Физическая культура в жизни человека


Роль физической культуры в жизни общества.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Существует даже мнение, что именно физическая культура является самым первым видом культуры личности и общества, представляя собой базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено общей культуры. Подтверждением справедливости такого мнения служат факты, свидетельствующие о том, что различные ее элементы имели место и играли важную роль на всех этапах зарождения и развития человечества, начиная с самых древних времен.

Имеющиеся в распоряжении ученых сведения позволяют заключить, что физическая культура возникла около 40 тысяч лет до нашей эры. Уже сам факт зарождения и последующего развития ее элементов в быту первобытных людей задолго до появления государственных форм физического воспитания (их появление относится к первому тысячелетию до н.э.), свидетельствует о насущной потребности, объективной необходимости физической культуры в жизни первобытного общества. Громадное значение она имеет и в жизни современных людей. Сейчас трудно представить цивилизованное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию подрастающих поколений, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурно-спортивные мероприятия и т.п.

В природе нет такого явления, суть которого можно понять, не разобравшись в причинах его возникновения. Поэтому для правильного понимания роли и значения физической культуры большое значение имеет рассмотрение вопроса о причинах ее зарождения в недрах первобытного общества Они тесно связаны с проблемами воспитания и заключаются в следующем.

Одним из главных условий успешного развития общества на любом из этапов его существования является процесс передачи накопленного опыта от поколения к поколению. В противном случае каждое новое поколение вынуждено было бы вновь и вновь изобретать лук и стрелы Однако такой опыт не может быть передан по наследству биологическим путем(так, как наследуются, например, признаки похожести от родителей к детям). Поэтому человечеству понадобились принципиально иные надбиологические механизмы социального наследования. Таким механизмом стало в о с п и т а и и е .

Уже на самых начальных стадиях существования людей появляются средства, способы и приемы, при помощи которых опыт предыдущих поколений по совершенствованию орудий труда, преодолению сил природы, подчинению их воле человека и т.п., передавался подрастающим поколениям. Эти средства, способы и формы и легли в основу возникновения организованных форм обучения и воспитания.

На ранних этапах развития человеческого общества такое воспитание было преимущественно ф и з и ч е с к и м. Главным его средством стало физическое упражнение. Возникновение и целенаправленное использование физических упражнений способствовало повышению эффективности трудовой и военной деятельности и, тем самым, явилось главным фактором выживания и развития первобытного человека. Их появление знаменует собой самый первый и самый знаменательный шаг в деле зарождения физической культуры в обществе первобытных людей.

В связи с этим обстоятельством вопрос о возникновении физических упражнений является ключевым в понимании роли и значения физической культуры в жизни человеческого общества. Неслучайно он всегда занимал внимание многих ученых: педагогов, социологов, политиков и др., приобретая серьезное философское значение. При этом многие ученые-философы и авторы международных трудов по истории физической культуры, придерживающиеся идеалистических позиций, пришли к выводам о том, что проблема происхождения физических упражнений может быть рассмотрена, исходя из трех гипотез : из теории игры, из теории излишней энергии и из теории магии . Одни из них считают главной причиной возникновения физических упражнений и движущей силой развития физической культуры данный человеку от природы инстинкт упражняемости, или стремление к игровой деятельности в детском возрасте. В их представлении физическое воспитание предстает как явление чисто биологическое, не вытекающее из общественных потребностей людей. Другие главной причиной возникновения упражнений (особенно спортивных) считают, якобы, присущее человеческой природе стремление к борьбе, соперничеству с другими людьми. Третьи связывают появление физических упражнений с религией, с традициями выполнения всевозможных двигательных действий во время совершения культовых и религиозных обрядов и т.п.

Однако правильно понять причины возникновения физических упражнений и место физического воспитания в жизни людей можно только с позиций диалектико-материалистических взглядов на природу и общество.

В соответствии с этими взглядами точкой отсчета возникновения физических упражнений, а с ними физической культуры в целом, является момент осознания первобытными людьми эффекта упражняемости. Именно в тот момент, когда первобытный человек впервые осознал, что предварительное выполнение трудовых двигательных действий (например, метание копья в наскальный рисунок животного) способствует повышению результативности процесса труда (самой охоты), и возникли физические упражнения. Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности действия. А как только эти действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они стали непосредственно влиять уже не на предмет труда, а на самого человека и, тем самым, превратились из трудовых действий в физические упражнения. Теперь двигательные действия оказались направленными не на производство материальных ценностей, а на совершенствование свойств организма самого человека (развитие силы, точности, ловкости, сноровки и т.п.), его человеческой природы. В этом и состоит главное отличие физических упражнений от трудовых, бытовых и любых других двигательных действий.

Таким образом, рассмотрение вопроса о возникновении физических упражнений, физической культуры, спорта с идеалистических позиций на основе, якобы, присущего человеку от природы стремления к игровой и соревновательной деятельности, к агрессивному соперничеству и т.п., является принципиально неверным.

Истинной причиной их возникновения и развития явились объективно существующие насущные потребности общества, связанные с необходимостью подготовки человека к более успешной трудовой и военной деятельности. Можно смело утверждать, что физические упражнения и физическое воспитание явились теми главными факторами, которые способствовали выживанию человечества на заре его развития.

Не меньшее значение физическое воспитание, физическая культура, спорт имеют в настоящее время. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

В процессе своего видового развития человек во многом стал именно человеком (Homo sapiens — человек разумный) благодаря тому, что не пошел, как другие животные, по пути только пассивной адаптации к условиям существования. На определенном этапе своего развития человек стал вначале активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Однако в настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. Дело в том, что, создавая за счет своего интеллекта оптимальную среду своего существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т.п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Имеются сведения о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13 % идут со знаком плюс , а остальные 87 % — со знаком минус. К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и другими следствиями научно-технической революции. Дело в том, что человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это обусловлено тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все свои силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым. Еще в прошлом ( Х1Х) столетии95 % всего валового продукта, производимого человечеством, добывалось за счет мускульной энергии и только 5 % — за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. В настоящее время эти цифры уже изменились на прямо противоположные. В результате природная потребность организма в движениях не удовлетворяется. Это приводит к повреждениям его функциональных систем, прежде всего сердечно-сосудистой, появлению и все болшему распространению неизвестных ранее заболеваний. Следовательно, все более совершенствуя комфортность среды своего существования, человек, образно говоря, роет себе все более глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества.

Положение еще более осложняется тем, что в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо. И здесь любые достижения научно-технического прогресса бессильны. Они скорее способны усугубить положение, чем улучшить его. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его.

На этом довольно мрачном фоне есть лишь одно обнадеживающее обстоятельство, способное предотвратить катастрофу. Этоинтенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.

На поразительную эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо. Это ему принадлежит удивительное по глубине и прозорливости высказывание о том, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней, эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно.

Изложенные представления являются, пожалуй, самым весомым и убедительным аргументом, свидетельствующим о той исключительной роли, которую играет физическая культура в жизни современного человека и общества

Предыдущая12345678910111213141516Следующая



В статье определена роль физического воспитания в развитии личности и становлении человека.

Физическая культура и спорт — это многоплановое общественное явление, выполняющее социальные, политические и экономические функции, а также неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.

А физическое воспитание — вытекающее из физической культуры и спорта понятие, которое означает такой вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных знаниях.

Возникновение физического воспитания связано еще с самым ранним периодом истории человечества, с первобытным обществом, когда люди добывали себе пищу, охотились и строили свое жилище, в ходе этого происходило совершенствование их физических способностей, а точнее силы, выносливости и быстроты.

Постепенно в ходе развития истории люди обращали внимание на тех, кто ведет активный образ жизни, кто вынослив и работоспособен. Именно это привело к осознанному пониманию упражняемости, что и стало основой физического воспитания.

Целью физического воспитания человека как педагогического процесса выступает обучение движениям, то есть двигательным действиям, и воспитание, то есть управление развитием, физических качеств человека.

Для воплощения в жизнь всех вышеуказанных целей необходимо решать комплекс специфических и общепедагогических задач. В процессе физического воспитания осуществляются также оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. [1]

Специфические задачи связаны непосредственно с оптимизацией физического развития человека и со специальными общеобразовательными задачами.

Оптимизация физического развития человека заключается:

  • во всестороннем развитии физических качеств, что имеет наибольшее значение в жизни человека;
  • в совершенствовании телосложения;
  • в укреплении здоровья и закаливании организма;
  • в коррекции недостатков телосложения, в том числе воспитании правильной осанки, пропорциональном развитии всех частей тела, сохранении оптимального веса и во многом другом;
  • во многолетнем сохранении высокого уровня общей работоспособности.

Специальные общеобразовательные задачи подразумевают формирование жизненно важных навыков и умений и приобретение базовых знаний научно-практического характера (техники физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, знания о сущности физической культуры и её значения для личности и общества, знания физкультурно-гигиенического характера, укрепление здоровья и поддержания его на долгие годы).

[2]

Общепедагогические задачи же связаны с формированием самой личности человека. А физическое воспитание должно полностью содействовать развитию нравственных качеств в сознании и поведении человека, развитию интеллекта и психомоторной функции.

В процессе физического воспитания решаются и задачи по формированию этических и эстетических качеств личности, ведь духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое. [3]

Воспитание физических качеств человека является существенной частью физического воспитания.

Овладевая различными физическими движениями, важными как для спорта, так и для жизни, занимающиеся приобретают знания, навыки и умения полноценно и рационально проявлять свои физические качества, параллельно с этим они также познают закономерности движения лично своего тела.

Управление развитием силы, выносливости, быстроты и других различных физических качеств касается комплекса естественных свойств организма.

Все имеющиеся физические качества у человека врожденные, они даны ему в виде природных задатков, которые необходимо совершенствовать и развивать.

[4]

Когда процесс естественного развития человека становится специально организованным, то есть приобретает педагогический характер, тогда уже речь идет не о развитии физических качеств, а об их воспитании. [5]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что физическое воспитание — это процесс определенных воспитательных и образовательных задач по развитию личности, которому свойственен педагогический характер.

Отличительная особенность физического воспитания в том, что оно обеспечивает системное формирование двигательных навыков, умений и знаний, направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в целом определяет его физическую дееспособность.

Арисова М.С

Чебоксарский филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья.

Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы физической культуры и спорта относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Забота о развитии физической культуры и спорта — важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Исторически физическая культура формировалась под влиянием потребностей общества в физической подготовке молодого поколения и взрослого населения к труду.

Вместе с тем, по мере эволюции систем воспитания и образования физическая культура становилась базовым видом культуры, которая формирует двигательные умения и навыки. Физическая культура должна сопровождать человека в течение всей его жизни.

XXI в. – время глобальных перемен во многих сферах общества. Научно-техническая революция вместе с прогрессом привнесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов, таких как физические перегрузки, связанные с изучением и овладением современной техникой, стрессы, нарушение обмена веществ, избыточный вес, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.

Влияние данных факторов на организм так велико, что внутренние защитные функции человека не справляются с ними. В качестве помощи могут выступать регулярные физические занятия. Систематические занятия физической культурой или спортом вызывают адаптацию (специфическое приспособление) организма к значительным физическим нагрузкам, что приводит к улучшению разнообразных функций организма

Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма.

У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения.

Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.

Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, последовательное развитие человеческого организма.

Человек должен быть крепким, ловким, выносливым в работе, здоровым, закаленным.

Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом. Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.

Целенаправленная физическая тренировка совершенствует систему кровообращения, стимулирует деятельность сердечной мышцы, усиливает кровоснабжение мышц, улучшает регуляцию их деятельности нервной системой.

В процессе занятий физической культурой и спортом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится крепче и начинает работать более экономно, нормализуется давление.

Все это способствует улучшению обмена веществ в тканях. Учеными установлено, что вслед за интенсивными физиологическими тратами идут восстановительные процессы.

При физической нагрузке могут избирательно улучшиться функции организма как двигательные (повышение выносливости, силы мышц, гибкости, координации движений), так и вегетативные (совершенствование работы дыхательной и других систем организма, улучшение обмена веществ).

Занятия физкультурой и спортом способствуют расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов.

Все это ведет к увеличению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальной работе сердечно-сосудистой системы, которая является важной составляющей организма человека. Также умеренная физическая нагрузка положительно влияет на почки: с них снимается нагрузка, что приводит к их лучшему функционированию.

Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия такими видами физических упражнений, как плавание, бег, бег на лыжах, езда на велосипеде. Регулярные занятия спортом помогают безопасно укрепить суставно-связочный аппарат. Продолжительная умеренная физическая нагрузка делает связочную и суставную ткани эластичнее, защищая ее от надрывов и растяжений в будущем. В процессе любой деятельности у человека наступают усталость и переутомление.

Однако выполнение даже кратковременных комплексов физических упражнений приводит к эффективному восстановлению как физической, так и умственной работоспособности, а также снятию нервно-эмоциональных перенапряжений.

Также необходимо отметить, что систематические физические нагрузки резко снижают заболеваемость населения, положительно влияют на психику человека — на его мышление, внимание, память, способствуют эффективному воспитанию личностных качеств, а именно настойчивости, воли, трудолюбия, коллективизма, общительности, формирует активную жизненную позицию.

Во время занятия физической культурой и спортом осуществляется нравственное развитие занимающихся. Это развитие нацелено на установление у человека социально ценных качеств, которые формируют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью.

Эта характеристика — важнейшая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, которые являются главными в обществе.

Таким образом, спорт и физическая культура являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, самореализации человека, его самовыражения и развития. Поэтому в последнее время место физкультуры и спорта в системе ценностей человека и современной культуры резко увеличилось.

Список источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ.

    – 1994. − №8. – Ст. 801.

  2. Андреева, Г. М.

    Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 127 c.

  3. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю. Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
  4. Скобелева, А. С. Физическая культура и ее влияние на решение социальных проблем/ А. С. Скобелева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
  5. Ширяева, Е. А. Физическая культура и спорт в современной России / Е.

    А. Ширяева // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 193-194;

Поделитесь с Вашими друзьями:

Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации.

Физкультура и спорт в нашей жизни — воспитание тяги к ним должно начинаться с самого детства, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение.

Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть всего 15 минут в любое удобное для вас время должна стать такой же привычкой, как утреннее умывание. Максимум: старайтесь все свое время проводить в движении. В свободное время играйте с детьми или с любимым животным в подвижные игры, во время передвижения в общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе делайте активный перерыв через каждые два часа.

Попробуйте активизироваться и вы сразу ощутите, что значат физкультура и спорт в нашей жизни.

Не секрет, что большинство из нас — обычные люди, и отнюдь не спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или иначе встречаются нам всем.

У нетренированного человека, даже если он молод и здоров, мало преимуществ перед спортивным даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице.

Если вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение сердцебиения, и в целом сильно утомит. А если вы привыкли ходить пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает значение физкультуры и спорта в нашей жизни.

Вот другой пример: вам внезапно и срочно понадобилось сделать отчет. Тренированный человек соберется, сосредоточит внимание и выполнит работу в самый короткий срок.

Человек же, привыкший проводить свое свободное время у телевизора, конечно, тоже выполнит работу. Но ему придется часто и надолго отвлекаться, чтобы прогнать сонливость и усталость. А возможно, ему даже придется воспользоваться некоторыми допингами в виде, например, кофе.

Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма.

А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце — это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.

В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как умственного, так и физического труда.

Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней.

Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела.

Заключение

В настоящее время в нашей стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни.

По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, всё их многообразие.

Спорт — это многогранная активная жизнедеятельность, которая вошла в жизнь человека как один из основных факторов их влияния.

Спорт — это и досуг, и зрелище и бизнес, и здоровье, и защита. Спорт и физическая культура стали частью жизни каждого человека, которая позволяет нам расслабиться, веселиться, отдыхать, укреплять собственное здоровье, зарабатывать деньги и защищать себя и близких.

Спорт прочно укрепился в нашей жизни, о пользе спорта уже задумывается каждый человек, развитие спорта становиться приоритетным заданием многих государств. Спорт стал той стремительной силой, которая развивает общественное восприятие мира в направлении здорового образа жизни.

Спорт и физическая культура, безусловно, должны развиваться и стать теми двигателями общественного прогресса, с помощью которых человек станет на естественный путь здоровья.

Литература

1. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Советский спорт, 1996.

2. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт.

№3. 2007.

3. Физическая культура: Учебник для студентов вузов. — М.: СпортАкадемПресс, 2003

4. Энциклопедия физической подготовки. — М.; ФиС, 2004. — 232 с.

Читайте также:

1. Введение ———————————————————————- 3

2.

Социальное значение физической культуры и спорта в современном обществе ————————————————————————- 4

3. Роль физкультуры и спорта в формировании личности ————5

4. Специфические ценности спорта ————————————— 7

5.

Значение спорта и физкультуры в нашей жизни —————— 10

6. Заключение —————————————————————— 13

7. Литература ——————————————————————- 14

Введение

Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности человека, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также совершенствования профессионально значимых качеств, двигательной сферы и других.

Таким образом, физическая культура и спорт являются важнейшим условием, а физическое воспитание — важнейшим средством всестороннего и гармоничного развития личности.

Во всём мире роль физической культуры и спорта люди видят по-разному. Одни очень прохладно относятся к физической культуре и спорту и некоторые даже считают его бесполезной тратой времени. Другие люди видят смысл спорта и их, к счастью, больше чем первых. Причём каждый из них может иметь разное отношение к физической культуре и спорту: кто-то предпочитает смотреть их по телевизору, кто-то предпочитает просто заниматься каким-либо видом спорта или общефизической подготовкой, ну а для кого-то спорт — это средство существования.

Среди последних могут быть действующие спортсмены, тренеры, врачи, директоры различных спортивных обществ, попечители спорта и др. И каждый из них вносит свой вклад в развитие спорта на нашей планете.

Хотелось бы отметить, что наиболее полезным для человека, да и для общества являются именно занятия физической культурой и спортом на любом уровне. Поэтому вопросы развития физической культуры и спорта в стране всегда будут актуальны.

Социальное значение спорта в современном мире

Согласно признанному определению, спорт является составной частью физической культуры, средством и методом физического воспитания, а также системой организации соревнований по физическим упражнениям.

Однако чёткая формулировка не раскрывает сущности этого сложного явления, возникновение и необходимость которого в человеческой жизни составляют тему дискуссий на протяжении многих веков.

Спорт пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества.

Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.

Социологические опросы населения, особенно молодёжи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире.

Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха.

Стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Одной из основных проблем социальной физической культуры и спорта является формирование ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни. Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.

Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности.

Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос, а гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?

По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа.

Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой многофункциональное общественное явление. Это связано с тем, что данная сфера деятельности касается воспитания человека — главного элемента производительных сил общества.

Физическое движение осуществляется под непосредственным воздействием общественных отношений, складывающихся между людьми, проникает не только в область культуры, но и другие важные стороны жизни: политику, экономику и др. Физической культуре и спорту как явлению общественной жизни свойственны как специфические, так и общекультурные, а также оздоровительные и воспитательные функции.

Роль физкультуры и спорта в формировании личности

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности.

Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Спорт — это школа воспитания мужества, характера, воли.

Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Особое значение имеет состояние здоровья.

Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать «двойную детерминацию». Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и снижению целого ряда заболеваний.

Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Основной целью и важным фактором вовлечения населения (особенно молодёжи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом является всестороннее и гармоничное развитие личности.

Физическая культура и спорт используется как средство охраны и укрепления здоровья человека от самого раннего детства до преклонного возраста. Использование средств физической культуры и спорта в процессе жизнедеятельности способствует профилактике самых различных заболеваний.

Особое значение в оздоровлении населения имеет поддержание здорового образа жизни.

Спорт представляет возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Оздоровительно-рекреативная функция спорта положительно влияет на функциональные возможности организма человека, особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо.

Большую роль отводится современному спорту и в работе с взрослым населением.

Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту.

Спорт является одной из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов.

Функция социальной интеграции и социализации личности в спорте является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщая к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.

е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общих интересов и деятельности по их удовлетворению. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.

Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «спорт для всех» и Олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности.

Читайте также:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *