Центрами тяжелого машиностроения в россии являются


Машиностроительный комплекс. 1. Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики России.

1. Машиностроение одна из ведущих отраслей экономики России.

В машиностроении (по специализации) выделяют следующие подотрасли:

• тяжелое и энергетическое машиностроение;
. станкостроение;

• транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судострое­ние, железнодорожное машиностроение);

• сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение;

• приборостроение;

• электроника и электротехника.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние такие факторы, как:

• близость сырьевой базы;

• наличие квалифицированных кадров;

• близость транспортных узлов.

2.Среди многочисленных факторов, влияющих на классификацию
отдельных производств машиностроительного комплекса, выде­ляют
:

• материалоемкость;

• энергоемкость;

• трудоемкость;

• фондоемкость;

• потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов обусловливают деление машиностроения:

• на тяжелое;

общее;

среднее.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отрас­лям с большим потреблением металла, электроемкостью и ма­лой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят производство:

• металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупного энергетического, подъемно-транспортного оборудования;

• кузнечно-прессовых машин;

• тяжелых станков;

• крупных морских и речных судов;

• крупных автомобилей;

• кранов;

• локомотивов и вагонов.

Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степе­ни зависит от сырьевой базы и районов потребления. Например, в Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бас­сейна, расположенного в этом же регионе.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение. Оно представленное производ­ством:

• мощных паровых турбин и генераторов;

• гидротурбин и паровых котлов;

• двигателей для морских и речных судов.

Энергетическое машиностроение размещается преимуществен­но в крупных центрах развитого машиностроенияпри наличии высококвалифицированных кадров.

Крупнейшими центрами по производству продукции энергетиче­ского машиностроения являются:

турбин для гидроэлектростанций:

• завод "Металлический завод" (Санкт-Петербург);

• завод "Электросила" (Санкт-Петербург);

паровых котлов:

• завод "Красный котельщик" (Таганрог), производящий по­ловину всех паровых котлов страны;

. Белгородский завод "Энергомаш";

атомных реакторов:

• заводы Санкт-Петербурга;

. завод "Атоммаш" (Волгодонск).

В развитых центрах энергетического машиностроения получи­ло развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Такие станки выпускаются неболь­шими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения:

• судостроение;

• производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным пор­там. Основные центры морского судостроения сформирова­лись на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Вы­борг). Они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях:

. Волге;

• Оби;

• Енисее;

• Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО "Красное Сормово" выпускают суда различного класса. Речные суда сходят со стапелей Волго­града, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения.Современные электрово­зы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разно­образные конструкционные материалы, но и оснащены сложным оборудованием. Центрами железнодорожного машиност­роения являются:

• Коломна — пассажирские тепловозы;

• Новочеркасск — электровозы;

• Муром — маневровые тепловозы;

• Демихов — пригородные электропоезда.

• Брянск — пассажирские вагоны;

• Тверь — пассажирские вагоны и двухъярусные вагоны для пе­ревозки автомобилей;

• Санкт-Петербург и Мытищи — вагоны для метрополитена;

• Абакан — грузовые вагоны и железнодорожные цистерны.

3. Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования:

• для нефтеперерабатывающей;

• химической;

• лесной;

• строительной отраслей промышленности;

• дорожных и сельскохозяйственных машин.

Предприятия этой группы широко размещены по территории России и ориентируются на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение подразделяется:

• на автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков);

• производство типологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса.Эти от­расли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и раз­мещаются в районах, располагающих высококвалифициро­ванной рабочей силой, НИОКР.

Например, авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики). Широко известны в мире такие российские фирмы, как:

• "Сухой";

• "МиГ;

• "Береев";

• "Туполев";

• "Камов";

• "Миль";

• "Ильюшин" и др.

В Москве, Воронеже, Смоленске размешаются многочислен­ные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летатель­ных аппаратов. Значительное развитие эта отрасль получила и в Поволжском и Волго-Вятском экономических районах (Ка­зань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение.Предприятия автомобильной промыш­ленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают Мос­ковский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузо­подъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Основными центрами производства автомобилей являются:

высококлассных легковых автомобилей:

• Москва;

• Нижний Новгород;

автомобилей среднего класса и малолитражных:

• Москва;

• Тольятти;

• Ижевск;

микролитражных автомобилей:

• Серпухов;

• Набережные Челны;

• Елабуга.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицын). В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону, Калининграде, а затем и в Калуге, Ленин­градской области, Санкт-Петербурге.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения.Большое развитие станкостроение полу­чило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения — Москвой и Санкт-Петербургом, оно получило развитие в Поволжье и на Урале.

Одной из главных задач развития машиностроительного ком­плекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, произ­водство вычислительной техники.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными това­рами машиностроительная продукция нашей страны имеет бо­лее низкое качество и потому часто неконкурентоспособна на мировом рынке (кроме авиационной, космической, военной техники).

Предыдущая1234567891011Следующая

Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1794;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Автомобилестроение и его место в народнохозяйственном комплексе

Структура автомобилестроения

Автомобилестроение, как и любая отрасль народного хозяйства, имеет свою структуру. Рассмотрим ее.

По степени загруженности ресурсов автомобилестроение может быть легким и тяжелым. Легкое автомобилестроение представлено легковыми и грузовыми автомобилями. Тяжелое автомобилестроение – это грузовые авто, авто специального назначения (рабочие, например: подъемники и прочее).

По направленности промышленности автомобилестроение подразделяют на пассажирское и грузовое.

К пассажирскому относят производство тех же легковых автомобилей, автобусов, в том числе и микроавтобусов.

Стоимость продукции автомобилестроения мира в середине 90-х годов ХХ в. Оценивалась в 1000 млрд. долларов, т.е. примерно в 4 раза больше, чем в авиастроительной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство массовое.

Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции отрасли.

На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции автомобилестроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.

Высокая степень капиталоемкости автомобилестроения определяет и соответственно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли.

Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует слиянию даже крупных фирм внутри одной страны («Макларен» и «Мерседес» в США) и фирм разных стран в Западной Европе. Цель европейского объединения – противостояние продуцентам астотехники США.

Высокий уровень монополизации присущ производству двигателей.

К ним предъявляют все больше технических, экономических, экологических требований, которые все более ужесточаются (надежность, снижение расхода топлива, уменьшение шума и опасных выхлопов).

Моторы для легких самолетов производят многие страны, но двигатели для автомобилей – ограниченное число стран и фирм. Эти двигатели дорогостоящи (до 35% стоимости авто), и на их выпуске специализируются самые крупные фирмы (в США – «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни»; в Великобритании – «Роллс-Ройс»; во Франции – «СНЕКМА»; одна фирма в Германии; в России – заводы в Рыбинске, Перми и др., в Украине – завод в Запорожье).

Эти фирмы и заводы стали монополистами в производстве мощных двигателей.

Самый мощный ареал автомобилестроения – Япония и США.

Материальная основа развития автомобилестроения – промышленная база США с ее машиностроением, обеспечивающим все потребности производств. Особо нужно выделить самую большую в мире электронную промышленность, химическую и цветную металлургию. Страна располагает крупнейшей в мире научной базой, которая в значительной степени привлекалась к выполнению исследовательских работ для автомобилестроения.

Монополизация всей отрасли исключительно велика, ведущим фирмам нет сильных конкурентов, однако идет процесс их слияния, увеличения роли в стране и в мире.

В автомобилестроения США в 80-е годы было занято 1,3 млн.

человек, а в 2002 году численность их уменьшилась до 0,8 млн., что в три раза больше, чем во всей этой отрасли в странах Западной Европы. На США в 2002 году приходилось 45% продаж автотехники в мире (до 1/3 ее шло на экспорт).

Ведущие фирмы производят разную по назначению автотехнику. Их роль в мировом автомобилестроении очень велика: в 2001 году «Мерседес» дал 50% автомобилей на мировом рынке).

В западноевропейском автомобилестроении наиболее значительна роль Франции и Великобритании.

Структурные сдвиги в автомобилестроении осуществляются в двух направлениях.

Во-первых, меняется основа для роста традиционных отраслей автомобилестроения вследствие развития науки. Изменился характер продукции в давних отраслях автомобилестроения. Во-вторых, развиваются новые наукоемкие отрасли автомобилестроения.

Итак, в течение долгого времени приоритетами в структурной политике автомобилестроения могут стать:

1) ускоренное развитие наукоемких автостроительных производств;

2)    социальная переориентация комплекса, предусмотренное ускоренное наращивание выпуска продукции гражданского автомобилестроения;

3)    экологизация производства, что предусматривает выпуск ресурсосберегающих видов техники, применение ресурсосберегающих технологий автомобилестроения, расширение использования прогрессивных конструкционных материалов.

Прогрессивные структурные изменения способны в скором времени существенно снизить нагрузку на автомобилестроение и, что очень важно, снизить потребность в привлечении новых инвестиций для наращивания и обновления созданного производственного аппарата.

Особенности размещения автомобилестроения в мире

Автомобилестроение – одна из ведущих отраслей машиностроения, которая существенно влияет не только на развитие машиностроения в целом, но и на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства.

Автомобилестроение является материальной основой технического перевооружения экономики.

Научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической революции является быстрый моральный износ способов производства.

Технический прогресс побуждает все более частую смену типов и моделей изделий.

Модели продукции стареют и меняются значительно раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для изготовления этого изделия. Существенно растет удельный вес серийного, а иногда и мелкосерийного выпуска. Например, в США 85–90% наименований машин запускается в производство партиями не более 25 штук.

Большое значение в современной промышленности – и прежде всего в автомобилестроении – имеет проблема гибкости, которую можно причислить к первым рядам экономических проблем технического прогресса.

Основные факторы, которые влияют на размещение предприятий автомобилестроения.

Повышение эффективности автомобилестроения определяется не только внедрением в производство новых типов машин и оборудования, усовершенствованием его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением.

Большие возможности скрыты в усовершенствовании территориальной организации отрасли, лучшем размещении ее предприятий.

На это существенно влияет традиционный уровень автомобилестроения и использования производственных мощностей, а также разнообразные региональные факторы и условия, потребность районов в продукции отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие полигонов для испытания новой продукции и т.д.

Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли является наличие трудовых ресурсов, в частности квалифицированных кадров.

Усложнение автомобилестроительного производства способствовало разделению стран на производителей массовой и наукоемкой продукции.

Это сберегло высококвалифицированные производства в странах с высоким уровнем научно-технического прогресса, где имеют место большие затраты на научные исследования при освоении новых видов продукции.

Следует подчеркнуть немалую роль специализации и кооперирования в автомобилестроении. Специализация производства предусматривает концентрацию выпуска конструктивно и технологически подобных изделий, а также концентрацию отдельных операций в отдельных отраслях, на предприятиях.

Преимущество специализации выражается в широкой механизации и автоматизации производства, возможности усовершенствования конструкций и технологических процессов. Она способствует увеличению производительности труда за счет использования более производительного оборудования.

Предметная специализация предусматривает сосредоточение использования конструктивно похожих машин и оборудования на специализированных предприятиях.

Еще одной разновидностью является подетальная, или узловая, специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на предметно специализированных предприятиях.

Примером подетально специализированных предприятий могут быть подшипниковые заводы, заводы двигателей и т.д.

Дальше следует отметить технологическую специализацию, которая предусматривает создание предприятий для выполнения отдельных технологических операций (процессов).

Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, которые принимают участие в совместном изготовлении продукции.

Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.

Не в каждой стране есть условия для развития прогрессивного специализированного производства, рассчитанного на массовый или серийный выпуск автостроительной продукции. Препятствует недостаток вместительного внутреннего рынка, способного использовать продукцию большого предприятия, сырья, кадров ученых и специалистов.

Между тем чрезвычайно развита внутренне- и межотраслевая специализация в США, где предприятия, которые выпускают сложную продукцию, часто являются всего лишь собирательными, которые получают детали и узлы от многочисленных субподрядчиков.

Особенности размещения автомобилестроения в мире.

Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как автомобилестроения, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как автомобилестроения требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое.

Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария, Япония, Чехия. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.

Рассмотрим размещение крупных предприятий в мире.

США.

США – экономически высоко развитое государство, занимающее лидирующие позиции в мировом автомобилестроении.

Условия, влияющие на размещение предприятий машиностроения в России

Крупные автомобилестроительные предприятия здесь расположены в таких городах как Индианаполис, Кливленд, Су-Фолс, а также в окрестностях Нью-Йорка и Вашингтона. Такое размещение предприятий в США объясняется тем, что территория благоприятствует размещению крупных предприятий: имеется место для размещения мощных заводов вдали от населения, для полигонов и т.д.

Япония.

Япония уже довольно давно и крепко удерживает позиции лидера на рынке автомобилестроения.

Всем известны такие марки машин как «Тойота», «Хёндай», «Дэйхатсу» и прочие. Несколько лет назад по инициативе Японии был объединен концерн «Дэу» — теперь он японско-американский.

Европа.

Компании, занимающиеся автомобилестроением в Европе, расопложены в Эссене, Франкфурте, Берлине (Германия), в Париже (Франция), Милане (Италия), Берне (Швейцария), Лондоне, Эдинбурге (Великобритания). Такое расположение объясняется мощным экономическим потенциалом и устойчивым экономическим положением вышеуказанных стран, а также наличием территории для размещения крупных предприятий.

Центры машиностроения России

Машиностроительный комплекс. 1. Машиностроение — одна из ведущих отраслей экономики России.

1. Машиностроение одна из ведущих отраслей экономики России.

В машиностроении (по специализации) выделяют следующие подотрасли:

• тяжелое и энергетическое машиностроение;
.

станкостроение;

• транспортное (автомобилестроение, авиастроение, судострое­ние, железнодорожное машиностроение);

• сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение;

• приборостроение;

• электроника и электротехника.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние такие факторы, как:

• близость сырьевой базы;

• наличие квалифицированных кадров;

• близость транспортных узлов.

2.Среди многочисленных факторов, влияющих на классификацию
отдельных производств машиностроительного комплекса, выде­ляют
:

• материалоемкость;

• энергоемкость;

• трудоемкость;

• фондоемкость;

• потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов обусловливают деление машиностроения:

• на тяжелое;

общее;

среднее.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отрас­лям с большим потреблением металла, электроемкостью и ма­лой трудоемкостью.

К тяжелому машиностроению относят производство:

• металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупного энергетического, подъемно-транспортного оборудования;

• кузнечно-прессовых машин;

• тяжелых станков;

• крупных морских и речных судов;

• крупных автомобилей;

• кранов;

• локомотивов и вагонов.

Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степе­ни зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, в Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бас­сейна, расположенного в этом же регионе.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение.

Оно представленное производ­ством:

• мощных паровых турбин и генераторов;

• гидротурбин и паровых котлов;

• двигателей для морских и речных судов.

Энергетическое машиностроение размещается преимуществен­но в крупных центрах развитого машиностроенияпри наличии высококвалифицированных кадров.

Крупнейшими центрами по производству продукции энергетиче­ского машиностроения являются:

турбин для гидроэлектростанций:

• завод "Металлический завод" (Санкт-Петербург);

• завод "Электросила" (Санкт-Петербург);

паровых котлов:

• завод "Красный котельщик" (Таганрог), производящий по­ловину всех паровых котлов страны;

Белгородский завод "Энергомаш";

атомных реакторов:

• заводы Санкт-Петербурга;

. завод "Атоммаш" (Волгодонск).

В развитых центрах энергетического машиностроения получи­ло развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования.

Такие станки выпускаются неболь­шими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения:

• судостроение;

• производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным пор­там.

Основные центры морского судостроения сформирова­лись на побережье Балтийского моря (Санкт-Петербург, Вы­борг). Они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов.

На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях:

. Волге;

• Оби;

• Енисее;

• Амуре.

Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО "Красное Сормово" выпускают суда различного класса. Речные суда сходят со стапелей Волго­града, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения.Современные электрово­зы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разно­образные конструкционные материалы, но и оснащены сложным оборудованием.

Центрами железнодорожного машиност­роения являются:

• Коломна — пассажирские тепловозы;

• Новочеркасск — электровозы;

• Муром — маневровые тепловозы;

• Демихов — пригородные электропоезда.

• Брянск — пассажирские вагоны;

• Тверь — пассажирские вагоны и двухъярусные вагоны для пе­ревозки автомобилей;

• Санкт-Петербург и Мытищи — вагоны для метрополитена;

• Абакан — грузовые вагоны и железнодорожные цистерны.

3.

Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования:

• для нефтеперерабатывающей;

• химической;

• лесной;

• строительной отраслей промышленности;

• дорожных и сельскохозяйственных машин.

Предприятия этой группы широко размещены по территории России и ориентируются на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение подразделяется:

• на автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков);

• производство типологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса.Эти от­расли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и раз­мещаются в районах, располагающих высококвалифициро­ванной рабочей силой, НИОКР.

Например, авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики).

Широко известны в мире такие российские фирмы, как:

• "Сухой";

• "МиГ;

• "Береев";

• "Туполев";

• "Камов";

• "Миль";

• "Ильюшин" и др.

В Москве, Воронеже, Смоленске размешаются многочислен­ные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летатель­ных аппаратов.

Значительное развитие эта отрасль получила и в Поволжском и Волго-Вятском экономических районах (Ка­зань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение.Предприятия автомобильной промыш­ленности построены во многих регионах России.

Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3—6 т) выпускают Мос­ковский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузо­подъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.

Набережные Челны).

Основными центрами производства автомобилей являются:

высококлассных легковых автомобилей:

• Москва;

• Нижний Новгород;

автомобилей среднего класса и малолитражных:

• Москва;

• Тольятти;

• Ижевск;

микролитражных автомобилей:

• Серпухов;

• Набережные Челны;

• Елабуга.

Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицын).

В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону, Калининграде, а затем и в Калуге, Ленин­градской области, Санкт-Петербурге.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.

д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения.Большое развитие станкостроение полу­чило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения — Москвой и Санкт-Петербургом, оно получило развитие в Поволжье и на Урале.

Одной из главных задач развития машиностроительного ком­плекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, произ­водство вычислительной техники.

Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР.

По сравнению с импортными това­рами машиностроительная продукция нашей страны имеет бо­лее низкое качество и потому часто неконкурентоспособна на мировом рынке (кроме авиационной, космической, военной техники).

Предыдущая1234567891011Следующая

Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1796;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Машиностроение в Санкт-Петербурге

Поиски машиностроения закончились, у нас Вы найдёте Машиностроение Санкт-Петербурга, найти Машиностроение на карте Санкт-Петербурга.

Телефоны, время работы и адреса машиностроения Санкт-Петербурга.

Планар

Адрес офиса:

Санкт-Петербург, просп.

Крупнейшие центры машиностроения в России

Энгельса, 27

Телефоны для связи:

+7 (812) 643-34-77

Сайт компании:

НеВаНи

Адрес офиса:

Санкт-Петербург, ул. Якорная, 13, оф.

Телефоны для связи:

+7 (911) 124-06-44, +7 (905) 888-00-05

Сайт компании:

АРТ-Текс

Адрес офиса:

Санкт-Петербург, Новоизмайловский просп., 3

Телефоны для связи:

+7 (988) 225-86-86

Сайт компании:

Басфор

Адрес офиса:

Санкт-Петербург, просп.

Сизова, 14, литера А, оф. 20

Телефоны для связи:

+7 (964) 342-01-09, +7 (812) 642-01-09

Сайт компании:

басфор.рф

Ктр приводная техника

Адрес офиса:

Санкт-Петербург, 6-й Верхний пер., 12, литер А, БЦ Интеркрос, эт. 2, оф. 229

Телефоны для связи:

+7 (812) 383-51-20

Сайт компании:

Силовые машины

Адрес офиса:

Санкт-Петербург, Московский просп., 158

Телефоны для связи:

+7 (812) 388-18-14, +7 (812) 387-44-77

Сайт компании:

Эвоинком

Адрес офиса:

Санкт-Петербург, просп.

Трамвайный, 12, литера А, корп.2

Телефоны для связи:

+7 (812) 922-84-17

Сайт компании:

Колоссальная территория России делает тракторостроение в нашей стране той промышленной отраслью, которой не страшны никакие кризисы. Эти специализированные машины требуются в сельском хозяйстве (основное предназначение), дорожном и гражданском строительстве, на добывающих предприятиях – горно-рудных, нефтяных и газовых.

А поскольку работы в этих областях просто непочатый край, продукция тракторостроения будет всегда пользоваться спросом, а, значит, заводы, её выпускающие, ждут хорошие перспективы роста.

Положительная динамика в тракторостроении

Позитивные тенденции в отрасли являются не просто ожиданиями, а действующим трендом.

Так, по сведениям Ассоциации Росагромаш, I квартал 2017 года отечественное тракторостроение завершило существенным ростом по сравнению с прошлогодними показателями. Выпуск продукции увеличился на 40%.

География машиностроения России

Рост в абсолютном денежном выражении составил чуть выше 27 млрд. рублей.

Производство тракторов выросло, прежде всего, в сегменте сельхозтехники. Важную роль в увеличении объёмов сыграла государственная Программа субсидирования производителей сельскохозяйственного оборудования, которая была принята в 2012 году и действует до сих пор. Строительные и дорожные машины показывают не такие успехи, как тракторы для аграрного сектора, но и здесь динамика в целом положительная.

Основные центры тракторостроения в России: состояние и перспективы

На сегодняшний день функционирует несколько центров тракторостроения в России.

Пятёрку флагманов составляют следующие предприятия:

  • ЧТЗ «Уралтрак» (г. Челябинск);
  • ВгТЗ (г. Волгоград);
  • КЗ (г. Киров);
  • ПТЗ (г. Санкт-Петербург);
  • АТЗ «Гранд» (г.

    Барнаул).

Кроме того, тракторы выпускаются предприятиями во Владимире, Петрозаводске, Орске. Эти заводы по объёмам не могут конкурировать с первой пятёркой, но, тем не менее, свой вклад в отечественное тракторостроение вносят.

Специализации тракторных заводов

Специфика этой машиностроительной отрасли такова, что ни один производитель не может выпускать всю линейку тракторов.

Поэтому каждое предприятие специализируется на выпуске своей продукции. Например, Волгоградский тракторный производит, в основном, гусеничные машины, а Челябинский «Уралтрак» выпускает оборудование для нефтяников и горно-добывающей промышленности. Со стапелей Кировского завода сходит сельхозтехника для распашки больших площадей, а в Петрозаводске делают машиностроительную продукцию для лесной промышленности.

В связи с изложенным тракторостроению присуща одна особенность – в отрасли практически отсутствует конкурентная борьба, поскольку не может колёсный кировец спорить по функциональности с гусеничным волгоградцем – очень разные это машины.

При этом следует понимать, что конкуренция всё же существует, но она наблюдается не в производственной, а рыночной плоскости, где наши производители вынуждены соревноваться с зарубежными компаниями, в первую очередь, китайскими, японскими и американскими.

Приоритетное направление

И эта конкурентная борьба вырисовывает приоритет в развитии каждого центра тракторостроения в России – независимо от его специализации.

Приоритетное направление состоит в повышении производительности выпускаемой техники за счёт оснащения её электронными системами и средствами автоматизации. Для этого в их конструкции необходимо вводить новые элементы, активно использовать гидравлику, пневматические устройства.

Другим приоритетом является повышение экономичности. Мы привыкли к тому, что мощные тракторы потребляют топливо едва ли не цистернами, и готовы мириться с этим, оправдывая высокое потребление горючего значительными мощностями, которые могут выдавать отечественное оборудование.

Вместе с тем зарубежная техника демонстрирует более высокий КПД. Импортное оборудование, равное нашему по мощности, потребляет солярки в разы меньше.

Повышение производительности в сочетании со снижением потребления топлива может вывести продукцию российского тракторостроения в один ряд с иностранными предложениями.

Именно над решением этих задач сосредоточены конструкторские бюро всех российских тракторных заводов.

В заключение повторимся – Россия огромная страна со специфическими природными условиями. Освоение территорий требует большого количества тракторной техники. Поэтому спрос на неё всегда будет достаточным для того, чтобы тракторостроение чувствовало себя уверенно.

Плюс к тому, не будем забывать о том, что при необходимости тракторные предприятия смогут в одночасье перейти на выпуск военной техники, что гарантирует полную загрузку производственных мощностей и, как следствие, хорошие перспективы для всех центров тракторостроения в России.

Машиностроительный и металлургический комплекс

Машиностроительный комплекс.

Машиностроение России

Машиностроительный комплекс является самым сложным по своей производственно-отраслевой и организационно-управленческой структуре, он включает машиностроение (в том числе энергетическое машиностроение, станкостроение и инструментальную промышленность, приборостроение, транспортное машиностроение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования) и металлообработку.

В зависимости от технологических особенностей производства выделяют тяжелое, общее, среднее, точное и сложное машиностроение, различающиеся материалоемкостью, трудоемкостью и наукоемкостью.

Машиностроение – важнейшая отрасль экономики России, от уровня развития которой в той или иной мере зависит состояние всех других отраслей.

Машинотсхническая продукция, являясь основным видом средств производства, остается структурно определяющим фактором развития любой экономики. В 1990-е годы объем производства в отрасли резко сократился, ее доля в структуре промышленного производства упала, в настоящее время она составляет 22% (на 2013 г.). Снизилась конкурентоспособность отечественного машиностроения не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Невысокая инвестиционная привлекательность машиностроительного комплекса ограничивает его развитие в условиях рыночной экономики.

Значимость машиностроительного комплекса для территориальной организации населения трудно переоценить.

Это самые распространенные в территориальном отношении предприятия, встречающиеся почти в каждом населенном пункте. Машиностроительные предприятия – необходимое звено любого промышленного комплекса. При этом в отрасли крайне высок уровень концентрации: свыше 50% его продукции дают всего 10 регионов: Самарская область, Москва и Московская область, Нижегородская, Ульяновская и Челябинская области, Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская и Новосибирская области.

Характерной особенностью машиностроительного комплекса является широкое развитие межотраслевых и внутриотраслевых связей в рамках производственного кооперирования, распространение интеграционных структур. В отрасли созданы многочисленные производственные и научно-производственные объединения.

Для машиностроительного комплекса характерна достаточно глубокая специализация, в том числе предметная, подетальная и технологическая.

Это вызывает увеличение числа предприятий-смежников, расположенных в других городах и регионах, усложнение связей.

Велика роль машиностроения в деконцентрации производства и населения путем перераспределения производственных мощностей и рабочей силы внутри урбанизированных ареалов. С точки зрения рационального использования трудовых ресурсов подетально и технологически специализированные предприятия выгодно размещать в небольших городах и поселках городского типа с более дешевой рабочей силой.

Самые широкие связи по сбыту готовой продукции имеют отрасли предметной специализации.

Российское машиностроение недостаточно сбалансировано по структуре производства, его специализация не всегда ориентирована на удовлетворение внутренних потребностей регионов, что вызывает дополнительные затраты на транспортировку. Так, основная часть продукции машиностроения, производимая в восточных районах, вывозится в европейскую часть, в то же время 60% потребностей восточных районов в машиностроительной продукции удовлетворяется за счет ее ввоза.

Металлургический комплекс.

Металлургия относится к числу важнейших базовых отраслей экономики и занимает видное место в промышленном производстве России, выпуская 18% промышленной продукции. В металлургическом ; комплексе занято около 10% промышленно-производственного персонала.

Это в значительной степени экспортно-ориентированная отрасль, в середине 1990-х годов Россия вышла на первое место в мире по экспорту металлопродукции. Металлургический комплекс включает отрасли черной и цветной металлургии. Помимо выплавки металлов и производства готового проката отрасль включает также добычу и обогащение руд. В территориальном аспекте отдельные стадии металлургического производства могут быть расчленены.

Концентрация производства в цветной металлургии крайне высока: на 10 ведущих регионов приходится почти 80% объема производства отрасли.

На первом месте по выпуску цветных ; металлов находится Красноярский край, на втором – республика Саха (Якутия), на третьем – Свердловская область. Эти три региона обеспечивают производство свыше 50% продукции отрасли. Организация производства тяжелых цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) характеризуется комбинированием , и кооперированием с другими отраслями (например, с химическими производствами, промышленностью строительных материалов).

Основной регион выплавки тяжелых металлов – Урал. Наиболее сложные территориальные сочетания различных производств возникают в процессе выплавки легких цветных металлов. В 1990-е годы произошли существенные изменения в территориальной организации алюминиевой промышленности. В настоящее время два крупнейших производителя – Красноярский и Братский алюминиевые заводы контролируют свыше половины отраслевого объема производства, еще два – Саянский и Новокузнецкий заводы стремятся к доминирующему положению в отрасли.

Остальные предприятия не играют существенной роли. Уральские алюминиевые заводы практически неконкурентоспособны вследствие неудачного размещения – с ориентацией на сырье (бокситы), а не на дешевую электроэнергию.

Черная металлургия полного цикла (производствочугуна,1 стали и готового проката) обладает большим районообразующим значением, так как притягивает многие производства тяжелой промышленности: металлоемкое машиностроение, теплоэнергетику, промышленность строительных материалов, химическую) промышленность и др.

В качестве трудозамещающих отраслей в центрах, где расположены комбинаты, формируются легкая и пищевая промышленность. Полный металлургический цикл требует, больших транспортных потоков, поэтому в районах размещениям комбинатов развивается транспорт, который является важным системообразующим фактором ТОН. Таким образом, основной формой ТОН в районах концентрации черной металлургии полного цикла являются городские агломерации на базе промышленных узлов.

Крупные комбинаты черной металлургии сосредоточены в следующих центрах: Новокузнецк, Череповец, Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Тула, Липецк и Старый Оскол.

Эти города относятся к категории крупных, являются ядром городских поселений. Территориальная организация населения в районах добычи железной руды также характеризуется преобладанием взаимосвязанных городских поселений на базе промышленных узлов. Например, в Курской области видное место занимает Железногорский промышленный узел, в Белгородской – Старооскольско-Губкинский. Передельные металлургические предприятия обычно дополняют производственный профиль городов.

Передельная металлургия развита в машиностроительных районах и центрах с ориентацией на потребителя.

Характерной особенностью российской металлургии является преобладание крупных предприятий и развитие интеграционных процессов. Многие комбинаты и заводы входят в состав холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. Например, в состав ФПГ включены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, Челябинский трубопрокатный завод.

Велико влияние отрасли на региональное развитие. Например, металлургический комбинат в Череповце стал основным фактором, повлиявшим на то, что именно этот город, а не областной центр является экономическим центром Вологодской области.

Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 571;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *