Что было в 862 году на руси

История Древней Руси кратко

Период древней Руси берет свое начало с древних времен, с появления первых племен славян. Но наиболее важным событием является призвание на княжение в Новгороде князя Рюрика в 862 году. Рюрик приехал не один, а с братьями, Трувор правил в Изборске, а Синеус в Белоозере.

В 879 году Рюрик умирает, у него остается сын Игорь, который из-за своего возраста не может править государством. Власть переходит в руки товарища Рюрика — Олегу.

Олег в 882 году объединяет Новгород и Киев, тем самым основав Русь. В 907 и 911 году состоялись походы князя Олега на Царьград (столицу Византии). Эти походы были успешными и подняли авторитет государства.

В 912 году власть переходит к князю Игорю (сыну Рюрика).

Правление Игоря символизирует успешную деятельность государства на международной арене. В 944 году Игорю заключил договор с Византией. Однако успеха во внутренней политике достичь не удалось. Поэтому Игорь был убит древлянами в 945 году после попытки собрать дань повторно (данная версия наиболее популярна у современных историков).

Следующим периодом в истории Руси является период правления княгине Ольги, желающей отомстить за убийство мужа.

Правила она приблизительно до 960 года. В 957 году она посетила Византию, где по легенде приняла христианство. Затем власть взял ее сын Святослав. Он знаменит своими походами, которые начались 964 году и закончились в 972 году. После Святослава власть на Руси перешла в руки Владимиру, который правил с 980 года по 1015 год.

Правление Владимира наиболее знаменито тем, что именно он крестил Русь в 988 году.

Скорее всего, это самое значимое событие периоды древнерусского государства. Установление официальной религии было необходимо в большей степени для объединения Руси под одной верой, укрепление княжеского авторитета и авторитета государства на международной арене.

После Владимира был период междоусобиц, в которых победил Ярослав, получивший прозвище Мудрый. Он правил начиная с 1019 и заканчивая 1054 годами.

Период его правления характерен более развитой культурой, искусством, архитектурой и наукой. При Ярославе Мудром появился первый свод законов, который назывался «Русская правда». Таким образом он основал законодательство Руси.

Затем основным событием в истории нашего государства был Любечский съезд русских князей, который состоялся в 1097 году. Его целью были поддержание стабильности, целостности и единства государства, совместная борьба против врагов и недоброжелателей.

В 1113 году к власти приходит Владимир Мономах.

Его основным трудом было «Поучение детям», где он описывал, как стоит жить. В целом период правления Владимира Мономаха ознаменовал окончание периода древнерусского государства и ознаменовал появление периода феодальной раздробленности Руси, который начался в начале XII века, а закончился в конце XV века.

Период древнерусского государства положил начало для все истории России, основал первое централизованное государство не территории Восточно европейской равнины.

Именно при этом периоде Русь получила единую религию, которая является одной из лидирующих в нашей стране и сегодня. В целом период, не смотря на свою жестокость, принес многое для развития дальнейших социальных отношений в государстве, заложил основы для законодательства и культуры нашего государства.

Но самым главным событием древнерусского государства стало образование единой княжеской династии, которая служила и управляла государство в течение нескольких столетий, тем самым власть на Руси стала постоянной, основанной на воле князя, а затем и царя.

Интересные ответы

  • Какое первое животное запустила франция в космос?

    Франция, удивительная страна, она имеет свой неповторимый колорит с привкусом романтики.

    Поступки французов всегда были неординарными, и касается это не только банальных вещей, но и даже первого полета животного в космос.

  • Доклад на тему Чтение

    Чтение – это процесс восприятия информации, обозначенной символами – буквами. Чтение – это способность понимать и осмысливать тексты, каждый из которых произведен из нескольких десятков букв и знаков препинания

  • Почему Иван Грозный убил своего сына?

    О кончине сына Ивана Грозного сообщалось в большинстве русских летописей.

    Среди них, например: «Морозовская летопись», «Московский летописец», «Псковская летопись», «Пискаревский летописец». Впрочем, они свидетельствовали лишь о гибели царевича

  • Доклад на тему Экология сообщение реферат

    С каждым днем появляется все больше статей о том, как важна на сегодняшний день наука об экологии.

    История Древней Руси

    Давайте разбираться, почему мы должны задумываться об экологии, и что она значит в жизни современного человека.

  • Культура Древней Греции 5 класс

    Современная наука в истории античной Греции выделяет пять основных периодов.

    Первым периодом положено считать Крито-микенский период, относящегося к эпохе бронзового века. В этот период на Крите правил легендарный царь Минос — отец Ариадны

Древняя Русь 862-1132 гг

Расселение славян. Догосударственный период истории Руси

Расселение славян – процесс распространения славянских этносов и племен по территории центральной и восточной Европы, а также Балканского полуострова и Прибалтики. Началом этого процесса историки считают период начала VI века нашей эры, а закончился он в середине XI века, за пару десятков лет до создания Новгородского княжества и образования древнерусского государства под управлением Рюрика.

Считается, что процесс расселения славян начался в районе между Дунаем и Одером, примерно показанном на карте (рис.1).

Причиной же расселения славян по трем направлениям (западному, южному и восточному) историки считают нашествия отрядов германских племен (готы, гепиды), достаточных для того, чтобы некогда единая народность славян распалась на три ветви. Эту версию подтверждают строки из Повести Временных Лет «Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их…»

Рис.1

В период с начала VI века н.э.

по конец VIII в. славяне (убегая от наступающих на пятки германцев) расселились по территории Балканского полуострова, заняли лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, устье Немана, верховьев Волги, Оки, Дона, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до Вислы.

Рис.2.

Восточные славяне (к которым относятся украинцы, белорусы и русские) начали заселять Восточно-Европейскую Равнину в середине 7 века нашей эры.

По причине большой удаленности между отдельными группами славянских поселенцев на территории будущей Руси начинают формироваться славянские племенные союзы: поляне (севшие по среднему Днепру), древляне (поселившиеся в Полесье), кривичи (занявшие Смоленск и Полоцк) и другие. Подробности можно узнать на рисунке 2 (справа). Конечно, колонизация новых земель не обходилась без конфликтов как между славянами и коренными жителями (чудь, весь, мерь), так и между самими колонизаторами за лучшие земли.

Бесконечные междоусобицы, конфликты и войны в течение двух столетий настолько надоели славянам, что возник вопрос о создании централизованного управления славянскими племенными союзами.

Первые попытки создания государства были предприняты согласно Повести Временных Лет в начале IX века князем Кием – основателем Киев-града. Вместе со своими братьями Щеком и Хоривом он управлял многочисленными полянскими племенами.

Однако при попытке разграбить Константинополь Кий был убит, а братья не смогли удержать власть над всей территорией полян и контролировали только ближайшие к Киеву окрестности. Так продолжалось вплоть до 862 года, когда, согласно летописям, Новгород призвал варяжского витязя Рюрика на княжение в новгородских землях.

Именно 862 год считается годом создания государственности на Руси.

Возникновение и развитие древнерусской государственности

862 год. Княжение князя Рюрика в Новгороде.

Междоусобицы и распри поутихли, Рюрик с дружиной своей исправно собирает дань и живет себе, не горюя. Но в 879 году Рюрик скончался – и на его место до совершеннолетия сына Рюрика Игоря к власти приходит соратник первого князя – Олег, известный по летописям и былинам как Вещий.

Князь Олег (879-912) был легендарной личностью, более легендарной, чем Рюрик. В 882 году он завоевал Киев, столицу полян, а до этого кривичский Смоленск и Любеч.

На основе 4-ех городов и присоединенных позже земель древлян, северян, радимичей Вещий Олег сформировал свое собственное государство, названное по имени его столицы – Киевское. Чуть позже оно стало известно как Киевская Русь. Окончательное формирование территории будущей Киевской Руси произошло в 907 году, когда войсками Олега были подчинены и обязаны платить дань земли вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев. А попытки хазар и византийцев уничтожить в зародыше новое русское государство Олег жестоко пресек, практически уничтожив первых и хорошо пограбив последних.

По легенде, Вещий Олег погиб от укуса змеи в 912 году, что наводит на мысль о том, что его отравили внешнеполитические враги.

Пришедший на смену родоначальнику Киевской Руси князь Игорь (сын князя Рюрика) был не очень хорошим правителем. Приняв бразды правления в 912 году, он до 945 года ничем себя не проявил. Совершив два неудачных похода на Византию в 941 и 945 году с целью ограбления, он ухудшил и без того не очень хорошую экономическую обстановку страны, аннулировав своим нападением договоры с Византией.

При попытке же исправления своей оплошности с помощью повторного сбора дани с древлянских племен был убит своими подданными. В Киеве в это время осталась его жена Ольга и малолетний сын Святослав.

Княгиня Ольга (в христианстве Елена), была сильной женщиной, а другая бы и не смогла удержаться подле князя.

После известия о гибели своего мужа она несколько дней скорбела об утрате. Древляне же посчитали ее всего лишь слабой женщиной и решили воспользоваться временной слабостью киевских князей. Через пару недель ко двору Ольги пришли знатные древлянские послы с предложением-ультиматумом: Ольга выйдет за древлянского князя Мала, иначе они разрушат ее город.

Великая княгиня поначалу была поражена наглостью древлянских племен. Однако вскоре в ее голове родилась прекрасная идея мести за своего мужа.

Ольга приняла послов и сказала, что согласна. Когда же древляне захотели, чтобы киевляне понесли их ладью на руках, местные жители сбросили ладью послов в вырытую по приказу Ольги яму и зарыли их заживо. Вторую волну послов, которые пришли забрать Ольгу, она сожгла заживо в бане. Лишив древлян своей властной верхушки, княгиня сама отправилась к древлянам, где хитростью на пиру с помощью своих ближних уничтожила более 5 тысяч древлян.

Выступившую затем армию противника она разбила с легкостью (верхушки-то уже нет). В течении года она покорила мятежные племена, однако как мудрая женщина, не стала облагать их непомерной данью, а наоборот сделала небольшие поблажки. Одновременно с этим она установила строгую меру выплачиваемой дани (урок) и места их сбора (погост). Именно это позволило систематизировать налогообложение государства и стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Приход к власти внука Ольги Владимира, прозванного Святым (в 980), также был омрачен войной и междоусобицей в стране.

Победив своих братьев (а особенно брата Ярополка, старшего в роду), он подчинил в очередной раз все племена и народности Киевской Руси, укрепил обороноспособность страны на востоке, поставив несколько крепостей на границе с печенегами и установив сигнальную дымовую систему. Прозвание Святой князь Владимир получил из-за установления в 988 году в стране государственной религии – православного (византийского) христианства.

Умер в 1015 году.

Наследник Владимира Святого князь Ярослав Мудрый запомнился в истории России тем, что при нем окончательно сформировалось Русское государство. Приняв бразды правления в 1019 году, Ярослав проводил мудрую внешнюю и внутреннюю политику, за что и получил свое прозвание. Под его руководством был создан и сформирован свод законов древнерусского права, названный «Русская Правда».

В нем были зафиксированы практически все обычаи и права древнерусских племен. Также Ярослав показал себя очень хорошим полководцем, проведя несколько успешных походов на соседей на западе, востоке и юге. С помощью своих дочерей породнился практически со всеми правителями средневековой Европы. Времена правления князя Ярослава Мудрого летописцы называют «Золотым веком Киевской Руси».

Однако после смерти Ярослава в 1054 году политическая ситуация в стране начала ухудшаться.

Сыновья его не смогли совместно управлять страной и под конец начали ссориться и идти друг на друга войной. То же самое делали и его внуки. Начался процесс раздробления страны на удельные государства. Подняли голову сепаратистки настроенные славянские племена, выдвигая своих князей на самостоятельное правление. Любечский съезд князей в 1097 году формально закрепил самостоятельность и самостийность княжеских земель.

Вновь объединить земли Киевской Руси попытался князь Владимир Мономах с сыновьями (причем довольно успешно), однако после смерти Мстислава Великого власть Киева ослабла настолько, что страна распалась на удельные княжества. Начался период раздробленности.

Принятие христианства и развитие древнерусской культуры

Древнерусская культура, процветавшая в период с IX по XII века нашей эры, имела отличительные черты от любой европейской и азиатской культуры.

Причиной этому является уникальная способность русского менталитета и души принимать и преобразовывать любую иностранную культуру под свои чаяния. Культура Руси является по сути своей «сборной солянкой» из различных культур западных и восточных народов.

Но в отличие от «культуры Соединенных штатов Америки», обычаи и верования народов, населявших Россию, слились в единое целое. И за прошедшие тысячу лет различных нашествий, интервенций и нападений на нашу страну и наше культурное наследие, никому не удалось уничтожить это уникальнейшее формирование Запада и Востока.

В чем же заключалась культура нашей страны в период Киевской Руси? В первую очередь это смесь различных верований: языческих обычаев и христианства. Владимир Святой Креститель и митрополиты киевские провели в течении двух столетий колоссальную работу по объединению настолько разных вещей в единое целое.

Православная культура России отличалась довольно сильно от Греческой Православной Церкви как-раз из-за наличия в первой языческих и славянских вкраплений.

Конечно, обычаи обычаями, однако не ими одними был силен русский дух. На Руси издавна было развито устное творчество. Различные песни, былины и сказки дошли и до нашего времени, претерпел лишь незначительные изменения.

Всем известная поэма «Слово о полку Игореве» является верхом русского песенного искусства.

Не менее сильной было и русское славянское зодчество. К сожалению, до нашего времени дошло малое количество русских архитектурных памятников древнерусской культуры. Большинство из них являются религиозными постройками.

Одна из древнейших церквей нашей страны является Киевский Софийский Собор, построенный в 1017 году (справа). Особенностью древнерусских построек являются разнообразнейшие декоративные украшения и узоры на дверях, стенах, окнах и даже крышах. Большинство из них имеют языческие корни, что не мешает им находиться на чисто православных постройках. Но есть и украшения, пришедшие к нам с Запада и Востока.

Что касается живописи, то здесь очень мало разнообразия.

Абсолютное большинство живописных произведений было ориентировано на религиозную тему: языческую или христианскую. Смена ориентации на более приземленные вещи началась только с развитием Московского государства, что не является тематикой данного реферата и будет опущена.

Социально-экономический строй древней Руси

Во времена Киевской Руси население нашей страны, как и любого современного общества, разделялось на различные сословия, разделяемые в основном по признаку происхождения.

Однако разделение общества несколько отличалось от деления на феодальные классы Западной Европы. Одной из главных причин является большая протяженность страны и сложность контроля и управления населением на столь огромной территории.

Структура разделения населения древней Руси имела иерархическую систему, однако в отличие от известного на Западе закона «вассал моего вассала – не мой вассал», вся (или большая часть) власть находилась в руках одного человека – Великого князя.

Он заведовал внешней и внутренней политикой страны, собирал дань с подданных, занимался развитием и обороной государства.

Чуть ниже находились специальные наместники князя – тысяцкие, которые управляли вотчинами, собирали дань с местного населения и поставляли Великому князю Киевскому золото и войска. С годами на место тысяцких стали родственники Великого князя из ветви Рюриковичей (которые, впрочем, выполняли свои обязательства намного хуже, чем посадские люди князя).

Что касается ближнего окружения князя, то его власть держалась в основном на силе его дружины.

Поэтому, чтобы удержаться у власти, владетелю приходилось всячески одаривать свои ближних. Естественно, ему также приходилось принимать во внимание мнение своей дружины. Таким образом начало образовываться новое сословие – боярство (от бо ярый – яростный прим.автора).

Бояре кроме самой военной службы (с годами отнекиваясь от этой обязанности) занимались также управлением в своих вотчинах, советовали Великому князю в вопросах внешней и внутренней политики. К середине 10 века нашей эры так называемой «дружинное» боярство (состоявшее в основном из членов дружины князя) исчезло, оставив после себя боярство «земское».

После боярства можно выделить еще два сословия – городские люди (живущие в городах и занимающиеся в основном ремеслом) и крестьяне.

Причем крестьяне могли быть как свободными, так и зависящими от князя или боярина (закупы, холопы). Городские люди зачастую были полностью свободны в личном плане. Они обязывались платить дань князю и городу, участвовать в городском ополчении, ходить на войну, если того требовала городская старшина. В остальном это было довольно зажиточное и свободолюбивое сословие.

Если рассматривать все известные крупные восстания в стране, то они происходили в основном в городах, а инициаторами были городские бояре или старейшины. Что касается крестьянства, то оно всегда было инертным, что в те времена, что в наши дни. Главным для крестьянина была возможность обрабатывать землю и отсутствие угроз.

Внутренняя, как и внешняя политика, их не интересовала.

Древняя Русь в системе международных отношений средневековой Евразии

Особенность нашего государства заключается в том, что мы находимся между западной (европейской) и восточной (азиатской) цивилизациями и служим эдаким барьером между этими культурами.

Русь до 862 года

Во времена Древней Руси страна располагалась на основных торговых путях «Из Варяг в Греки» и «Из Варяг в Персы». Через наше государство проходил большой поток товаров, денег, сведений, культуры. Естественно, это вызывало зависть среди ближних соседей, так и мечтавших урвать кусочек от богатых торговых путей.

Стремясь обезопасить страны с запада, Великий князь Ярослав Мудрый (1019-1054) проводил грамотную внешнюю политику на западных рубежах страны (не забывая, впрочем, и о востоке).

Он заселил западные окраины своими людьми, дав землю и власть. Одновременно с этим он налаживал отношения с различными европейскими государствами через династические и политические браки. Своими действиями он отодвинул угрозу с запада на несколько десятков лет.

Однако не меньшую угрозу в себе таили Византия и различные кочевые племена на юге и юго-востоке от Киева. Причем не известно, кто из них нес в себе большую угрозу для зарождавшегося государства. Хазары, печенеги и половцы частенько нападали на рубежи страны, угоняя скот, людей, разоряя села и города.

Однако Византия имела большую армию, которая запросто могла стереть с лица земли Русь, а также целую дивизию шпионов и подстрекателей. Если бы не внутренние проблемы самой империи, то Киевская Русь стала бы лишь историей, а мы – частью империи.

По этой причине (да и по другим тоже) славянские и первые киевские князья стремились ограбить и навязать свои условия некогда могучей империи, дабы обезопасить себя от этой угрозы, ну и поправить свое финансовое положение, само собой.

Что касается различных кочевых племен и псевдогосударств типа хазарского каганата, то борьбу с ними начал еще первый киевский князь Олег Вещий, Владимир Святой и Ярослав продолжили укреплять обороноспособность, а Владимир Мономах практически ликвидировал проблему набегов, устроив несколько карательных походов и заставив их откочевать подальше от «диких русов».

Однако со смертью наследника Мономаха Мстислава Великого и фактической ликвидации Киевской Руси как государства, все мероприятия по усилению обороноспособности страны канули в лету – и вновь над нашей страной, нашим народом, нависла угроза порабощения Западом или Востоком.

Что, в конечном счете, и произошло в 1237-1238 годах во времена Батыева нашествия и последующего Татаро-монгольского Ига.

Раздробленность Руси. Причины распада Киевской Руси как единого государства

После смерти Мстислава Великого в 1132 году наша страна вступает в самый тяжелый, на мой взгляд, период – период феодальной раздробленности, период братоубийственных войн и беззащитности нашей страны перед лицом Запада и Востока.

Каковы причины того, что некогда могущественное во всей средневековой Европе государство распалось на отдельные феоды и в конце концов было практически уничтожено во время Татаро-Монгольского нашествия в 1238 году?

Ответ на этот вопрос лежит глубоко в нашем менталитете, в складывавшейся геополитической и экономической обстановке в стране и за рубежом, а также по причине довольно странной на взгляд современника «лествичной» системой престолонаследия.

Во главе любого славянского рода (в данном случае рода князей Рюриковичей) стоял отец, у которого были свои дети и внуки.

Когда отец умирал, на его место вставал старший из сыновей. После его смерти наследовал престол не его сын (как в Западной Европе), а его брат. Соответственно внуки могли сесть на княжеский стол только после смерти всех старших родственников. Что вызывало желание поскорее этого добиться.

А следовательно – междоусобицу.

После смерти Ярослава Мудрого дети его и прочие родственники начали практиковать «передвижение» по княжеским волостям. Как только умирал очередной князь, на его место тут же переезжал следующий за ним родственник, за родственником – другой, за ним – третий и т.д. В результате все правление князей заключалось только в бесчисленных переездах да в постоянных грабежах коренного населения.

Однако такая ситуация изменилась в 1097 году на Любечском съезде князей, согласно которому каждый князь закреплялся за определенной землей.

Он был обязан следить за ней, защищать и судить – в общем, быть полноправным правителем. Также он мог передать свою землю в наследство своим детям, не беспокоясь (ну или почти не беспокоясь) за то, что их погонят с княжеского престола. Все это способствовало укреплению власти на местах, что естественно означало ослабление центральной власти.

Не менее важной причиной всеобщей междоусобицы и разделения Киевской Руси на отдельные княжества и волости послужили и чисто экономические причины.

В начале 12 века европейские торговцы перестали использовать древнерусские торговые речные пути из-за их дороговизны и опасности ограбления причерноморскими половцами, хозяйничавшими в то время в устье Днепра.

Торговля переместилась ближе к центральной и западной Европе, с появлением новых торговых путей через Африку и Малую Азию. Потеря такого прекрасного источника доходов, как посредничество между Востоком и Западом привело к истощению казны.

С другой стороны, на территории Киевской Руси преимущество имело натуральное хозяйство, когда все необходимые товары производились на месте, а это значит, что отсутствовала нужда в развитой торговле.

Каждый князь обеспечивался всем необходимым самостоятельно и был независим от соседей. А зачем тогда налаживать с ними хорошие отношения, если они не нужны? Гораздо проще и быстрее позвать наемников и пограбить более слабого соседа. То, что сосед этот являлся хоть и дальним, но родственником, князя не смущало. Отсутствие торговли означало и отсутствие дорог и обмена информации. Каждый князь был предоставлен сам себе и разбирался со своими проблемами самостоятельно.

Что, в конечном счете, и сгубило многих во время Батыева нашествия.



Хронология событий

Часть I. Российское государство в VII-XIX веках

Раздел 1. Русь в VII-XI веках

Восточные славяне в древности

Расселение славян в Восточной Европе произошло в VI-XI веках в результате Великого переселения народов — грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс.

н.э. Европейский континент.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную (перелог) систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения.

В лесных же районах славяне прибегали к подсечной (подсечно-огневой) системе, при которой приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Заметную роль среди занятий славян играли пушная охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел).

Активно участвовали славяне в работорговле. В качестве «товара» выступали обычно военнопленные.

В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла крестьянская община (вервь). Земля находилась в коллективном владении всей общины и делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Все вопросы управления обществом были сосредоточены в руках веча (народного собрания), председательствовал на котором в мирное время – старейшина, в военное – военный вождь.

Освоение славянами Восточно-европейской равнины происходило путем инфильтрации – без кровавых столкновений с населявшими ее балтскими (современные латыши и литовцы) и угро-финскими (сумь, пермь, карелы, чудь, меря и т.д.) племенами, при этом в ходе постоянных контактов значительная часть местного населения ославянилась.

Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями – скотоводческими народами, кочевавшими в степях.

Первыми, в начале VI в., в Восточной Европе появились тюркские племена аваров, разгромившие в Северном Причерноморье союз антов – земледельческие славянские племена. В самом начале VII в. авары (славяне называли их обрами) вступили в войну с Византийской империей и были полностью разгромлены.

Это спасло славян от их дальнейших набегов и произошло так неожиданно, что у наших предков появилась поговорка «погибоша аки обры», т.е внезапно.

Уже к моменту гибели аваров, на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей появились новые кочевники, так же тюрки – хазары. Они создали здесь сильное государство Хазарский каганат со столицей в городе Итиль (позднее – Саркел). Большинство хазар оставались язычниками, однако знать приняла иудаизм, ставший государственной религией.

Хазары регулярно совершали набеги на земли славянских племен, многие из которых (поляне и вятичи, например) были вынуждены платить им дань.

Другим грозным соседом славян стала во второй половине VII в. Волжская Булгария (или Волжская Болгария). Находилась она в среднем течении Волги и на нижней Каме. Большинство населения – тюрки. Столица государства – Булгар (на месте современной Казани). Государственная религия – ислам. Булгары создали сложную и уникальную цивилизацию, просуществовавшую до XIII в.

На севере Восточной Европы соседями славян стали коренные народы, а на северо-западе – викинги (варяги) – в основном выходцы из Швеции.

Последние подвергали своим нападениям прибрежные поселения. Особенно страдал от варягов Новгород (первое упоминание о нем – 853 г.), жители которого платили им дань. Однако отношения с викингами носили неоднозначный характер, поскольку они были не столько врагами славян, сколько выгодными торговыми партнерами.

Из отдельных общин складывались племена, которые в VII – VIII вв. объединялись для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов в союзы племен.

Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен ильменских (Новгород). В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей (между Припятью и Западной Двиной), полочан (Полоцк), древлян (Искоростень), радимичей (бассейн реки Сож) и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне (Киев, основан примерно в VI в.

полулегендарным князем Кием). Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, уличами и тиверцами. В междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей (Смоленск) и вятичей (современные Московская и Тульская области).

Постоянные войны способствовали росту влияния военных вождей (князей) и их дружин. Так создание племенных союзов создает предпосылки для возникновения государственности у восточных славян в IX в.

сразу в двух центрах – в Киеве и Новгороде.

Киевская Русь

«Повесть временных лет» (автор – Нестор, 1113г.) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г. призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв, и пришли в новгородские земли вместе со своим племенем – Русью, давшим название всей Восточной Европе.

От старшего, Рюрика, «севшего» в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. Династия Рюриковичей правила на Руси до 1598 г.

На этих летописных сведениях основывалась норманнская теория. Ее авторами были немецкие историки XVIII в. Байер, Шлёцер и Миллер.

Они утверждали, что государственные начала были привнесены примитивным славянским племенам извне норманнами (викингами), и носили для них чисто искусственный характер.

Норманнской теории придерживались многие историки XVIII-XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Первым антинорманистом стал М.

В. Ломоносов. Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли значительную роль в становлении русского государства, однако они не склонны ее преувеличивать. Рюрик со своей сильной дружиной (существование Синеуса и Трувора отрицается современной наукой), очевидно, лишь завершил этот длительный и сложный процесс.

Первые Киевские князья

В 879 г.

Рюрика на новгородском престоле сменил его «родич» Олег (Вещий).

В 882г. Олег совершил поход на Киев и убил правящих там князей Дира и Аскольда, скорее всего – потомков Кия, а затем, провозгласил себя правителем единого киевско-новгородского государства — Руси.

Позднее, в XIX веке, оно получит название Киевская Русь.

Олег совершает походы на Константинополь (Царьград), берет его штурмом (907 г), и заключает выгодный для Руси торговый договор (911 г., разрешил киевским купцам создание факторий в Константинополе). Этот документ считается древнейшим памятником славянской письменности на Руси.

В 912 г. Олег передал киевский престол сыну Рюрика Игорю Старому.

Новый князь организовал несколько походов в Византию (941-944 гг.), заключил новый договор с Константинополем, а также предпринял первую попытку создания системы государственного устройства Древнерусского государства.

Будучи крайне примитивным по своей структуре государством, Киевская Русь представляла собой конгломерат покоренных племен, в основном славянских.

Власть князя осуществлялась в двух формах:

  1. Систематические военные походы к окраинам Руси с целью повторного завоевания этих районов.
  2. Ежегодно совершаемое полюдье, т.е.

    обход всех славянских племен с целью сбора дани.

Желая сделать государство более управляемым, Игорь выделяет из него шесть уделов, которые раздает своим боярам в кормление, т.е. не в собственность, а с правом сбора дани. Так на Руси появляются первые элементы государственного устройства.

В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке повторно совершить сбор дани. Летопись сохранила слова древлян: «Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».

Новым Великим князем стал четырехлетний Святослав Игоревич при регентстве своей матери княгини Ольги.

Жестоко отомстив за гибель мужа древлянам (убиты древлянские послы, сожжен Искоростень), Ольга провела реформу сбора дани (по сути – налоговую реформу). Полюдье она заменила повозом. Теперь князь не объезжал все земли, а только забирал приготовленную дань со специально назначенных мест — погостов. Были введены уроки, т.е. фиксированный размер дани.

Примерно в 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла крещение под именем Елена.

По ее приказу в Киеве была построена первая деревянная церковь.

С 964 г. Святослав правил самостоятельно. Он не проявлял интереса к внутренним проблемам Руси и вошел в историю как великий восточнославянский полководец, проведший свою жизнь в военных походах («Александр Македонский Восточной Европы»). В Западной Европе князь считался одним из образцов рыцарства, поскольку всегда предупреждал врагов о начале похода против них: «Иду на вы!».

В 964 – 965 и 966 – 967 гг. им проведены успешные походы в Булгарию и Хазарский каганат, который полностью уничтожен. С 968 по 971 гг. Святослав ведет войны в Болгарии (на Балканском полуострове), сначала – против болгар, а затем – против Византии.

Потерпев поражение под Доростолом (971 г.), в 972г. Святослав возвращается в Киев, но по дороге погибает в печенежской засаде.

С 972 по 980 гг. происходит Первая усобица на Руси – борьба за власть сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира.

Правление Владимира Святославича

В 980 г. Великим киевским князем стал Владимир Святославич, проведший целый ряд преобразований:

  1. Варяжская наемная дружина была заменена им славянской (первым это, видимо, сделал его брат Олег).

  2. Вдоль юго-восточной границы Руси создана система оборонительных укреплений для защиты от набегов кочевников, прежде всего, печенегов (т.н. «Богатырские заставы»).
  3. С целью сплочения государства Владимир провел религиозную реформу.

    Была предпринята попытка создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Перуном. Сам Владимир присвоил себе имя бога солнца – Хорса (отсюда его прозвище «Красно Солнышко»). Возрождены человеческие жертвоприношения. Проводятся погромы дворов главных конкурентов новой веры – христиан. Однако славянские племена отказались принять новый пантеон, составленный на базе полянского и северогерманского пантеонов.

    Древняя Русь 862-1132 гг

  4. В 988 (990) г., убедившись в провале предыдущей реформы, а так же стремясь к сближению с передовыми странами Европы, Владимир Святославич вводит христианство на Руси. Крещение Владимира и его дружины произошло в византийской крепости Корсунь (Севастополь), которую киевский князь взял штурмом.

    При крещении Владимир получил имя Василий.

Значение крещения Руси:

  • Наблюдается общая гуманизация социально-политической системы Руси.
  • Благодаря христианизации культура Руси попала под сильное византийское влияние, значительно ее обогатившее (каменное строительство, церковная архитектура, иконопись и т.д.).

  • Христианизация способствовала массовому распространению грамотности. Первые школы на Руси были основаны по приказу Владимира для детей знати («нарочитой чади») и готовили священников.
  • Русь получает возможность на правах равноправного члена войти в клуб европейских государств.
  • Христианство способствовало сплочению народов Руси, хотя и не настолько как ожидалось.

  • В результате крещения Руси намечается тенденция к сакрализации государственной власти (к признанию ее священного характера).
  • Благодаря крещению происходит некоторое упорядочивание общественной жизни.

Владимир так же организует успешные военные походы против печенегов, которым нанесены решающие поражения, и отдельных народов Руси (прежде всего, против вятичей).

Русь при Ярославе Мудром

В 1015 г.

Владимир Святославич умирает и начинается Вторая усобица на Руси – борьба за киевский престол приемного сына Владимира Святополка Окаянного (сына Ярополка) и новгородского князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Стремясь избавится от конкурентов, Святополк убил братьев Ярослава – Бориса и Глеба – позднее ставших первыми русскими святыми.

В 1019 г., одержав победу, Ярослав Мудрый становится Великим киевским князем. Ярослав окончательно покончил с набегами печенегов, но потерпел серьезные поражения от Византии, поэтому не вошел в историю как великий полководец.

Славу великого князя ему принесли мирные преобразования.

  1. В 1016 г. Ярослав создает первый письменный свод законов на Руси — Правду Ярослава – первую часть Русской Правды. Главная тема документа – кровная месть, на которую вводятся ограничения.

    Первоначально действие Правды Ярослава распространялось только на Новгородскую землю.

  2. Ведется активное каменное строительство. Первая каменная церковь – церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) была построена еще Владимиром в 996 г. Теперь построены Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г., по образцу Константинопольской Софии) и Новгороде (1045 — 1050 г.)
  3. При церквях открываются общедоступные светские школы, в том числе и для девочек.

    Грамотность становится всеобщей, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты бытового содержания, клейма на ремесленных изделиях и пометки на бревнах срубов.

  4. Возрастает международный авторитет Руси. Этому способствуют многочисленные династические браки детей Ярослава с европейскими королями и принцессами (Анна Ярославна стала королевой Франции).
  5. При Ярославе возникают первые монастыри, самый знаменитый – Киево-Печерская лавра Его основателями были Антоний и Илларион (будущий митрополит).

  6. Ярославу Владимировичу удалось вывести русскую церковь из-под контроля Константинопольского патриарха, добившись права самостоятельно назначать митрополита из числа русского духовенства. Первым русским митрополитом становится около 1051 г. Илларион. Он же известен и как автор первого философского трактата на Руси – «Слова о законе и благодати».

    Главная тема произведения – обоснование духовного превосходства православия над католицизмом и права Руси на достойное место среди Европейских государств, обусловленное ее христианизацией.

  7. Ярослав Мудрый создает систему феодального землевладения на Руси. Он проводит обояривание, т.е. начинает передачу боярам земли на правах вотчины (в наследственное владение). Бояре составляют элиту дружины – старшую дружину.

    Из них же формируется совещательный орган при князе – Боярская дума. Кроме нее есть так же младшая дружина, состоявшая из отроков и гридей. В своих ставках великий князь назначает управляющих – огнищан.

Третья усобица на Руси.

Владимир Мономах

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие.

Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г.

Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей.

Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой. Размер виры зависел от социального положения жителя Руси.

Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами).

Холопы делились на обельных (полных) и необельных. Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей).

Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть, которая привела, в итоге, к разрушению единого государства. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.).

Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. — битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 — 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 — 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной») системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого.

Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» — следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече.

Цели съезда:

  1. Прекращение усобиц.
  2. Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 — 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами.

Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

  1. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах») – дополнение к Русской Правде.

    Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную. «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.

  2. Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
  3. Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г.

начинается феодальная раздробленность.

на главную

Исторические портреты

Княгиня Ольга (после крещения – Елена) правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент при своем сыне Святославе Игоревиче.

Разработка и техническая поддержка сайта: Владимир Мишин
bornhard@yandex.ru

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *