Догосударственный период


Общая характеристика власти догосударственного периода

Рассмотрим общую характеристику власти догосударственного периода.

В целях более глубокого понимания государственных и правовых институтов изучим характеристику социальной власти и норм, которые присутствовали в первобытном обществе (т.е. в догосударственном периоде).

На начальном этапе развития человечества установился первобытнообщинный строй, который охватил значительный временной интервал от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств.

Первобытнообщинный строй является самым длительным этапом (более миллиона лет) в истории человечества. По мнению исследователей, древнейший человек и первобытное общество появились около 1 миллиона лет назад.

Любое общество – это целостная социальная система, которая характеризуется определенной урегулированностью и упорядоченностью общественных отношений. Следовательно, каждому обществу свойственна некая система управления (социальная власть) и регулирования поведения человека при помощи общих правил (социальных норм).

С появлением общества возникает потребность в управлении. Каждый член общества имеет собственные интересы, без согласования которых обществу сложно функционировать.

Для обеспечения нормального функционирования и прогрессивного развития социальных отношений необходимо объединить интересы отдельных членов общества с целью создания общего блага.

Однако подобное соединение интересов достигается лишь при наличии в общих правил поведения (норм) и власти, которая принимает и гарантирует реализацию данных норм.

Первобытнообщинный строй, который существовал в догосударственный период, характеризуется следующими особенностями:

– наличие лишь примитивных орудий труда;

– неспособность человека выжить в одиночку. Для обеспечения себя пищей, одеждой и жилищем человек был вынужден прибегать к помощи других представителей рода;

– отсутствие излишков продуктов и частной собственности;

– экономическое равенство и отсутствие разделения на богатых и бедных;

– политическое равенство, при котором все взрослые имели право участвовать в обсуждении и принятии решения по любому общему для рода вопросу.

Общественная (социальная) власть, которая существовала в догосударственный период, характеризуется следующими чертами:

– она основывалась на семейных отношениях, поскольку базисом для организации общества являлся род (родовая община). Род представлял собой объединение людей по признаку кровного родства, общности имущества и труда. Совокупность родов формировали более крупные объединения (племена и т.п.);

– власть была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии и функциях самоуправления (субъект и объект власти совпадали);

– она опиралась на авторитет, уважение, а также традиции рода;

– власть реализовывалась как обществом в целом (вече и т.п.), так и его представителями (старейшинами и т.п.).

К признакам государства, которые отличают его от общественной власти догосударственного периода, следует отнести: публичная власть, налоги, государственные займы, право, суверенитет, монополия на законное применение силы и т.д.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется.

В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 — 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 — 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке — в I тысячелетии н.э., в других частях земного шара — еще позднее (В.П.

Алексеев, А.И. Першиц).

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении.

Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом).

Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

  • наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем.

Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

  • экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами.

Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда. Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке.

Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса. Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен).

Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — "первобытнообщинный строй", а его социальная организация — родоплеменной.

Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.

Догосударственный период в истории России

Укрепление общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, быстро осваивать новые орудия и приемы труда, отражать агрессию соседей и самим нападать на них и т. д., однако возможности объединения племен зависели от уровня развития экономики;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е.

субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества. Эту общественную власть принято называть потестарной, это была еще не политическая власть.

Все это позволяет охарактеризовать общинную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм.

По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (от лат. potestas — власть), но ещё не политическая власть.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Социальная власть родовой организации имеет ряд особенностей, связанных с ее потестарным, общественным характером и неразделенностью уровней семьи, коллектива и общества.

Структуру органов власти родовой организации:

Общее собрание рода;

2. Совет старейшин (старейшина);

3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Читайте также:

Ключевые слова: общая, характеристика, власти, догосударственного, период

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества.

Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека.

7. Общая характеристика первобытного общества. Власть и соц.Нормы в догосударственный период.

В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется.

В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возникоколо 1 — 1,5 млн.

лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 — 6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже IV и III тысячелетий до н.э., в Америке — в I тысячелетии н.э., в других частях земного шара — еще позднее (В.П.

Алексеев, А.И. Першиц).

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении.

Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо.

Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом).

Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли.

Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, разделения на бедных и богатых; экономически все были равны;

экономическоеравенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами.

Эта власть:

1) базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда.

Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового процесса.

Роды образовывали более крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен).

Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться — «первобытнообщинный строй», а его социальная организация — родоплеменной. Следовательно, социальная власть распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е.

субъект и объект власти здесь совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя:

  • публичная власть;
  • система налогов и займов;
  • территориальное деление населения;
  • право;
  • суверенитет;
  • монополия на легальное применение силы и др.

    читать далее …

Ранний период человечества характеризовался неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природы- Это был период присвоения преимущественно готовы:

продуктов природы (период собирательства): сбор плодов, кореньев, орехов и т. д., примитивная охота, рыболовство. Про шли тысячелетия, прежде чем человек научился пользоваться огнем, делать примитивные орудия из дерева, кости, а затем каменные орудия, вначале не отшлифованные, а потом и от шлифованные, изобрел лук, а много позднее произвел и железные орудия.

Примитивный способ производства, полная зависимость человека от природы вынуждали людей жить и добывать пицг сообща.

Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности на земледельческие охотничьи и прочие угодья, жилища, лодки, добытую пищу т. д. Она была не результатом обобществления, а следствием слабости отдельной личности.

Коллективному труду и форме собственности соответствовали и уравнительные отношения в сфере распределения материальных благ.

Такому экономическому базису соответствовали и оп­ределенные формы организации человеческого общества.

В ранний период люди группами, стадами, ордами бродили по обширным лесным и лесостепным территориям в поисках пропитания.

По мере совершенствования способа добывания средств к существованию, что было связано с изобретением новых орудий: топора, ножа, копья с наконечником (камен­ным, костяным, а затем и железным) и т. д., совершенствова­ния охоты и рыболовства (лодки, сети, железные крючки и т.д.) появляются более устойчивые объединения людей— родовая община (род), складывается новая общественно-эко­номическая формация— первобытнообщинный строй.

Род — это группа лиц, которые находятся в действитель­ном или предполагаемым родстве друг с другом.

Это был лич­ный, а не территориальный союз. Род был первичной хозяй­ственно-производственной единицей. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хо­зяйство. Первоначально роды были материнскими (матриар­хат), что было обусловлено не только тем, что ведущую роль до появления скотоводства и плужного земледелия в хозяй­ственной деятельности играла женщина, занимаясь мотыж­ным земледелием, гончарным производством, ведением до­машнего хозяйства, но и тем, что потомство можно было оп­ределить только по женской линии.

Не случайно первыми появились нс боги, а богини.

Материнский род сменился отцовским (патриархат), род­ство определялось уже по мужской линии. Это было связано с повышением роли мужчины, который занимался скотовод­ством и земледелием, с использованием животной тягловой силы, ремеслом.

Такому способу жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы.

Эту власть можно охарактеризовать как первобытную демократию (народовластие).

Первобытная демократия строилась на началах самоуп­равления. Здесь не было особого разряда лиц, которые не занимались бы трудом, а только бы осуществляли власть, уп­равление. Высшим органом власти было родовое собрание всех взрослых членов рода — мужчин и женщин- Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании.

Догосударственный период

Оно же изби­рало старейшину рода и в необходимых случаях военачальни­ка и других лиц, которые могли быть смещены в любое время, Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окруженный членами племени, и они могли вы­сказать свое мнение.

Власть покоилась на традициях.

Подчинение носило ес­тественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода. Старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет, опыт, мудрость, воин­скую доблесть.

Короче говоря, власть опиралась на силу ав­торитета его носителя, а не на авторитет силы.

Власть носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

В качестве норм, регулирующих отношения людей, их по­вседневное поведение, выступали обычаи, как правила пове­дения, сложившиеся в силу многократного, длительного со­блюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией.

Обычаи поддерживались авторитетом старших.

С по­мощью обычаев регулировались производство и обмен, брач­ные и семейные отношения, решения общественных проб­лем, отношения с другими родами и племенами, закреп­лялись равенство, общая собственность на землю и орудия труда и произведенный продукт. Обычаи регулировали поря­док распределения общего продукта. Важное значение имели табу (запреты). С помощью табу защищались все отношения в роде. Табу в своей основе были рациональны, т. е. с их по­мощью достигались какие-то вполне реальные, разумные це­ли, но, постепенно отрываясь от реальности, табу обрели мистический характер.

Нарушение табу повергало первобыт­ного человека в ужас, толкало на самоубийство, вело к бо­лезням.

В заключение отметим, что правила поведения в перво­бытном обществе носили характер мононорм («моно» — один), они одновременно выступали и как обычаи, и как религиозные, и как моральные нормы.

Расчленения на различ­ные виды социальных норм первобытное общество не знало. как не знало и различия между правами и обязанностями.

Читайте также:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *