Государственный мониторинг земель представляет собой

Все предметы → Земельное право

ЗК РФ, Ст 67. Государственный мониторинг земель .

Государственный мониторинг земель — часть гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды), система наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

Объект государственного мониторинга земель — все земли в РФ.

Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в гос. фонде данных гос. экологического мониторинга (гос. мониторинга окружающей среды). Информация о результатах гос. мониторинга земель общедоступна.

Задачи государственного мониторинга земель:

  • — своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;
  • — обеспечение органов гос. власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по гос. земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);
  • — обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии ОС в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;
  • — обеспечение юр. лиц, ИП, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель с/х назначения) в соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе гос регистрации, кадастра и картографии».

Осуществление мониторинга в отношении земель с/х назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется ФЗ от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О гос. регулировании обеспечения плодородия земель с/х назначения».

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Порядок осуществления мониторинга установлен приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления гос мониторинга земель, за исключением земель с/х назначения».

Каждый объект мониторинга описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.

Виды государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдений

1. Мониторинг использования земель . Наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

Показатели мониторинга использования земель:

  • — общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
  • — общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае, если гос. мониторинг земель проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • — площадь земель или участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • — площадь земель или участков, в отношении которых выявлено неиспользование;
  • — площадь земель или участков, в отношении которых выявлены иные нарушения земельного законодательства, за исключением порчи земель;
  • — площадь распределения земель по формам собственности (в разрезе категорий и видов разрешенного использования), исходя из данных Единого гос. реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • — площадь застроенных земель в разрезе категорий;
  • — общая площадь внесенных в государственный кадастр недвижимости земель лесного фонда по видам использования лесов;
  • — иные показатели, определенные в соответствии с законодательством.

2. Мониторинг состояния земель. Наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Количественные показатели мониторинга состояния земель:

  • — общая площадь земель (участков) соответствующей категории;
  • — общая площадь участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования (в случае если мониторинг проводится в отношении участков, имеющих определенный вид разрешенного использования);
  • — общая площадь участков общего пользования, внесенных в гос кадастр недвижимости, занятых улично-дорожной сетью, коммуникациями, скверами, парками, городскими лесами (для земель населенных пунктов);
  • — общая площадь санитарно-защитных и охранных зон объектов, внесенных в государственный кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения;
  • — количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и иного спец. назначения, в отношении которых отсутствуют сведения в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и (или) охранных зонах;
  • — общая площадь учтенных в гос кадастре недвижимости санитарно-защитных и охранных зон объектов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов;
  • — количество объектов, сведения о которых внесены в гос. кадастр недвижимости, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, в отношении которых отсутствуют сведения в гос. кадастре недвижимости о санитарно-защитных и (или) охранных зонах.

Качественные показатели (с указанием степени развития негативного процесса):

  • — площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень);
  • — площадь земель, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная);
  • — площадь подтопленных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь заболоченных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь переувлажненных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь нарушенных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь захламленных земель (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (слабая, средняя, сильная);
  • — площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
  • — площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная);
  • — площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).

Оценка состояния земель

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных (периодических, оперативных) наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.

При осуществлении мониторинга необходимые сведения получаются с использованием:

  • — дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
  • — сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
  • — наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
  • — сведений, содержащихся в гос. кадастре недвижимости;
  • — землеустроительной документации;
  • — материалов инвентаризации и обследования земель, утвержденных в установленном порядке;
  • — сведений о количестве земель и составе угодий, содержащихся в актах органов гос. власти и органов местного самоуправления;
  • — данных, представленных органами гос. власти и органами местного самоуправления;
  • — результатов обновления картографической основы;
  • — данных гос. лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств.

По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.

Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке гос. (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ.

Статья 67. Государственный мониторинг земель

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

5. осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ст.

67 ЗК РФ. Государственный мониторинг земель

Мониторинг земель

Составители:

проф. Д.А. Шаповалов

доц. Д.Ю. Ильвицкий

ст. преп. И.М. Сутугина

Часть IV

Мониторинг земель

Общие положения

Земельные ресурсы – одно из важнейших богатств человечества. От того, как распорядится им, во многом зависит благополучие нынешнего и судьба будущего поколений.

Ущерб, нанесенный природе, стал очевидным: вырубаются леса, загрязняются моря, реки, озера и водохранилища, теряются пахотные земли, миллионы людей вынуждены дышать отравленным воздухом, пить грязную воду, есть канцерогенно опасные продукты.

Сопоставление таких показателей как продолжительность жизни и здоровья населения с сокращением озонового слоя, уничтожением леса, опустыниванием, загрязнением гидросферы, почвы, увеличением массы отходов, исчезновением видов растений и животных указывает на явную связь между этими процессами.

Проблемы экологической безопасности имеют глобальный характер. Загрязнение окружающей среды не знает государственных границ, поэтому различные государства вынуждены объединять усилия по борьбе с этим бедствием.

Высокие уровни загрязнения всех компонентов окружающей среды и необходимость в детальной информации о состоянии биосферы заставляют вести постоянные наблюдения за содержанием тех или иных загрязняющих веществ в окружающей среде, т.е.

мониторинг и, в частности, мониторинг земель.

Мониторинг земель —это система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Цель мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов и должен иметь государственный статус.

Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о землях и минимизацию затрат на функционирование системы наблюдений.

С помощью мониторинга можно выявлять критические ситуации, выделять критические факторы воздействия и наиболее подверженные воздействию элементы биосферы.

Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от принадлежности, т.

е. от форм собственности на земельные участки, целевого назначения и характера использования земель.

Основными задачами мониторинга земель являются:

— своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение государственного земельного кадастра, мониторингов и кадастров других природных сред, рационального природопользования и землеустройства;

—контроль за использованием и охраной земель;

—информационное обеспечение государственных органов и частных лиц о состоянии и возможных последствиях негативных процессов, происходящих на земле.

Содержание мониторинга земель составляют комплексные наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие изменения:

—природных ландшафтов, границ и площадей административно-территориальных образований, землепользовании и землевладений (угодий, полей, участков);

—состояния почв по обширному набору параметров (водная эрозия, опустынивание, деградация почв на пастбищах, подтопление, заболачивание, переувлажнение, засоление, зарастание, закустаривание пашни; состояние почвенных агрегатов, образование дефляционноопасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; запасы гумуса, кислотность, содержание макро- и микроэлементов, остатков пестицидов, тяжелых металлов, рассеянных химических элементов, радиоактивных элементов и других токсикантов);

—состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети (формы рельефа местности, вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.

д.; водный баланс, режимы химического, гидробиологического состава подземных вод, береговые линии морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.);

—динамики процессов подтопления, заболачивания, затопления, осушение земель, примыкающих к акваториям;

—состояния территории, вызванные криогенными процессами, нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми и выработанными торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и обработки недр;

—состояния растительности (посевов, сенокосов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.

д.);

—состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов (очистных сооружений промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мелиоративных систем, транспорта, навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов ГСМ, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологических активных химических отходов производства).

Результаты мониторинга земель выражаются точными, количественными и качественными показателями за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.) и заносятся в банк данных.

По результатам мониторинга земель составляются оперативные доклады, отчеты, научные прогнозы, тематические карты и другие материалы, которые представляются в государственные органы.

Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни:

мониторинг земель Российской Федерации;

2. мониторинг земель республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов, краев и областей;

3. мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

— мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

— мониторинг земель населенных пунктов;

—мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

—мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

—мониторинг земель лесного фонда;

—мониторинг земель водного фонда;

—мониторинг земель запаса.

Мониторинг земель ведется разными методами и способами.

Он включает систему натурных наблюдений (экспедиционные, стационарные, комплексные фоновые (биосферные заповедники), дистанционные (аэрокосмическая съемка) и автоматизированную информационную систему (АИС).

С помощью этих наблюдений и методов выявляются следующие негативные процессы:

—состояние и изменение границ и площадей отдельных землевладений и землепользовании, угодий, полей, участков, в том числе фиксируются все участки в городах (что необходимо для налогообложения);

—изменение состояния почв (кислотность, деградация, загрязнение и т.

п.);

—изменение состояния геологической среды, рельефа (контроль за оползнями, оврагами, обвалами, карьерами и т. п.);

—изменение состояния лесов;

—изменение состояния растительного и животного мира;

—изменение состояния земель населенных пунктов, объектов нефтедобычи и газодобычи, очистных сооружений, мест захоронений токсичных отходов и радиоактивных материалов и др.

Так, например, с помощью спектрозональной съемки возможно фиксировать и наблюдать за загрязнением водного и воздушного бассейнов и почвы, обнаруживать очаги заболевшей растительности, следить за эрозией и другими явлениями, регистрируя не только статические величины, но и динамику их развития.

Особенно перспективна для изучения состояния окружающей среды лазерно-локационная съемка, позволяющая изучать аэрозольные загрязнения на расстояниях до нескольких десятков километров, а газовые компоненты загрязнений на расстояниях до нескольких сотен метров.

На основе обработки данных дистанционного зондирования с использованием космических средств наблюдения может быть составлена характеристика антропогенного поля города и определена граница его экологического влияния на прилегающие территории.

В результате осуществления мониторинга земель осуществляется сбор оперативной информации о негативных изменениях, происходящих с земельным фондом и его отдельными категориями, что является основой для ведения земельного кадастра.

Мониторинг земель является источником информации для ведения земельного кадастра.

Информация о состоянии земель, о загрязнении, захламлении земель несанкционированными свалками отходов, деградации земель может быть использована для расчета размеров ущерба.

Расчет размеров ущерба от негативных процессов на землях

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами (далее — загрязнение земель), включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли независимо от их местоположения и форм собственности.

(ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 августа 1992 года № 555 г. Москва).

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли независимо от их местоположения и форм собственности.

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами разработан в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и утвержден Минприроды России и Роскомземом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.

№ 555 "Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами" и от 17 августа 1992 г.

№ 594 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель".

Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляются в соответствии с нормативными и методическими документами.

Сумма ущерба от загрязнения земель взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, и граждан (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.

№ 555).

Иски по возмещению ущерба за загрязнение земель химическими веществами составляются и предъявляются виновным юридическим и физическим лицам органами системы Минприроды России и Роскомзема (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.

№ 555). При наличии нескольких виновных в загрязнении земель иски предъявляются в соответствии с долевым участием в причинении ущерба каждого виновного.

Выплаты по искам за загрязнение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафов и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законами "Об охране окружающей природной среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Земельным Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Средства по указанным искам направляются в государственные внебюджетные экологические фонды (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.

№ 555, а также с Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденным Минприроды России 21 декабря 1992 г.

№ 04-04/72-6344 и Минфином России от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12). При отказе виновных юридических и физических лиц от возмещения ущерба по искам необходимые средства взыскиваются в судебном порядке.

Средства, взыскиваемые с виновных юридических и физических лиц в возмещение ущерба, нанесенного ими в результате загрязнения земель химическими веществами, рекомендуется использовать для осуществления мероприятий по консервации загрязненных земель, выполнению специальных режимов их использования, восстановлению загрязненных земель, устранению дальнейшего их загрязнения, для возмещения убытков и вреда, причиненного в результате ухудшения качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также на проведение обследований по выявлению загрязненных земель и лабораторных анализов по определению степени их загрязнения.

Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основании материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов.

Ущерб от загрязнения определяется:

при произведенном загрязнении земель (выбросами и сбросами загрязняющих веществ) — на основе данных обследований земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов;

при нарушении технологий и регламентов применения пестицидов и других агрохимикатов, несоблюдении природоохранных требований при их хранении, транспортировке и проведении погрузочно-разгрузочных работ, загрязнении земель при авариях, залповых сбросах и выбросах — на основе данных обследований земель и лабораторных анализов;

при захламлении земель несанкционированными свалками отходов — на основе данных об объеме (массе) отходов и степени их опасности.

При расчете размеров ущерба от загрязнения земель стоимостные показатели определяются в соответствии с таблицами приложения и уточняются на основе данных государственной статистики о поквартальной индексации цен.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости на территории Российской Федерации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязняющими веществами на земли.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости могут быть увеличены решениями органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствующих территориальных органов:

в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции — не более чем в 2 раза;

в городах и населенных пунктах — не более чем в 1,5 раза.

123456Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1076 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Ульяновская государственная сельскохозяйственная

Академия

Кафедра:

Курсовая работа

По дисциплине «Прогнозирование и использование земельных ресурсов»

Выполнила студентка

3 курса агрономического факультета

Заочного отделения

Специальность: Земельный кадастр

Срок обучения: 4 года

Петрова Г.И.

Шифр:

Проверил: Гречихин В.Н.

Ульяновск-2010

Мониторинг земель и использование его данных при прогнозировании

2. Земельный контроль и использование его данных при прогнозировании

3. Совершенствование сложившихся землепользований на современном этапе и на перспективу

4. Направления по развитию рынка земли

5. Научно-технический прогресс и использование земель

Список используемой литературы

1. Мониторинг земель и использование его данных при прогнозировании

Мониторинг земель – это система наблюдений за состоянием земель.

Объектом государственного мониторинга являются все земли РФ. Мониторинг земель выступает в качестве своеобразной разновидности государственных контрольных мер, и является комплексной системой по наблюдению за состоянием государственного земельного фонда. Эта система представляет собой неотъемлемую составную часть процесса мониторинга окружающей среды и выполняет основную функцию между всеми типами мониторинга и контроля природных ресурсов страны.Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин “мониторинг” появились в 1971 г.

в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. На первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби, 1979г) мониторингом было принято называть систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой. мониторинг государственный земельный фонд

Основные цели мониторинга земли:

— проведение диагностики состояния земельного фонда, с целью своевременного выявления и определения всяческих изменений, их последующей оценки и выработки рекомендаций относительно устранения или предупреждения последствий разнообразных процессов, которые носят негативный характер

— информационная функция по обеспечению государственного земельного кадастра государственного землеустройства, наиболее рационального использования земельных ресурсов, а также контроля и охраны используемых земель.

Основополагающие задачи мониторинга: своевременное и надлежащее выявление изменений в состоянии земель, проведение анализа и оценки таких изменений, составление прогнозов и выработка определенных рекомендаций для устранения или предупреждения последствий всех процессов, которые носят негативный характер

— информационное обеспечение процессов ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля по использованию и охране земель, а также некоторых других муниципальных и государственных функций по управлению земельными ресурсами страны и землеустройству

— обеспечение населения страны требуемой информацией относительно конкретного состояния окружающей среды в отношении состояния земельных ресурсов страны.

Сам мониторинг охватывает все, без исключения, земли на территории РФ, в не зависимости от того, какие формы их собственности, какое их целевое назначение и каков характер непосредственной эксплуатации этих земель, осуществляется посредством проведения систематических наблюдений различными методами, а также посредством проведения многочисленных лабораторных исследований.

Для ведения государственного земельного кадастра, решения ряда проблем в области планирования и управления сельскохозяйственным производством, рационального использования и охраны земельных ресурсов, экологической безопасности продукций и проживания населения, государственным органам, негосударственным собственникам и землепользователям необходимо проведение мониторинга земель с целью удовлетворения рыночной экономики.

Информационные ресурсы, формируемые с использованием данных, являются централизованными ресурсами и формируются в целях анализа, прогноза и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и использовании земель.

Государственный мониторинг земель подразделяется в зависимости от целей наблюдения и территории на федеральный, региональный и локальный.

Информацию о протекающих во времени и пространстве процессах, характеризующих состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения, следует накапливать в мониторинговом блоке аграрной земельно-информационной системы.

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации.

Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

Основными видами информации, формируемой на основе государственных ресурсов с использованием современных информационных технологий должны является:

информация о границах участков, полигонов, контуров, их площади, состоянии, виде разрешенного использования, потенциальной продуктивности информация о землях, выведенных из оборота, включающие границы, площади, год последнего использования в обороте информация о землях, введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений, вкачает границы, площади. Информация о состоянии плодородия почв, включая показатели, характерные морфологические свойства почв, их гранулометрический состав, кислотность и т.д., а также их характеристики произрастающей на них растительности по геоботаническому составу. Другая информация с различными степенями агрегации.

Сформированные ресурсы позволяют проводить анализ состояния и использования земель на основе применения современных технологий.

Прогнозировать развитие негативных почвенных процессов, воздействие их на растительный покров. Обосновывать необходимость и целесообразность разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв. Проводить эффективную государственную политику в сфере земельных отношений.

2.

Земельный контроль и использование его данных при прогнозировании

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено «Положение о государственном земельном контроле» (далее – Положение), устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно — правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

В соответствии с Положением, Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» государственный земельный контроль осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации и ее территориальные органы.

При осуществлении государственного земельного контроля Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации взаимодействует в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации. Земельный контроль-это контроль за соблюдением земельного законодательства, требований использования и охраны земель. Земельный контроль осуществляет инспектор по использованию и охране земель, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Основными документами, регулирующими ведение государственного земельного контроля являются:

Конституция РФ Земельный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ Кодекс РФ о Гражданских правонарушениях Федеральный закон РФ от 02.01.2000года №28 « О Государственном земельном контроле» Постановление правительства РФ от 15.10.2006 года №689 « о государственном земельном контроле».

Мониторинг земель

Сущность государственного мониторинга земель

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Объектами государственного мониторинга земель является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

Это определено Статьёй 67 Главы 11 Земельного кодекса РФ.

Задачами государственного мониторинга земель

1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2. Информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным (местным).

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ.

Региональный мониторинг — территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

Локальный (местный) мониторинг ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Государственный мониторинг земель, являющийся частью государственного мониторинга окружающей среды.

Блок схема мониторинга

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлен Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации № 846 от 28 ноября 2002г.

«Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

Согласно названному положению мониторинг включает в себя:

сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в 3 года и более);

оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Принципы ведения мониторинга земель

достоверность и точность данных, соответствие их фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов;

единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; экономичность и эффективность;

взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных;

централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ;

наглядность и доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну.

Общая последовательность разработки и осуществления мониторинга

Содержание государственного мониторинга земель

Государственный мониторинг земель наряду с мониторингом атмосферного воздуха, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, составления недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации является частью государственного мониторинга окружающей среды, представляющегося собой комплексную систему наблюдения за состоянием окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (постановление Правительства РФ от 31 марта 2003 г.

№ 177 «Об утверждении положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды»).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственного мониторинга земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – Роснедвижимость (постановление правительства РФ от 12 июня 2008 г. №456).

Информация, полученная при осуществлении мониторинга земель, используется экологическим мониторингом при:

разработке прогнозов социально – экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;

разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;

осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;

прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;

подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.

Учитывая специфику России, особое значение приобретает мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, подвергающихся интенсивным природным и антропогенным воздействиям.

Мониторинг этих земель должен быть направлен не только на выявление изменений их состояния как объектов хозяйственного использования, но и на учет характера использования и влияния изменений этих земель на общую экологическую обстановку в стране.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг мелиорированных земель, который представляет собой систематические наблюдения за их состоянием.

На основе данных наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и производится их оценка (статья 21 Федерального закона).

С помощью съёмок и наблюдений с космических аппаратов и высотных самолётов получаются характеристики состояния земель на глобальном и региональных уровнях.

Съёмки и наблюдения с помощью малой авиации проводятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации.

Система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы:

концепцию ведения государственного мониторинга земель, как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения;

ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель;

научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель;

нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами

В результате общегосударственной программы мониторинга земель создаётся информационная база данных о состоянии земельного фонда страны, то есть всех категорий земель независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Отраслевые мониторинги ведутся также для изучения экологического состояния других природных объектов: вод, атмосферного воздуха, лесного фонда и другие. Мониторинг земель входит в общую автоматизированную Единую государственную систему экологического мониторинга – ЕГСЭМ.

Собственники, постоянные и временные пользователи земли (арендаторы) независимо от ведомственной подчинённости обязаны изучать и учитывать находящиеся в их владении земельные участки, знать их природные и хозяйственные свойства, особенности правового режима, обладать документами, подтверждающими их право на землю и обязанности, а равно права на пользование чужими участками (сервитуты).

Владельцы гидротехнических сооружений каналов (оросительных сетей), размещённых в пределах обслуживаемых земельных угодий, обязаны вести наблюдение за их сохранностью и за исполнением требований режима охранных и защитных зон при этих сооружениях.

Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными актами соответствующих субъектов РФ.

Независимо от этого они обязаны представлять внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме.

За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среде служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану.

Сами органы, ведущие мониторинг, не принимают решений, обязывающих природо — пользователей совершать те или иные действия по устранению выявленных правонарушений. Такие решения принимают наделённые соответствующими правами государственные органы, ведущие контроль за использованием земель и их охраной.

Как следует из Положения о мониторинге земель в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г.

№491, мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель:

мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

мониторинг земель населённых пунктов;

мониторинг земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

мониторинг земель природоохранного, природо – заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко – культурного назначения;

мониторинг земель лесного фонда;

мониторинг земель водного фонда;

мониторинг земель запаса.



Мониторинг земель

Составители:

проф. Д.А. Шаповалов

доц. Д.Ю. Ильвицкий

ст. преп. И.М. Сутугина

Часть IV

Мониторинг земель

Общие положения

Земельные ресурсы – одно из важнейших богатств человечества.

От того, как распорядится им, во многом зависит благополучие нынешнего и судьба будущего поколений.

Ущерб, нанесенный природе, стал очевидным: вырубаются леса, загрязняются моря, реки, озера и водохранилища, теряются пахотные земли, миллионы людей вынуждены дышать отравленным воздухом, пить грязную воду, есть канцерогенно опасные продукты.

Сопоставление таких показателей как продолжительность жизни и здоровья населения с сокращением озонового слоя, уничтожением леса, опустыниванием, загрязнением гидросферы, почвы, увеличением массы отходов, исчезновением видов растений и животных указывает на явную связь между этими процессами.

Проблемы экологической безопасности имеют глобальный характер. Загрязнение окружающей среды не знает государственных границ, поэтому различные государства вынуждены объединять усилия по борьбе с этим бедствием.

Высокие уровни загрязнения всех компонентов окружающей среды и необходимость в детальной информации о состоянии биосферы заставляют вести постоянные наблюдения за содержанием тех или иных загрязняющих веществ в окружающей среде, т.е.

мониторинг и, в частности, мониторинг земель.

Мониторинг земель —это система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Цель мониторинга — информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов и должен иметь государственный статус.

Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о землях и минимизацию затрат на функционирование системы наблюдений.

С помощью мониторинга можно выявлять критические ситуации, выделять критические факторы воздействия и наиболее подверженные воздействию элементы биосферы.

Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от принадлежности, т. е. от форм собственности на земельные участки, целевого назначения и характера использования земель.

Основными задачами мониторинга земель являются:

— своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение государственного земельного кадастра, мониторингов и кадастров других природных сред, рационального природопользования и землеустройства;

—контроль за использованием и охраной земель;

—информационное обеспечение государственных органов и частных лиц о состоянии и возможных последствиях негативных процессов, происходящих на земле.

Содержание мониторинга земель составляют комплексные наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие изменения:

—природных ландшафтов, границ и площадей административно-территориальных образований, землепользовании и землевладений (угодий, полей, участков);

—состояния почв по обширному набору параметров (водная эрозия, опустынивание, деградация почв на пастбищах, подтопление, заболачивание, переувлажнение, засоление, зарастание, закустаривание пашни; состояние почвенных агрегатов, образование дефляционноопасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; запасы гумуса, кислотность, содержание макро- и микроэлементов, остатков пестицидов, тяжелых металлов, рассеянных химических элементов, радиоактивных элементов и других токсикантов);

—состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети (формы рельефа местности, вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.

д.; водный баланс, режимы химического, гидробиологического состава подземных вод, береговые линии морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.);

—динамики процессов подтопления, заболачивания, затопления, осушение земель, примыкающих к акваториям;

—состояния территории, вызванные криогенными процессами, нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми и выработанными торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и обработки недр;

—состояния растительности (посевов, сенокосов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.

д.);

—состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов (очистных сооружений промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мелиоративных систем, транспорта, навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов ГСМ, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологических активных химических отходов производства).

Результаты мониторинга земель выражаются точными, количественными и качественными показателями за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.) и заносятся в банк данных.

По результатам мониторинга земель составляются оперативные доклады, отчеты, научные прогнозы, тематические карты и другие материалы, которые представляются в государственные органы.

Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни:

мониторинг земель Российской Федерации;

мониторинг земель республик в составе РФ, автономных областей и автономных округов, краев и областей;

3. мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

— мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

— мониторинг земель населенных пунктов;

—мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

—мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

—мониторинг земель лесного фонда;

—мониторинг земель водного фонда;

—мониторинг земель запаса.

Мониторинг земель ведется разными методами и способами.

Он включает систему натурных наблюдений (экспедиционные, стационарные, комплексные фоновые (биосферные заповедники), дистанционные (аэрокосмическая съемка) и автоматизированную информационную систему (АИС).

С помощью этих наблюдений и методов выявляются следующие негативные процессы:

—состояние и изменение границ и площадей отдельных землевладений и землепользовании, угодий, полей, участков, в том числе фиксируются все участки в городах (что необходимо для налогообложения);

—изменение состояния почв (кислотность, деградация, загрязнение и т.

п.);

—изменение состояния геологической среды, рельефа (контроль за оползнями, оврагами, обвалами, карьерами и т. п.);

—изменение состояния лесов;

—изменение состояния растительного и животного мира;

—изменение состояния земель населенных пунктов, объектов нефтедобычи и газодобычи, очистных сооружений, мест захоронений токсичных отходов и радиоактивных материалов и др.

Так, например, с помощью спектрозональной съемки возможно фиксировать и наблюдать за загрязнением водного и воздушного бассейнов и почвы, обнаруживать очаги заболевшей растительности, следить за эрозией и другими явлениями, регистрируя не только статические величины, но и динамику их развития.

Особенно перспективна для изучения состояния окружающей среды лазерно-локационная съемка, позволяющая изучать аэрозольные загрязнения на расстояниях до нескольких десятков километров, а газовые компоненты загрязнений на расстояниях до нескольких сотен метров.

На основе обработки данных дистанционного зондирования с использованием космических средств наблюдения может быть составлена характеристика антропогенного поля города и определена граница его экологического влияния на прилегающие территории.

В результате осуществления мониторинга земель осуществляется сбор оперативной информации о негативных изменениях, происходящих с земельным фондом и его отдельными категориями, что является основой для ведения земельного кадастра.

Мониторинг земель является источником информации для ведения земельного кадастра.

Информация о состоянии земель, о загрязнении, захламлении земель несанкционированными свалками отходов, деградации земель может быть использована для расчета размеров ущерба.

Расчет размеров ущерба от негативных процессов на землях

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами (далее — загрязнение земель), включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли независимо от их местоположения и форм собственности.

(ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 августа 1992 года № 555 г. Москва).

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами, включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли независимо от их местоположения и форм собственности.

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами разработан в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и утвержден Минприроды России и Роскомземом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 555 "Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами" и от 17 августа 1992 г.

№ 594 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель".

Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляются в соответствии с нормативными и методическими документами.

Сумма ущерба от загрязнения земель взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, и граждан (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.

№ 555).

Иски по возмещению ущерба за загрязнение земель химическими веществами составляются и предъявляются виновным юридическим и физическим лицам органами системы Минприроды России и Роскомзема (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.

№ 555). При наличии нескольких виновных в загрязнении земель иски предъявляются в соответствии с долевым участием в причинении ущерба каждого виновного.

Выплаты по искам за загрязнение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафов и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законами "Об охране окружающей природной среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Земельным Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Средства по указанным искам направляются в государственные внебюджетные экологические фонды (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г.

№ 555, а также с Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденным Минприроды России 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 и Минфином России от 22 декабря 1992 г.

№ 9-5-12). При отказе виновных юридических и физических лиц от возмещения ущерба по искам необходимые средства взыскиваются в судебном порядке.

Средства, взыскиваемые с виновных юридических и физических лиц в возмещение ущерба, нанесенного ими в результате загрязнения земель химическими веществами, рекомендуется использовать для осуществления мероприятий по консервации загрязненных земель, выполнению специальных режимов их использования, восстановлению загрязненных земель, устранению дальнейшего их загрязнения, для возмещения убытков и вреда, причиненного в результате ухудшения качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также на проведение обследований по выявлению загрязненных земель и лабораторных анализов по определению степени их загрязнения.

Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основании материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов.

Ущерб от загрязнения определяется:

при произведенном загрязнении земель (выбросами и сбросами загрязняющих веществ) — на основе данных обследований земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов;

при нарушении технологий и регламентов применения пестицидов и других агрохимикатов, несоблюдении природоохранных требований при их хранении, транспортировке и проведении погрузочно-разгрузочных работ, загрязнении земель при авариях, залповых сбросах и выбросах — на основе данных обследований земель и лабораторных анализов;

при захламлении земель несанкционированными свалками отходов — на основе данных об объеме (массе) отходов и степени их опасности.

При расчете размеров ущерба от загрязнения земель стоимостные показатели определяются в соответствии с таблицами приложения и уточняются на основе данных государственной статистики о поквартальной индексации цен.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости на территории Российской Федерации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязняющими веществами на земли.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости могут быть увеличены решениями органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствующих территориальных органов:

в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции — не более чем в 2 раза;

в городах и населенных пунктах — не более чем в 1,5 раза.

123456Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1075 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *