений? 11. какой раздел биологии изучает растении?

12. Почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные?

Ответы:

1. У всех растений есть пять основных частей строения: корни, стебли, листья, цветы и семена. 2. Споровыми называют растения ,которые размножаются при помощи спор. 3. Они не имеют цветка. Семена их лежат на чешуйке шишек. 4. Самая главная часть клетки — ядро. 5. Образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная. 6. Как правило, размножение осуществляется путём простого деления  клетки надвое.

7. Ядро хранит всю информацию о признаках живого организма. Цитоплазма является средой где происходят внутриклеточные физиологические и биохимические процессы. 8. Барьерная (препятствует проникновению некоторых веществ в клетку), каркасная (является экзоскелетом клетки), защитная (обеспечивает механическую защиту клетки).

9. Основная ткань — запасает и выделяет вещества, образование органических веществ. Образовательная ткань —  рост растения, образование  органов и новых клеток. 10. Проводящая ткань обеспечивает транспортировку полезных веществ по растению. 11. Раздел биологии, изучающий растения — ботаника. 12. Потому что люди начали выводить новые сорта растений, с полезными для человека признаками. Такие растения называют культурными, их не встретишь в дикой природе, но зато часто можно увидеть на огородах и в садах.

Они более прихотливые, чем дикорастущие, им нужен человеческий уход.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *