Для спартанского варианта рабовладения характерно

Рабовладельческое государство в Спарте

Спартанское государство возникло в веке до н.э. в результате завоевания дорийцами территории Лаконики, на которой уже проживали ахейские племена.

После ожесточенной борьбы оба племени заключили союз и образовали общину. Образование Спарты связывают с именем древнегреческого политического деятеля и законодателя Ликурга, которому традиция приписывала установление основ спартанской конституции.

Биографические данные о нем разноречивы и носят легендарный характер. Он принадлежал по рождению к одному из двух правящих домов Спарты.

Ликург задумал свои реформы, чтобы прекратить постоянно возникавшие у спартанцев раздоры. Заранее получив одобрение своих начинаний от пользовавшегося всегреческим почитанием оракула в Дельфах, он с помощью группы вооруженных единомышленников провел демонстрацию устрашения и фактически совершил государственный переворот.

Получив в руки всю полноту власти, Ликург радикально изменил прежние порядки. Вплоть до начала 4 в. до н. э. Спарта отличалась завидной внутренней стабильностью, при которой она могла постоянно претендовать на ведущее положение в эллинском мире.

Общественный строй

Для общественного строя Спарты характерно сохранение пережитков первобытнообщинного строя и военная организация общества. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной.

Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Периэки были лично свободны, но не имели политических прав, хотя могли приобретать собственность и совершать сделки, несли воинскую повинность. По своему положению они были близки к афинским метекам. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами – гармостами.

Земля в Спарте была поделена на десять тысяч равных участков по числу равноправных граждан.

Без участка не было гражданства. Обрабатывали землю илоты – представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, однако у них было свое хозяйство и орудия производства.

От урожая, полученного с земли, около половины они платили господину в виде оброка. Илоты также несли военную службу.

Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище.

Особенности общественного строя.

Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными коллективными трапезами, на которые каждый отчислял одинаковую сумму своего дохода. А в семейных отношениях не только поощрялись внебрачные связи, но запрещалось проявлять ревность, собственнические чувства по отношению к женщине.

Государственный строй

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть.

Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.

К ведению Народного собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода.

Собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались.

Все решения собрания находились под контролем совета старейшин – герусии.

Во главе государства стояли два царя — архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть.

Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая выносила свои решения большинством голосов. эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц.

Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.

Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.

Герусия состояла из 28 членов – геронтов, избиравшихся в Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям.

Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей.

Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни общества.

Но победа в Пелопоннесской войне привела к развитию товарно-денежных отношений. Имущественная дифференциация обусловила рост социальных противоречий, ослабивших государство. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, оказалась под властью Рима



  • Рабы в Спарте назывались илотами.
    Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
    Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
    Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
    Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.

    Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
    Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
    Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

    Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
    Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
    Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
    Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

  • рабам не разрешалось покидать свои поселения
  • Рабы в Спарте назывались илотами.
    Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.

    Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
    Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .

    Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.

    Рабовладельческое государство в Спарте

    Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
    Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.

    Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

    Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.

    Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
    Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
    Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.
    Нравится Пожаловаться

  • Рабы в Спарте назывались илотами.
    Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
    Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.

    Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
    Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.
    Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.

    Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
    Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

    Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
    Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
    Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.

    Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

  • Рабы в Спарте назывались илотами.
    Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
    Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
    Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .

    Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.
    Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.

    Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
    Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

    Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.
    Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
    Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.

    Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

  • Рабы в Спарте назывались илотами.
    Это было местное, порабощенное спартиатами, население области под названием Мессения.
    Илоты находились не в собственности отдельных рабовладельцев, а в собственности государства.
    Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных) .
    Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства.

    Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая.
    Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян.
    Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

    Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов.

    Спарта как тип греческого полиса

    Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными.
    Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами.
    Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

    Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *