Что изучает физиология

Физиология (греч. physis — природа) — это наука, изучающая функции организма человека, его органов и систем, а также механизмы регуляции этих функций.

Вместе с анатомией физиология является основным разделом биологии.

Современная физиология представляет собой сложный комплекс общих и специальных научных дисциплин, таких как:

  • общая физиология,
  • физиология человека нормальная и патологическая,
  • возрастная физиология,
  • физиология животных,
  • психофизиология и др.

Физиология изучает процессы жизнедеятельности, протекающие в организме на всех его структурных уровнях:

  • клеточном,
  • тканевом,
  • органном,
  • системном,
  • аппаратном,
  • организменном.

Она тесно связана с дисциплинами морфологического профиля: анатомией, цитологией, гистологией, эмбриологией, так как структура и функция взаимно обусловливают друг друга. Физиология широко использует данные биохимии и биофизики для изучения функциональных изменений, происходящих в организме, и механизма их регуляции. Физиология также опирается на общую биологию и эволюционное учение, как основы для понимания общих закономерностей.

Для специалистов-психологов изучение физиологии имеет важное теоретическое и практическое значение. Работа их не может быть полноценной, если они не будут хорошо знать функциональные особенности нервной системы и закономерности высшей нервной деятельности человека.

Физиология как наука неразрывно связана с другими дисциплинами. Она базируется на знаниях физики, биофизики и биомеханики, химии и биохимии, обшей биологии, генетики, гистологии, кибернетики, анатомии. В свою очередь, физиология является основой медицины, психологии, педагогики, социологии, теории и методики физического воспитания. В процессе развития физиологической науки из общей физиологии выделились различные ее частные разделы: физиология труда, физиология спорта, авиакосмическая физиология, физиология подводного труда, возрастная физиология, психофизиология и др.

Общая физиология представляет собой теоретическую основу физиологии спорта. Она описывает основные закономерности деятельности организма людей разного возраста и пола, различные функциональные состояния, механизмы работы отдельных органов и систем организма и их взаимодействия.

Ее практическое значение состоит научном обосновании возрастных этапов развития организма человека, индивидуальных особенностях отдельных людей, механизмов проявления их физических и умственных способностей, особенностей контроля и возможностей управления функциональным состоянием организма. Физиология вскрывает последствия вредных привычек у человека, обосновывает пути профилактики функциональных нарушений и сохранение здоровья.

Социальные кнопки для Joomla

Образование

Что изучает наука физиология? Физиология человека и микроорганизмов

18 сентября 2015

Физиология — это наука о том, как функционируют органы и системы живых организмов.

Что изучает наука физиология? Больше, чем любая другая биологическая наука, она изучает биологические процессы на элементарном уровне для того, чтобы объяснить, как работает каждый отдельный орган и весь организм в целом.

Понятие «физиология»

Как сказал один знаменитый физиолог Эрнест Старлинг, физиология сегодня — это медицина завтрашнего дня.

Физиология человека — это наука о механических, физических и биохимических функциях человека. Это наука, которая служит основой для современной медицины. Как дисциплина, она имеет отношение к таким областям, как медицина и здравоохранение, и создает основу для понимания того, как человеческий организм адаптируется к стрессам, болезням и физической активности.

Современные исследования в области физиологии человека способствуют появлению новых способов обеспечения и повышения качества жизни, развитию новых медицинских методов лечения.

Основным принципом, который является основой для изучения физиологии человека, является поддержание гомеостаза посредством функционирования сложных систем управления, охватывающих все уровни иерархии человеческой структуры и функций (клеток, тканей, органов и систем органов).

Видео по теме

Физиология человека

Физиология человека как наука занимается изучением механических, физических и биохимических функций человека в добром здравии, его органы и клетки, из которых они состоят.

Основной уровень внимания физиологии — это функциональный уровень всех органов и систем. В конечном счете наука дает представление о комплексных функциях организма в целом.

Анатомия и физиология являются тесно связанными между собой областями исследования, анатомия изучает формы, а физиология — функции. Что изучает наука физиология человека? Эта биологическая дисциплина занимается изучением того, как тело функционирует в нормальном состоянии, а также исследует возможные дисфункции организма и различные заболевания.

Что изучает наука физиология?

Физиология дает ответы на вопросы о том, как работает тело, что происходит, когда человек рождается и развивается, о том, как системы организма адаптируются в условиях стрессов, таких как физические упражнения или экстремальные условия окружающей среды, и о том, как изменяются функции организма при болезненных состояниях.

Физиология затрагивает функции на всех уровнях, от нервов — к мышцам, от головного мозга — к гормонам, от молекул и клеток — до органов и систем.

Системы человеческого тела

Физиология человека как наука изучает функции органов человеческого тела. Телосложение включает в себя нескольких систем, которые работают вместе для нормального функционирования всего организма.

Некоторые системы взаимосвязаны между собой, и один или несколько элементов одной системы могут быть частью или служить другой.

Выделяют 10 основных систем организма:

1) Сердечно-сосудистая система отвечает за перекачивание крови через вены и артерии. Кровь должна поступать в организм, постоянно вырабатывая топливо и газ для органов, кожи и мышц.

2) Желудочно-кишечный тракт отвечает за обработку пищи, ее переваривание и преобразование ее в энергию для организма.

3) Репродуктивная система отвечает за воспроизводство.

4) Эндокринная система состоит из всех ключевых желез, отвечающих за выработку секреций.

5) Покровная система — это так называемый «контейнер» для тела, для защиты внутренних органов.

Ее главный орган, кожа, покрыт большим количеством датчиков, которые передают внешние сенсорные сигналы в головной мозг.

6) Опорно-двигательная система: скелет и мышцы ответственны за общую структуру и форму человеческого тела.

7) Дыхательная система представлена носом, трахеями и легкими и отвечает за дыхание.

8) Мочевыделительная система помогает организму избавиться от нежелательных отходов.

9) Нервная система: сеть нервов соединяет мозг с остальным телом.

Эта система отвечает за чувства человека: зрение, обоняние, вкус, осязание и слух.

10) Иммунная система защищает или пытается защитить тело от болезни и недуга. Если в организм проникают инородные тела, то система начинает вырабатывать антитела для защиты организма и уничтожения нежелательных гостей.

Кому и для чего нужно знать физиологию человека?

То, что изучает наука физиология человека, может быть увлекательной темой для врачей и хирургов.

Кроме медицины, затрагиваются также другие области знаний. Данные физиологии человека имеют важное значение для спортивных специалистов, таких как тренер и физиотерапевт.

Кроме того, в рамках мировой практики медицины применяются различные виды терапии, например, массаж, где также важно знать, как устроено тело, чтобы проводимое лечение было максимально эффективно и приносило только пользу, а не вред.

Роль микроорганизмов

Микроорганизмы играют ключевую роль в природе.

Они делают возможным переработку материалов и энергии, они могут быть использованы как клеточные «фабрики» по производству антибиотиков, ферментов и пищевых продуктов, они также могут вызвать инфекционные заболевания у человека (например, заражение пищевым способом), животных и растений. Их существование напрямую зависит от способности к адаптации в переменчивой окружающей среде, наличия питательных веществ и света, важную роль играет также рН-фактор, такие категории, как давление, температура и многие другие.

Физиология микроорганизмов

Основу жизнедеятельности микроорганизмов и всех остальных живых существ составляет обмен веществ с окружающей средой (метаболизм).

При изучении такой дисциплины, как физиология микроорганизмов, важную роль играет метаболизм. Это процесс построения химических соединений в клетке и их разрушения в процессе деятельности для получения необходимой энергии и строительных элементов.

Метаболизм включает в себя анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция).

Физиология микроорганизмов изучает процессы роста, развития, питания, способы получения энергии для осуществления этих процессов, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Комментарии

Похожие материалы

Новости и общество
Эстетика — что это?

Наука о прекрасном. Этика и эстетика

Современное мировоззрение не может существовать без таких понятий, как этика и эстетика. Однако для понимания различий между данными терминами стоит в целом разобраться во многих нюансах.

В частности, с определением с…

Образование
Паралингвистика — это… Что изучает наука?

Эта статья позволит читателю определить значение термина «паралингвистика», детально разобрать ее значение в жизни человека, изучить особенности и функции данной науки и ознакомиться с краткой историей.Что пре…

Образование
Френология — это что такое? Что изучает наука френология?

Современная наука является следствием бурного развития научной мысли в восемнадцатом-девятнадцатом веке. В то время научный подход ко многим событиям только начинал формироваться, и ученые создавали массу направлений,…

Образование
Что изучает экономическая география, физическая география и региональная экономика?

Что изучает социально-экономическая география России и мира?

Итак, что изучает экономическая география мира и России? Каков предмет исследования ландшафтоведения? Что изучает экономическая география и региональная экономика?Истоки наукиКогда возникла география?

Образование
Кто такой биолог? Что изучает наука биология?

Биологом именует себя преподаватель этой дисциплины в учебном заведении, специалист в области генетических исследований, сотрудник ботанического сада или зоопарка. Так все-таки, кто такой биолог? Что это за профессия?…

Образование
Что изучает наука иппология?

Слово о лошадях

Чем дальше человечество отходит от природы, тем меньше рядовой обыватель знает и помнит о ней. К примеру, о том, что изучает наука иппология, скажет далеко не каждый.

А многие даже не знают, что таковая существует. Бо…

Образование
Что такое этология животных? Что изучает наука этология?

Что такое этология? Это наука, изучающая поведение животных. В целях исследования определенного вида необходимо наблюдать за ним в естественной обстановке.

Однако чтобы изучить принципы, лежащие в основе наблюдаемого …

Образование
Что такое зоология? Что изучает наука зоология?

Современный органический мир со всей его многообразной биомассой можно разделить на пять царств живой природы:животные;растения;грибы;бактерии;вирусы.Изучен…

Образование
Что такое эмбриология? Что изучает наука эмбриология?

Наука биология включает в себя целый рад различных разделов, потому что сложно одной дисциплиной объять все то многообразие живого и изучить всю ту обширную биомассу, что предоставляет нам наша планета.Каждая н…

Образование
Что изучает и как называется наука о Земле и человеке?

Первое, что приходит на ум, когда речь заходит про науку о Земле – это география.

Действительно, она является древнейшей наукой, изучающей нашу планету в широком смысле этого слова, включая жизнь ее главно…

Поиск Лекций

Уровни организации живой материи

Разделы биологии.

1. Анатомия — изучает внутреннее строение живых организмов

2. Физиология — изучает процессы жизнедеятельности организмов

3. Гистология — раздел биологии, изучающий строение, жизнедеятельность и развитие тканейживых организмов

Морфология– наука о строение и форме организмов, особенности внешнего строения

5. Микробиология— предметом изучения являются микроорганизмы (в основном вирусы, бактерии, грибы, водоросли, простейшие) и их биологические признаки и взаимоотношения с другими организмами.

Микология — наука о грибах

7. Бриология– наука о мхах

8. Этология — наука о поведении животных

9. Ихтиология — наука о рыбах

10. Оринтология — наука о птицах

11. Зоология — наука о животных

12. Экология –наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды

Цитология — наука о клетках

14. Эволюционное учение — наука, изучающая закономерности исторического развития органического мира

15. Систематика— наука, изучающая родственные связи организмов

Палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившиеся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности (останки вымерших организмов)

Биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами

18. Биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах

Биотехнология – изучает возможности использования микроорганизмов в качестве сырья

20. Гигиена — раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры, направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.

Генетика– наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

22. Психология— наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

Проверь себя

Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?

1) анатомия

2) эволюционное учение

3) генетика

4) экология

Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

1) эволюционного учения

2) клеточной теории

3) рефлекторной теории

4) генной теории

Систематика — это наука, изучающая

1) функции организмов в природе

2) родственные связи организмов

3) образ жизни организмов

4) внешнее строение организмов

Какая наука изучает процесс фотосинтеза?

1) генетика

2) физиология

3) экология

4) систематика

Закономерности передачи наследственных признаков изучает

1) генетика

2) антропология

3) экология

4) молекулярная биология

Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

1) палеонтология

2) генетика

3) эмбриология

4) систематика

Какой термин в переводе с греческого означает «знание о душе»?

1) анатомия

2) физиология

3) гигиена

4) психология

Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?

1) анатомия

2) антропология

3) ветеринария

4) гигиена

При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области

1) медицины

2) эволюционного учения

3) агротехники

4) молекулярной биологии

Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «физиология»?

1) стро­е­ние кле­ток насекомых

2) си­сте­ма­ти­ку по­кры­то­се­мен­ных растений

3) про­цес­сы внут­ри­кле­точ­но­го ды­ха­ния рыб

4) стро­е­ние зад­них ко­неч­но­стей лягушек

Что из пе­ре­чис­лен­но­го изу­ча­ет наука «цитология»?

1) си­сте­ма­ти­ку хор­до­вых животных

2) стро­е­ние кле­ток растений

3) хи­ми­че­ские ре­ак­ции дыхания

4) мор­фо­ло­гию пе­ред­них ко­неч­но­стей животных

Закономерности пе­ре­да­чи на­след­ствен­ных при­зна­ков изучает

1) генетика

2) систематика

3) антропология

4) биохимия

Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

1) палеонтология

2) этимология

3) физиология

4) генетика

Какая из пе­ре­чис­лен­ных наук не от­но­сит­ся к биологическим?

1) антропология

2) зоология

3) криптология

4) ботаника

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние кле­ток пе­че­ни человека?

1) ге­не­ти­ка

2) эм­брио­ло­гия

3) цитология

4) физиология

Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние за­ро­ды­ша человека?

1) ци­то­ло­гия

2) ге­не­ти­ка

3) физиология

4) эмбриологи

На ри­сун­ке изображён фраг­мент эн­це­фа­ло­грам­мы человека.

Рас­шиф­ро­вать её поз­во­лят зна­ния в области

1) анатомии

2) физиологии

3) генетики

4) гигиены

Какая наука изу­ча­ет стро­е­ние и рас­про­стра­не­ние древ­них папоротниковидных?

1) се­лек­ция

2) эко­ло­гия

3) физиология

4) палеонтология

Какая наука изу­ча­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния живых ор­га­низ­мов и среды их обитания?

1) фе­но­ло­гия

2) фи­зио­ло­гия

3) систематика

4) экология

Уровни организации живой материи

Молекулярный –представлен молекулами.

Любая живая система проявляется на уровне функционирования сложных органических соединений, которые отличаются крупными молекулами (биополимеры).

Клеточный –представлен клетками. Клетка является структурной и функциональной единицей, а также единицей развития живых организмов.

Организменный –многоклеточный организм представляет собой целостную систему органов для выполнения различных функций, одноклеточный организм — это целостная живая система, способная к самостоятельному существованию.

Популяционно – видовой – совокупность организмов одного и тоже вида, объединенных общим местом обитания.

Именно здесь протекают простейшие эволюционные преобразования.

Экосистемный (биогеоценотический) – совокупность организмов разных видов и факторов среды их обитания, объеденных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс.

Биосферный – система высшего порядка.

На этом уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на нашей планете.

Проверь себя.

Какой уровень организации жизни отражён на данной фотографии?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) биогеоценотический

4) популяционно-видовой

Какой уровень организации жизни отражён на данном рисунке?

1) молекулярно-генетический

2) органоидно-клеточный

3) организменный

4) биогеоценотический

Какой уровень организации жизни отражён на гравюре И.

Шишкина «Ручей в лесу»?

1) биогеоценотический

2) популяционно-видовой

3) биосферный

4) органоидно-клеточный

Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) биогеоценотический

2) популяционно-видовой

3) клеточный

4) биосферный

Методы биологии

Научный метод –совокупность приемов и операций, используемых при построение системы научных знаний.

Наблюдение —преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.

Метод на­блю­де­ния лежит в ос­но­ве описательного метода.

Описательный метод –описание объектов и явлений. Он заключается в сборе фактического материала и описании его.

Сравнение –сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходств и различия.

Исторический метод –сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами.

Эксперимент –целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления.

Активное воздействие на объект изучения.

Моделирование –использование абстрактных моделей, схем, описаний, заменяющих реальные объекты и процессы.

Генеалогический метод — заключается в анализе родословных и позволяет определить тип наследования (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) признака.

На основе полученных сведений прогнозируют вероятность проявления изучаемого признака в потомстве.

Па­ле­он­то­ло­ги­че­ские ме­то­ды — вы­яв­ле­ние ис­ко­па­е­мых про­ме­жу­точ­ных форм, вос­ста­нов­ле­ние фи­ло­ге­не­ти­че­ских рядов и об­на­ру­же­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­ко­па­е­мых форм.

Один из ос­нов­ных методов, ко­то­рый ис­поль­зу­ют в цитологии, — это метод све­то­вой мик­ро­ско­пии — рас­смат­ри­ва­ние под микроскопом.

Научное познание:

Проводиться наблюдение над объектом или явлением —— на основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение) —-проводиться научный эксперимент —— проверяемая в ходе гипотеза может быть названа теорией ли законом.

Теория — учение, си­сте­ма идей или принципов.

Яв­ля­ет­ся совокупностью обоб­щен­ных положений, об­ра­зу­ю­щих науку или ее раздел.

Наблюдаемый факт — это опи­са­ние того, что можно на­блю­дать при не­ко­то­рых условиях.

Усло­вия проведения на­блю­де­ния — опи­са­ние того, при каких усло­ви­ях можно на­блю­дать описанное в пер­вой части утверждения.

Проверь себя.

Какое био­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние может про­ве­сти женщина, изображённая на кар­ти­не Анри Ма­тис­са «Женщина перед аквариумом»?

1) определить фи­зи­че­ские свой­ства воды в аквариуме

2) сравнить со­став воды в ак­ва­ри­уме с водой в реке

3) определить ви­до­вой со­став оби­та­те­лей аквариума

4) описать форму аквариума

Факт существования сезонной линьки у животных был установлен

1) методом микрокопирования

2) методом наблюдения

3) экспериментальным методом

4) гибридологическим методом

Точно установить степень влияния удобрений на рост растений можно методом

1) эксперимента

2) наблюдения

3) моделирования

4) анализа

Каким методом воспользовался И.

П. Павлов чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?

1) описание

2) наблюдение

3) эксперимент

4) моделирование

Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников.

С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом

1) измерения

2) описания

3) сравнения

4) эксперимента

Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) сравнение двух микропрепаратов

2) измерение кровяного давления у пациента

3) формирование условного рефлекса на звонок

4) описание нового вида организмов

Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи.

Каким методом исследования он воспользуется?

1) экспериментальным

2) генеалогическим

3) наблюдения

4) гибридологическим

Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

1) абстрагирования

2) сравнения

3) моделирования

4) экспериментальным

Создание схем, чертежей, объектов, похожих на натуральные, относят к группе методов

1) моделирования

2) измерения

3) наблюдения

4) экспериментальных

Применение ка­ко­го на­уч­но­го ме­то­да ил­лю­стри­ру­ет сюжет кар­ти­ны гол­ланд­ско­го ху­дож­ни­ка Я.

Стена «Пульс», на­пи­сан­ной в се­ре­ди­не XVII в.?

1) моделирование

2) измерение

3) эксперимент

4) абстрагирование

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью па­ле­он­то­ло­ги­че­ских методов?

1) половое по­ве­де­ние земноводных

2) эволюцию млекопитающих

3) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

4) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

Что из приведённого можно изу­чать с по­мо­щью наблюдения?

1) зависимость ско­ро­сти ре­ак­ции от температуры

2) тонкую струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клетки

3) половое по­ве­де­ние земноводных

4) эволюцию млекопитающих

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния по­ве­де­ния пчёл?

1) микроскопия

2) гибридизация

3) вскрытие

4) наблюдение

Какой метод Вы бы ис­поль­зо­ва­ли для изу­че­ния стро­е­ния клет­ки растений?

1) гибридизация

2) вскрытие

3) микроскопия

4) эксперимент

Каким ме­то­дом вос­поль­зо­вал­ся И.П.

Павлов, чтобы уста­но­вить ре­флек­тор­ную при­ро­ду вы­де­ле­ния же­лу­доч­но­го сока?

1) наблюдение

2) моделирование

3) эксперимент

4) описание

Какой метод ис­сле­до­ва­ния при­ме­ня­ет девушка, изображённая на картинке?

1) экс­пе­ри­мент

2) на­блю­де­ние

3) сравнение

4) анализ

Каким ме­то­дом вос­поль­зу­ет­ся учёный-зоолог при уста­нов­ле­нии род­ства между озёрной ля­гуш­кой (1) и зелёной жабой (2)?

1) аб­стра­ги­ро­ва­ния

2) экс­пе­ри­мен­таль­ным

3) моделирования

4) сравнения

Система наи­бо­лее общих зна­ний в определённой об­ла­сти науки — это

1) факт

2) эксперимент

3) теория

4) гипотеза

Сформулировать гипотезу — значит

1) собрать имеющиеся факты

2) выдвинуть предположение

3) подтвердить объективность полученных данных

4) провести эксперимент

Специальность учёного, занимающегося лечением домашних животных, называется

1) агроном

2) зоотехник

3) селекционер

4) ветеринар

Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется

1) цитолог

2) эмбриолог

3) анатом

4) селекционер

Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?

1) динамометр

2) спирометр

3) фонендоскоп

4) глюкометр

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам.

Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

ФИЗИОЛОГИЯ — наука о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов.

В ходе своего развития физиология прошла несколько этапов:

эмпирический, анатомо-функциональный, функциональный.

На каждом этапе в изучении физиологического процесса или явления имело место два направления (подхода) — аналитическое и системное.

Аналитическое направление характеризуется изучением конкретного процесса, протекающего в каком-либо живом объекте (органе, ткани или клетке) как самостоятельного, т.

е. вне связи его с другими процессами в изучаемом объекте. Такое направление дает всестороннее представление о механизмах данного процесса.

Системное направление ставит своей целью изучение конкретного процесса во взаимосвязи его с другими, протекающими на уровне организма как единого целого.

Для физиологии как науки, необходимы оба зги направления. На разных этапах развития физиологии соотношение этих направлений изменялось: на ранних этапах развития физиологии преобладало аналитическое направление, на более поздних — системное.

Для современного этапа характерно дальнейшее углубление аналитического подхода (изучение процессов на клеточном, субклеточном и молекулярном уровнях). Вместе с тем, стало обычным соотнесение этих процессов с процессами целого организма. Открытие системных закономерностей в деятельности живых организмов показало, что для выполнения определенных функций происходит избирательное объединение его отдельных органов и их систем, обеспечивающее достижение полезного приспособи-тельного результата.

Такие объединения были названы П. К. Анохиным функциональными системами.

Функциональной системой называют совокупность центральных и периферических образований организма, деятельность которых направлена на достижение полезного приспособительного результата.

Эта совокупность периферических и центральных структур, их процессов и механизмов, которые функционируют как единое целое, складывается динамически, функциональное объединение различных органов и их систем (т. е. интеграция функций) осуществляется за счет их способности к взаимодействию.

Это взаимодействие обусловлено наличием в организме связей — корреляции. Различают четыре вида корреляций.

1. Физическая корреляция — реализуется через механические, электрические, оптические, звуковые, электромагнитные, тепловые и другие процессы (например, сокращение мышцы, прикрепленной к кости, или заполнение кровью полостей сердца, приводящее к растяжению их стенок и т.

д.).

2. Гуморальная корреляция осуществляется через жидкие среды организма с помощью различных биологически активных веществ. Особенности этого вида корреляции:

— имеет место также во всех организмах;

— имеет диффузный (генерализованный) характер, т.

е. через жидкие среды вещество может достигать всех органов и тканей;

— относительная автономность;

— относительная специфичность вследствие избирательной чувствительности клеток-мишеней к биологически активным веществам, в том числе гормонам и лекарственным препаратам;

— медленное развитие ее действия;

— инертность.

3. Нервная корреляция осуществляется посредством нервной системы, имеет следующие особенности:

— большую скорость развития действия;

— точность связи;

— высокая специфичность — в реакции участвует строго определенное количество компонентов, необходимых в данный момент.

Нервно-гуморальная корреляция. В процессе эволюции произошло объединение нервного и гуморального видов корреляций в нервно-гуморальную форму, когда экстренное вовлечение в процесс действия органов путем нервной корреляции дополняется и пролонгируется гуморальными факторами.

Нервная и гуморальная корреляции играют ведущую роль в объединении (интеграции) составных частей (компонентов) организма в единое целое — организм.

При этом они как бы дополняют друг друга своими особенностями. Гуморальная связь имеет генерализованный характер. Она одновременно реализуется во всем организме.

Нервная связь имеет направленный характер, т. е. она наиболее избирательна — реализуется в каждом конкретном случае преимущественно на уровне определенных компонентов организма.

Для достижения полезного приспособительного результата взаимосвязь между органами должна носить определенный, направленный характер, т.

е. органы должны взаимодействовать между собой по определенным закономерностям. Такое взаимодействие в физиологии осуществляется регуляцией. Регуляция — это такой процесс изменения деятельности в определенном направлении. Различают по видам корреляции четыре вида регуляции: механическую, гуморальную, нервную, нервно-гуморальную.

Регуляция функций — основа обеспечения постоянства внутренней среды организма и его адаптации к изменяющимся условиям существования. Изучение закономерностей поддержания постоянства внутренней среды показало, что оно осуществляется по принципу саморегуляции путем формирования функциональных систем.

Под саморегуляцией понимают такой вид регуляции, когда отклонение регулируемого параметра является стимулом для его восстановления.

Для осуществления принципа саморегуляции необходимо взаимодействие следующих компонентов функциональных систем:

— Регулируемый параметр (объект регуляции, константа).

— Аппараты контроля, следящие за отклонением данного параметра под воздействием внешних и внутренних факторов.

— Аппараты регуляции, обеспечивающие направленное действие на деятельность органов, от которых зависит восстановление отклонившегося параметра.

— Аппараты действия — органы и системы органов, изменение деятельности которых в соответствии с регуляторными влияниями, приводят к восстановлению исходной величины параметра.

— Обратная афферентация — несет информацию в аппараты регуляции о достижении или недостижение полезного результата, о возвращении или невозвращении отклонившегося параметра к норме.

Центральным звеном любой функциональной системы, ееcuстемообразующим фактором, является результат. Результат постоянно испытывает воздействия внешних и внутренних факторов, которые могут привести к изменениям его величины, т.

е. к отклонению от константного уровня, что сразу же улавливается аппаратами контроля, которые представлены различными рецепторами организма.

Информация о состоянии результата от рецепторов поступает по нервным и гуморальным путям в аппараты регуляции (нервные центры).

В аппаратах регуляции происходит оценка поступившей информации о состоянии полезного результата и формирование соответствующих команд к аппаратам действия (эффекторам), изменение деятельности которых приводит к достижению полезного результата, т. е. к возвращению отклонившегося параметра к константному уровню (рис. 1). Теория функциональных систем является важным инструментом в понимании закономерностей формирования того или иного вида приспособительной деятельности организма и ее нарушений.

При заболевании человека анализ компонентов функциональной системы, нарушенной деятельности поможет врачу наиболее эффективно осуществить поиск причин заболевания, локализацию и характер нарушения функции, наметить пути компенсации нарушенной функции.

Рис.

1. Общая схема функциональной системы.

1 — регулирующий параметр, системообразующций фактор, полезный приспособительный результат

2 — аппараты контроля (рецепторы)

3 — процессы метаболизма

4 — афферентный нервный путь

5 — гуморальный путь

6 — аппараты регуляции, центральная нервная система

7 — аппараты реакций

8 — гормомальная регуляция

9 — поведение

10 — обратная афферентация

Bottom of Form

12345678910Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 480 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *